Правотворческая и правореализующая техника
Динамичное развитие правовой сферы общества и государства приводит к резкому увеличению объема нормативно-правового массива. С законом и иными правовыми актами соприкасаются граждане и их объединения, государственные органы, коммерческие и некоммерческие организации. Поэтому многое зависит от качества законов. К сожалению, “юридический класс” законов невысок и одной из причин этого является недооценка правотворческой техники. В результате в процессе законотворчества и правоприменения возникает много юридических коллизий, которые могли быть заблаговременно предотвращены. К сожалению, государственные служащие, депутаты, специалисты, эксперты плохо владеют приемами правотворческой, и в частности, законодательной техники. В отечественной литературе по теории права правотворческая, и как часть ее законодательная, техника традиционно рассматривается в контексте одного из его элементов. Ее характеризуют как систему правил и приемов подготовки наиболее совершенных по форме и структуре проектов нормативных актов, обеспечивающих полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, доступность, простоту и обозримость нормативного материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов. Правотворческая техника трактуется в качестве совокупности правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в контексте источников права и правотворчества. Тем самым подготавливаемый текст нормативного документа является результатом больших интеллектуальных усилий законодателя. Некоторые ученые различают средства изложения содержания правовых юридических предписаний, приемы формулирования норм или положений правовых актов, средства и приемы построения правовых актов.
На основании изложенного можно предложить следующее определение правотворческой техники как системы правил познавательно-логического и нормативно-структурного формирования правового материала и подготовки текста нормативно-правового акта. Правотворческая техника включает в себя средства, способы и приемы: а) выражения воли законодателя (языковые, логические и технико-юридические приемы). Здесь речь идет прежде всего о терминах, конструкциях, символах, неопровержимых презумпциях и фикциях; б) формирования и выражения содержания законодательного материала в статьях закона. Речь идет об абстрактном и казуистическом способе изложения норм, о наиболее оптимальном соотношении нормы права и статьи закона; в) структурного построения норм права и нормативных правовых актов. С этой точки зрения норма права, регулирующая поведение людей, обязательно должна включать в себя гипотезу, диспозицию и санкцию. Крупные законодательные акты включают преамбулу или иные вводные положения. Кодексы, как правило, делятся на Общую и Особенную части; законы обычно делятся на статьи, а те, в свою очередь, на части; акты президента, правительства, федеральных органов исполнительной власти, акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления – на пункты; г) процедуры принятия законопроектов (проектов нормативных правовых актов). Имеются в виду стадии нормотворческой деятельности, процедурные приемы голосования, первое, второе и третье чтение законопроекта; д) опубликования и вступления в силу: сроки, способы и место опубликования, порядок вступления принятых нормативных правовых актов в силу, обратная сила закона; е) систематизации законодательства. В строгом смысле слова – это уже не законодательная техника, но приемы, средства и правила систематизации весьма близко примыкают к правотворчеству и связаны с последующей обработкой нормативного правового материала. Речь идет о правилах, приемах и средствах конфискации, инкорпорации, консолидации.
Юридическая терминология Юридические термины (лат. terminus предел, граница) – это слова или словосочетания, точно обозначающие определенное правовое понятие. Терминология, которой пользуются юридическая наука и законодательство, весьма неоднородна. Все юридические термины делятся на три группы. 1. Общеупотребительные термины – слова обычного литературного языка (“жилое помещение”, “доля”, “захват” и др.). Без них не могут существовать ни юридическая наука, ни законодательство, поскольку без общеупотребительных слов нельзя выразить мысли, сделать законодательство и юриспруденцию доступными для понимания. 2. Специальные юридические термины – это термины, отражающие особенности государства и права как специфических социальных явлений и возникающие в процессе юрисдикционной деятельности. Таковыми, например, являются: “правоотношения”, “подсудимый”, “истец”, “прокурор”, “преюдиция” и другие. Надо при этом заметить, что очень многие специальные юридические термины в современное право пришли из далеких прошлых правовых систем (“алименты”, “иск”, “договор”, “правоспособность” и другие). 3. Специальные неюридические термины – это термины, составляющие принадлежность других (неюридических) наук и отраслей и используемые в законодательстве и юридической науке (“перевозка”, “кибернетика”, “эпизоотия”, “венерическая болезнь” и другие). Для уясненияих смысла надо обращаться к тем отраслям знаний, принадлежностью которых они являются. Юридическая терминология должна отвечать требованиям: – точности в обозначении тогоили иного понятия; – единства (однозначности, когда термин имеет одно, а не несколько значений); – краткости, ясности и простоты. Язык закона должен быть достаточно выразительным и в то же время лишенным эмоциональной окраски. Для законодательства, к примеру, привычен термин “государство”, но не употребляются близкие ему по смыслу слова “отечество”, “отчизна”, “родина”, “держава”. Законодатель оперирует термином “смерть”, но не использует слова “гибель”, “кончина” и т.д.
