Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нравственная система масонства .




 

Условно разделив историю возникновения масонства в России на 3 периода (первый – 1731-1762, где масонство – исключительно модное явление, пришедшее с Запада; второй – до начала 80-х годов, когда масонство воспринимается как альтернативная нравственная философия, и, наконец, третий период – до конца 90-х годов XVIII столетия, которые ознаменовали собой гибель екатерининского масонства[16]), мы остановим свое внимание на втором, так как рассматриваемая проблема, на наш взгляд, сильнее проявляется именно в это время.

По мнению Ключевского, после елизаветинского периода, который принес в русскую культуру необходимость изучать иностранные языки, в екатерининский – появилась надобность к «изящному чтению»[17]. Мода на изящное чтение и, вместе с тем, допуск к масонской литературе сделали свое дело. Для пытливого русского ума ознакомиться с бытовавшими популярными изданиями ничего не стоило. А господствовавшие просветительские настроения подготавливали почву для новой моральной концепции. Сама императрица на первых порах поощряла развитие русской общественной мысли, а, следовательно, была сопричастна с ее результатами. Одновременно протекал процесс «формирования русского национального самосознания с характерным для него чувством национальной гордости и патриотизма».16 Такие же настроения существовали и в масонских ложах в начале екатерининского правления.

«Но постепенно «нравственные преподаяния» масонства трех первых степеней перестали удовлетворять русских братьев; воспитанные вольтерьянством умы требовали иной пищи, сообразно с пробудившейся жаждой просвещения, но пища эта должна была иметь противоположный вольтерьянству, не скептически, а непременно религиозно-идеалистический характер, не разрушая, а укрепляя и разумно обосновывая врожденные начала нравственности и религиозности»[18].

Возникновение лож или их подобий повсюду свидетельствовало об относительном процветании общества, которое неизбежно отражалось в изысканных интерьерах, в элегантных одеждах, в банкетах и празднествах. Несмотря на некоторое пристрастие масонов к коллективным возлияниям (особенно в московских ложах), ложи прививали людям представления о благопристойности, формировали их характер, приучали их к дисциплине и хорошим манерам. Мастерские иногда арендовали театры для совместного просмотра спектаклей, и по свидетельству очевидцев «братья» вели себя гораздо достойнее, чем завзятые театралы. Правило, которое сегодня заставляет зрителей умолкать в театре или на концерте и слушать артистов, прокладывало себе дорогу довольно медленно, и следует признать немалую роль масонства в утверждении представлений о приличиях и сдержанности во второй половине столетия.

Но мы не будем подробно рассматривать влияние масонского учения на этикет, гораздо важнее выстроить систему масонской морали. Это поможет сделать анализ «Присяги» и «нравоучительного катехизиса»[19] русских масонов - «средства представить в самых истинных и кратких чертах все начала науки и нравственности нашего общества (т.е. масонства)»[20].

Присяга состоит из 7 «заповедей», ни одна из них не противоречит самодержавному строю и, служат они своеобразным кодексом поведения масонского христианина: упражняться в «страхе Божием», «не возмущать любви ближнего», хранить молчание, быть верным ордену, слушаться начальников, быть честным перед собранием ложи, и жить сообразно Творцу[21].

 Катехизис состоит из 40 вопросов религиозного содержания с прямыми цитатами из Библии. Весь документ пропитан «христианским духом», призывающим к смирению, аскетизму, жертвованию собой во имя Бога. Согласно документу цель ордена сходна с целью христианства, а «главное упражнение франкмасонов» - последование Иисусу Христу. Катехизис не утруждает себя пересказыванием основных идей христианства, это считается аксиомами. В соответствии с ним можно говорить и о воспитательной концепции масонства. По документу масоны стремились воспитывать своих детей, готовя их к «оному новому рождению», т.е. к посвящению в братья. В этом посвящении воспитательной целью масона было сбросить с себя «ветхого Адама» - избавиться от греха человечества. Человек должен воспитывать в себе масона, покоряясь власть имущим людям, «чтить царя» и «всех любить для Бога».

  Таким образом, концепция воспитания масонского вероучения не удалялась от христианских догматов. Основными нравственными категориями были: Бог, совесть, грех, святость, рай и т.д. Но при этом они больше говорили о «внутренней церкви», находились в своеобразном противостоянии с официальной религией, они стремились к «религии сердца», а не к религии «государства».

Все это указывает на огромную роль христианства в складывании масонского учения, и так как мы анализируем непосредственно русское масонство, будет вполне логично подробнее рассмотреть его нравственно-философскую концепцию в связи с православной ветвью христианства.  

