Тема 17. Система права и система законодательства
План 1. Понятие и элементы системы права; соотношение системы права 2. Характеристика основных отраслей российского права. 3. Понятие и виды систематизации законодательства.
Понятие и элементы системы права; Праву как социальному явлению, несмотря на его кажущуюся хаотичность, присущи признаки организованного явления. Иными словами, право обладает такими признаками системного образования, как упорядоченность и стройность, и имеет свою структуру. Система права – явление объективное, хотя оно и находит свое проявление вовне через деятельность законодателя. Структура права предопределена в конечном счете характером общественных отношений на том или ином этапе общественного развития. Таким образом, система права – это внутреннее строение права, деление его на отрасли, подотрасли и правовые институты в соответствии с предметом и методом правового регулирования. Признаки системы права: 1. Складывается в соответствии с потребностями общественного развития. 2. Состоит из норм, правовых институтов, подотраслей и отраслей. 3. Характеризуется наличием прямых и обратных связей. 4. Должна быть внутренне не противоречивой, согласованной. Элементы системы права: 1. Норма права – первичный структурный элемент системы права. 2. Правовой институт – совокупность норм, регулирующих определенный вид однородных общественных отношений. Крупные правовые институты, охватывающие значительный по объему круг правовых норм, могут подразделяться на субинституты.
3. Отрасль права – совокупность норм, объединенных в правовые институты, регулирующих определенную сферу общественных отношений. Некоторые отрасли права в своем составе имеют подотрасли – совокупность норм права, регулирующих несколько однородных общественных отношений. Система права – содержание; система законодательства – форма. Система права состоит из норм, правовых институтов и отраслей права; система законодательства состоит из нормативно-правовых актов (законов и других подзаконных нормативных актов). Система права в большей мере связана с системой общественных отношений; система законодательства определяется волей законодателя, исходя из принципа эффективности и целесообразности. Кроме норм, законодательство включает призывы, декларации, указания на цели и мотивы издания норм права; система права включает в себя только нормы. Количество отраслей права не совпадает с количеством отраслей законодательства. Правовая система в отличие от системы права представляет собой совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны (государства). Она имеет следующую структуру: – система права; – система законодательства; – правовые институты и правовые учреждения (правотворческие – правовые понятия, принципы, символы; – правовая политика, идеология, культура; – юридическая практика. В основе деления системы права на отрасли лежат предмет и метод правового регулирования. Кроме предмета и метода правового регулирования можно в качестве факультативного основания признать наличие основного источника (как правило кодифицированного) у каждой отрасли права.
Итак, предмет правового регулирования – это совокупность общественных отношений, регулируемых правом. Именно предмет обусловливает в первую очередь необходимость выделения той или иной отрасли права, а когда отрасль начинает формироваться, появляется и соответствующий ей метод регулирования, во многом зависящий от воли законодателя. И предмет, и метод правового регулирования имеют свои сложные структурные компоненты. В структуру предмета правового регулирования входят: а) субъекты; б) объекты регулирования общественных отношений; в) социальные факты, с которыми связано возникновение соответствующих отношений. В структуре метода правового регулирования имеются следующие структурные компоненты: а) установление границ правового регулирования; б) закрепление в нормативных актах прав и обязанностей субъектов – участников отношений, предписания о должном и возможном их поведении; в) наделение участников отношений (граждан и юридических лиц) правоспособностью и дееспособностью, что позволяет им вступать в разнообразные правоотношения; Признаки, характеризующие метод правового регулирования: – юридические факты, необходимые для возникновения правоотношений; – юридическое положение участников правоотношений; – характер прав и обязанностей участников правоотношений и их распределение между ними; – виды санкций – государственно-принудительных мер за нарушение требований норм права и порядок их применения. Методы правового регулирования: – императивный (категорический, властный) – способ воздействия, не допускающий отступлений от правовых предписаний. Характерен для уголовного, административного, финансового и других отраслей права. Имеет следующие особенности: жесткий характер регламентации поведения участников правоотношений; неравное положение участников правоотношения; наличие отношений власти и подчинения;
– диспозитивный (автономный) – способ воздействия, предполагающий предоставление субъектам права альтернативного варианта поведения. Присущ прежде всего гражданскому праву. Имеет также ряд особенностей: относительная свобода поведения сторон; равное положение участников правоотношения; способность самостоятельно избирать тот или иной вариант поведения; – поощрительный – способ воздействия, стимулирующий социально-полезное, активное поведение путем поощрений. Свойственен прежде всего трудовому праву, но также используется и в других отраслях права, например в административном праве; – рекомендательный – способ воздействия, предлагающий субъектам наиболее целесообразный вариант поведения. Используется государством при организации отношений с общественными организациями, фермерскими и иными сельскохозяйственными субъектами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|