Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психолого-тактические особенности проверки показаний на месте




Выполнив все подготовительные мероприятия и при­быв вместе с участниками следственного действия в пункт, откуда намечено начать проверку показаний, следователь предлагает допрошенному лицу указать путь к месту события, после чего вся группа начинает движе­ние по указанному им маршруту. При этом необходимо, чтобы допрошенный шел впереди и самостоятельно, без каких-либо подсказок, указывал путь, обращая внимание других участников на четко вырисовывающиеся ориен­тиры местности и криминалистически значимые места, связанные с обстоятельствами происшествия, например места встречи соучастников непосредственно перед совер­шением преступления, места, где преступник подстерегал свою жертву или выполнял какие-либо подготовительные действия, хранил орудия преступления, где свидетель (или потерпевший) встретил или увидел издали обвиня­емого, направлявшегося к месту совершения преступле­ния, и др. По прибытии на место события допрошенный указывает его общие границы и участки отдельных эпи­зодов, обстановку, предметы и обстоятельства, о кото­рых он ранее дал показания, поясняет их связь с проверя­емым событием, указывает на изменения, которые про­изошли в обстановке и во взаимном расположении предметов, называет предметы и следы, которых уже нет на месте происшествия. Лицу, чьи показания проверяют­ся, может быть предложено продемонстрировать его от­дельные действия, совершенные в момент расследуемого события, восстановить с помощью заранее подготовлен­ных макетов, трафаретов и манекенов прежнюю обста­новку на месте, например, указать местонахождение тру­па, спрятанных орудий преступления, похищенных вещей, других предметов и следов преступления (обнаруженных и изъятых в свое время при осмотре). Все это должно быть тщательно зафиксировано. Действия допрошенного лица по восстановлению обстановки места события и прежнего расположения предметов должны охватывать не только изменения, внесенные в обстановку при ранее проведенном осмотре этого места (изменения, обуслов-359


ленные изъятием обнаруженных предметов и следов), но и все те изменения, которые произошли по тем или иным причинам после осмотра. Желательно, чтобы обстановка восстанавливалась наиболее детально, ибо степень этой детализации является убедительным показателем осведо­мленности допрошенного лица в конкретных обстоятель­ствах расследуемого события. Если допрошенный фак­тически не был участником или очевидцем этого события, а знает о нем лишь со слов других, точно восстановить обстановку на месте во всех деталях ему не удастся.

Допрошенному могут быть заданы вопросы, касаю­щиеся отдельных сторон и деталей обстановки на месте, происшедших в ней изменений, конкретных предметов и их связи с обстоятельствами расследуемого преступле­ния, причин несоответствия пояснений допрошенного ли­ца на месте и ранее данных показаний, несоответствия его прежних показаний реальной обстановке, а также других обстоятельств, связанных с местом, где проводится про­верка показаний. Все пояснения заносятся в протокол.

В ряде случаев место проверки может включать нес­колько территориально разделенных между собой пунк­тов: место подготовительных действий преступников, место совершения преступления и его отдельных эпизо­дов, сокрытия предметов и орудий преступления и др. Проверку показаний в этих случаях следует выполнять в той последовательности, в какой происходило проверя­емое событие, с охватом всех пунктов, упомянутых в по­казаниях допрошенного лица. Если проверку показаний необходимо провести на одном и том же месте с участи­ем нескольких допрошенных лиц, она выполняется с каж­дым допрошенным отдельно; групповая проверка пока­заний с одновременным участием двух и более допрошен­ных лиц недопустима.

Необходимо особенно внимательно следить за тем, чтобы все действия лица, чьи показания проверяются, были самостоятельными, лишенными каких-либо подска­зок и внушений со стороны других участников следствен­ного действия, чтобы были полностью исключены наво­дящие вопросы и коррективы следователя. Важным так­тическим правилом является также рекомендация следователю не спешить с негативной оценкой несоответ­ствия пояснений и ранее данных показаний допрошен­ного лица реальной обстановке на месте, помнить, что это несоответствие может быть результатом не только ложности показаний, но и неполноты восприятия мест-


ности, плохой памяти допрошенного и других причин. При заочном описании на допросе участков местности, помещений и расположенных на месте предметов допра­шиваемый иногда затрудняется детально воспроизвести однажды им увиденное, может допустить неточности и даже искажения топографических параметров, особенно в случаях, если условия их восприятия были неблагопри­ятными. Полнота и точность воспроизведения на допросе топографических образов в значительной мере зависит от избирательности восприятия, степени развития топогра­фической памяти и совершенства пространственных пред­ставлений допрошенного лица. У человека художествен­ного типа по сравнению с мыслительным они обычно более развиты. Жители сельской местности, работники лесных хозяйств, геодезисты и геологи, туристы и охот­ники, как правило, обладают более высокой избиратель­ностью восприятия местности, хорошо запоминают и бо­лее детально воспроизводят в памяти ее особенности. Продуктивность топографической памяти усиливается, если человек воспринимал местность, не просто созерцая ее, а совершая при этом какие-либо действия (например, организуя засаду, совершая преступные акты, преодоле­вая те или иные преграды и т. п.). При этом, конечно, надо учитывать и действие разнообразных факторов, от­влекающих внимание, ослабляющих его концентрацию и устойчивость. Лучше всего запоминаются места, вос­приятие которых характеризуется наиболее яркой эмоци­ональной и волевой насыщенностью («опорные пункты» памяти). Точность и полнота топографических воспри­ятий зависит от ряда субъективных и объективных ус­ловий (дефекты зрения и слуха, болезненное состояние и сильное душевное волнение, безразличие к происходя­щему событию, кратковременность наблюдения, небла­гоприятные погодные условия, удаленность объекта на­блюдения и т. п.). Все эти факторы следователь учитыва­ет как при допросе, так и при проверке показаний на месте и оценке ее результатов. Формы топографических представлений у людей развиты по-разному: у одних развита элементарная их форма («карта-путь») — они способны мысленно представить и воспроизвести особен­ности местности лишь аналитически, постепенно, в соот­ветствии с конкретным маршрутом пройденного пути; другие обладают более совершенной формой представле­ний («карта-обозрение») и могут сразу мысленно вос­становить всю карту местности в ее панорамном сте-


реоскопическом изображении. Естественно, показания этих лиц о конкретной местности будут более вырази­тельными, полными и детальными. Полные и яркие об­разы топографической памяти способствуют более уве­ренному узнаванию местности при проверке показаний на месте.

