Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Расширение ассортимента предлагаемых логистических услуг




· отсрочка, заключающаяся в том, что в распределительную систему передается почти готовая продукция, при этом ее модификация или учет последних требований потребителей откладываются до самого последнего возможного момента, что существенно снижает уровень запасов;

· перевалка, использование прямой отгрузки, которые сводят к нулю запасы и соответствующие расходы в распределительных центрах;

· массовый выпуск продукции на заказ, объединяющий выгоды массового производства с гибкостью продукции на заказ (B2С);

· прямая доставка через электронные сети передачи данных, через курьерские службы, службы экспресс-доставки посылок;

· услуга управления запасами продавцом, которая заключается в том, что поставщики управляют как собственными запасами, так и запасами, хранящимися в нижних звеньях цепи поставок, что снижает общие затраты;

· синхронизированное перемещение материалов, при котором информация о движении МП доводится до всех участников цепи поставок одновременно, что позволяет оперативно координировать перемещение МР;

· многое другое.

13. Охарактеризуйте основные принципы реализации подхода к управлению социально-экономической системой.

Принцип системного подхода. Подход к объектам исследования как системам – одна из главных особенностей логистики. Максимальный эффект можно получить только в случае, когда МП оптимизируется на всем протяжении от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя, а не в рамках отдельного предприятия или подразделения.

Принцип глобальной оптимизации. В процессе оптимизации структуры или управления ЛС необходимо согласование частных целей функционирования отдельных элементов системы для достижения глобального оптимума.

Принцип логистической координации и интеграции. В процессе логистического менеджмента необходимо достижение согласованного, интегрального участия всех звеньев ЛС или ЛЦ от ее начала и до конца в управлении всеми видами потоков при реализации целевой функции.

Отказ от выпуска универсального технологического и подъемно-транспортного оборудования. Смысл этого положения в использовании оборудования, соответствующего, в основном, конкретным условиям/

 

Принцип развития логистического сервиса- достижение современного уровня логистического сервиса и его развитие (обеспечение гибкости, надежности и высокого качества: своевременная доставка, удобная тара, приемлемые партии, подобранный ассортимент и т.п.).

Принцип моделирования и информационно-компьютерной поддержки. При анализе, синтезе и оптимизации объектов и процессов в ЛС широко используются различные модели: математические, графические, физические, имитационные и др. Реализация логистического менеджмента в настоящее время невозможна без соответствующей информационно-компьютерной поддержки.

Принцип разработки необходимого комплекса подсистем, обеспечивающих процесс логистического менеджмента: технической, экономической, организационной, правовой, кадровой, экологической и др.

Принцип TQM (total quality management) – всеобщего управления качеством. Обеспечение надежности функционирования и высокого качества работы каждого элемента ЛС для обеспечения общего качества товаров и сервиса, поставляемых конечным потребителям.

Принцип гуманизации всех функций и технологических решений в ЛС. Все решения должны соответствовать экологическим требованиям по охране окружающей среды, эргономическим, социальным, этическим требованиям к работе персонала и т.п.

Принцип устойчивости и адаптивности- ЛС должна уметь перестраиваться, меняя цели, параметры, критерии оптимизации, программу функционирования, т.е. приспосабливаться к новым условиям внешней среды. Это является существенным фактором устойчивого положения на рынке.

Принцип тотальных затрат. Одна из основных задач логистики – минимизация совокупных логистических издержек на протяжении всей ЛЦ от первичного источника сырья до конечного потребителя. Необходимым условием эффективного решения этой задачи является возможность точного измерения логистических издержек, но это возможно лишь при условии, если система учета издержек производства и обращения позволяет выделять затраты на логистику.

Использование теории компромиссов для перераспределения затрат. Под компромиссом понимается гармонизация экономических интересов участников логистического процесса. В начале становления логистического подхода при формировании системы логистического управления использовался критерий минимума общих затрат на материальное распределение. Это с одной стороны открывало новые возможности в принятии решений, но вместе с тем определенным образом ограничивало эффективность получаемых решений. Поэтому в дальнейшем пришло понимание того, что критерием должна быть максимальная прибыль от ЛО всех фирм-участниц. Таким образом, снижение прибыли (увеличение затрат) в одном из звеньев ЛС допустимо и необходимо при условии, что это повлечет увеличение прибыли (снижение затрат) всей ЛС в целом.

Интегративность. Интеграция означает объединение в целое каких-либо частей или ϲʙᴏйств. Принцип интеграции направлен на изучение интегративных ϲʙᴏйств и закономерностей в логистических системах. Интегративные ϲʙᴏйства пробудут в результате совмещения элементов до целого, совмещения функций во времени и в пространстве. Логистическая система как упорядоченная совокупность элементов с определенными связями обладает особыми системными ϲʙᴏйствами, не присущими отдельным элементам и позволяющими получить синергический эффект.

Синергическая связь - связь, кᴏᴛᴏᴩая при совместных действиях независимых элементов логистической системы обеспечивает общий эффект, превышающий сумму эффектов данных же элементов, действующих независимо, т. е. усиливающаяся связь элементов системы;

Превентивность. Известная девиантная (от лат. - отклонение) концепция управления, нацеленная не на предупреждение отклонений, диспропорций, а на возможное устранение их отрицательных последствий; в логистике же допустима лишь превентивная концепция управления, предупреждающая возникновение отклонений и диспропорций.

14. В чем заключается принцип тотальных затрат в логистике?

Принцип тотальных затрат. Одна из основных задач логистики – минимизация совокупных логистическихиздержек на протяжении всей ЛЦ от первичного источника сырья до конечного потребителя. Необходимым условием эффективного решения этой задачи является возможность точного измерения логистических издержек, но это возможно лишь при условии, если система учета издержек производства и обращения позволяет выделять затраты на логистику. Поэтому необходимо отдельно выделять и анализировать затраты на реализацию ЛО, определять наиболее значимые затраты, выявлять их взаимообусловленность и т.д.

