Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 8. Современные концепции развития науки (Лабораторная работа. 2 часа).




Задания:

1. Проанализировать журнал «Вопросы философии» за 2010 – 2015 г.г. и выделить научные проблемы современности, дискутируемые учеными, философами.

2. Рассмотреть современные концепции развития науки на основе анализа журнала «Наука и жизнь» (2010-2015 г.г.).

3. Кумулятивисткая модель развития знания, ее сущность и основные представители. Дать характеристику кумулятивизму в соотношении эволюционных и революционных изменений в науке.

Вопросы к семинарским занятиям

Семинар 1. Тема: Наука как культурный и социальный феномен. (2 часа)

1. Наука как система знаний, как процесс получения нового знания, как социальный институт и как особая область культуры.

2. Связь науки с другими отраслями человеческой деятельности (наука и философия, наука и искусство, наука и религия и др.).

3. Роль науки в современном образовании и формировании личности.

4. Функции науки в жизни общества: наука как мировоззрение, как

производительная и социальная сила.

Семинар 2. Тема: Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции (2 часа).

1. Проблема возникновения науки. Основные этапы развития науки. Культура

античного полиса и становление первых форм теоретической науки.

2. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого. Западная и восточная средневековая наука.

3. Наука эпохи Возрождения, особенности стиля мышления, основные персоналии и достижения. Вклад науки Средневековья и Возрождения в европейскую научную традицию.

4. Рождение экспериментального естествознания в Новое время. Формирование

идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам.

Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с

математическим описанием природы. Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт.

5. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Развитие научного знания в XVIII - XIX веках:персоналии и основные достижения.

6. Дисциплинарное развитие науки в XIX веке.

7. Наука XX века: основные достижения и переход к неклассической науке. Научно –

техническая революция и ее влияние на характер развития науки в ХХ веке. Изменение места науки в развитии общества. Социальные последствия научно – технической революции.

Семинар 3. Тема: Структура научного знания и его основные элементы (2 часа).

1. Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов

научного знания.

2. Эмпирический и теоретический уровни научного знания, критерии и их различения.

3. Теоретический уровень научного исследования, его специфика, задачи и функции.

4. Мера автономии в существовании эмпирического знания и его связь с теоретическими предпосылками. Структура эмпирического знания.

5. Гипотеза как форма развития научного знания.

Семинар 4. Тема: Методология научного исследования (2 часа).

1. Метод и методология: понятия, сходство и различия. Классификация методов научного познания.

2. Теоретические методы научного исследования.

3. Методы эмпирического познания.

4. Эксперимент, его виды и функции в научном познании. Эксперимент и наблюдение. Опросные методы исследования.

5. Интерпретация как метод научного познания.

Семинар 5. Тема: Этика науки и ответственность ученого (2 часа).

1. Глобальные проблемы человечества: этическое осмысление. Моральная оценка научно-технического прогресса.

2. Новые этические проблемы науки в конце XX – начале XXI столетий.

3. Социальная ответственность ученого и объективная логика развития научного знания. Ценности научного знания.

4. Проблема ограничения свободы научных исследований.

5. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях.

 

 

Лабораторная работа. Тема: Современные концепции развития науки (2 часа).

Задания:

4. Проанализировать журнал «Вопросы философии» за 2010 – 2015 г.г. и выделить научные проблемы современности, дискутируемые учеными, философами.

5. Рассмотреть современные концепции развития науки на основе анализа журнала «Наука и жизнь» (2010-2015 г.г.).

6. Кумулятивисткая модель развития знания, ее сущность и основные представители. Дать характеристику кумулятивизму в соотношении эволюционных и революционных изменений в науке.

!!! При подготовке к семинарским занятиям используйте следующую литературу.

 

Список литературы.

