Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информационные потоки в логистике




 

Информационный поток - совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток соответствует материальному и может существовать в бумажной и электронной формах. Взаимодействие материального и информационного потоков показано на рис. 2. 2.

Выделяют следующие информационные потоки:

ü -по направлению движения: горизонтальный и вертикальный;

ü -по отношению к системе: внутренний, внешний, связующий (входной и выходной).

ü по времени функционирования: стационарные, периодические (с жесткими ограничениями времени передачи), оперативные (обеспечивающие связь абонентов в диалоговом режиме);

ü в зависимости от назначения: директивные, нормативно-справочные, отчетные, вспомогательные.

 
 


И

 

М

И   М  
       
   


М И

М   И
Опережающий информацион-ный поток во встречном направлении (сведения о заказе) Опережающий информационный поток в прямом направлении (уведомление о прибытии груза) Одновременный информационный поток в прямом направлении (све-дения о количе-ственных и каче-ственных пара-метрах мате-риального потока – сопровождаю-щие документы) Запаздывающий информацион-ный поток во встречном направлении (претензии, подтверждения)

Рис. 2.2. Виды взаимодействия материального и информационного потоков

Информационный поток характеризуется следующими показателями:

- источник;

- направление движения;

- скорость передачи и приема;

- интенсивность.

Соответственно управлять потоком можно:

- изменяя направление потока;

- ограничивая скорость передачи до соответствующей скорости приема;

- лимитируя объем потока до величины пропускной способности отдельного узла или участка пути.

Измерение информационного потока:

 

       
 
   
 


единица информации, то есть байт, бит. единица времени час, мин., сек.

 
 


В практике хозяйственной деятельности информационный поток может измеряться:

- количеством обрабатываемых и передаваемых документов;

- суммарным количеством документострок.

В качестве примера рассмотрим структуру общего объема информации в магазине продовольственных товаров (табл. 2.3).

 

 

Таблица 2.3

Структура общего объема информации в магазине

продовольственных товаров (%).

 

№ п/п   Наименование вида информации Отделы Всего (%)
бухгалте-рия плано-вый
1. Поступающая в магазин – всего В т.ч. - от поставщиков - от подотчетных лиц 74,8     63,0   11,8 0,1     0,1   - 74,9     63,1   11,8
2. Выходящая из магазина – всего В т.ч. - в вышестоящие организации - в банк 4,9     1,8   3,1 0,3     0,3   - 5,2     2,1   3,1
3. Внутренняя – всего В т.ч. - для управления торгово-хозяйственной деятельностью - для расчетов как вспомогательный материал Итого 12,5     3,8   8,7 92,2 7,4     7,2   0,2 7,8 19,9     11,0   8,9

 

Проводим анализ данных. Наибольшую часть информации составляет входящий информационный поток, поступает от поставщиков (товарно-сопроводительные документы) - 63% и от подотчетных лиц - 11%.

Концепция логистики

Деятельность по управлению материальными потоками, также как и производ­ственная, торговая и другие виды хозяйственной деятельности осуществлялась челове­ком, начиная с ранних периодов экономического развития. Однако сравнительно недавно человечество осознало, каким потенциалом повышения эффективности обладает рационализа­ция потоковых процессов в экономике, т.е. логистика.

Основные положения концепции логистики:

1. Реализация принципа системного подхода. Максимальный эффект можно получить при оптимизации совокупного материального потока на всем протяжении от первичного источника сырья до конечного потребителя. При этом все звенья материалопроводящей цепи должны работать как единый сла­женный механизм.

2. Отказ от выпуска универсального технологического и подъемно-транспортного оборудования. При выполнении отдельной операции универсальное оборудование проигрывает обо­рудованию, созданному специально для этой работы. Принцип применим в условиях высокого уровня технического развития (массовое использование широкой номенкла­туры средств производства).

3. Гуманизация технологических процессов, создание современных условий труда. В настоящее время работа в сфере управления материальными потоками не престижна. Логистический подход создает объективные предпосылки для привлечения в отрасль кадров.

4. Учет логистических издержек на протяжении всей логистической цепи. Одна из задач логистики — минимизация затрат по доведению материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя. Минимум совокупных издер­жек - важный критерий выбора оптимального варианта логистической системы.