 

15. В чем заключается принцип интегративности в логистике?

Характеризует особенность логистической системы достигать целевых результатов на основе количественных и качественных взаимосвязей составляющих ее элементов. Интегративность предполагает системную интеграцию всех процессов в организации за счет сквозного управления функциональными циклами снабжения, производства и сбыта. Интегративность достигается на основе использования горизонтальных оргструктур и внедрения современных информационных систем управления класса ERP-CSRP.

 

16. В чем состоит принцип компромиссов в логистике?

Использование теории компромиссов для перераспределения затрат. Под компромиссом понимается гармонизация экономических интересов участников логистического процесса. В начале становления логистического подхода при формировании системы логистического управления использовался критерий минимума общих затрат на материальное распределение. Это с одной стороны открывало новые возможности в принятии решений, но вместе с тем определенным образом ограничивало эффективность получаемых решений. Поэтому в дальнейшем пришло понимание того, что критерием должна быть максимальная прибыль от ЛО всех фирм-участниц. Таким образом, снижение прибыли (увеличение затрат) в одном из звеньев ЛС допустимо и необходимо при условии, что это повлечет увеличение прибыли (снижение затрат) всей ЛС в целом.

 

 

17. Охарактеризуйте принцип гуманизации всех функций и технологических решений в логистических системах.

Принцип гуманизации всех функций и технологических решений в ЛС. Все решения должны соответствовать экологическим требованиям по охране окружающей среды, эргономическим, социальным, этическим требованиям к работе персонала и т.п. Например, одним из важнейших элементов ЛС являются кадры, способные с необходимой долей ответственности выполнять свои функции. Для привлечения дисциплинированного, квалифицированного персонала в область управления МП необходимы современные условия труда, перспективы карьерного роста, повышение престижа подобной работы и т.д.

18. В чем состоит принцип превентивности в логистике?

Принцип превентивности.
Обеспечивает нацеленность логистического управления главным образом на предупреждение отклонений, диспропорций, а не только на поиск возможного устранения их отрицательных последствий.

 

19. Опишите взаимосвязь логистической стратегии с общей стратегией предприятия.

Все долгосрочные решения, связанные с логистикой, определяют логистическую стратегию. Логистическая стратегия организации состоит из всех стратегических решений, приемов, планов и культуры, связанных с управлением цепью поставок и позволяет реализовать уже сформированную стратегию предприятия в целом. Существуют ситуации, когда уровень развития логистики на конкретном предприятии оказывает значительное влияние на формирование общей стратегии предприятия.

20. Охарактеризуйте типы логистических стратегий.

 

К наиболее общим логистическим стратегиям относят «тощую» стратегию, динамичную стратегию и стратегию, основанную на стратегических союзах. Рассмотрим их подробнее.

«Тощая» стратегия

«Тощая» стратегия базируется на принципе управления затратами, т. е. производстве тех же или сопоставимых продуктов, что и у конкурентов, но более дешево. Цель «тощей» логистики – выполнять каждую операцию, используя меньше каждого вида ресурсов: людей, пространства, запасов, оборудования, времени и т.д. Для этого «тощая» стратегия старается отыскать способы устранения непроизводительных расходов ресурсов.

Следует учитывать, что «тощие» операции могут не работать в слишком динамичных или неопределенных условиях. В этих случаях можно воспользоваться более гибкой стратегией, основанной на динамичности.

Динамичная стратегия

Цель динамичной стратегии – обеспечить высокое качество обслуживания потребителей, оперативно реагируя на появление новых или изменение прежних условий. Выделяют два аспекта динамичности:
· скорость реагирования на внешние условия: динамичные организации внимательно и постоянно отслеживают запросы потребителей и оперативно на них реагируют;
· способность корректировать логистические характеристики с учетом запросов отдельных потребителей.

Организации, использующие динамичную стратегию, сфокусированы на потребителях, т.е.:
· стремятся добиться полного удовлетворения запросов потребителей;
· создают удобный доступ потребителей к своей организации;
· гибко и оперативно реагируют на изменяющиеся запросы;
· проектируют логистику так, чтобы она удовлетворяла запросы потребителей и даже превышала их;
· совершают послепродажные проверки, чтобы убедиться, что потребители остались удовлетворенными и после совершения покупки;
· заботятся о подготовке будущих сделок, всегда сохраняя контакты со своими потребителями, потенциальными покупателями и т.д.

 

Стратегические союзы

Цель стратегии формирования союзов с поставщиками и заказчиками – добиться увеличения эффективности цепи поставок, когда все ее члены работают совместно и сообща получают выгоды от долгосрочной кооперации.

Обычно причинами использования этой стратегии являются стремление к более совершенному обслуживанию потребителей, более высокой гибкости, к снижению затрат, стремление избежать инвестиций в сооружения, отсутствие опыта у организаций. Наиболее часто партнерства создаются между транспортными компаниями, к другим областям сотрудничества относятся складирование, услуги в сфере импорта/экспорта, обработка информации.

К другим наиболее часто встречающимся стратегиям, в которых ставка делается на более конкретные аспекты своей деятельности, относятся следующие.

· Стратегия дифференциации заключается в стремлении предприятия к уникальности, например, в системе обслуживания потребителей.

· Стратегия на основе временных параметров. В общем случае эти стратегии стремятся обеспечить более быструю доставку продукции. Примером такой стратегии является стратегия «сжатия времени», которая похожа на «тощую» стратегию, но концентрируется на устранении ненужных затрат времени в цепи поставок, т.е. таких, в течение которых ценность к продукции не добавляется.

· Стратегии на основе защиты окружающей среды. Например, в таких стратегиях ставка может делаться на производство продукции с использованием натуральных ингредиентов, на производство многократно используемой тары, упаковки, на производство продукции, не требующей специальной утилизации, на многократную переработку используемых материалов, на использование отходов и т.д.

