Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава XXI. Тактика допроса




§ 1. Общие положения тактики допроса

Допрос — одно из наиболее распространенных, а в та­ктическом отношении — одно из сложнейших следствен­ных действий. Различают допрос свидетеля, потерпевше­го, подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, экспер­та. Каждый из них имеет процессуальные и тактические особенности.

Задача допроса — получение от допрашиваемого пол­ных и достоверных показаний. Решать ее бывает доволь­но трудно не только в случаях, когда допрашиваемый не желает давать правдивые показания, но и когда он хочет рассказать правду, однако не может восстановить в памя­ти прошлые события, или, добросовестно заблуждаясь, дает неверные показания в силу искаженного их воспри­ятия.

Как и все расследование, допрос производится в стро­гом соответствии с уголовно-процессуальными нормами, без какого-либо принуждения допрашиваемого в форме угроз, физического или психического насилия либо иных незаконных действий. Допрашиваемые отличаются друг от друга по своему психическому складу, жизненному опыту, профессии, образованию и т. д. Не одинаково их отношение к расследуемому преступлению: обвиняе­мый — лицо, заинтересованное в исходе дела; свидетели чаще всего стремятся помочь в раскрытии преступления либо относятся безразлично к расследуемому делу и т. д. Все это вызывает необходимость индивидуального подхода к допрашиваемому, использованию тактических приемов допроса с учетом особенностей личности. Для этого следо­ватель должен обладать такими личными качествами, которые вызывали бы к нему доверие допрашиваемого: быть объективным, принципиальным, настойчивым, так­тичным, чутким и внимательным. Допрашиваемый дол­жен видеть в следователе беспристрастного, пытливого слугу закона. Некорректное, грубое поведение следователя нередко разрушает у допрашиваемого психологическую установку на дачу правдивых и полных показаний, порож­дает ходатайство обвиняемого о замене следователя.

Манера следователя разговаривать и держаться на допросе также имеет большое значение. Следует по-


мнить, что не только следователь изучает психологичес­кое состояние допрашиваемого, но и допрашиваемый очень внимательно следит за поведением следователя, его жестами, мимикой и т. д.

В отношении допрашиваемого нельзя допускать гру­бость, высокомерие, пренебрежение к его правам, закон­ным интересам и обоснованным ходатайствам. В то же время нельзя допускать, чтобы допрашиваемый выходил за рамки дозволенного. Некоторые обвиняемые ведут себя на допросе развязно, пытаются вывести следователя из равновесия, заставить его нервничать. Надо спокойно и строго пресечь подобные выходки допрашиваемого, разъяснить его права, напомнить об обязанностях. До­прашиваемый всегда должен видеть и чувствовать, что следователь вежлив и спокоен, тверд и настойчив в стремлении установить истину, что он хорошо знает существо дела и поэтому всякие недозволенные уловки обречены на неудачу.

Наибольшие трудности возникают у следователя при допросе подозреваемых и обвиняемых, что объясняется прежде всего различием установок следователя и обвиня­емого в отношении конечных результатов расследования. Следователь ставит перед собой цель — установить ис­тину по делу, раскрыть преступление. Обвиняемый, со­вершивший преступление, делает все возможное, чтобы избежать наказания или хотя бы смягчить свою вину. Поэтому важно перед допросом подозреваемого и об­виняемого собрать достоверные сведения о фактах пре­ступной деятельности, о которых намечено его допро­сить, и об индивидуальных особенностях личности об­виняемого.

В значительной мере от полноты сведений о психичес­ком облике допрашиваемого, индивидуального подхода к нему зависят результаты допроса. Разный подход дол­жен быть к человеку жизнерадостному и замкнутому, агрессивному и пассивному, легкомысленному и серьез­ному, интеллектуально развитому и ограниченному. Это касается допроса не только обвиняемых (подозревае­мых), но и свидетелей, а также потерпевших, при допросе которых необходимо учитывать их интересы, характер, темперамент, привычки, способности, убеждения, отно­шение к расследуемому событию. Среди свидетелей бы­вают и недобросовестные люди, при допросе которых требуется немало усилий, чтобы получить от них дос­товерные исчерпывающие показания.


В некоторых пособиях и статьях, посвященных воп­росам криминалистики и юридической психологии, дела­ются попытки возродить старую, отвергнутую правовой наукой концепцию допроса как борьбы, «конфликта», разрешения «критических» ситуаций. Эта концепция неиз­бежно порождает обвинительный уклон в расследовании, проникновение в уголовный процесс несвойственных ему методов, направленных на то, чтобы «дезинформиро­вать», «сбить с толку» допрашиваемого, «захватить врас­плох», «вызвать состояние растерянности», «разжечь кон­фликт между соучастниками преступления» и т. п. Следу­ет решительно возразить против рекомендаций об использовании при допросе всякого рода «психологичес­ких ловушек», «эмоциональных экспериментов», лайде-тектора, гипноза и тому подобных недозволенных «мето­дов борьбы» на допросе.

§ 2. Подготовка к допросу

Подготовка следователя к допросу заключается в оп­ределении предмета допроса, тщательном изучении мате­риалов дела, определении конкретного лица, располагаю­щего необходимой для установления истины информаци­ей, обстоятельств, по которым оно должно быть допрошено, в изучении личности допрашиваемого и его взаимоотношений с другими участвующими в деле ли­цами, выборе времени и создании нормальной обстанов­ки допроса, отборе вещественных доказательств и иных материалов, которые могут быть использованы при до­просе, в обеспечении в необходимых случаях участия в допросе переводчика, адвоката, педагога.

В подготовке к допросу первостепенное значение име­ет планирование допроса, четкое представление о намеча­емой цели его, об обстоятельствах, подлежащих выясне­нию, и тактических приемах, направленных на получение достоверной информации. Без ясной, заранее намеченной цели допрос не даст желаемого эффекта и в результате возникает необходимость в повторном допросе. А это в свою очередь повлечет за собой нежелательные послед­ствия — нарушение сроков расследования, неоправдан­ные отвлечения от основных занятий граждан, вызыва­емых на допрос. Поэтому заранее следует определить, какие обстоятельства необходимо выяснить на предсто­ящем допросе, изучить имеющиеся в деле по этим обсто-


ятельствам материалы, сделать нужные выписки с указа­нием листов дела. Тщательному изучению при этом под­лежат не только судебные доказательства, но и информа­ция, полученная в результате проведения оперативно-ро­зыскных мероприятий. Знание следователем материалов дела во всех его деталях является непременным условием успешного проведения допроса. В противном случае при допросе могут остаться невыясненными существенные обстоятельства, какие-то ответы допрашиваемого не бу­дут тут же надлежащим образом проверены и уточнены.

