Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности производства основных следственных действий




Осмотр места происшествия по делам о преступных нарушениях правил безопасности труда представляет собой одно из наиболее слож­ных и важных следственных действий с четко выраженной спецификой его производства. Промедление с осмотром неизбежно ведет к потере доказательств и изменению первоначальной обстановки места проис­шествия в силу неустойчивости отдельных следов и изменения усло­вий, в которых произошел несчастный случай. Кроме того, интересы работы предприятия требуют скорейшего восстановления нормально­го производственного процесса, быстрейшей ликвидации последствий. Не исключается, что изменения в обстановку места происшествия могут внести и заинтересованные лица.

До выезда на место происшествия следователь проводит определен­ную подготовку.

Получив сообщение о несчастном случае, он связывается с админи­страцией предприятия и дает указание о сохранении места происшест­вия в неприкосновенности. В необходимых случаях туда могут быть направлены работники милиции, которым поручается его охрана до прибытия следственной группы.

Особое внимание следователь уделяет подготовке технических средств обнаружения, фиксации и изъятия следов с места происшест­вия. Помимо традиционных криминалистических средств, входящих в следственный портфель и чемодан прокурора-криминалиста, он, исхо­дя из характера происшествия, подготавливает дополнительные техни­ческие средства: индикаторы, дозиметры, приборы для определения уровня шумов, степени влажности, средства для отбора проб воздуха и т.п. Если происшествие сопряжено со значительными разрушениями объекта, то для более точной и полной фиксации обстановки места происшествия имеющийся в распоряжении следователя фотокомплект дополняется стереофотоаппаратурой и видеокамерой.

Необходимость привлечения специалистов, как и их профиль, опре­деляется следователем исходя из особенностей конкретного дела. По­мимо специалиста в области судебной медицины (при осмотре трупа на месте происшествия) могут быть приглашены дозиметрист, инженер-механик, строитель, химик, специалист в области охраны труда и иные лица, обладающие необходимыми специальными познаниями. Пред­почтительно, чтобы специалист был представителем сторонней орга­низации, что исключало бы его заинтересованность в исходе дела.

В ходе осмотра должна быть обеспечена безопасность лиц, в нем участвующих.


Если следователь и лица, осуществляющие ведомственное рассле­дование несчастного случая, прибывают на место происшествия одно­временно, то преимущественное право производить осмотр и совер­шать другие необходимые действия принадлежит следователю, что не исключает возможности использования им помощи того или иного специалиста из числа членов ведомственной комиссии для консульта­ций по специальным вопросам, возникающим в процессе осмотра.

В начальной стадии определяются границы осмотра и намечаются его основные узлы. Ими могут быть оборудование, при работе на кото­ром произошел несчастный случай, силовые установки, рабочее место пострадавшего, труп, коллективные и индивидуальные средства защи­ты, контрольная и измерительная аппаратура, предохранительные и блокирующие устройства и т.п. При затруднениях в определении гра­ниц осмотра рекомендуется проконсультироваться с соответствующим специалистом.

Осматривая производственное помещение, обращают внимание на его размеры, оборудование, его назначение, размещение, состояние и размеры проходов, характер освещения, количество ^мощность источ­ников света, предупреждающие надписи, стенды и плакаты по технике безопасности, исправность вентиляции и пр.

При осмотре оборудования, на котором работал пострадавший, про­веряют его исправность, наличие ограждения и иных предохранитель­ных устройств, фиксируют состояние узлов и агрегатов, положение рычагов управления, тщательно описывают повреждения, возникшие в результате происшествия. Исследуют контрольную и измерительную аппаратуру, предохранители, средства автоматической блокировки. Выясняют их техническое состояние, исправность. Показания прибо­ров фиксируют в протоколе осмотра, ленты с показаниями самопишу­щих устройств изымают и приобщают к делу.

В необходимых случаях осматривают другие агрегаты и производ­ственные узлы, составляющие с пострадавшим участком единую про­изводственную линию, подведенные к механизмам электрокабели, мас­лопроводы и иные коммуникации. При затруднениях в описании в протоколе тех или иных деталей и частей механизмов следователь об­ращается к помощи участвующих в осмотре специалистов.

При осмотре рабочего места пострадавшего в протоколе указывают его состояние и размеры, расположение оборудования, сырья, загото­вок продукции и иных предметов, в том числе не относящихся к произ­водственным работам. Осматривают инструменты, использовавшиеся пострадавшим, подробно описывают следы механического, химическо­го или термического воздействия, следы крови и др.