· Стратегии повышенной производительности. Ставка делается на максимально возможное использование имеющихся ресурсов. Если «тощая» стратегия ищет способы избавиться от ненужных мощностей (помещений, транспорта и др.) и ресурсов, то данная стратегия скорее согласится оставить существующие мощности, но будет искать способы эффективного использования этих излишков (сдача в аренду, оказание новых услуг другим организациям и т.д.).

· Стратегии с добавленной стоимостью имеют цель добавить как можно больше ценности к конечному продукту. Например, в ходе распределения стиральных машин компания может организовать доставку, установку, подключение машины, обучение ее использованию, организовать вывоз старых машин, предложить заключить контракт на обслуживание и т.д.

· Стратегии диверсификации или специализации. Эти стратегии ориентированы соответственно на максимально широкий либо узкий диапазон услуг, ассортимент продукции, видов деятельности. Например, существуют транспортные компании, предлагающие перевозку любых грузов: от письма до контейнеров. Другие транспортные компании занимаются доставкой только нефти танкерами или только небольших упаковок груза.

· Стратегия фокусирования характеризуется концентрацией на удовлетворении потребностей одного сегмента или конкретной группы покупателей, без стремления охватить весь рынок. Цель стратегии –удовлетворять потребности потребителей выбранного целевого сегмента лучше, чем конкуренты.

· Стратегии роста основаны на стремлении получить экономию на масштабах, путем расширения обслуживаемых географических зон, освоения большего количества видов деятельности, увеличения доли рынка и т.д.

 

 

21. Охарактеризуйте назначение информационной логистики. Что собой представляет информационный поток?

 

Информ.лог. организует поток данных, сопровождаемый информационный поток и связывает снабжение, производство и сбыт. Задачей информационной логист. является обеспечение высокой степени наполненности информационной системы управления, а также предназначенный каждому уровню управления достоверной информации должного качества и в необходимые сроки. Цель инф.лог. определяется общей целью логистики, т.е. ее 6-ю правилами и формулируется как: нужная информация, в нужном месте, в нужное время, необходимого содержания, с минимальными затратами. Основные функции информ.лог.: 1. Сбор информации в местах ее возникновения. 2. Анализ информации и ее преобразование. 3. Накопление информации и ее хранение. 4. Транспортировка информации 5. Фильтрация потока информации 6. Объединение и разделение информационных потоков. 7. Выполнение элементарных информ. преобразований. 8. Управление информ. потоком.

Информационный поток – совокупность циркулирующих в логистической системе, между лог.системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информ. поток может существовать в виде бумажных и электронных документов.

 

22. Виды информационных потоков. Интеграция информационных систем в логистике.

В логистике выделяют следующие виды информационных потоков:

В зависимости от вида носителя информации-бумажные, электронные, смешанные;

В зависимости от вида связываемых потоком систем – горизонтальный и вертикальный;

В зависимости от места прохождения – внешний и внутренний;

В зависимости от направления по отношению к логистической системе – входной и выходной;

В зависимости от плотности – малоинтенсивные, среднеинтенсивные, высокоинтенсивные;

В зависимости от периодичности – регулярные, оперативные, случайные, on-line.

Вертикальная и горизонтальная интеграция информационных систем

В соответствии с концепцией логистики информационные системы, относящиеся к различным группам, интегрируются в единую ИС. Различают вертикальную и горизонтальную интеграцию. Вертикальной интеграцией считается связь между плановой, диспозитивной и исполнительной системами посредством вертикальных информационных потоков. Принципиальная схема вертикальных информационных потоков, связывающих плановые, диспозитивные и исполнительные системы.

Горизонтальной интеграцией считается связь между отдельными комплексами задач в диспозитивных и исполнительных системах посредством горизонтальных информационных потоков.

 

23. Принципы построения логистических информационных систем.

 

При построении логистических информационных систем необходимо соблюдать определенные принципы:

1. Принцип использования функционально – аппаратных и программных модулей.

Под аппаратным модулем понимается унифицированный функциональный узел средств вычислительной техники и передачи данных. Модулем программного обеспечения можно считать унифицированный, самостоятельный, программный элемент, выполняющий определенную функцию в общем, программном обеспечении. Соблюдение принципа использования программных и аппаратных модулей позволит:

· обеспечить совместимость вычислительной техники и программного обеспечения на разных уровнях управления;

· повысить эффективность функционирования логистических информационных систем;

· снизить их стоимость;

· ускорить их построение.

2. Принцип возможности поэтапного создания системы.

Логистические информационные системы, как любые автоматизированные системы управления, являются постоянно развиваемыми (совершенствующимися) системами. Поэтому при их проектировании и реализации необходимо предусматривать возможность постоянного увеличения числа объектов автоматизации, расширения состава реализуемых функций и количества решаемых задач.

3. Принцип четкого установления мест стыка.

В местах стыка материальный и информационный поток переходит через границы правомочия и ответственности отдельных подразделений предприятия на микро уровне и через границы самостоятельных субъектов (организаций) на макроуровне. Обеспечение плавного преодоления мест стыка является одной из главнейших задач логистики.

4. Принцип гибкости системы с точки зрения специфических требований конкретного применения. Здесь имеются в виду специфические условия функционирования логистических информационных систем производственных, коммерческих предприятий, посреднических фирм, включая транспортно-экспедиторские фирмы, включая количество партнеров, интенсивность потоков и т.д.

4. Принцип приемлемости системы для пользователя диалога «человек-машина».

Создание логистических информационных систем требует значительных затрат. По оценке специалистов на них приходится 10-12% всех логистических издержек.

24. Характеристика информационных логистических систем. Опишите информационные технологии в логистике.

 

Информационная логистическая система – это организованная совокупность взаимосвязанных средств вычислительной техники, справочников и средств программирования, обеспечивающая решение задач по управлению движением материального потока.

