Криминалистическая характеристика преступлений, совершаемых несовершеннолетними
Несовершеннолетние подлежат уголовной ответственности, если до совершения преступления им исполнилось шестнадцать лет. Лица, совершившие преступления в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежат уголовной ответственности за убийства, умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, изнасилование и другие преступления, перечисленные в ч.1 и ч. 2 ст. 20 УК РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 20 УК РФ, если несовершеннолетний достиг возраста, предусмотренного частями первой и второй настоящей статьи, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности. Поведение несовершеннолетнего в период подготовки, совершения и сокрытия преступления обусловлено общими психологическими качествами, присущими подростковому возрасту, и индивидуальными свойствами подростка, которые связаны с особенностями его развития, условиями жизни и воспитания. Поведение и поступки несовершеннолетних в возрасте 14—15 лет носят уже сознательно-волевой характер, однако их физическое и духовное развитие еще не завершено и это отражается на характере их действий и поступков. В подростковом возрасте происходит глубокая биологическая перестройка организма, которая влечет за собой и изменения психического развития. У несовершеннолетних в возрасте 16—17 лет процесс физического и интеллектуального развития продолжается. К 18 годам несовершеннолетний достигает той физической и духовной зрелости, которая достаточна для самостоятельной трудовой жизни. И все же, как отмечают психологи, даже к 18 годам, когда юноша начинает трудовую деятельность и может вступить в брак, наступает минимально необходимая для этого, степень физической, духовной, гражданской зрелости.
В подобном возрасте обострена боязнь прослыть «слабым», несамостоятельным. Они готовы на совершение самых невероятных поступков, лишь бы доказать свою зрелость. К концу подросткового возраста чувство взрослости приобретает своеобразный характер, оно трансформируется в своеобразное чувство самоутверждения, которое проявляется в стремлении показать свою индивидуальность, оригинальность (через утрированные моды, показное бравирование). Такое поведение окружающими нередко воспринимаются как хулиганские действия. Подростковому возрасту присуща повышенная эмоциональная возбудимость, некоторая неуравновешенность характера, которые связаны с повышенной импульсивностью и несдержанностью. Эти качества характера нередко используются взрослыми антиобщественными элементами, которые, зная возможность необдуманных поступков со стороны несовершеннолетних, выбирают подходящий момент и вовлекают их в общественно опасные деяния. Некоторым подросткам свойственны грубость, дерзость, раздражительность. Они обусловлены специфическими условиями жизни и воспитания. Следователь должен их учитывать при расследовании противоправных действий, связанных с нарушением общественного порядка, которые могут последовать из-за неправомерных действий потерпевших, непонимания некоторых моральных категорий, а также в результате переутомления несовершеннолетнего. Распространенными в этом возрасте недостатками поведения являются упрямство, лживость, которые, как и грубость, и дерзость, не свойственны подростковому возрасту, а обусловлены особенностями микросреды, в которой жил и воспитывался подросток.
Эти качества подростков чаще всего являются средством скрыть свой дурной поступок и тем самым избежать наказания. Как видно, в процессе расследования следователю необходимо ориентироваться не только на особенностях совершенного подростком преступления (его внешней стороне), но и на внутреннюю картину преступления. Психологи считают, что внутренняя картина преступления подростка зависит от уровня его правосознания, структуры личности, отношения к содеянному. Особенности совершенного преступления и внутренняя картина общественно опасного деяния находят отражение и в криминалистической характеристике преступлений. В криминалистической характеристике преступлений несовершеннолетних надо различать несколько уровней: а) общую криминалистическую характеристику преступлений, совершаемых несовершеннолетними, которая имеет значение для определения характера общественно опасного деяния; б) криминалистическую характеристику отдельных видов (групп) преступлений (имущественных, против личности); в) криминалистическую характеристику отдельных категорий преступлений (краж, грабежей и т. д.). Криминалистическая характеристика отдельных категорий преступлений, совершаемых несовершеннолетними, представляет значительный интерес, так как наиболее эффективно может быть использована в процессе расследования. Центральным элементом криминалистической характеристики является способ совершения преступления. На выбор способа совершения преступления несовершеннолетним определенную роль играют: а) черты характера, определяющие направленность личности и волевые качества (жестокость, эгоизм и т.д.); б) навыки, которые у несовершеннолетних развиты слабее, чем у взрослых; в) привычки, которые могут выступать как обстоятельства, влияющие на выбор способа совершения преступления. Элементами способа совершения преступления являются: подготовка к совершению преступления: подыскание орудий; механизм преступного посягательства; способ сокрытия преступления. В содержание подготовки к совершению преступления может входить предварительная договоренность и создание преступной группы, распределение преступных функций, подготовка орудий и необходимые, чаще всего, минимальные разведывательные действия.
