Особенности производства основных следственных действий
Осмотр места происшествия по делам о преступных нарушениях правил безопасности труда представляет собой одно из наиболее сложных и важных следственных действий с четко выраженной спецификой его производства. Промедление с осмотром неизбежно ведет к потере доказательств и изменению первоначальной обстановки места происшествия в силу неустойчивости отдельных следов и изменения условий, в которых произошел несчастный случай. Кроме того, интересы работы предприятия требуют скорейшего восстановления нормального производственного процесса, быстрейшей ликвидации последствий. Не исключается, что изменения в обстановку места происшествия могут внести и заинтересованные лица. До выезда на место происшествия следователь проводит определенную подготовку. Получив сообщение о несчастном случае, он связывается с администрацией предприятия и дает указание о сохранении места происшествия в неприкосновенности. В необходимых случаях туда могут быть направлены работники милиции, которым поручается его охрана до прибытия следственной группы. Особое внимание следователь уделяет подготовке технических средств обнаружения, фиксации и изъятия следов с места происшествия. Помимо традиционных криминалистических средств, входящих в следственный портфель и чемодан прокурора-криминалиста, он, исходя из характера происшествия, подготавливает дополнительные технические средства: индикаторы, дозиметры, приборы для определения уровня шумов, степени влажности, средства для отбора проб воздуха и т.п. Если происшествие сопряжено со значительными разрушениями объекта, то для более точной и полной фиксации обстановки места происшествия имеющийся в распоряжении следователя фотокомплект дополняется стереофотоаппаратурой и видеокамерой.
Необходимость привлечения специалистов, как и их профиль, определяется следователем исходя из особенностей конкретного дела. Помимо специалиста в области судебной медицины (при осмотре трупа на месте происшествия) могут быть приглашены дозиметрист, инженер-механик, строитель, химик, специалист в области охраны труда и иные лица, обладающие необходимыми специальными познаниями. Предпочтительно, чтобы специалист был представителем сторонней организации, что исключало бы его заинтересованность в исходе дела. В ходе осмотра должна быть обеспечена безопасность лиц, в нем участвующих. Если следователь и лица, осуществляющие ведомственное расследование несчастного случая, прибывают на место происшествия одновременно, то преимущественное право производить осмотр и совершать другие необходимые действия принадлежит следователю, что не исключает возможности использования им помощи того или иного специалиста из числа членов ведомственной комиссии для консультаций по специальным вопросам, возникающим в процессе осмотра. В начальной стадии определяются границы осмотра и намечаются его основные узлы. Ими могут быть оборудование, при работе на котором произошел несчастный случай, силовые установки, рабочее место пострадавшего, труп, коллективные и индивидуальные средства защиты, контрольная и измерительная аппаратура, предохранительные и блокирующие устройства и т.п. При затруднениях в определении границ осмотра рекомендуется проконсультироваться с соответствующим специалистом. Осматривая производственное помещение, обращают внимание на его размеры, оборудование, его назначение, размещение, состояние и размеры проходов, характер освещения, количество ^мощность источников света, предупреждающие надписи, стенды и плакаты по технике безопасности, исправность вентиляции и пр.
