Тема 2. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции
Проблема возникновения науки. Основные этапы развития науки. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого. Западная и восточная средневековая наука. Наука эпохи Возрождения, особенности стиля мышления, основные персоналии и достижения. Вклад науки Средневековья и Возрождения в европейскую научную традицию. Рождение экспериментального естествознания в Новое время. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Развитие научного знания в XVIII - XIX веках: персоналии и основные достижения. Дисциплинарное развитие науки в XIX веке. Кризис в физике на рубеже веков и его роль в развитии науки XX века. Наука XX века: основные достижения и переход к неклассической науке. Научно – техническая революция и ее влияние на характер развития науки в ХХ веке. Изменение места науки в развитии общества. Социальные последствия научно – технической революции.Рост и развитие научного знания. Современные концепции развития науки. Кумулятивисткая модель развития знания, ее сущность и основные представители. Гносеологические основания этой концепции. Кумулятивизм о соотношении эволюционных и революционных изменений в науке: трактовка научных революций в
кумулятивизме. Концепция роста научного знания К. Поппера. Теория трех миров как философское обоснование концепции Поппера. Концепция развития знания И. Лакатоса. Методологические основания его модели: методология исследовательских программ и ее сущность. История науки и ее рациональная реконструкция. Борьба программ как стимул в развитии научного знания. Критическая оценка концепций Поппера и Лакатоса в современной литературе. Развитие научного знания в свете основных идей Т. Куна. Нормальные и экстраординарные периоды в развитии науки. Научная революция как смена парадигм. Проблема соизмеримости знания в ходе революционных изменений. Трактовка Куном характера революционных изменений в науке. «Методологический анархизм» П. Фейерабенда. Методологический принцип пролиферации научных теорий. Концепция «неявного знания» М. Полани. Значение работ Т. Куна и М. Полани для смены исследовательских программ в сфере истории и философии науки. Тема 3. Структура научного знания и его основные элементы. Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта. Мера автономии в существовании эмпирического знания и его связь с теоретическими предпосылками. Теоретический уровень научного исследования, его специфика, задачи и функции. Теоретическое исследование как процесс вычленения нового мысленного содержания знания, не сводимого к эмпирическому знанию. Метатеоретический или парадигмальный уровень знания, его природа, специфика и регулятивные функции в познании. Основания науки. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность. Научная картина мира.
Исторические формы научной картины мира. Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Раздел 2. Методология науки. Тема 4. Методология научного исследования. Метод и методология. Предмет и структура методологии науки. Классификация методов. Методы эмпирического и теоретического познания. Гипотеза как форма развития научного знания. Эксперимент, его виды и функции в научном познании. Научные законы и их классификация. Научная теория и ее структура. Идеализация как основной способ конструирования теоретических объектов. Индукция как метод научного познания. Индукция и вероятность. Дедукция как метод науки и его функции. Моделирование как метод научного познания. Метод математической гипотезы. Интерпретация как метод научного познания, ее функции и виды. Методы проверки, подтверждения и опровержения научных гипотез и теорий. Методы и модели научного объяснения, понимания и предсказания. Методы социально- экономического и социально-гуманитарного исследования. Характерные особенности системного метода исследования. Самоорганизация и эволюция систем. Системный метод и современное научное мировоззрение. Раздел 3. Этические аспекты науки Тема 7. Этика науки и ответственность ученого. Нормы научной деятельности и этос науки. Социальная ответственность ученого и объективная логика развития научного знания. Ценности научного знания. Социальная ответственность ученого и социально политический контекст. Проблема ограничения свободы научных исследований. Новые этические проблемы науки в конце XX – начале XXI столетий. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая этика и ее философские основания. Моральная оценка научно- технического прогресса. Глобальные проблемы человечества: этическое осмысление.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|