Тема 10: Речь прозаическая и стихотворная
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Проза – тип текста, лишенный метрической организации и членения на метрические отрезки. Верлибр (свободный стих) – это стих, отличающийся от прозы только заданной расчлененностью на стихи и свободный от правильного ритма и рифмы. Метрическая проза – тип прозаического текста, отличающийся четкой ритмической организацией, но не имеющий членения на отдельные метрические отрезки. Анжанбеман (перенос) – перенос стихотворной строки на следующую при несовпадении синтаксического и метрического членения текста. Белый стих – стихотворный текст, имеющий четкую ритмическую организацию, но лишенный рифмы Вольный стих – стихотворный текст, в котором стихи различаются количеством стоп одного и того же метра. Акростих – стихотворение, в котором первые буквы стихов (или строф) складываются в определенный осмысленный порядок. Тема 9: Строение стиха Метр (от греч. metron – мера, размер) – общая схема упорядоченного расположения элементов стиха. Ритм (от греч. rhytmos – стройность, соразмерность) – периодическое повторение элементов стиха через определенные промежутки; реализация метра в конкретном звуковом строении стихотворной строки. Стих – соизмеримые отрезки текста, отдельные стихотворные строки. Стопа – сочетание икта и междуиктового интервала определенной длительности. Клаузула (от лат. clausula – заключение) – стиховое окончание: последний ударный слог в стихе и все последующие за ним слоги. Анакруза (от греч. anacrusis – отталкивание назад) – безударные слоги (слабое место) в начале стиха до первого ударного. Контрастирующая анакруза – тип анакрузы, в которой количество безударных слогов может колебаться от 0 до 2 слогов.
Переменная анакруза – тип анакрузы, в которой количество безударных слогов может колебаться. Компенсирующая (скользящая) анакруза – тип анакрузы, в которой количество безударных слогов может колебаться от 0 до 1 или от 1 до 2 слогов. Эпикруза – безударные слоги, следующие в конце стиха после последнего ударного слога (икта). Корпус стиха – часть стиха от первого ударного слога (икта) до клаузулы.
Тема 11: Система стихосложения Стихосложение (версификация) – это способ организации звукового строения речи, по которому речь делится на две большие категории – стихи и прозу. Метрическая система стихосложения – тип организации звукового строения речи, основанный на соизмеримости стихов, в которых звуки различаются по долготе. Хорей – тип самостоятельной двусложной стопы, в которой сильное место приходится на первый слог. Ямб – тип самостоятельной двусложной стопы, в которой сильное место приходится на последний слог. Дактиль – тип самостоятельной трехсложной стопы, в которой сильное место приходится на первый слог. Амфибрахий – тип самостоятельной трехсложной стопы, в которой сильное место приходится на второй слог. Анапест – тип самостоятельной трехсложной стопы, в которой сильное место приходится на третий слог. Спондей – тип вспомогательной двусложной стопы, в которой два сильных места (дополнительное метрическое ударение). Пиррихий – тип вспомогательной двусложной стопы, в которой отсутствует сильное место (пропуск метрического ударения). Трибрахий – тип вспомогательной трехсложной стопы, в которой отсутствует сильное место (пропуск метрического ударения). Тримакр – тип вспомогательной трехсложной стопы, в которой три сильных места. Амфимакр – тип вспомогательной трехсложной стопы, в которой сильное место приходится на первый и третий слоги. Бакхий – тип вспомогательной трехсложной стопы, в которой сильное место приходится на второй и третий слоги.
Антибакхий – тип вспомогательной трехсложной стопы, в которой сильное место приходится на первый и второй слоги. Пеон – тип самостоятельной четырехсложной стопы, в которой сильное место может приходиться на первый (пеон I), второй (пеон II), третий (пеон III) или четвертый (пеон IV) слоги. Цезура (от лат. «разрез») – постоянный словораздел внутри строки, повторяющийся из стиха в стих и облегчающий восприятие его ритма (пауза внутри строки). Логаэд (от греч. «прозопесня») – тип стиха, состоящего из разнородных стоп, но в твердой постоянной последовательности (расположение ударений повторяется не из стопы в стопу, а из стиха в стих). Гекзаметр – стих, состоящий из шести стоп дактиля с женской клаузулой и цезурой в пределах третьей стопы. Пентаметр – несамостоятельный стих, состоящий из шести стоп дактиля с мужской клаузулой, цезурой в пределах третьей стопы и обязательным стяжением безударных слогов на цезуре. Силлабическая система стихосложения - тип организации звукового строения речи, основанный на соизмеримости строк по количеству слогов. Акцентная константа – в силлабической системе стихосложения фиксированное метрическое ударение в стихе. Силлабо–тоническая система стихосложения - тип организации звукового строения речи, основанный на равномерном чередовании ударных и безударных слогов. Правило альтернанса – правило, определяющее возможное расположение стихов с различным типом клаузулы в строфоиде и требующее, чтобы нерифмующиеся стихи с одинаковым окончанием не стояли рядом. Дольник – переходный размер от силлабо-тонической системы стихосложения к тонической, формирующийся на основе трехсложных размеров при стяжении безударных слогов и различением в междуиктовых интервалах в один слог. Тактовик – переходный размер от силлабо-тонической системы стихосложения к тонической с различием в междуиктовых интервалах в два слога. Тоническая система стихосложения - тип организации звукового строения речи, основанный на соизмеримости строк по количеству ударных слогов. Тонический (акцентный) стих – тип стиха, лишенный метра и основанный на счете ударных слогов при произвольном количестве безударных (количество слогов в междуиктовом интервале может колебаться от 0 до 8).