Готовясь к допросу, следователь должен составить для себя достаточно полное представление о личности допрашиваемого, уровне его общих и специальных зна­ний, опыте работы в определенной области, состоянии здоровья, характере, темпераменте, степени заинтересо­ванности в деле, об отношениях с обвиняемым и другими участниками процесса. Личные качества допрашиваемого и предполагаемая осведомленность его об исследуемых фактах помогут определить возможное его поведение на допросе и тактические приемы получения полных и дос­товерных показаний.

Важно определить очередность допроса, если по од­ним и тем же обстоятельствам предполагается допросить нескольких свидетелей или обвиняемых. Первыми реко­мендуется допрашивать лиц, от которых вероятнее всего можно получить правдивые и наиболее полные показа­ния. При этом следователь исходит не только из осведом­ленности допрашиваемого в материалах дела, но и из его личностной характеристики, процессуального положения и взаимоотношений с другими участниками процесса.

Конкретный момент вызова на допрос в отношении каждого допрашиваемого определяется следователем, ис­ходя из складывающейся следственной ситуации. Альтер­натива времени допроса не допускается уголовно-процес­суальным законом лишь в отношении первого допроса задержанного (ст. 123 УПК) и обвиняемого (ст. 150 УПК). На выбор момента допроса влияют обстоятельст­ва, связанные с необходимостью пресечения длящегося, предупреждения готовящегося преступления, обнаруже­ния и задержания лица, совершившего преступление. Бе­зотлагательно допрос должен быть произведен и тогда, когда есть реальные опасения сговора между допрашива­емыми или воздействия на допрашиваемого со стороны заинтересованных в исходе дела лиц. В других же случа­ях, напротив, иногда с допросом целесообразно бывает


повременить. Если потерпевший, например, подвергший­ся разбойному нападению, находится в состоянии воз­буждения, волнения, растерянности, допрос его надо от­ложить до тех пор, пока он успокоится и способен будет правильно оценить происшедшее и угрожавшую ему опасность.

Допрос свидетелей и потерпевших, а таже находящих­ся на свободе обвиняемых и подозреваемых производит­ся в кабинете следователя. Если обвиняемый (подозрева­емый) содержится под стражей, его допрашивают обычно в следственном изоляторе. Обстановка кабинета следова­теля должна вызывать у допрашиваемого сугубо деловые ассоциации и настроение. Ничто не должно отвлекать внимание допрашиваемого: в кабинете не должно быть посторонних лиц, на стенах не должно быть никаких карт, фотографий и иных предметов, не относящихся к делу. Однако следователь вправе, если признает это необходимым, произвести допрос и в месте нахождения допрашиваемого (ст. ст. 150, 157 УПК). Такая необходи­мость может возникнуть, когда допрос должен быть произведен сразу после окончания обыска или иного следственного действия; если допрашиваемый затрудня­ется в изложении деталей события, не находясь на месте, где оно произошло; если состояние здоровья допрашива­емого исключает возможность явки его в кабинет следо­вателя. В последнем случае допрос производится с раз­решения лечащего врача и чаще всего в его присутствии.

Вызов на допрос осуществляется повесткой, телеграм­мой, телефонограммой с указанием, кто, в качестве кого вызывается, куда, к кому и когда (день и час) надлежит ему прибыть, указываются последствия неявки. По так­тическим соображениям (например, чтобы сохранить в тайне факт вызова на допрос) следователь может лично или через нарочного пригласить лицо, подлежащее до­просу.

Важно заранее смоделировать ход предстоящего до­проса, предусмотреть возможное поведение допрашива­емого. В случае дачи заведомо ложных показаний или при добросовестном заблуждении бывает необходимо предъявить допрашиваемому какие-то из имеющихся в деле доказательств. Готовясь к допросу, следователь производит отбор таких доказательств, определяет поря­док их использования и предъявления допрашиваемому.

Если допрашиваемый не знает русского языка, желает давать показания на родном ему языке, должно быть


обеспечено участие в допросе переводчика (ст. ст. 17, 57 УПК); в случаях, предусмотренных законом (ст. ст. 47, 51 УПК), допрос проводится в присутствии адвоката; допрос несовершеннолетнего осуществляется в присутствии педа­гога (ст. 159 УПК); при допросе по предмету экспертизы может присутствовать эксперт (ст. 82 УПК).

При расследовании некоторых видов преступлений предметом допроса могут быть вопросы производствен­но-технического и иного специального характера, в кото­рых следователь может оказаться некомпетентным. Для уяснения их рекомендуется предварительно, в порядке подготовки к допросу, ознакомиться с соответствующей справочной литературой, проконсультироваться у специ­алистов, ознакомиться с производственным процессом, технологическим режимом предприятия.

Наконец, при подготовке к допросу составляется план допроса в соответствии с общим планом расследования по делу и с учетом собранных к моменту допроса судеб­ных доказательств. План допроса может быть устным или письменным (кратким, сжатым, предусматриваю­щим лишь перечень вопросов, или развернутым).

Развернутый план обычно составляется по следующей форме:

 

№ п/п Обстоятель­ства, подле­жащие выяснению Имеющиеся в деле данные по этим обстоя­тельствам Вопросы, которые надлежит выяснить на допросе Что можно предъ­явить из материа­лов дела Тактические приемы, которые могут быть использованыпри допросе

Особое внимание уделяется последовательности и формулировке вопросов допрашиваемому, возможной их корректировке в ходе допроса в зависимости от пове­дения допрашиваемого.

При необходимости план допроса может быть допол­нен различными схемами (связей обвиняемого, эпизодов преступления и мест их совершения, структуры преступ­ной группы и др.).

