Дознание по делам о преступлениях в сфере таможенного дела
Дознание в таможенных органах является важным инструментом правовой защиты экономических интересов РК и ее безопасности. Таможенным органам право на производство дознания по делам о контрабанде впервые было предоставлено в 1995 г. и закреплено в ст. 242 Закона Республики Казахстан от 16 июля 1999 г. №426-I «О таможенном деле в Республике Казахстан». [6] На сегодняшний день таможенные органы в соответствии с п. 4 и п. 9 ст. 285 УПК РК правомочны вести дознание по следующим составам преступлений, предусмотренных УК РК: - статья 209 «Экономическая контрабанда»; - статья 214 «Уклонение от уплаты таможенных платежей»; - статья 250 «Контрабанда изъятых из обращения предметов или предметов, обращение которых ограничено». Дознание в уголовном процессе выступает как форма предварительного расследования уголовных дел. По тяжким преступлениям оно нередко предшествует предварительному следствию и выполняет функцию важного уголовно-процессуального инструмента, обеспечивающего предупреждение и пресечение преступлений, сбор доказательств по делу. Согласно ст. 65 УПК РК, дознание делится на две разновидности: дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, и дознание, по которым производство предварительного следствия не обязательно. Таможенные органы правомочны, осуществлять обе разновидности дознания. Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, проводится в течение пяти дней. Таможенные органы как органы дознания, возбудив уголовное дело в пределах своей компетенции, имеют право и обязаны провести неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления, к которым согласно ст. 200 УПК РК относятся «осмотр, обыск, выемка, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемого, допрос потерпевших и свидетелей». [3]
Как видно, перечень неотложных следственных действий довольно большой. Но это не означает, что таможенные органы, осуществляя данную разновидность дознания, обязаны, во что бы то ни стало выполнить все неотложные следственные действия. Сделать это часто невозможно по объективным причинам. Производство тех или иных неотложных следственных действий и их очередность находится на усмотрении лица, ведущего дознание, его начальника и начальника таможенного органа и во многом зависят от особенностей совершенного преступления, складывающейся на месте обстановки и наличия реальных возможностей их осуществления. Компетентный следователь вправе в любой момент дознания изъять уголовное дело у таможенного органа и принять его к своему производству. Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, заканчивается составлением постановления об окончании дознания и направлением уголовного дела транспортному прокурору для определения его подследственности и передачи следователю для производства предварительного следствия. После передачи дела таможенный орган может проводить по данному делу только неотложные следственные действия по письменному поручению следователя или прокурора. Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, существенно отличается от первой разновидности дознания, в первую очередь объемом полномочий органа дознания и сроками расследования. Данный вид дознания полностью заменяет собой предварительное следствие. Органы дознания не ограничены в производстве следственных действий и в применении мер уголовно-процессуального принуждения.
Возбудив уголовное дело, таможенные орган обязан принять все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления лиц, совершивших преступление, и всех обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. При этом орган дознания руководствуется правилами, установленными УПК РК для предварительного следствия. По таким делам дознание должно быть закончено в десятидневный срок со дня вынесения постановления о возбуждении уголовного дела до передачи уголовного дела прокурору для направления его в суд, включая в этот срок составление протокола обвинения. Этот срок может быть продлен начальником органа дознания до тридцати суток. Копия постановления о продлении срока дознания в течение двадцати четырех часов направляется прокурору. Практически на каждой стадии уголовного процесса, в том числе и при производстве дознания, необходимо доказывать событие преступления, виновность обвиняемого и ряд других обстоятельств. Это происходит путем собирания доказательств, в частности – путем производства следственных действий. Перечень следственных действий, производимых при осуществлении дознания различных преступлений, отличается. Вот некоторые особенности производства дознания при получении информации о совершении преступления «Экономическая контрабанда». По прибытии на место задержания, при наличии явных признаков совершения преступления, составляется протокол осмотра местности, согласно ст. ст. 221-223 УПК РК, где фиксируются место, время, место составления протокола, в описательной части - результаты осмотра: в какой местности произведено задержание, состояние транспортного средства, товара, фиксируется расстояние от места задержания до таможенной границы, ближайшего населенного пункта, дороги, в каком направлении перемещалось транспортное средство и другие обстоятельства, имеющие значение для дела. Если имеется возможность, производится полный осмотр и пересчет обнаруженного товара, о чем делается запись в описательной части протокола. При отсутствии такой возможности, осмотр и пересчет обнаруженного товара производится на складе временного хранения, куда транспортное средство с товаром доставляется под сопровождением сотрудников, осуществивших задержание, о чем делается запись в протоколе. Протокол составляется в присутствии двух понятых, владельца транспортного средства, товара, при необходимости эксперта, специалиста. В исключительных случаях (в труднодоступной местности, при отсутствии надлежащих средств сообщения или когда в силу других объективных причин нет возможности привлечения граждан в качестве понятых, а также в случаях, если проведение осмотра связано с опасностью для жизни и здоровья людей), осмотр может производиться без участия понятых, но с применением технических средств фиксации его хода и результата. При этом в протоколе делается запись наименования технического средства и носителя информации. Кроме того, в ходе осмотра производится изъятие товаросопроводительных документов на груз, о чем делается запись в протоколе.
