Дополнительные мероприятия по повышению эффективности борьбы с преступлениями в сфере таможенного дела
Еще одним недостатком, затрудняющим работу таможенных органов, является несовершенство нормативно-правовой базы в области регулирования борьбы с таможенными преступлениями. Для решения указанной проблемы предлагается внести изменения в Уголовно-процессуальный и Уголовный кодексы РК. В частности, необходимо отменить положение, зафиксированное в ст. 121 УПК о конфискации в качестве вещественных доказательств по уголовному делу изъятых товаров и транспортных средств. Вместо этого необходимо обязать владельцев изъятых товаров оформить товар в таможенном отношении, уплатить причитающиеся таможенные платежи и только после этого возвращать товар его владельцу. При этом, чтобы компенсировать потери государственного бюджета, необходимо увеличить сумму штрафа в санкции ст. 209 УК РК. Если владелец товара отказывается оформлять его, тогда изъятый товар переходит в собственность государства и реализуется; доходы от продажи товара поступают в государственный бюджет. Другим дополнительным мероприятием, способным существенно повысить эффективность деятельность таможенных органов по борьбе с преступлениями в сфере таможенного дела, в частности, контрабанды наркотиков и взрывчатых веществ, является развитие Кинологической службы в таможенных органах. В зоне деятельности таможни «Семей» все задержания наркотиков в 2005 году проводились с применением служебно-розыскных собак. Из 23 задержаний наркотических средств в 2005 году в 23 случаях принимали участие специалисты- кинологи таможни Семей». Учитывая последние факты задержания наркотиков на таможенные посты «Ауыл», «Жезкент», через которые проходит основной грузопоток и перемещение физических лиц, для усиления работы в данном направлении были направлены инспектора-кинологи отдела. Из состоящих в штате ОБК 2 единиц специалистов-кинологов, все 2 специалиста-кинолога откомандированы на таможенный пост «Ауыл».
Вместе с тем, на сегодняшний день имеющееся количество специалистов-кинологов в таможне недостаточно для осуществления полного контроля и пресечения нелегального оборота наркотических средств через таможенную границу в зоне деятельности таможни «Семей». Для нормальной и эффективной работы инспекторов-кинологов по выявлению наркотических средств на таможенных постах, учитывая требования Приказа №3394 от 12.12.2000 года АТК РК и Наставления по Кинологической службе АТК РК (где после активной поисковой работы служебно-розыскной собаки предусмотрен отдых не менее одних суток), необходимо увеличение их численности с 15 до 20 единиц. Необходимая потребность инспекторов-кинологов в разрезе структурных подразделений таможни «Семей» приведена в таблице 3.1.
Таблица 3.1 - Потребность инспекторов-кинологов в разрезе структурных подразделений таможни «Семей»
Важную роль в повышении эффективности работы таможенных органов имеет использование технических средств таможенного контроля и оснащение ими структурных подразделений таможни. В 2005 г. оперативно-технической службой таможни «Семей» проведена сверка наличия технических средств таможенного контроля (далее - ТСТК) на таможенных постах и подразделениях таможни «Семей». На основании проведенной сверки в КТК МФ РК направлено письмо о наличии ТСТК и необходимой потребности.
