Глава XXI. Тактика допроса
⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16 § 1. Общие положения тактики допроса Допрос — одно из наиболее распространенных, а в тактическом отношении — одно из сложнейших следственных действий. Различают допрос свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, эксперта. Каждый из них имеет процессуальные и тактические особенности. Задача допроса — получение от допрашиваемого полных и достоверных показаний. Решать ее бывает довольно трудно не только в случаях, когда допрашиваемый не желает давать правдивые показания, но и когда он хочет рассказать правду, однако не может восстановить в памяти прошлые события, или, добросовестно заблуждаясь, дает неверные показания в силу искаженного их восприятия. Как и все расследование, допрос производится в строгом соответствии с уголовно-процессуальными нормами, без какого-либо принуждения допрашиваемого в форме угроз, физического или психического насилия либо иных незаконных действий. Допрашиваемые отличаются друг от друга по своему психическому складу, жизненному опыту, профессии, образованию и т. д. Не одинаково их отношение к расследуемому преступлению: обвиняемый — лицо, заинтересованное в исходе дела; свидетели чаще всего стремятся помочь в раскрытии преступления либо относятся безразлично к расследуемому делу и т. д. Все это вызывает необходимость индивидуального подхода к допрашиваемому, использованию тактических приемов допроса с учетом особенностей личности. Для этого следователь должен обладать такими личными качествами, которые вызывали бы к нему доверие допрашиваемого: быть объективным, принципиальным, настойчивым, тактичным, чутким и внимательным. Допрашиваемый должен видеть в следователе беспристрастного, пытливого слугу закона. Некорректное, грубое поведение следователя нередко разрушает у допрашиваемого психологическую установку на дачу правдивых и полных показаний, порождает ходатайство обвиняемого о замене следователя.
Манера следователя разговаривать и держаться на допросе также имеет большое значение. Следует по- мнить, что не только следователь изучает психологическое состояние допрашиваемого, но и допрашиваемый очень внимательно следит за поведением следователя, его жестами, мимикой и т. д. В отношении допрашиваемого нельзя допускать грубость, высокомерие, пренебрежение к его правам, законным интересам и обоснованным ходатайствам. В то же время нельзя допускать, чтобы допрашиваемый выходил за рамки дозволенного. Некоторые обвиняемые ведут себя на допросе развязно, пытаются вывести следователя из равновесия, заставить его нервничать. Надо спокойно и строго пресечь подобные выходки допрашиваемого, разъяснить его права, напомнить об обязанностях. Допрашиваемый всегда должен видеть и чувствовать, что следователь вежлив и спокоен, тверд и настойчив в стремлении установить истину, что он хорошо знает существо дела и поэтому всякие недозволенные уловки обречены на неудачу. Наибольшие трудности возникают у следователя при допросе подозреваемых и обвиняемых, что объясняется прежде всего различием установок следователя и обвиняемого в отношении конечных результатов расследования. Следователь ставит перед собой цель — установить истину по делу, раскрыть преступление. Обвиняемый, совершивший преступление, делает все возможное, чтобы избежать наказания или хотя бы смягчить свою вину. Поэтому важно перед допросом подозреваемого и обвиняемого собрать достоверные сведения о фактах преступной деятельности, о которых намечено его допросить, и об индивидуальных особенностях личности обвиняемого.
В значительной мере от полноты сведений о психическом облике допрашиваемого, индивидуального подхода к нему зависят результаты допроса. Разный подход должен быть к человеку жизнерадостному и замкнутому, агрессивному и пассивному, легкомысленному и серьезному, интеллектуально развитому и ограниченному. Это касается допроса не только обвиняемых (подозреваемых), но и свидетелей, а также потерпевших, при допросе которых необходимо учитывать их интересы, характер, темперамент, привычки, способности, убеждения, отношение к расследуемому событию. Среди свидетелей бывают и недобросовестные люди, при допросе которых требуется немало усилий, чтобы получить от них достоверные исчерпывающие показания. В некоторых пособиях и статьях, посвященных вопросам криминалистики и юридической психологии, делаются попытки возродить старую, отвергнутую правовой наукой концепцию допроса как борьбы, «конфликта», разрешения «критических» ситуаций. Эта концепция неизбежно порождает обвинительный уклон в расследовании, проникновение в уголовный процесс несвойственных ему методов, направленных на то, чтобы «дезинформировать», «сбить с толку» допрашиваемого, «захватить врасплох», «вызвать состояние растерянности», «разжечь конфликт между соучастниками преступления» и т. п. Следует решительно возразить против рекомендаций об использовании при допросе всякого рода «психологических ловушек», «эмоциональных экспериментов», лайде-тектора, гипноза и тому подобных недозволенных «методов борьбы» на допросе. § 2. Подготовка к допросу Подготовка следователя к допросу заключается в определении предмета допроса, тщательном изучении материалов дела, определении конкретного лица, располагающего необходимой для установления истины информацией, обстоятельств, по которым оно должно быть допрошено, в изучении личности допрашиваемого и его взаимоотношений с другими участвующими в деле лицами, выборе времени и создании нормальной обстановки допроса, отборе вещественных доказательств и иных материалов, которые могут быть использованы при допросе, в обеспечении в необходимых случаях участия в допросе переводчика, адвоката, педагога.