§ 3. Психологические основы и тактические приемы допроса

Допрос, как и все расследование в целом, должен быть направлен на всестороннее и объективное исследование


обстоятельств дела. Получение полных и правдивых по­казаний допрашиваемого возможно лишь в условиях применения следователем наиболее эффективных в дан­ной ситуации тактических приемов. Избранные следова­телем тактические приемы допроса должны соответство­вать как общим требованиям, так и особенностям лич­ности допрашиваемого лица.

С тактической точки зрения процесс допроса может быть условно разделен на три последовательные стадии: вступительную, свободный рассказ допрашиваемого и ответы на вопросы следователя.

Допрос начинается с выяснения личности явившегося на допрос, его анкетных данных, разъяснения допрашива­емому его процессуального положения, прав и обязаннос­тей, с выяснения, на каком языке он желает давать пока­зания.

Изучению личности допрашиваемого уделяется боль­шое внимание. Бывает целесообразно побеседовать с ним на отвлеченную тему, чтобы определить, в каком эмоци­онально-волевом состоянии он находится и как лучше вести дальнейший допрос. Если по анкетным данным допрашиваемый сообщит ложные сведения о себе, следо­ватель может сразу изобличить его во лжи и таким образом предостеречь от дачи ложных показаний по предмету допроса. Далее допрашиваемый в форме сво­бодного рассказа излагает обстоятельства, по поводу которых он вызван на допрос.

Предметом допроса в ряде случаев является не одно, а несколько обстоятельств или эпизодов расследуемого преступления. Со свободного рассказа должен начинать­ся допрос по каждому эпизоду (обстоятельству). Чтобы изложение показаний по тому или иному обстоятельству было более полным, важно правильно сформулировать первый вопрос, являющийся предложением дать показа­ния в форме свободного изложения. Не оправдывает себя широко используемая на практике формулировка: «Рас­скажите, что вам известно по данному уголовному де­лу?» — в случаях, когда допрашиваемый не знает содер­жания уголовного дела и его допрос необходим лишь для выяснения отдельного обстоятельства, конкретного фак­та. Следователь внимательно выслушивает свободный рассказ, по возможности не перебивая и не останавливая. И только если допрашиваемый явно отвлекается от суще­ства дела, следователь в тактичной форме возвращает его к предмету допроса.


На стадии свободного рассказа следователь может не разрешить всех задач допроса. Нередко возникает необхо­димость задать допрашиваемому ряд вопросов, уточняю­щих и дополняющих его показания, устраняющих проти­воречия в них или изобличающих его в неискренности.

Задаваемые следователем вопросы могут быть основ­ными, дополняющими, уточняющими, напоминающими и контрольными. Основные вопросы обычно охватывают предмет допроса в целом или значительную его часть. Дополняющие задаются для выяснения фактов и обстоя­тельств, упущенных допрашиваемым в свободном расска­зе, а уточняющие — по фактам, о которых допрашиваемый дал нечеткие, требующие уточнения показания. Напомина­ющие вопросы должны помочь вспомнить забытое (эти вопросы, как правило, касаются событий, предшествовав­ших преступлению, сопутствовавших ему или следовавших за ним). Контрольными вопросами проверяются сообщае­мые допрашиваемым сведения и источники их получения: выясняются условия восприятия события, другие свидетели события, обстоятельства, так или иначе связанные с иссле­дуемым событием и поддающиеся объективной проверке. Недопустимы наводящие вопросы, наталкивающие допра­шиваемого на желательные для следователя ответы. Каса­ясь наводящих вопросов, следует подчеркнуть, что дело не только в содержании и формулировке вопроса, но и в соот­ношении вопроса с предыдущими ответами допрашивае­мого, в удачно или неудачно избранном моменте, когда задан вопрос. Доказательственная ценность показаний в ответ на наводящие вопросы сомнительна, поскольку они даются по подсказке следователя.

Задаваемые вопросы должны относиться к делу, фор­мулироваться конкретно, понятно, грамотно, по форме и стилю должны соответствовать уровню развития и зна­ний допрашиваемого. Они не должны содержать в его адрес угроз и оскорблений, должны находиться в логи­ческой связи между собой, каждый последующий вопрос должен вытекать из предыдущего.

Допрос — активное со стороны следователя действие. Следователь — не регистратор сообщаемых ему сведе­ний. Выслушивая допрашиваемого, он критически оцени­вает их и применяет тактические приемы, направленные на получение достоверных показаний. Критическая оцен­ка показаний означает анализ их с точки зрения логики, сопоставление с фактическими данными, установленны­ми с помощью других источников, сравнение отдельных


частей показаний между собой. Нелегко бывает оценить показания, в которых приводятся новые, еще не известные следствию факты. Надо оценить, могли ли они иметь место в определенных условиях, согласуются ли они между собой, мог ли допрашиваемый полно и правильно воспри­нять их, сохранить в памяти и правдиво воспроизвести.

Для этого следователь должен четко представлять себе психологический процесс формирования показаний.

Психологи отмечают, что на формирование показа­ний влияют опыт человека, его знания, представления о конкретном предмете и другие факторы. Большинство людей в основном правильно воспринимают действи­тельность, хотя нередки случаи одностороннего воспри­ятия и искаженного представления о воспринятом. Фор­мирование показаний складывается из восприятия, запо­минания и воспроизведения фактов на допросе.

Основой восприятия служат первичные психические процессы — ощущения (зрительные, слуховые, обоня­тельные, вкусовые и др.). Каждое восприятие включает комплекс ощущений и представляет собой отражение в коре головного мозга не отдельных свойств, а всего предмета, явления в целом. Активное воздействие на полноту, точность и ясность восприятий оказывает вни­мание, его направленность, определяемая в ряде случаев профессиональными интересами человека. Восприятие может быть произвольным (с заранее поставленной це­лью) и непроизвольным. Произвольное восприятие от­личается большей полнотой и точностью. К числу субъ­ективных факторов, отрицательно влияющих на процес­сы восприятия, относятся дефекты органов чувств, расстройства нервной системы и другие болезненные со­стояния, а также усталость и сильное душевное волнение. На полноту и точность восприятий может оказать серь­езное влияние и ряд объективных условий, которые также необходимо учитывать при допросе (неблагоприятные условия видимости, кратковременность наблюдения, уда­ленность предмета восприятия, применение преступни­ком маскирующих средств и др.). Значительные трудно­сти возникают при оценке результатов восприятий про­странства, времени и движения. Несмотря на то, что применительно к ним общее методологическое положе­ние теории познания об адекватности восприятий реаль­ной действительности остается незыблемым, восприятие пространственных форм предметов, их величин и про­странственных отношений — расстояний, а также дли-