Осматривая труп пострадавшего, тщательно фиксируют его позу, положение относительно оборудования и иных объектов, находящихся


на месте происшествия, имеющиеся на трупе повреждения, их харак­тер, локализацию, одежду и обувь на трупе, ее состояние, имеющиеся на них следы и повреждения, наличие индивидуальных средств защиты. При осмотре защитных средств обращают внимание на их техническое состояние, исправность, комплектность, соответствие их размеров фи­зическим данным пострадавшего.

В ходе осмотра места происшествия соответствующими специалис­тами по предложению следователя могут осуществляться замеры тем­пературы окружающей среды, освещенности, влажности воздуха, уров­ня производственных шумов, отбираться необходимые пробы, произ­водиться предварительные анализы на присутствие паров различных веществ, химических соединений и газов. Для приобщения к материа­лам дела в качестве вещественных доказательств и последующего экс­пертного исследования изымаются поврежденные детали станков и механизмов, провода со следами короткого замыкания, неисправные контрольные и измерительные приборы, средства индивидуальной за­щиты, а также инструменты, если на них обнаружены какие-либо следы или их применение при производстве данного вида работ противоречит правилам техники безопасности.

Ввиду специфичности места происшествия и связанной с этим сложностью фиксации его и обнаруженных на нем следов в протоколе осмотра следует применять в качестве дополнительных средств фикса­ции судебно-оперативную фотографию, видеосъемку, составлять планы и схемы места происшествия, для технического исполнения ко­торых целесообразно приглашать работников конструкторского бюро и иных служб предприятия, обладающих профессиональными навы­ками.

Осмотр документов. Наряду с осмотром места происшествия сле­дователь производит изъятие и осмотр различных документов, в част­ности: а) технической документации, относящейся к производству тех или иных видов работ; б) документов о техническом состоянии обору­дования; в) документов, характеризующих организацию работ; г) доку­ментов, свидетельствующих о подготовке потерпевшего и подозревае­мого в области техники безопасности, их квалификации; д) докумен­тов, отражающих состояние безопасности труда на данном объекте.

Изъятие и осмотр документов производится с участием специа­листов.

При осмотре технических проектов, описаний технологических процессов, технологических карт, должностных инструкций и тому по­добных материалов обращается внимание не только на их содержание, но и на факт утверждения данного документа соответствующими долж­ностными лицами, соблюдение требуемого порядка их согласования с надлежащими органами.


При осмотре графиков ремонтных работ оборудования фиксируют­ся указанные в них сроки и характер ремонтных работ. Если осматри­ваемые документы отражают те или иные действия конкретных лиц по исполнению возложенных на них обязанностей (например, вахтенные журналы механизмов, журналы регистрации инструктажей по технике безопасности), то тщательно исследуются содержание записей, полно­та отражения проведенных мероприятий, наличие дат и подписей соот­ветствующих лиц.

При осмотре свидетельств и удостоверений на право управления механизмами или производства определенных работ, о сдаче испыта­ний по технике безопасности исследуются реквизиты этих документов, обращается внимание на срок их действия. При возникновении сомне­ний в подлинности записей они могут сопоставляться с иной докумен­тацией, отражающей те же или иные сопутствующие факты, а при необходимости — подвергаться предварительному исследованию с по­мощью имеющихся в распоряжении следователя технических средств.

Экспертиза. Если в результате несчастного случая работник погиб либо получил телесные повреждения, следователь назначает судебно-медицинскую экспертизу на разрешение которой могут быть поставле­ны вопросы о причинах смерти, времени ее наступления, механизме причинения и тяжести телесных повреждений. В зависимости от кон­кретных обстоятельств расследуемого дела эксперту могут быть заданы также вопросы о том, не находился ли пострадавший на момент не­счастного случая в состоянии алкогольного опьянения, не имелось ли у него медицинских противопоказаний к занятию определенными вида­ми деятельности, могли ли данные телесные повреждения возникнуть при обстоятельствах, указанных пострадавшим, каковы размеры стой­кой утраты общей трудоспособности работника.

Для решения ряда существенных вопросов расследования требуют­ся специальные познания в области охраны труда, в связи с чем по делам данной категории следует признать необходимым назначение судебно-технической экспертизы. Как правило, на ее разрешение ста­вятся вопросы о том, каковы причины несчастного-случая, имело ли место нарушение правил техники безопасности или иных правил охра­ны труда, каких именно, кто ответственен за их соблюдение, имеется ли с технической точки зрения причинная связь между нарушением этих правил и наступившими последствиями.

