Тактические особенности допроса свидетелей. 6 глава
Если к началу осмотра места происшествия несовершеннолетний подозреваемый выявлен, следователь в процессе осмотра принимает меры к обнаружению объективных данных, подтверждающих или опровергающих его участие в общественно опасном деянии. При неотрицании подростком своей причастности к совершенному преступлению следователь решает вопрос о привлечении несовершеннолетнего к осмотру места происшествия. Важно к началу осмотра места происшествия выявить ассортимент и количество похищенных товаров. Это дает возможность с определенной степенью вероятности выявить количественный состав преступной группы. О физической силе преступника можно судить по способам проникновения в помещение, усилиям, затраченным на перенесение тяжестей, характеру причиненных телесных повреждений. Обыск по делам несовершеннолетних производится для обнаружения как похищенного имущества, орудий преступления, одежды и обуви, в которой был подросток в момент совершения преступления, так и дневников, записных книжек, переписки в целях выявления его потребностей, интересов, а также ближайшего окружения и связей. Одновременно обыск является источником информации об условиях жизни и воспитания несовершеннолетнего. В большинстве случаев подростки прячут похищенное имущество и орудия преступления в сараях, подвалах, на чердаках, в заброшенных постройках, но нередко и дома, если отсутствует контроль за их поведением. В этой связи при подготовке к обыску желательно получить информацию о родителях несовершеннолетнего, их отношению к воспитанию детей, о наличии комнаты, принадлежащей подростку. Необходимо также проверить, имеются ли принадлежащие семье подвал, гараж, другие подсобные помещения.
При кражах, грабежах, разбойных нападениях подростки нередко завладевают различными мелкими вещами, которые представляют для них интерес (авторучки, зажигалки, ножи). Эти вещи, которые они держат при себе или открыто хранят дома, можно обнаружить при обыске. При обыске может быть обнаружено имущество, которое, как правило, не похищают подростки, а также отмычки, иные технические средства, специально приспособленные для взломов и нападений. Такие факты являются основанием для выдвижения версии о наличии взрослых соучастников или о возможности вовлечении несовершеннолетнего в преступную деятельность взрослым. Как уже было отмечено, в результате обыска может быть получена информация, характеризующая личность несовершеннолетнего правонарушителя. При обнаружении признаков, свидетельствующих об участии несовершеннолетнего в употреблении алкоголя, наркотиков, в ознакомлении с звукозаписями нецензурного характера, порнографическими материалами, необходимо выявленные факты зафиксировать в протоколе. Обнаруженные при обыске дневники, письма, записные книжки помогут следователю выявить потребности и интересы несовершеннолетнего. Нередко возникает необходимость в производстве обыска в общежитии. В подобных случаях обыску подвергаются кровать и тумбочка несовершеннолетнего и места общего пользования. При необходимости расширения границ обыска об этом следует указать в постановлении. Обыск на рабочем месте производится в тех случаях, когда имеются данные, что по месту работы несовершеннолетний правонарушитель хранит похищенное имущество, орудие преступления или заготовки для их изготовления. При обыске необходимо пристальное внимание за поведением и эмоциональном состоянием несовершеннолетних, так как они хуже владеют собой, чем взрослые. Такое наблюдение сделает обыск более целеустремленным.
Тактика допроса несовершеннолетнего подозреваемого разрабатывается с учетом следующих факторов: а) несовершеннолетний подозреваемый появляется на первоначальном этапе расследования, когда следователь не располагает достаточными данными о его причастности к расследуемому событию; б) допрос подозреваемого является неотложным следственным действием, в связи с чем следователь не имеет достаточного времени на его подготовку; в) подросток эмоционально возбужден, его угнетает непривычность обстановки. Вместе с те<д, несмотря на своеобразие психического и эмоционального состояния несовершеннолетнего, тактику допроса необходимо разработать таким образом, чтобы на первом же допросе получить наиболее объективную информацию. Обусловлено это требование тем, что нередко первый допрос несовершеннолетнего подозреваемого является основным и решающим, так как подростки значительно реже меняют свои показания, чем взрослые. Вначале необходимо принять меры к успокоению подростка и к установлению с ним психологического контакта. Известные криминалисты И.Н. Якимов и П.П. Михеев еще в 30-х годах писали, что первой задачей при допросе является создание у допрашиваемого благожелательного и откровенного к себе отношения, что достигается безукоризненной вежливостью и мягкостью обращения. Вместе с тем, нельзя во время установления психологического контакта всегда и в полной мере снимать напряжение с подростка. Основа контакта — правдивая характеристика положения. Психологический контакт нужно не только устанавливать, но и поддерживать в процессе дальнейшего расследования. Этому будут способствовать: коммуникативные качества и доброжелательный тон следователя, умение использовать в беседе совпадающих позитивных интересов несовершеннолетнего и следователя (любовь к спорту, музыке и т. д.). При подготовке к допросу сведения о личности несовершеннолетнего подозреваемого можно получить от родителей, жителей, представителей трудовых коллективов, в отделах по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних (ОПППН). Первый допрос должен быть детальным и касаться не только обстоятельств преступления, в совершении которого он подозревается, но и условий его жизни и воспитания, ближайшего окружения, потребностей и интересов. Чем больше объективных данных о подростке, его поведении и связях мы получим на первом допросе, тем быстрее будет раскрыто преступление и выявлены обстоятельства, способствующие его совершению.
