Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 10: Речь прозаическая и стихотворная




Проза – тип текста, лишенный метрической организации и членения на метрические отрезки.

Верлибр (свободный стих) – это стих, отличающийся от прозы только заданной расчлененностью на стихи и свободный от правильного ритма и рифмы.

Метрическая проза – тип прозаического текста, отличающийся четкой ритмической организацией, но не имеющий членения на отдельные метрические отрезки.

Анжанбеман (перенос) – перенос стихотворной строки на следующую при несовпадении синтаксического и метрического членения текста.

Белый стих – стихотворный текст, имеющий четкую ритмическую организацию, но лишенный рифмы

Вольный стих – стихотворный текст, в котором стихи различаются количеством стоп одного и того же метра.

Акростих – стихотворение, в котором первые буквы стихов (или строф) складываются в определенный осмысленный порядок.

Тема 9: Строение стиха

Метр (от греч. metron – мера, размер) – общая схема упорядоченного расположения элементов стиха.

Ритм (от греч. rhytmos – стройность, соразмерность) – периодическое повторение элементов стиха через определенные промежутки; реализация метра в конкретном звуковом строении стихотворной строки.

Стих – соизмеримые отрезки текста, отдельные стихотворные строки.

Стопа – сочетание икта и междуиктового интервала определенной длительности.

Клаузула (от лат. clausula – заключение) – стиховое окончание: последний ударный слог в стихе и все последующие за ним слоги.

Анакруза (от греч. anacrusis – отталкивание назад) – безударные слоги (слабое место) в начале стиха до первого ударного.

Контрастирующая анакруза – тип анакрузы, в которой количество безударных слогов может колебаться от 0 до 2 слогов.

Переменная анакруза – тип анакрузы, в которой количество безударных слогов может колебаться.

Компенсирующая (скользящая) анакруза – тип анакрузы, в которой количество безударных слогов может колебаться от 0 до 1 или от 1 до 2 слогов.

Эпикруза – безударные слоги, следующие в конце стиха после последнего ударного слога (икта).

Корпус стиха – часть стиха от первого ударного слога (икта) до клаузулы.

 

Тема 11: Система стихосложения

Стихосложение (версификация) – это способ организации звукового строения речи, по которому речь делится на две большие категории – стихи и прозу.

Метрическая система стихосложения – тип организации звукового строения речи, основанный на соизмеримости стихов, в которых звуки различаются по долготе.

Хорей – тип самостоятельной двусложной стопы, в которой сильное место приходится на первый слог.

Ямб – тип самостоятельной двусложной стопы, в которой сильное место приходится на последний слог.

Дактиль – тип самостоятельной трехсложной стопы, в которой сильное место приходится на первый слог.

Амфибрахий – тип самостоятельной трехсложной стопы, в которой сильное место приходится на второй слог.

Анапест – тип самостоятельной трехсложной стопы, в которой сильное место приходится на третий слог.

Спондей – тип вспомогательной двусложной стопы, в которой два сильных места (дополнительное метрическое ударение).

Пиррихий – тип вспомогательной двусложной стопы, в которой отсутствует сильное место (пропуск метрического ударения).

Трибрахий – тип вспомогательной трехсложной стопы, в которой отсутствует сильное место (пропуск метрического ударения).

Тримакр – тип вспомогательной трехсложной стопы, в которой три сильных места.

Амфимакр – тип вспомогательной трехсложной стопы, в которой сильное место приходится на первый и третий слоги.

Бакхий – тип вспомогательной трехсложной стопы, в которой сильное место приходится на второй и третий слоги.

Антибакхий – тип вспомогательной трехсложной стопы, в которой сильное место приходится на первый и второй слоги.

Пеон – тип самостоятельной четырехсложной стопы, в которой сильное место может приходиться на первый (пеон I), второй (пеон II), третий (пеон III) или четвертый (пеон IV) слоги.

Цезура (от лат. «разрез») – постоянный словораздел внутри строки, повторяющийся из стиха в стих и облегчающий восприятие его ритма (пауза внутри строки).

Логаэд (от греч. «прозопесня») – тип стиха, состоящего из разнородных стоп, но в твердой постоянной последовательности (расположение ударений повторяется не из стопы в стопу, а из стиха в стих).

Гекзаметр – стих, состоящий из шести стоп дактиля с женской клаузулой и цезурой в пределах третьей стопы.

Пентаметр – несамостоятельный стих, состоящий из шести стоп дактиля с мужской клаузулой, цезурой в пределах третьей стопы и обязательным стяжением безударных слогов на цезуре.

Силлабическая система стихосложения - тип организации звукового строения речи, основанный на соизмеримости строк по количеству слогов.

Акцентная константа – в силлабической системе стихосложения фиксированное метрическое ударение в стихе.

Силлабо–тоническая система стихосложения - тип организации звукового строения речи, основанный на равномерном чередовании ударных и безударных слогов.

Правило альтернанса – правило, определяющее возможное расположение стихов с различным типом клаузулы в строфоиде и требующее, чтобы нерифмующиеся стихи с одинаковым окончанием не стояли рядом.

