Тема 5: Повествовательная организация литературного произведения
Стр 1 из 3Следующая ⇒ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ТЕКСТА СПИСОК ТЕРМИНОВ Тема 1: Специфика словесного образа Образ – универсальная категория эстетики, характеризующая особый способ освоения действительности человеческим сознанием в чувственно воспринимаемой форме. Индивидуальный образ – в классификации по смысловой обобщенности образов это образ, созданный самобытным воображением художника и выражающий меру его оригинальности. Характерный образ – в классификации по смысловой обобщенности образов это образ, раскрывающий закономерности общественно–исторической жизни, запечатлевающий правила и обычаи, распространенные в данную эпоху в данной среде. Типичный образ – в классификации по смысловой обобщенности образов это образ, вбирающий в себя существенные особенности конкретно-исторического социума, это высшее проявление характерности, этот образ перерастает временные границы, раскрывая вечные свойства человеческой натуры. Мотив – в классификации по смысловой обобщенности образов это образ, повторяющийся в художественных произведениях одного или нескольких авторов одной эпохи и близких по литературным пристрастиям. Топос – в классификации по смысловой обобщенности образов это образ, характерный для целой эпохи или нации. Архетип – в классификации по смысловой обобщенности образов это образ, заключающий в себе наиболее устойчивые и вездесущие «схемы» или «формулы» человеческого сознания. Условность – одно из сущностных свойств искусства, принцип художественной изобразительности. Первичная условность – принцип художественной изобразительности, присущий всем произведениям искусства и проявляющийся в установке на правдоподобие.
Вторичная условность – принцип художественной изобразительности, основанный на сознательной деформации явлений и предметов действительности при его изображении в художественном произведении. Канонизированная условность – совокупность устойчивых приемов, выражение эстетических представлений о действительности в искусстве определенной эпохи или нации. Тема 2: Содержание литературного произведения Идея (идейный смысл) – эмоционально окрашенная мысль, выраженная в литературном произведении, она включает в себя направленную интерпретацию и оценку автором определенных жизненных явлений, а также воплощение философического взгляда на мир в его целостности, которое сопряжено с духовным самораскрытием автора. Проблема (от греч. «задача», «нечто, брошенное вперед») – аспект содержания произведения, на котором акцентирует свое внимание автор. Пафос (от греч. «страдание», «чувство», «страсть») – миросозерцательно значимые эмоции автора произведения, «модус художественности», воплощающий авторскую концепцию личности и характеризующий произведение как целое. Тема (от греч. «то, что положено в основу») – предмет художественного изображения (то, о чем говорится) и художественного познания (все то, что стало основой авторского интереса, осмысления и оценки). Тема 3: Событийная организация произведения Событие – всякое значимое изменение состояния героя и мира. Фабула – событийный материал, последовательность событий в их логической и хроникальной связи. Сюжет – ход событий в той последовательности, в которой их излагает автор литературного произведения и воспринимает читатель (фабула, пропущенная сквозь точку зрения автора). Мотив – устойчивая структурная схема действия. Конфликт – противоречие между действующими лицами литературного произведения.
Интрига – сложная, запутанная цепь событий и поступков персонажей. Действие – поступки персонажей эпических и драматических произведений в их взаимосвязи, составляющие важнейшую сторону сюжета. Экспозиция (от лат. изложение, объяснение) – элемент сюжета, изображение места, времени и действующих лиц до начала самого действия. Завязка – элемент сюжета, событие, являющееся началом конфликта и отправной точкой в развитии действия. Развитие действия – элемент сюжета, ход событий, определяемый разворачивающимся конфликтом. Кульминация – элемент сюжета, момент наивысшего напряжения действия. Развязка – элемент сюжета, заключительный эпизод в развитии конфликта и действия литературного произведения. Тема 4: Композиция и уровни композиции Композиция – взаимное расположение и соотнесенность элементов литературного текста, т.е. построение произведения. Посвящение – внесюжетный элемент, указание в начале произведения лица или события, в честь которого оно написано. Эпиграф (от греч. надпись, заглавие) – внесюжетный элемент, короткий текст, который помещается автором перед началом произведения. Пролог – внесюжетный элемент, вводная часть, предваряющая начало действия и представляющая читателю его предысторию. Эпилог – внесюжетный элемент, заключительная часть произведения, сообщающая о судьбах героев, причем все события эпилога происходят после завершения сюжетного действия. Вставные эпизоды – внесюжетный элемент, самостоятельные по теме и сюжету рассказы, включенные в основное повествование. Лирические отступления – внесюжетный элемент, фрагменты повествования, в которых непосредственно автор дает комментарий происходящему или переходит на темы, не связанные с развитием основного повествования. Внесценический персонаж – персонаж драматургического произведения, упоминаемый по ходу действия сценическими героями, но так и не появляющийся на сцене. Герой – действующее лицо в художественном произведении, обладающее определенностью характера, индивидуальным интеллектуальным и эмоциональным миром. Персонаж – действующее лицо в литературном произведении. Термин синонимичен понятию литературный герой. Чаще всего понятие персонаж используется по отношению к второстепенным действующим лицам.
Точка зрения – ракурс изображения событий и явлений. Тема 5: Повествовательная организация литературного произведения Несобственно-прямая речь – прием повествования, состоящий в передаче внутренней речи, строя мыслей персонажа в речи автора. Повествователь – субъект речи, от лица которого ведется повествование в эпическом произведении. Повествовательная перспектива – ракурс изображения событий, персонажей, обстановки в литературном произведении. Рассказчик – персонаж в литературном произведении, которому передается право рассказа о событиях или персонажах. Сказ – особый способ повествования, ориентированный на воспроизведение живой, устной речи; имитация импровизационного рассказа, рождающегося на глазах у читателя. Повествовательные инстанции – это члены коммуникативной цепи, по которой осуществляется передача информации от адресанта к адресату (от писателя к читателю). Повествовательные уровни – каждая пара отправителя и получателя информации. Реальный автор – повествовательная инстанция на внетекстовом уровне, реально существующий автор литературного произведения. Реальный читатель – повествовательная инстанция на внетекстовом уровне, реально существующий читатель произведения. Абстрактный автор (имплицитный автор) – повествовательная инстанция на абстрактном уровне, то организующее сознание, которое придает тексту смысл, воссоздается в сознании реального читателя. Абстрактный читатель (имплицитный читатель) – повествовательная инстанция на абстрактном уровне, отвечающая за дешифровку полученного сообщения, идеальный реципиент, который создается в сознании реального автора. Наррататор – повествовательная инстанция на уровне фиктивной коммуникативной ситуации, разновидность внутреннего адресата, явного или подразумеваемого собеседника, к которому обращена речь нарратора. Нарратор – повествовательная инстанция на уровне фиктивной коммуникативной ситуации, отвечающая за вербализацию, т.е. выражение в языковой форме художественной информации.
Эксплицитный нарратор – повествовательная инстанция на фиктивном уровне, рассказчик, принадлежащий миру художественного вымысла и ведущий повествование от первого лица. Эксплицитный наррататор – повествовательная инстанция на фиктивном уровне, реципиент, выступающий в виде персонажа. Имперсональный нарратор – повествовательная инстанция на фиктивном уровне, повествователь, ведущий повествование от третьего лица. Имперсональный наррататор – повествовательная инстанция на фиктивном уровне, реципиент, не выявленный в тексте. Актор – повествовательная инстанция на уровне романного мира, реализатор функции действия, чаще выступает в роли персонажа или одушевленных предметов, приобретших функции действующего лица.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|