Расчет показателей материально-технической базы транспорта
К материально-технической базе железнодорожного транспорта относят вагоны и вагонное хозяйство, локомотивы и локомотивное хозяйство, станции, грузовые дворы и весовое хозяйство и т.д. Рассмотрим основу базы – вагонное хозяйство. Каждый вагон характеризуется грузоподъемностью и вместимостью, массой тары, т.е. абсолютными показателями. Относительные показатели вагона: a) технический коэффициент тары вагона: (5.1),
чем ТКТ меньше, тем более эффективно используется мощность локомотива; б) коэффициент удельного объема вагона (5.2.), чем К больше, тем шире номенклатура грузов, которые могут перевозиться с полным использованием грузоподъемности; в) коэффициент использования грузоподъемности; (5.3), г) коэффициент вместимости; (5.4). Важнейшей операцией при отправке и приемке груза является определение его веса. Применяемые на грузовых станциях весы подразделяют на настольные, платформенные (передвижные и стационарные), крановые и т.д. Производительность весов определяется по формуле: (5.5),
где q – грузоподъемность; T – время работы склада; t – время, затрачиваемое на один отвес; Кгр. – коэффициент использования весов по грузоподъемности; Квр – коэффициент использования весов по времени. 2. Материально-техническая база водного транспорта. Основными показателями, характеризующими речные и морские суда, являются: а) водоизмещение, определяемое массой или объемом воды, вытесняемой плавающим судном; б) грузоподъемность судна – это его перевозочная способность. Дедвейт – полная грузоподъемность – количество тонн груза, которое может принять судно сверх собственной массы до осадки по грузовую марку;
Дв=Вп - Во=ПГ (5.6), где Вп – водоизмещение судна с полным грузом; Во – водоизмещение судна без груза. Чистая грузоподъемность равна только массе перевозимого груза, полная включает служебный груз (топливо, воду, провиант); в) грузовместимость – способность судна принять груз определенного объема, м3; г) удельная грузовместимость: (5.7), где ГР – грузовместимость; ЧГ – чистая грузоподъемность.
Контейнер (по определению МОС – международной организации по стандартизации) – элемент транспортного оборудования, многократно используемый на одном или нескольких видах транспорта, предназначенный для перевозки и временного хранения грузов, оборудованный приспособлениями для механизированной установки и снятия его с транспортных средств, имеющий постоянную техническую характеристику и объем не менее 1 м3. МОС приняла рекомендации по установлению единых размеров выпускаемых контейнеров: ширина и высота – по 2438 мм, а длина – 12192 мм, 9125 (3/4), 6058 (1/2), 2991 (1/4)мм, т.е. 3/4, 1/2, 1/4 от наибольшей длины. Грузоподъемность контейнера определяют в тоннах: qнетто=А·УМ·Кпл., (5.8), где А – полезный объем контейнера; УМ – удельная масса груза; Кпл. – коэффициент плотности укладки груза. qбрутто=qнетто+qтары (5.9). Тарные и штучные грузы перевозят на поддонах. Поддоны делятся на плоские, стоечные и ящичные. Наиболее распространены – плоские. Необходимое количество поддонов: (5.10), где Ргр. – вес перевозимого груза; Доб. – длительность оборота поддона; Т- период эксплуатации поддона; q – грузоподъемность поддона; Кисп.груз. – коэффициент использования грузоподъемности поддона.
Тема 6. Логистика запасов
Литература 2, 3, 5, 9, 12, 18, 19, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 32, 33, 34, 36
Запасы. Их классификация
Запасы – это неиспользованные материальные ресурсы.