5. Развитие услуг сервиса на современном уровне. Логистический сервис становится средством повышения конкурентоспособности. Предположим на рынке несколько поставщиков одинакового товара. Потребитель вы­бирает того, кто обеспечит наибольший сервис - доставка вовремя, в удобной таре и т.д.

6. Способность логистических систем к адаптации в условиях неопределенности ок­ружающей среды. Принцип обусловлен появлением большого количества товаров, следовательно, неопре­деленностью спроса на них, резким колебанием качественных и количественных ха­рактеристик материальных потоков, проходящих через логистические системы.

Цель логистической деятельности считается достигнутой, если выполняются шесть правил логистики:

1) груз - нужный товар;

2) качество - необходимое;

3) количество - заданное;

4) время - доставка в указанное время;

5) место - доставка в указанное место;

6) затраты - с минимальными затратами.

 

 

Функции логистики

 

Принципы логистики реализуются через ее функции. Логистическая функция - это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы.

Выделяют базисные, ключевые и поддерживающие функции. Базисные – это функции, осуществляемые любым товаропроизводителем. К ним относятся: снабжение, производство, сбыт.

Рассмотрим ключевые логистические функции:

  1. Поддержание стандартов обслуживания потребителей, обеспечение заданного уровня качества продукции, дистрибьюции и послепродажного сервиса. Широкое распространение получила идеология всеобщего управления качеством, принята обязательная сертификация товаров на основе стандартов ISO 9000.
  2. Управление закупками, включающее:

- выбор поставщиков материальных ресурсов,

- планирование потребности в ресурсах,

- определение рациональных сроков и объемов поставок,

- выбор форм поставок и товаропроводящих путей,

- выбор типов транспорта для доставки материальных ресурсов.

3. Управление транспортировкой. Под транспортировкой понимается совокупность процессов перевозки, погрузки, разгрузки и др. сопутствующих операций. Управление транспортировкой предполагает:

- выбор перевозчика и экспедитора,

- выбор вида транспорта,

- определение рациональных маршрутов,

- подбор транспортного средства под определенный вид груза.

4. Управление запасами, т. е. процесс создания, контроля и регулирования уровня запасов в снабжении, производстве и сбыте.

5. Управление процедурами заказов.

6. Управление производственными процедурами (операционный менеджмент). Функция заключается в управлении потоками материальных ресурсов и незавершенного производства, нацеленном на минимизацию уровня запасов и сокращение длительности производственного цикла.

7. Ценообразование, связанное с маркетинговой и логистической стратегиями предприятия-производителя. Логистическая стратегия задаёт уровень общих издержек. От маркетинговой стратегии зависит планируемый уровень рентабельности и окончательная цена продажи готовой продукции потребителю.

Поддерживающие логистические функции включают:

1. Складирование, т.е. управление пространственным размещением заказов, предусматривающее выполнение следующих задач:

- определение числа, типа и дислокации складов,

- расчёт площади хранения материальных ресурсов,

- планирование размещения запасов,

- проектирование зон транспортировки, сортировки, погрузки – разгрузки,

- выбор погрузочно-разгрузочного и другого складского оборудования.

2. Грузопереработка, т.е. перемещение материальных ресурсов на складе, сортировка или комплектование грузов, поддержание рационального объёма грузооборота склада.

3. Защитная упаковка.

4. Обеспечение возврата товаров, которые по каким-то причинам не удовлетворяют покупателей или не прошли гарантийного послепродажное срока службы. обслуживание

5. Обеспечение запасными частями.

6. Ремонт и другие виды сервиса.

7. Сбор возвратных отходов.

8. Информационно-компьютерная поддержка, во многом обеспечивающая выполнение интегрирующей функции логистики, как на микро-, так и на макроэкономическом уровне.

Каждая из функций представляет собой достаточно однородную с точки зрения цели совокупность действий.

Укажем на две особенности приведенного комплекса логистических функций:

1) все функции взаимосвязаны и подчинены единой цели - управлению матери­альным потоком;

2) носителями функций выступают субъекты, участвующие в логистическом процессе, ключевыми из которых являются:

- предприятия - изготовители, чьи склады готовой продукции выполняют разнообразные коммерческие операции;

- коммерческо-посреднические организации;

- предприятия оптовой торговли;

- транспортные предприятия, экспедиционные фирмы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...