Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тактические особенности допроса свидетелей. 6 глава




Если к началу осмотра места происшествия несовершеннолетний подозреваемый выявлен, следователь в процессе осмотра принимает меры к обнаружению объективных данных, подтверждающих или оп­ровергающих его участие в общественно опасном деянии. При неотри­цании подростком своей причастности к совершенному преступлению следователь решает вопрос о привлечении несовершеннолетнего к ос­мотру места происшествия.

Важно к началу осмотра места происшествия выявить ассортимент и количество похищенных товаров. Это дает возможность с опреде­ленной степенью вероятности выявить количественный состав пре­ступной группы. О физической силе преступника можно судить по способам проникновения в помещение, усилиям, затраченным на пере­несение тяжестей, характеру причиненных телесных повреждений.

Обыск по делам несовершеннолетних производится для обнаруже­ния как похищенного имущества, орудий преступления, одежды и обу­ви, в которой был подросток в момент совершения преступления, так и дневников, записных книжек, переписки в целях выявления его по­требностей, интересов, а также ближайшего окружения и связей. Од­новременно обыск является источником информации об условиях жиз­ни и воспитания несовершеннолетнего.

В большинстве случаев подростки прячут похищенное имущество и орудия преступления в сараях, подвалах, на чердаках, в заброшен­ных постройках, но нередко и дома, если отсутствует контроль за их поведением. В этой связи при подготовке к обыску желательно полу­чить информацию о родителях несовершеннолетнего, их отношению к воспитанию детей, о наличии комнаты, принадлежащей подростку. Не­обходимо также проверить, имеются ли принадлежащие семье подвал, гараж, другие подсобные помещения.


При кражах, грабежах, разбойных нападениях подростки нередко завладевают различными мелкими вещами, которые представляют для них интерес (авторучки, зажигалки, ножи). Эти вещи, которые они держат при себе или открыто хранят дома, можно обнаружить при обыске.

При обыске может быть обнаружено имущество, которое, как пра­вило, не похищают подростки, а также отмычки, иные технические средства, специально приспособленные для взломов и нападений. Та­кие факты являются основанием для выдвижения версии о наличии взрослых соучастников или о возможности вовлечении несовершенно­летнего в преступную деятельность взрослым.

Как уже было отмечено, в результате обыска может быть получена информация, характеризующая личность несовершеннолетнего право­нарушителя. При обнаружении признаков, свидетельствующих об уча­стии несовершеннолетнего в употреблении алкоголя, наркотиков, в оз­накомлении с звукозаписями нецензурного характера, порнографиче­скими материалами, необходимо выявленные факты зафиксировать в протоколе. Обнаруженные при обыске дневники, письма, записные книжки помогут следователю выявить потребности и интересы несовершеннолетнего.

Нередко возникает необходимость в производстве обыска в обще­житии. В подобных случаях обыску подвергаются кровать и тумбочка несовершеннолетнего и места общего пользования. При необходимо­сти расширения границ обыска об этом следует указать в постановле­нии. Обыск на рабочем месте производится в тех случаях, когда име­ются данные, что по месту работы несовершеннолетний правонаруши­тель хранит похищенное имущество, орудие преступления или заготовки для их изготовления.

При обыске необходимо пристальное внимание за поведением и эмоциональном состоянием несовершеннолетних, так как они хуже владеют собой, чем взрослые. Такое наблюдение сделает обыск более целеустремленным.

Тактика допроса несовершеннолетнего подозреваемого разрабаты­вается с учетом следующих факторов: а) несовершеннолетний подоз­реваемый появляется на первоначальном этапе расследования, когда следователь не располагает достаточными данными о его причастно­сти к расследуемому событию; б) допрос подозреваемого является не­отложным следственным действием, в связи с чем следователь не име­ет достаточного времени на его подготовку; в) подросток эмоциональ­но возбужден, его угнетает непривычность обстановки. Вместе с те<д, несмотря на своеобразие психического и эмоционального состояния несовершеннолетнего, тактику допроса необходимо разработать таким


