Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Криминалистическая характеристика преступлений, связанных с дорожно-транспортными происшествиями (ДТП).




Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) криминальной при­роды возникают в процессе эксплуатации транспортных средств и при их передвижении по дорогам. Они связаны с нарушением нормальной работы транспорта, нередко сопряжены с гибелью людей, материаль­ным ущербом и другими вредными последствиями.

Видами ДТП являются:

а) наезд транспортного средства на пешехода; б) столкновение транспорты средств; в) опрокидывание транспортного средства;

г) наезд транспортного средства на препятствие; д) падение пасса­жиров.


По причинам возникновения дорожно-транспортные происшест­вия можно подразделить на происшествия, возникшие по вине людей (водителей, пассажиров, лиц, ответственных за техническое состояние транспортных средств и дорог, и др.), и происшествия, которые обу­словлены непреодолимой силой природы (наводнение, обвал, земле­трясение и т.п.), а также случайным стечением обстоятельств.

В подавляющем большинстве случаев ДТП возникают в результате нарушения Правил дорожного движения (ПДД) водителями, пешехо­дами, пассажирами, велосипедистами, а также вследствие грубых нару­шений работниками транспортных хозяйств правил технической экс­плуатации и плохого контроля за состоянием дорог и организацией уличного движения.

Уголовно-наказуемым является не каждое нарушение ПДД. Состав преступления образует нарушение лицом, управлявшим автомобилем, трамваем, троллейбусом, трактором, мотоциклом и другой самоходной механической машиной, Правил дорожного движения или эксплуата­ции транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, или его смерть, либо причинение крупного ущерба. Если в результате дорожно-транс-портного происшествия наступили менее тяжкие последствия, налицо административно-правовая ответственность. Крупный ущерб относит­ся к числу оценочных признаков, устанавливаемый всякий раз с учетом стоимости уничтоженного или поврежденного транспортного средства или другого имущества и других обстоятельства дела (на практике нередко крупные размеры ущерба определяются исходя из примеча­ния 2 ст. 158 УК РФ).

Нарушения ПДД со стороны водителей чаще всего заключаются в превышении безопасной скорости при маневрах (повороте, обгоне, не­обходимости уклониться от столкновения или наезда, объехать препят­ствие или неровность дороги), попадании на участок дороги с худшими характеристиками; обострении дорожной обстановки; несоблюдении очередности проезда перекрестков; неподаче или неправильной подаче предупредительного сигнала; неправильном расчете минимального ос­тановочного пути при различных скоростях движения и состоянии дорожного покрытия; нарушении требований сигналов светофора, до­рожных знаков и указателей, требований дорожной разметки; несоблю­дении безопасной дистанции; неожиданном выезде из своего ряда дви­жения и ослеплении светом фар; стоянке на проезжей части без освеще­ния; нарушении правил перевозки пассажиров; правил обгона и др.

Нарушения ПДД со стороны пешеходов обычно состоят в неожи­данном появлении пешехода из-за препятствия (например, из-за стоя­щего на остановке автобуса, автомобиля у тротуара или обочины); вне­запном выходе из-за транспортного средства, движущегося в попутном


или встречном направлении; непредсказуемом поведении пешехода, при котором водитель ошибочно уверен во взаимном контакте с пеше­ходом (например, пешеход, явно пережидавший проезд автомашины, вдруг побежал наперерез); выходе на проезжую часть в месте, где это запрещено; во внезапном выходе из неосвещенной зоны дороги; нару­шении правил перехода на обозначенных переходах, зонах перекрест­ков и др.

Недоброкачественный ремонт транспортных средств с технически­ми неисправностями (например, с дефектом тормозной системы, ходо­вой части и осветительных приборов), лицом, ответственным за техни­ческое состояние или эксплуатацию транспортных средств, если это привело к наступлению последствий, предусмотренных уголовным за­коном, влечет уголовно-правовую ответственность.

Механизм ДТП специалистами-автотехниками определяется как система, состоящая из процесса взаимодействия четырех элементов:

1) водитель (его квалификация, опыт работы, состояние здоровья, продолжительность пребывания за рулем и др.);

2) автомобиль (его техническое состояние);

3) дорога (состояние дорожного покрытия, рельеф — уклон, подъем, наличие или отсутствие дорожных знаков и др.);

4) окружающая среда (преграды, в том числе другое транспортное средство, человек, погодные условия, обзорность трассы и др.).