В подготовке к допросу первостепенное значение имеет планирование допроса, четкое представление о намечаемой цели его, об обстоятельствах, подлежащих выяснению, и тактических приемах, направленных на получение достоверной информации. Без ясной, заранее намеченной цели допрос не даст желаемого эффекта и в результате возникает необходимость в повторном допросе. А это в свою очередь повлечет за собой нежелательные последствия — нарушение сроков расследования, неоправданные отвлечения от основных занятий граждан, вызываемых на допрос. Поэтому заранее следует определить, какие обстоятельства необходимо выяснить на предстоящем допросе, изучить имеющиеся в деле по этим обсто- ятельствам материалы, сделать нужные выписки с указанием листов дела. Тщательному изучению при этом подлежат не только судебные доказательства, но и информация, полученная в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий. Знание следователем материалов дела во всех его деталях является непременным условием успешного проведения допроса. В противном случае при допросе могут остаться невыясненными существенные обстоятельства, какие-то ответы допрашиваемого не будут тут же надлежащим образом проверены и уточнены. Готовясь к допросу, следователь должен составить для себя достаточно полное представление о личности допрашиваемого, уровне его общих и специальных знаний, опыте работы в определенной области, состоянии здоровья, характере, темпераменте, степени заинтересованности в деле, об отношениях с обвиняемым и другими участниками процесса. Личные качества допрашиваемого и предполагаемая осведомленность его об исследуемых фактах помогут определить возможное его поведение на допросе и тактические приемы получения полных и достоверных показаний. Важно определить очередность допроса, если по одним и тем же обстоятельствам предполагается допросить нескольких свидетелей или обвиняемых. Первыми рекомендуется допрашивать лиц, от которых вероятнее всего можно получить правдивые и наиболее полные показания. При этом следователь исходит не только из осведомленности допрашиваемого в материалах дела, но и из его личностной характеристики, процессуального положения и взаимоотношений с другими участниками процесса.
Конкретный момент вызова на допрос в отношении каждого допрашиваемого определяется следователем, исходя из складывающейся следственной ситуации. Альтернатива времени допроса не допускается уголовно-процессуальным законом лишь в отношении первого допроса задержанного (ст. 123 УПК) и обвиняемого (ст. 150 УПК). На выбор момента допроса влияют обстоятельства, связанные с необходимостью пресечения длящегося, предупреждения готовящегося преступления, обнаружения и задержания лица, совершившего преступление. Безотлагательно допрос должен быть произведен и тогда, когда есть реальные опасения сговора между допрашиваемыми или воздействия на допрашиваемого со стороны заинтересованных в исходе дела лиц. В других же случаях, напротив, иногда с допросом целесообразно бывает повременить. Если потерпевший, например, подвергшийся разбойному нападению, находится в состоянии возбуждения, волнения, растерянности, допрос его надо отложить до тех пор, пока он успокоится и способен будет правильно оценить происшедшее и угрожавшую ему опасность. Допрос свидетелей и потерпевших, а таже находящихся на свободе обвиняемых и подозреваемых производится в кабинете следователя. Если обвиняемый (подозреваемый) содержится под стражей, его допрашивают обычно в следственном изоляторе. Обстановка кабинета следователя должна вызывать у допрашиваемого сугубо деловые ассоциации и настроение. Ничто не должно отвлекать внимание допрашиваемого: в кабинете не должно быть посторонних лиц, на стенах не должно быть никаких карт, фотографий и иных предметов, не относящихся к делу. Однако следователь вправе, если признает это необходимым, произвести допрос и в месте нахождения допрашиваемого (ст. ст. 150, 157 УПК). Такая необходимость может возникнуть, когда допрос должен быть произведен сразу после окончания обыска или иного следственного действия; если допрашиваемый затрудняется в изложении деталей события, не находясь на месте, где оно произошло; если состояние здоровья допрашиваемого исключает возможность явки его в кабинет следователя. В последнем случае допрос производится с разрешения лечащего врача и чаще всего в его присутствии. Вызов на допрос осуществляется повесткой, телеграммой, телефонограммой с указанием, кто, в качестве кого вызывается, куда, к кому и когда (день и час) надлежит ему прибыть, указываются последствия неявки. По тактическим соображениям (например, чтобы сохранить в тайне факт вызова на допрос) следователь может лично или через нарочного пригласить лицо, подлежащее допросу.
Важно заранее смоделировать ход предстоящего допроса, предусмотреть возможное поведение допрашиваемого. В случае дачи заведомо ложных показаний или при добросовестном заблуждении бывает необходимо предъявить допрашиваемому какие-то из имеющихся в деле доказательств. Готовясь к допросу, следователь производит отбор таких доказательств, определяет порядок их использования и предъявления допрашиваемому. Если допрашиваемый не знает русского языка, желает давать показания на родном ему языке, должно быть обеспечено участие в допросе переводчика (ст. ст. 17, 57 УПК); в случаях, предусмотренных законом (ст. ст. 47, 51 УПК), допрос проводится в присутствии адвоката; допрос несовершеннолетнего осуществляется в присутствии педагога (ст. 159 УПК); при допросе по предмету экспертизы может присутствовать эксперт (ст. 82 УПК). При расследовании некоторых видов преступлений предметом допроса могут быть вопросы производственно-технического и иного специального характера, в которых следователь может оказаться некомпетентным. Для уяснения их рекомендуется предварительно, в порядке подготовки к допросу, ознакомиться с соответствующей справочной литературой, проконсультироваться у специалистов, ознакомиться с производственным процессом, технологическим режимом предприятия. Наконец, при подготовке к допросу составляется план допроса в соответствии с общим планом расследования по делу и с учетом собранных к моменту допроса судебных доказательств. План допроса может быть устным или письменным (кратким, сжатым, предусматривающим лишь перечень вопросов, или развернутым). Развернутый план обычно составляется по следующей форме:
Особое внимание уделяется последовательности и формулировке вопросов допрашиваемому, возможной их корректировке в ходе допроса в зависимости от поведения допрашиваемого. При необходимости план допроса может быть дополнен различными схемами (связей обвиняемого, эпизодов преступления и мест их совершения, структуры преступной группы и др.). § 3. Психологические основы и тактические приемы допроса Допрос, как и все расследование в целом, должен быть направлен на всестороннее и объективное исследование обстоятельств дела. Получение полных и правдивых показаний допрашиваемого возможно лишь в условиях применения следователем наиболее эффективных в данной ситуации тактических приемов. Избранные следователем тактические приемы допроса должны соответствовать как общим требованиям, так и особенностям личности допрашиваемого лица. С тактической точки зрения процесс допроса может быть условно разделен на три последовательные стадии: вступительную, свободный рассказ допрашиваемого и ответы на вопросы следователя. Допрос начинается с выяснения личности явившегося на допрос, его анкетных данных, разъяснения допрашиваемому его процессуального положения, прав и обязанностей, с выяснения, на каком языке он желает давать показания. Изучению личности допрашиваемого уделяется большое внимание. Бывает целесообразно побеседовать с ним на отвлеченную тему, чтобы определить, в каком эмоционально-волевом состоянии он находится и как лучше вести дальнейший допрос. Если по анкетным данным допрашиваемый сообщит ложные сведения о себе, следователь может сразу изобличить его во лжи и таким образом предостеречь от дачи ложных показаний по предмету допроса. Далее допрашиваемый в форме свободного рассказа излагает обстоятельства, по поводу которых он вызван на допрос. Предметом допроса в ряде случаев является не одно, а несколько обстоятельств или эпизодов расследуемого преступления. Со свободного рассказа должен начинаться допрос по каждому эпизоду (обстоятельству). Чтобы изложение показаний по тому или иному обстоятельству было более полным, важно правильно сформулировать первый вопрос, являющийся предложением дать показания в форме свободного изложения. Не оправдывает себя широко используемая на практике формулировка: «Расскажите, что вам известно по данному уголовному делу?» — в случаях, когда допрашиваемый не знает содержания уголовного дела и его допрос необходим лишь для выяснения отдельного обстоятельства, конкретного факта. Следователь внимательно выслушивает свободный рассказ, по возможности не перебивая и не останавливая. И только если допрашиваемый явно отвлекается от существа дела, следователь в тактичной форме возвращает его к предмету допроса. На стадии свободного рассказа следователь может не разрешить всех задач допроса. Нередко возникает необходимость задать допрашиваемому ряд вопросов, уточняющих и дополняющих его показания, устраняющих противоречия в них или изобличающих его в неискренности. Задаваемые следователем вопросы могут быть основными, дополняющими, уточняющими, напоминающими и контрольными. Основные вопросы обычно охватывают предмет допроса в целом или значительную его часть. Дополняющие задаются для выяснения фактов и обстоятельств, упущенных допрашиваемым в свободном рассказе, а уточняющие — по фактам, о которых допрашиваемый дал нечеткие, требующие уточнения показания. Напоминающие вопросы должны помочь вспомнить забытое (эти вопросы, как правило, касаются событий, предшествовавших преступлению, сопутствовавших ему или следовавших за ним). Контрольными вопросами проверяются сообщаемые допрашиваемым сведения и источники их получения: выясняются условия восприятия события, другие свидетели события, обстоятельства, так или иначе связанные с исследуемым событием и поддающиеся объективной проверке. Недопустимы наводящие вопросы, наталкивающие допрашиваемого на желательные для следователя ответы. Касаясь наводящих вопросов, следует подчеркнуть, что дело не только в содержании и формулировке вопроса, но и в соотношении вопроса с предыдущими ответами допрашиваемого, в удачно или неудачно избранном моменте, когда задан вопрос. Доказательственная ценность показаний в ответ на наводящие вопросы сомнительна, поскольку они даются по подсказке следователя. Задаваемые вопросы должны относиться к делу, формулироваться конкретно, понятно, грамотно, по форме и стилю должны соответствовать уровню развития и знаний допрашиваемого. Они не должны содержать в его адрес угроз и оскорблений, должны находиться в логической связи между собой, каждый последующий вопрос должен вытекать из предыдущего. Допрос — активное со стороны следователя действие. Следователь — не регистратор сообщаемых ему сведений. Выслушивая допрашиваемого, он критически оценивает их и применяет тактические приемы, направленные на получение достоверных показаний. Критическая оценка показаний означает анализ их с точки зрения логики, сопоставление с фактическими данными, установленными с помощью других источников, сравнение отдельных частей показаний между собой. Нелегко бывает оценить показания, в которых приводятся новые, еще не известные следствию факты. Надо оценить, могли ли они иметь место в определенных условиях, согласуются ли они между собой, мог ли допрашиваемый полно и правильно воспринять их, сохранить в памяти и правдиво воспроизвести. Для этого следователь должен четко представлять себе психологический процесс формирования показаний. Психологи отмечают, что на формирование показаний влияют опыт человека, его знания, представления о конкретном предмете и другие факторы. Большинство людей в основном правильно воспринимают действительность, хотя нередки случаи одностороннего восприятия и искаженного представления о воспринятом. Формирование показаний складывается из восприятия, запоминания и воспроизведения фактов на допросе. Основой восприятия служат первичные психические процессы — ощущения (зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и др.). Каждое восприятие включает комплекс ощущений и представляет собой отражение в коре головного мозга не отдельных свойств, а всего предмета, явления в целом. Активное воздействие на полноту, точность и ясность восприятий оказывает внимание, его направленность, определяемая в ряде случаев профессиональными интересами человека. Восприятие может быть произвольным (с заранее поставленной целью) и непроизвольным. Произвольное восприятие отличается большей полнотой и точностью. К числу субъективных факторов, отрицательно влияющих на процессы восприятия, относятся дефекты органов чувств, расстройства нервной системы и другие болезненные состояния, а также усталость и сильное душевное волнение. На полноту и точность восприятий может оказать серьезное влияние и ряд объективных условий, которые также необходимо учитывать при допросе (неблагоприятные условия видимости, кратковременность наблюдения, удаленность предмета восприятия, применение преступником маскирующих средств и др.). Значительные трудности возникают при оценке результатов восприятий пространства, времени и движения. Несмотря на то, что применительно к ним общее методологическое положение теории познания об адекватности восприятий реальной действительности остается незыблемым, восприятие пространственных форм предметов, их величин и пространственных отношений — расстояний, а также дли- 387 тельности и последовательности явлении, характера и скорости движения может значительно отличаться от реальных параметров. При допросе следует выяснить, как допрашиваемый воспринимал формы, величины и пространственные отношения предметов и каковы критерии его суждений о них. При этом необходимо учитывать влияние воздушной и геометрической перспективы, оптических искажений, слуховых ощущений, цвета объектов (белый, красный и желтый цвета видны на более отдаленном расстоянии), принимать во внимание величину и расположение теней от предметов, наличие ориентиров, время преодоления данного расстояния и некоторые другие факторы. Надо также иметь в виду, что относительно точное восприятие расстояния возможно в пределах до полукилометра. Непосредственное восприятие длительности и последовательности явлений также обычно отличается неточностью. Смена разнообразных по содержанию восприятий и мыслей создает впечатление быстро проходящего времени; наоборот, время, заполненное бедными и однообразными психологическими процессами, кажется нам более длительным. Особенно быстро «летит» время при положительной эмоциональной окраске нашего сознания. Медленно «тянется» время при болезни и бессоннице. Психологи отмечают, что в восприятии времени большую роль играют ритмика сердцебиения и дыхания, а также органические ощущения. Восприятие последовательности явлений, как правило, отличается большей точностью, чем восприятие их длительности. Восприятие движения есть одновременное восприятие пространства и времени. Восприятие скорости может быть относительным (когда воспринимается и движущийся предмет, и какой-то неподвижный объект) и безотносительным (восприятие предмета изолировано от других объектов). Безотносительное восприятие отличается меньшей точностью, нежели относительное. Восприятие движения зависит от скорости движущегося предмета и расстояния между ним и воспринимающим субъектом: чем больше это расстояние, тем движение кажется более медленным. Восприятие наблюдаемого события само по себе еще не обеспечивает правильного его воспроизведения. В ре-зультате ощущений и восприятий в коре головного мозга образуются временные нервные связи (ассоциации). В этом состоит процесс запоминания, с этого начинается деятельность памяти. Образующиеся ассоциации подраз- деляются на смысловые, ассоциации по смежности (если восприятие событий происходит одновременно или последовательно одно за другим), ассоциации по сходству (например, созвучные слова, сходные предметы) и ассоциации по контрасту (например, светлый и темный). Запоминание воспринятого может быть непроизвольным, механическим или произвольным, осмысленным. При произвольном запоминании объем и степень закрепления воспринятой информации значительно выше, нежели при непроизвольном запоминании. Если будучи свидетелем какого-то события наблюдавший его субъект специально стремился запомнить, удержать в памяти связанные с ним обстоятельства, он может дать о них на допросе более подробные, развернутые показания. При непроизвольном запоминании глубина сохранения в памяти воспринятых событий зависит от степени внимания, заинтересованности в сохранении воспринятого в памяти, от характера личного отношения к этим событиям или участия в них. Так, лицо, умышленно совершившее преступление, дольше, полнее и точнее, чем другие лица, помнит свои действия и связанные с ним обстоятельства. Свойства памяти у людей не одинаковы. Одни лучше запоминают то, что связано с движением; у других лучше развита память на зрительные 5 или слуховые образы; у третьих — память на общие: понятия, содержание разговора, письма и т. д.; у четвертых — память на то, что связано с пережитыми эмоциями (страхом, радостью, возмущением, горем и др.). Характер памяти может определяться профессиональными особенностями человека. У художников, как правило, отлично развита зрительная память, у музыкантов — слуховая, у математиков и счетных работников — память на цифры. Необходимо учитывать при допросе индивидуальные особенности памяти, выяснять, какой вид памяти хорошо развит у допрашиваемого, чтобы правильно представить, какие свойства предметов или явлений могли лучше ему запомниться. Должны учитываться и возрастные особенности памяти (механическое запоминание у детей, старческая забывчивость недавних событий, но сохранение в памяти подробностей молодости). На формирование показаний существенное влияние оказывают процессы торможения в коре головного мозга, угасания временных нервных связей, являющихся физиологической основой забывания. Интенсивность забывания зависит от ряда факторов: силы впечатления и прочности запоминания, степени осмысливания и понимания воспринятого, волевых усилии к удержанию воспринятого в памяти, степени устойчивости интереса к воспринятой информации, состояния нервной системы, дефектов памяти, утомления, а также времени, прошедшего с момента восприятия. Чрезмерно сильные впечатления могут не только подкреплять, но и ослаблять то, что запечатлено. При необходимости воспринятая и запечатленная в памяти информация воспроизводится на допросе. Воспроизведение может быть непосредственным и отсроченным, произвольным и непроизвольным. Оно возможно в двух формах: узнавания (воспроизведения при повторном восприятии объекта) и воспоминания (без повторного восприятия объекта). Непосредственное воспроизведение (следующее сразу же за восприятием), как правило, отличается большей полнотой и точностью, нежели отсроченное по времени воспроизведение. Поэтому допрос о происшедшем событии (особенно допрос свидетеля) не следует откладывать. Однако в ряде случаев (главным образом, когда восприятие сопровождается сильными переживаниями человека, например потерпевшего) промежуток в один-два дня от момента восприятия до допроса не мешает, а способствует полноте и точности воспроизведения. Это — так называемое явление реминисценции, в основе которого лежит снятие утомления нервных клеток, наступающее при эмоционально насыщенном восприятии. Оно научно объясняет общеизвестный факт, что заученный материал мы лучше воспроизводим утром следующего дня, чем вечером предыдущего. Непроизвольное (без намерения) воспроизведение происходит на основе главным образом ассоциаций по смежности, а также ассоциаций по сходству и контрасту. Для допроса наиболее важное значение имеет произвольное воспроизведение, происходящее на основе ассоциативных процессов1 и активной мыслительной деятельности. 