Составляется подробная схема осмотра местности, где графически наносится движение и место задержания транспортного средства, расстояние от места задержания до таможенной границы РК, ближайшего населенного пункта, автодороги и другие данные, имеющие значение для дела. Схема составляется лицом, производящим осмотр местности, в присутствии двух понятых, владельца транспортного средства и товара, при необходимости эксперта, специалиста. Отбираются объяснительные у водителя автомашины, владельца товара, понятых и других лиц, которые могут сообщить о фактических обстоятельствах дела. При доставлении задержанного транспортного средства с товаром на склад временного хранения производится осмотр транспортного средства, о чем составляется протокол (в соответствии со ст. ст. 221-223 УПК РК), где фиксируется место, время и результаты осмотра. Протокол составляется в присутствии двух понятых, владельца транспортного средства и товара, при необходимости эксперта, специалиста. После установления количества и наименования задержанного товара, назначается судебно-товароведческая экспертиза (ст. ст. 240-243 УПК РК), с целью определения рыночной стоимости товара (Приложение А). По результатам экспертизы определяется таможенная стоимость товара с учетом транспортных расходов, о чем составляется справка-расчет.
В случае если таможенная стоимость задержанного товара превышает тысячекратный месячный расчетный показатель, установленный в РК, выносится постановление о возбуждении уголовного дела по ст. 209 УК РК. В случае если стоимость товара не превышает тысячекратного месячного расчетного показателя, выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и принимается решение о привлечении виновных лиц к административной ответственности. При наличии информации о совершении контрабанды изъятых из обращения предметов или предметов, обращение которых ограничено (ст. 250 УК РК), дознаватель выезжает на место задержания, где производит осмотр живого лица (транспортного средства), о чем составляется протокол (ст. ст. 221-223 УПК РК), где указывается место, время его составления, описывается при каких обстоятельствах было обнаружено изъятое из обращения вещество или предмет, где оно было укрыто и хранилось. Изъятое вещество или предмет упаковывается, оклеивается, опечатывается, где расписываются задержанный, двое понятых, лицо, изъявшее вещество, о чем делается запись в протоколе. Протокол составляется в присутствии двух понятых, владельца транспортного средства и товара, при необходимости эксперта, специалиста. Осмотр может проводиться без участия понятых, в случаях, предусмотренных ст. 221 УПК РК. Отбираются объяснительные у задержанного, понятых и других лиц об обстоятельствах, имеющих значение для дела. Выносится постановление о назначении судебно-химической экспертизы с целью определения (вида наркотического вещества, его веса), в случае изъятия оружия – принадлежит ли оно к нарезному виду и является ли огнестрельным, ножа – относится ли к холодному оружию. Одновременно с уголовным делом по ст. 250 УК РК (Приложение Б) возбуждается уголовное дело по ст. 259 УК РК «Незаконное хранение, перемещение наркотических средств без цели сбыта» (Приложение В), которые впоследствии объединяются в одно уголовное дело (Приложение Г). В процессе расследования уголовного дела (имеются в виду обе разновидности дознания) все следственные действия, проводимые по уголовному делу, оформляются протоколами, а принимаемые решения – постановлениями. Протоколы являются наиболее распространенными процессуальными документами, имеющими большую значимость в уголовно-процессуальной деятельности. В них концентрируется большая часть доказательственной и другой информации, необходимой для правильного разрешения дела. Поэтому не случайно уголовно-процессуальный закон предъявляет высокие требования к оформлению протоколов следственных действий и их содержанию.