387


тельности и последовательности явлении, характера и скорости движения может значительно отличаться от реальных параметров. При допросе следует выяснить, как допрашиваемый воспринимал формы, величины и про­странственные отношения предметов и каковы критерии его суждений о них. При этом необходимо учитывать влияние воздушной и геометрической перспективы, опти­ческих искажений, слуховых ощущений, цвета объектов (белый, красный и желтый цвета видны на более отдален­ном расстоянии), принимать во внимание величину и рас­положение теней от предметов, наличие ориентиров, вре­мя преодоления данного расстояния и некоторые другие факторы. Надо также иметь в виду, что относительно точное восприятие расстояния возможно в пределах до полукилометра. Непосредственное восприятие длитель­ности и последовательности явлений также обычно отли­чается неточностью. Смена разнообразных по содержа­нию восприятий и мыслей создает впечатление быстро проходящего времени; наоборот, время, заполненное бед­ными и однообразными психологическими процессами, кажется нам более длительным. Особенно быстро «ле­тит» время при положительной эмоциональной окраске нашего сознания. Медленно «тянется» время при болезни и бессоннице. Психологи отмечают, что в восприятии времени большую роль играют ритмика сердцебиения и дыхания, а также органические ощущения. Восприятие последовательности явлений, как правило, отличается большей точностью, чем восприятие их длительности.

Восприятие движения есть одновременное восприятие пространства и времени. Восприятие скорости может быть относительным (когда воспринимается и движу­щийся предмет, и какой-то неподвижный объект) и безот­носительным (восприятие предмета изолировано от дру­гих объектов). Безотносительное восприятие отличается меньшей точностью, нежели относительное. Восприятие движения зависит от скорости движущегося предмета и расстояния между ним и воспринимающим субъектом: чем больше это расстояние, тем движение кажется более медленным.

Восприятие наблюдаемого события само по себе еще не обеспечивает правильного его воспроизведения. В ре-зультате ощущений и восприятий в коре головного мозга образуются временные нервные связи (ассоциации). В этом состоит процесс запоминания, с этого начинается деятельность памяти. Образующиеся ассоциации подраз-


деляются на смысловые, ассоциации по смежности (если восприятие событий происходит одновременно или по­следовательно одно за другим), ассоциации по сходству (например, созвучные слова, сходные предметы) и ас­социации по контрасту (например, светлый и темный).

Запоминание воспринятого может быть непроизволь­ным, механическим или произвольным, осмысленным. При произвольном запоминании объем и степень закрепления воспринятой информации значительно выше, нежели при непроизвольном запоминании. Если будучи свидетелем какого-то события наблюдавший его субъект специально стремился запомнить, удержать в памяти связанные с ним обстоятельства, он может дать о них на допросе более подробные, развернутые показания. При непроизвольном запоминании глубина сохранения в памяти воспринятых событий зависит от степени внимания, заинтересованности в сохранении воспринятого в памяти, от характера личного отношения к этим событиям или участия в них. Так, лицо, умышленно совершившее преступление, дольше, полнее и точнее, чем другие лица, помнит свои действия и связан­ные с ним обстоятельства. Свойства памяти у людей не одинаковы. Одни лучше запоминают то, что связано с движением; у других лучше развита память на зрительные 5 или слуховые образы; у третьих — память на общие: понятия, содержание разговора, письма и т. д.; у четвер­тых — память на то, что связано с пережитыми эмоциями (страхом, радостью, возмущением, горем и др.). Характер памяти может определяться профессиональными особен­ностями человека. У художников, как правило, отлично развита зрительная память, у музыкантов — слуховая, у математиков и счетных работников — память на цифры.

Необходимо учитывать при допросе индивидуальные особенности памяти, выяснять, какой вид памяти хорошо развит у допрашиваемого, чтобы правильно представить, какие свойства предметов или явлений могли лучше ему запомниться. Должны учитываться и возрастные особен­ности памяти (механическое запоминание у детей, стар­ческая забывчивость недавних событий, но сохранение в памяти подробностей молодости).

На формирование показаний существенное влияние оказывают процессы торможения в коре головного моз­га, угасания временных нервных связей, являющихся фи­зиологической основой забывания. Интенсивность забы­вания зависит от ряда факторов: силы впечатления и проч­ности запоминания, степени осмысливания и понимания


воспринятого, волевых усилии к удержанию воспринятого в памяти, степени устойчивости интереса к воспринятой информации, состояния нервной системы, дефектов памя­ти, утомления, а также времени, прошедшего с момента восприятия. Чрезмерно сильные впечатления могут не только подкреплять, но и ослаблять то, что запечатлено.

При необходимости воспринятая и запечатленная в памяти информация воспроизводится на допросе. Вос­произведение может быть непосредственным и отсрочен­ным, произвольным и непроизвольным. Оно возможно в двух формах: узнавания (воспроизведения при повтор­ном восприятии объекта) и воспоминания (без повторно­го восприятия объекта). Непосредственное воспроизведе­ние (следующее сразу же за восприятием), как правило, отличается большей полнотой и точностью, нежели от­сроченное по времени воспроизведение. Поэтому допрос о происшедшем событии (особенно допрос свидетеля) не следует откладывать. Однако в ряде случаев (главным образом, когда восприятие сопровождается сильными переживаниями человека, например потерпевшего) про­межуток в один-два дня от момента восприятия до до­проса не мешает, а способствует полноте и точности воспроизведения. Это — так называемое явление ремини­сценции, в основе которого лежит снятие утомления нерв­ных клеток, наступающее при эмоционально насыщен­ном восприятии. Оно научно объясняет общеизвестный факт, что заученный материал мы лучше воспроизводим утром следующего дня, чем вечером предыдущего. Не­произвольное (без намерения) воспроизведение происхо­дит на основе главным образом ассоциаций по смежнос­ти, а также ассоциаций по сходству и контрасту.

Для допроса наиболее важное значение имеет произ­вольное воспроизведение, происходящее на основе ассоциа­тивных процессов1 и активной мыслительной деятельности.