образом, чтобы на первом же допросе получить наиболее объективную информацию. Обусловлено это требование тем, что нередко первый допрос несовершеннолетнего подозреваемого является основным и ре­шающим, так как подростки значительно реже меняют свои показания, чем взрослые. Вначале необходимо принять меры к успокоению под­ростка и к установлению с ним психологического контакта. Известные криминалисты И.Н. Якимов и П.П. Михеев еще в 30-х годах писали, что первой задачей при допросе является создание у допрашиваемого благожелательного и откровенного к себе отношения, что достигается безукоризненной вежливостью и мягкостью обращения. Вместе с тем, нельзя во время установления психологического контакта всегда и в полной мере снимать напряжение с подростка. Основа контакта — правдивая характеристика положения. Психологический контакт нуж­но не только устанавливать, но и поддерживать в процессе дальнейше­го расследования. Этому будут способствовать: коммуникативные ка­чества и доброжелательный тон следователя, умение использовать в беседе совпадающих позитивных интересов несовершеннолетнего и следователя (любовь к спорту, музыке и т. д.). При подготовке к до­просу сведения о личности несовершеннолетнего подозреваемого мож­но получить от родителей, жителей, представителей трудовых коллек­тивов, в отделах по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних (ОПППН). Первый допрос должен быть деталь­ным и касаться не только обстоятельств преступления, в совершении которого он подозревается, но и условий его жизни и воспитания, бли­жайшего окружения, потребностей и интересов. Чем больше объектив­ных данных о подростке, его поведении и связях мы получим на пер­вом допросе, тем быстрее будет раскрыто преступление и выявлены обстоятельства, способствующие его совершению.

После выяснения автобиографических данных, условий жизни и воспитания и сообщения подростку в совершении какого преступления он подозревается, несовершеннолетнему целесообразно разъяснить важность дачи правдивых показаний по всем интересующим следствие вопросам и выслушать свободный рассказ несовершеннолетнего о его причастности к делу.

Важное значение при допросе несовершеннолетних правонаруши­телей приобретает вопрос о нейтрализации круговой поруки и нежела­ния «выдать» соучастников преступления. В силу психологических особенностей подросткового возраста некоторым несовершеннолетним импонирует такое поведение. Тактика допроса таких подростков долж­на предусматривать детализацию показаний, сопровождение допроса проверкой показаний на месте, разъяснение несовершеннолетнему ис­тинного смысла и содержания чувства дружбы и товарищества, не имеющего ничего общего с круговой порукой.


Немаловажное значение при допросе несовершеннолетнего подоз­реваемого имеет показ следователем своей осведомленности об об­стоятельствах совершенного преступления, ни в коем случае не прибе­гая к обману или внушению. В подобных случаях следователю целесо­образно держать себя уверенно, вопросы задавать в логической после­довательности, использовать при допросе достоверно установленные факты, на вопросы и реплики подозреваемого давать такие ответы, ко­торые допускали бы многозначное толкование. Вместе с тем, этот психологический прием допроса надо применять с большой осторож­ностью, чтобы у допрашиваемого не создалось впечатления об обмане или введении его в заблуждение.

При допросе несовершеннолетнего подозреваемого доказательства, как правило, не приводятся, так как чаще всего следователь к этому времени не располагает замкнутой цепью улик, а разрозненные доказа­тельства неубедительны. В подобных случаях несовершеннолетнему нужно разъяснить значение и правовые последствия чистосердечного раскаяния и активного способствования раскрытию преступления. Для получения правдивых показаний можно использовать и поло­жительные личные качества несовершеннолетнего. Но следует сразу же заметить, что неумело построенный допрос может привести к само­оговору. Задача следователя состоит в том, чтобы, не обращаясь к ма­териалам дела и не оперируя никакими обстоятельствами совершенно­го преступления, попытаться воздействовать на сознание несовершен­нолетнего и побудить его к раскаянию.