Все протоколы следственных действий условно можно разделить на три вида: 1) протоколы как вид доказательства по делу; 2) протоколы допросов; 3) протоколы, фиксирующие результаты принятых по делу промежуточных процессуальных решений, например, протокол об ознакомлении с постановлением, о назначении экспертизы (Приложение Д), протокол объявления об окончании предварительного следствия и о предъявлении обвиняемому и его защитнику материалов дела (Приложение Е) и др. Протоколы как вид доказательства занимают особое место среди других протоколов. С их помощью оформляются все следственные действия по собиранию доказательств. К этой группе протоколов относятся: протоколы осмотра и освидетельствования, обыска и выемки, задержания, предъявления для опознания, следственного эксперимента, проверки показаний на месте (Приложение Ж). В связи с тем, что данные протоколы являются доказательствами по делу, они должны быть составлены в строгом соответствии с требованиями УПК РК и содержать в себе основания и порядок производства следственного действия, и всю полученную при этом информацию по расследуемому уголовному делу. Нарушение этих предписаний закона влечет за собой утрату протокола как доказательства. В соответствии со ст. 203 УПК РК, протокол производства следственного действия составляется в ходе его осуществления или сразу же после его окончания. Недопустимо составлять протокол спустя сутки и более после проведения следственного действия. Протокол составляет исполнитель следственного действия (следователь, лицо, ведущее дознание). В протоколе должно быть указано: время и дата производства следственного действия; время его начала и окончания; должность, звание и фамилия лица, составившего протокол; фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в следственном действии, его адрес; порядок производства следственного действия, его содержание; подробно выявленные факты, обстоятельства и все материалы, имеющие значение для уголовного дела. Протокол прочитывается всем лицам, участвовавшим в следственном действии, после чего ими подписывается. Если кто-либо из участвовавших в следственном действии откажется от подписи протокола, то в нем делается отметка о причине отказа, заверяемая подписью указанного лица и понятых. В группу протоколов входят протоколы допросов, которые доказательствами по делу, как правило, не являются. Они призваны зафиксировать такие доказательства, как показания свидетелей и потерпевших, обвиняемых и подозреваемых.(Приложение К). Протокол допроса состоит из трех частей: вводной, описательной и заключительной. Во вводной части указывается, где и когда проведен допрос, время начала и окончания допроса, должность, звание, фамилия и инициалы лица, ведущего допрос, должности, фамилии и инициалы других лиц, участвовавших или присутствовавших на допросе. Во вводной части указываются анкетные данные допрашиваемого лица и сведения о его паспорте или других документах, удостоверяющих личность. В этой части протокола допроса свидетеля или потерпевшего также дано разъяснение прав и обязанностей и предупреждение об уголовной ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний по ст. 129 УК РК, о чем они в протоколе должны поставить свои подписи. В протоколе допроса подозреваемого должно быть разъяснение прав подозреваемого, предусмотренных ст. 68 УПК РК, и сообщение о том, в совершении какого преступления он подозревается (ст. 134 УПК РК). Описательная часть протокола допроса включает в себя сведения, сообщенные допрашиваемым в форме свободного рассказа, а также вопросы, поставленные перед допрашиваемым, и ответы на них. Показания пишутся от первого лица и по возможности дословно. Не следует пользоваться таможенной терминологией, смысл, которой допрашиваемый не может знать. Заключительная часть протокола допроса включает в себя отметку об ознакомлении с протоколом допрошенного, всех участников допроса и присутствовавших на нем. Если во время ознакомления с протоколом допроса были сделаны замечания, они должны быть отражены в протоколе. Допрошенное лицо подписывает каждую и последнюю страницы протокола допроса. Если обвиняемый, подозреваемый, свидетель или потерпевший не могут подписать протокол допроса в силу физического состояния, лицо, ведущее допрос, приглашает постороннего человека, заслуживающего доверие, и зачитывает ему протокол допроса. С согласия допрошенного постороннее