Криминалистическая характеристика преступлений, связанных с дорожно-транспортными происшествиями (ДТП).
Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) криминальной природы возникают в процессе эксплуатации транспортных средств и при их передвижении по дорогам. Они связаны с нарушением нормальной работы транспорта, нередко сопряжены с гибелью людей, материальным ущербом и другими вредными последствиями. Видами ДТП являются: а) наезд транспортного средства на пешехода; б) столкновение транспорты средств; в) опрокидывание транспортного средства; г) наезд транспортного средства на препятствие; д) падение пассажиров. По причинам возникновения дорожно-транспортные происшествия можно подразделить на происшествия, возникшие по вине людей (водителей, пассажиров, лиц, ответственных за техническое состояние транспортных средств и дорог, и др.), и происшествия, которые обусловлены непреодолимой силой природы (наводнение, обвал, землетрясение и т.п.), а также случайным стечением обстоятельств. В подавляющем большинстве случаев ДТП возникают в результате нарушения Правил дорожного движения (ПДД) водителями, пешеходами, пассажирами, велосипедистами, а также вследствие грубых нарушений работниками транспортных хозяйств правил технической эксплуатации и плохого контроля за состоянием дорог и организацией уличного движения. Уголовно-наказуемым является не каждое нарушение ПДД. Состав преступления образует нарушение лицом, управлявшим автомобилем, трамваем, троллейбусом, трактором, мотоциклом и другой самоходной механической машиной, Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, или его смерть, либо причинение крупного ущерба. Если в результате дорожно-транс-портного происшествия наступили менее тяжкие последствия, налицо административно-правовая ответственность. Крупный ущерб относится к числу оценочных признаков, устанавливаемый всякий раз с учетом стоимости уничтоженного или поврежденного транспортного средства или другого имущества и других обстоятельства дела (на практике нередко крупные размеры ущерба определяются исходя из примечания 2 ст. 158 УК РФ).
Нарушения ПДД со стороны водителей чаще всего заключаются в превышении безопасной скорости при маневрах (повороте, обгоне, необходимости уклониться от столкновения или наезда, объехать препятствие или неровность дороги), попадании на участок дороги с худшими характеристиками; обострении дорожной обстановки; несоблюдении очередности проезда перекрестков; неподаче или неправильной подаче предупредительного сигнала; неправильном расчете минимального остановочного пути при различных скоростях движения и состоянии дорожного покрытия; нарушении требований сигналов светофора, дорожных знаков и указателей, требований дорожной разметки; несоблюдении безопасной дистанции; неожиданном выезде из своего ряда движения и ослеплении светом фар; стоянке на проезжей части без освещения; нарушении правил перевозки пассажиров; правил обгона и др. Нарушения ПДД со стороны пешеходов обычно состоят в неожиданном появлении пешехода из-за препятствия (например, из-за стоящего на остановке автобуса, автомобиля у тротуара или обочины); внезапном выходе из-за транспортного средства, движущегося в попутном или встречном направлении; непредсказуемом поведении пешехода, при котором водитель ошибочно уверен во взаимном контакте с пешеходом (например, пешеход, явно пережидавший проезд автомашины, вдруг побежал наперерез); выходе на проезжую часть в месте, где это запрещено; во внезапном выходе из неосвещенной зоны дороги; нарушении правил перехода на обозначенных переходах, зонах перекрестков и др.
Недоброкачественный ремонт транспортных средств с техническими неисправностями (например, с дефектом тормозной системы, ходовой части и осветительных приборов), лицом, ответственным за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, если это привело к наступлению последствий, предусмотренных уголовным законом, влечет уголовно-правовую ответственность. Механизм ДТП специалистами-автотехниками определяется как система, состоящая из процесса взаимодействия четырех элементов: 1) водитель (его квалификация, опыт работы, состояние здоровья, продолжительность пребывания за рулем и др.); 2) автомобиль (его техническое состояние); 3) дорога (состояние дорожного покрытия, рельеф — уклон, подъем, наличие или отсутствие дорожных знаков и др.); 4) окружающая среда (преграды, в том числе другое транспортное средство, человек, погодные условия, обзорность трассы и др.). В ДТП можно выделить три фазы: начальную, кульминационную и конечную. Каждая из них является логическим продолжением предыдущей и, в свою очередь, предопределяет развитие последующей. Для начальной фазы ДТП характерны условия движения транспортного средства и пешеходов, сложившиеся перед возникновением опасной ситуации, при которой участники движения должны немедленно принять все имеющиеся в их распоряжении меры для предотвращения ДТП и снижения тяжести его последствий. Непринятие этих мер или их недостаточная эффективность приводит в процессе сближения транспортных средств и пешеходов к переходу от опасной ситуации в аварийную, когда участники движения не располагают технической возможностью предотвращения ДТП, и оно становится неизбежным. Кульминационная фаза ДТП характеризуется событиями, вызывающими наиболее тяжелые последствия (повреждения автомобилей, травмы пешеходов, пассажиров, водителей). Эта фаза протекает быстро (обычно несколько секунд) и развивается на участке дороги небольшой протяженности. Конечная фаза ДТП, следующая за кульминационной, часто совпадает с прекращением движения транспортного средства. Иногда (например, при возникновении пожара на автомашине) конечная фаза продолжается и после остановки.
