Тактические особенности допроса свидетелей. 4 глава
— производственная территория (вместе с помещениями); — свалки, места вывоза отходов (хранения вредных веществ); — транспортные средства, предназначенные для вывоза производственных отходов. Осмотр указанных объектов целесообразнее всего производить с участием соответствующих специалистов. Чаще всего таковыми могут быть не проводившие проверку по данному случаю работники органов Госкомэкологии и министерства природных ресурсов, санитарно-эпи-демиологического надзора, Госгортехнадзора, Госатомнадзора. Осмотр места происшествия по этим делам целесообразнее проводить по отдельным узлам, в числе которых могут быть места загрязнения, трубопроводы и водостоки, ведущие к нему, очистные сооружения, отстойные колодцы и т.д. Начинать осмотр лучше всего с места обнаружения следов загрязнения с последующим расширением границ осмотра с учетом сложившихся ситуаций, важности и взаимозависимости выделенных узлов осмотра. Специфическими для данного вида осмотра является отбор проб (с помощью специалиста) в той или иной среде (воде, грунте, воздухе) в зависимости от сферы загрязнения. Результаты осмотра необходимо дополнить путем составления планов и схем исследуемого участка и объектов. Особенно важно графически изобразить загрязненный участок и все технологические элементы (очистные сооружения, канализацию, трубопроводы, путь прохождения вредных веществ, места выхода в окружающую среду и т.д.). Помимо этого крайне важно зафиксировать осматриваемые территории и объекты с помощью фото- и киносъемки или видеозаписи. Пробы воды, грунта и атмосферного воздуха, а также экземпляры животного и растительного мира, подвергшиеся загрязнению (во избежании их порчи), сразу же после осмотра должны быть немедленно отправлены на исследование в соответствующие лаборатории органов, осуществляющих контроль за состоянием окружающей среды. Любое запаздывание в таких случаях может привести к порче образцов и невозможности их дальнейшего использования. Проведение первоначальных исследований отмеченных проб и образцов не препятствует их последующему экспертному изучению.
Основные сведения о порядке технологических, производственных и иных процессах, о способах и системах защиты окружающей среды от вредных отходов производства и быта, о техническом состоянии 'i очистных средств, круге лиц, ответственных за безвредность производственных и иных процессов, могут быть получены из различных документов, имеющихся на изучаемых предприятиях, материалах органов, осуществляющих надзор за соблюдением законов об охране природы. Собирание и осмотр — изучение документов. Все необходимые следователю документы могут быть получены с помощью выемки, обыска и других следственных действий, а также путем их истребовании из предприятий (организаций). Основные документы, в которых может содержаться важная для расследования данных дел информация, можно разбить на несколько групп: 1. Нормативные акты, в которых может содержаться важная для расследования информация по вопросам экологической охраны (Закон РФ об охране окружающей природной среды от 19.12.91 г. и другие нормативные акты, разрабатываемые на основе этого закона применительно к данной отрасли производства). 2. Нормативы, устанавливающие предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в водоемах, реках, атмосфере и почве, а также предельный уровень вредных физических воздействий на атмосферный воздух и другие среды. 3. Документы, регулирующие нормальную деятельность конкретных предприятий, организаций, учреждений и обеспечивающие решение производственных задач, в том числе и в области экологической охраны природы (положения, инструкции, указания, распоряжения, приказы, материалы государственной отчетности).