1 Ассоциативные процессы основаны на принципе замыкания временных нервных связей. Восприятие всегда сопровождается образованием в коре головного мозга нескольких взаимосвязанных очагов возбуждения, причем возбуждение при повторении восприятия (например, при предъявлении предмета или напоминании) из одного очага как бы перетекает в другой очаг по образовавшимся замкнутым путям. Поэтому, когда два воспринятых факта связаны между собой по смежности, сходству или контрасту и когда воспроизведение одного из них затруднено вследствие процесса забывания, при напоминании другого факта человек может вспомнить и забытый. Закономерности ассоциативных процессов используются следователем для оказания помощи допрашиваемому в припоминании забытого. На формирование показаний в стадии воспроизведения оказывают влияние многочисленные субъективные и объективные факторы, в частности: 1) психоэмоциональное состояние допрашиваемого в момент воспроизведения (взволнован или спокоен и т. д.). Благоприятствует воспроизведению уравновешенное психическое состояние допрашиваемого, что в свою очередь зависит от таких объективных факторов, как спокойная, неотвлекающая обстановка допроса, правильное поведение следователя, деловой тон его разговора и др.; 2) действие так называемой защитной доминанты, которая наиболее часто проявляется у обвиняемых и подозреваемых, хотя не исключается также при допросе свидетелей и потерпевших. Иногда допрашиваемый, желая давать правдивые показания, тем не менее старается придать своему поведению более благовидную окраску; 3) темперамент и характер допрашиваемого. Особенности эмоциональной "возбудимости и общей подвижности человека (сангвиника, флегматика, холерика, меланхолика) не только влияют на восприятие и запоминание, но должны учитываться и в момент воспроизведения факторов и явлений при допросе. С меланхоликом следует быть особенно терпеливым и настойчивым. Быстрая смена настроений у сангвиника позволяет избрать наиболее благоприятный момент для выяснения интересующих следователя вопросов. Склонность к быстрым взрывам у людей с холерическим темпераментом обязывает допрашивающего быть внимательным и предупредительным. Немаловажное значение для выбора тех или иных тактических приемов допроса имеют индивидуальные особенности характера (замкнутость, разбросанность, хвастливость, беспринципность, нерешительность, трусливость и др.). Правильность и четкость воспроизведения отложившейся (восстановленной) в памяти информации во многом зависит от способности допрашиваемого правильно излагать свои мысли, отбирать для этого соответствующие содержанию языковые средства. Следователь при необходимости должен уточнить значение употребляемой допрашиваемым лексики, уяснить смысл интонации, мимики, жестикуляции, акцента на отдельных словах и выражениях. Тактические приемы допроса избираются с учетом таких психологических особенностей личности допрашиваемого, как внушаемость и воображение (склонность к фантазированию). Внушение — психическое воздейст- вие одного человека на другого — имеет место в основном в тех случаях, когда допрашиваемый при восприятии упустил какие-то отдельные моменты и восполняет их в сознании сведениями из разговоров (тем более неоднократных) других лиц, интерпретировавших по-своему данное событие. Степень подверженности внушению у людей различна: в наибольшей степени внушению подвержены дети и взрослые со слабой волей. Внушаемость усиливается с ростом доверия, уважения к собеседнику или допрашивающему. Поэтому следователь должен остерегаться применения наводящих вопросов, а также внушающего воздействия на допрашиваемого интонации своего голоса, выражения удовольствия, разочарования или удивления ответом. Склонность к фантазированию особенно резко выражена у детей и психопатических личностей. Физиологическая основа воображения (фантазии) состоит в оживлении образовавшихся временных нервных связей и преобразовании их в новые сочетания. Элементы воображения могут быть внесены в показания в случаях неполного восприятия предметов или явлений, когда допрашиваемый, стремясь всесторонне охарактеризовать наблюдавшееся событие, восполняет пробелы восприятия фантазированием. Учитывая это, следователь должен путем постановки контрольных вопросов выяснять источники осведомленности допрашиваемого о сообщенных им фактах и условиях их восприятия, уточнять, лично ли их наблюдал допрашиваемый или изложил свое умозаключение. Влияние указанных выше факторов на формирование показаний велико, и следователь в ходе допроса должен с максимальным вниманием оценивать получаемую от допрашиваемого информацию, своевременно менять тактические приемы, запланированные в ходе подготовки к допросу. § 4. Тактические особенности отдельных видов допроса Тактические особенности допроса свидетеля и потерпевшего. Процессуальный порядок допроса свидетеля и потерпевшего определяется ст.ст. 155—161 УПК. При подготовке и проведении допроса свидетеля и потерпевшего необходимо руководствоваться изложенными выше общими положениями тактики допроса на предваритель- ном следствии. Кроме того, следует учитывать, что свидетель и потерпевший в отличие от обвиняемого и подозреваемого обязаны не только явиться по вызову, но и дать правдивые показания: сообщить все известное им по делу и ответить на поставленные вопросы (ст.