Понятие и виды логистических информационных систем
Одной из важнейших составляющих логистической системы является информация. При детальном подходе элемент «информация» сам разворачивается в систему, включающую совокупность взаимосвязанных элементов, обладающую интегративными качествами. Наиболее часто информационную систему подразделяют на две подсистемы: 1) функциональную, состоящую из совокупности решаемых задач, сгруппированных по целевому признаку; 2) обеспечивающую, включающую следующие элементы: техническое обеспечение (совокупность технических средств, обеспечивающих обработку и передачу информационных потоков); справочное обеспечение (классификаторы, кодификаторы и т.д.); математическое обеспечение (комплекс программ, обеспечивающих решение задач). Логистические информационные системы (ЛИС) подразделяют на три группы: 1. Плановые, создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера. Примеры решаемых задач: создание и оптимизация звеньев логистической цепи, планирование производства, общее управление запасами. 2. Диспозитивные (диспетчерские), создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем. Могут решаться следующие задачи: - детальное управление запасами (распределение по местам складирования); - распоряжение внутризаводским (внутрискладским) транспортом; - учет отправляемых грузов; - отбор грузов по заказам. 3. В исполнительных (оперативных) логистических информационных системах обработка информации производится в темпе, определяемом скоростью ее поступления в ЭВМ (реальный масштаб времени). Решаются задачи контроля материальных потоков, оперативного управления обслуживанием производства, управления перемещением ППТН.
Различия в обеспечивающих подсистемах указанных систем: в плановых информационных системах весьма высок уровень стандартизации; в диспозитивных информационных системах возможность применения стандартных программ ниже, что вызвано следующими причинами: 1) производственный процесс на предприятии, сложился за долгий период времени и трудно поддается существенным изменениям во имя стандартизации; 2) структура обрабатываемых данных существенно различается у разных пользователей; в исполнительных информационных системах применяется индивидуальное программное обеспечение. С позиций системного подхода в процессах логистики выделяют три уровня: 1) рабочее место, на котором осуществляется логистическая операция с материальным потоком, т.е. передвигается, разгружается, упаковывается грузовая единица; 2) участок, цех, склад, где происходят процессы транспортировки грузов; 3) логистическая система в целом от момента отгрузки сырья поставщиком до поступления готовых изделий конечное потребление. Задачи логистических информационных систем: 1) плановых информационных систем - осуществить сквозное планирование в цепи «снабжение - производство - сбыт», ввязать логистическую систему во внешнюю среду, в совокупный материальный поток; 2) диспозитивных и исполнительных систем - детализация намеченных планов и обеспечение их выполнения на отдельных производственных участках, на складах и на конкретных рабочих местах. Информационные системы, относящиеся к разным группам, интегрируются в единую информационную систему. Различают вертикальную и горизонтальную интеграцию. Вертикальной считается связь между плановой, диспозитивной и исполнительной системами посредством вертикальных информационных потоков. Горизонтальной считается связь между отдельными комплексами задач в диспозитивных и исполнительных системах посредством горизонтальных информационных потоков.
Преимущества интеграции систем: возрастает скорость обмена информацией; уменьшается количество ошибок в учете; снижается объем непроизводительной, «бумажной» работы; совмещаются ранее разрозненные информационные блоки. При построении ЛИС следует придерживаться следующих принципов: 1) возможность поэтапного создания системы. ЛИС являются постоянно развиваемыми системами, поэтому при проектировании необходимо учесть возможность постоянного увеличения числа объектов автоматизации, расширения реализуемых информационной системой функций и количества решаемых задач; 2) четкое установление мест стыка материальных и информационных потоков между подразделениями предприятия или отдельными предприятиями; 3) гибкость системы с точки зрения специфических требований конкретного применения; 4) принцип приемлемости системы для пользователя диалога «человек - машина». 2. Использование в логистике технологии автоматизированной идентификации штриховых кодов
Чтобы эффективно управлять динамичной логистической системой, необходимо в любой момент времени иметь детальную информацию о входящих, выходящих и внутренних потоках. Данная проблема частично решается путем использования микропроцессорной техники, способной считывать (сканировать) разнообразные штриховые коды. Наиболее широкое применение получил код EAN (рис. 4.1.): Рис.4.1. Код EAN I. Код страны - 3 цифры. II. Код изготовителя (4 цифры). Вместе однозначно идентифицируют предприятия, производящие товар. III. Код товара, определяемый производителем по своему усмотрению 0-99999. IV. Контрольное число рассчитывается по особому алгоритму на основе 12-ти предыдущих цифр и служит для проверки правильности расшифровки кода. Проведенные исследования показывают, что введенные с клавиатуры компьютера вручную данные о товаре содержат в среднем 1 ошибку на каждые 300 введенных знаков. При использовании штриховых кодов этот показатель снижается до 1 ошибки на 3 млн. знаков.
Штриховой код представляет собой чередование темных и светлых полос разной ширины, построенных в соответствии с определенными правилами. При сканировании световой луч проходит по коду, улавливается светочувствительным устройством и преобразуется в дискретный электрический сигнал. ЭВМ расшифровывает сигнал и преобразует его в цифровой код. В области внешней торговли наличие штрихового кода на товаре является обязательным при поставке товаров на экспорт. В качестве примера эффективности использования штриховых кодов можно привести американскую торговую компанию «Kmart Corporation». Компания обслуживает 2200 магазинов в разных регионах США, ассортимент которых включает ≈ 100000 наименований. Используя коды, компания организовала систему управления товародвижением, позволяющую безошибочно определить, какой товар, в каком количестве, куда и когда надо поставить. Преимущества технологии автоматизированной идентификации штриховых кодов: 1. На производстве: создание единой системы учета и контроля за движением изделий на каждом участке, а также за состоянием логистического процесса на предприятии в целом; сокращение численности вспомогательного персонала; снижение отчетной документации; почти полное исключение ошибок. 2. В складском хозяйстве (рис. 4.2): автоматизация учета и контроля за движением материального потока; автоматизация процесса инвентаризации. Рис.4.2. Схема идентификации штриховых кодов в складском хозяйстве 3. В торговле (рис. 4.3): создание единой системы учета материального потока; автоматизация заказа и инвентаризации товаров; сокращение времени обслуживания покупателей.
Рис. 4.3. Схема идентификации штриховых кодов в торговле
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|