4. Документы, характеризующие организационно-технический режим работы и техническое состояние очистных сооружений и связанных с ними систем на конкретном предприятии (оперативно-производственные и санитарно-лабораторные журналы, акты обследования предприятий, паспорта очистных сооружений, справки, указания, предписания органов надзора, накладные, путевые листы транспортных организаций, обеспечивающих перевозку отходов, иные документы, отражающие сведения с выработке, хранении, переработке токсичного сырья и вредных отходов). 5. Ведомственные документы, фиксирующие обстоятельства и причины расследуемого происшествия (материалы проверки обстоятельств загрязнения органами экологического контроля, акты судебно-меди-цинского освидетельствования потерпевших, заключения о количестве и стоимости погибшей рыбы, сельскохозяйственной продукции, исковые заявления, документы по затратам и др.) Круг перечисленных документов не исчерпывающий. В каждом конкретном случае расследования может возникнуть необходимость в получении и изучении и других документов. Например, справок о со-
стоянии погоды, гидрометеорологических материалов. Нормативы по химическим веществам утверждаются Госкомэкологией, а по микроорганизмам и биологическим веществам — органами санитарно-эпиде-миологического надзора и др. Осмотр и изучение указанных документов целесообразно осуществлять по правилам, характерным для дел о нарушении правил охраны труда и техники безопасности. Допросы. В ходе расследования анализируемых уголовных дел чаще всего приходится допрашивать свидетелей и обвиняемых, а иногда и потерпевших. При этом наиболее обширный круг допрашиваемых составляют свидетели. В качестве свидетелей могут допрашиваться очевидцы загрязнения, лица, первыми обнаружившие факт загрязнения, работники контрольных органов в сфере экологической охраны окружающей среды, работники государственных органов, должностные лица и рядовые работники предприятий (организаций), деятельность которых привела к загрязнению окружающей среды, работники проектных и монтажных организаций, а также вышестоящих ведомственных организаций и другие лица.
Основной задачей допроса свидетелей является собирание необходимой информации о следующем: об обстоятельствах и признаках самого загрязнения воды, воздуха, почвы и иных природных объектов; в чем конкретно выразилось ухудшение состояния природных объектов (снижение качества воздуха, воды, непригодность к использованию); о механизме и причинах загрязнения; основных технологических вопросах соответствующего производственного или иного процесса и лицах, ответственных за технологическую чистоту соответствующих процессов; лицах, ответственных за случившееся; организационных, технических и иных недостатках в производственной деятельности, способствовавших содеянному, а также о состоянии дел с нейтрализацией вредного влияния на людей и окружающую природную среду токсичных материалов и продуктов отхода на данном предприятии и другие обстоятельства. Допрос указанных лиц проводится по общим тактическим правилам для дел, связанных с ненадлежащим исполнением профессиональных функций в области безопасного использования техники. Назначение судебных экспертиз. На любой стадии расследования преступных нарушений указанных правил обычно возникает необходимость в специальных познаниях для решения, возникающих в ходе следствия вопросов. При этом могут потребоваться ветеринарные, биологические (ихтиологические), химические, технические, медицинские, гидрометеорологические и иные специальные знания, а также ком плекс специальных знаний из области специальных нормативных требований в природоохранительной области. Такие экспертизы получили название экологических экспертиз1. Для начальной стадии расследования весьма характерно назначение эколого-химических, ихтиологических, ветеринарных, а иногда и су-дебно-медицинских экспертиз. При этом назначаются они чаще всего в целях установления химического состава загрязненной природной среды, выявление характера вредных веществ, попавших в эту среду, степени ее загрязненности и уровня превышения предельно допустимых концентраций указанных веществ, причин смерти и заболевания людей или возможности наступления указанных последствий, гибели или заболевания рыбы и животных, а также уничтожения кормовой базы водоемов и выпасов.
Для последующей стадии типичны различные виды эколого-техни-ческих экспертиз (строительно-техническая, технологическая, промьпп-ленно-техническая, агротехническая, гидротехническая, санитарно-тех-ническая, гидрометеорологическая и др.), назначаемых для решения вопросов проектного, технического и технологического характера. В целях наиболее продуманного назначения судебных экспертиз и наилучшей подготовки материалов для их производства целесообразно следователю до их назначения проконсультироваться со специалистами, проводившими ведомственные, межведомственные и вневедомственные проверки. В качестве экспертов желательно приглашать специалистов соответствующих научно-исследовательских и учебных институтов, средних специальных учебных заведений, родственных промышленных предприятий и органов контроля за соблюдением законов об экологической охране природы (при условии, что выбранные специалисты не участвовали в проверке обстоятельств расследуемого события и не заинтересованы в исходе дела). ГЛАВА 42 РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПНЫХ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ АВТОТРАНСПОРТА 1. Криминалистическая характеристика автотранспортных преступлений Обстановка автотранспортных происшествий многоэлементна по содержанию и сложна по своей структуре. В качестве одной из ее частей можно выделить статические условия внешней ма- Эти экспертизы следует отличать от государственной экологической экспертизы, являющейся обязательной мерой охраны окружающей среды, предшествующей принятию хозяйственного решения, осуществление которого может оказать вредное воздействие на окружающую природную среду. териальной среды, в которой осуществлялось дорожное движение. Названные условия могут быть разделены на постоянные и временные. К первым относятся конструктивные особенности устройства дороги на участке, где произошло происшествие; наличие технических средств регулирования и организации движения, ограждений разметки дорожного полотна, газонов, посадочных площадок для пассажиров; внешнее окружение дороги — здания и сооружения; элементы окружающей среды —зеленые насаждения, лес, обрывы и т.д. Временными являются условия, не изменяющие своих свойств в относительно короткий промежуток времени. К ним относится состояние поверхности дорожного полотна в зависимости от погоды, ремонтных работ или других факторов, наличие которых в данном месте временно.