При осмотре оборудования, на котором работал пострадавший, проверяют его исправность, наличие ограждения и иных предохранительных устройств, фиксируют состояние узлов и агрегатов, положение рычагов управления, тщательно описывают повреждения, возникшие в результате происшествия. Исследуют контрольную и измерительную аппаратуру, предохранители, средства автоматической блокировки. Выясняют их техническое состояние, исправность. Показания приборов фиксируют в протоколе осмотра, ленты с показаниями самопишущих устройств изымают и приобщают к делу. В необходимых случаях осматривают другие агрегаты и производственные узлы, составляющие с пострадавшим участком единую производственную линию, подведенные к механизмам электрокабели, маслопроводы и иные коммуникации. При затруднениях в описании в протоколе тех или иных деталей и частей механизмов следователь обращается к помощи участвующих в осмотре специалистов. При осмотре рабочего места пострадавшего в протоколе указывают его состояние и размеры, расположение оборудования, сырья, заготовок продукции и иных предметов, в том числе не относящихся к производственным работам. Осматривают инструменты, использовавшиеся пострадавшим, подробно описывают следы механического, химического или термического воздействия, следы крови и др. Осматривая труп пострадавшего, тщательно фиксируют его позу, положение относительно оборудования и иных объектов, находящихся на месте происшествия, имеющиеся на трупе повреждения, их характер, локализацию, одежду и обувь на трупе, ее состояние, имеющиеся на них следы и повреждения, наличие индивидуальных средств защиты. При осмотре защитных средств обращают внимание на их техническое состояние, исправность, комплектность, соответствие их размеров физическим данным пострадавшего. В ходе осмотра места происшествия соответствующими специалистами по предложению следователя могут осуществляться замеры температуры окружающей среды, освещенности, влажности воздуха, уровня производственных шумов, отбираться необходимые пробы, производиться предварительные анализы на присутствие паров различных веществ, химических соединений и газов. Для приобщения к материалам дела в качестве вещественных доказательств и последующего экспертного исследования изымаются поврежденные детали станков и механизмов, провода со следами короткого замыкания, неисправные контрольные и измерительные приборы, средства индивидуальной защиты, а также инструменты, если на них обнаружены какие-либо следы или их применение при производстве данного вида работ противоречит правилам техники безопасности.
Ввиду специфичности места происшествия и связанной с этим сложностью фиксации его и обнаруженных на нем следов в протоколе осмотра следует применять в качестве дополнительных средств фиксации судебно-оперативную фотографию, видеосъемку, составлять планы и схемы места происшествия, для технического исполнения которых целесообразно приглашать работников конструкторского бюро и иных служб предприятия, обладающих профессиональными навыками. Осмотр документов. Наряду с осмотром места происшествия следователь производит изъятие и осмотр различных документов, в частности: а) технической документации, относящейся к производству тех или иных видов работ; б) документов о техническом состоянии оборудования; в) документов, характеризующих организацию работ; г) документов, свидетельствующих о подготовке потерпевшего и подозреваемого в области техники безопасности, их квалификации; д) документов, отражающих состояние безопасности труда на данном объекте. Изъятие и осмотр документов производится с участием специалистов. При осмотре технических проектов, описаний технологических процессов, технологических карт, должностных инструкций и тому подобных материалов обращается внимание не только на их содержание, но и на факт утверждения данного документа соответствующими должностными лицами, соблюдение требуемого порядка их согласования с надлежащими органами. При осмотре графиков ремонтных работ оборудования фиксируются указанные в них сроки и характер ремонтных работ. Если осматриваемые документы отражают те или иные действия конкретных лиц по исполнению возложенных на них обязанностей (например, вахтенные журналы механизмов, журналы регистрации инструктажей по технике безопасности), то тщательно исследуются содержание записей, полнота отражения проведенных мероприятий, наличие дат и подписей соответствующих лиц.
