Оперативно-розыскная деятельность как один из методов совершенствования борьбы с таможенными преступлениями
В настоящее время преступления в сфере таможенного дела являются одним из распространенных видов преступной деятельности, наносящих существенный ущерб экономическим и политическим интересам Республики Казахстан. В этих условиях значительная роль в борьбе с таможенными преступлениями отводится оперативно-розыскным подразделениям. Оперативно-розыскная деятельность является видом государственной деятельности. Она осуществляется гласно и негласно уполномоченными на то государственными органами и оперативными подразделениями в пределах их компетенции путем проведения оперативно-розыскных мероприятий и использования при этом специальных сил, средств и методов в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств. Ранее в ст. 243 Закона РК «О таможенном деле в РК» за таможенными органами было закреплено право на осуществление оперативно-розыскной деятельности: «Таможенные органы РК осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое законодательством РК преступлением, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов РК, в целях обеспечения собственной безопасности таможенных органов, а также при запросах международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами (соглашениями) по таможенным вопросам». [6] Однако в 2001 году в Закон РК «Об оперативно-розыскной деятельности» были внесены изменения и дополнения, и таможенные органы были исключены из перечня правоохранительных органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность.
Для исключения противоречий законодательства республики с международными обязательствами, обеспечения эффективного взаимодействия с правоохранительными органами и специальными службами республики по вопросам выявления и пресечения преступлений в сфере экономики, следует законодательно закрепить за таможенными органами функции оперативно-розыскной деятельности, наделив правом проведения отдельных мероприятий, предусмотренных ст. 11 Закона РК «Об оперативно-розыскной деятельности» [5]. Введение оперативно-розыскной деятельности в таможенных органах прежде всего положительно скажется на осуществлении борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Как правило, правоохранительные органы, задерживая крупную партию наркотиков, заранее обладают информацией о времени и месте пересечения таможенной границы и готовятся к этому. Проблема контрабанды наркотических средств на сегодняшний день стоит очень остро. Наркотики идут нескончаемым потоком в Россию и Европу транзитом через Казахстан. И задача таможенных органов не только остановить распространение наркотиков на территории РК, но и не допустить их вывоз в сопредельные страны. Для более эффективной работы таможенных органов в данном направлении необходимо обладать информацией о готовящемся преступлении. В процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, таможенные органы должны взаимодействовать с иными правоохранительными органами: органами внутренних дел, органами национальной безопасности, финансовой полицией – и осуществлять обмен информацией об источниках и каналах незаконного поступления на внутренний рынок, а также возможном вывозе за рубеж оружия, наркотиков. Деятельность таможенных и иных правоохранительных органов должна быть согласованной и направлена не на соперничество, а на достижение одной цели – защиту национальной безопасности.
Для этого необходимо провести анализ расстановки кадрового состава подразделений таможенных органов, обеспечивающих борьбу с экономической контрабандой и контрабандой наркотиков для использования на этих участках наиболее подготовленных сотрудников, имеющих опыт осуществления оперативно-розыскной деятельности. Оперативно-розыскная деятельность включает различные виды деятельности, основным из которых является информационная деятельность. Информационный аспект имеет большое значение, так как работа с информацией, работа над информацией, работа с источниками информации составляют главное содержание. Одним из основных способов получения информации о преступлениях является работа с «агентурой» - лицами из преступной среды, обладающими такой информацией и сотрудничающими с оперативными работниками таможенных органов за определенное вознаграждение. Работа с конфидентами (секретными источниками) направлена на добывание: предупреждающей информации о намерениях преступников и признаках возможных посягательств на интересы безопасности защищаемых объектов (выявление); ориентирующей информации о признаках и фактах подготавливаемого или совершаемого посягательства и предотвращение ее вредных последствий (выявление и предупреждение); конкретной фактической информации о состоявшемся преступлении, способствующей его раскрытию и привлечению виновных лиц к ответственности (пресечению) [13]. Необходимо отметить, что несомненным плюсом оперативно-розыскной деятельности являются небольшие затраты на ее введение. Для осуществления оперативно-розыскной деятельности из государственного бюджета будут выделяться денежные средства, которые главным образом будут использоваться для выплаты вознаграждения «агентам» за предоставленную информацию, а также для приобретения необходимых технических средств и средств связи. Для уточнения и перепроверки добытой и полученной информации должны использоваться специальные технические устройства и криминалистические средства. Полученная информация подвергается непрерывной обработке, анализируется и используется в процессе раскрытия механизма преступления и розыска конкретных его участников.