В обстановке автотранспортных происшествий имеется большое число динамических элементов, которые до события и во время его развития находились в движении, взаимно перемещались, возникали и исчезали, перемещение иных предметов, оказавшихся на дорожном полотне; взаимное положение объектов во время движения; изменение режимов и маневров движения транспорта; варьирование сигналов движения регулирования и т.п. Важное значение для расследования автотранспортных происшествий имеет исследование условий, влияющих на восприятие участниками опасной ситуации. Объективные возможности восприятия определяются условиями освещенности в зависимости от времени суток, года, климатических и погодных явлений, побочных результатов технических процессов (загазованности, задымленное™), наличия и расположения искусственных источников света, его силы, цветовой гаммы, интенсивности звуков и шума на месте происшествия и т.д. Субъективные условия включают прежде всего индивидуальные свойства личности, влияющие на возможности восприятия и оценки события. В механизме автодорожного происшествия разными авторами выделяется различное количество.стадий. На начальной стадии происшествия в обстановке дорожного движения появляются факторы, нарушающие функциональное равновесие и требующие от водителя транспорта дополнительных мер для сохранения условий безопасности. Такого рода факторами могут быть внешние оперативно-розыскные действия отношению к транспортному движению явления (поведение пешеходов вблизи дороги, начавшийся дождь, состояние режимов движения на определенном участке) и внутренние (неисправность транспорта, отклонение от нормы психофизиологического состояния водителя и т.д.). Ответное реагирование на эти факторы еще не выходит за пределы обычных приемов управ- ления, хотя иногда требует повышенного расхода энергии (внимание, психические реакции, физические усилия и пр.) для удержания динамических процессов дорожного движения в безопасном равновесии. Водитель, обнаружив потенциальную опасность, может снизить скорость, ограничиться простой подачей звукового сигнала, предупреждающего другого участника о возникающей опасности. Следующий этап механизма автодорожного происшествия характеризуется возникновением аварийной ситуации. На этой фазе происходит фактическое рассогласование, нарушение функциональных связей в системе дорожного движения. В этих условиях управляющее воздействие водителя не вызывает адекватного с ним изменения поведения других участников движения. В результате управляющий транспортным средством полностью или частично утрачивает способность своими действиями влиять на опасный ход события. Вследствие неправильного поведения участников дорожного движения складывается неуправляемая аварийная обстановка, в условиях которой участники происшествия лишаются возможности влиять на механизм его развития. В механизм аварии могут включаться дополнительные факторы, так или иначе влияющие на финансовый процесс события. В одних ситуациях они показывают позитивное влияние, и возникают менее тяжкие последствия. В других — оказывают отрицательное воздействие на финальную стадию происшествия и вызывают более тяжкие последствия. Аварийная ситуация может быть открытой или скрытой для участников дорожного происшествия. Возникновение открытой аварийной ситуации не является неожиданностью для участников события. Они имеют возможность своевременно обнаружить признаки возникновения опасной обстановки. Фактически обнаружение катастрофического развития зависит от субъективного восприятия характера складывающейся ситуации. Водитель из-за невнимательности, небрежности, недооценки признаков неблагоприятной обстановки может не увидеть, своевременно не обнаружить надвигающейся опасности. В скрытой аварийной ситуации существуют условия, которые объективно не позволяют участникам своевременно обнаружить назревающую аварийную обстановку. Скрытое развитие аварийной ситуации не исключает виновности и ответственности участников происшествия, хотя требует особо тщательного исследования динамики событий, особенностей окружающей среды, ограничивающих обнаружение и оценку надвигающейся опасности. По степени участия в аварийной обстановке участников события выделяются общая и односторонняя ситуация. В момент возникновения общей аварийной ситуации одновременно два или более субъек- тов, осуществляющих движение, лишаются возможности изменить своими действиями опасный ход развития события. В односторонней ситуации аварийная опасность возникает в основном для одного из участников, в то время как второй имеет практическую возможность разрядить обстановку, предупредив происшествие. В криминалистике дорожно-транспортные происшествия традиционно классифицируются на столкновение, наезд