В случае отрицания своей причастности к совершенному преступ­лению необходимо детально выяснить, где находился подросток в мо­мент совершения преступления. Изучение следственной практики по­казывает, что несовершеннолетние правонарушители заранее не подго­тавливают доказательства своего алиби, поэтому детальный допрос о месте и времени нахождения в момент совершения преступления и со­поставления полученных данных с другими материалами дела выявля­ют полную несостоятельность объяснений несовершеннолетнего в слу­чае дачи им ложных показаний. В целях установления психологиче­ского контакта для участия в допросе может быть приглашен педагог, обучающий подростка и пользующийся у него уважением.

3. Тактика иных следственных действий

Тактика допроса несовершеннолетнего обви­няемого. Предъявление обвинения должно стать для подростка собы­тием особо значимым, ибо в этот момент он может понять не только полноту ответственности за содеянное, но и психологически осознать свои поступки. При предъявлении обвинения несовершеннолетнему


нужно не только разъяснить его сущность, но и раскрыть перед ним общественную опасность преступления, показать, какой ущерб причи­нен обществу и близким.

Анализ следственной практики показывает, что нередко обвинение несовершеннолетним предъявляется несвоевременно — непосредст­венно перед ознакомлением обвиняемого с материалами дела, что при­водит к нарушению права обвиняемого на защиту. В таких случаях не­совершеннолетний обвиняемый и его защитник, в связи с завершением предварительного следствия непосредственно после предъявления об­винения, не имеют реальной возможности реализовать свои права, предусмотренные законом.

Предъявление обвинения имеет важное воспитательное значение и в отношении подростка, к которому на предварительном следствии применяются меры, заменяющие уголовное наказание. В противном случае у таких подростков и в ближайшем окружении создается впе­чатление о полной безнаказанности.

Если изучение личности при подготовке к допросу несовершенно­летнего подозреваемого было ограничено недостатком времени и бо­лее узкими задачами, которые решаются при допросе, то при подго­товке к допросу несовершеннолетнего обвиняемого личность подрост­ка, путем использования тех же источников информации, должна быть изучена всесторонне.

В плане допроса следует предусмотреть обстоятельства, подлежа­щие выяснению, и вопросы, которые необходимо поставить перед не­совершеннолетним, с учетом его позиции по отношению к предъяв­ленному обвинению.

После оглашения постановления о привлечении в качестве обви­няемого не следует сразу же выяснять у подростка, признает ли он се­бя виновным в предъявленном обвинении или нет, как это предусмот­рено ст. 150 У ПК РСФСР. Такой вопрос может негативно повлиять на весь ход следствия. Подросток может замкнуться, сразу признав себя виновным, или дать ложные показания, оговорив себя.

После предъявления обвинения предпочтителен свободный рассказ несовершеннолетнего, который не рекомендуется прерывать.

Тактика дальнейшего допроса зависит от позиции несовершенно­летнего по отношению к предъявленному обвинению. В бесконфликт­ной ситуации целесообразны следующие тактические приемы: а) мак­симальная детализация обстоятельств совершенного преступления и роли каждого соучастника; б) получение объяснений по поводу имею­щихся в деле доказательств с целью устранения противоречий, стиму­лирования дальнейшей детализации показаний; в) выявление обстоя­тельств, непосредственно предшествующих совершению преступления,


и поведения соучастников после совершения общественно опасных действий; г) постановка дополнительных вопросов для уточнения мо­тива и цели преступления; д) не рекомендуется требовать от раскаяв­шегося подростка, чтобы он сразу же во всех деталях рассказал о наи­более жестоких и циничных действиях.