После выяснения автобиографических данных, условий жизни и воспитания и сообщения подростку в совершении какого преступления он подозревается, несовершеннолетнему целесообразно разъяснить важность дачи правдивых показаний по всем интересующим следствие вопросам и выслушать свободный рассказ несовершеннолетнего о его причастности к делу. Важное значение при допросе несовершеннолетних правонарушителей приобретает вопрос о нейтрализации круговой поруки и нежелания «выдать» соучастников преступления. В силу психологических особенностей подросткового возраста некоторым несовершеннолетним импонирует такое поведение. Тактика допроса таких подростков должна предусматривать детализацию показаний, сопровождение допроса проверкой показаний на месте, разъяснение несовершеннолетнему истинного смысла и содержания чувства дружбы и товарищества, не имеющего ничего общего с круговой порукой. Немаловажное значение при допросе несовершеннолетнего подозреваемого имеет показ следователем своей осведомленности об обстоятельствах совершенного преступления, ни в коем случае не прибегая к обману или внушению. В подобных случаях следователю целесообразно держать себя уверенно, вопросы задавать в логической последовательности, использовать при допросе достоверно установленные факты, на вопросы и реплики подозреваемого давать такие ответы, которые допускали бы многозначное толкование. Вместе с тем, этот психологический прием допроса надо применять с большой осторожностью, чтобы у допрашиваемого не создалось впечатления об обмане или введении его в заблуждение.
При допросе несовершеннолетнего подозреваемого доказательства, как правило, не приводятся, так как чаще всего следователь к этому времени не располагает замкнутой цепью улик, а разрозненные доказательства неубедительны. В подобных случаях несовершеннолетнему нужно разъяснить значение и правовые последствия чистосердечного раскаяния и активного способствования раскрытию преступления. Для получения правдивых показаний можно использовать и положительные личные качества несовершеннолетнего. Но следует сразу же заметить, что неумело построенный допрос может привести к самооговору. Задача следователя состоит в том, чтобы, не обращаясь к материалам дела и не оперируя никакими обстоятельствами совершенного преступления, попытаться воздействовать на сознание несовершеннолетнего и побудить его к раскаянию. В случае отрицания своей причастности к совершенному преступлению необходимо детально выяснить, где находился подросток в момент совершения преступления. Изучение следственной практики показывает, что несовершеннолетние правонарушители заранее не подготавливают доказательства своего алиби, поэтому детальный допрос о месте и времени нахождения в момент совершения преступления и сопоставления полученных данных с другими материалами дела выявляют полную несостоятельность объяснений несовершеннолетнего в случае дачи им ложных показаний. В целях установления психологического контакта для участия в допросе может быть приглашен педагог, обучающий подростка и пользующийся у него уважением. 3. Тактика иных следственных действий Тактика допроса несовершеннолетнего обвиняемого. Предъявление обвинения должно стать для подростка событием особо значимым, ибо в этот момент он может понять не только полноту ответственности за содеянное, но и психологически осознать свои поступки. При предъявлении обвинения несовершеннолетнему нужно не только разъяснить его сущность, но и раскрыть перед ним общественную опасность преступления, показать, какой ущерб причинен обществу и близким. Анализ следственной практики показывает, что нередко обвинение несовершеннолетним предъявляется несвоевременно — непосредственно перед ознакомлением обвиняемого с материалами дела, что приводит к нарушению права обвиняемого на защиту. В таких случаях несовершеннолетний обвиняемый и его защитник, в связи с завершением предварительного следствия непосредственно после предъявления обвинения, не имеют реальной возможности реализовать свои права, предусмотренные законом. Предъявление обвинения имеет важное воспитательное значение и в отношении подростка, к которому на предварительном следствии применяются меры, заменяющие уголовное наказание. В противном случае у таких подростков и в ближайшем окружении создается впечатление о полной безнаказанности.