1 Ассоциативные процессы основаны на принципе замыкания вре­менных нервных связей. Восприятие всегда сопровождается образова­нием в коре головного мозга нескольких взаимосвязанных очагов воз­буждения, причем возбуждение при повторении восприятия (например, при предъявлении предмета или напоминании) из одного очага как бы перетекает в другой очаг по образовавшимся замкнутым путям. Поэ­тому, когда два воспринятых факта связаны между собой по смежности, сходству или контрасту и когда воспроизведение одного из них затруд­нено вследствие процесса забывания, при напоминании другого факта человек может вспомнить и забытый. Закономерности ассоциативных процессов используются следователем для оказания помощи допраши­ваемому в припоминании забытого.


На формирование показаний в стадии воспроизведе­ния оказывают влияние многочисленные субъективные и объективные факторы, в частности: 1) психоэмоцио­нальное состояние допрашиваемого в момент воспроиз­ведения (взволнован или спокоен и т. д.). Благоприят­ствует воспроизведению уравновешенное психическое со­стояние допрашиваемого, что в свою очередь зависит от таких объективных факторов, как спокойная, неотвлека­ющая обстановка допроса, правильное поведение следо­вателя, деловой тон его разговора и др.; 2) действие так называемой защитной доминанты, которая наиболее час­то проявляется у обвиняемых и подозреваемых, хотя не исключается также при допросе свидетелей и потерпев­ших. Иногда допрашиваемый, желая давать правдивые показания, тем не менее старается придать своему пове­дению более благовидную окраску; 3) темперамент и ха­рактер допрашиваемого. Особенности эмоциональной "возбудимости и общей подвижности человека (сангви­ника, флегматика, холерика, меланхолика) не только вли­яют на восприятие и запоминание, но должны учитывать­ся и в момент воспроизведения факторов и явлений при допросе. С меланхоликом следует быть особенно терпе­ливым и настойчивым. Быстрая смена настроений у сан­гвиника позволяет избрать наиболее благоприятный мо­мент для выяснения интересующих следователя вопро­сов. Склонность к быстрым взрывам у людей с холерическим темпераментом обязывает допрашиваю­щего быть внимательным и предупредительным. Нема­ловажное значение для выбора тех или иных тактических приемов допроса имеют индивидуальные особенности характера (замкнутость, разбросанность, хвастливость, беспринципность, нерешительность, трусливость и др.).

Правильность и четкость воспроизведения отложив­шейся (восстановленной) в памяти информации во мно­гом зависит от способности допрашиваемого правильно излагать свои мысли, отбирать для этого соответствую­щие содержанию языковые средства. Следователь при необходимости должен уточнить значение употребляе­мой допрашиваемым лексики, уяснить смысл интонации, мимики, жестикуляции, акцента на отдельных словах и выражениях.

Тактические приемы допроса избираются с учетом таких психологических особенностей личности допраши­ваемого, как внушаемость и воображение (склонность к фантазированию). Внушение — психическое воздейст-


вие одного человека на другого — имеет место в основ­ном в тех случаях, когда допрашиваемый при восприятии упустил какие-то отдельные моменты и восполняет их в сознании сведениями из разговоров (тем более неодно­кратных) других лиц, интерпретировавших по-своему данное событие. Степень подверженности внушению у людей различна: в наибольшей степени внушению под­вержены дети и взрослые со слабой волей. Внушаемость усиливается с ростом доверия, уважения к собеседнику или допрашивающему. Поэтому следователь должен ос­терегаться применения наводящих вопросов, а также вну­шающего воздействия на допрашиваемого интонации своего голоса, выражения удовольствия, разочарования или удивления ответом. Склонность к фантазированию особенно резко выражена у детей и психопатических лич­ностей. Физиологическая основа воображения (фантазии) состоит в оживлении образовавшихся временных нерв­ных связей и преобразовании их в новые сочетания. Эле­менты воображения могут быть внесены в показания в случаях неполного восприятия предметов или явлений, когда допрашиваемый, стремясь всесторонне охарактери­зовать наблюдавшееся событие, восполняет пробелы вос­приятия фантазированием. Учитывая это, следователь должен путем постановки контрольных вопросов выяс­нять источники осведомленности допрашиваемого о со­общенных им фактах и условиях их восприятия, уточ­нять, лично ли их наблюдал допрашиваемый или изло­жил свое умозаключение.

Влияние указанных выше факторов на формирование показаний велико, и следователь в ходе допроса должен с максимальным вниманием оценивать получаемую от допрашиваемого информацию, своевременно менять так­тические приемы, запланированные в ходе подготовки к допросу.

§ 4. Тактические особенности отдельных видов допроса

Тактические особенности допроса свидетеля и потерпев­шего. Процессуальный порядок допроса свидетеля и по­терпевшего определяется ст.ст. 155—161 УПК. При под­готовке и проведении допроса свидетеля и потерпевшего необходимо руководствоваться изложенными выше об­щими положениями тактики допроса на предваритель-


ном следствии. Кроме того, следует учитывать, что сви­детель и потерпевший в отличие от обвиняемого и подо­зреваемого обязаны не только явиться по вызову, но и дать правдивые показания: сообщить все известное им по делу и ответить на поставленные вопросы (ст.ст. 73, 75 УПК). Процессуальная обязанность свидетеля и потер­певшего дать правдивые показания иногда встречает про­тиводействие с их стороны в силу заинтересованности в исходе дела и нежелания показывать правду. Нередки случаи, когда и добросовестный свидетель не дает пока­заний о проверяемых обстоятельствах, потому что не помнит их. Бывает и так, что свидетель дает недостовер­ные показания в результате добросовестного заблужде­ния. Разобраться в причинах ложности свидетельских показаний, в мотивах умолчания свидетеля об известных ему фактах порой бывает трудно. Поэтому при подготов­ке к допросу свидетеля, кроме изучения материалов, от­носящихся к предмету допроса, составления плана до­проса и выполнения других общих требований подготов­ки к допросу, необходимо выяснить отношение свидетеля к обвиняемому и к расследуемым фактам, о которых предполагается его допросить; проверить, не является ли данный свидетель заинтересованным лицом, не привле­кался ли он к уголовной ответственности, как харак­теризуется по службе и в быту.