В ДТП можно выделить три фазы: начальную, кульминационную и конечную. Каждая из них является логическим продолжением предыдущей и, в свою очередь, предопределяет развитие последующей. Для начальной фазы ДТП характерны условия движения транспортно­го средства и пешеходов, сложившиеся перед возникновением опасной ситуации, при которой участники движения должны немедленно при­нять все имеющиеся в их распоряжении меры для предотвращения ДТП и снижения тяжести его последствий. Непринятие этих мер или их недостаточная эффективность приводит в процессе сближения транспортных средств и пешеходов к переходу от опасной ситуации в аварийную, когда участники движения не располагают технической возможностью предотвращения ДТП, и оно становится неизбежным. Кульминационная фаза ДТП характеризуется событиями, вызываю­щими наиболее тяжелые последствия (повреждения автомобилей, травмы пешеходов, пассажиров, водителей). Эта фаза протекает бы­стро (обычно несколько секунд) и развивается на участке дороги не­большой протяженности. Конечная фаза ДТП, следующая за кульми­национной, часто совпадает с прекращением движения транспортного средства. Иногда (например, при возникновении пожара на автомаши­не) конечная фаза продолжается и после остановки.


Знание механизма ДТП позволяет определить круг криминалисти­чески значимых признаков, которые в свою очередь, способствуют ус­тановлению объективной истины.

В результате контакта, взаимодействия транспортного средства и пешехода на дорожном покрытии, транспортном средстве и человеке возникают определенные материальные следы (например, следы крови, мозгового вещества, бензина, масла, отделившиеся детали транспортного средства и часть перевозимого груза, осколки фар и лобового, боковых и заднего стекла, отслоившаяся краска, тормозной путь и др.). По этим следам при условии их своевременного обнаруже­ния и фиксации возможно установление механизма и причин ДТП.

Как правило, для ДТП характерна быстротечность события, его не­ожиданность для очевидцев, а иногда и для участников происшествия, и, как следствие этого, кратковременность его восприятия и ограничен­ность объема воспринятой информации. На характер и полноту вос­приятия обстановки и обстоятельств механизма ДТП влияют неблаго­приятные объективные и субъективные факторы (недостаточная осве­щенность, плохие метеорологические условия, болезненное состояние, трагический исход происшествия, состояние стресса и т.д.). Эти обсто­ятельства настоятельно диктуют необходимость установления всех очевидцев происшествия и проведения весьма обстоятельного допроса осведомленных лиц.

Лица, совершающие ДТП, как правило, действуют по неосторож­ности в форме преступной самонадеянности или небрежности. Извест­ны, однако, случаи умышленного совершения ДТП с целью сокрытия следов другого ранее совершенного преступления.

В начале расследования возникают две типичные ситуации:

а) водитель известен — он и транспортное средство находятся на месте происшествия; водитель скрылся вместе с автомашиной или без нее, но личность его установлена; б) водитель неизвестен — он скрылся с места происшествия вместе с автомашиной или оставил угнанную автомашину.

Наиболее распространенной является первая ситуация. В этих слу­чаях чаще всего наблюдается причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью пострадавших или существенного материального ущерба. Программа действий следователя состоит в незамедлительном осмотре места происшествия, в том числе и транспортного средства, опросах и последующих допросах всех осведомленных лиц, освиде­тельствовании водителя и потерпевшего для установления алкоголь­ного или наркотического опьянения, назначении судебно-медицин-ской экспертизы потерпевшего и других экспертиз.

Для второй ситуации, когда водитель на автомашине скрылся с места происшествия, характерны тяжкие последствия: смерть потер-


певшего, смерть двух или более лиц. Чаще всего эта ситуация встреча­ется после угона транспортного средства, либо совершения ЛТП не­трезвым водителем. В этом случае следователь должен произвести ос­мотр места ДТП: установить и допросить в качестве свидетелей осве­домленных лиц, допросить потерпевшего, назначить судебно-медицин-скую экспертизу потерпевшего и дать поручение органам ГАИ, уголов­ному розыску, службе охраны общественного порядка о производстве оперативно-розыскных мероприятий по установлению и розыску скрывшегося водителя и его автомашины.

Исключительно большое значение приобретает розыск скрывшего­ся водителя и транспортного средства. Прежде всего должно быть обес­печено немедленное информирование подразделения ГАИ и соседних территориальных органов милиции о случившемся, чтобы перекрыть пути движения скрывавшегося транспортного средства, произведен опрос возможных свидетелей в местах по направлению предполагаемо­го следования транспортного средства, организовано преследование по «горячим следам». Следует произвести обследование и осмотр автохо­зяйств, гаражей, автостоянок и других мест с целью обнаружения авто­машины. Наряду с этим проверяются имеющиеся данные по картотеке учета транспортных средств ГАИ.