Информ.системы можно подразделить на 2 подсистемы: функциональную и обеспечивающую. Функциональная подсистема состоит из совокупности решаемых задач, сгруппированных по признаку общей цели. Обеспечивающая подсистема включает следующие элементы: техническое обеспечение (совокупность технических средств для обработки и передачи информационных потоков); информационное обеспечение, которое состоит из определенных периодически обновляемых справочников, классификаторов, кодификаторов; программное обеспечение, позволяющее решать задачи управления материальными потоками, обрабатывать тексты, получать справочные данные.

Формирование информационной системы – процесс, в котором используются достижения современных информационных технологий и новейшие компьютерные системы.

Информационные технологии – совокупность методов, произ-водственных и прогpаммно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышения надежности и оперативности работы с ними.

· Интернет-технологии: поисковые системы, информационные серверы, интерактивные магазины, браузеры - программы, позволяющие находить и просматривать гипертекстовые документы, помещенные в Сети, на компьютере пользователя (Мicrosоft Internet Explorer, Opera), почтовые программы (MS Outlook, The Bat), программы для общения (ICQ, IPhone) и др.

· Технология электронного обмена данными (EDI – Electronic Data Interchange) позволяет автоматизировать создание, отправку, получение и обработку любых электронных документов и интегрировать их с действующими бизнес-приложениями.

· Электронная цифровая подпись (ЭЦП) – реквизит электрон-ного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи и установить отсутствие искажения информации в электронном документе. Электронный документ, заверенный ЭЦП, допускается в арбитражный процесс в качестве письменного доказательства и имеет правовой статус документа.

· Маркировка –нанесение знаков, надписей и рисунков на товар или тару для их опознания и указания способов перевозки, обработки и хранения для повышения эффективности товародвижения продукции, обеспечения ее безопасности, качества, соответствия стандартам и международным нормам, а также более эффективного контроля состояния на всех стадиях логистической цепи.

· Технологии бесконтактной идентификации – технические средства, организационные мероприятия, последовательность действий, обеспечивающие распознавание и регистрация объектов и прав, ввод этой информации в компьютер без использования клавиатуры в режиме реального времени. В настоящее время известен ряд технологий бесконтактной идентификации, среди них:

- карточные технологии – на основе магнитной полосы, смарт-карты (с интегральной микросхемой для хранения информации), оптической карты;

- биометрические технологии, например, распознавание подписи, доступ к персональным компьютерам и сетям;

- технологии штрихового кодирования – для эффективного учета движения материальный ценностей каждому товару присваивают уникальный код и обеспечивают его быстрое считывание при минимальных ошибках.

- технологии радиочастотной идентификации (RFIDтехнологии, Radio Frequency ldentification) – микросхема RFID передает информацию в радиодиапазоне на устройство считывания или сканер.

- Международная система автоматической идентификации EAN UCC применяется для идентификации единиц учета уникальным глобальным идентификационным номером товара GTIN (Global Trade Item Number). Номер GTIN отображается на упаковке товаров в виде штрихового кода международной системы кодирования EAN/UCC–13.

- системы сотовой связи.

· ИТ-аутсорсинг (IT outsourcing) – это передача предприятием части функций по управлению и поддержке собственных информационных ресурсов внешней фирме

· Использование WMS (Warehouse Management System) для управления складом – аппаратно-программный комплекс, позволяю-щий эффективно управлять размещением и перемещениями товаров на складе. Кардинальное различие между WMS и складскими учетными системами в том, что WMS помимо чисто учетной функции выполняет и активную управленческую роль, анализируя все задачи, стоящие в очереди на выполнение, оптимизируя маршруты движения погpузочно-транспортного оборудования, и выдавая сигнал складскому персоналу о необходимости выполнить наиболее приоритетную задачу.

MRP (Materials Requirement Planning – планирование потребностей в материалах), MRP II (Manufacturing Resource Planning – управление производственными ресурсами), ERP (EnterpriseResource Planningуправление ресурсами предприятия) – технологии планирования и управления ресурсами предприятия различного уровня охвата (задачи планирования и управления производством, материально-техническим снабжением, финансовыми ресурсами и др.) (см. §7.5 в [1]).

· CALS (Continuous Acqusition and Life cусlе Support – непрерывные развитие и поддержка жизненного цикла продукции) – это интегрированная информационная система, поддер-живающая весь жизненный цикл изделия, который включает следующие стадии: маркетинг; проектирование и разработка продукции; планирование и разработка процессов; закупки материалов и комплектующих; производство или предоставление услуг; упаковка и хранение; реализация; монтаж и ввод в эксплуатацию; техническая помощь и сервисное обслуживание; послепродажная деятельность или эксплуатация; утилизация и переработка в конце полезного срока службы. Эта технология развивает ERP путем обеспечения взаимодействия с заказчиками, с поставщиками, послепродажного сопровождения изделия, непрерывного совершенствования бизнес-процессов (Business Processes Reengineering), управления проектами и заданиями (Project Management/ Workflow Management), управления качеством (Quality Management), интегрированной логистической поддержки (Integrated Logistic) и т.д.

· Компьютерное моделирование различных проектов для предупреждения неэффективного привлечения капиталов (например, в сферу запасов), неудачного размещения складов либо выбора их структуры с позиций потенциала, интенсивности использования.

 

 

25. Назовите основные принципы, задачи и функции закупочной логистики.

Закупочная логистика-это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия ресурсами.

Цели закупок – компания должна получать по качеству необходимое сырье в нужное время в нужном месте. От надежного поставщика, отвечающего по своим обязательствам с хорошим сервисом.

Задачи:

1. Определение предмета (структуры) закупок;

2. Определение объема закупок;

3. Выбор поставщиков;

4. Условия закупок.

Типовые задачи зак.лог-ки:

1. Идентификация потребителей

2. Определение и оценка требований потребителей

3. Решение делать или покупать

4. Определение типов закупок

5.Анализ поведения рынка

6.Идентификация всех возможных поставщиков

7.Предварительная оценка всех возможных источников

8.Оценка оставшихся поставщиков

9.Доставка материалов, ресурсов и сопутствующий сервис.