С правовой точки зрения, действия сотрудников оперативных подразделений таможенных органов должны основываться на нормах закона и, будучи направлены на охрану правопорядка, интересов личности, общества и государства, принципиально отличаться от действий дознавателей-следователей тем, что они являются действиями «допроцессуальными», хотя и подчиненными изначально интересам соблюдения уголовно-процессуальных норм. В отличие от действий дознавателей и следователей, открыто, официально, от имени государства ставящих вопросы по поводу преступления подозреваемому, обвиняемому, свидетелю, эксперту и т.д., сотрудники оперативных подразделений в рамках оперативно-розыскной деятельности, как правило, скрывают перед объектом свою заинтересованность, проявляемый к нему интерес и желание получить от него или о нем те или иные сведения. Поэтому и характер отношений между сотрудником оперативного подразделения и объектом его заинтересованности должен быть, как правило, неправовым, неофициальным, где цели действий или поступков сотрудника замаскированы, так же, как и средства и способы, используемые им [13]. Добытая оперативным путем информация должна закрепляется в оперативных документах, использоваться в оперативных интересах, не всегда получая процессуальное оформление. К оперативным подразделениям, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, должны быть отнесены: Управление внутренней безопасности КТК МФ РК и соответствующие подразделения на местах; Управление по борьбе с контрабандой КТК МФ РК и соответствующие подразделения таможенных органов. Отдельные оперативно-розыскные мероприятия, в определенной дозировке и в основном разведывательно-поискового характера, неизбежно будут применяться и Управлением таможенной охраны и режима КТК МФ РК и соответствующими подразделениями местных таможенных органов - при решении ими задач обеспечения физической охраны таможенной инфраструктуры и должностных лиц, а также в целях выявления и перехвата нелегальных каналов перемещения товаров в обход таможенных постов.
Каждому из направлений правоохранительной деятельности должна соответствовать своя группа задач. На подразделения внутренней безопасности таможенных органов возлагается выполнение следующих функций: - обеспечение информационной безопасности и ведение борьбы с возможной утечкой охраняемых сведений определенной степени секретности; - организация и осуществление координации и взаимодействия с оперативными подразделениями других правоохранительных органов в интересах обеспечения собственной безопасности. - осуществление мобильных рейдов, с целью предупреждения, выявления и пресечения преступлений в сфере таможенного дела; - в рамках оперативной работы, проверка участников внешнеэкономической деятельности, а также структурных подразделений таможенных органов осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль участников ВЭД; - предупреждение, выявление и пресечение фактов незаконного вмешательства представителей других правоохранительных органов в деятельность таможенных органов; - группой быстрого реагирования – осуществление физической поддержки при оперативной разработке преступной деятельности отдельных лиц, либо группы лиц; непосредственное задержание лиц совершивших преступления, а также транспортных средств; физическая охрана сотрудников оперативного отдела, а также лиц проходящих по делу в качестве свидетелей, либо подозреваемых; иные мероприятия в рамках закона, направленные на предупреждение, выявление и пресечение преступлений. Подразделения внутренней безопасности решают задачи выявления, предупреждения и пресечения, возможных с чьей-либо стороны попыток вовлечения отдельных сотрудников таможенных органов в неблаговидные действия с целью последующего проникновения в таможенные ряды, осуществляя проверку материалов в отношении таких лиц, полученных в результате собственных усилий и поступающих из других подразделений и органов. В основном с помощью подразделений внутренней безопасности будет решаться задача самоочищения таможенных рядов от проникших в нее случайных лиц и в немалой степени – профилактики правонарушений. Подразделения по борьбе с контрабандой решают задачи выявления, предупреждения и пресечения указанных нарушений закона. В них стекается основной поток оперативной информации со всех сторон. На основе анализа текущих оперативных материалов сотрудники этих подразделений должны выявлять признаки подготавливаемых или осуществляемых контрабандных операций и нарушений таможенных правил в крупных размерах, организовывать квалифицированную первичную проверку получаемых материалов и работу по дополнительному изучению.
В силу повышенной опасности и не снижающегося объема контрабанды наркотиков и незаконным оборотом оружия. Благоприятную перспективу в борьбе с таможенными преступлениями создает развитие сотрудничества с таможенными органами зарубежных стран. Известно, что контрабанда и другие экономические преступления и коммерческие правонарушения, порожденные стремлением заинтересованных лиц обойти установленный порядок перемещения товаров через границу, уходят корнями в далекое прошлое, а арсенал ухищрений и изощренных тайных методов и приемов их применения неисчерпаем и постоянно пополняется. Поэтому понятно, что основным резервом повышения эффективности деятельности таможенных органов по борьбе с таможенными преступлениями является ускоренное освоение и внедрение методов оперативно-розыскной деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|