При допросе в конфликтных ситуациях, когда несовершеннолетний отрицает причастность к совершенному преступлению, кроме тех так­тических -приемов, которые были рекомендованы при допросе несовер­шеннолетних подозреваемых, целесообразны следующие: а) предъяв­ление в определенной последовательности собранных в процессе рас­следования доказательств. Их лучше использовать в нарастающем по­рядке, но в логической последовательности и без разрыва во времени. Предъявленные доказательства не должны представлять сложную сис­тему улик, так как несовершеннолетний может в них не разобраться. Значение каждого из предъявленных доказательств несовершеннолет­нему нужно разъяснить; б) в процессе допроса несовершеннолетнему можно предъявить только факты, непосредственно уличающие его в совершении преступления. Не рекомендуется доводить до его сведе­ния фактические данные, которые непосредственно не уличают подро­стка, а раскрывают механизм преступления. В определенной ситуации этой информацией несовершеннолетний может воспользоваться, решив «признаться» в преступлении, которого он не совершал; в) допущение легенды. Такой тактический прием допустим, если следователь распо­лагает достаточньми доказательствами для опровержения ложных по­казаний обвиняемого. Эффективность этого тактического приема за­ключается в том, что он убедит несовершеннолетнего в недопустимо­сти ложных показаний и по другим вопросам; г) психологический эф­фект внезапности можно применять в зависимости от возраста допра­шиваемого и характера доказательств, которыми располагает следова­тель; д) разъяснить значение чистосердечного раскаяния и активного способствования раскрытию преступления как смягчающего вину об­стоятельства. Для участия в допросе может быть приглашен педагог или специалист в области детской и юношеской психологии.

Тактика очной ставки. Очная ставка — не единственный и не лучший способ устранения противоречий в показаниях несовершенно­летнего обвиняемого (подозреваемого) и других допрошенных по делу лиц, так как на очной ставке подросток может изменить ранее данные показания не только под влиянием правдивых показаний другого уча­стника очной ставки, но и из-за повышенный внушаемости и податли­вости, а также в результате сильного психологического воздействия со стороны другого допрошенного на очной ставке лица. Если есть возможность устранить противоречия путем проведения иных следст-


венных действий (следственного эксперимента, проверка показаний на месте и др.), следователь должен использовать прежде всего эти воз­можности.

Нецелесообразно проводить очную ставку при очевидности отрица­тельного воздействия на несовершеннолетнего обвиняемого со сторо­ны взрослого соучастника (угроза, запугивание, шантаж) или если не­совершеннолетний потерпевший болезненно реагирует на предстоя­щую встречу с обвиняемым. В подобных случаях показания несовер­шеннолетнего обвиняемого или потерпевшего можно зафиксировать с помощью видео- или звукозаписи и воспроизвести их при допросе. При возможности нейтрализовать отрицательное воздействие взросло­го путем твердого контроля за его поведением, очную ставку с участи­ем несовершеннолетнего надо проводить вне зависимости от того, как оцениваются ее перспективы.

При невозможности устранения существенных противоречий дру­гими процессуальными средствами возникает вопрос о проведении оч­ной ставки. При ее проведении желательно присутствие педагога, ко­торый, используя свои специальные познания, не только сможет по­мочь в подготовке и проведении очной ставки, но и в какой-то мере снимет напряжение, окажет дисциплинирующее воздействие на друго­го участника очной ставки. При проведении очной ставки с несовер­шеннолетним обвиняемым может участвовать защитник.

Выбор момента для производства очной ставки с участием несовершеннолетнего обвиняемого определяется достаточностью соб­ранных доказательств, которые можно использовать для изобличения другого соучастника преступления. Разрабатывая план производства очной ставки, необходимо предусмотреть возможность последователь­ного использования совокупности вещественных доказательств, доку­ментов, заключений экспертиз и других источников.

С большой осмотрительностью следует проводить очную ставку между несовершеннолетним, вовлеченным в преступную деятельность, и взрослым подстрекателем из числа близких родственников. Несовер­шеннолетнему трудно разобраться в сложившейся ситуации, особенно, если взрослый подстрекатель и после очной ставки продолжает отри­цать какую-либо причастность к совершенному преступлению.

Первьм на очной ставке следует допрашивать того, кто дает наибо­лее правдивые показания. На очной ставке со взрослым первым нужно допрашивать подростка, какую позицию он бы не занимал, за исключе­нием следующих случаев: а) если подросток дает заведомо ложные по­казания; б) когда уровень антисоциальной направленности личности не­совершеннолетнего обвиняемого выше, чем у взрослого соучастника;

в) если разница в возрасте допрашиваемых незначительна.