Розыск транспортных средств и водителя чаще всего осуществляет­ся по материальным следам, обнаруженным на месте происшествия, —. марке и типу автомашины, ее цвету и другим приметам, номеру автома­шины или его частей, характеру перевозимого груза, повреждениям на окружающих предметах или на теле потерпевшего, следам транспорт­ного средства на дороге и т.п., а также по информации от осведомлен­ных лиц о внешности водителя. Для розыска следует привлекать пред­ставителей общественности, использовать местную печать, радио и те­левидение.

Обычно сразу же после осмотра места происшествия и проведения других первоначальных следственных действий следователь выдвигает и проверяет версии о причинах ДТП. Типичными из них являются:

1) нарушение правил движения, нахождение водителя за рулем в не­трезвом состоянии, превышение допустимой скорости, неправильный обгон и др.; 2) неисправности дорожного покрытия, мостов, переездов;

3) техническая неисправность автомашины, в частности неисправность тормозов, рулевого управления и других узлов; 4) грубая неосторож­ность потерпевшего; 5) случайное стечение обстоятельств; 6) инсцени­рование ДТП с целью сокрытия другого преступления.

Одновременно с версиями о причинах ДТП возникают и проверя­ются версии о личности виновного, времени ДТП, месте совершения наезда (бывает, место обнаружения трупа и место наезда не совпадают),


месте нахождения трупа потерпевшего, увезенного с места происшест­вия и др. '

Осмотр места происшествия состоит из четырех частей: а) осмотр трассы. Прежде всего необходимо освободить трассу для движения транспорта. Для этого надо точно зафиксировать очевидные объекты на трассе — отметить места, где находился труп, транспортное средство и другие предметы, могущие иметь значение для дела, зафиксировать их взаиморасположение, позу трупа, сделать необходимые измерения. Помимо традиционного метода фиксации обстановки места происше­ствия — фотографирования, могут быть использованы стереофотогра-фические методы съемки; следует зафиксировать рисунок и профиль пути (прямая, перекресток, поворот влево или вправо, развилка, гори­зонтальная дорога, спуск, подъем); тип покрытия дороги (грунт, бетон, асфальт); состояние покрытия проезжей части (сухое, мокрое, засне­женное, гололедица); наличие обочин, тротуаров, газонов, дорожных знаков, пешеходных переходов, остановок общественного транспорта и т.д.; расположение на месте происшествия транспортных средств, сле­дов и предметов по отношению к проезжей части или элементам дороги (обочине, газону) и постоянным ориентирам (перекрестку, углу дома, дорожному знаку и др.). Границы осматриваемого участка дороги сле­дует максимальные увеличить как в сторону движения транспортного средства, так и в противоположную сторону. Следует также точно за­фиксировать ширину проезжей части; ширину обочин, тротуаров, опи­сать обнаруженные следы преступления; длину и рисунок тормозного пути, заноса и волочения, их положение по отношению к какой-либо границе проезжей части (тротуара, обочине). В связи с тем, что нередко установление скорости движения транспортного средства имеет ис­ключительно важное значение для расследования, следует очень вни­мательно отнестись к изучению длины и характера тормозного пути (сплошной или прерывистой). Длина тормозного пути с учетом харак­тера дорожного покрытия, рельефа дороги, предполагаемого веса авто­машины, степени изношенности покрышек автомашины, состояния тормозной системы, предметов, встретившихся на пути автомобиля, силы попутного или встречного ветра, может помочь в установлении скорости движения в момент, предшествующий торможению.

Для запечатления строения рисунка протектора шины и взаиморас­положения частных признаков, обнаруженных на значительном по длине участке следа транспортного средства, производится съемка по способу линейной панорамы с какого-либо возвышения (например, с кузова автомобиля). Отдельные особенности следов фотографируются в возможно крупном масштабе с удлинительными кольцами.

С объемных следов изготовляются гипсовые слепки.


Поверхностные следы копируются на фотографическую бумагу или дактилоскопическую пленку.

Следы шин, обнаруженные на одежде потерпевшего, фотографиру­ется на месте, а одежда со следами изымается и направляется на иссле­дование.

Обязательным условием фиксации следов транспортных средств является составление общих и частных планов, и зарисовка рисунков протекторов (зарисовки и фотоснимки используются при розыске автотранспортного средства по горячим следам).

Все обнаруженные следы после фотографирования и измерения подробно описываются в протоколе осмотра места происшествия.

