Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Патронаж над дееспособными гражданами

 

Охрана прав и законных интересов совершеннолетних лиц, которые сами не в состоянии позаботиться о себе в силу преклонного возраста, инвалидности, невозможности из-за болезни свободно передвигаться, обусловила включение норм о патронаже в ГК РФ. При этом у такого рода граждан должна сохраняться способность отдавать отчет своим действиям и руководить ими.

По мнению автора, патронажные отношения, устанавливаемые над дееспособными совершеннолетними лицами, имеют свои отличительные правовые признаки. Несмотря на то, что институт патронажа предназначен для защиты прав гражданина, который по состоянию здоровья не в силах заботиться о себе самостоятельно, его цели не совпадают с целями опеки и попечительства, поскольку лицо, находящееся под патронажем, дееспособно, то есть все юридически значимые действия оно может совершать самостоятельно. Никто не вправе без соответствующего полномочия заменить волю этого лица своей волей.

Так, патронаж не может быть установлен, когда лицо психически нездорово. В этом случае орган опеки и попечительства обязан принять все необходимые меры для рассмотрения дела судом о признании лица недееспособным, следствием чего станет назначение опекуна, но не помощника.

Кроме того, правовое положение помощника отличается от прав и обязанностей попечителя. Помощник не вправе представлять интересы совершеннолетнего дееспособного гражданина во всех без исключения правоотношениях, не является его законным представителем. Как в суде, так и в исполнительном производстве, в других правоотношениях гражданин участвует самостоятельно, что говорит об исключительно имущественной направленности патронажа. Помощник назначается постановлением органов опеки и попечительства после того, как между ним и этими органами будет заключен договор патронажа, на что требуется согласие подлежащего патронажу лица. Защита помощником имущественных прав патронируемого осуществляется в соответствии со ст. 41 ГК РФ на основании договора поручения или доверительного управления, заключаемого между помощником и лицом, находящимся под патронажем.

Автор считает что, подобного рода правила неоправданно сужают и усложняют оптимальную правовую регламентацию патронажа. В этой связи следует исходить из возможности заключать как договоры, предусмотренные законом (п. 2 ст. 421 ГК РФ), так и договоры, содержащие элементы различных договоров, так называемые смешанные договоры (п. 3 ст. 421 ГК РФ). Поэтому участники патронажного договора вправе сами решать (в определенных пределах), какой по своей правовой природе договор им больше подходит.

Договор, предусматривающий как услуги по представительству, так и услуги по управлению имуществом, а также доставке продуктов, приготовлению пищи, организации медицинской помощи, скорее всего, следует квалифицировать как договор смешанный. Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что юридическая природа патронажного договора может быть различной, как различны сами патронажные услуги: фактические и юридические действия, а также их комбинации в контексте определяемых сторонами целей.

По мнению автора, патронаж как самостоятельный вид помощи дееспособным, но нуждающимся в помощи гражданам может быть как безвозмездным, так и возмездным. Оплата услуг помощника может производиться за счет патронируемого лица из получаемых им доходов. Вознаграждение может выражаться в предоставлении благ иного имущественного характера (пользование автомашиной, комнатой в квартире). При отсутствии средств у лица, нуждающегося в помощнике, его услуги могут оплачиваться за счет бюджетных средств или средств специальных фондов.

Все эти важные для договора патронажа обстоятельства следует отразить в его тексте. В нем должны быть четко прописаны права и обязанности помощника, органов опеки и попечительства, а также права и обязанности лица, ради которого этот договор заключается. Договор патронажа предполагает существование систематического контроля за его исполнением со стороны органов опеки и попечительства, а в необходимых случаях – отчетности помощника. Особого внимания заслуживают действия помощника, даже если они основаны на доверенности, по отчуждению имущества, имущественных, жилищных и других важных прав лица, заключившего патронажный договор. Ни одна из сделок, требующих нотариального удостоверения, не должна быть совершена от имени находящегося под патронажем лица без согласия органов опеки и попечительства. Для обеспечения большей безопасности беспомощных лиц требуется особая тщательность в подборе помощника.

Патронаж может быть прекращен по одностороннему заявлению помощника, лица, которое пользуется его помощью, органов опеки и попечительства, а также прокурора. При этом не имеют значения мотивы, вызвавшие желание физического лица прекратить патронажные отношения. Для органов опеки и попечительства, иных должностных лиц, гражданина, находящегося под патронажем, основанием для постановки вопроса о прекращении этого договора служит недобросовестное исполнение обязанностей помощником. Прекращается договор патронажа и смертью помощника либо лица, пользовавшегося его помощью[34].