ст. 73, 75 УПК). Процессуальная обязанность свидетеля и потерпевшего дать правдивые показания иногда встречает противодействие с их стороны в силу заинтересованности в исходе дела и нежелания показывать правду. Нередки случаи, когда и добросовестный свидетель не дает показаний о проверяемых обстоятельствах, потому что не помнит их. Бывает и так, что свидетель дает недостоверные показания в результате добросовестного заблуждения. Разобраться в причинах ложности свидетельских показаний, в мотивах умолчания свидетеля об известных ему фактах порой бывает трудно. Поэтому при подготовке к допросу свидетеля, кроме изучения материалов, относящихся к предмету допроса, составления плана допроса и выполнения других общих требований подготовки к допросу, необходимо выяснить отношение свидетеля к обвиняемому и к расследуемым фактам, о которых предполагается его допросить; проверить, не является ли данный свидетель заинтересованным лицом, не привлекался ли он к уголовной ответственности, как характеризуется по службе и в быту. Когда о проверяемом событии знают несколько свидетелей, следует решить, кого из них и в какой очередности вызвать на допрос. Определяя круг свидетелей по тому или иному эпизоду, необходимо обращать внимание на то, в каких условиях каждый из них наблюдал данный эпизод, какие стороны его могли лучше запомниться свидетелю в силу объективных условий восприятия и индивидуальных психологических особенностей свидетелей. В числе первых на допрос вызываются свидетели, которые характеризуются как наиболее добросовестные и хорошо осведомленные в проверяемом событии (очевидцы происшествия; лица, отрицательно относящиеся к преступным действиям виновного; свидетели, полнота восприятия у которых обусловлена профессиональными качествами; свидетели нескольких фактов преступной деятельности обвиняемого и др.). Очередность вызова свидетелей определяется также хронологической последовательностью проверяемых событий: в числе первых допрашиваются свидетели, знающие о более ранних эпизодах. В начале допроса следователь сообщает свидетелю, для выяснения каких обстоятельств он вызван, и предлагает ему последовательно рассказать об этих обстоятельствах. Если свидетель заявляет, что ему по данному вопросу ничего не известно или если его показания противоречивы, нелогичны, не соответствуют другим материалам дела и вызывают сомнение, не следует делать поспешный вывод о недобросовестности свидетеля. Необходимо проверить его показания путем постановки напоминающих, уточняющих и контрольных вопросов и предъявления допрашиваемому показаний других свидетелей и иных материалов, относящихся к проверяемым обстоятельствам, использовать тактические приемы, направленные на восстановление забытых фактов, либо методы изобличения лжесвидетельства. Для оказания помощи допрашиваемому в восстановлении забытого может быть использован тактический прием активизации ассоциативных процессов, а также создание необходимых условий, когда воспоминание дополняется узнаванием тех или иных объектов. Если, например, свидетель забыл тот или иной проверяемый факт, следователь напоминает ему о каком-то сопутствующем обстоятельстве, и это нередко приводит к тому, что допрашиваемый по ассоциации восстанавливает в памяти и забытый факт. Сопутствующее обстоятельство может относиться, а может и не относиться к проверяемому факту: причинная связь здесь не обязательна. Важно, чтобы это обстоятельство и проверяемый факт были смежными (по времени, месту), сходными либо контрастными. Для восстановления забытого события или его отдельных обстоятельств свидетелю могут быть предъявлены участники события, предметы обстановки, фотоснимки, планы, схемы и т. п. Эффект восстановления забытого может быть получен при допросе свидетеля на месте происшествия. Иные тактические приемы применяются для изобличения в лжесвидетельстве. Однако прежде чем прибегнуть к ним, необходимо убедиться в том, что допрашиваемый свидетель дает ложные показания, и выяснить их мотивы. Мотивами лжесвидетельства могут быть заинтересованность в исходе дела, сговор с обвиняемым, неприязненные отношения с другими участниками события, неправильно понимаемое чувство товарищества, боязнь мести, чувство стыда, стремление скрыть собственное неблаговидное поведение (например, трусость, небрежность, халатность), опасение повредить близким и др. Уяснение 394 мотивов лжесвидетельства поможет их устранению и получению правдивых показаний. Полезным бывает также разъяснение свидетелю его роли в установлении истины по делу, в разоблачении действительных преступников, в ограждении невиновных от незаслуженного наказания; напоминание об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. И если эти приемы не достигают цели, производится изобличение недобросовестного свидетеля путем предъявления ему показаний других лиц, вещественных доказательств, проведения очных ставок. Согласно ст. 161 УПК при допросе потерпевшего применяются процессуальные правила допроса свидетеля. Некоторые тактические особенности допроса потерпевшего обусловлены его процессуальным положением и психическим состоянием в момент восприятия происходивших событий. Потерпевший имеет право предоставлять доказательства, заявлять ходатайства о допросе свидетелей, знакомиться с материалами дела с момента окончания предварительного следствия и др. Поэтому не исключается возможность влияния на его показания имеющихся в деле доказательств; внушающего воздействия фактов, почерпнутых из материалов дела, в том числе из недостоверных показаний недобросовестных свидетелей. В этой связи важно своевременно допросить потерпевшего, когда возможность отрицательного влияния на его показания минимальна или вообще исключена. При оценке показаний и выборе тактических приемов допроса потерпевшего должно учитываться психическое состояние его в момент восприятия событий. Испуг, волнение, страх, физические страдания могут исказить восприятие и помешать правильному изложению фактов при допросе. В таких случаях рекомендуется отложить вызов потерпевшего на допрос, дать ему возможность «прийти в себя», снять нервное напряжение и только после этого в более спокойном состоянии допросить потерпевшего. Тактические особенности допроса обвиняемого и подозреваемого. Обвиняемый и подозреваемый не обязаны давать показания по делу. Однако следователь не может безразлично относиться к тому, дает или не дает допрашиваемый правдивые показания о совершенном преступлении. Соблюдая процессуальный порядок допроса (ст. ст. 150—152 УПК) и используя рекомендованные криминалистикой тактические приемы, следователь должен убедить допрашиваемого в бесполезности сокрытия истины. Поскольку показания обвиняемого являются не 395 только источником доказательств, но и средством защиты, следователь должен предоставить ему возможность с исчерпывающей полнотой изложить свои объяснения. Задача допроса обвиняемого и подозреваемого состоит не в том, чтобы допрашиваемый «сознался», а в том, чтобы он дал правдивые исчерпывающие показания. Тактические приемы допроса обвиняемого имеют некоторые особенности. К допросу обвиняемого следователь должен готовиться особенно тщательно. Он должен в деталях знать материалы дела, правильно определить момент очередного допроса. Если обстоятельства, по поводу которых намечено допросить обвиняемого, не исследованы, сомнительны и не ясны для следователя, вызов обвиняемого на допрос будет преждевременным и, как правило, безуспешным. Нельзя также рассчитывать на успех, если доказательства, с