В протоколе осмотра места происшествия при описании следов шин должны быть обязательно отражены следующие данные:

— точное местонахождение следов шин по отношению к двум по­стоянным ориентирам;

— вид следов в соответствии с их трасологической характеристи­кой, количество следов, взаиморасположение на прямой и на повороте;

— характер следовоспринимающей поверхности;

— результаты измерений колеи, ширины отпечатка беговой дорож­ки и т.п.;

— рисунок протектора и размеры его основных частей, форма от­дельных элементов рисунка протектора;

— наличие, расположение, характер и размеры особенностей шины, отобразившиеся в следе;

— признаки, указывающие на направление движения автомобиля;

— длина и вид следа торможения (юз, юз со следом качения), сте­пень его выраженности, наличие прерывчатости;

— способы фиксации, изъятия и упаковки следов или предметов-следоносителей.

Наряду с изучением и фиксацией следов транспортных средств в ходе осмотра места происшествия необходимо установить, какие следы-повреждения могли образоваться на транспортном средстве и какие объекты (вещества) могли попасть на него в связи с происшед­шим событием (например, частицы волокон одежды потерпевшего, частицы грунта на колесах, частицы покраски или материала объекта;

эти и другие признаки имеют важное значение для розыска транспорт­ного средства и установления его причастности к расследуемому собы­тию).

Осмотр трупа потерпевшего. Если обстановка позволяет, труп сле­дует осматривать на месте его обнаружения. Однако нередко в силу интенсивности дорожного движения и необходимости освобождения дороги для проезда, труп приходится осматривать в морге. Особое вни­мание при осмотре трупа следует обратить на поиск следов, характери-


зующих механизм происшествия, в том числе следов транспортной травмы.

Автомобиль осматривается на месте происшествия или в месте его обнаружения после происшествия. Фиксируются тип, марка и номер­ной знак автомашины, повреждения, возможно, возникшие в результа­те ДТП, осуществляется поиск следов и других вещественных доказа­тельств, появившихся в процессе ДТП (кровь, волосч, мозговое веще­ство, обрывки ткани, одежды потерпевшего). Обычно осмотр автомо­биля начинают с передней части. Тщательному осмотру должны быть подвергнуты фары, подфарники, указатели поворота, переднее стекло, бампер, облицовка радиатора, капот, передние крылья, ручки дверей, с тем чтобы обнаружить на них возможные повреждения, части ткани одежды потерпевшего, следы крови, волосы и т.п. После этого необхо­димо осмотреть ходовую часть и низ кузова автомашины, зафиксиро­вать состояние тормозной системы, рулевого управления и других аг­регатов. В ходе осмотра кабины автомобиля надо обратить внимание на положение рычага переключения скоростей, ручного тормоза, указате­лей поворота и включения освещения. Осуществляется поиск следов рук на рычагах управления, документов и предметов с целью установ­ления личности скрывшегося водителя.

Допрос свидетелей. По делам о ДТП чаще всего допрашивают:

а) свидетелей-очевидцев происшествия; б) лиц, могущих дать характе­ристику участника ДТП; в) медицинских работников, оказавших по­мощь потерпевшему; г) сотрудников милиции, непосредственно осве­домленных о происшествии и др.

При допросе очевидцев следует учитывать быстротечность события ДТП, неожиданность и кратковременность восприятия этого события, что влечет за собой неполное знание его деталей. Поэтому, с одной стороны, нужно тщательно анализировать показания, стремясь к их детализации, с другой — принимать меры к установлению и последую­щему допросу других очевидцев. В последние годы возникла проблема оценки показаний очевидцев, которые по собственной инициативе об­ращаются к следователю спустя определенное время после проис­шествия.

Известны факты дачи ими ложных показаний в интересах какого-либо из участников ДТП. В этом случае следователю необходимо по­пытаться установить возможность их связи с участниками происшест­вия. Допрашивая знакомых участников ДТП, необходимо выяснить состояние здоровья потерпевшего и водителя, ибо возможно оно могло повлиять на происшедшее. Медицинские работники и сотрудники ми­лиции нередко могут пояснить подробности обстановки на месте про­исшествия после ДТП (например, как вели себя его участники, что делали, говорили и т.п.).


Допрос водителя. В ходе его допроса должны быть выяснены три группы вопросов — его действия до, во время и после происшествия.

Поскольку ДТП совершается, как правило, неумышленно, то обыч­но водители склонны к даче правдивых показаний, однако при этом стремятся преуменьшить свою вину, ссылаясь на непредвиденные об­стоятельства, например, грубую неосторожность потерпевшего, небла­гоприятные условия дорожного покрытия, плохую видимость, непред­виденную неисправность механизма автомашины, свое неожиданное недомогание и др.