Тактика допроса несовершеннолетних свидетелей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей подростков, от их отно­шения к расследуемому событию и к несовершеннолетнему обвиняе­мому. Такой подход дает возможность выделить следующие группы несовершеннолетних свидетелей: а) очевидцы и иные свидетели; б) под­ростки из ближайшего окружения несовершеннолетнего обвиняемого;

в) подростки из числа соучастников, дело в отношении которых пре­кращено,в порядке ст. 7—9 У ПК РСФСР или в связи с недостижением возраста уголовной ответственности. По возрастному признаку надо выделить и малолетних свидетелей.

В допросе несовершеннолетних свидетелей в возрасте от 14 до 16 лет участие педагога или специалиста-психолога рекомендуется: а) при отсутствии данных о психическом развитии; б) при особой замкнуто­сти свидетеля; в) в случае допроса свидетеля с антисоциальной на­правленностью личности.

При подготовке к допросу необходимо выяснить отношение к свер­стникам, черты характера, наличие определенных интересов, взаимоот­ношения с участниками события. Для того чтобы исключить возмож­ность постороннего влияния со стороны заинтересованных лиц, надо сократить срок вызова и допроса несовершеннолетнего свидетеля.

При допросе данной категории свидетелей предпочтителен свобод­ный рассказ, но постановка дополнительных вопросов чаще всего не­избежна. При разработке тактики допроса надо обращать внимание на правильность формулировки и последовательность вопросов.

Данная категория свидетелей обычно испытывает доверие к следова­телю, поэтому необходима особая осторожность при формулировании вопросов, чтобы они не носили внушающего, наводящего характера.

При подготовке к допросу несовершеннолетних потерпевших надо учитывать, что: а) они заинтересованы в исходе дела; б) чувство стра­ха способствует тому, что пережитая опасность нередко преувеличива­ется; в) усилия потерпевшего в момент нападения были направлены не на восприятие происходящего, а на защиту от посягательства; г) факт преступного посягательства травмирует психику потерпевшего или унижает его достоинство, и это может привести к умалчиванию; д) на потерпевшего нередко оказывается психическое воздействие, чтобы он «простил» виновного; е) поведение потерпевшего может быть и провоцирующим.

При планировании допроса несовершеннолетних свидетелей из ближайшего окружения обвиняемого необходимо учитывать, что эти подростки нередко входят в те же криминогенные группы, что и несо­вершеннолетний обвиняемый. Чувство дружбы в таких группах пони­мается не всегда правильно, так как она возникает на почве нездоро-


вых интересов. По этим причинам такие подростки не всегда бывают откровенны, что надо учитывать при подготовке к их допросу.

При подготовке к допросу несовершеннолетних, дело о которых прекращено в соответствии со ст. 7—9 УПК РСФСР или в связи с не­достижением возраста уголовной ответственности, надо учитывать, что они также близки к несовершеннолетнему, привлекаемому к уго­ловной ответственности. По этой причине они менее охотно дают по­казания в отношении своих соучастников. При их допросе могут быть применены изложенные рекомендации о тактических приемах допроса несовершеннолетних обвиняемых, с учетом их личностных качеств и процессуального положения.

Малолетние свидетели бывают очень наблюдательны. Их допраши­вают в привычной для них обстановке с участием педагога (воспитате­ля детсада) и родителей.

Фиксация показаний. В процессе допроса не рекомендуется пока­зания несовершеннолетнего сразу же заносить в протокол, так как это отвлекает внимание допрашиваемого, да и следователю мешает сосре­доточиться на реализации тактического плана допроса. В протокол по­казания целесообразно заносить только по окончании допроса, сохра­няя свойственные несовершеннолетним обороты речи.

Видео- и звукозапись целесообразно применять: а) если есть осно­вания, что подросток может изменить показания под воздействием со­участников или родственников; б) при нецелесообразности проведения очной ставки и необходимости воспроизведения видео- или звукозапи­си показаний несовершеннолетнего обвиняемого или свидетеля взрос­лому или несовершеннолетнему соучастнику преступления; в) для фиксации обстановки допроса; г) при необходимости зафиксировать специфические для несовершеннолетнего обороты речи.