При осмотре свидетельств и удостоверений на право управления механизмами или производства определенных работ, о сдаче испытаний по технике безопасности исследуются реквизиты этих документов, обращается внимание на срок их действия. При возникновении сомнений в подлинности записей они могут сопоставляться с иной документацией, отражающей те же или иные сопутствующие факты, а при необходимости — подвергаться предварительному исследованию с помощью имеющихся в распоряжении следователя технических средств. Экспертиза. Если в результате несчастного случая работник погиб либо получил телесные повреждения, следователь назначает судебно-медицинскую экспертизу на разрешение которой могут быть поставлены вопросы о причинах смерти, времени ее наступления, механизме причинения и тяжести телесных повреждений. В зависимости от конкретных обстоятельств расследуемого дела эксперту могут быть заданы также вопросы о том, не находился ли пострадавший на момент несчастного случая в состоянии алкогольного опьянения, не имелось ли у него медицинских противопоказаний к занятию определенными видами деятельности, могли ли данные телесные повреждения возникнуть при обстоятельствах, указанных пострадавшим, каковы размеры стойкой утраты общей трудоспособности работника. Для решения ряда существенных вопросов расследования требуются специальные познания в области охраны труда, в связи с чем по делам данной категории следует признать необходимым назначение судебно-технической экспертизы. Как правило, на ее разрешение ставятся вопросы о том, каковы причины несчастного-случая, имело ли место нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, каких именно, кто ответственен за их соблюдение, имеется ли с технической точки зрения причинная связь между нарушением этих правил и наступившими последствиями. Если уголовное дело возбуждено по факту нарушения правил техники безопасности, могущему повлечь смерть человека или иные, предусмотренные законом тяжкие последствия, перед экспертом может быть поставлен вопрос о степени вероятности наступления этих последствий, а равно о развитии последующих событий без экстренного вмешательства в них третьих лиц либо соответствующих служб. При
необходимости ему задаются и иные вопросы, обусловленные конкретными обстоятельствами расследуемого дела, например, о механизме происшествия, о соответствии технологических процессов, производственных операций либо отдельных действий работника правилам техники безопасности, об условиях, способствовавших совершению преступления, если для их выявления требуются специальные познания. В качестве экспертов по данной категории дел могут быть приглашены сотрудники научно-исследовательских институтов, преподаватели кафедр соответствующих вузов, высококвалифицированные специалисты-практики, в том числе и инженеры по технике безопасности. Государственные инспектора по охране труда могут быть приглашены в качестве экспертов лишь по делам о преступлениях, совершенных на неподконтрольных им предприятиях. По делам о преступных нарушениях правил безопасности труда могут проводиться и иные экспертизы. Так, для выявления подделок в документах, установления исполнителя записей либо подписей от имени определенных лиц назначаются технико-криминалистическая экспертиза документов и почерковедческая экспертиза; для установления механизма и технических причин повреждения деталей и узлов агрегатов — металловедческая экспертиза. С целью установления механизма образования следов, идентификации орудий (например, рабочего инструмента, использованного пострадавшим) по следам на обработанных деталях проводятся трасологические исследования. Следственный эксперимент проводится с соблюдением необходимых мер предосторожности, поскольку воссоздание в его рамках обстоятельств несчастного случая может быть опасным для жизни и здоровья участвующих в нем лиц и окружающих. Путем следственного эксперимента устанавливается, например, возможность слышать предупредительные сигналы вблизи работающих механизмов, видеть действия того или иного работника с определенного места производственного помещения, из кабины управления, совершать определенные действия в конкретных условиях (например, выполнять те или иные производственные операции с применением индивидуальных средств защиты, имеющихся в распоряжении работников данного предприятия) и др. Допрос. При подготовке к допросу следователь помимо выполнения общих требований, изучения имеющихся в его распоряжении материалов должен ознакомиться с документами, характеризующими состояние техники безопасности на объекте, особенностями технологического процесса на участке, где выполнял работы пострадавший, изучить соответствующие инструкции по безопасности труда, получить необходимые консультации у специалистов по техническим, производственным вопросам, составляющим предмет предстоящего допроса. На 44 1652 основе этого составляется план допроса, намечаются конкретные вопросы, подлежащие выяснению, определяются доказательства, документы, которые будут использованы в ходе этого следственного действия. Особое значение имеет подготовка к допросу обвиняемого, который, являясь специалистом в данной отрасли производства, хорошо ориентируется в специальных вопросах, относящихся к предмету допроса, и поэтому неподготовленному следователю трудно вести его допрос. Допрос потерпевшего, как правило, производится по вопросам, связанным с его трудовой деятельностью, обстоятельствами несчастного случая и его причинами. В частности, выясняют уровень его профессиональной подготовки, стаж работы по специальности, знание правил техники безопасности, уточняют дату прохождения последнего инструктажа, устанавливают, при выполнении какой работы, на каком оборудовании и при пользовании какими инструментами произошел несчастный случай, кто направил его на эту работу, входило ли ее выполнение в круг его