1. Борисов, С.В. Наука глазами философов: Что было? Что есть? Что будет?: учебное пособие для вузов/С.В. Борисов.- Москва: Флинта: Наука,2015

2. Введение в историю и философию науки: учебное пособие для вузов / С.А.Лебедев, В.В.Ильин, др. – М., 2007.

3. Губин, В.Д. Философия: учебник/В.Д. Губин.- Москва: Проспект,2014

4. Кохановский, В.П. Философия и методология науки: Учебное пособие./В.П. Кохановский - Ростов н/Д,1999.

5. Лекторский, В. Л. Научное и вненаучное мышление: скользящая граница /В.А. Лекторский // Разум и экзистенция. - М., 1989.

6. Лекторский, В.А. Субъект, объект, познание /В.А. Лекторский. - М, 1980.

7. Липский, Б. И. Философия: учебник для бакалавров / Б. И. Липский, Б.В. Марков.-2-е изд., перераб. и доп.- Москва: Юрайт,2013.

8. Налетов, И. З. Философия: учебник для вузов / И.З.Налетов.- М.: Инфра-М,2010

9. Наука в культуре. - М., 1998.

10. Никифоров, А.Л. Философия науки: история и теория (Учебное пособие) /А.Л. Никифоров. - М., 2006.

11. От логического позитивизма к постпозитивизму. Хрестоматия. – М., 1993.

12. Огурцов, А.П. От натурфилософии к теории науки. - М., 1995.

13. Основы науковедения. - М., 1985.

14. Полани, М. Личностное знание /М. Полани. – М., 1985.

15. Поликарпов, B.C. История науки и техники /В.С. Поликарпов.- Ростов н/Д, 1999.

16. Поппер, К. Логика и рост научного знания /К.Поппер. – М., 1983.

17. Пригожин, И. Порядок из хаоса / И.Пригожин, И.Стенгерс. - М., 1986.

18. Светлов, В.А. Философия: учеб. пособие для вузов / В.А.Светлов и др. - М.: Питер, 2011.

19. Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах

мыслителей Запада: Учебная хрестоматия. – М., 1996.

20. Соломатин, В.А. История науки. Учебное пособие /В.А. Соломатин. – М.: ПЕРСЭ, 2003. – 352 с.

21. Философия: учебник для вузов /ред. В.П. Кохановского.-22-е изд., перераб. -М.: КноРус,2013.

22. Философия и методология науки. Учебное пособие для студентов вузов /Под ред.

В.И.Купцова. - М., 1996.

23. Философия науки и техники: Учебное пособие / В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. – М., 2001.

24. Хрусталев, Ю. М. Философия: учебник для вузов/ Ю. М. Хрусталев.- 3- е изд., стер.-М.: Академия, 2014.

 

Дополнительная литература

1. Анисимов, О.С. Методология: функции, сущность, становление (диалектика и связь

времен) /О.С. Анисимов. - М., 1996.

2. Аршинов, В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки /В.И. Аршинов. - М., 1999.

3. Вернадский, В.И. Избранные труды по истории науки /В.И. Вернадский.- М., 1981.

4. Вернадский, В.И. Научная мысль как планетарное явление /В.И. Вернадский. - М., 1991.

5. Гайденко,П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой /П.П. Гайденко. – М., 2000.

6. Гайденко, П.П. Эволюция понятия науки / П.П. Гайденко. - М., 1987.

7. Декарт, Р. Рассуждение о методе / Р.Декарт Соч.: В 2 т. - М., 1989. Т. 1.

8. Делокаров, К.Х. Системная парадигма современной науки и синергетика //

Общественные науки и современность. 2000. №6.

9. Злобин, Н. Культурные смыслы науки /Н. Злобин. - М., 1997.

10. Ильин, В.В. Критерии научности знания / В.В. Ильин. М., 1989.

11. Ильин, В.В., Природа науки / В.В.Ильин, А.Т. Калинкин – М., 1995.

12. История методологии социального познания. Конец XIX-XX вв. М., 2001.

