Тема 8: Язык художественного произведения
Литературный язык – нормированная форма общенационального языка, воспринимаемая его носителями как образцовая. Язык художественной литературы – форма национального языка, включающая все явления общенационального языка и имеющая эстетическое значение; язык в ней является не только средством, но и объектом изображения. Анаграмма – игровой языковой прием, перестановка звуков или букв заданного слова для получения слова с новым значением. Каламбур – игровой языковой прием, обыгрывание разных значений многозначного слова или омонимов. Палиндром – игровой языковой прием, слово, словосочетание или предложение, которое одинаково читается слева направо и справа налево. Парономазия (паронимическая аттракция) – игровой языковой прием, притяжение слов по звуковому подобию; соседство в определенном контексте близких по звучанию, но разных по значению слов. Троп – семантически двуплановое употребление слова, в котором одновременно реализуются два значения – прямое и переносное. Сравнение – сближение двух явлений с целью пояснения одного с помощью другого. Эпитет – художественное, образное определение предмета или явления. Метафора – троп, перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства. Олицетворение – троп метафорического ряда, уподобление неживого живому. Катахреза – троп метафорического ряда, метафора, не ощущаемая как прием (или слишком привычная, или слишком непривычная); сочетание в рамках одного речевого оборота слов, несовместимых по значению, но при этом не являющихся антонимами. Реализованная метафора – троп метафорического ряда, буквальное понимание значений слов, составляющих метафору.
Развернутая метафора – троп метафорического ряда, распространение метафорического образа на нескольких фраз или на все произведение. Эмблема – троп метафорического ряда, это зримая, овеществленная метафора, возникающая в результате неожиданного сближения, сопоставления явлений и понятий. Символ – троп метафорического ряда, слово или предмет, условно обозначающие сущность какого–либо явления. Аллегория – троп метафорического ряда, иносказание, изображение отвлеченного, абстрактного понятия в конкретном, овеществленном образе. Метонимия – троп, в основе которого лежит перенос по смежности между компонентами тропа. Синекдоха – троп метонимического ряда, метонимия, основанная на количественных соотношениях. Перифраз – троп метонимического ряда, развернутая метонимия, замена названия предмета описанием его самых существенных сторон и свойств. Эвфемизм – троп метонимического ряда, метонимическая замена грубого или вульгарного выражения более вежливым, изысканным, смягченным. Ирония – троп, основанный на применении контраста, выражающий насмешку, иносказание, когда слово или высказывание обретает в контексте речи значение, противоположное буквальному смыслу (издевательство под маской одобрения). Гипербола – троп, основанный на применении контраста, художественное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета. Литота – троп, основанный на применении контраста, обратный гиперболе, преуменьшение признака предмета. Инверсия – стилистическая фигура связности (группа фигур разъединения), нарушение привычного, естественного для данного языка порядка слов. Парцелляция – стилистическая фигура связности (группа фигур разъединения), разделение единого по смыслу высказывания на несколько самостоятельных, обособленных предложений. Асидентон – стилистическая фигура связности (группа фигур разъединения), бессоюзие, построение предложения, в котором однородные члены связываются без помощи союзов.
Вставка – стилистическая фигура связности (группа фигур разъединения), вводная или пояснительная конструкция, которая синтаксически не связана с остальными ленами предложения (в скобках). Синтаксический параллелизм – стилистическая фигура связности (группа фигур объединения), тождественное или грамматически сходное построение смежных фрагментов художественного текста. Полисидентон – стилистическая фигура связности (группа фигур объединения), многосоюзие, построение предложения, в котором однородные члены связываются при помощи повторяющихся союзов. Хиазм – стилистическая фигура связности (группа фигур объединения), обращенный синтаксический параллелизм: последовательность синтаксических элементов первой строчки в зеркальном отражении представлена во второй. Эллипсис – стилистическая фигура протяженности (группа фигур убавления), пропуск слова, значение которого легко восстанавливается из контекста. Анафора – стилистическая фигура протяженности (группа фигур добавления), единоначалие, повтор слова или группы слов в начале нескольких стихов, строф, фраз. Эпифора – стилистическая фигура протяженности (группа фигур добавления), повтор слова в конце смежных стихов, строф или фраз. Анадиплосис (стык) – стилистическая фигура протяженности (группа фигур добавления), повтор последнего слова или сочетания слов в начале следующего. Антанаклосис – стилистическая фигура протяженности (группа фигур добавления), в которой слово повторяется два и более раз, но каждый раз в новом значении. Симплока – стилистическая фигура протяженности (группа фигур добавления), повтор начального и конечного слова или сочетания слов в смежных стихах (анафора + эпифора); повтор середины строки. Рефрен – стилистическая фигура протяженности (группа фигур добавления), стих, повторяющийся после каждой строфы или их определенного сочетания. Плеоназм – стилистическая фигура протяженности (группа фигур добавления), неоправданное многословие, употребление слов, излишних для выражения мысли.
Гомеотелевт – стилистическая фигура протяженности (группа фигур добавления), соединяющая слова с одинаковой финальной частью. Полиптотон – стилистическая фигура протяженности (группа фигур добавления), многопадежие, повторение различных падежных (временных) форм одного и того же слова. Тавтология – стилистическая фигура протяженности (группа фигур добавления),повторение одних и тех же или близких по смыслу и звучанию (часто однокоренных) слов. Анаколуф – стилистическая фигура протяженности (группа фигур добавления), синтаксическая несогласованность членов предложения, грамматическая «ошибка», используемая в художественной речи как выразительный прием. Оксюморон – стилистическая фигура протяженности (группа фигур добавления), сочетание противоположных по смыслу понятий в одном художественном образе. Амплификация – стилистическая фигура протяженности (группа фигур добавления), повтор однородных элементов, при котором точности словоупотребления предпочитаются разнообразные выражения. Антитеза – стилистическая фигура протяженности (группа фигур добавления), противопоставление не только общеязыковых антонимов, но и слов, которые в конкретном контексте становятся антонимами. Градация – стилистическая фигура значимости (группа фигур выделения), цепь понятий или определений с постепенным нарастанием значимости (климакс) или убыванием (антиклимакс). Риторический вопрос – стилистическая фигура значимости (группа фигур выделения), поэтический оборот, в котором эмоциональная значимость высказывания подчеркивается вопросительной формой, хотя на этот вопрос ответа не требуется.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|