обязанностей, соответствовала ли она его специальности и квалификации, был ли проведен с ним инструктаж, имел ли он индивидуальные средства защиты, пользовался ли ими, осуществлял ли кто-либо контроль за его работой, каковы, по его мнению, причины несчастного случая. При необходимости могут быть заданы и другие вопросы, относящиеся к обстоятельствам дела. При допросе потерпевшего необходимо учитывать, что под воздействием обстановки происшествия он не всегда может дать подробные показания, а иногда может невольно исказить некоторые обстоятельства. В ходе допроса свидетелей-очевидцев выясняются обстоятельства несчастного случая, уточняются данные о действиях потерпевшего и других лиц, непосредственно перед происшествием. Как правило, свидетели-Очевидцы к моменту происшествия заняты своей собственной работой, в связи с чем восприятие ими обстоятельств, предшествовавших несчастному случаю, и самого происшествия носит обычно отрывочный характер. Например, при падении груза со стрелы подъемного крана свидетели-очевидцы могут рассказать, что слышали крик потерпевшего, шум падения груза, описать место его падения, состояние потерпевшего, меры, принятые по оказанию первой помощи, однако их информация о действиях пострадавшего непосредственно перед несчастным случаем, о способах крепления груза, работе подъемного устройства и тому подобных обстоятельствах может оказаться весьма скудной. Поэтому следователь принимает необходимые меры для установления всех очевидцев происшествия, с тем чтобы в ходе их допросов получить полную информацию об обстоятельствах несчастного случая. В качестве свидетелей по делам о нарушении правил безопасности труда допрашиваются члены бригады, в которой работал пострадавший, мастер участка, смены, начальник цеха, инженер по технике безопасности, лица административного и инженерно-технического персонала предприятия, родственники потерпевшего. В ходе допроса свидетелей из числа работников предприятия выясняются вопросы, связанные с организацией производства, с состоянием техники безопасности на данном объекте, обстоятельствами происшествия. В условиях, когда расследуемое событие является предметом неоднократных обсуждений работниками предприятия, возможна ситуация, в которой то или иное лицо наряду с фактами, которые оно воспринимало лично, сообщит информацию, порой искаженную, полученную от других лиц во время обмена впечатлениями о случившемся. Кроме того, при расследовании преступных нарушений правил безопасности труда нередко наблюдается ситуация, когда допрашиваемые в зависимости от их должностного положения и отношения к происшедшему занимают диаметрально противоположные позиции. Одни из них оправдывают лиц, виновных в нарушении правил безопасности труда, обосновывая эти нарушения необходимостью выполнениУпроизводст-венных заданий, договоров и объясняя происшедшее нерадивостью и небрежностью самого пострадавшего. Другие безоговорочно считают виновником происшествия лицо, ответственное за соблюдение правил техники безопасности. Выяснить действительное положение вещей в подобной ситуации следователю помогает максимальная конкретизация показаний допрашиваемых, постановка уточняющих и контрольных вопросов, предъявление вещественных доказательств, фотоснимков, планов и схем места происшествия, документов. При необходимости допрос может быть перенесен на место происшествия, что в ряде случаев позволяет получить полные и достоверные показания. При допросе обвиняемого выясняются вопросы, связанные с его производственной деятельностью, профессиональной подготовкой, в том числе и в области охраны труда, состоянием техники безопасности на вверенном ему участке, обстоятельствами и причинами несчастного случая. Ссылки обвиняемого на незнание им своих обязанностей либо правил техники безопасности встречаются редко. Обычно обвиняемый ссылается на необходимость выполнения производственных заданий либо на умысел или неосторожность потерпевшего. Получить от него правдивые показания удается чаще всего с помощью показаний свидетелей, документов и вещественных доказательств, обнаруженных на месте происшествия. Если обвиняемый приводит какие-либо данные или ссылается на конкретные обстоятельства, в силу которых он был лишен реальной возможности осуществлять контроль за соблюдением правил техники безопасности на объекте, следователь обязан тщательно проверить эти обстоятельства. Глава 52 Методика расследования преступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Преступления, связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, совершаются преимущественно в форме бездействия (невыполнения соответствующих инструкций, положений, правил, регламентирующих безопасность движения и эксплуатации транспорта). Но нередко нарушения правил движения и эксплуатации транспорта приобретают форму активных действий, противоречащих установленным правилам (перевод стрелки под составом, отправление поезда на занятый перегон, проезд на запрещающий сигнал, посадка самолета в условиях, когда правила предписывают выйти на второй круг и т.