Мистическая составляющая как христианства[22] так и масонства сходны, поскольку и то и другое являют Божественную тайну, данную Откровением или основополагающим произведением. Также сходными являются религиозные компоненты – социальный, консервативный, личный, обновляющий. Согласно западноевропейскому суждению о том, что мистика (как христианская догматическая, так и масонская) является «областью, предназначенной немногим, неким исключением из общего правила, привилегией, дарованной некоторым душам, опытно обладающим истиной, в то время как все прочие должны довольствоваться более или менее слепым подчинением догматическому учению, наложенному извне в виде принудительного авторитета»,[23] мы можем привести еще одно сходство - восточное предание никогда не проводило резкого различия между мистикой и вероучением. Попросту говоря, тайны, которые лежат в основе данных вероучений, должны восприниматься и пониматься на индивидуальном уровне, а воспринятые, они ведут к внутреннему развитию, совершенствованию личности. В противоположность гностическим учениям просветителей, масонство восточного типа всего лишь средство для достижения главной цели – соединения с Богом. Масонство, как и все эзотерические системы, можно рассматривать в их самом непосредственном соотношении с жизненной целью, достижению которой они должны были способствовать. И тогда они воспринимаются нами как основы духовной жизни[24]. Таким образом, как и православное христианство, так и русское масонство имели в высшей степени практическое применение.

С точки зрения многих авторов мораль масонства была хорошо проработана. Основу ее составили нравственное совершенствование личности на основе стремления к добру, самопознания и нравственного избегания зла. В пику вольтерьянству в масонстве существовал запрет на смех, ибо это разрушало братскую любовь. Надлежало также избегать чувственных удовольствий, чревоугодия, физической близости, смиренно сносить бедности и болезни.

Практика.

Нравственная философия масонства раскрывается в единстве теоретической и практической сторон и строится на общих принципах и конкретных правилах, предписывающих определенный образ действия.[25] К общим принципам, соответствующим различным степеням посвящения, относятся такие, как "Познай самого себя", "Убегай зла", "Стремись к добру", "Ищи в самом себе Истину". Состав конкретных правил зависел от символики лож и степеней посвящения ученика или мастера. К числу наиболее значимых правил для ученической степени, являющихся предметом размышления на любой ступени посвящения, относятся следующие: молчание, предохраняющее от осуждения ближнего и приучающее к самопознанию; благонравие, приучающее к кротости и смирению; повиновение, как нравственная предпосылка власти над самим собой и другими; деятельная любовь к ближнему, как христианская и общечеловеческая заповедь; бодрость, противостоящая унынию и формирующая бесстрашное отношение к смерти; щедрость, свидетельствующая об отсутствии привязанности к земным вещам и предписывающая совершение благодеяний в тайне, без показного благочестия; наконец, любовь к смерти, означающая каждодневное размышление о смерти и соприкосновение с ней, формирующее ощущение смерти как естественного процесса, ведущего к нравственному преображению и обожению. «На первой ступени посвящения - ученической - умирает наше "своеумие"; на второй - товарищеской - своеволие (или своенравие) и на третьей - ступени мастера - "плотский человек", вследствие чего достигается состояние обожения. Нравственная философия масонства раскрывается здесь как путь нравственного восхождения человека от тварной, греховной личности к божественной природе»[26].
 Это не значит, что масонская мораль была лишь внутри ордена. Всем внешнеполитическим событиям масоны давали оценку с позиций нравственности.

Отступлением от Бога и величайшим злом (проявлением гордыни) признали они Великую французскую революцию. Постигая ее смысл, писатели-масоны новиковского круга убеждались в невозможности распространения добра и справедливости путем насилия, они считали, что нравственное дело должно совершаться исключительно нравственным путем[27].

Говоря о масонстве в России, нельзя не упомянуть об общекультурном наследии масонов. Как утверждали сами масоны, добродетели должны были процветать и вознаграждаться именно на национальном поле.[28] Поэтому, наряду с верой в доброго царя-просветителя масоны принимали активное участие в образовательных программах.

Эта цель должна быть достигнута на путях христианского нравоучения, максимально приближенного к ее евангельскому духу. В связи с этим одной из задач масонства было издание духовных книг, "наставляющих в нравственности истинно Евангельской" (И.В. Лопухин)[29].

  Как известно, Н.И. Новиков и его единомышленники с определенной целью задумали издавать литературные журналы «Утренний свет», «Вечерняя заря», «Покоящийся трудолюбец», издаваемых Шварцем, Новиковым и Лопухиным. В этих журналах печатались как теоретические статьи, так и нравственные проповеди масонов, произносимых на заседаниях ложи. Главная цель журналов - духовное воспитание современников посредством тех литературных произведений, которые помещали в них. Вот, например, некоторые мысли масонов об идеальном правителе: он является благодетелем для подданных, не упускает ни одного дня для служения Отечеству, преодолевает в себе всяческие пороки, не отдаляется от народа, а наоборот во всех своих начинаниях опирается на его волю, не начинает войн, не забывает о своих обещаниях[30].

Одной из программных работ масонства является также сочинение И.В. Лопухина с характерным названием "Некоторые черты о внутренней церкви, о едином пути истины и о различных путях заблуждения и гибели".[31]
Как пишет исследователь масонства Ю.С. Крюкова, составившая нравственный облик масона 18 века по произведениям И.В. Лопухина, черты, присущие облику масона должны быть следующими:

1. глубокая вера в Бога

2. привнесение «Духа любви» в мирскую жизнь

3. молчание

4. смирение; глубокое самоотвержение

5. терпение

6. аскетизм

7. самопознание, умение «ощутить в себе «тму невежества» и «ненависть к порокам»

8. не должен впадать в отчаяние

9. воздержание от жизненных соблазнов[32].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...