При проверке показаний повторное восприятие (уз­навание) места усиливает процесс оживления прежних ассоциаций допрошенного лица, сформировавшихся при первом посещении этого места, активизирует деятель­ность его памяти. Поэтому с точки зрения психологии вполне закономерно, что пояснения допрошенного лица при проверке показаний на месте, как правило, более полны и детализированы, нежели его прежние показания, данные на допросе в кабинете следователя. В то же время такое соотношение может быть и результатом того, что допрошенное лицо при проверке его показаний на месте, указывая путь следования и поясняя обстановку на месте, «списывает ее с натуры», не будучи с ней ранее знакомым. Истина в таких случаях будет обнаружена лишь при тщательном анализе и сопоставлении показаний допро­шенного лица и его пояснений на месте с реальной об­становкой этого места и результатами ранее проведен­ного осмотра. Оживление мысленного образа того или иного участка местности в момент узнавания при провер­ке показаний на месте происходит не только в момент, когда допрошенный уже прибыл на этот участок и пов­торно зрительно воспринимает его, но и тогда, когда он находится еще на соседнем участке, сюжетно связанном с последующим. Эта психологическая закономерность обосновывает один из важных тактических приемов про­верки показаний на месте, суть которого состоит в том, что при подходе к тому или иному месту, когда его еще не видно участникам проверки показаний, допрошенный дает его подробное словесное описание, поясняет его связь с расследуемым событием и только после этого показывает его и поясняет обстановку на месте. Этот прием способствует правильной оценке показаний; если указанные «упреждающие» пояснения (они, как правило, более детальны, нежели показания, данные на допросе) соответствуют реальной обстановке на месте, доверие к проверяемым показаниям возрастает.

Значительно активизируют топографическую память образы моторной памяти. Поэтому при проверке показа­ний на месте целесообразно рекомендовать допрошен-


ному лицу выполнить ряд демонстрационных действий, повторяющих его прежние действия на этом месте. Со­вершать их необходимо в тех местах, где они, по показа­ниям допрошенного, фактически совершались ранее, во время события. Точно так же осуществлять показ пред­метов, обстановки и обстоятельств, связанных с проверя­емым событием, необходимо с тех мест, откуда их на­блюдал допрошенный во время происшествия. Это спо­собствует оживлению прежних ассоциаций и более полному восстановлению в памяти обстановки места происшествия. Продуктивность узнавания местности при проверке показаний на месте во многом зависит также от объективных факторов: сезонных различий в пейзажах местности, состояния погоды, освещенности и других факторов, затрудняющих пространственную ориентацию допрошенного лица. Например, трудно бывает узнать по летнему пейзажу местность, которую допрошенный на­блюдал зимой. Потому время проведения проверки пока­заний на месте надо избирать с учетом этих факторов. Их следует иметь в виду и при оценке результатов данного следственного действия.

Проверка показаний на месте с психологической сто­роны характеризуется не только репродуктивной, но и ак­тивной мыслительной деятельностью, тем более когда воспроизведение топографических образов по тем или иным причинам затруднительно. Поэтому необходимо терпеливо, до конца выслушать пояснения допрошенного лица, не перебивать его вопросами, замечаниями и т. п. Здесь вполне приемлем рекомендованный в тактике до­проса метод «свободного рассказа» с последующей по­становкой контрольных и уточняющих вопросов.

Если прежние показания допрошенного лица не со­гласуются с реальной обстановкой и его пояснениями на месте, следователь обращает на это внимание допрошен­ного, предлагает ему пояснить причины такого несоот­ветствия и по возможности указать именно те предметы и обстоятельства, которые описаны в его ранее данных показаниях. При этом следователь может воспользовать­ся планом или схемой, выполненными самим допрошен­ным лицом во время допроса перед проверкой показаний на месте. Если он будет настаивать на своих пояснениях, проверку показаний следует продолжить. Если же допро­шенный под воздействием обстановки на месте заявит, что его прежние показали лживы и он от них отказыва­ется, то проверку показаний необходимо прекратить


и провести его повторный допрос с оформлением соот­ветствующего протокола. В протоколе же проверки пока­заний на месте в этом случае необходимо зафиксировать, что допрошенный не смог указать место и обстановку проверяемого события и заявил об отказе от ранее дан­ных показаний. Если допрошенное лицо при проверке показаний на месте укажет на какой-либо новый участок местности или помещение, где находятся те или иные материальные следы преступления (орудия убийства, труп, похищенное имущество и т. п.), о которых он ранее на допросе умолчал, проверку показаний необходимо прервать, провести в том же составе участников осмотр нового места и всего, что там обнаружено, составить протокол осмотра, а затем возобновить и продолжить проверку показаний на месте. Совмещать эти два само­стоятельных следственных действия и оформлять одним протоколом, как уже отмечалось, было бы неправомерно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...