Если изучение личности при подготовке к допросу несовершеннолетнего подозреваемого было ограничено недостатком времени и более узкими задачами, которые решаются при допросе, то при подготовке к допросу несовершеннолетнего обвиняемого личность подростка, путем использования тех же источников информации, должна быть изучена всесторонне. В плане допроса следует предусмотреть обстоятельства, подлежащие выяснению, и вопросы, которые необходимо поставить перед несовершеннолетним, с учетом его позиции по отношению к предъявленному обвинению. После оглашения постановления о привлечении в качестве обвиняемого не следует сразу же выяснять у подростка, признает ли он себя виновным в предъявленном обвинении или нет, как это предусмотрено ст. 150 У ПК РСФСР. Такой вопрос может негативно повлиять на весь ход следствия. Подросток может замкнуться, сразу признав себя виновным, или дать ложные показания, оговорив себя. После предъявления обвинения предпочтителен свободный рассказ несовершеннолетнего, который не рекомендуется прерывать. Тактика дальнейшего допроса зависит от позиции несовершеннолетнего по отношению к предъявленному обвинению. В бесконфликтной ситуации целесообразны следующие тактические приемы: а) максимальная детализация обстоятельств совершенного преступления и роли каждого соучастника; б) получение объяснений по поводу имеющихся в деле доказательств с целью устранения противоречий, стимулирования дальнейшей детализации показаний; в) выявление обстоятельств, непосредственно предшествующих совершению преступления, и поведения соучастников после совершения общественно опасных действий; г) постановка дополнительных вопросов для уточнения мотива и цели преступления; д) не рекомендуется требовать от раскаявшегося подростка, чтобы он сразу же во всех деталях рассказал о наиболее жестоких и циничных действиях. При допросе в конфликтных ситуациях, когда несовершеннолетний отрицает причастность к совершенному преступлению, кроме тех тактических -приемов, которые были рекомендованы при допросе несовершеннолетних подозреваемых, целесообразны следующие: а) предъявление в определенной последовательности собранных в процессе расследования доказательств. Их лучше использовать в нарастающем порядке, но в логической последовательности и без разрыва во времени. Предъявленные доказательства не должны представлять сложную систему улик, так как несовершеннолетний может в них не разобраться. Значение каждого из предъявленных доказательств несовершеннолетнему нужно разъяснить; б) в процессе допроса несовершеннолетнему можно предъявить только факты, непосредственно уличающие его в совершении преступления. Не рекомендуется доводить до его сведения фактические данные, которые непосредственно не уличают подростка, а раскрывают механизм преступления. В определенной ситуации этой информацией несовершеннолетний может воспользоваться, решив «признаться» в преступлении, которого он не совершал; в) допущение легенды. Такой тактический прием допустим, если следователь располагает достаточньми доказательствами для опровержения ложных показаний обвиняемого. Эффективность этого тактического приема заключается в том, что он убедит несовершеннолетнего в недопустимости ложных показаний и по другим вопросам; г) психологический эффект внезапности можно применять в зависимости от возраста допрашиваемого и характера доказательств, которыми располагает следователь; д) разъяснить значение чистосердечного раскаяния и активного способствования раскрытию преступления как смягчающего вину обстоятельства. Для участия в допросе может быть приглашен педагог или специалист в области детской и юношеской психологии. Тактика очной ставки. Очная ставка — не единственный и не лучший способ устранения противоречий в показаниях несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) и других допрошенных по делу лиц, так как на очной ставке подросток может изменить ранее данные показания не только под влиянием правдивых показаний другого участника очной ставки, но и из-за повышенный внушаемости и податливости, а также в результате сильного психологического воздействия со стороны другого допрошенного на очной ставке лица. Если есть возможность устранить противоречия путем проведения иных следст- венных действий (следственного эксперимента, проверка показаний на месте и др.), следователь должен использовать прежде всего эти возможности. Нецелесообразно проводить очную ставку при очевидности отрицательного воздействия на несовершеннолетнего обвиняемого со стороны взрослого соучастника (угроза, запугивание, шантаж) или если несовершеннолетний потерпевший болезненно реагирует на предстоящую встречу с обвиняемым. В подобных случаях показания несовершеннолетнего обвиняемого или потерпевшего можно зафиксировать с помощью видео- или звукозаписи и