Вместе с тем, при повторном совершении общественно' опасных деяний, особенно с участием ранее судимых подростков и взрослых и соучастников, доля заранее подготавливаемых преступлений увеличивается. Орудия преступления, специально подготовленные для совершения преступления, подростками применяются значительно реже, чем взрослыми (при совершении каждой третьей кражи, в одном из 8— 9 грабежей и разбойных нападений). При совершении краж с помощью технических средств чаще всего взламываются двери и окна. При грабежах и разбойных нападениях в группе — орудия (ножи, палки и т.д.) используются по каждому четвертому преступлению, при этом чаще всего применяются перочинные ножи, которые более доступны подросткам. Финские ножи изготавливаются и используются работающими подростками. При убийствах несовершеннолетние чаще всего (50 %) используют тупые орудия (колья, камни) или удары наносятся ногами, обутыми в жесткую обувь; реже применяются ножи. Выявляются определенные закономерные связи между некоторыми орудиями преступления, которые используются при убийствах, и местом совершения преступления. Так, из всех случаев убийств ножами (кухонными, хозяйственными) в 77% они совершаются в жилищах. При совершении хулиганских действий несовершеннолетние в большинстве случаев причиняют потерпевшим побои или наносят телесные повреждения руками и ногами, реже при хулиганских действиях используются ножи, палки, обрезки труб и др. Приведенный анализ орудий показывает, что: а) большинство преступлений (70—80%) совершаются без применения каких-либо орудий; если причиняются побои, телесные повреждения, то в основном они наносятся руками и но- гами; б) значительная часть с помощью предметов, имеющих различное хозяйственное значение; в) реже с помощью специально предназначенных для этого орудий или приспособленных для этих целей предметов; г) последнюю группу орудий преступления составляют предметы, случайно найденные на месте совершения преступления (колья, обрезки труб, доски и др.).
Механизм преступного посягательства при расследовании преступлений несовершеннолетних глубоко не раскрывается. Схема исследования механизма по отдельным категориям преступлений предстаддя-ется следующей: а) когда и по чьей инициативе возникло намерение совершить преступление; б) в чем заключалась подготовка к совершению преступления; г) какие действия непосредственно предшествовали преступному посягательству; д) в чем заключались действия каждого соучастника при совершении и сокрытии преступления. Механизм непосредственного совершения грабежей и разбойных нападений, используемый группами несовершеннолетних, как правило, состоит в таких приемах: а) открытый подход к потерпевшим с немедленным требованием у них вещей и денег (52%); б) подход к потерпевшему под определенным предлогом, после чего происходит насильственное изъятие ценностей и вещей (25%); в) внезапное нападение на потерпевшего (23%) Меры по сокрытию преступлений довольно элементарны: а) следы на месте преступления уничтожаются редко; б) похищенное имущество прячут в большинстве случаев в подвалах, на чердаках, в строящихся или разрушенных зданиях, в лесопосадках. Если подросток воспитывался в семье, где нет контроля за его поведением, нередко похищенное имущество прячется в квартире или в подсобных помещениях; в) средствами сокрытия преступлений являются реализация или обмен похищенного; г) при убийствах несовершеннолетние принимают меры к сокрытию, прежде всего, трупа, обычно в непосредственной близости от места убийства. Обстановка совершения преступления характеризует ситуацию, в которой действовал преступник. Анализ предмета преступного посягательства, особенно при кражах, дает возможность сразу после обнаружения преступления примерно правильно решить вопрос, не подростком ли совершено престу-гПление. Несовершеннолетние чаще всего посягают на автомототранс-порт и запчасти к ним, на фотоаппараты, транзисторные приемники, магнитофоны, видеоаппаратуру, часы, деньги, а также на другие вещи, при реализации которых можно получить деньги. Состав преступной группы нас интересует с точки зрения влияния, которое оказывает группа на поведение подростка в период подготовки и при совершении преступления. Правонарушители-одиночки ха-Гактеризуются минимальной степенью жестокости и цинизма; степень
эта повышается при совершении преступления в группе и становится максимальной в наиболее устойчивых и больших по составу группах. Еще более дерзко действует подросток в соучастии со взрослыми. Групповая преступность среди несовершеннолетних составляет в последние годы 60—70%. Среди них появляются устойчивые преступные формирования. Каждая третья группа, созданная для совершения грабежей и разбойных нападений, распадается после совершения первого преступления. Около 60—70% преступных групп состоят из 2—3 человек. Выявлены и другие закономерности в деятельности групп: чем больше состав группы, тем больше в ней взрослых, а совершающие более опасные преступления чаще всего успевают совершить значительно меньше общественно опасных деяний. Наиболее распространенными местами совершения грабежей и разбойных нападений являются подъезды и дворы, микрорайоны школ и училищ, общежития. Кражи чаще совершаются из индивидуальных домов, при этом большинство из них в дневное время или после 22 часов, грабежи и разбойные нападения с 18 до 22 часов и около 20% -— после 22 часов. Жертвами грабежей и разбойных нападений, совершаемых в дневное время, являются в большинстве своем учащиеся школ и училищ. Криминалистический анализ личности несовершеннолетнего преступника предусматривает исследование как нравственно-психологических качеств подростка, так и способ и обстановку совершения преступления, которые обусловлены привычками, потребностями и иными личностными качествами подростка. Для быстрого раскрытия преступления важное значение имеет криминалистический анализ личности потерпевшего. Объясняется это не только фактами негативного поведения некоторых из потерпевших в период, предшествующий совершению преступления, но и закономерными связями личности потерпевшего с преступником и другими элементами криминалистической характеристики преступления. Если грабежи и разбойные нападения совершаются подростками главным образом в отношении сверстников, то взрослые нападают в большинстве своем на лиц старше 21 года. Потерпевшими по делам о хулиганских действиях несовершеннолетних чаще всего бывают лица в возрасте до 20 лет.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|