Патронат – это воспитание и оказание необходимой помощи нуждающимся в государственной защите детям, осуществляемые в формах патронатного воспитания либо социального патроната. Патронатное воспитание – форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, в семью патронатного воспитателя при обязательном условии разграничения прав и обязанностей по защите законных интересов этого ребенка между родителями (законными представителями) ребенка, уполномоченной службой (организацией), патронатным воспитателем.

Основанием для признания ребенка нуждающимся в государственной защите является отсутствие родительского попечения над ребенком либо распоряжение органа опеки и попечительства о признании ребенка нуждающимся в государственной защите.

Ребенок, нуждающийся в государственной защите, может быть передан на воспитание в семью патронатного воспитателя уполномоченной службой (организацией) на основании договора о патронатном воспитании, заключенного между уполномоченной службой (организацией) и патронатным воспитателем, при обязательном условии разграничения ответственности по защите прав и законных интересов этого ребенка между родителями (законными представителями ребенка), патронатным воспитателем, уполномоченной службой.

Над ребенком, нуждающимся в государственной защите и находящимся в семье, может быть установлен социальный патронат.

Социальный патронат – оказание необходимой помощи уполномоченной службой (организацией) в воспитании и защите прав ребенка, находящегося в семье, но признанного в установленном порядке нуждающимся в государственной защите.

Договор о социальном патронате заключается между уполномоченной службой (организацией), патронатным воспитателем и родителями при обязательном условии разграничения между ними прав и обязанностей по защите законных интересов этого ребенка.

Патронат над ребенком может осуществляться до достижения несовершеннолетним возраста 18 лет. Патронат может устанавливаться на срок от одного дня до шести месяцев (краткосрочный) и от шести месяцев и более (долгосрочный).

Помещение ребенка на долгосрочный патронат производится в случае, если не представляется возможным передать ребенка на усыновление. Таким образом, введение в регионах такой формы устройства детей, как патронат, позволит значительно уменьшить число детей, направляемых в учреждения, даст возможность поместить в семью любого ребенка и на любой срок.

Однако вызывает сомнение возможность возложения главой местного самоуправления таких полномочий, как предъявление иска в суд о лишении родительских прав, об отмене усыновления, дача заключений в суде об обоснованности и соответствии усыновления интересам детей, заключений по спорам, связанным с воспитанием детей, участие в исполнении решений судов о передаче или отобрании детей, и других на уполномоченные службы[35].

Автор считает, что такое перераспределение полномочий от органов местного самоуправления к учреждениям и организациям не только не соответствует федеральному законодательству, но и принципиально недопустимо.

Патронатные воспитатели не являются законными представителями несовершеннолетнего и не могут представлять его интересы во всех органах и учреждениях, хотя обязаны круглосуточно находиться рядом с ребенком.

Кроме того, автор полагает, что будет непросто привлечь к ответственности патронатных воспитателей за вред, причиненный личности или имуществу детей, данные лица не относятся к субъектам административной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.

В случае причинения вреда патронируемым ребенком в возрасте от 14 до 18 лет патронатный воспитатель, не являясь попечителем, не несет ответственности в порядке п. 2 ст. 1074 ГК РФ.

С целью защиты прав детей, находящихся сегодня в таких патронатных семьях, можно, не изменяя норм федерального законодательства, принять следующие меры экстренного исправления сложившейся юридической ситуации:

1) либо более четко урегулировать в актах регионального законодательства права и обязанности сторон по договору о передаче ребенка, исключив из него положения о защите прав ребенка и сосредоточить внимание на имущественных правах и обязанностях сторон и их взаимной ответственности, а также ответственности за вред, причиненный ребенку;

2) либо предоставить патронатным воспитателям возможность представлять интересы ребенка вовне на основании выдаваемой органом опеки и попечительства доверенности на совершение отдельных действий.

 


Опека и попечительство

 

Для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан законом введен институт опеки и попечительства. С помощью опеки и попечительства государство защищает как личные, так и имущественные права, интересы граждан, которые сами сделать это не могут, а для несовершеннолетних опека (попечительство) – ещё и способ их устройства на воспитание в семью.

Орган опеки и попечительства – это специально уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ, на который возложены функции по опеке и попечительству. Если до 1 января 2008 г. органами опеки и попечительства являлись органы местного самоуправления, то после 1 января 2008 г. такими органами стали специально уполномоченные органы государственной власти конкретного субъекта РФ.

Опека – форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста 14 лет) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет и гражданами, ограниченными в дееспособности вследствие употребления спиртными напитками или наркотическими веществами. Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане.

Бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами.