Важнейшей комплексной функцией закупочной логистики является планирование, организация и контроль за обеспечением основного производства необходимыми материально-техническими ресурсами в установленном режиме с минимальными совокупными затратами.

Основными функциями закупочной логистики являются нормирование расхода материальных ресурсов, определение потребности в сырье, основных и вспомогательных материалах, полуфабрикатах и комплектующих изделиях, контроль за закупками, организация технологического процесса приемки материальных ресурсов, соблюдение технологии их хранения, проведение операций по упаковке и затариванию продукции.

1.Идентификация или переоценка потребностей

2.Определение и оценка требований потребителей

3.Решение «делать или покупать»

4.Имидж

5.Определение типов закупок

6.Идентификация всех возможных поставщиков

7.Предварительная оценка всех возможных источников

8.Оценка оставшихся поставщиков и окончательный выбор поставщика

9.Доставка материальных ресурсов и сопутствующий сервис

10.Контроль и оценка выполнения закупок

Децентрализованные (способность приспособиться к местным условиям, быстрая обработка заказов, более высокий моральный дух)

Принципы закупочной логистики:

Планомерность-это соответствие с плановыми графиками

Оперативность-в зависимости от изменения спроса

Экономичность-минимизация затрат

Ритмичность-одинаковые промежутки между заказами

Централизация- из одного центра снабжения

Технологичность-современные технологии закупок и поставок

26. Основные механизмы функционирования закупочной логистики. Процесс планирования закупок.

При организации и управлении закупочной деятельностью необходимо каждый раз решать задачу: покупать ли данное комплектующее изделие в готовом виде у другого производителя или же делать его самим, на собственном производстве, если только это технологически возможно.

Закупки бывают централизованными и децентрализованными. Преимущества централизованных закупок (простота стандартизации купленных матер.ресурсов или сотовой продукции; отсутствие административного дублирования; возможность совместного размещения заказа у поставщика с целью получения скидок за большой объем заказа). Недостаток-отсутствие гибкости.

3 вида закупок (оптовые, регулярные, по мере необходимости)

Процесс закупок имеет определенные этапы:

1.Определение потребности в мат.ресурсах

2.Опред. нужных характеристик и количества товаров, услуг

3.Анализ и определение возможных источников снабжения

4.Определение цены и условий закупок

5.Подготовка и размещение заказа на закупку

6.Контроль выполнения заказа и экспедирование

7.Получение и проверка товаров

8.Обработка счета и оплата

9.Учет поступлений мат.ресурсов

Организация процесса закупок имеет свои этапы.

1. Сбор и обработка информации о конъюнктуре рынка ресурсов и действующих условиях торговли, доставки, хранения и т.д.

2. Выбор формы и источников материально-технического снабжения.

3. Размещение заказов и их реализация.

Основным документом, регулирующим взаимоотношения по закупкам и поставкам материальных ресурсов, является договор поставки. Он представляет собой соглашение, по которому поставщик (изготовитель, посредник) обязуется сформировать и направить соответствующий материальный поток (передать в собственность потребителю продукцию обусловленного ассортимента и качества в установленные сроки и в требуемом количестве), а потребитель - принять и оплатить эту продукцию.

Эффективное размещение заказов для удовлетворения потребностей логистической системы непосредственно влияет на эффективность всего процесса логистики. Заказ определяет мощность материальных потоков и особенности их формирования, возможные методы и пути продвижения по логистическим цепям.

27. Каким образом осуществляется выбор поставщика?

Критерии выбора поставщика:

1.Надежность снабжения

2.Качество поставляемой продукции

3.Приемлемая цена

4.Удаленность генератора материальных потоков от потребляющей логистической системы

5.Сроки исполнения текущих и экстренных заказов

6.Способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставленного оборудования

7. Психологический климат в трудовом коллективе поставщика

8.Организация управления качеством продукции у поставщика

9.Кредитоспособность и финансовое положение поставщика

10.Репутация и роль в своей отрасли

11.Имидж

12.Оформление товара

13Наличие резервных мощностей у источника поставки

Источники информации от поставщика(каталоги дистрибуторов-информация о ценах; торговые журналы-информация о новой продукции; торговые директории-списки основных производителей и их адреса; торговые представительства-информ.об источниках снабжения; интернет-информационный банк для покупателей).

 

28. Организация доставки материальных ресурсов.

 

Существует два варианта организации завоза материаль­ных ресурсов: самовывоз и централизованная доставка.

Самовывоз характеризуется отсутствием единого органа, обеспечи­вающего оптимальное использование транспорта. Предприятие самостоя­тельно договаривается с транспортны­ми организациями, не предъявляет жестких требований к типам используемого транспорта — главное вы­везти мате­риальные ресурсы. При этом применяются исторически сло­жившиеся технологические процессы грузопереработки, как правило, не согласованные между собой. Отсутствует необхо­димость использова­ния строго определенных видов тары, часто отсутствуют условия для бес­препятственного подъезда транс­порта, быстрой разгрузки и приемки мате­риальных ресур­сов.

При централизованной доставке предприятие-поставщик и предпри­ятие-получатель создают единый орган, цель кото­рого оптимизировать со­вокупный материальный поток. Для этого разрабатываются схемы завоза продукции, определя­ются рациональные размеры партий поставок и час­тота за­воза; разрабатываются оптимальные маршруты и графики завоза продукции; создается парк специализированных ав­томобилей и выполня­ется ряд других мероприятий.

Таким образом, централизованная доставка позволяет:

- повысить степень использования транспорта и складских площадей;

- оптимизировать товарные запасы, как у производителя, так и у потре­бителя продукции;

- повысить качество и уровень материально-технического обеспечения производства;

- оптимизировать размеры партии поставок продукции.

29. Опишите процесс получения закупаемых материальных ресурсов.