Дольник – переходный размер от силлабо-тонической системы стихосложения к тонической, формирующийся на основе трехсложных размеров при стяжении безударных слогов и различением в междуиктовых интервалах в один слог.

Тактовик – переходный размер от силлабо-тонической системы стихосложения к тонической с различием в междуиктовых интервалах в два слога.

Тоническая система стихосложения - тип организации звукового строения речи, основанный на соизмеримости строк по количеству ударных слогов.

Тонический (акцентный) стих – тип стиха, лишенный метра и основанный на счете ударных слогов при произвольном количестве безударных (количество слогов в междуиктовом интервале может колебаться от 0 до 8).

 

Тема 12: Рифмика

Звукопись – использование звукового состава слов с целью звукоподражания, подчеркивания выразительных возможностей, музыкальности поэтической речи.

Аллитерация – повтор одинаковых или сходно звучащих согласных, используемый обычно для звуковой выразительности, но обладающий и изобразительными возможностями.

Рифма – регулярный звуковой повтор, несущий организующую функцию в метрической, строфической и смысловой композиции стихотворения (созвучие стиховых клаузул).

Концевая рифма – вид рифмы по месту в стихе, в которой созвучны стиховые клаузулы.

Начальная рифма – вид рифмы по месту в стихе, в которой созвучны начальные в стихе слова.

Внутренняя рифма – вид рифмы по месту в стихе, в которой рифмы внутри строки ограничиваются фиксированными, предсказуемыми местами.

Левосторонняя рифма – вид рифмы, в которой созвучны звуки, расположенные до (слева) последнего ударного слога.

Мужская рифма – вид рифмы с мужской клаузулой.

Женская рифма – вид рифмы с женской клаузулой.

Дактилическая рифма – вид рифмы с дактилической клаузулой.

Гипердактилическая рифма – вид рифмы с гипердактилической клаузулой.

Точная рифма – вид рифмы по звуковому строению, в которой совпадают все гласные и согласные звуки.

Богатая рифма – вид точной рифмы, в которой совпадают опорные согласные.

Бедная рифма – вид точной рифмы, в которой не совпадают опорные согласные.

Йотированная рифма – вид точной рифмы, в которой может отсекаться конечный j.

Неточная рифма – вид рифмы по звуковому строению, в которой могут не совпадать гласные или согласные звуки.

Усеченная рифма – вид неточной рифмы, в которой может отсутствовать конечный согласный.

Приблизительная рифма – вид неточной рифмы, в которой не совпадают безударные гласные звуки.

Неравносложная рифма – вид неточной рифмы, которая образована разным количеством слогов.

Ассонанс – в широком смысле – понятие, означающее всякую неточную рифму, в узком – вид рифмы, в которой между согласными звуками рифмующихся слов созвучие ограничивается совпадением только ударных гласных.

Диссонанс (консонанс) (от франц. «разнозвучие) – вид неточной рифмы, в которой различаются ударные гласные.

Омонимическая рифма – вид рифмы по лексическому составу, в которой рифмующиеся слова омонимы.

Тавтологическая рифма – вид рифмы по лексическому составу, в которой слово рифмуется с самим собой.

Панторифма (от греч. «все-рифма») – вид рифмы, в которой рифмуются все звуки рифмующихся строк.

Сквозная рифма – вид рифмы, в которой рифмуются все слова рифмующихся строк

 

Тема 13: Строфика

Строфа – группа стихов, объединенных каким-либо формальным признаком, повторяющимся периодически.

Астрофический стих (стих с вольной рифмовкой) – группа стихов, сохраняющих естественную целостность со свободным неупорядоченным чередованием строк.

Холостой стих – отдельный нерифмующийся стих внутри строфы.

Монорим – тип строфы, в котором все стихи имеют одну рифму.

Моностих – тип строфы, состоящей из одного стиха.

Александрийский стих – тип стиха в силлабической системе стихосложения, французский двенадцатисложник с цезурой после шестого слога, женской клаузулой и парной рифмовкой (к этому типу приравнивается русский шестистопный ямб).

Элегический дистих – тип строфы в метрической системе стихосложения, образованный сочетанием строк, написанных гекзаметром и пентаметром.

Терцет – вид строфы из трех стихов, имеющих одну рифму или последний стих холостой.

Терцина – вид строфы из трех стихов, рифмующихся по схеме aba bcb cdc ded e.

Катрен – вид строфы, включающей четыре стиха с различными типами рифмовки.

Октава – вид строфы из 8 стихов с рифмовкой abababcc – «тосканская октава», abababab – «сицилианская».

Одическая строфа – вид строфы из 10 стихов с рифмовкой ababccdeed.

Онегинская строфа – вид строфы из 14 стихов с рифмовкой ababccddeffekk.

Сонет – твердая стихотворная форма из 14 стихов: «итальянский» сонет – abab abab cdc dcd; «французский» сонет – abab abab ccd eed или abba abba ccd ede; «английский» - abba abba cddc ee или abab abab cdcd ee.

Венок сонетов – цикл из 15 сонетов: в 14 сонетах первый стих повторяет последний стих предыдущего, а вместе эти повторяющиеся стихи складываются в пятнадцатый сонет – магистрал.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...