Знание механизма ДТП позволяет определить круг криминалистически значимых признаков, которые в свою очередь, способствуют установлению объективной истины. В результате контакта, взаимодействия транспортного средства и пешехода на дорожном покрытии, транспортном средстве и человеке возникают определенные материальные следы (например, следы крови, мозгового вещества, бензина, масла, отделившиеся детали транспортного средства и часть перевозимого груза, осколки фар и лобового, боковых и заднего стекла, отслоившаяся краска, тормозной путь и др.). По этим следам при условии их своевременного обнаружения и фиксации возможно установление механизма и причин ДТП. Как правило, для ДТП характерна быстротечность события, его неожиданность для очевидцев, а иногда и для участников происшествия, и, как следствие этого, кратковременность его восприятия и ограниченность объема воспринятой информации. На характер и полноту восприятия обстановки и обстоятельств механизма ДТП влияют неблагоприятные объективные и субъективные факторы (недостаточная освещенность, плохие метеорологические условия, болезненное состояние, трагический исход происшествия, состояние стресса и т.д.). Эти обстоятельства настоятельно диктуют необходимость установления всех очевидцев происшествия и проведения весьма обстоятельного допроса осведомленных лиц. Лица, совершающие ДТП, как правило, действуют по неосторожности в форме преступной самонадеянности или небрежности. Известны, однако, случаи умышленного совершения ДТП с целью сокрытия следов другого ранее совершенного преступления. В начале расследования возникают две типичные ситуации: а) водитель известен — он и транспортное средство находятся на месте происшествия; водитель скрылся вместе с автомашиной или без нее, но личность его установлена; б) водитель неизвестен — он скрылся с места происшествия вместе с автомашиной или оставил угнанную автомашину.
Наиболее распространенной является первая ситуация. В этих случаях чаще всего наблюдается причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью пострадавших или существенного материального ущерба. Программа действий следователя состоит в незамедлительном осмотре места происшествия, в том числе и транспортного средства, опросах и последующих допросах всех осведомленных лиц, освидетельствовании водителя и потерпевшего для установления алкогольного или наркотического опьянения, назначении судебно-медицин-ской экспертизы потерпевшего и других экспертиз. Для второй ситуации, когда водитель на автомашине скрылся с места происшествия, характерны тяжкие последствия: смерть потер- певшего, смерть двух или более лиц. Чаще всего эта ситуация встречается после угона транспортного средства, либо совершения ЛТП нетрезвым водителем. В этом случае следователь должен произвести осмотр места ДТП: установить и допросить в качестве свидетелей осведомленных лиц, допросить потерпевшего, назначить судебно-медицин-скую экспертизу потерпевшего и дать поручение органам ГАИ, уголовному розыску, службе охраны общественного порядка о производстве оперативно-розыскных мероприятий по установлению и розыску скрывшегося водителя и его автомашины. Исключительно большое значение приобретает розыск скрывшегося водителя и транспортного средства. Прежде всего должно быть обеспечено немедленное информирование подразделения ГАИ и соседних территориальных органов милиции о случившемся, чтобы перекрыть пути движения скрывавшегося транспортного средства, произведен опрос возможных свидетелей в местах по направлению предполагаемого следования транспортного средства, организовано преследование по «горячим следам». Следует произвести обследование и осмотр автохозяйств, гаражей, автостоянок и других мест с целью обнаружения автомашины. Наряду с этим проверяются имеющиеся данные по картотеке учета транспортных средств ГАИ. Розыск транспортных средств и водителя чаще всего осуществляется по материальным следам, обнаруженным на месте происшествия, —. марке и типу автомашины, ее цвету и другим приметам, номеру автомашины или его частей, характеру перевозимого груза, повреждениям на окружающих предметах или на теле потерпевшего, следам транспортного средства на дороге и т.п., а также по информации от осведомленных лиц о внешности водителя. Для розыска следует привлекать представителей общественности, использовать местную печать, радио и телевидение.