13. Канке, В. А. Основные философские направления и концепции науки: Итоги XX

Столетия /В.А. Канке. - М., 2000.

14. Кедров, Б.М. Проблемы логики и методологии науки. Избранные труды / Б.М. Кедров.- М., 1990.

15. Князева, Е.Л., Законы эволюции и самоорганизации сложных систем / Е.Л. Князева, С.П. Курдюмов. - М.,1994.

16. Койре, А. От замкнутого мира к бесконечной Вселенной /А. Койре. – М., 2001.

17. Кравец, А.С. Методология науки /А.С. Кравец. - Воронеж, 1991.

18. Кузнецова, Н.И. Наука в ее истории / Н.И. Кузнецова. - М.: Наука, 1982.

19. Лакатос, И. Доказательства и опровержения / И. Лакатос. – М., 1967.

20. Лакатос, И. Методология научных исследовательских программ // ВФ, 1995, № 4.

21. Лебедев, С. А. Научное познание, его структура и динамика // Философия:

университетский курс. - М., 2003.

22. Лебедев, С.А. Интерналистское и экстерналистское объяснение развития научного

знания: возможности и границы // Вестник Московского ун-та, серия 7, «Философия».

1991, № 3.

23. Меркулов, И.П. Метод гипотез в истории научного познания /И.П. Меркулов. - М., 1984.

24. Проблема знания в истории науки и культуры. - СПб, 2001.

25. Проблема ценностного статуса науки на рубеже XXI века. - СПб., 1999.

26. Пуанкаре, А. О науке /А. Пуанкаре. – М., 1983.

27. Современная картина мира. Формирование новой парадигмы. - М., 2001.

28. Социальная динамика современной науки / Под ред. Келле В.Ж. - М, 1995.

29. Социокультурный контекст науки. – М., 1998.

30. Фейерабенд, П. Избранные труды по методологии науки /П. Фейерабенд. – М., 1986.

31. Хайдеггер. М. Время картины мира // Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993.

32. Юдин, Б. Г. Методология науки. Системность. Деятельность /Б.Г. Юдин. - М., 1997.

33. Яковлева, Е.Ю. Научное и вненаучное знание /Е.Ю. Яковлева. - СПб., 2000.

34. Ячин, С.Е. Философские основания современного научного познания /С.Е. Ячин. – Владивосток, 1998.

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ.

2.3.1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Каковы основные подходы к анализу научного знания? В чем их отличия?

2. Какие задачи ставит перед собой философия при анализе науки?

3. Каковы основные этапы развития истории и методологии науки?

4. В чем основные достижения античной архаической науки?

5. Перечислите социокультурные основания зарождения научно-теоретического способа

мышления.

6. Какова роль философии в становлении науки Нового времени?

7. Какую роль сыграл кризис в физике конца XIX в. в развитии науки XX в.?

8. Как изменилось место науки в развитии общества в результате научно-технической

революции?

9. Что такое сциентизм и антисциентизм?

10. Как соотносятся научно-технический прогресс и развитие общества?

11. Какова роль личности в научном познании?

12. Каковы основные характеристики рационализма и эмпиризма как идеалов научного

знания?

13. В чем заключается принцип верифицируемости как критерия научного знания?

14. Каково основание деления наук на науки о природе и науки о культуре?

15. Назовите основные уровни научного исследования.

16. Что такое научный факт?

17. Каковы основные познавательные функции науки?

18. Что такое методология научного исследования?

19. Назовите основные методологические программы XX в.

20. Каковы основные методы научного познания?

21. Что такое кумулятивистская концепция развития науки и каковы ее основные

представители?

22. В чем состоит концепция роста научного знания К.Поппера?

23. Каковы основные характеристики развития науки в концепции Т.Куна?

24. Как понимается истина в классической науке?

226. Каковы основные тенденции формирования науки будущего?

27. Каковы характеристики основных типов научных сообществ?

28. Каковы взаимоотношения науки и образования?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...