Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции




Проблема возникновения науки. Основные этапы развития науки. Культура

античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и

математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в

средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной

позиции ученого. Западная и восточная средневековая наука. Наука эпохи Возрождения,

особенности стиля мышления, основные персоналии и достижения. Вклад науки

Средневековья и Возрождения в европейскую научную традицию.

Рождение экспериментального естествознания в Новое время. Формирование

идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам.

Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с

математическим описанием природы. Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт. Мировоззренческая

роль науки в новоевропейской культуре. Развитие научного знания в XVIII - XIX веках:

персоналии и основные достижения. Дисциплинарное развитие науки в XIX веке. Кризис

в физике на рубеже веков и его роль в развитии науки XX века.

Наука XX века: основные достижения и переход к неклассической науке. Научно –

техническая революция и ее влияние на характер развития науки в ХХ веке. Изменение

места науки в развитии общества. Социальные последствия научно – технической

революции.Рост и развитие научного знания. Современные концепции развития науки.

Кумулятивисткая модель развития знания, ее сущность и основные представители.

Гносеологические основания этой концепции. Кумулятивизм о соотношении

эволюционных и революционных изменений в науке: трактовка научных революций в

кумулятивизме. Концепция роста научного знания К. Поппера. Теория трех миров как

философское обоснование концепции Поппера. Концепция развития знания И. Лакатоса.

Методологические основания его модели: методология исследовательских программ и ее

сущность. История науки и ее рациональная реконструкция. Борьба программ как стимул

в развитии научного знания. Критическая оценка концепций Поппера и Лакатоса в

современной литературе.

Развитие научного знания в свете основных идей Т. Куна. Нормальные и

экстраординарные периоды в развитии науки. Научная революция как смена парадигм.

Проблема соизмеримости знания в ходе революционных изменений. Трактовка Куном

характера революционных изменений в науке. «Методологический анархизм» П.

Фейерабенда. Методологический принцип пролиферации научных теорий. Концепция

«неявного знания» М. Полани. Значение работ Т. Куна и М. Полани для смены

исследовательских программ в сфере истории и философии науки.

Тема 3. Структура научного знания и его основные элементы.

Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов

научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения.

Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Процедуры формирования

факта. Проблема теоретической нагруженности факта. Мера автономии в существовании

эмпирического знания и его связь с теоретическими предпосылками. Теоретический

уровень научного исследования, его специфика, задачи и функции. Теоретическое

исследование как процесс вычленения нового мысленного содержания знания, не

сводимого к эмпирическому знанию. Метатеоретический или парадигмальный уровень

знания, его природа, специфика и регулятивные функции в познании. Основания науки.

Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность. Научная картина мира.

Исторические формы научной картины мира. Философские основания науки. Роль

философских идей и принципов в обосновании научного знания.

Раздел 2. Методология науки.

Тема 4. Методология научного исследования.

Метод и методология. Предмет и структура методологии науки. Классификация

методов. Методы эмпирического и теоретического познания. Гипотеза как форма

развития научного знания. Эксперимент, его виды и функции в научном познании.

Научные законы и их классификация. Научная теория и ее структура. Идеализация как

основной способ конструирования теоретических объектов.

Индукция как метод научного познания. Индукция и вероятность. Дедукция как

метод науки и его функции. Моделирование как метод научного познания. Метод

математической гипотезы. Интерпретация как метод научного познания, ее функции и

виды. Методы проверки, подтверждения и опровержения научных гипотез и теорий.

Методы и модели научного объяснения, понимания и предсказания. Методы социально-

экономического и социально-гуманитарного исследования. Характерные особенности

системного метода исследования. Самоорганизация и эволюция систем. Системный метод

и современное научное мировоззрение.

Раздел 3. Этические аспекты науки

Тема 7. Этика науки и ответственность ученого.

Нормы научной деятельности и этос науки. Социальная ответственность ученого и

объективная логика развития научного знания. Ценности научного знания. Социальная

ответственность ученого и социально политический контекст. Проблема ограничения

свободы научных исследований. Новые этические проблемы науки в конце XX – начале

XXI столетий. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях.

Экологическая этика и ее философские основания. Моральная оценка научно-

технического прогресса. Глобальные проблемы человечества: этическое осмысление.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...