Стоимость запасов в странах СНГ составляет примерно 1/3 валового национального продукта. Поэтому проблема их оптимизации весьма важна. Запасы в зависимости от назначения продукции делятся на две большие группы: 1 - запасы средств производства; 2 - запасы предметов потребления. I. Запасы средств производства могут сосредотачиваться в следующих сферах производства и обращения: 1) у предприятий - изготовителей в виде запасов готовой продукции. Склады готовой продукции в местах ее производства - исходные точки соприкосновения сферы производства со сферой обращения; 2) на подвижном составе транспортных организаций, перемещающем средства производства от пунктов изготовления к пунктам потребления - «запасы в пути». 3) на базах ССО и на предприятиях торговли в виде продукции, которую нецелесообразно поставлять в транзитной форме, поскольку она требуется потребителям в больших количествах или нуждается в подготовке к потреблению. 4) на складах предприятий - потребителей, где ППТН вступает в процесс производства. Склады сырья, материалов, топлива являются конечными точками соприкосновения сферы производства со сферой обращения. 1, 2, 3 - товарные запасы (ТЗ), 4 - производственные запасы (ПЗ); в сумме они составляют совокупные запасы (СЗ): ТЗ+ПЗ=СЗ (6.1). II- я группа включает: 1. Сырьевые запасы. 2. Товарные запасы: - готовая продукция, - транспортные запасы, - запасы оптовой торговли, - запасы розничной торговли. 3. Запасы предметов коллективного потребления. 4. Запасы предметов индивидуального потребления у населения. Кроме указанного деления запасы классифицируют в отраслевом разрезе: первичные (предприятий), отраслевые, государственные- и в территориальном разрезе: первичные, районные, областные, государственные. По степени укрупнения материалов различают специфицированные, видовые и групповые запасы. К специфицированным относятся запасы конкретных материальных ресурсов (запасы листовой стали марки 10 размером 1 х 1000 х 2000 мм). Видовые запасы соответствуют номенклатуре материальных ресурсов, применяемой в планировании и при определении материальных балансов (запасы тонколистовой стали углеродистой). Запасы групповые выделяются по отдельным наиболее крупным классификационным группировкам материалов (прокат черных металлов, лесоматериалы, строительные материалы и т.д.).
Величина запасов может устанавливаться как в абсолютных, так и в относительных показателях. К абсолютным относятся запасы, выраженные в натуральных и денежных единицах измерения. Они необходимы при разработке материальных балансов, определении потребности в складских площадях, оборотных средствах и т.д. Относительные запасы показывают их уровень по отношению к объему потребления материалов и выражаются в днях (месяцах) или в процентах к общей потребности в материале. Относительным является и показатель запасоемкости, представляющий собой отношение средней величины запаса к объему производства продукции за определенный период времени. Между указанными показателями существует зависимость: Забснат = Зотндн•ρсут. (6.2),
Забссум=Ц (6.3), где Забснат – абсолютный запас в натуральном выражении; Забссум – абсолютный запас в стоимостном выражении; ρсут. – среднесуточное потребление; Ц – цена за единицу ресурсов. (6.4), где А – объем производства; Забссум/ср – средние запасы за период (абсолютные в стоимостном выражении). (6.5), где Зотнпроц – относительный запас в процентах; Q – потребность в материальных ресурсах.
2. Определение оптимального размера запасов
При выборе размера запасов опираются на стадию воспроизводственного процесса (табл. 6.1.) и на место предприятия в товаропроводящей цепи (табл. 6.2.).
Таблица 6.1 Факторы, определяющие величину запасов на разных стадиях воспроизводства.
При выборе размера запасов опираются на стадию воспроизводственного процесса (табл. 6.1.) и на место предприятия в товаропроводящей цепи (табл. 6.2.). Таблица 6.2
Влияние размера запасов на экономичность и устойчивость снабжения.
Основные условия, которым должны удовлетворять материальные запасы: а) обеспечивать непрерывность производственного процесса; б) требовать минимума затрат на содержание.
Планирование материальных запасов Размеры запасов должны, с одной стороны, обеспечить непрерывность процесса воспроизводства, с другой – из кругооборота не должно отвлекаться слишком большое число материальных ресурсов. Величина запасов влияет на план приобретения ресурсов: ПЛ=Q+Зкп – Знп, (6.6), где ПЛ – план приобретения ресурсов; Зкп – запасы на конец периода; Знп – запасы на начало периода. Основой планирования запасов является их норма: Знорм=Зтек.ср.+Зстр+Зподг, (6.7), где Знорм – норма запаса; Зтек.ср – средний текущий запас; Зстр – страховой (резервный) запас; Зподг – подготовительный запас.
Текущий запас создается для обеспечения производства материальными ресурсами в перерыве между поставками. Его величина изменяется от максимального уровня в момент поставки (формула 6.8) до минимального – перед следующей поставкой. В норму включается средняя величина этого запаса. Зтек.макс.= (6.8), где tф/i – фактический интервал между поставками; Вi – партия поставки; – количество поставок. Страховой запас призван обеспечивать производство при отклонении фактических условий поставки от запланированных (формула 6.9). Зстр.= , (6.9), где t ср – средний интервал между поставками. Подготовительные запасы необходимы на время осуществления операций по подготовке поступивших материалов к производственному потреблению. Их величина зависит от конкретных условий приемки и проведения таких операций. Обычные подготовительные запасы определяются временем, необходимым для количественной и качественной приемки продукции (1-3 дня). Специальные подготовительные запасы требуются для проведения операций по сушке пиломатериалов, формированию комплектов и т.д. Время этих операций и определяет величину запаса.