Следует отметить, что ходе таможенного контроля сотрудниками структурных подразделений за 12 месяцев 2005 года технические средства таможенного контроля применялись 85618 раз, при их помощи выявлено 700 правонарушений в сфере таможенного дела, в том числе и уголовных преступлений, что составляет 73,8% от общего числа правонарушений выявленных структурными подразделениями таможни «Семей» В дальнейшем личному составу таможни «Семей» необходимо ежедневно на постоянной основе применять имеющиеся ТСТК в повседневной работе, с целью эффективного выявления преступлений и правонарушений в сфере таможенного дела совершаемыми недобросовестными участниками ВЭД. В настоящее время таможенные органы испытывают дефицит по многим позициям материально-технического обеспечения. Проведение эффективного контроля за перемещением товаров становится невозможным без применения надежных технических средств таможенного контроля (ТСТК: досмотровой рентгеновской техникой, приборами радиационного контроля, средствами идентификации), потребность в которых удовлетворена на сегодня в среднем только на 25 %. Улучшение технической оснащенности таможенных органов, укрепление Кинологической службы позволит усилить борьбу с незаконным перемещением наркотических средств, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, культурных ценностей и др., что, в конечном итоге, будет способствовать укреплению национальной безопасности страны. Заключение
Таким образом, преступления в сфере таможенного дела оказывают весьма негативное влияние на экономику страны, национальную безопасность государства, причиняют вред жизни и здоровью, законным интересам граждан. Таможенные органы Республики Казахстан в числе прочих функций осуществляют и борьбу с преступлениями и правонарушениями в сфере таможенного дела. В работе были исследованы теоретические аспекты правоохранительной деятельности таможенных органов РК; разновидности таможенных преступлений; процесс производства должностными лицами таможенных органов дознания по делам о преступлениях в сфере таможенного дела; критерии оценки работы таможенных органов в данной области.
В ходе анализа борьбы таможенных органов с преступлениями в сфере таможенного дела на примере таможни «Семей» было установлено, что в целом по Республике Казахстан количество возбужденных уголовных дел по ст. 209 УК РК «Экономическая контрабанда» в 2005 г. увеличилось по сравнению с 2004 г., не является исключением и таможня «Семей». В сфере борьбы с контрабандой наркотиков зафиксирована тенденция ежегодного роста количества выявляемых наркотических средств. Однако при этом работа по борьбе с контрабандой наркотиков ведется не на должном уровне. После прохождения таможенного контроля на таможенных постах РК российские таможенники выявляют факты перемещения наркотических средств. В ходе анализа были выявлены существующие проблемы и недостатки, оказывающие влияние на эффективность работы таможенных органов в области борьбы с таможенными преступлениями. В частности: 1. несовершенство нормативно-правовой базы правоохранительной деятельности таможенных органов; 2. недостаточная оснащенность техническими средствами таможенного контроля и транспортом, дополняемая большим количеством объездных дорог; 3. недостаточное количество служебно-розыскных собак на таможенных постах. Для решения этих и других проблем были предложены следующие пути повышения эффективности деятельности таможенных органов в области правоохранительной деятельности. 1. Обеспечить таможенные посты необходимыми техническими средствами таможенного контроля и транспортными средствами, что существенно повысит результативность работы таможенных органов. 2. Произвести комплектацию таможенных постов служебно-розыскными собаками для осуществления таможенного контроля транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РК. 3. Перекрыть часть объездных дорог через российско-казахстанскую границу помимо таможенных постов, что снизит нелегальный поток товаров и вынудит участников ВЭД перемещать товары в законном порядке. 4. Внести изменения в ст. 121 Уголовно-процессуального кодекса РК, а именно отменить конфискацию задержанных товаров и транспортных средств по ст. 209 УК РК, увеличить сумму штрафа и обязать нарушителя оформить в таможенном отношении товар и только после этого вернуть его владельцу.