Когда о проверяемом событии знают несколько сви­детелей, следует решить, кого из них и в какой очереднос­ти вызвать на допрос. Определяя круг свидетелей по тому или иному эпизоду, необходимо обращать внима­ние на то, в каких условиях каждый из них наблюдал данный эпизод, какие стороны его могли лучше запом­ниться свидетелю в силу объективных условий воспри­ятия и индивидуальных психологических особенностей свидетелей. В числе первых на допрос вызываются свиде­тели, которые характеризуются как наиболее добросо­вестные и хорошо осведомленные в проверяемом собы­тии (очевидцы происшествия; лица, отрицательно относя­щиеся к преступным действиям виновного; свидетели, полнота восприятия у которых обусловлена професси­ональными качествами; свидетели нескольких фактов преступной деятельности обвиняемого и др.). Очеред­ность вызова свидетелей определяется также хронологи­ческой последовательностью проверяемых событий: в числе первых допрашиваются свидетели, знающие о бо­лее ранних эпизодах.


В начале допроса следователь сообщает свидетелю, для выяснения каких обстоятельств он вызван, и пред­лагает ему последовательно рассказать об этих обсто­ятельствах. Если свидетель заявляет, что ему по данному вопросу ничего не известно или если его показания про­тиворечивы, нелогичны, не соответствуют другим мате­риалам дела и вызывают сомнение, не следует делать поспешный вывод о недобросовестности свидетеля. Не­обходимо проверить его показания путем постановки напоминающих, уточняющих и контрольных вопросов и предъявления допрашиваемому показаний других сви­детелей и иных материалов, относящихся к проверяемым обстоятельствам, использовать тактические приемы, на­правленные на восстановление забытых фактов, либо методы изобличения лжесвидетельства. Для оказания по­мощи допрашиваемому в восстановлении забытого мо­жет быть использован тактический прием активизации ассоциативных процессов, а также создание необходимых условий, когда воспоминание дополняется узнаванием тех или иных объектов. Если, например, свидетель забыл тот или иной проверяемый факт, следователь напоминает ему о каком-то сопутствующем обстоятельстве, и это нередко приводит к тому, что допрашиваемый по ассоци­ации восстанавливает в памяти и забытый факт. Сопутст­вующее обстоятельство может относиться, а может и не относиться к проверяемому факту: причинная связь здесь не обязательна. Важно, чтобы это обстоятельство и про­веряемый факт были смежными (по времени, месту), сходными либо контрастными. Для восстановления за­бытого события или его отдельных обстоятельств свиде­телю могут быть предъявлены участники события, пред­меты обстановки, фотоснимки, планы, схемы и т. п. Эффект восстановления забытого может быть получен при допросе свидетеля на месте происшествия.

Иные тактические приемы применяются для изобли­чения в лжесвидетельстве. Однако прежде чем прибегнуть к ним, необходимо убедиться в том, что допрашиваемый свидетель дает ложные показания, и выяснить их мотивы. Мотивами лжесвидетельства могут быть заинтересован­ность в исходе дела, сговор с обвиняемым, неприязнен­ные отношения с другими участниками события, непра­вильно понимаемое чувство товарищества, боязнь мести, чувство стыда, стремление скрыть собственное неблаго­видное поведение (например, трусость, небрежность, ха­латность), опасение повредить близким и др. Уяснение 394


мотивов лжесвидетельства поможет их устранению и по­лучению правдивых показаний. Полезным бывает также разъяснение свидетелю его роли в установлении истины по делу, в разоблачении действительных преступников, в ограждении невиновных от незаслуженного наказания; напоминание об уголовной ответственности за дачу заве­домо ложных показаний. И если эти приемы не достига­ют цели, производится изобличение недобросовестного свидетеля путем предъявления ему показаний других лиц, вещественных доказательств, проведения очных ставок.

Согласно ст. 161 УПК при допросе потерпевшего применяются процессуальные правила допроса свидете­ля. Некоторые тактические особенности допроса потер­певшего обусловлены его процессуальным положением и психическим состоянием в момент восприятия проис­ходивших событий. Потерпевший имеет право предо­ставлять доказательства, заявлять ходатайства о допросе свидетелей, знакомиться с материалами дела с момента окончания предварительного следствия и др. Поэтому не исключается возможность влияния на его показания име­ющихся в деле доказательств; внушающего воздействия фактов, почерпнутых из материалов дела, в том числе из недостоверных показаний недобросовестных свидетелей. В этой связи важно своевременно допросить потерпевше­го, когда возможность отрицательного влияния на его показания минимальна или вообще исключена. При оцен­ке показаний и выборе тактических приемов допроса потерпевшего должно учитываться психическое состоя­ние его в момент восприятия событий. Испуг, волнение, страх, физические страдания могут исказить восприятие и помешать правильному изложению фактов при допро­се. В таких случаях рекомендуется отложить вызов потер­певшего на допрос, дать ему возможность «прийти в се­бя», снять нервное напряжение и только после этого в более спокойном состоянии допросить потерпевшего.

Тактические особенности допроса обвиняемого и подо­зреваемого. Обвиняемый и подозреваемый не обязаны давать показания по делу. Однако следователь не может безразлично относиться к тому, дает или не дает до­прашиваемый правдивые показания о совершенном пре­ступлении. Соблюдая процессуальный порядок допроса (ст. ст. 150—152 УПК) и используя рекомендованные криминалистикой тактические приемы, следователь дол­жен убедить допрашиваемого в бесполезности сокрытия истины. Поскольку показания обвиняемого являются не 395


только источником доказательств, но и средством защи­ты, следователь должен предоставить ему возможность с исчерпывающей полнотой изложить свои объяснения. Задача допроса обвиняемого и подозреваемого состоит не в том, чтобы допрашиваемый «сознался», а в том, чтобы он дал правдивые исчерпывающие показания.

