Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Производство неотложных следственных действий




Успешность расследования преступлений несовер­шеннолетних во многом зависит от своевременности возбуждения уго­ловного дела. Значимость этого фактора обусловлена необходимостью: а) быстро пресекать противоправную деятельность несовершеннолет-

них, которые из-за безнаказанности нередко совершают одно за дру­гим несколько преступлений; б) предупредить создание иллюзии о безнаказанности за совершенное преступление как у них, так и у дру­гих подростков; в) недопустимость обработки подростка заинтересо­ванными лицами с целью сокрытия преступления и лиц, его совершив­ших; г) как можно раньше начать положительное воспитательное воз­действие на подростка.

Преступления несовершеннолетних чаще всего выявляются в сле­дующих криминальных ситуациях: при задержании подростка на месте преступления; когда потерпевшие или свидетели утверждают, что по внешнему виду и поведению он был, вероятней всего, несовершенно­летним или если они лично его знают; при обнаружении типичной для преступлений, совершаемых несовершеннолетними, обстановки места происшествия и следов. Во всех этих ситуациях уголовное дело возбу­ждается по факту совершенного преступления, но осмотр места происшествия и другие неотложные следственные действия произво­дятся с учетом возможного совершения преступления несовершенно­летним.

Раскрытие преступлений, совершенных несовершеннолетними, и эффективность их расследования во многом зависят от своевременно­сти и полноты проверки первичного материала и решения вопроса о начале расследования.

В соответствии со ст. 114 УПК РСФСР заявления и сообщения о совершенных подростками преступлениях могут быть направлены по подследственности только в следующих случаях (но если принять та­кое решение, то направлять эти заявления и сообщения нужно немед­ленно): а) при получении сообщения, не требующего срочной провер­ки для решения вопроса о начале расследования; б) при совершении малозначительного или не представляющего большой общественной опасности преступления и возможности применения к несовершенно­летним мер, заменяющих уголовное наказание.

Для предотвращения или пресечения преступления и закрепления его следов органы дознания, куда чаще всего поступают заявления и сообщения о совершенных несовершеннолетними преступлениях, в со­ответствии со ст. 114 УПК РСФСР могут в стадии возбуждения уго­ловного дела: а) пресечь преступление; б) установить очевидцев, по­терпевшего; в) закрепить следы преступления путем осмотра места происшествия.

В соответствии со ст. 109 УПК РСФСР по поступившим заявлени­ям и сообщениям о совершенных преступлениях могут быть истребо­ваны необходимые материалы и получены объяснения. При проверке Первичного материала конкретизируются обстоятельства исследуемого

события (время, место, способ совершения преступления), устанавли­ваются потерпевший, очевидцы, принимаются меры к пресечению пре­ступления и закреплению его следов.

При выявлении к моменту возбуждения уголовного дела несовершеннолетнего правонарушителя важное значение приобретает точное установление его возраста. Обычно трудности не возникают, когда имеется паспорт или свидетельство о рождении подростка. При недостижении возраста, с которого возможна уголовная ответствен­ность, дело должно быть возбуждено, если имеются данные о причаст­ности к общественно опасным действиям взрослых или подростков, могущих быть субъектами преступления. Уголовные дела о преступле­ниях несовершеннолетних, как правило, возбуждаются следователями органов внутренних дел.

При осмотре места происшествия надо исходить из детерминисти­ческой концепции преступного поведения, в соответствии с котррой поведение несовершеннолетнего обусловлено условиями его жизни и воспитания, свойствами и направленностью личности, конкретной си­туацией, сложившейся к моменту совершения общественно опасного деяния. В этой связи важно, чтобы при наличии признаков, свидетель­ствующих о совершении преступления несовершеннолетним, осмотр места происшествия производил следователь, специализирующийся по расследованию рассматриваемой категории преступлений. Еще Ганс Гросс советовал следователю: «Убеждайся в правдивости сообщения лично, производи личные осмотры, измерения, проверяй и соображай на месте» (Руководство для судебных следователей, как система кри­миналистики. СПб, 1908. С. 37).

Основные усилия следователя при осмотре места происшествия направляются на выявление следов, изучение обстановки в целях уста­новления, прежде всего, взрослым или подростком совершено престу­пление. Например, анализ похищенного ассортимента товаров дает ос­нование для предположительного вывода о совершении преступления подростком. Такой вывод, являясь, конечно, предварительным, сам по себе требует поиска дополнительных фактов (следствий, вытекающих из выдвинутой версии), подтверждающих или опровергающих обосно­ванность индуктивно построенной версии. Несовершеннолетние чаще всего посягают: а) на продукты, которые могут стать объектом непо­средственного потребления; б) на предметы, особо значимые для несо­вершеннолетнего в связи с интересом к моделированию, модной музы­ке; в) на мотоциклы, мопеды, велосипеды; г) на предметы молодежной моды; д) на деньги; е) на предметы «смешанного» ассортимента, в связи с требованиями взрослых или старших подростков; ж) на пред­меты, являющиеся традиционными объектами коллекционирования (марки, старые монеты и др.).