Юридическая конструкция – специфическое построение нормативного правового материала по тому или иному типу связи между его элементами. Юридические конструкции представляют собой плод многолетней, а нередко и многовековой мыслительной деятельности и вызваны к жизни объективными потребностями урегулирования человеческих отношений. Сфера и особенности регулируемых правом общественных отношений определяют и тип связи нормативного правового материала, иными словами своеобразие той или иной юридической конструкции. Для гражданского права, имеющего дело, главным образом с имущественными отношениями, типичны такие юридические конструкции, как “договор”, “право собственности”, “добросовестный владелец” и другие. Правовые символы – это закрепленные законодательством условные образы, используемые для выражения определенного юридического содержания. Символика – своеобразное средство формализации правового содержания в целях придания ему четкости, определенности, лапидарности и образности. Символам как разновидности “искусственных” замещающих знаков присущ ряд особенностей. Они нередко представляют собой материальные, осязаемые предметы, хотя выражают абстрактное содержание; символы должны быть понятны тем, кто ими пользуется; символы, как правило, рассчитаны на чувственное, эмоциональное восприятие. Символику, однако, нельзя считать архаизмом и уделом древних правовых систем. Используются юридические символы и в современных законодательных системах. В отечественном праве, например, законодательно закрепляется и тем самым приобретает правовой характер ряд символов. Таковыми, например, являются герб, флаг, гимн как символы государства, вставание присутствующих в суде при появлении состава суда как символ уважения к нему и уважения к правосудию. Тоже самое назначение у введенной новым законодательством судейской мантии, принимаемой Президентом Российской Федерации присяги как символа служения народу и т.д.
Правовая презумпция – предположение (в сфере права либо только в связи с правом) о наличии или отсутствии определенных фактов, основанных на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными, подтвержденное предшествующим опытом. Существенным признаком презумпции является ее предположительный характер. Презумпция – это обобщения не достоверные, а вероятные. Однако степеньих вероятности очень велика, и основывается она на связи между предметом и явлениями объективного мира и повторяемости повседневных жизненных процессов. Роль презумпции в праве велика, и было бы неправильно видеть в ней только средство юридической техники. Некоторые общеправовые презумпции приобрели значимость правовых принципов: презумпция знания закона; презумпция добропорядочности гражданина, презумпция невиновности обвиняемого. Весьма оригинальным приемом законодательной техники являются фикции. Правовая фикция – несуществующее положение, признанное законодательством существующим и ставшее в силу этого общеобязательным. Фикции – это положения заведомо неистинные. Однако они широко используются в различных отраслях знаний. Будучи закрепленной в законодательстве, фикция становится правовой (юридической). Объединение рассмотренных и иных научных оценок тенденций развития законодательной практики позволяет сделать четыре важных вывода. Первый – правотворческая техника при внешней непредвзятости может использоваться для целенаправленного регулирования правового поведения с учетом тех или иных социальных интересов. Тогда и правовые нормы могут быть понятными или нарочито сложными, точными или неопределенными. Второй – необходимо учитывать специфику юридико-техноло-гических приемов в разных отраслях законодательства. Ведь вполне очевидны неодинаковые объекты и методы отраслевого правового регулирования. Так, в конституционном законодательстве больше применяется норм-дефиниций, норм-целей и норм-принципов, а сами нормы нередко состоят лишь из диспозиций. В гражданском и уголовном законодательстве традиционной является строгая и детальная структуризация институтов и норм. Третий – правотворческая техника проявляет себя на всех стадиях действия нормативно-правового акта. Без нее не обойтись в процессе разработки первоначального варианта нормативно-правового акта, обсуждения проекта, его оформления и принятия. Четвертый – толкование законов и иных нормативных актов и их реализация также требуют применения приемов юридической техники.
Правореализующая техника включает в себя совокупность приемов, способов и средств, с помощью которых осуществляется правореализующая деятельность. По смыслу форм реализации права можно выделить следующие виды правореализующей техники: – техника соблюдения; – исполнения; – использования; – применения права. Эти формы более подробно рассмотрены в соответствующем разделе теории права. Что же касается средств правореализующей техники, то к ним можно отнести следующие: 1. Нормативно-правовые акты. 2. Органы и учреждения, способствующие успешной реализации права. 3. Правоприменительные акты.
Таким образом, с помощью правотворческой и правореализующей техники во взаимодействии с другими элементами правовой системы осуществляется эффективное правовое регулирование общественных отношений.
Темы рефератов 1. Основные подходы к понятию “юридическая техника”. 2. Законодательная техника. 3. Правоприменительная техника. 4. Интерпретационная техника.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|