Тактические приемы допроса обвиняемого имеют не­которые особенности. К допросу обвиняемого следова­тель должен готовиться особенно тщательно. Он должен в деталях знать материалы дела, правильно определить момент очередного допроса. Если обстоятельства, по поводу которых намечено допросить обвиняемого, не исследованы, сомнительны и не ясны для следователя, вызов обвиняемого на допрос будет преждевременным и, как правило, безуспешным. Нельзя также рассчитывать на успех, если доказательства, с помощью которых пред­полагается разоблачать ложные показания обвиняемого, предварительно не проверены, противоречивы и неубеди­тельны. По групповому делу важно решить, кого из обвиняемых допросить в первую очередь. При этом учи­тывается, какую роль играл тот или иной обвиняемый в совместной преступной деятельности и какое наказание ему грозит за содеянное, насколько убедительны доказа­тельства его вины, в каких взаимоотношениях находился он с другими соучастниками, не проявлялось ли к нему недоверие с их стороны, не высказывал ли он намерений явиться с повинной и прекратить преступную деятель­ность, каковы его личные качества (трусость, решитель­ность, безволие и т. д.). Более быстрое получение прав­дивых показаний от одних обвиняемых может стать важ­ным условием успешного допроса их соучастников, дающих заведомо ложные показания. При подготовке к допросу обвиняемого следователь оценивает факты совершенного преступления с точки зрения тяжести соде­янного. О менее значительных эпизодах преступной де­ятельности обвиняемый может быстрее дать правдивые показания, чем о тяжком преступлении, а откровенное объяснение одних фактов нередко побуждает его честно рассказать и о других, более опасных эпизодах. Обвиня­емому необходимо разъяснить предусмотренное законом положение (ст. 38 УК) о том, что чистосердечное раская­ние является обстоятельством, смягчающим ответствен­ность.

При допросе недопустимы обман и умышленная дезо­риентация обвиняемого. Следователь не вправе, напри-396


мер, заявлять ему, что «следствию все известно», что «соучастники сознались» и т. п., если это не соответствует действительности. Следователь не обязан раскрывать об­виняемому в начале допроса, какие доказательства со­браны по делу. Эта неосведомленность обвиняемого мо­жет быть использована в тактических целях.

Для разоблачения ложности показаний обвиняемого могут быть использованы следующие тактические при­емы: 1) детализация показаний; 2) повторные допросы об одних и тех же фактах; 3) использование противоречий в показаниях; 4) использование доказательств, а также данных, полученных оперативно-розыскным путем. Об­виняемый, дающий ложные показания, обычно схематич­но излагает обстоятельства события. Это объясняется не только сложностью заполнения пробелов вымышленны­ми деталями, но и сознанием, что детальные показания легче проверить. Поэтому обвиняемый иногда разобла­чает себя тем, что оказывается не в состоянии детализи­ровать свои ложные показания. Если обвиняемый все же заполняет свои показания вымышленными деталями, повторные допросы его об одних и тех же фактах позво­ляют выявить неизбежные в таких случаях несоответст­вия одних показаний другим и разоблачить их ложность.

Обвиняемый, давая ложные показания, нередко впада­ет в противоречия. Иногда целесообразно не спешить акцентировать внимание на лживости и противоречивос­ти его объяснений и лишь после занесения ложных пока­заний в протокол и подписания его обвиняемым следует использовать противоречия для изобличения допрашива­емого во лжи и получения от него правдивых показаний. Наиболее эффективным тактическим приемом изобличе­ния является использование имеющихся доказательств и данных, полученных оперативно-розыскным путем.

При допросе для изобличения обвиняемого во лжи и получения от него правдивых показаний можно исполь­зовать лишь проверенные, достоверные факты. Предпоч­тение при этом отдается доказательственным фактам, известным из нескольких источников, которые при необ­ходимости могут быть поочередно предъявлены допра­шиваемому. Предъявление не следует начинать с матери­алов, полученных оперативно-розыскным путем, а также с вещественных доказательств, обнаруженных в отсутст­вие обвиняемого, и с предметов, назначение которых пока неясно. Не рекомендуется предъявлять обвиняемо­му сразу все собранные по делу доказательства. Обычно


больший эффект дает тактика последовательного исполь­зования материалов в порядке возрастания их доказатель­ственного значения. В то же время надо иметь в виду, что предъявление доказательств с большими промежутками во времени и вне логической последовательности не прино­сит положительных результатов. Иногда бывает целесооб­разно предъявить вначале самое сильное, решающее дока­зательство. Данный тактический прием можно рекомендо­вать, например, когда обвиняемый «колеблется», намерен дать правдивые показания, но еще не решается сделать это, когда используемое доказательство невозможно опро­вергнуть и когда обвиняемый не ожидает, что следователь может располагать таким сильным доказательством.

При допросе обвиняемого имеющиеся материалы сле­дует использовать таким образом, чтобы у него созда­лось впечатление о полной осведомленности следователя относительно обстоятельств расследуемого преступле­ния. Можно, например, в процессе допроса как бы между прочим коснуться незначительных деталей проверяемого события. Видя, что следователю известно даже о таких подробностях, обвиняемый обычно приходит к убежде­нию о необходимости дать правдивые показания.

Иногда обвиняемый ссылается на алиби, указывает, что в момент совершения преступления он находился в другом месте. В этом случае необходимо подробно допросить его о месте пребывания и выяснить максимум деталей, кото­рые позволят объективно проверить заявленное алиби.

Допрос подозреваемого производится с соблюдением тех же процессуальных правил и тактических приемов, что и допрос обвиняемого. Подозреваемый до предъявления обвинения обычно не в полной мере осведомлен, какие факты преступления известны следователю и какими дока­зательствами его вины он располагает. Поэтому виновный подозреваемый чаще всего придерживается тактики выжи­дания, предпочитает уклоняться от правдивых показаний по крайней мере до тех пор, пока не узнает, в чем конкретно он обвиняется. Тактические приемы допроса избираются следователем с учетом поведения подозреваемого.

Особенности тактики допроса несовершеннолетних оп­ределяются возрастными особенностями их психики, вли­яющими на характер восприятия, запоминания и воспро­изведения проверяемых событий на допросе. При выборе тактических приемов надо учитывать недостаточный уро­вень развития несовершеннолетнего, ограниченный круг понятий, узость логического мышления, отсутствие жиз-


ненного опыта и профессиональных знаний, повышенную склонность к внушению, самовнушению и фантазирова­нию. Несовершеннолетние обычно поверхностно и некри­тично воспринимают действительность, порой бывают не способны правильно оценивать поступки людей и меру грозящей им опасности. В то же время для них характер­ны яркость впечатлений и прочное удержание в памяти новых, интересных и необычных событий. Детская непо­средственность и бесхитростность, искренность и прос­тота иногда позволяют легче, чем при допросе взрослых, выявлять элементы лжи в их показаниях.