При осмотре места происшествия надо глубоко проанализировать способ совершения преступления, который более определенно отража­ет личностные качества несовершеннолетнего правонарушителя, так как он обусловлен главным образом субъективными свойствами под­ростка, отсутствием жизненного и профессионального опыта.

О причастности несовершеннолетнего к преступлению могут свидетельствовать материальные последствия, связанные с изменения­ми в обстановке места происшествия, в частности: а) незначительные по размеру следы рук и ног человека, которые обычно оставляют ма­лолетние и подростки в возрасте 14 —15 лет; б) характерная для несо­вершеннолетних этого же возраста дорожка следов: угол шага у них менее открыт; ширина шага несколько больше, чем у взрослых; в) ос­тавленные на месте происшествия личные вещи преступника; г) следы обуви, которые носят подростки (кеды, кроссовки); д) следы зубов на продуктах, по которым можно определить примерный возраст подоз­реваемого.

Если к началу осмотра места происшествия несовершеннолетний подозреваемый выявлен, следователь в процессе осмотра принимает меры к обнаружению объективных данных, подтверждающих или оп­ровергающих его участие в общественно опасном деянии. При неотри­цании подростком своей причастности к совершенному преступлению следователь решает вопрос о привлечении несовершеннолетнего к ос­мотру места происшествия.

Важно к началу осмотра места происшествия выявить ассортимент и количество похищенных товаров. Это дает возможность с опреде­ленной степенью вероятности выявить количественный состав пре­ступной группы. О физической силе преступника можно судить по способам проникновения в помещение, усилиям, затраченным на пере­несение тяжестей, характеру причиненных телесных повреждений.

Обыск по делам несовершеннолетних производится для обнаруже­ния как похищенного имущества, орудий преступления, одежды и обу­ви, в которой был подросток в момент совершения преступления, так и дневников, записных книжек, переписки в целях выявления его по­требностей, интересов, а также ближайшего окружения и связей. Од­новременно обыск является источником информации об условиях жиз­ни и воспитания несовершеннолетнего.

В большинстве случаев подростки прячут похищенное имущество и орудия преступления в сараях, подвалах, на чердаках, в заброшен­ных постройках, но нередко и дома, если отсутствует контроль за их поведением. В этой связи при подготовке к обыску желательно полу­чить информацию о родителях несовершеннолетнего, их отношению к воспитанию детей, о наличии комнаты, принадлежащей подростку. Не­обходимо также проверить, имеются ли принадлежащие семье подвал, гараж, другие подсобные помещения.

При кражах, грабежах, разбойных нападениях подростки нередко завладевают различными мелкими вещами, которые представляют для них интерес (авторучки, зажигалки, ножи). Эти вещи, которые они держат при себе или открыто хранят дома, можно обнаружить при обыске.

При обыске может быть обнаружено имущество, которое, как пра­вило, не похищают подростки, а также отмычки, иные технические средства, специально приспособленные для взломов и нападений. Та­кие факты являются основанием для выдвижения версии о наличии взрослых соучастников или о возможности вовлечении несовершенно­летнего в преступную деятельность взрослым.

Как уже было отмечено, в результате обыска может быть получена информация, характеризующая личность несовершеннолетнего право­нарушителя. При обнаружении признаков, свидетельствующих об уча­стии несовершеннолетнего в употреблении алкоголя, наркотиков, в оз­накомлении с звукозаписями нецензурного характера, порнографиче­скими материалами, необходимо выявленные факты зафиксировать в протоколе. Обнаруженные при обыске дневники, письма, записные книжки помогут следователю выявить потребности и интересы несовершеннолетнего.

Нередко возникает необходимость в производстве обыска в обще­житии. В подобных случаях обыску подвергаются кровать и тумбочка несовершеннолетнего и места общего пользования. При необходимо­сти расширения границ обыска об этом следует указать в постановле­нии. Обыск на рабочем месте производится в тех случаях, когда име­ются данные, что по месту работы несовершеннолетний правонаруши­тель хранит похищенное имущество, орудие преступления или заго­товки для их изготовления.

При обыске необходимо пристальное внимание за поведением и эмоциональном состоянием несовершеннолетних, так как они хуже владеют собой, чем взрослые. Такое наблюдение сделает обыск более целеустремленным.

