Способы разрешения юридических коллизий и споров
Согласно ст. 76 Конституции Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Установлено: 1. В случае коллизии между Федеральным законом, принятым в пределах компетенции Российской Федерации, и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации действует Федеральный закон. Акт субъекта Федерации в этом случае утрачивает юридическую силу и не подлежит применению. 2. В случае пpoтиворечия между Федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым по предметам его ведения, действует нормативный правовой акт субъекта Федерации. Федеральный закон в этом случае не применяется, о чем делается официальное уведомление. 3. Важным условием предотвращения коллизий является “компетенционное правило”. Оно означает, что органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов обязаны действовать строго в пределахих компетенции, установленной Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов Российской Федерации, законодательством. Запрещается игнорировать общегосударственные интересы и интересы субъектов Федерации, признаваемые законодательством, и нарушать компетенцию opганов государственной власти, которые призваны выражать эти интересы. Предложенное понимание юридической коллизии и юридического конфликта опирается на конституционные и законодательные нормы. Так, в ч. 4 ст. 3 Конституции РФ установлен запрет на присвоение власти, в ч. 1 ст. 15 и ст. 76 – о предотвращении противоречий между правовыми актами, в ст. 71 – о федеральном коллизионном праве, в ч. 1 ст. 85 – о согласительных процедурах для разрешения разногласий между органами власти Федерации и ее субъектов, в ч. 2 ст. 85 – о приостановлении актов, ст. 87, 88 и 102 – о порядке введения чрезвычайного и военного положения, гл. 7 – о судебной власти.
В законодательных актах, как правило, содержатся нормы о порядке разрешения споров. Например, в Налоговом кодексе РФ есть раз. VII “Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц”. В Бюджетном кодексе РФ ч. 4 посвящена ответственности за нарушение бюджетного законодательства. В Законе г. Москвы “О Правительстве города Москвы” есть ст. 38 “Урегулирование разногласий между правительством Москвы и Правительством Российской Федерации”.
Темы pефеpатов 1. Пpавотвоpчество и пpобелы в пpаве. 2. Пpобелы в пpаве и пpименение юpидических ноpм. 3. Пpямое действие Конституции РФ и коллизии в пpаве. 4. Пpичины возникновения коллизий в пpаве.
Тема 19. Пpавовые отношения План 1. Понятие пpавоотношений и их pазновидности. 2. Субъекты пpава. 3. Содеpжание, объекты и пpедметы пpавоотношений. 4. Юpидические факты и их pазновидности. Понятие пpавоотношений и их pазновидности В процессе жизнедеятельности люди всегда вступают в какие-либо общественные отношения, взаимосвязи. Многие из этих отношений урегулированы нормами права. Рассмотрим проблему правоотношений с точки зрения позитивных правоотношений. Правовым отношениям как особой разновидности общественных отношений присущи некоторые признаки, такие как: 1. Правоотношения – разновидность отношений общественных (т.е. отношения между людьми, неразрывно связанные с их деятельностью, поведением). 2. Правоотношения, как правило, возникают на основе норм права. (Между нормой права и правоотношением существует жесткая зависимость – в жизни возникают только те правоотношения, на которые указывает юридическая норма. В строгом смысле слова, правоотношения – это законоотношения).
3. Правоотношения характеризуются наличием у их участников субъективных прав и юридических обязанностей. (Это особая форма связи, связь через права и обязанности, которые закреплены в нормах позитивного права. Носитель субъективного права – лицо управомоченное, носитель юридической обязанности – лицо обязанное.) 4. Правоотношения – волевые отношения. Это означает, что помимо нормы права, которая сама по себе уже выражает определенную волю, для возникновения правоотношений необходима воля его участников (вступление в брак возможно лишь при согласии обеих сторон, купля-продажа возможна при согласии продавца и покупателя и т.д.). 5. Правоотношения – это отношения, охраняемые государством. Государство, обеспечивая в конечном счете выполнение требований юридических норм, охраняет и отношения, возникающие на основе этих норм. Таким образом, правоотношения – это охраняемые государством общественные отношения, возникающие, как правило, вследствие воздействия норм права на поведение людей и характеризующиеся наличием субъективных прав и юридических обязанностей у их участников. Различают следующие виды правовых отношений. По способу индивидуализации субъектов: – общие (правовые связи, основанные на общих правах и обязанностях, субъекты которых не имеют поименной индивидуализации); – конкретные (правовые связи, субъекты которых, во всяком случае один их них – носитель субъективного права, определены путем поименной индивидуализации). По способу индивидуализации субъектов в конкретных отношениях: – относительные (те отношения, в которых поименно определены участники – носители субъективного права и носители юридической обязанности); – абсолютные (отношения, в которых поименно определена лишь одна сторона – носитель субъективного права, а обязанными являются все другие лица). По функциям права: – регулятивные (отношения, складывающиеся на основе регулятивных норм и проводящие регулятивную функцию права); – охранительные (отношения, складывающиеся на основе охранительных норм и проводящие охранительную функцию права).
По отраслям права: – конституционно-правовые; – гражданско-правовые; – уголовно-правовые; – административно-правовые; – другие. Субъекты пpава Субъекты правоотношений – это участники правовых отношений, имеющие субъективные права и юридические обязанности. Субъекты и объекты правоотношения, содержание правоотношения образуют его состав. Традиционно все многочисленные субъекты права подразделяются в юридической литературе на два вида: индивиды (физические лица) и организации (юридические лица). К индивидам относятся: граждане государства, иностранцы, лица без гражданства (апатриды), лица с двойным гражданством (бипатриды). К организациям (юридическим лицам) принято относить государственные и негосударственные организации, государство в целом. Виды коллективных субъектов права: 1. Государство в целом. 2. Государственные органы и учреждения. 3. Общественные, кооперативные, коммерческие организации. 4. Промышленные и сельскохозяйственные предприятия. 5. Административно-территориальные единицы. 6. Национально-государственные образования. 7. Избирательные округа. 8. Церковь и ее региональные общины, конфессии. 9. Иностранные фирмы, банки, предприятия. Юридическое лицо – это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном управлении обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс и смету. Для того, чтобы быть субъектом правоотношения, организация или социальная общность, индивид должны обладать правосубъектностью. Правосубъектность – это способность быть участником правоотношения (субъектом права). Применительно к государственным и негосударственным организациям, государству в целом правосубъектность находит выражение в их компетенции. Компетенция – совокупность прав и обязанностей, полномочий организаций и государства в целом, предоставленных для осуществления их функций.
Рассматривая правосубъектность применительно к индивидам, в ней следует различать три составные части (элемента): правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Правоспособность – способность индивида иметь субъективные права и юридические обязанности. Правоспособность человека возникает с момента его рождения (в некоторых случаях до его рождения) и прекращается после его смерти (в некоторых случаях и после). Различают общую, отраслевую и специальную правоспособность. Дееспособность – способность своими действиями осуществлять права и обязанности. Различают полную (наступает с момента совершеннолетия), частичную (дееспособность малолетних от 6 до 14 лет; дееспособность несовершеннолетних от 14 до 18 лет), ограниченную (состоит в ограничении дееспособности в силу судебного решения: лица, находящиеся в алкогольной или наркотической зависимости, душевнобольные и др.). Деликтоспособность – способность лица нести ответственность за свои поступки, прежде всего за совершенное правонарушение. В составе правосубъектности правоспособность является базовым элементом, а дееспособность и деликтоспособность производны от нее, т.е. если лицо неправоспособно, то ни о каких своих действиях по осуществлению прав и ответственности за неисполнение обязанностей речи идти не может.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|