воспроизвести их при допросе. При возможности нейтрализовать отрицательное воздействие взрослого путем твердого контроля за его поведением, очную ставку с участием несовершеннолетнего надо проводить вне зависимости от того, как оцениваются ее перспективы. При невозможности устранения существенных противоречий другими процессуальными средствами возникает вопрос о проведении очной ставки. При ее проведении желательно присутствие педагога, который, используя свои специальные познания, не только сможет помочь в подготовке и проведении очной ставки, но и в какой-то мере снимет напряжение, окажет дисциплинирующее воздействие на другого участника очной ставки. При проведении очной ставки с несовершеннолетним обвиняемым может участвовать защитник. Выбор момента для производства очной ставки с участием несовершеннолетнего обвиняемого определяется достаточностью собранных доказательств, которые можно использовать для изобличения другого соучастника преступления. Разрабатывая план производства очной ставки, необходимо предусмотреть возможность последовательного использования совокупности вещественных доказательств, документов, заключений экспертиз и других источников. С большой осмотрительностью следует проводить очную ставку между несовершеннолетним, вовлеченным в преступную деятельность, и взрослым подстрекателем из числа близких родственников. Несовершеннолетнему трудно разобраться в сложившейся ситуации, особенно, если взрослый подстрекатель и после очной ставки продолжает отрицать какую-либо причастность к совершенному преступлению. Первьм на очной ставке следует допрашивать того, кто дает наиболее правдивые показания. На очной ставке со взрослым первым нужно допрашивать подростка, какую позицию он бы не занимал, за исключением следующих случаев: а) если подросток дает заведомо ложные показания; б) когда уровень антисоциальной направленности личности несовершеннолетнего обвиняемого выше, чем у взрослого соучастника; в) если разница в возрасте допрашиваемых незначительна. Тактика допроса несовершеннолетних свидетелей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей подростков, от их отношения к расследуемому событию и к несовершеннолетнему обвиняемому. Такой подход дает возможность выделить следующие группы несовершеннолетних свидетелей: а) очевидцы и иные свидетели; б) подростки из ближайшего окружения несовершеннолетнего обвиняемого; в) подростки из числа соучастников, дело в отношении которых прекращено,в порядке ст. 7—9 У ПК РСФСР или в связи с недостижением возраста уголовной ответственности. По возрастному признаку надо выделить и малолетних свидетелей. В допросе несовершеннолетних свидетелей в возрасте от 14 до 16 лет участие педагога или специалиста-психолога рекомендуется: а) при отсутствии данных о психическом развитии; б) при особой замкнутости свидетеля; в) в случае допроса свидетеля с антисоциальной направленностью личности. При подготовке к допросу необходимо выяснить отношение к сверстникам, черты характера, наличие определенных интересов, взаимоотношения с участниками события. Для того чтобы исключить возможность постороннего влияния со стороны заинтересованных лиц, надо сократить срок вызова и допроса несовершеннолетнего свидетеля. При допросе данной категории свидетелей предпочтителен свободный рассказ, но постановка дополнительных вопросов чаще всего неизбежна. При разработке тактики допроса надо обращать внимание на правильность формулировки и последовательность вопросов. Данная категория свидетелей обычно испытывает доверие к следователю, поэтому необходима особая осторожность при формулировании вопросов, чтобы они не носили внушающего, наводящего характера. При подготовке к допросу несовершеннолетних потерпевших надо учитывать, что: а) они заинтересованы в исходе дела; б) чувство страха способствует тому, что пережитая опасность нередко преувеличивается; в) усилия потерпевшего в момент нападения были направлены не на восприятие происходящего, а на защиту от посягательства; г) факт преступного посягательства травмирует психику потерпевшего или унижает его достоинство, и это может привести к умалчиванию; д) на потерпевшего нередко оказывается психическое воздействие, чтобы он «простил» виновного; е) поведение потерпевшего может быть и провоцирующим. При планировании допроса несовершеннолетних свидетелей из ближайшего окружения обвиняемого необходимо учитывать, что эти подростки нередко входят в те же криминогенные группы, что и несовершеннолетний обвиняемый. Чувство дружбы в таких группах понимается не всегда правильно, так как она возникает на почве нездоро- вых интересов. По этим причинам такие подростки не всегда бывают откровенны, что надо учитывать при подготовке к их допросу. При подготовке к допросу несовершеннолетних, дело о которых прекращено в соответствии со