Тактика допроса несовершеннолетнего подозреваемого разрабаты­вается с учетом следующих факторов: а) несовершеннолетний подоз­реваемый появляется на первоначальном этапе расследования, когда следователь не располагает достаточными данными о его причастно­сти к расследуемому событию; б) допрос подозреваемого является не­отложным следственным действием, в связи с чем следователь не име­ет достаточного времени на его подготовку; в) подросток эмоциональ­но возбужден, его угнетает непривычность обстановки. Вместе с тем, несмотря на своеобразие психического и эмоционального состояния несовершеннолетнего, тактику допроса необходимо разработать таким

образом, чтобы на первом же допросе получить наиболее объективную информацию. Обусловлено это требование тем, что нередко первый допрос несовершеннолетнего подозреваемого является основным и ре­шающим, так как подростки значительно реже меняют свои показания, чем взрослые. Вначале необходимо принять меры к успокоению под­ростка и к установлению с ним психологического контакта. Известные криминалисты И.Н. Якимов и П.П. Михеев еще в 30-х годах писали, что первой задачей при допросе является создание у допрашиваемого благожелательного и откровенного к себе отношения, что достигается безукоризненной вежливостью и мягкостью обращения. Вместе с тем/ нельзя во время установления психологического контакта всегда и в полной мере снимать напряжение с подростка. Основа контакта — правдивая характеристика положения. Психологический контакт нуж­но не только устанавливать, но и поддерживать в процессе дальнейше­го расследования. Этому будут способствовать: коммуникативные ка­чества и доброжелательный тон следователя, умение использовать в беседе совпадающих позитивных интересов несовершеннолетнего и следователя (любовь к спорту, музыке и т. д.). При подготовке к до­просу сведения о личности несовершеннолетнего подозреваемого мож­но получить от родителей, жителей, представителей трудовых коллек­тивов, в отделах по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних (ОПППН). Первый допрос должен быть деталь­ным и касаться не только обстоятельств преступления, в совершении которого он подозревается, но и условий его жизни и воспитания, бли­жайшего окружения, потребностей и интересов. Чем больше объектив­ных данных о подростке, его поведении и связях мы получим на пер­вом допросе, тем быстрее будет раскрыто преступление и выявлены обстоятельства, способствующие его совершению.

После выяснения автобиографических данных, условий жизни и воспитания и сообщения подростку в совершении какого преступления он подозревается, несовершеннолетнему целесообразно разъяснить важность дачи правдивых показаний по всем интересующим следствие вопросам и выслушать свободный рассказ несовершеннолетнего о его причастности к делу.

Важное значение при допросе несовершеннолетних правонаруши­телей приобретает вопрос о нейтрализации круговой поруки и нежела­ния «выдать» соучастников преступления. В силу психологических особенностей подросткового возраста некоторым несовершеннолетним импонирует такое поведение. Тактика допроса таких подростков долж­на предусматривать детализацию показаний, сопровождение допроса проверкой показаний на месте, разъяснение несовершеннолетнему ис­тинного смысла и содержания чувства дружбы и товарищества, не имеющего ничего общего с круговой порукой.

Немаловажное значение при допросе несовершеннолетнего подоз­реваемого имеет показ следователем своей осведомленности об об­стоятельствах совершенного преступления, ни в коем случае не прибе­гая к обману или внушению. В подобных случаях следователю целесо­образно держать себя уверенно, вопросы задавать в логической после­довательности, использовать при допросе достоверно установленные факты, на вопросы и реплики подозреваемого давать такие ответы, к,о-торые допускали бы многозначное толкование. Вместе с тем, этот психологический прием допроса надо применять с большой осторож­ностью, чтобы у допрашиваемого не создалось впечатления об обмане или введении его в заблуждение.

При допросе несовершеннолетнего подозреваемого доказательства, как правило, не приводятся, так как чаще всего следователь к этому времени не располагает замкнутой цепью улик, а разрозненные доказа­тельства неубедительны. В подобных случаях несовершеннолетнему нужно разъяснить значение и правовые последствия чистосердечного раскаяния и активного способствования раскрытию преступления. Для получения правдивых показаний можно использовать и поло­жительные личные качества несовершеннолетнего. Но следует сразу же заметить, что неумело построенный допрос может привести к само­оговору. Задача следователя состоит в том, чтобы, не обращаясь к ма­териалам дела и не оперируя никакими обстоятельствами совершенно­го преступления, попытаться воздействовать на сознание несовершен­нолетнего и побудить его к раскаянию.

В случае отрицания своей причастности к совершенному преступ­лению необходимо детально выяснить, где находился подросток в мо­мент совершения преступления. Изучение следственной практики по­казывает, что несовершеннолетние правонарушители заранее не подго­тавливают доказательства своего алиби, поэтому детальный допрос о месте и времени нахождения в момент совершения преступления и со­поставления полученных данных с другими материалами дела выявля­ют полную несостоятельность объяснений несовершеннолетнего в слу­чае дачи им ложных показаний. В целях установления психологиче­ского контакта для участия в допросе может быть приглашен педагог, обучающий подростка и пользующийся у него уважением.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...