п.). Наиболее общими типичными криминальными ситуациями, влияющими на организацию расследования нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, являются две: 1) ситуация, когда эти нарушения повлекли тяжкие последствия, человеческие жертвы, повреждения или разрушения транспортной техники и др.; 2) когда допущенные нарушения могли повлечь такие последствия.^ю они не наступили. Комплексы следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий в этих случаях будут значительно различаться. Нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, водного, воздушного и автомобильного транспорта объединяет то, что они совершаются транспортными работниками в процессе выполнения своих служебных (профессиональных) обязанностей. Для привлечения работника транспорта к уголовной ответственности за эти преступления необходимо установить конкретные факты нарушения им правил безопасности движения и эксплуатации транспорта или факты недоброкачественного ремонта транспортных средств, путей, средств сигнализации и связи, последствия этих нарушений, причинную связь между действиями нарушителя и наступившими последствиями, а также неосторожную (или умышленную в отношении совершенных действий) форму вины. В целях установления вышеуказанных объективных и субъективных признаков преступления в ходе расследования необходимо выяснить следующие вопросы: — какие правила безопасности движения и эксплуатации транспорта нарушены; — в чем конкретно выразилось нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, какие обстоятельства этому способствовали; — кем персонально допущены нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, или проведен недоброкачественный ремонт транспортных средств, его должностное положение, служебные обязанности и иные обстоятельства, характеризующие личность; — когда и где совершено преступление (на каком конкретно транспортном предприятии, на стоянке или во время рейса, на какой дистанции пути, при выполнении какого маневра и т.д.); — умышленно или по неосторожности нарушены правила безопасности движения и эксплуатации транспорта, каковы мотивы этих нарушений, не находился ли обвиняемый в момент нарушения правил в болезненном состоянии или состоянии опьянения (похмелья), имел ли предрейсовый (предполетный) отдых, не было ли иных обстоятельств, обусловивших его переутомление, угнетенное состояние или сон за пультом управления; — каковы реальные и возможные последствия допущенных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, не-доброкачестенного ремонта транспортных средств. Выяснение характера и масштабов общественно опасных последствий этих преступлений предполагает установление точного числа пострадавших (погибших и получивших травмы), количества и вида разрушенных и поврежденных транспортных средств, размера материального ущерба, конкретных последствий нарушения графика движения, стоимости восстановительных и ремонтных работ и т.д. Железнодорожные крушения, аварии морских и речных судов, авиакатастрофы и другие транспортные происшествия с тяжкими последствиями вызывают широкий общественный резонанс и требуют немедленного реагирования правительственных и правоохранительных органов. В этих случаях, как правило, создается специальная (правительственная или ведомственная) комиссия для проведения служебного расследования. При наличии признаков преступления возбуждается уголовное дело. Служебное расследование (носит не уголовно-процессуальный, а административно-правовой характер) проводится в соответствии с положениями (инструкциями) о порядке служебного расследования, действующими на железнодорожном, водном и воздушном транспорте. По задачам расследования предварительное следствие и служебное расследование происшествия во многом совпадают, поэтому для устра- нения дублирования, в целях организации слаженной целенаправленной работы особое значение приобретает четкое взаимодействие следователя (следственной оперативной группы) с лицами, производящими служебное расследование. Оно предполагает совместное согласованное планирование работы, постоянный обмен информацией о результатах расследования, взаимные консультации по техническим, организационным и правовым вопросам, связанным с происшествием. Основными задачами служебного расследования является установление: 1) непосредственной (технической) причины и всех обстоятельств происшествия (техническая характеристика поврежденного (разрушенного) транспортного средства, характер повреждений, имевшиеся и возникшие дефекты, характер и величина груза, его размещение и крепление, время и место происшествия, действия членов экипажа, обстоятельства, способствовавшие наступлению тяжких последствий и т.