лицо удостоверяет своей подписью протокол допроса (каждую и последнюю страницы протокола (ст. 213 УПК РК). Применительно к допрошенному на последней странице отмечаются примерно следующие слова: «Протокол мною прочитан лично (или мне прочитан). Показания записаны с моих слов правильно, дополнений и замечаний не имею», при этом ставится подпись допрошенного. Протокол подписывается лицом, в отношении которого было принято решение, и дознавателем таможенного органа. Постановление – это важный документ, с помощью которого принимаются решения, при этом в отдельных случаях делается ссылка на доказательства, обосновывающие необходимость решения, например, при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу. В результативной части указывается решение, принятое по делу. Постановление подписывает начальник таможенного органа как органа дознания или дознаватель, если постановление вынесено от его имени. Постановление подлежит утверждению начальником таможенного органа, в противном случае, оно правовой силы иметь не будет. Постановления о производстве обыска (ст. 230 УПК РК), выемки предметов и документов, содержащих сведения, являющиеся государственной тайной (ст. 231 УПК РК), о временном отстранении от должности (ст. 159 УПК РК) требуют санкции прокурора или решения суда. Решение о производстве дознания принимается: - в центральном аппарате Агентства таможенного контроля РК – начальником Управления по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил или лицом, его замещающим; - в Департаменте таможенного контроля РК – начальником этого Департамента или лицом, его замещающим; - в таможне РК – начальником этой таможни или лицом, его замещающим. Руководство дознанием осуществляется начальником Управления по борьбе с контрабандой КТК МФ РК, начальниками региональных департаментов таможенного контроля и таможен или лицами, их замещающими. Для производства дознания по решению начальников органов дознания назначаются дознаватели из числа подчиненных им должностных лиц, состоящих в штате соответственно отделов организации дознания по делам о таможенных преступлениях Управления по борьбе с контрабандой, отделов организации дознания региональных департаментов таможенного контроля и отделов дознания таможен. При выполнении всех следственных действий по делу дознаватель обязан строго руководствоваться требованиями Уголовно-процессуального кодекса РК: вести дознание объективно, строго соблюдать права граждан, использовать предоставленные ему законом полномочия для раскрытия преступления и обнаружения лиц, их совершивших, выявления их преступных связей. Дознание оканчивается составлением протокола обвинения (Приложение Л)и передачей уголовного дела прокурору для проверки законности. После проверки прокурор передает уголовное дело в суд для рассмотрения и вынесения решения по делу. Обязанность дознавателя таможенного органа на данном этапе заключается в том, чтобы обеспечить явку обвиняемого и свидетелей в суд. Результаты деятельности органа дознания определяются следующими показателями: - количество возбужденных уголовных дел; - количество уголовных дел, направленных прокурору с протоколом обвинения; - количество уголовных дел. Так в 2005 году службой дознания таможни «Семей» возбуждено 45 уголовных дел: - ст.209 ч.1 - Экономическая контрабанда – 11 уголовных дел (10) – (далее в скобках цифра за аналогичный период 2004 года); - ст. 250 ч.1 - Контрабанда изъятых из обращения предметов или предметов, обращение которых ограничено – 23 уголовных дел (20); - ст. 259 – 10 уголовных дел (13); Из общего количества возбужденных уголовных дел направлено с обвинительным заключением прокурорам – 14 уголовных дел - ст. 209 ч.1 – 7, из них рассмотрено судом 7 дел, из них 6 с конфискацией; - ст. 250 ч.1 – 6, из них рассмотрено судом 6 дел; - 259 ч. 1 – 1, из них рассмотрено судом 1 дело; Рассмотрено судами 14 дела, что составляет 31 % от общего количества возбужденных дел.[29]. Таким образом, таможенные органы осуществляют правоохранительную деятельность, в том числе и борьбу с преступлениями в сфере таможенного дела, руководствуясь при этом положениями Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов РК. Результаты этой деятельности оцениваются с помощью количественных показателей, рост или снижение которых зависит от объективных и субъективных причин.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|