помощью которых предполагается разоблачать ложные показания обвиняемого, предварительно не проверены, противоречивы и неубедительны. По групповому делу важно решить, кого из обвиняемых допросить в первую очередь. При этом учитывается, какую роль играл тот или иной обвиняемый в совместной преступной деятельности и какое наказание ему грозит за содеянное, насколько убедительны доказательства его вины, в каких взаимоотношениях находился он с другими соучастниками, не проявлялось ли к нему недоверие с их стороны, не высказывал ли он намерений явиться с повинной и прекратить преступную деятельность, каковы его личные качества (трусость, решительность, безволие и т. д.). Более быстрое получение правдивых показаний от одних обвиняемых может стать важным условием успешного допроса их соучастников, дающих заведомо ложные показания. При подготовке к допросу обвиняемого следователь оценивает факты совершенного преступления с точки зрения тяжести содеянного. О менее значительных эпизодах преступной деятельности обвиняемый может быстрее дать правдивые показания, чем о тяжком преступлении, а откровенное объяснение одних фактов нередко побуждает его честно рассказать и о других, более опасных эпизодах. Обвиняемому необходимо разъяснить предусмотренное законом положение (ст. 38 УК) о том, что чистосердечное раскаяние является обстоятельством, смягчающим ответственность. При допросе недопустимы обман и умышленная дезориентация обвиняемого. Следователь не вправе, напри-396 мер, заявлять ему, что «следствию все известно», что «соучастники сознались» и т. п., если это не соответствует действительности. Следователь не обязан раскрывать обвиняемому в начале допроса, какие доказательства собраны по делу. Эта неосведомленность обвиняемого может быть использована в тактических целях. Для разоблачения ложности показаний обвиняемого могут быть использованы следующие тактические приемы: 1) детализация показаний; 2) повторные допросы об одних и тех же фактах; 3) использование противоречий в показаниях; 4) использование доказательств, а также данных, полученных оперативно-розыскным путем. Обвиняемый, дающий ложные показания, обычно схематично излагает обстоятельства события. Это объясняется не только сложностью заполнения пробелов вымышленными деталями, но и сознанием, что детальные показания легче проверить. Поэтому обвиняемый иногда разоблачает себя тем, что оказывается не в состоянии детализировать свои ложные показания. Если обвиняемый все же заполняет свои показания вымышленными деталями, повторные допросы его об одних и тех же фактах позволяют выявить неизбежные в таких случаях несоответствия одних показаний другим и разоблачить их ложность. Обвиняемый, давая ложные показания, нередко впадает в противоречия. Иногда целесообразно не спешить акцентировать внимание на лживости и противоречивости его объяснений и лишь после занесения ложных показаний в протокол и подписания его обвиняемым следует использовать противоречия для изобличения допрашиваемого во лжи и получения от него правдивых показаний. Наиболее эффективным тактическим приемом изобличения является использование имеющихся доказательств и данных, полученных оперативно-розыскным путем. При допросе для изобличения обвиняемого во лжи и получения от него правдивых показаний можно использовать лишь проверенные, достоверные факты. Предпочтение при этом отдается доказательственным фактам, известным из нескольких источников, которые при необходимости могут быть поочередно предъявлены допрашиваемому. Предъявление не следует начинать с материалов, полученных оперативно-розыскным путем, а также с вещественных доказательств, обнаруженных в отсутствие обвиняемого, и с предметов, назначение которых пока неясно. Не рекомендуется предъявлять обвиняемому сразу все собранные по делу доказательства. Обычно больший эффект дает тактика последовательного использования материалов в порядке возрастания их доказательственного значения. В то же время надо иметь в виду, что предъявление доказательств с большими промежутками во времени и вне логической последовательности не приносит положительных результатов. Иногда бывает целесообразно предъявить вначале самое сильное, решающее доказательство. Данный тактический прием можно рекомендовать, например, когда обвиняемый «колеблется», намерен дать правдивые показания, но еще не решается сделать это, когда используемое доказательство невозможно опровергнуть и когда обвиняемый не ожидает, что следователь может располагать таким сильным доказательством. При допросе обвиняемого имеющиеся материалы следует использовать таким образом, чтобы у него создалось впечатление о полной осведомленности следователя относительно обстоятельств расследуемого преступления. Можно, например, в процессе допроса как бы между прочим коснуться незначительных деталей проверяемого события. Видя, что следователю известно даже о таких подробностях, обвиняемый обычно приходит к убеждению о необходимости дать правдивые показания. Иногда обвиняемый ссылается на алиби, указывает, что в момент совершения преступления он находился в другом месте. В этом случае необходимо подробно допросить его о месте пребывания и выяснить максимум деталей, которые позволят объективно проверить заявленное алиби. Допрос подозреваемого производится с соблюдением тех же процессуальных правил и тактических приемов, что и допрос обвиняемого. Подозреваемый до предъявления обвинения обычно не в полной мере осведомлен, какие факты преступления известны следователю и какими доказательствами его вины он располагает. Поэтому виновный подозреваемый чаще всего придерживается тактики выжидания, предпочитает уклоняться от правдивых показаний по крайней мере до тех пор, пока не узнает, в чем конкретно он обвиняется. Тактические приемы допроса избираются следователем с учетом поведения подозреваемого. Особенности тактики допроса несовершеннолетних определяются возрастными особенностями их психики, влияющими на характер восприятия, запоминания и воспроизведения проверяемых событий на допросе. При выборе тактических приемов надо учитывать недостаточный уровень развития несовершеннолетнего, ограниченный круг понятий, узость логического мышления, отсутствие жиз- ненного опыта и профессиональных знаний, повышенную склонность к внушению, самовнушению и фантазированию. Несовершеннолетние обычно поверхностно и некритично воспринимают действительность, порой бывают не способны правильно оценивать поступки людей и меру грозящей им опасности. В то же время для них характерны яркость впечатлений и прочное удержание в памяти новых, интересных и