д.); 2) лиц, виновных в происшествии; 3) количества жертв (погибших, получивших травмы) с оформлением их персонального списка и анкетных сведений; 4) причиненного материального ущерба с характеристикой всех разрушенных и поврежденных объектов и механизмов, степени повреждения каждого, возможности восстановительного ремонта. Комиссия также определяет (рекомендует) необходимые меры профилактического характера. По окончании работы составляется (по установленной форме) акт служебного расследования с приложением необходимых справок, заключений, схем, фотоснимков и других документов, подтверждающих выводы комиссии. Все эти материалы постановлением следователя приобщаются к уголовному делу. Предварительное расследование транспортных происшествий проводится, как правило, с применением бригадного метода. В состав следственно-оперативной группы желательно включать следователей и оперативных работников, знающих специфику работы соответствующего вида транспорта. На первом этапе расследования выдвигаются и проверяются прежде всего следственные версии о: а) технической причине происшествия и наступления вредных последствий; б) лицах, виновных в происшествии; в) форме виновности (неосторожное или умышленное совершение противоправных действий); г) причинной связи между нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта (или недоброкачественным ремонтом транспортных средств) и наступившими последствиями; д) наличии смягчающих и отягчающих обстоятельств в действиях обвиняемых (переутомление, болезненное состояние, непредоставление работнику предрейсового отдыха, систематическое нарушение трудовой и технической дисциплины, злоупотребление алкоголем и т.п.). Конкретные версии по делу намечаются с учетом харак- тера происшествия, наступивших последствий и поведения работников транспорта в аварийной обстановке. В числе первоначальных неотложных действий следственно-оперативной группы планируются и осуществляются: 1) следственный осмотр места происшествия, поврежденного (разрушенного) транспортного средства, трупов погибших и транспортных документов, имеющих отношение к происшествию; 2) освидетельствовгчие потерпевших; 3) освидетельствование причастных к происшествию транспортных работников с целью выявления алкогольного (наркотического) опьянения, полученных травм и определения их физического и психо-фи-зиологического состояния; 4) допрос свидетелей-очевидцев (прежде всего из числа пассажиров, убывающих с места происшествия); 5) допрос потерпевших, способных по своему состоянию после происшествия давать показания; 6) допрос членов экипажа о причине и обстоятельствах происшествия; 7) ознакомление с записями радиообмена; 8) изучение материалов служебного расследования; 9) подготовка и назначение соответствующих видов экспертиз; 10) оперативно-розыскные мероприятия в целях проверки возникших подозрений в отношении конкретных лиц, а также выявления дополнительных свидетелей (в том числе очевидцев) из числа местных жителей и пассажиров. По материалам расследования проводятся также профилактические мероприятия. На обеспечение безопасности движения и предупреждение чрезвычайных происшествий на транспорте направлена деятельность системы специально созданных для этого государственных органов: служб безопасности движения МП С и управлений железных дорог, органов Госавианадзора, ГАИ и др. Профилактика транспортных происшествий обеспечивается реализацией комплекса экономических, технических, организационных, правовых, воспитательных и других социальных мероприятий, входящих в общую систему социальной профилактики правонарушений. Одной из важных форм специальной профилактики транспортных происшествий является система профилактических мероприятий, осуществляемых по материалам расследования. В ходе предварительного следствия по мере выявления причин и условий возникновения и развития аварийной обстановки следователь обязан информировать соответствующие органы о выявленных фактах нарушения правил движения и эксплуатации транспорта, чтобы подобные факты не повторялись на других транспортных предприятиях. По окончании расследования все материалы, касающиеся причин и условий транспортного происшествия, должны быть обобщены, и на основе этого следователь подготавливает и направляет в надлежащие организации представления об устранении этих причин и условий. Комплекс конкретных профилактических мероприятии для каждого вида транспорта специфичен и зависит от результатов проведенного расследования, но в целом профилактика транспортных происшествий по материалам расследования должна быть направлена на: / — ликвидацию различных технических неполадок в использовании транспортных средств, обеспечение доброкачественного ремонта транспортной техники, образцовое содержание путевого хозяйства, средств сигнализации и связи; — устранение недостатков в подготовке транспортных средств к выполнению рейсов; — улучшение организации движения, устранение недостатков в работе диспетчерских служб; — усиление контроля за безопасностью движения со стороны соответствующих служб; — повышение уровня профессиональной подготовки работников транспорта и прежде всего лиц, выполняющих пассажирские и грузовые перевозки; — укрепление производственной, технической дисциплины, недопущение отступлений от установленных правил движения и эксплуатации транспортных средств; — обеспечение необходимых условий труда и отдыха членам экипажей, уходящих в рейс; — усиление медицинского контроля за членами экипажей, выполняющими пассажирские и грузовые перевозки; — устранение других причин и условий возникновения аварийной обстановки на объектах транспорта, своевременную ликвидацию предпосылок тяжких транспортных происшествий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|