При подготовке к допросу несовершеннолетних необ­ходимо прежде всего правильно определить, кто будет присутствовать (участвовать) при допросе (знакомый или незнакомый педагог, мать, отец или кто-то из близких родственников) и где целесообразно его провести (в шко­ле, дома либо в кабинете следователя), создать благопри­ятную спокойную, привычную для несовершеннолетнего обстановку. До вызова на допрос необходимо собрать подробные сведения, характеризующие личность несовер­шеннолетнего (уровень развития, интересы, особенности характера, склонность к фантазированию, поведение в школе и дома, взаимоотношения с лицом, о котором он будет допрошен).

Следователь должен расположить к себе несовершен­нолетнего, преодолеть его недоверие и отчуждение, вы­звать на откровенный разговор. Установлению необходи­мого «контакта» способствует порой отвлеченная беседа на интересную для несовершеннолетнего тему (о книгах, спорте, любимых занятиях, друзьях). Допрос малолетне­го свидетеля дошкольного возраста можно начать с лю­бимой для него игры. Форма свободного изложения по­казаний предпочтительнее по сравнению с вопросно-от­ветной формой, так как она в большей степени обеспечивает достоверность показаний. Однако рассчи­тывать на исчерпывающее, последовательное и логичное изложение несовершеннолетним, а тем более малолетним своих показаний нельзя. Их свободный рассказ обычно весьма отрывочен, непоследователен и сбивчив. Следова­телю приходится помогать допрашиваемому восстанав­ливать утерянную нить изложения, предостерегая себя при этом от случайных подсказок, чрезмерной настой­чивости, внушения и наводящих вопросов. Слишком «гладкое», стройное, похожее на заученный урок изложе­ние показаний должно настораживать следователя. Такие


показания, как правило, ложны и даются несовершенно­летним под воздействием заинтересованных лиц.

Следователю надо внимательно следить за поведени­ем несовершеннолетнего на допросе, чтобы оценить, за­стенчив он или запуган, обидчив или боязлив, откровенен или скрытен. Иногда несовершеннолетний под влиянием уговоров, запугивания или обмана взрослых, из-за бояз­ни мести, нежелания первым «выдавать» своих соучаст­ников, а иногда и совершенно бесцельно искажает реаль­ные факты и события либо вовсе отказывается давать показания. В таких случаях необходимо терпеливо и до­ходчиво разъяснить ему опасность совершенного пре­ступления и значение установления истины по делу. Воп­росы, задаваемые несовершеннолетнему, должны быть простыми, понятными, краткими и конкретными. Если допрашиваемый недостаточно хорошо уяснил содержа­ние вопроса, следует изменить его формулировку, уп­ростить или расчленить на несколько более конкретных и простых вопросов. Протокол допроса составляется обычно по окончании устной беседы с несовершеннолет­ним. Если следователь в самом начале допроса приступа­ет к протоколированию, это отвлекает и настораживает допрашиваемого. Желательно, чтобы протокольная за­пись показаний сохранила речевые особенности несовер­шеннолетнего, его небогатый, но своеобразный лексикон.

Тактические приемы очной ставки. Очная ставка про­водится между двумя ранее допрошенными лицами, в по­казаниях которых имеются существенные противоречия. Цель ее — устранение противоречий, выяснение истины.

В ходе подготовки очной ставки определяются ее участники, выявляются противоречия в их показаниях, решается вопрос о последовательности их допроса. По общему правилу, первым допрашивается лицо, показания которого вызывают доверие (подтверждены другими до­казательствами), лицо, подробно и уверенно дающее по­казания о фактах, которые отрицаются или искаженно освещаются в показаниях другого участника.

Необходимо обеспечить психологическую готовность к очной ставке ее участников. Особенно в ней нуждаются свидетели и потерпевшие, впервые попавшие в сферу уголовного процесса. Их целесообразно предупредить о предстоящей встрече на очной ставке с обвиняемым, ибо в противном случае при неожиданной встрече такой свидетель может растеряться и цель очной ставки не будет достигнута. Перед очной ставкой каждый из ее


участников может быть не только предупрежден о ее проведении, но при необходимости повторно допрошен об обстоятельствах, отнесенных к предмету данной очной ставки, с целью уточнения и детализации ранее данных показаний, устранения в них пробелов и противоречий. Однако такие допросы нельзя превращать в «репетицию» перед очной ставкой. Недопустимо специально готовить участников к очной ставке, рекомендуя при этом «уверен­но держаться», «смелее изобличать» другого и т. п. До­прос ведется по каждому противоречивому эпизоду в от­дельности с соблюдением целесообразной в каждом кон­кретном случае последовательности их исследования. На вопросы следователя показания дают поочередно оба участника очной ставки. С разрешения следователя они могут задавать друг другу вопросы. На протяжении всей очной ставки следователь должен внимательно наблю­дать за поведением допрашиваемых и не допускать воз­можности сговора или воздействия одного из них на другого. В случае каких-либо неправомерных действий со стороны участников очной ставки следователь должен немедленно их пресекать. Если один из участников при­знает, что ранее давал неправильные показания, он под­робно допрашивается либо тут же, в присутствии другого участника, либо после окончания очной ставки.

Применение тактических приемов допроса в суде обус­ловлено спецификой судебного следствия. Подсудимый и, как правило, свидетели, потерпевший, эксперт уже были допрошены на предварительном следствии, а теперь в су­дебном заседании они допрашиваются по тем же эпизодам и фактам в условиях гласности, состязательности и непо­средственности. В большинстве случаев они подтверждают в суде ранее данные показания, порой уточняют отдельные обстоятельства, приводят иногда новые факты. Но бывает и так, что подсудимый, а иногда и свидетели частично либо полностью изменяют свои прежние показания, отказыва­ются от них. В таких случаях тактические приемы допроса должны быть направлены на выяснение причин отказа от показаний, установление истины, подлинных фактов пре­ступлений и вины подсудимого (или ее отсутствия), а при наличии оснований — выявление лжесвидетельства.

Все тактические приемы допроса, используемые на предварительном следствии, могут быть рекомендованы для применения в суде. Допрос на судебном следствии — не только способ получения доказательств, но и средство проверки их достоверности.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...