Обычно сразу же после осмотра места происшествия и проведения других первоначальных следственных действий следователь выдвигает и проверяет версии о причинах ДТП. Типичными из них являются: 1) нарушение правил движения, нахождение водителя за рулем в нетрезвом состоянии, превышение допустимой скорости, неправильный обгон и др.; 2) неисправности дорожного покрытия, мостов, переездов; 3) техническая неисправность автомашины, в частности неисправность тормозов, рулевого управления и других узлов; 4) грубая неосторожность потерпевшего; 5) случайное стечение обстоятельств; 6) инсценирование ДТП с целью сокрытия другого преступления. Одновременно с версиями о причинах ДТП возникают и проверяются версии о личности виновного, времени ДТП, месте совершения наезда (бывает, место обнаружения трупа и место наезда не совпадают), месте нахождения трупа потерпевшего, увезенного с места происшествия и др. ' Осмотр места происшествия состоит из четырех частей: а) осмотр трассы. Прежде всего необходимо освободить трассу для движения транспорта. Для этого надо точно зафиксировать очевидные объекты на трассе — отметить места, где находился труп, транспортное средство и другие предметы, могущие иметь значение для дела, зафиксировать их взаиморасположение, позу трупа, сделать необходимые измерения. Помимо традиционного метода фиксации обстановки места происшествия — фотографирования, могут быть использованы стереофотогра-фические методы съемки; следует зафиксировать рисунок и профиль пути (прямая, перекресток, поворот влево или вправо, развилка, горизонтальная дорога, спуск, подъем); тип покрытия дороги (грунт, бетон, асфальт); состояние покрытия проезжей части (сухое, мокрое, заснеженное, гололедица); наличие обочин, тротуаров, газонов, дорожных знаков, пешеходных переходов, остановок общественного транспорта и т.д.; расположение на месте происшествия транспортных средств, следов и предметов по отношению к проезжей части или элементам дороги (обочине, газону) и постоянным ориентирам (перекрестку, углу дома, дорожному знаку и др.). Границы осматриваемого участка дороги следует максимальные увеличить как в сторону движения транспортного средства, так и в противоположную сторону. Следует также точно зафиксировать ширину проезжей части; ширину обочин, тротуаров, описать обнаруженные следы преступления; длину и рисунок тормозного пути, заноса и волочения, их положение по отношению к какой-либо границе проезжей части (тротуара, обочине). В связи с тем, что нередко установление скорости движения транспортного средства имеет исключительно важное значение для расследования, следует очень внимательно отнестись к изучению длины и характера тормозного пути (сплошной или прерывистой). Длина тормозного пути с учетом характера дорожного покрытия, рельефа дороги, предполагаемого веса автомашины, степени изношенности покрышек автомашины, состояния тормозной системы, предметов, встретившихся на пути автомобиля, силы попутного или встречного ветра, может помочь в установлении скорости движения в момент, предшествующий торможению. Для запечатления строения рисунка протектора шины и взаиморасположения частных признаков, обнаруженных на значительном по длине участке следа транспортного средства, производится съемка по способу линейной панорамы с какого-либо возвышения (например, с кузова автомобиля). Отдельные особенности следов фотографируются в возможно крупном масштабе с удлинительными кольцами. С объемных следов изготовляются гипсовые слепки. Поверхностные следы копируются на фотографическую бумагу или дактилоскопическую пленку. Следы шин, обнаруженные на одежде потерпевшего, фотографируется на месте, а одежда со следами изымается и направляется на исследование. Обязательным условием фиксации следов транспортных средств является составление общих и частных планов, и зарисовка рисунков протекторов (зарисовки и фотоснимки используются при розыске автотранспортного средства по горячим следам). Все обнаруженные следы после фотографирования и измерения подробно описываются в протоколе осмотра места происшествия. В протоколе осмотра места происшествия при описании следов шин должны быть обязательно отражены следующие данные: — точное местонахождение следов шин по отношению к двум постоянным ориентирам; — вид следов в соответствии с их трасологической характеристикой, количество следов, взаиморасположение на прямой и на повороте; — характер следовоспринимающей поверхности; — результаты измерений колеи, ширины отпечатка беговой дорожки и т.