Если уголовное дело возбуждено по факту нарушения правил тех­ники безопасности, могущему повлечь смерть человека или иные, пред­усмотренные законом тяжкие последствия, перед экспертом может быть поставлен вопрос о степени вероятности наступления этих пос­ледствий, а равно о развитии последующих событий без экстренного вмешательства в них третьих лиц либо соответствующих служб. При


необходимости ему задаются и иные вопросы, обусловленные конкрет­ными обстоятельствами расследуемого дела, например, о механизме происшествия, о соответствии технологических процессов, производ­ственных операций либо отдельных действий работника правилам тех­ники безопасности, об условиях, способствовавших совершению пре­ступления, если для их выявления требуются специальные познания.

В качестве экспертов по данной категории дел могут быть пригла­шены сотрудники научно-исследовательских институтов, преподава­тели кафедр соответствующих вузов, высококвалифицированные спе­циалисты-практики, в том числе и инженеры по технике безопасности. Государственные инспектора по охране труда могут быть приглашены в качестве экспертов лишь по делам о преступлениях, совершенных на неподконтрольных им предприятиях.

По делам о преступных нарушениях правил безопасности труда могут проводиться и иные экспертизы. Так, для выявления подделок в документах, установления исполнителя записей либо подписей от имени определенных лиц назначаются технико-криминалистическая экспертиза документов и почерковедческая экспертиза; для установ­ления механизма и технических причин повреждения деталей и узлов агрегатов — металловедческая экспертиза. С целью установления ме­ханизма образования следов, идентификации орудий (например, рабо­чего инструмента, использованного пострадавшим) по следам на обра­ботанных деталях проводятся трасологические исследования.

Следственный эксперимент проводится с соблюдением необходи­мых мер предосторожности, поскольку воссоздание в его рамках обсто­ятельств несчастного случая может быть опасным для жизни и здоро­вья участвующих в нем лиц и окружающих. Путем следственного экс­перимента устанавливается, например, возможность слышать предуп­редительные сигналы вблизи работающих механизмов, видеть дейст­вия того или иного работника с определенного места производственно­го помещения, из кабины управления, совершать определенные дейст­вия в конкретных условиях (например, выполнять те или иные произ­водственные операции с применением индивидуальных средств защи­ты, имеющихся в распоряжении работников данного предприятия) и др.

Допрос. При подготовке к допросу следователь помимо выполне­ния общих требований, изучения имеющихся в его распоряжении ма­териалов должен ознакомиться с документами, характеризующими со­стояние техники безопасности на объекте, особенностями технологи­ческого процесса на участке, где выполнял работы пострадавший, изу­чить соответствующие инструкции по безопасности труда, получить необходимые консультации у специалистов по техническим, производ­ственным вопросам, составляющим предмет предстоящего допроса. На

44 1652


основе этого составляется план допроса, намечаются конкретные во­просы, подлежащие выяснению, определяются доказательства, доку­менты, которые будут использованы в ходе этого следственного дейст­вия.

Особое значение имеет подготовка к допросу обвиняемого, кото­рый, являясь специалистом в данной отрасли производства, хорошо ориентируется в специальных вопросах, относящихся к предмету до­проса, и поэтому неподготовленному следователю трудно вести его допрос.

Допрос потерпевшего, как правило, производится по вопросам, связанным с его трудовой деятельностью, обстоятельствами несчастно­го случая и его причинами. В частности, выясняют уровень его профес­сиональной подготовки, стаж работы по специальности, знание правил техники безопасности, уточняют дату прохождения последнего ин­структажа, устанавливают, при выполнении какой работы, на каком оборудовании и при пользовании какими инструментами произошел несчастный случай, кто направил его на эту работу, входило ли ее выполнение в круг его обязанностей, соответствовала ли она его специ­альности и квалификации, был ли проведен с ним инструктаж, имел ли он индивидуальные средства защиты, пользовался ли ими, осущест­влял ли кто-либо контроль за его работой, каковы, по его мнению, причины несчастного случая. При необходимости могут быть заданы и другие вопросы, относящиеся к обстоятельствам дела. При допросе потерпевшего необходимо учитывать, что под воздействием обстанов­ки происшествия он не всегда может дать подробные показания, а иног­да может невольно исказить некоторые обстоятельства.