ст. 7—9 УПК РСФСР или в связи с недостижением возраста уголовной ответственности, надо учитывать, что они также близки к несовершеннолетнему, привлекаемому к уголовной ответственности. По этой причине они менее охотно дают показания в отношении своих соучастников. При их допросе могут быть применены изложенные рекомендации о тактических приемах допроса несовершеннолетних обвиняемых, с учетом их личностных качеств и процессуального положения. Малолетние свидетели бывают очень наблюдательны. Их допрашивают в привычной для них обстановке с участием педагога (воспитателя детсада) и родителей. Фиксация показаний. В процессе допроса не рекомендуется показания несовершеннолетнего сразу же заносить в протокол, так как это отвлекает внимание допрашиваемого, да и следователю мешает сосредоточиться на реализации тактического плана допроса. В протокол показания целесообразно заносить только по окончании допроса, сохраняя свойственные несовершеннолетним обороты речи. Видео- и звукозапись целесообразно применять: а) если есть основания, что подросток может изменить показания под воздействием соучастников или родственников; б) при нецелесообразности проведения очной ставки и необходимости воспроизведения видео- или звукозаписи показаний несовершеннолетнего обвиняемого или свидетеля взрослому или несовершеннолетнему соучастнику преступления; в) для фиксации обстановки допроса; г) при необходимости зафиксировать специфические для несовершеннолетнего обороты речи. Тактика допроса в качестве свидетелей лиц, ответственных за воспитание несовершеннолетних обвиняемых, специфична тем, что родители, учителя, воспитатели глубоко заинтересованы в исходе дела, поэтому тактика и этика их допроса предполагает сочетание активности следователя в получении объективной информации с пониманием своеобразия их положения и эмоционального состояния. Показания данной категории свидетелей необходимы: а) для выявления условий жизни и воспитания, личностных качеств подростка-правонарушителя, его поведения; б) для выявления обстоятельств, способствующих противоправному поведению несовершеннолетнего; в) для решения вопроса об ответственности родителей, педагогов и воспитателей за ненадлежащее воспитание подростка и их роли в ресоциали-зации несовершеннолетнего. Допросу подлежат оба родителя, классный руководитель, другой учитель, который может дать наиболее объективную информацию о своем ученике. При подготовке к допросу родителей надо учитывать, что только в каждой четвертой семье подростка-правонарушителя наблюдались нормальные взаимоотношения. Поэтому лишь около одной трети родителей дают объективные показания. Учителя, воспитатели школ и училищ располагают значительной информацией о личности несовершеннолетнего правонарушителя. Важно, чтобы эта информация была объективной, без излишней «эмоциональной окраски». Информация о работающем подростке может быть получена и при допросе бригадира, мастера, наставника, товарищей по работе. Эта категория свидетелей, к сожалению, на предварительном следствии допрашивается редко. У них чаще всего выясняются обстоятельства, связанные с совершенным преступлением, узнается о поведении несовершеннолетнего на работе и лишь иногда о его интересах, об источниках отрицательного влияния в ближайшем окружении несовершеннолетнего,-о его связях. При разработке тактики допроса лиц, ответственных за воспитание несовершеннолетнего обвиняемого, надо иметь в виду базовые вопросы, подлежащие выяснению: условия жизни и воспитания, психофизическое развитие подростка; его потребности, интересы, поведение; личностные качества и особенности характера; отношение к учебе (работе); взаимоотношения в коллективе, по месту жительства; данные о ранее совершенных проступках и принимавшихся мерах; обстоятельства совершенного преступления, предшествующие и последующие действия подростка; причины и условия противоправного поведения несовершеннолетнего; взаимоотношения родителей и их отношение к воспитанию детей; отношение детей к родителям. Назначение экспертиз. Специфическими для данной категории уголовных дел являются судебные психолого-психиатрические и су-дебно-медицинские эксперты. Среди несовершеннолетних правонарушителей значительна доля лиц с психиатрическими аномалиями. Дефекты в психике подростка могут быть вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, значительного отставания в психическом развитии, сенсорной недостаточности (дефекты слуха, зрения), иного болезненного состояния. В соответствии со ст. 392 УПК РСФСР при наличии данных об умственной отсталости несовершеннолетнего, не связанной с душевным заболеванием, должно быть выяснено, мог ли он полностью сознавать значение своих действий. Важность проверки таких фактов обусловлена тем, что согласно ч. 3 ст. 20 УК РФ, если несовершеннолетний достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности. В подобных случаях назначается судебно-психологическая экспертиза. Если в процессе расследования добыты данные о душевном заболевании несовершеннолетнего, назначается судебно-психиатрическая экспертиза, на разрешение которой ставятся традиционные вопросы. В порядке подготовки и назначению указанных экспертиз следователю необходимо: а) запросить из лечебного учреждения, диспансера сведения о психофизическом развитии несовершеннолетнего, перенесенных заболеваниях и состоянии его здоровья; б) у родителей и воспитателей дошкольных учреждений выяснить вопросы, связанные с развитием подростка; начиная с младенческого возраста; в) у родителей и учителей получить сведения о школьном периоде жизни подростка (учебе, поведении, отношении с учащимися); г) выяснить условия жизни и воспитания подростка, его потребности и интересы, об отношении родителей к воспитанию детей. В отношении несовершеннолетних правонарушителей на разрешение судебно-психологической экспертизы ставятся следующие вопросы: а) имеются ли у несовершеннолетнего признаки умственной отсталости, не связаны ли они с психическим заболеванием, и, если имеются, в чем конкретно они выражаются? б) с учетом состояния психического развития мог ли он в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий? в) в какой мере он мог руководить своими действиями? В случае возникновения сомнения в способности несовершеннолетнего (малолетнего) свидетеля (потерпевшего) правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания на, разрешение судебно-психологической экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы: а) каковы особенности его психического развития? б) мог ли он с учетом его психического развития правильно воспринимать определенные обстоятельства (указать какие) и давать о них правильные показания? в) имеются ли у несовершеннолетнего (малолетнего) признаки повышенной внушаемости или повышенной склонности к фантазированию? г) мог ли несовершеннолетний (малолетний), учитывая состояние его психического развития, понимать сущность происходящих на его глазах событий? При необходимости установления факта беспомощного состояния потерпевшей при изнасиловании на разрешение судебно-психологической экспертизы ставятся следующие вопросы: могла ли потерпевшая, учитывая присущие ей особенности психического развития, ее эмоциональное состояние и объективно сложившуюся ситуацию, а) понимать характер и значение действий обвиняемого? б) оказывать сопротивление преступнику? 4. Воспитательно-профилактическая работа Значительное внимание в процессе расследования уделяется.воспитательному воздействию на несовершеннолетних правонарушителей, других подростков, находящихся на грани совершения преступления, а также на родителей, отрицательно влияющих на своих детей. Воспитательно-профилактическая работа в процессе предварительного следствия проводится на базе выявленных следователем причин и условий, способствующих совершению преступлений. Их выявление не менее сложный и трудоемкий процесс, чем доказывание других обстоятельств, предусмотренных ст. 68 УПК РСФСР. Искоренить у несовершеннолетнего правонарушителя отрицательные нравственные качества и сформировать положительные вряд ли удастся в процессе расследования. Однако побудить его к осознанию противоправности и пагубности антиобщественного поведения, к глубокому раскаянию, показать перспективы исправления — задача, которую следователь обязан выполнить не только в силу служебных полномочий, но и во исполнение морального долга. Воспитательную работу с несовершеннолетним обвиняемым, другими лицами надо вести в пределах достоверно установленных фактов противоправного и иного аморального поведения (пьянство, нарушение правил совместного проживания и т д.). О совершенном подростком общественно опасном действии надо говорить как о факте, установленном следствием. Это, однако, не исключает необходимости вести в процессе расследования активную правовоспитательную работу с несовершеннолетним правонарушителем. Беседы с подростком должны подкрепляться активной практической деятельностью по вовлечению несовершеннолетнего в общественно полезные и интересные занятия, а если он арестован, то глубоким анализом и активным обсуждением с ним противоправного характера совершенного им деяния. Речь идет о нейтрализации отрицательных влияний на подростка, приобщении его к труду, вовлечении в общественную жизнь того или иного коллектива. При выявлении фактов угрожаемого положения или интенсивного отрицательного воздействия на подростка (злоупотребление алкоголем, участие в азартных играх и т. д.) следователь принимает неотложные профилактические меры, направленные на возврат подростка в семью и определение его на
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|