п.; — рисунок протектора и размеры его основных частей, форма отдельных элементов рисунка протектора; — наличие, расположение, характер и размеры особенностей шины, отобразившиеся в следе; — признаки, указывающие на направление движения автомобиля; — длина и вид следа торможения (юз, юз со следом качения), степень его выраженности, наличие прерывчатости; — способы фиксации, изъятия и упаковки следов или предметов-следоносителей. Наряду с изучением и фиксацией следов транспортных средств в ходе осмотра места происшествия необходимо установить, какие следы-повреждения могли образоваться на транспортном средстве и какие объекты (вещества) могли попасть на него в связи с происшедшим событием (например, частицы волокон одежды потерпевшего, частицы грунта на колесах, частицы покраски или материала объекта; эти и другие признаки имеют важное значение для розыска транспортного средства и установления его причастности к расследуемому событию). Осмотр трупа потерпевшего. Если обстановка позволяет, труп следует осматривать на месте его обнаружения. Однако нередко в силу интенсивности дорожного движения и необходимости освобождения дороги для проезда, труп приходится осматривать в морге. Особое внимание при осмотре трупа следует обратить на поиск следов, характери- зующих механизм происшествия, в том числе следов транспортной травмы. Автомобиль осматривается на месте происшествия или в месте его обнаружения после происшествия. Фиксируются тип, марка и номерной знак автомашины, повреждения, возможно, возникшие в результате ДТП, осуществляется поиск следов и других вещественных доказательств, появившихся в процессе ДТП (кровь, волосч, мозговое вещество, обрывки ткани, одежды потерпевшего). Обычно осмотр автомобиля начинают с передней части. Тщательному осмотру должны быть подвергнуты фары, подфарники, указатели поворота, переднее стекло, бампер, облицовка радиатора, капот, передние крылья, ручки дверей, с тем чтобы обнаружить на них возможные повреждения, части ткани одежды потерпевшего, следы крови, волосы и т.п. После этого необходимо осмотреть ходовую часть и низ кузова автомашины, зафиксировать состояние тормозной системы, рулевого управления и других агрегатов. В ходе осмотра кабины автомобиля надо обратить внимание на положение рычага переключения скоростей, ручного тормоза, указателей поворота и включения освещения. Осуществляется поиск следов рук на рычагах управления, документов и предметов с целью установления личности скрывшегося водителя. Допрос свидетелей. По делам о ДТП чаще всего допрашивают: а) свидетелей-очевидцев происшествия; б) лиц, могущих дать характеристику участника ДТП; в) медицинских работников, оказавших помощь потерпевшему; г) сотрудников милиции, непосредственно осведомленных о происшествии и др. При допросе очевидцев следует учитывать быстротечность события ДТП, неожиданность и кратковременность восприятия этого события, что влечет за собой неполное знание его деталей. Поэтому, с одной стороны, нужно тщательно анализировать показания, стремясь к их детализации, с другой — принимать меры к установлению и последующему допросу других очевидцев. В последние годы возникла проблема оценки показаний очевидцев, которые по собственной инициативе обращаются к следователю спустя определенное время после происшествия. Известны факты дачи ими ложных показаний в интересах какого-либо из участников ДТП. В этом случае следователю необходимо попытаться установить возможность их связи с участниками происшествия. Допрашивая знакомых участников ДТП, необходимо выяснить состояние здоровья потерпевшего и водителя, ибо возможно оно могло повлиять на происшедшее. Медицинские работники и сотрудники милиции нередко могут пояснить подробности обстановки на месте происшествия после ДТП (например, как вели себя его участники, что делали, говорили и т.п.). Допрос водителя. В ходе его допроса должны быть выяснены три группы вопросов — его действия до, во время и после происшествия. Поскольку ДТП совершается, как правило, неумышленно, то обычно водители склонны к даче правдивых показаний, однако при этом стремятся преуменьшить свою вину, ссылаясь на непредвиденные обстоятельства, например, грубую неосторожность потерпевшего, неблагоприятные условия дорожного покрытия, плохую видимость, непредвиденную неисправность механизма автомашины, свое неожиданное недомогание и др. Допрос потерпевшего чаще всего осуществляется после его доставления в медицинское учреждение и получения разрешения врача. У потерпевшего — пешехода выясняется не страдает ли он каким-либо физическим недугом (например, близорукостью, частичной утратой слуха), который мог помешать ему