В ходе допроса свидетелей-очевидцев выясняются обстоятельства несчастного случая, уточняются данные о действиях потерпевшего и других лиц, непосредственно перед происшествием. Как правило, сви­детели-Очевидцы к моменту происшествия заняты своей собственной работой, в связи с чем восприятие ими обстоятельств, предшествовав­ших несчастному случаю, и самого происшествия носит обычно отры­вочный характер. Например, при падении груза со стрелы подъемного крана свидетели-очевидцы могут рассказать, что слышали крик потер­певшего, шум падения груза, описать место его падения, состояние потерпевшего, меры, принятые по оказанию первой помощи, однако их информация о действиях пострадавшего непосредственно перед не­счастным случаем, о способах крепления груза, работе подъемного уст­ройства и тому подобных обстоятельствах может оказаться весьма скудной. Поэтому следователь принимает необходимые меры для уста­новления всех очевидцев происшествия, с тем чтобы в ходе их допросов получить полную информацию об обстоятельствах несчастного случая.


В качестве свидетелей по делам о нарушении правил безопасности труда допрашиваются члены бригады, в которой работал пострадав­ший, мастер участка, смены, начальник цеха, инженер по технике без­опасности, лица административного и инженерно-технического персо­нала предприятия, родственники потерпевшего.

В ходе допроса свидетелей из числа работников предприятия выяс­няются вопросы, связанные с организацией производства, с состоянием техники безопасности на данном объекте, обстоятельствами происше­ствия.

В условиях, когда расследуемое событие является предметом не­однократных обсуждений работниками предприятия, возможна ситуа­ция, в которой то или иное лицо наряду с фактами, которые оно воспри­нимало лично, сообщит информацию, порой искаженную, полученную от других лиц во время обмена впечатлениями о случившемся. Кроме того, при расследовании преступных нарушений правил безопасности труда нередко наблюдается ситуация, когда допрашиваемые в зависи­мости от их должностного положения и отношения к происшедшему занимают диаметрально противоположные позиции. Одни из них оп­равдывают лиц, виновных в нарушении правил безопасности труда, обосновывая эти нарушения необходимостью выполнениУпроизводст-венных заданий, договоров и объясняя происшедшее нерадивостью и небрежностью самого пострадавшего. Другие безоговорочно считают виновником происшествия лицо, ответственное за соблюдение правил техники безопасности. Выяснить действительное положение вещей в подобной ситуации следователю помогает максимальная конкретиза­ция показаний допрашиваемых, постановка уточняющих и контроль­ных вопросов, предъявление вещественных доказательств, фотосним­ков, планов и схем места происшествия, документов. При необходимос­ти допрос может быть перенесен на место происшествия, что в ряде случаев позволяет получить полные и достоверные показания.

При допросе обвиняемого выясняются вопросы, связанные с его производственной деятельностью, профессиональной подготовкой, в том числе и в области охраны труда, состоянием техники безопасности на вверенном ему участке, обстоятельствами и причинами несчастного случая.

Ссылки обвиняемого на незнание им своих обязанностей либо пра­вил техники безопасности встречаются редко. Обычно обвиняемый ссылается на необходимость выполнения производственных заданий либо на умысел или неосторожность потерпевшего. Получить от него правдивые показания удается чаще всего с помощью показаний свиде­телей, документов и вещественных доказательств, обнаруженных на месте происшествия. Если обвиняемый приводит какие-либо данные или ссылается на конкретные обстоятельства, в силу которых он был


лишен реальной возможности осуществлять контроль за соблюдением правил техники безопасности на объекте, следователь обязан тщатель­но проверить эти обстоятельства.

Глава 52

Методика расследования преступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Преступления, связанные с нарушением правил безопасности дви­жения и эксплуатации транспорта, совершаются преимущественно в форме бездействия (невыполнения соответствующих инструкций, по­ложений, правил, регламентирующих безопасность движения и экс­плуатации транспорта). Но нередко нарушения правил движения и эксплуатации транспорта приобретают форму активных действий, про­тиворечащих установленным правилам (перевод стрелки под составом, отправление поезда на занятый перегон, проезд на запрещающий сиг­нал, посадка самолета в условиях, когда правила предписывают выйти на второй круг и т.п.).