Тактика допроса в качестве свидетелей лиц, ответственных за вос­питание несовершеннолетних обвиняемых, специфична тем, что роди­тели, учителя, воспитатели глубоко заинтересованы в исходе дела, по­этому тактика и этика их допроса предполагает сочетание активности следователя в получении объективной информации с пониманием своеобразия их положения и эмоционального состояния.

Показания данной категории свидетелей необходимы: а) для выяв­ления условий жизни и воспитания, личностных качеств подростка-правонарушителя, его поведения; б) для выявления обстоятельств, спо­собствующих противоправному поведению несовершеннолетнего; в) для решения вопроса об ответственности родителей, педагогов и воспита­телей за ненадлежащее воспитание подростка и их роли в ресоциали-зации несовершеннолетнего.


Допросу подлежат оба родителя, классный руководитель, другой учитель, который может дать наиболее объективную информацию о своем ученике. При подготовке к допросу родителей надо учитывать, что только в каждой четвертой семье подростка-правонарушителя на­блюдались нормальные взаимоотношения. Поэтому лишь около одной трети родителей дают объективные показания.

Учителя, воспитатели школ и училищ располагают значительной информацией о личности несовершеннолетнего правонарушителя. Важно, чтобы эта информация была объективной, без излишней «эмо­циональной окраски».

Информация о работающем подростке может быть получена и при допросе бригадира, мастера, наставника, товарищей по работе. Эта ка­тегория свидетелей, к сожалению, на предварительном следствии доп­рашивается редко. У них чаще всего выясняются обстоятельства, свя­занные с совершенным преступлением, узнается о поведении несовер­шеннолетнего на работе и лишь иногда о его интересах, об источниках отрицательного влияния в ближайшем окружении несовершеннолетне­го,-о его связях. При разработке тактики допроса лиц, ответственных за воспитание несовершеннолетнего обвиняемого, надо иметь в виду базовые вопросы, подлежащие выяснению: условия жизни и воспита­ния, психофизическое развитие подростка; его потребности, интересы, поведение; личностные качества и особенности характера; отношение к учебе (работе); взаимоотношения в коллективе, по месту жительства;

данные о ранее совершенных проступках и принимавшихся мерах; об­стоятельства совершенного преступления, предшествующие и после­дующие действия подростка; причины и условия противоправного по­ведения несовершеннолетнего; взаимоотношения родителей и их отно­шение к воспитанию детей; отношение детей к родителям.

Назначение экспертиз. Специфическими для данной категории уголовных дел являются судебные психолого-психиатрические и су-дебно-медицинские эксперты. Среди несовершеннолетних правонару­шителей значительна доля лиц с психиатрическими аномалиями. Де­фекты в психике подростка могут быть вследствие хронической ду­шевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, значительного отставания в психическом развитии, сенсорной недос­таточности (дефекты слуха, зрения), иного болезненного состояния.

В соответствии со ст. 392 УПК РСФСР при наличии данных об ум­ственной отсталости несовершеннолетнего, не связанной с душевным заболеванием, должно быть выяснено, мог ли он полностью сознавать значение своих действий. Важность проверки таких фактов обусловле­на тем, что согласно ч. 3 ст. 20 УК РФ, если несовершеннолетний дос­тиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но


вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психи­ческим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и об­щественную опасность своих действий (бездействий) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности. В подобных случаях назначается судебно-психологическая экспертиза.

Если в процессе расследования добыты данные о душевном заболе­вании несовершеннолетнего, назначается судебно-психиатрическая экспертиза, на разрешение которой ставятся традиционные вопросы.