быстро сориентироваться в сложившейся аварийной обстановке; где он находился в момент происшествия; были ли рядом другие лица; как он сам действовал, видел ли приближающееся транспортное средство, каковы его отличительные особенности (об этом особенно подробно, если оно скрылось) и другие определяемые характером наезда обстоятельства. При допросе потерпевших из числа пассажиров, кроме указанных обстоятельств, надо выяснить, какова была скорость автомашины; как себя вел водитель — не отвлекался ли, не жаловался ли на усталость, недомогание, не рассказывал ли о неисправностях транспортного средства, как вел себя после ДТП. Как и водитель, потерпевший является лицом, заинтересованным в исходе дела, поэтому его показания могут быть необъективными. Кроме того, состояние страха, физические страдания могут повлиять на его оценку случившегося и поэтому быть ошибочными, нечеткими. Необходима критическая оценка его показаний. Судебно-медицинская экспертиза — назначается во всех случаях, когда в результате ДТП гибнут люди или причиняется вред их здоровью. Эта экспертиза, помимо общих вопросов о причине смерти, времени, характере, локализации и степени тяжести вреда здоровью, имеет своей задачей исследование вопросов о наличии или отсутствии на теле и одежде потерпевшего следов транспортной (автомобильной) травмы — следов удара частей тела о части автомашины или о дорожное покрытие; сотрясения мозга в результате удара; сдавливания тела, следов волочения по дорожному покрытию. Медицинское освидетельствование водителя и потерпевшего помогает установить факт употребления спиртного или наркотиков, их количество, степень опьянения, давность употребления, наличие или отсутствие остаточных явлений, свидетельствующих о бывшем опьянении. При этом может быть произведено биохимическое исследова- ние с получением проб крови и мочи испытуемого, качественного и количественного определения алкоголя. При необходимости проводится судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств, которая исследует различные объекты биологического происхождения, главным образом кровь, волосы, частицы мозгового вещества, кости и различные ткани и органы человеческого тела, обнаруженные в ходе осмотра места ДТП. на теле и одежде потерпевшего. В связи с этим перед экспертом ставится вопрос, не является ли обнаруженная кровь (вещество) кровью человека; совпадает ли она по группе и типу с группой и типом крови потерпевшего; принадлежат ли обнаруженные при осмотре транспортного средства волосы человеку; если да, то сходны ли они с волосами потерпевшего. Автотехническая экспертиза назначается для определения состояния транспортного средства и исправности отдельных его частей, механизмов и узлов, установления механизма ДТП, исследования технической возможности предотвращения происшествия. Чаще всего перед экспертом-автотехником ставятся следующие вопросы: а) какие повреждения имеются на транспортном средстве; б) когда они образовались — до происшествия или после; в) с какой скоростью двигалось транспортное средство перед происшествием; г) возможно ли при данной скорости движения, состоянии проезжей части дороги и определенном расстоянии до препятствия остановить транспортное средство с помощью торможения; д) какое значение в данных условиях могла иметь неисправность тормозов и рулевого управления; е) какие обстоятельства, связанные с техническим состоянием транспортного средства и дорожной обстановкой, способствовали происшествию. По данной категории дел могут быть также назначены судебно-хи-мическая, криминалистическая (чаще всего трасологическая), комплексная (криминалистическая, дорожно-транспортная и судебно-психологическая)экспертизы. Следственный эксперимент позволяет получить информацию: а) о возможности видеть появившееся препятствие (человека, автомашину и др.) в конкретной дорожной ситуации; б) о возможности слышать звуки транспортного средства, шум двигателя и т.п.; в) о скорости движения автомашины; г) о состоянии тормозов и других агрегатов транспортного средства, влияющих на безопасность движения; д) о наличии или отсутствии у водителя определенных профессиональных навыков и т.п. Путем воспроизведения обстановки ДТП с учетом следов на транспортном средстве, дорожном покрытии и других объектах следственный эксперимент помогает установить механизм столкновения или наезда. 45 1652 В ряде случаев результаты эксперимента могут быть использованы в качестве исходных данных при производстве дорожно-транспортной (автотехнической) экспертизы. Глава 53
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|