Наиболее общими типичными криминальными ситуациями, влия­ющими на организацию расследования нарушений правил безопаснос­ти движения и эксплуатации транспорта, являются две: 1) ситуация, когда эти нарушения повлекли тяжкие последствия, человеческие жер­твы, повреждения или разрушения транспортной техники и др.; 2) когда допущенные нарушения могли повлечь такие последствия.^ю они не наступили. Комплексы следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий в этих случаях будут значительно различать­ся. Нарушения правил безопасности движения и эксплуатации желез­нодорожного, водного, воздушного и автомобильного транспорта объ­единяет то, что они совершаются транспортными работниками в про­цессе выполнения своих служебных (профессиональных) обязаннос­тей. Для привлечения работника транспорта к уголовной ответствен­ности за эти преступления необходимо установить конкретные факты нарушения им правил безопасности движения и эксплуатации транс­порта или факты недоброкачественного ремонта транспортных средств, путей, средств сигнализации и связи, последствия этих нару­шений, причинную связь между действиями нарушителя и наступив­шими последствиями, а также неосторожную (или умышленную в от­ношении совершенных действий) форму вины.

В целях установления вышеуказанных объективных и субъектив­ных признаков преступления в ходе расследования необходимо выяс­нить следующие вопросы:


— какие правила безопасности движения и эксплуатации транс­порта нарушены;

— в чем конкретно выразилось нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, какие обстоятельства этому спо­собствовали;

— кем персонально допущены нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, или проведен недоброкачест­венный ремонт транспортных средств, его должностное положение, служебные обязанности и иные обстоятельства, характеризующие лич­ность;

— когда и где совершено преступление (на каком конкретно транс­портном предприятии, на стоянке или во время рейса, на какой дистан­ции пути, при выполнении какого маневра и т.д.);

— умышленно или по неосторожности нарушены правила безопас­ности движения и эксплуатации транспорта, каковы мотивы этих нару­шений, не находился ли обвиняемый в момент нарушения правил в болезненном состоянии или состоянии опьянения (похмелья), имел ли предрейсовый (предполетный) отдых, не было ли иных обстоятельств, обусловивших его переутомление, угнетенное состояние или сон за пультом управления;

— каковы реальные и возможные последствия допущенных нару­шений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, не-доброкачестенного ремонта транспортных средств. Выяснение харак­тера и масштабов общественно опасных последствий этих преступле­ний предполагает установление точного числа пострадавших (погиб­ших и получивших травмы), количества и вида разрушенных и повреж­денных транспортных средств, размера материального ущерба, кон­кретных последствий нарушения графика движения, стоимости вос­становительных и ремонтных работ и т.д.

Железнодорожные крушения, аварии морских и речных судов, авиакатастрофы и другие транспортные происшествия с тяжкими пос­ледствиями вызывают широкий общественный резонанс и требуют не­медленного реагирования правительственных и правоохранительных органов. В этих случаях, как правило, создается специальная (прави­тельственная или ведомственная) комиссия для проведения служебно­го расследования. При наличии признаков преступления возбуждается уголовное дело.

Служебное расследование (носит не уголовно-процессуальный, а административно-правовой характер) проводится в соответствии с по­ложениями (инструкциями) о порядке служебного расследования, действующими на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

По задачам расследования предварительное следствие и служебное расследование происшествия во многом совпадают, поэтому для устра-


нения дублирования, в целях организации слаженной целенаправлен­ной работы особое значение приобретает четкое взаимодействие следо­вателя (следственной оперативной группы) с лицами, производящими служебное расследование. Оно предполагает совместное согласован­ное планирование работы, постоянный обмен информацией о результа­тах расследования, взаимные консультации по техническим, организа­ционным и правовым вопросам, связанным с происшествием.

Основными задачами служебного расследования является установ­ление: 1) непосредственной (технической) причины и всех обстоя­тельств происшествия (техническая характеристика поврежденного (разрушенного) транспортного средства, характер повреждений, имев­шиеся и возникшие дефекты, характер и величина груза, его размеще­ние и крепление, время и место происшествия, действия членов экипа­жа, обстоятельства, способствовавшие наступлению тяжких последст­вий и т.д.); 2) лиц, виновных в происшествии; 3) количества жертв (погибших, получивших травмы) с оформлением их персонального списка и анкетных сведений; 4) причиненного материального ущерба с характеристикой всех разрушенных и поврежденных объектов и меха­низмов, степени повреждения каждого, возможности восстановитель­ного ремонта. Комиссия также определяет (рекомендует) необходимые меры профилактического характера.

По окончании работы составляется (по установленной форме) акт служебного расследования с приложением необходимых справок, за­ключений, схем, фотоснимков и других документов, подтверждающих выводы комиссии. Все эти материалы постановлением следователя приобщаются к уголовному делу.