и опрокидывание транспортных средств. Столкновения могут происходить как при встречном, так и попутном направлениях движения. При встречном движении они чаще всего происходят в результате нарушений правил обгона транспорта или объезда неподвижных объектов с выездом объезжающей машины из занимаемого ею ряда. Аварийная ситуация в этих случаях возникает тогда, когда сближение встречных машин препятствует завершению обгона, а расстояние между ними недостаточно для эффективного торможения и остановки. Попутное столкновение происходит, как правило, из-за несоблюдения безопасной дистанции во время движения транспортных средств в одном направлении. На пересечениях дорог и при совершении маневров, связанных с выездом с одной стороны дорожного полотна на другую, иногда происходят боковые столкновения. При этом опасность аварии возникает, когда машины оказываются на расстоянии, не позволяющем предупредить столкновение. Наезды совершаются на неподвижные субъекты, пешеходов, велосипедистов и средства гужевого транспорта. Сведения о свойствах личности участников дорожного происшествия имеют важное значение в объяснении их поведения во время движения. Обобщение практики свидетельствует, что чаще всего виновниками автотранспортных преступлений являются малоопытные водители, не обладающие умением быстро и правильно оценивать возникшую ситуацию, прогнозировать ее осложнение и не имеющие достаточных навыков управления транспортом. Определенное влияние на возникновение аварийной ситуации оказывают качества личности, присущие людям определенного возраста. Практика свидетельствует, что молодые люди часто самоуверенны, склонны к неоправданному риску. Некоторые лица в возрасте 40—50 лет и старше действуют слишком осторожно, утрачивают способность к маневру, нарушают ритм движения и становятся «возмущающим фактором». Следует отметить, что до 80% дорожно-транспортных преступлений совершается водителями и лишь 20—25% пешеходами. В ряде случаев действия виновников автотранспортных происшествий обусловливаются особенностями их психологического и физического состояния. В частности, довольно большое число транспортных происшествий происходит по вине лиц, находящихся в нетрезвом состоянии. 2. Исследование обстановки дорожно-транспортного происшествия Одним из первых следственных действий является осмотр места происшествия. При подготовке к нему до выезда на место происшествия следует позаботиться, чтобы пострадавшим была оказана помощь, полностью или частично остановлено движение. Необходимо решить, помощь каких специалистов понадобится и какие потребуются технические средства. По прибытии на место происшествия следователь проверяет эффективность организации охраны и заградительных мероприятий и приступает к опросу очевидцев и лиц, обнаруживших следы происшествия. У очевидцев выясняются их анкетные данные, место, с которого они наблюдали происшествие. Им задаются вопросы о взаимном положении транспорта и препятствий на дороге; каким образом участники происшествия реагировали на возникшую опасность (подавались ли звуковые сигналы, производились ли торможение, снижение или увеличение скорости, изменение направления движения); о месте и положении транспорта при окончании процессов перемещения транспорта после дорожного происшествия. Если в происшествии участвовал пешеход, то выясняется, в каком месте он вышел на дорогу и в каком направлении двигался, на каком участке дороги произошел контакт транспорта и потерпевшего, где он оказался после этого. Очевидцы могут не только рассказать, но и показать, что и где происходило. У свидетелей, обнаруживших следы происшествия, выясняется, откуда и куда они следовали, какой транспорт при этом видели, кого из пешеходов встречали, обгоняли. Им также задаются вопросы об изменении положения отдельных объектов на месте происшествия, кто проходил или проезжал неподалеку от него и т.п. На стадии общего обзора с учетом объяснений свидетелей определяются границы и начальная точка осмотра. Рекомендуется начинать осмотр с участка дороги, на котором находилась машина во время, предшествовавшее появлению в обстановке движения факторов, отрицательно влияющих на безопасность. Если выявить эту точку не представляется возможным (в силу отсутствия очевидцев), то начинать осмотр надо от места обнаружения следов происшествия. В процессе непосредственного исследования места происшествия изучаются его особенности, взаимное расположение, состояние имеющихся на месте объектов, следов. По ходу движения следователь должен производить необходимые измерения проезжей части дороги и окружающей местности, выставлять сигнальные обозначения в местах обнаружения следов. Выявленные следы необходимо осматривать, обращая внимание на общие и частные признаки, связь с расследуемым событием, и точно зафиксировать место их расположения. В результате исследования анализа отдельного следа воссоздается мысленная модель механизма его образования и следообразующего объекта, что облегчает поиски последнего в ходе осмотра места происшествия и дальнейшего расследования. Определенным видам дорожно-транспортных происшествий (наезд, столкновение, падение пассажиров и т.