Допрос потерпевшего чаще всего осуществляется после его достав­ления в медицинское учреждение и получения разрешения врача. У потерпевшего — пешехода выясняется не страдает ли он каким-либо физическим недугом (например, близорукостью, частичной утратой слуха), который мог помешать ему быстро сориентироваться в сложив­шейся аварийной обстановке; где он находился в момент происшест­вия; были ли рядом другие лица; как он сам действовал, видел ли приближающееся транспортное средство, каковы его отличительные особенности (об этом особенно подробно, если оно скрылось) и другие определяемые характером наезда обстоятельства. При допросе потер­певших из числа пассажиров, кроме указанных обстоятельств, надо выяснить, какова была скорость автомашины; как себя вел водитель — не отвлекался ли, не жаловался ли на усталость, недомогание, не рас­сказывал ли о неисправностях транспортного средства, как вел себя после ДТП.

Как и водитель, потерпевший является лицом, заинтересованным в исходе дела, поэтому его показания могут быть необъективными. Кроме того, состояние страха, физические страдания могут повлиять на его оценку случившегося и поэтому быть ошибочными, нечеткими. Необходима критическая оценка его показаний.

Судебно-медицинская экспертиза — назначается во всех случаях, когда в результате ДТП гибнут люди или причиняется вред их здоро­вью. Эта экспертиза, помимо общих вопросов о причине смерти, време­ни, характере, локализации и степени тяжести вреда здоровью, имеет своей задачей исследование вопросов о наличии или отсутствии на теле и одежде потерпевшего следов транспортной (автомобильной) трав­мы — следов удара частей тела о части автомашины или о дорожное покрытие; сотрясения мозга в результате удара; сдавливания тела, сле­дов волочения по дорожному покрытию.

Медицинское освидетельствование водителя и потерпевшего по­могает установить факт употребления спиртного или наркотиков, их количество, степень опьянения, давность употребления, наличие или отсутствие остаточных явлений, свидетельствующих о бывшем опья­нении. При этом может быть произведено биохимическое исследова-


ние с получением проб крови и мочи испытуемого, качественного и количественного определения алкоголя.

При необходимости проводится судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств, которая исследует различные объекты биологического происхождения, главным образом кровь, волосы, час­тицы мозгового вещества, кости и различные ткани и органы человечес­кого тела, обнаруженные в ходе осмотра места ДТП. на теле и одежде потерпевшего. В связи с этим перед экспертом ставится вопрос, не является ли обнаруженная кровь (вещество) кровью человека; совпада­ет ли она по группе и типу с группой и типом крови потерпевшего;

принадлежат ли обнаруженные при осмотре транспортного средства волосы человеку; если да, то сходны ли они с волосами потерпевшего.

Автотехническая экспертиза назначается для определения состоя­ния транспортного средства и исправности отдельных его частей, меха­низмов и узлов, установления механизма ДТП, исследования техни­ческой возможности предотвращения происшествия.

Чаще всего перед экспертом-автотехником ставятся следующие во­просы: а) какие повреждения имеются на транспортном средстве;

б) когда они образовались — до происшествия или после; в) с какой скоростью двигалось транспортное средство перед происшествием;

г) возможно ли при данной скорости движения, состоянии проезжей части дороги и определенном расстоянии до препятствия остановить транспортное средство с помощью торможения; д) какое значение в данных условиях могла иметь неисправность тормозов и рулевого уп­равления; е) какие обстоятельства, связанные с техническим состояни­ем транспортного средства и дорожной обстановкой, способствовали происшествию.

По данной категории дел могут быть также назначены судебно-хи-мическая, криминалистическая (чаще всего трасологическая), ком­плексная (криминалистическая, дорожно-транспортная и судебно-психологическая)экспертизы.

Следственный эксперимент позволяет получить информацию:

а) о возможности видеть появившееся препятствие (человека, авто­машину и др.) в конкретной дорожной ситуации; б) о возможности слышать звуки транспортного средства, шум двигателя и т.п.; в) о скорости движения автомашины; г) о состоянии тормозов и других агрегатов транспортного средства, влияющих на безопасность дви­жения; д) о наличии или отсутствии у водителя определенных про­фессиональных навыков и т.п. Путем воспроизведения обстановки ДТП с учетом следов на транспортном средстве, дорожном покрытии и других объектах следственный эксперимент помогает установить механизм столкновения или наезда.

45 1652


В ряде случаев результаты эксперимента могут быть использованы в качестве исходных данных при производстве дорожно-транспортной (автотехнической) экспертизы.

Глава 53

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...