При организации закупок используют следующие методы.
Закупка товара одной партией. Метод предполагает поставку товаров большой партией за один раз (оптовые закупки). Его преимущества: простота оформления документов, гарантия поставки всей партии, повышенные торговые скидки. Недостатки - большая потребность в складских помещениях, замедление оборачиваемости капитала.
Регулярные закупки мелкими партиями. В этом случае покупатель заказывает необходимое количество товаров, которое поставляется ему партиями в течение определенного периода. Преимущества данного метода таковы: ускоряется оборачиваемость капитала, так как товары оплачиваются по мере поступления отдельных партий; достигается экономия площади складских помещений; сокращаются затраты на документирование поставки, поскольку оформляется только заказ на всю поставку. Его недостатки: вероятность заказа избыточного количества товаров; необходимость оплаты всего количества товаров, определенного в заказе.
Ежедневные (ежемесячные) закупки по котировочным ведомостям. Такой метод закупки широко используется там, где закупаются дешевые и быстро потребляемые товары. Котировочные ведомости составляются ежедневно (ежемесячно) и включают следующие сведения: полный перечень товаров; количество товаров, имеющихся на складе; требуемое количество товаров. Преимущества данного метода: ускорение оборачиваемости капитала, снижение затрат на складирование и хранение, своевременность поставок.
Получение товара по мере необходимости. Этот метод похож на регулярную поставку товаров, но характеризуется следующими особенностями:

- количество поставляемых товаров не устанавливается, а определяется приблизительно;

- поставщики перед выполнением каждого заказа связываются с покупателем;

- оплачивается только поставленное количество товара;

- по истечении срока контракта заказчик не обязан принимать и оплачивать товары, которые еще только должны быть поставлены.

Преимущества данного метода: отсутствие твердых обязательств по покупке определенного количества товаров, ускорение оборота капитала,

минимум работы по оформлению документов.
Закупка товара с немедленной сдачей. Сфера применения этого метода - покупка нечасто используемых, товаров, когда невозможно получать их по мере необходимости. Товар заказывается, когда он требуется,, и вывозится со складов поставщиков. Недостаток данного метода - в увеличении издержек, связанных с необходимостью детального оформления документации при каждом заказе, мелкими размерами заказов и множеством поставщиков.

30. Роль логистики производственных процессов. Отличия традиционной и логистической концепции организации производства.

Производственная логистика-это управление материальным и информационным потоками на пути от склада материальных ресурсов до склада готовой продукции.

Производственную логистику можно определить как методологию о системной рационализации управления процессами развития производственных систем (раб.места, участка, цеха) с целью повышения их организованности (эффективности) путем синхронизации, оптимизации и интеграции потоков в производственных системах.

Цель производственной логистики заключается в синхронизации процесса производства и логистических операций во взаимосвязанных подразделениях.

Сравнение традиционных и логистических принципов управления производством.

показатель Традиционное управление производством Логистическое управление производством
Производственная интеграция Второстепенный процесс, незначит.уровень Высокая степень производств.интеграции
Время выполнения производственного цикла Увеличивается, если это снижает произв.издержки Увелич-ся, если это не снижает экономическую эффективность
Номенклатура изготавливаемых изделий Минимальная Опред-ся принятыми заказами
Объемы выпуска Максимальные партии Соответствует заказам
Запасы Максимально возможный объем материал.ресурсов и гот.продукции Отказ от избыточных матер. и товарных запасов, запас в виде резерва произв.мощности
оборудование Специализированное, простои оборудования минимальны Универсальное.Простои в соответствии с резервами мощностей

31. Задачи производственной логистики.

Задачи произв.логистики отражают организацию управления материальным и информационными потоками в рамках процесса производства.

1. Реализация права логистического управления (набор кадров, заключение договоров, контроль планов)

2. Реализация обязанности логистического управления (организация всей логистической деятельности, контроль уровня квалификации кадров, выполнение заказов, контроль за ресурсами, организация сети сбыта, исполнение приказов дирекций)

32. Тянущая производственная система. Как осуществляется управление материальными потоками в тянущей производственной логистической системе?

Тянущая система – это такаяорганизация движения МП, при которой МР подаются («вытягиваются») на следующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости, а поэтому жесткий график движения МП отсутствует. Размещение заказов на пополнение запасов МР или ГП происходит, когда их количество достигает критического уровня (рис. 7.10).

Рис. 7.10. Принципиальная схема тянущей системы

Тянущая система основана на «вытягивании» продукта последующей операцией с предыдущей операции в тот момент времени, когда последующая операция готова к данной работе. Т. е. когда в ходе одной операции заканчивается обработка единицы продукции, посылается сигнал-требование на предыдущую операцию. И предыдущая операция отправляет обрабатываемую единицу дальше только тогда, когда получает на это запрос.

Тянущая система обеспечивает подачу изделий точно в срок по необходимости их поступления на следующий участок. Центр не вмешивается и не устанавливает заданий для звеньев. Осн.функция центра-постановка задачи перед конечным звеном производственной технологической сети.

Осн.цели: предотвращение распространения возрастающих колебаний спроса или объема продукции от последующего процесса к предыдущему; сведение к минимуму колебания параметров запасов между технологическими операциями; максимальное упрощение уровня запасами в процессе производства путем его децентрализации.

Главные принципы: сохранение устойчивых запасов на каждом этапе производства независимо от воздействующих факторов; продвижение заказа от последующего участка к предыдущему на израсходованные в процессе производства материальные ресурсы для выполнения очередного задания.

33. Толкающая производственная система. Как осуществляется управление материальными потоками в толкающей производственной логистической системе?

Толкающая система – это такаяорганизация движения МП, при которой МР подаются с предыдущей операции на последующую в соответствии с заранее сформированным жестким графиком. МР «выталкиваются» с одного звена ЛС на другое (рис. 7.9).

Рис. 7.9. Принципиальная схема толкающей системы

Толкающая система является традиционно используемой в производственных процессах. Каждой операции общим расписанием устанавливается время, к которому она должна быть завершена. Полученный продукт «проталкивается» дальше и становится запасом незавершенного производства на входе следующей операции. Т.е. такой способ организации движения МП игнорирует то, что в настоящее время делает следующая операция: занята выполнением совсем другой задачи или ожидает поступления продукта для обработки. В результате появляются задержки в работе и рост запасов незавершенного производства.