д.) присущи определенные типичные следы. При наездах на неподвижные препятствия на них, возле них остаются частицы краски, стекла, части груза, смазки и топлива, отделившиеся узлы автотранспорта. В результате наезда на потерпевшего на дорожном полотне образуются, кроме вышеназванных, следы крови, трассы от волочения пострадавшего. Признаками столкновения могут быть потеки и пятна воды, антифриза, масла. От вращения машин после столкновения на поверхности дороги остаются дугообразные следы от блокирования и бокового перемещения колес. Опрокидывание, кроме всего прочего, сопровождается образованием следов заноса скольжения транспорта, отпечатков удара бампера, от которого произошло продольное опрокидывание. Для всех видов дорожно-транспортных происшествий характерно наличие следов колес (качение, торможение). Они подлежат обязательной фиксации в протоколе путем фотографирования, изготовления слепков, копирования на дактопленку, сырую резину, фотобумагу и т.д. При участии в происшествии нескольких транспортных средств уже в ходе осмотра необходимо дифференцировать их следы. В ситуациях, когда происшествие окончилось смертью потерпевшего, производится осмотр трупа. Определяется и фиксируется его поза, состояние одежды, расположение относительно транспорта, следов и других элементов обстановки происшествия. На одежде и кожной поверхности трупа следует искать частицы краски, стекла, горюче-смазочных материалов, отпечатки бампера и протектора. Обнаружение нехарактерных для транспортного происшествия повреждений требует выяснения возможностей их образования вследствие особенностей механизма события, специфических конструкций и перемещения транспорта, а иногда и об использовании инсценировки для сокрытия другого преступления. Важным элементом осмотра места происшествия является исследование транспорта. Нередко для его производства требуется участие специалиста-автотехника. При осмотре транспорта важно обнаружить и зафиксировать все видимые повреждения, вызванные как первичным контактом машины с препятствием, так и вторичным ударом. Фиксируются также повреждения, вызванные не ударным контактом, а деформацией деталей или частей машины. От следов автотранспортного происшествия необходимо отличать изменения, возникшие вследствие некачественного ремонта, неаккуратного обслуживания и других причин. В ходе осмотра точно определяется деталь, агрегат машины, подвергшиеся разрушению или повреждению. При осмотре повреждений на транспорте выясняется последовательность возникновения повреждений и разрушений частей и деталей в результате происшествия. Сначала надо установить, какие части машины первыми вступили в контакт с препятствиями, а затем последить последовательность разрушения. В процессе осмотра нужно точно определить и зафиксировать место падения на землю и положение деталей и частей машины, измерить расстояние между точками первоначального контакта транспорта с препятствием и обнаружения отделившихся частей и узлов. В объемных следах производятся измерения глубины повреждений корпуса на различных участках. Следует внимательно осматривать дно контактных поверхностей для выявления следов отслоения и наслоения в виде частиц лакокрасочного материала, металла, стекла, дерева, текстильных волокон, крови и костно-мышечной ткани. Обнаруженные микрочастицы подробно описываются и изымаются. В качестве приложения к протоколу осмотра места происшествия составляются масштабные планы и схемы осматриваемого участка. При их изготовлении необходимо пользоваться общепринятыми обозначениями и отражать в них все объекты, обнаруженные на месте происшествия. Важную роль в установлении обстоятельств события и элементов обстановки, в которой оно протекало, имеет проведение такого процессуального действия, как эксперимент. Чаще всего он проводится для определения границ видимости с места водителя, установления возможности слышать звуковые сигналы, шум движущегося транспорта с определенного места или конкретным субъектом; определения возможностей заноса транспорта, повреждения и разрушения тормозной и рулевой систем в определенных ситуациях, самопроизвольного водителя светом фар встречного транспорта. При помощи следственного эксперимента устанавливается также возможность образования тех или иных следов при называемом очевидцами положении