Предварительное расследование транспортных происшествий про­водится, как правило, с применением бригадного метода. В состав след­ственно-оперативной группы желательно включать следователей и оперативных работников, знающих специфику работы соответствую­щего вида транспорта.

На первом этапе расследования выдвигаются и проверяются преж­де всего следственные версии о: а) технической причине происшествия и наступления вредных последствий; б) лицах, виновных в происшест­вии; в) форме виновности (неосторожное или умышленное совершение противоправных действий); г) причинной связи между нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта (или не­доброкачественным ремонтом транспортных средств) и наступившими последствиями; д) наличии смягчающих и отягчающих обстоятельств в действиях обвиняемых (переутомление, болезненное состояние, не­предоставление работнику предрейсового отдыха, систематическое на­рушение трудовой и технической дисциплины, злоупотребление алко­голем и т.п.). Конкретные версии по делу намечаются с учетом харак-


тера происшествия, наступивших последствий и поведения работников транспорта в аварийной обстановке.

В числе первоначальных неотложных действий следственно-опера­тивной группы планируются и осуществляются: 1) следственный ос­мотр места происшествия, поврежденного (разрушенного) транспорт­ного средства, трупов погибших и транспортных документов, имеющих отношение к происшествию; 2) освидетельствовгчие потерпевших;

3) освидетельствование причастных к происшествию транспортных работников с целью выявления алкогольного (наркотического) опья­нения, полученных травм и определения их физического и психо-фи-зиологического состояния; 4) допрос свидетелей-очевидцев (прежде всего из числа пассажиров, убывающих с места происшествия); 5) до­прос потерпевших, способных по своему состоянию после происшест­вия давать показания; 6) допрос членов экипажа о причине и обстоя­тельствах происшествия; 7) ознакомление с записями радиообмена;

8) изучение материалов служебного расследования; 9) подготовка и назначение соответствующих видов экспертиз; 10) оперативно-ро­зыскные мероприятия в целях проверки возникших подозрений в отно­шении конкретных лиц, а также выявления дополнительных свидете­лей (в том числе очевидцев) из числа местных жителей и пассажиров.

По материалам расследования проводятся также профилактичес­кие мероприятия. На обеспечение безопасности движения и предуп­реждение чрезвычайных происшествий на транспорте направлена дея­тельность системы специально созданных для этого государственных органов: служб безопасности движения МП С и управлений железных дорог, органов Госавианадзора, ГАИ и др. Профилактика транспорт­ных происшествий обеспечивается реализацией комплекса экономи­ческих, технических, организационных, правовых, воспитательных и других социальных мероприятий, входящих в общую систему социаль­ной профилактики правонарушений. Одной из важных форм специ­альной профилактики транспортных происшествий является система профилактических мероприятий, осуществляемых по материалам рас­следования. В ходе предварительного следствия по мере выявления причин и условий возникновения и развития аварийной обстановки следователь обязан информировать соответствующие органы о выяв­ленных фактах нарушения правил движения и эксплуатации транспор­та, чтобы подобные факты не повторялись на других транспортных предприятиях. По окончании расследования все материалы, касаю­щиеся причин и условий транспортного происшествия, должны быть обобщены, и на основе этого следователь подготавливает и направляет в надлежащие организации представления об устранении этих причин и условий.


Комплекс конкретных профилактических мероприятии для каждо­го вида транспорта специфичен и зависит от результатов проведенного расследования, но в целом профилактика транспортных происшествий по материалам расследования должна быть направлена на: /

— ликвидацию различных технических неполадок в использова­нии транспортных средств, обеспечение доброкачественного ремонта транспортной техники, образцовое содержание путевого хозяйства, средств сигнализации и связи;

— устранение недостатков в подготовке транспортных средств к выполнению рейсов;

— улучшение организации движения, устранение недостатков в ра­боте диспетчерских служб;

— усиление контроля за безопасностью движения со стороны соот­ветствующих служб;

— повышение уровня профессиональной подготовки работников транспорта и прежде всего лиц, выполняющих пассажирские и грузо­вые перевозки;

— укрепление производственной, технической дисциплины, недо­пущение отступлений от установленных правил движения и эксплуа­тации транспортных средств;

— обеспечение необходимых условий труда и отдыха членам эки­пажей, уходящих в рейс;

— усиление медицинского контроля за членами экипажей, выпол­няющими пассажирские и грузовые перевозки;

— устранение других причин и условий возникновения аварийной обстановки на объектах транспорта, своевременную ликвидацию пред­посылок тяжких транспортных происшествий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...