Особенности: материальные ресурсы у предыдущего звена не заказываются; материальный поток выталкивается каждому последующему адресату строго по распоряжению из центра управления.

Недостатки: трудно перестроиться при сбоях или изменении спроса; при смене производственных графиков их надо менять одновременно; схема эффективна пока центр управления способен учесть, скорректировать, оценить; система предполагает создание матер.запасов, чтобы предотвратить сбои между звеньями; управл. Персоналу трудно разобраться во всех ситуациях, связанных с нормами выработки и параметрами материальных запасов.

34. Основные характеристики производственной логистики.

Производственный процесс-это совокупность взаимосвязанных процессов труда и естественных процессов, направленных на изготовление определенных видов продукции. Множество производственных процессов представляют собой совокупный производственный процесс. Процесс производства каждого отдельного вида продукции предприятия называют частным производственным процессом.

По целевому назначению выделяют процессы основные (превращения сырья и материалов в готовую продукцию), вспомогательные (направлены на изготовление продукции, обеспечение нормального протекания основных процессов), обслуживающие (обеспечивают создание нормальных условий для протекания основных и вспомогательных процессов).

35. Дайте общую характеристику организации материальных потоков в производстве как составляющей логистической деятельности.

Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику и носит название производственной логистики, которая рассматривает процессы, происходящие в сфере материального производства, т.е. в сфере производства материальных благ и материальных услуг.
Производственный процесс представляет собой совокупность трудовых и естественных процессов, направленных на изготовление товаров заданного качества, ассортимента и в установленные сроки.
Все производственные процессы делятся на основные и вспомогательные.
Задачи производственной логистики касаются управления материальными потоками внутри предприятий, создающих материальные блага или оказывающих такие материальные услуги, как хранение, фасовка, развеска, укладка и др.
Главной задачей производственной логистики является обеспечение производства продукции необходимого качества в установленные сроки, непрерывного движения предметов труда и непрерывной занятости рабочих мест. Объекты логистики — потоковые и материальные процессы.
Характерная черта объектов изучения в производственной логистике - их территориальная компактность. В литературе их иногда называют островными объектами логистики.
Логистические системы, рассматриваемые производственной логистикой, называются внутрипроизводственными логистическими системами. К ним можно отнести промышленные предприятия, оптовые предприятия, имеющие складские сооружения, узловую грузовую станцию, узловой морской порт и др.
Логистическая концепция организации производства включает в себя следующие основные положения:
отказ от избыточных запасов;
отказ от завышенного времени на выполнение вспомогательных и транспортно-складских операций;
отказ от изготовления серий деталей, на которые нет заказов покупателей;
устранение простоев оборудования;
устранение нерациональных внутризаводских перевозок;
превращение поставщиков из противостоящей стороны в доброжелательных партнеров.
Существует два варианта управления материальными потоками.

1. Толкающая система (push system), т.е. предметы труда, поступающие на производственный участок, которые у технологического звена не заказываются (рис.6.1).
2. тянущая система (pull system), при которой предметы труда на технологический участок поступают по мере необходимости. Она способствует сокращению производственных запасов при одновременном увеличении гибкости производства (рис. 6.2.).

Материальный поток — это продукция, определяемая в процессе применения к ней различных логистических или технологических операций и отнесенная к некоторому периоду времени.

Классификация материальных потоков:

1) внешний материальный поток — материальный поток, протекающий во внешней среде по отношению к рассматриваемой логистической системе;

2) внутренний материальный поток — материальный поток, протекающий в пределах рассматриваемой логистической системы;

3) входной материальный поток — внешний материальный поток, входящий в логистическую систему из внешней среды;

4) выходной материальный поток — внутренний материальный поток, поступающий из рассматриваемой логистической системы во внешнюю среду;

5) грузовой поток — объем грузов, перевезенного определенными видами транспорта в определенном направлении от пункта отправления до места назначения за некоторый период времени (обычно рассматривается за год). Материальные потоки можно рассматривать как материальные ресурсы, если они имеют натурально-вещественный состав.

Материальные ресурсы подразделяются на:

1) сырье — материальные ресурсы;

2) основные материалы — материалы, входящие вещественно в изготавливаемую продукцию и составляющие ее вещественную основу (узлы деталей, сборочные единицы и

др);

3) вспомогательные материалы — материалы, используемые в производстве, но не составляющие материальную основу производимой продукции;

4) полуфабрикаты — сырье и материалы, частично прошедшие обработку в производстве, но еще не превратившиеся в готовую продукцию;

5) комплектующие изделия — готовая продукция, которая для покупателя является составляющей частью готового изделия;

6) деталь — готовая часть машин, механизмов, оборудования, которая используется при сборке готовой продукции в выпускающих цехах;

7) узел — сборочная единица, состоящая из двух или большего числа готовых деталей и используемая при сборке готового изделия.

Межцеховые материальные потоки — это такие материальные потоки, которые, попадая на входной склад, расформировываются, и на выходном складе формируются в новые материальные потоки, которые перемещаются в определенном заданном направлении.

36. Охарактеризуйте систему планирования потребности в материалах (MRP).

Планирование потребности в материалах (Material Requirements Planning, MRP) — методология, используемая в управлении производством и обеспечивающая разработку планов и графиков поставки материалов и комплектующих для обеспечения заданной программы производства.

Главной целью планирования потребности в материалах является обеспечивание гарантии наличия необходимого количества требуемых материалов в любой момент времени в рамках срока планирования. С помощью планирования потребностей обеспечивается своевременная закупка или производство объемов материалов, необходимых как для внутренних целей, так и для сбыта. Процесс планирования включает в себя непрерывный контроль запасов и, в частности, автоматическое создание проектов заказов на закупку и производство.