необычных событий. Детская непосредственность и бесхитростность, искренность и простота иногда позволяют легче, чем при допросе взрослых, выявлять элементы лжи в их показаниях. При подготовке к допросу несовершеннолетних необходимо прежде всего правильно определить, кто будет присутствовать (участвовать) при допросе (знакомый или незнакомый педагог, мать, отец или кто-то из близких родственников) и где целесообразно его провести (в школе, дома либо в кабинете следователя), создать благоприятную спокойную, привычную для несовершеннолетнего обстановку. До вызова на допрос необходимо собрать подробные сведения, характеризующие личность несовершеннолетнего (уровень развития, интересы, особенности характера, склонность к фантазированию, поведение в школе и дома, взаимоотношения с лицом, о котором он будет допрошен). Следователь должен расположить к себе несовершеннолетнего, преодолеть его недоверие и отчуждение, вызвать на откровенный разговор. Установлению необходимого «контакта» способствует порой отвлеченная беседа на интересную для несовершеннолетнего тему (о книгах, спорте, любимых занятиях, друзьях). Допрос малолетнего свидетеля дошкольного возраста можно начать с любимой для него игры. Форма свободного изложения показаний предпочтительнее по сравнению с вопросно-ответной формой, так как она в большей степени обеспечивает достоверность показаний. Однако рассчитывать на исчерпывающее, последовательное и логичное изложение несовершеннолетним, а тем более малолетним своих показаний нельзя. Их свободный рассказ обычно весьма отрывочен, непоследователен и сбивчив. Следователю приходится помогать допрашиваемому восстанавливать утерянную нить изложения, предостерегая себя при этом от случайных подсказок, чрезмерной настойчивости, внушения и наводящих вопросов. Слишком «гладкое», стройное, похожее на заученный урок изложение показаний должно настораживать следователя. Такие показания, как правило, ложны и даются несовершеннолетним под воздействием заинтересованных лиц. Следователю надо внимательно следить за поведением несовершеннолетнего на допросе, чтобы оценить, застенчив он или запуган, обидчив или боязлив, откровенен или скрытен. Иногда несовершеннолетний под влиянием уговоров, запугивания или обмана взрослых, из-за боязни мести, нежелания первым «выдавать» своих соучастников, а иногда и совершенно бесцельно искажает реальные факты и события либо вовсе отказывается давать показания. В таких случаях необходимо терпеливо и доходчиво разъяснить ему опасность совершенного преступления и значение установления истины по делу. Вопросы, задаваемые несовершеннолетнему, должны быть простыми, понятными, краткими и конкретными. Если допрашиваемый недостаточно хорошо уяснил содержание вопроса, следует изменить его формулировку, упростить или расчленить на несколько более конкретных и простых вопросов. Протокол допроса составляется обычно по окончании устной беседы с несовершеннолетним. Если следователь в самом начале допроса приступает к протоколированию, это отвлекает и настораживает допрашиваемого. Желательно, чтобы протокольная запись показаний сохранила речевые особенности несовершеннолетнего, его небогатый, но своеобразный лексикон. Тактические приемы очной ставки. Очная ставка проводится между двумя ранее допрошенными лицами, в показаниях которых имеются существенные противоречия. Цель ее — устранение противоречий, выяснение истины. В ходе подготовки очной ставки определяются ее участники, выявляются противоречия в их показаниях, решается вопрос о последовательности их допроса. По общему правилу, первым допрашивается лицо, показания которого вызывают доверие (подтверждены другими доказательствами), лицо, подробно и уверенно дающее показания о фактах, которые отрицаются или искаженно освещаются в показаниях другого участника. Необходимо обеспечить психологическую готовность к очной ставке ее участников. Особенно в ней нуждаются свидетели и потерпевшие, впервые попавшие в сферу уголовного процесса. Их целесообразно предупредить о предстоящей встрече на очной ставке с обвиняемым, ибо в противном случае при неожиданной встрече такой свидетель может растеряться и цель очной ставки не будет достигнута. Перед очной ставкой каждый из ее участников может быть не только предупрежден о ее проведении, но при необходимости повторно допрошен об обстоятельствах, отнесенных к предмету данной очной ставки, с целью уточнения и детализации ранее данных показаний, устранения в них пробелов и противоречий. Однако такие допросы нельзя превращать в «репетицию» перед очной ставкой. Недопустимо специально готовить участников к очной ставке, рекомендуя при этом «уверенно держаться», «смелее изобличать» другого и т. п. Допрос ведется по каждому противоречивому эпизоду в отдельности с соблюдением целесообразной в каждом конкретном случае последовательности их исследования. На вопросы следователя показания дают поочередно оба участника очной ставки. С разрешения следователя они могут задавать друг другу вопросы. На протяжении всей очной ставки следователь должен внимательно наблюдать за поведением допрашиваемых и не допускать возможности сговора или воздействия одного из них на другого. В случае каких-либо неправомерных действий со стороны участников очной ставки следователь должен немедленно их пресекать. Если один из участников признает, что ранее давал неправильные показания, он подробно допрашивается либо тут же, в присутствии другого участника, либо после окончания очной ставки. Применение тактических приемов допроса в суде обусловлено спецификой судебного следствия. Подсудимый и, как правило, свидетели, потерпевший, эксперт уже были допрошены на предварительном следствии, а теперь в судебном заседании они допрашиваются по тем же эпизодам и фактам в условиях гласности, состязательности и непосредственности. В большинстве случаев они подтверждают в суде ранее данные показания, порой уточняют отдельные обстоятельства, приводят иногда новые факты. Но бывает и так, что подсудимый, а иногда и свидетели частично либо полностью изменяют свои прежние показания, отказываются от них. В таких случаях тактические приемы допроса должны быть направлены на выяснение причин отказа от показаний, установление истины, подлинных фактов преступлений и вины подсудимого (или ее отсутствия), а при наличии оснований — выявление лжесвидетельства. Все тактические приемы допроса, используемые на предварительном следствии, могут быть рекомендованы для применения в суде. Допрос на судебном следствии — не только способ получения доказательств, но и средство проверки их достоверности.
|
|
|