В порядке подготовки и назначению указанных экспертиз следова­телю необходимо: а) запросить из лечебного учреждения, диспансера сведения о психофизическом развитии несовершеннолетнего, перене­сенных заболеваниях и состоянии его здоровья; б) у родителей и вос­питателей дошкольных учреждений выяснить вопросы, связанные с развитием подростка; начиная с младенческого возраста; в) у родите­лей и учителей получить сведения о школьном периоде жизни подро­стка (учебе, поведении, отношении с учащимися); г) выяснить условия жизни и воспитания подростка, его потребности и интересы, об отно­шении родителей к воспитанию детей.

В отношении несовершеннолетних правонарушителей на разреше­ние судебно-психологической экспертизы ставятся следующие вопро­сы: а) имеются ли у несовершеннолетнего признаки умственной отста­лости, не связаны ли они с психическим заболеванием, и, если имеют­ся, в чем конкретно они выражаются? б) с учетом состояния психиче­ского развития мог ли он в полной мере осознавать фактический ха­рактер и общественную опасность своих действий? в) в какой мере он мог руководить своими действиями?

В случае возникновения сомнения в способности несовершеннолет­него (малолетнего) свидетеля (потерпевшего) правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правиль­ные показания на, разрешение судебно-психологической экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы: а) каковы особенности его психического развития? б) мог ли он с учетом его психического развития правильно воспринимать определенные обстоятельства (ука­зать какие) и давать о них правильные показания? в) имеются ли у несовершеннолетнего (малолетнего) признаки повышенной внушаемо­сти или повышенной склонности к фантазированию? г) мог ли несо­вершеннолетний (малолетний), учитывая состояние его психического развития, понимать сущность происходящих на его глазах событий?

При необходимости установления факта беспомощного состояния потерпевшей при изнасиловании на разрешение судебно-психологиче­ской экспертизы ставятся следующие вопросы: могла ли потерпевшая,


учитывая присущие ей особенности психического развития, ее эмоцио­нальное состояние и объективно сложившуюся ситуацию, а) понимать характер и значение действий обвиняемого? б) оказывать сопротивле­ние преступнику?

4. Воспитательно-профилактическая работа

Значительное внимание в процессе расследования уделяется.воспитательному воздействию на несовершеннолетних пра­вонарушителей, других подростков, находящихся на грани совершения преступления, а также на родителей, отрицательно влияющих на своих детей.

Воспитательно-профилактическая работа в процессе предваритель­ного следствия проводится на базе выявленных следователем причин и условий, способствующих совершению преступлений. Их выявление не менее сложный и трудоемкий процесс, чем доказывание других об­стоятельств, предусмотренных ст. 68 УПК РСФСР.

Искоренить у несовершеннолетнего правонарушителя отрицатель­ные нравственные качества и сформировать положительные вряд ли удастся в процессе расследования. Однако побудить его к осознанию противоправности и пагубности антиобщественного поведения, к глу­бокому раскаянию, показать перспективы исправления — задача, кото­рую следователь обязан выполнить не только в силу служебных пол­номочий, но и во исполнение морального долга. Воспитательную рабо­ту с несовершеннолетним обвиняемым, другими лицами надо вести в пределах достоверно установленных фактов противоправного и иного аморального поведения (пьянство, нарушение правил совместного про­живания и т д.). О совершенном подростком общественно опасном действии надо говорить как о факте, установленном следствием. Это, однако, не исключает необходимости вести в процессе расследования активную правовоспитательную работу с несовершеннолетним право­нарушителем.

Беседы с подростком должны подкрепляться активной практиче­ской деятельностью по вовлечению несовершеннолетнего в общест­венно полезные и интересные занятия, а если он арестован, то глубо­ким анализом и активным обсуждением с ним противоправного харак­тера совершенного им деяния. Речь идет о нейтрализации отрицатель­ных влияний на подростка, приобщении его к труду, вовлечении в об­щественную жизнь того или иного коллектива. При выявлении фактов угрожаемого положения или интенсивного отрицательного воздейст­вия на подростка (злоупотребление алкоголем, участие в азартных иг­рах и т. д.) следователь принимает неотложные профилактические ме­ры, направленные на возврат подростка в семью и определение его на

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...