ЗАДАЧА. Поставка материалов предприятию в мае происходила следующим образом: 5 числа – 70 кг 11 числа – 80 кг 18 числа – 80 кг 23 числа – 60 кг 29 числа – 70 кг Определить средний интервал поставки, если последняя поставка была 30 числа в апреле. (дня).
ЗАДАЧА. Среднесуточное потребление моющих средств в прачечной т/базы «Солнечная» - 2,8 кг. Размеры и интервалы поставок за прошлый год составляют: 2 партии по 70 кг через 50 дней 1 партия в размере 100 кг через 45 дней 1 партия в размере 250 кг через 220 дней Определить общий запас моющих средств, принимая подготовительный запас в размере однодневного и страховой в размере 50% текущего. Решение. Змакстек= Зобщ.=Зсртек+Зподг+Зстр Зобщ.= Рассмотренные разновидности запасов могут принимать характер сезонных при условии существенного влияния на них сезонных факторов. Текущий запас становится сезонным, если: - материалы доставляются потребителям сезонными видами транспорта (морской, речной); - преобладает сезонное производство продукции (растениеводство); - потребление материалов сезонное (топливо, горючее и запасные части в сельскохозяйственном производстве). Страховые сезонные запасы создаются на случай возможных нарушений условий поставки в отдельные периоды года (снежные заносы, весенняя или осенняя распутица и т.д.). Могут создаваться подготовительные запасы сезонного характера (размораживание руды, разогрев поступившего зимой мазута и т.д.). Максимальная величина сезонного запаса: Зсез.макс.=ρсут.ּtсез. (6.10),
где tсез. – продолжительность перерыва в поступления в связи с сезонностью. В некоторых отраслях существует своя специфика определения подготовительного, страхового и текущего запасов. Рассмотрим нормирование запасов на примере предприятия общественного питания. Текущий запас – торговый запас, состоит из двух частей: - запас, который должен постоянно находиться в производстве, торговом зале и буфете (формула 6.11); - запас, обеспечивающий нужды предприятия до очередной поставки (формула 6.12). (6.11), где Зн – необходимый запас в размере среднедневного оборота; Зд – дополнительный запас в ассортиментном наборе для бесперебойной работы предприятия в течении дня.
З2= (6.12), где t – время между поставками, дн.; n – количество разновидностей изделий в каждой поставке; N – количество разновидностей изделий в ежедневном ассортименте. (6.13), При определении текущего запаса берется половина второй части запаса, т.к. запасы максимальны в день поступления партии поставки и минимальны перед следующей поставкой. Подготовительный запас принимается в размере 0,5÷1 день. Гарантийный запас может предусматриваться в размере до 100% торгового запаса при условии достаточных холодильных ёмкостей. ЗАДАЧА. В столовой турбазы «Крым» сумма однодневной реализации мяса составляет 1600 грн., а сумма ассортиментного запаса мясных изделий в буфетах – 320 грн. Частота поступления мясных изделий – 2 дня, причем каждая партия содержит 6 наименований. На предприятии питания в среднем должно быть 18 разновидностей полуфабрикатов. Определить размер запаса в днях, принимая, что подготовительный запас составляет 0,5 дня, а гарантийный – 50% от текущего запаса. Решение. З1= (дня) З2= (дней) Зобщтек=1,2+ (дня) Зобщ=0,5дн.+4,2дн.+0,5·4,2дн.=6,8 дня
Планирование запасов оборудования Методика определения величины запасов оборудования обусловлена характером его использования. 1. Если оборудование предназначено для комплектации продукции, его величина определяется также, как и других запасов (в зависимости от интервалов поставки с учетом времени на приемку). Среднесуточное потребление определяется мощностью предприятия. 2. Если оборудование предназначено для замены износившегося или нового строительства, задачей является обеспечение наличия оборудования к моменту его установки. Величина запаса определяется оптимальным временем опережения поступления по отношению к монтаже. Она складывается из: - текущей части, которая определяется несовпадением сроков изготовления и монтажа оборудования. Время зависит от возможности изготовления продукции поставщиком, а также от степени отклонения фактических сроков монтажа оборудования от запланированных; - страховой части запаса, время которой должно характеризовать своевременный монтаж оборудования при нарушении установленных сроков его отгрузки, увеличении времени транспортировки, опережении графиков монтажа и в ряде других непредвиденных случаев; - подготовительной части запаса, которая включает время для разгрузки оборудования и доставки его к месту монтажа, расконсервации, для комплектования, если отдельные части оборудования поступают от различных поставщиков или требуется доукомплектование оборудования. Пример расчета величины не установленного оборудования для строительной организации дан в табл. 6.3:
Таблица 6.3 Расчет величины запаса оборудования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|