Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Влияние розенкрейцерства, мартинизма, и иллюминатства




 

«Просветительские и педагогические стремления, в соединении с духом человеколюбия, служили двигателями Мартинистов, которые для успешнейшего достижения своих целей основали «Дружеское общество», имевшее в виду именно предметы этого рода». [33]

С 80-х годов XVIII века центр духовной жизни переместился в Москву – общественная мысль начала развиваться независимо от государственной власти. Поэтому мы встречаемся с такими явлениями как розенкрейцерство и мартинизм - учения, в основе которых лежит классическое масонство. Согласно мнению А.А. Гусейнова, розенкрейцерство является третьим и высшим этапом развития русского масонства[34].

Розенкрейцерство было доставлено в Россию И.Г. Шварцем после получения заграничного путешествия, из которого он вернулся в 1782 году[35].

Его видными представителями являлись Н.И. Новиков, И.В. Лопухин, И.Г. Шварц. Русское розенкрейцерство как масонское учение органически соединяло в себе две части: духовно-нравственную и научно-теософскую. Первая выступала против упадка нравственности и указывала пути к спасению; вторая давала ключ к самостоятельному изучению природы на основе Священного Писания.

Однако реальная, практическая деятельность розенкрейцеров 1780-х годов была связана не столько с их моральным самоусовершенствованием, сколько с усилиями братьев, направленными (прежде всего, путем массового издания книг и журналов) на просвещение русского общества и возбуждение в нем широких умственных интересов.[36]

 Н. И. Новикова же привлекала в масонстве, главным образом, его нравственная и тесно с ней связанная просветительская сторона, чему, собственно, и была посвящена вся его последующая деятельность, как при издании журналов, так и в организации общественных институтов. Еще будучи рядовым масоном в Петербурге, Новиков организовал ряд народных училищ (уже в ноябре 1777 года первое из этих училищ (Екатерининское) - при церкви Владимирской Божьей Матери, начальное народное училище - Александровское, при церкви Благовещения на Васильевском острове).[37]

Когда в конце 70-х годов он переезжает в Москву, то сталкивается с духовными исканиями московских масонов, отличными от петербургских.[38]

Педагогическая и просветительская деятельность мартинистов поразительна: уже в 1779 году было создано первое в России частное учебное заведение, готовившее учителей – Учительская или Педагогическая семинария при Московском университете.

Там же с целью анализа литературных произведений было открыто Собрание университетских питомцев -первое научно-литературное студенческое общество в России.В июне 1782 года по плану И.Г. Шварца при Московском университете на пожертвования братьев-масонов была открыта еще одна семинария или гимназия - переводческая (филологическая). Несомненным успехом была организация Дружеского ученого общества, целью которого было печатание учебных книг, а также изучение и повсеместное распространение философских, исторических, педагогических и естественнонаучных знаний или, иначе говоря, просвещения в обществе[39]. Опять же наряду с общим просветительским характером учреждений, создавались они с целью распространения масонского учения.

Но лишь ученических степеней иоанновского масонства московским мартинистам не хватало. Поэтому после получения И.Г. Шварцем теоретической степени Соломоновых наук мартинисты стремятся к высшему масонству – розенкрейцерству.

 Крупным успехом И.Г.Шварца стал переход на его сторону сразу четырех московских лож, в одночасье решивших отложиться от изрядно уже надоевшей им тамплиерской системы (Брауншвейгский ритуал) и перейти в розенкрейцерство. Это были ложи «Трех знамен»[40] (П.А.Татищев), «Озириса» (Н.Н.Трубецкой), «Латоны» (Н. И. Новиков) и «Сфинкса» (Г.П.Гагарин) [457]. В 1783 году все они официально вошли в Орден Злато-розового Креста, образовав в нем так называемый «четверной союз».

В 1784 году, еще при жизни И. Г.Шварца московские розенкрейцеры учредили еще один масонский центр - ложу теоретического градуса, или степени, как своего рода подготовительный класс или переходную ступень к масонству высших розенкрейцерских степеней.

 Бурный рост розенкрейцерского сообщества продолжался, однако, недолго и уже в 1786 году вследствие недовольства императрицы руководство ордена вынуждено было временно приостановить работы лож.

Своей задачей розенкрейцеры, как и всякое масонское сообщество, ставили моральное, нравственное совершенствование личности, работу над своей собственной душой, понимаемую ими как непрерывная борьба человека со своими страстями, или, иначе говоря, с самим собой. Цель братства, показывал Н. И. Новиков в ходе следствия, состояла в «познании Бога через познание натуры и себя самого по стопам христианского нравоучения»[41].

Практическая деятельность братьев в этом направлении сводилась к постоянным наблюдениям как за самим собой, так и за своими коллегами или, вернее, их нравственностью, а также постам, молитвам и покаяниям. Но это, так сказать, основа розенкрейцерской работы, характерная и для других направлений в масонстве. Что же касается специфической розенкрейцерской надстройки над ней, то она сводилась к усиленному изучению ими тайного знания, то есть алхимии, магии и каббалы.

Московские розенкрейцеры, констатировал Н.М.Карамзин, были «ни что иное, как христианские мистики: толковали природу и человека, искали таинственного смысла в Новом и Ветхом завете, хвалились древними преданиями, унижали школьную мудрость и прочее; но требовали истинных христианских добродетелей от своих учеников, не вмешивались в политику и ставили в закон верность своему государю. Их общество под именем масонства распространилось не только в двух столицах, но и в губерниях; открывались ложи, выходили книги масонские, мистические, наполненные загадками»[42].

Что касается иллюминатства, то о его распространении можно судить лишь в ходе допросов по делу «кружка Новикова». В литературе, посвященной исторической катастрофе екатерининского масонства, принято отмечать, что этот след, привлекавший основное внимание следствия, был ложным. Прямых свидетельств в пользу распространения «ордена иллюминатов» или каких-нибудь других тайных обществ, ставивших себе целью радикальное переустройство общества на основе радикального варианта доктрин просветителей, найдено не было[43].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...