Входная информация для MRP состоит из трех основных частей:

 Описание состояния материалов

 Программа производства

 Перечень составляющих конечного продукта.

Цикл работы MRP-системы состоит из следующих этапов:

· определение оптимального графика производства на планируемый период на основании анализа принятой программы производства;

· учёт материалов, не включённых в производственную программу, но присутствующих в заказах;

· расчёт полной потребности в каждом материале в соответствии с составом конечного продукта;

· расчёт чистой потребности в каждом материале и составление заказов на материал;

· внесение корректив в сформированные заказы с целью предотвращения несвоевременных поставок.

 

В результате система выдаёт план заказов с оперативными изменениями и ряд служебных отчётов. Классическая MRP-система выдает на выходе следующие результаты:

· План Заказов. Он определяет, какое количество каждого материала должно быть заказано в каждый рассматриваемый период времени в течение срока планирования. План заказов является руководством для дальнейшей работы с поставщиками и, в частности, определяет производственную программу для внутреннего производства комплектующих, при наличии такового.

· Изменения к плану заказов. Они являются модификациями к ранее спланированным заказам. Ряд заказов могут быть отменены, изменены или задержаны, а также перенесены на другой период.

 

В принципе, MRP-система может снабжать пользователя и другими дополнительными результатами, которые представляются в форме отчетов. Наиболее показательными может быть:

· Отчет о прогнозах. Информация для анализа и долгосрочного планирования.

· Испонительный отчет. Индикатор корректности выполнения всех операций. Здесь пользователь может отселдить правильно ли выполнялись все указания, не было ли сбоя в работе системы.

· Отчет о задержках. Данные о наиболее проблемных заказах, времени исполнения определенных функций и прочих моментах, которые могут повлиять в дальнейшем на эффективность работы.

 

37. Охарактеризуйте систему планирования производственных ресурсов (MRP II).

Планирование производственных ресурсов (Manufacturing Resource Planning, MRP II) — метод, основанный на использовании планирования потребности в материалах, включающий в себя функции управления складами, снабжением, продажами и производством. Также допускает включение в единую систему функций учёта и управления финансами.

 

Принцип работы MRP II опирается на три базовых принципа: иерархичность, интерактивность и интегрированность.
Иерархичность означает, что каждому звену производственной цепи присваивается свой уровень, совокупность которых образует иерархическую лестницу. Планирование деятельности предприятия осуществляется с высших ступеней; одновременно с этим функционирует надёжный механизм обратной связи.
Интерактивность MRP II-системы обеспечивается заложенным в неё блоком моделирования. Суть интерактивности заключается в возможности анализа и прогнозирования развития событий.
Интегрированность заключается в объединении множества сторон деятельности организации, среди которых планирование производства, снабжение производства, сбыт продукции, исполнение плана производства, учёт затрат и другие функции предприятия.

 

Система планирования производственных ресурсов состоит из множества модулей, в результате работы которых пользователь получает широкий спектр возможностей.

· Планирование продаж и операций обеспечивает связь между стратегическим и детальным планированием, а также установка норм для остальных планов и графиков.

· Управление спросом реализует связь между прогнозированием спроса, работой с заказами покупателей, дистрибуцией, движением материалов и сборочных единиц между производственными площадками компании.

· Главный календарный план производства фиксирует план производства, исходя из номенклатурных позиций независимого спроса, определяя объём и сроки производства.

· Планирование потребности в материалах.

38. Охарактеризуйте планирование потребностей предприятия (ERP).

ERP-система — это набор интегрированных приложений, позволяющих создать интегрированное информационное пространство для автоматизации планирования, учета, контроля и анализа всех основных бизнес-операций предприятия.

Это система планирования ресурсов предприятия, предполагающая:

§ прогнозирование;

§ управление проектами и программами;

§ ведение информации о продукции и технологии;

§ управление затратами, финансами, кадрами и т.д.

В основе ERP-систем лежит принцип создания единого хранилища (репозитария) данных, содержащего всю корпоративную бизнес-информацию:

§ финансовую информацию;

§ производственные данные;

§ данные по персоналу

§ и др.

В ERP-системах реализованы следующие основные функциональные блоки.

§ Планирование продаж и производства. Результатом действия блока является разработка плана производства основных видов продукции.

§ Управление спросом. Данный блок предназначен для прогноза будущего спроса на продукцию, определения объема заказов, которые можно предложить клиенту в конкретный момент времени, определения спроса дистрибьюторов, спроса в рамках предприятия и др.

§ Укрупненное планирование мощностей. Используется для конкретизации планов производства и определения степени их выполнимости.

§ Основной план производства (план-график выпуска продукции). Определяется продукция в конечных единицах (изделиях) со сроками изготовления и количеством.

§ Планирование потребностей в материалах. Определяются виды материальных ресурсов (сборных узлов, готовых агрегатов, покупных изделий, исходного сырья, полуфабрикатов и др.) и конкретные сроки их поставки для выполнения плана.

§ Спецификация изделий. Определяет состав конечного изделия, материальные ресурсы, необходимые для его изготовления, и др. Фактически спецификация является связующим звеном между основным планом производства и планом потребностей в материалах.

§ Планирование потребностей в мощностях. На данном этапе планирования более детально, чем на предыдущих уровнях, определяются производственные мощности.

§ Маршрутизация/рабочие центры. С помощью данного блока конкретизируются как производственные мощности различного уровня, так и маршруты, в соответствии с которыми выпускаются изделия.

§ Проверка и корректировка цеховых планов по мощностям.

§ Управление закупками, запасами, продажами.

§ Управление финансами (ведение Главной книги, расчеты с дебиторами и кредиторами, учет основных средств, управление наличными средствами, планирование финансовой деятельности и др.).

§ Управление затратами (учет всех затрат предприятия и калькуляция себестоимости готовой продукции или услуг).

§ Управление проектами/программами.

К преимуществам ERP-систем относятся также:

§ Интегрирование различных видов деятельности фирмы

§ Процессы планирования ресурсов предприятий являютс

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...