Применение указанных мероприятий в деятельности таможенных органов позволит существенно повысить эффективность деятельности таможенных органов по борьбе с преступлениями в сфере таможенного дела и улучшит результаты работы. Список использованной литературы
1. Конституция РК. – А.: Жетi-Жаргы, 1996. 2. Таможенный кодекс РК. – А.: ЮРИСТ, 2003. 3. Уголовно-процессуальный кодекс РК. – А.: ЮРИСТ, 2002. 4. Уголовный кодекс РК. – Алматы: ЮРИСТ, 2002. 5. Об оперативно-розыскной деятельности: Закон РК. – А.: ЮРИСТ, 2002. 6. Об утверждении запретов на ввоз в Республику Казахстан и вывоз из Республики Казахстан товаров и транспортных средств, перечней товаров, запрещенных к помещению под некоторые таможенные режимы, а также запретов и ограничений на проведение операций с товарами, помещенными под отдельные таможенные режимы: Постановление Правительства РК от 10.07.2003 г. №681. 7. О практике применения законодательства об уголовной ответственности за контрабанду: Постановление Пленума Верховного суда РК от 18.07.1997 г. 8. Алибеков С.Т. Казахстанское таможенное право (Общая и Особенная части). – А.: ВШП «Адилет», 1999. 9. Басков В.И. Оперативно-розыскная деятельность. Учебное пособие. – М., 1997. 10. Борчашвили И.Ш., Рахимжанова Г.К. Комментарий к Уголовному кодексу Республики Казахстан. – Караганда, 1999. 11. Менеджмент в системе таможенных органов Республики Казахстан. Учебное пособие. / С.К. Курманбаев – Семипалатинск, 2001. 12. Основы таможенного дела. Под ред. В.Г. Драганова – М., 1998. 13. Правоохранительная деятельность таможенных органов Республики Казахстан: Учебное пособие / С.К. Курманбаев, Р.Р. Мустакимов, О.С. Султанов, С.Х. Тойкин, Н.Г. Нурекенов. – А., 2003. 14. Сарсембаев М.А. Таможенное право: Учебник. – А.: Данекер, 2000. 15. Таможенное право. Учебник. Под ред. А.Ф. Ноздрачева, - А.: ЮРИСТ, 1998. 16. Уголовное право Республики Казахстан. Общая чать. – А.: Жетi Жаргы, 1998. 17. Абдикеев М.Н. Проблемы реализации законодательства о контрабанде // Вестник КазНУ. Серия юридическая.- 2003. - №3. – С. 26-29. 18. Борьба с контрабандой: проблемы и решения // Кеден, - 2002. - № 6. 19. Гармаев Ю.П. Источники методики расследования преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности // Вестник криминалистики. – 2003. – вып. 1 (5), - С. 22-30. 20. Героин изымают килограммами // Таможня. - 2003. - №23 (96). – С.19. 21. Героиновый урожай // Таможня. – 2003. - №21 (94). – С.19. 22. Еримбетов С.С. О взаимодействии правоохранительных органов по выявлению и расследованию уголовных дел об экономической контрабанде, незаконном обороте оружия и наркотиков // Закон и время. – 2003. - №3. – С.11-15.
23. Итоги деятельности таможенных органов РК за 2003 год // Кеден – Customs. – 2004. – №1. – С.2. 24. Когда калькулятор опаснее ножа // Юридическая газета, №20 (495), 7 мая 2003 г. – С. 4. 25. Кожагапов Е. Роль таможенных органов в становлении независимого Казахстана // Кеден. – 2001. - №7. – С. 5. 26. Об итогах работы таможенных органов Республики Казахстан за 2003 год и задачах на 2004 год // Кеден – Customs. – 2004. – №2. – С.4-5. 27. Омарова З.Н. Причины и условия совершения контрабанды в РК // Вестник КазНУ. Серия международные отношения и международное право.- 2002. - №3. – С. 11-15. 28. Преступление и наказание // Кеден. – 2003. - №8(32). – С.7. 29. Пугаев А. Как бороться с контрабандой // Мысль. - 1999. - №1. С. 53-55. 30. Саматова Г.Б. Ответственность за контрабанду по новому Уголовному кодексу РК // Правовой вестник. – 2002. №9. 31. Семь тонн наркотиков не дошли до клиентов // Таможня. – 2003. №24(97). – С.4. 32. Степченко В. Регион большого трафика // Таможня. – 2003. №4(28). – С.13. 33. Таможенники на пути наркотиков // Кеден. – 2001. – №5. - С.8.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|