Тема 12: Рифмика Звукопись – использование звукового состава слов с целью звукоподражания, подчеркивания выразительных возможностей, музыкальности поэтической речи. Аллитерация – повтор одинаковых или сходно звучащих согласных, используемый обычно для звуковой выразительности, но обладающий и изобразительными возможностями. Рифма – регулярный звуковой повтор, несущий организующую функцию в метрической, строфической и смысловой композиции стихотворения (созвучие стиховых клаузул). Концевая рифма – вид рифмы по месту в стихе, в которой созвучны стиховые клаузулы. Начальная рифма – вид рифмы по месту в стихе, в которой созвучны начальные в стихе слова. Внутренняя рифма – вид рифмы по месту в стихе, в которой рифмы внутри строки ограничиваются фиксированными, предсказуемыми местами. Левосторонняя рифма – вид рифмы, в которой созвучны звуки, расположенные до (слева) последнего ударного слога. Мужская рифма – вид рифмы с мужской клаузулой. Женская рифма – вид рифмы с женской клаузулой. Дактилическая рифма – вид рифмы с дактилической клаузулой. Гипердактилическая рифма – вид рифмы с гипердактилической клаузулой. Точная рифма – вид рифмы по звуковому строению, в которой совпадают все гласные и согласные звуки. Богатая рифма – вид точной рифмы, в которой совпадают опорные согласные. Бедная рифма – вид точной рифмы, в которой не совпадают опорные согласные. Йотированная рифма – вид точной рифмы, в которой может отсекаться конечный j. Неточная рифма – вид рифмы по звуковому строению, в которой могут не совпадать гласные или согласные звуки. Усеченная рифма – вид неточной рифмы, в которой может отсутствовать конечный согласный. Приблизительная рифма – вид неточной рифмы, в которой не совпадают безударные гласные звуки. Неравносложная рифма – вид неточной рифмы, которая образована разным количеством слогов.
Ассонанс – в широком смысле – понятие, означающее всякую неточную рифму, в узком – вид рифмы, в которой между согласными звуками рифмующихся слов созвучие ограничивается совпадением только ударных гласных. Диссонанс (консонанс) (от франц. «разнозвучие) – вид неточной рифмы, в которой различаются ударные гласные. Омонимическая рифма – вид рифмы по лексическому составу, в которой рифмующиеся слова омонимы. Тавтологическая рифма – вид рифмы по лексическому составу, в которой слово рифмуется с самим собой. Панторифма (от греч. «все-рифма») – вид рифмы, в которой рифмуются все звуки рифмующихся строк. Сквозная рифма – вид рифмы, в которой рифмуются все слова рифмующихся строк
Тема 13: Строфика Строфа – группа стихов, объединенных каким-либо формальным признаком, повторяющимся периодически. Астрофический стих (стих с вольной рифмовкой) – группа стихов, сохраняющих естественную целостность со свободным неупорядоченным чередованием строк. Холостой стих – отдельный нерифмующийся стих внутри строфы. Монорим – тип строфы, в котором все стихи имеют одну рифму. Моностих – тип строфы, состоящей из одного стиха. Александрийский стих – тип стиха в силлабической системе стихосложения, французский двенадцатисложник с цезурой после шестого слога, женской клаузулой и парной рифмовкой (к этому типу приравнивается русский шестистопный ямб). Элегический дистих – тип строфы в метрической системе стихосложения, образованный сочетанием строк, написанных гекзаметром и пентаметром. Терцет – вид строфы из трех стихов, имеющих одну рифму или последний стих холостой. Терцина – вид строфы из трех стихов, рифмующихся по схеме aba bcb cdc ded e. Катрен – вид строфы, включающей четыре стиха с различными типами рифмовки. Октава – вид строфы из 8 стихов с рифмовкой abababcc – «тосканская октава», abababab – «сицилианская». Одическая строфа – вид строфы из 10 стихов с рифмовкой ababccdeed. Онегинская строфа – вид строфы из 14 стихов с рифмовкой ababccddeffekk. Сонет – твердая стихотворная форма из 14 стихов: «итальянский» сонет – abab abab cdc dcd; «французский» сонет – abab abab ccd eed или abba abba ccd ede; «английский» - abba abba cddc ee или abab abab cdcd ee. Венок сонетов – цикл из 15 сонетов: в 14 сонетах первый стих повторяет последний стих предыдущего, а вместе эти повторяющиеся стихи складываются в пятнадцатый сонет – магистрал.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|