транспорта и скорости его движения. Проведение следственного эксперимента при расследовании данной категории дел требует принятия мер строжайшего обеспечения безопасности участников этого действия и окружающих. Участок до- роги, на котором проводится эксперимент, должен быть надежно огражден на расстоянии, исключающем появление в зоне движения транспорта граждан или других объектов. При "определении границ места поведения эксперимента следует учитывать скорость участвующего в эксперименте транспорта и возможное изменение направления его движения. При планировании и подготовке опытных операций и маневров способы и скорость их выполнения должны избираться таким образом, чтобы не допустить причинения вреда участникам эксперимента и окружающим. Для этого в ряде случаев требуется проведение консультаций и выполнение специальных расчетов. В ряде случаев для вьмснения обстоятельств дорожного происшествия необходимо проведение автотехнической экспертизы. На ее разрешение могут быть поставлены вопросы о механизме автопроисшествия в целом (исходя из данных, обнаруженных при расследовании: о месте столкновения транспортных средств; направлении их движения; возможности образования следов в результате столкновения, наезда, опрокидывания; взаимном расположении транспортных средств в момент столкновения машин и пешехода во время наезда и др.) В некоторых случаях для выяснения имеющих значение обстоятельств проводятся комплексные экспертизы с участием не только экспертов-автотехников, трасологов, но и физиков, химиков. В распоряжении экспертов предоставляются необходимые материалы уголовного дела, среди них обязательно протоколы осмотра места происшествия, транспортных средств и вещественных доказательств, допроса свидетелей и участников происшествия, заключения судеб-но-медицинской экспертизы. Для лучшего восприятия экспертам целесообразно предоставлять фото- и видеоизображения обстановки места происшествия, транспортных средств и т.д. Иногда эксперту требуется лично побывать на месте происшествия, исследовать транспортное средство или отдельные его узлы, другие вещественные доказательства (одежду потерпевшего, вещество, находившееся на месте преступлениями т.д.). Некоторые вопросы относительно механизма развития аварийного происшествия могут быть разрешены при проведении судебно-меди-цинской экспертизы. Эксперту-медику может быть предложено установить положение потерпевшего в момент первичного контакта и последующего движения транспорта. В некоторых случаях важно определить физическое состояние водителя, наличие у него определенных свойств (недостаточной остроты зрения, дальтонизма, глухоты и т.д.). 3. Особенности расследования автотранспортных преступлений в условиях различных ситуаций В простых ситуациях следователю уже при выезде на место происшествия в общих чертах известно, что произошло, какие последствия наступили. В подобных случаях объективная информация поступает от участников происшествия, очевидцев и извлекается при осмотре следов преступления. После возбуждения уголовного дела, допроса свидетелей и водителей транспортных средств, медицинского освидетельствования предполагаемых виновников удается получить необходимые сведения и доказательства о фактических обстоятельствах расследуемого события. Следственная ситуация на первоначальном этапе может существенно усложниться гибелью одного из участников события; отсутствием на месте происшествия очевидцев события; заявлением водителя аварийного транспортного средства об участии в дорожном происшествии еще одного субъекта, которого не оказалось к моменту прибытия следователя. Общим для сложных следственных ситуаций является возникновение условий, благоприятных для оказания виновными противодействия расследованию. В то же время возможности следователя по проверке объяснений противодействующей стороны существенно уменьшаются. В частности, подозреваемые нередко заявляют, что причиной происшествия были неправильные действия погибшего участника события, и дают о его поведении ложные показания. В этой ситуации нужно попытаться максимально точно восстановить обстоятельства исследуемого события посредством допроса свидетелей, проведения автотехнической, криминалистической и судебно-медицинской экспертиз, повторного осмотра места происшествия и вещественных доказательств, следственного эксперимента и т.д. Полученные в результате этих действий данные сопоставляются с утверждениями подозреваемого, а на выявленные противоречия ему указывается при проведении допроса. Иногда, чтобы доказать необъективность версии подозреваемого, его привлекают к участию в проверке показаний на месте происшествия или к производству следственного эксперимента.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|