У каждого гражданина, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может быть один опекун или попечитель. Передача несовершеннолетних братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам этих детей. При назначении нескольких опекунов или попечителей, а это может произойти исходя из интересов лица, представительство и защита прав и законных интересов подопечного осуществляются одновременно всеми опекунами или попечителями.

Опекун или попечитель назначается с их согласия или по их заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства в течение месяца с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над таким лицом.

Основанием возникновения отношений между опекуном или попечителем и подопечным является акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, в нем может быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя, определяемый периодом или указанием на наступление определенного события.

Опекуны и попечители как воспитатели обладают следующими правами и обязанностями: воспитывать подопечного, заботиться о его здоровье, физическом, духовном и нравственном развитии, обучении, профессиональной подготовке. Они вправе самостоятельно избирать формы и способы воспитания переданных им на воспитание детей. Автор подчеркивает, что при этом надлежит учитывать рекомендации органов опеки и попечительства, а также мнение детей, которые способны его выразить.

Опекун и попечитель имеют также право выбора формы образования своего подопечного и обязаны обеспечить возможность его получения. По своему существу права и обязанности опекунов и попечителей не отличаются от родительских[36].

В этой связи автором была проанализирована сложившаяся судебная практика. Так, Кузнецова А., действующая в интересах опекаемой внучки Ивановой А. обратилась в суд к Администрации города Н. иском о предоставлении жилого помещения. Однако впоследствии отказалась от иска. Данный отказ был обжалован прокурором города Н. По мнению прокурора опекун не имела права отказываться от иска в интересах опекаемой без согласия органов опеки и попечительства поскольку данное процессуальное действие косвенно связано с отказом от имущественных прав опекаемой. Рассматривая представление прокурора, Президиум Пензенского областного суда указал, что доводы прокурора заслуживают внимания так как исходя из смысла ст. 37 ГК РФ опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства отказываться от иска, заявленного в интересах несовершеннолетнего, если это затрагивает имущественные права и интересы последнего. На основании этого Президиум посчитал, что такой отказ от иска является существенным нарушением прав и законных интересов опекаемой, поэтому дело было передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции[37].

Таким образом, опекуны (попечители) должны действовать только в интересах опекаемого и не имеют права самостоятельно, без согласия органов опеки и попечительства совершать действия, которые приведут к ущемлению прав опекаемого.

Будучи законными представителями, подопечного опекуны и попечители вправе распоряжаться доходами подопечного им гражданина самостоятельно, если эти расходы направлены на содержание самого подопечного. Во всех остальных случаях опекуны и попечители обязаны получать предварительное разрешение на совершение сделок, затрагивающие имущественные отношения подопечного. Особенно это касается сделок уменьшающих имущество подопечного: отчуждение имущества, сдача его внаем. Не вправе опекуны и попечители, а так же их супруги и близкие родственники совершать сделки с подопечными, кроме передачи подопечному дара или предоставления ему безвозмездного пользования каким-либо имуществом.

Нормы ГК РФ устанавливают самостоятельную имущественную ответственность несовершеннолетних лиц по совершаемым ими сделкам (п. 3 ст. 26 ГК РФ), но при таком подходе теряется смысл дифференциации сделок, совершаемых несовершеннолетним самостоятельно, и сделок, совершаемых им с согласия опекунов (попечителей) и органов опеки и попечительства. Обсуждаемую проблему можно решить путем установления в ГК РФ субсидиарной ответственности попечителя и органа опеки и попечительства, санкционировавших сделку несовершеннолетних лиц[38].

Таким образом, автор считает, что п. 3 ст. 26 ГК РФ можно дополнить положением следующего содержания: «Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность по сделкам, совершенным ими в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи. В случае отсутствия у несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения убытков, причиненных им по сделкам, заключенным с согласия опекуна или попечителя и органов опеки и попечительства, названные лица должны возместить эти убытки полностью или в недостающей части».

Установление опеки или попечительства допускается по договору об осуществлении опеки или попечительства. Так называемые договорная опека и договорное попечительство являются новыми институтами в российском гражданском и семейном праве.

Опека или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства устанавливается на основании акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно. Опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия. Попечители несовершеннолетних граждан оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении своих обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта РФ[39].

Ещё одним из основных нововведений является подинститут предварительной опеки. Правоотношения, которые устанавливаются между опекуном и попечителем, с одной стороны, подопечным, с другой стороны, и органом опеки и попечительства - с третьей, являются новыми для российского законодательства. До 1 сентября 2008 г. такого вида опеки и попечительства не существовало, поэтому практика применения предварительных опеки или попечительства еще не сложилась.

Под предварительными опекой и попечительством понимаются опека и попечительство, которые устанавливаются на определенный промежуток времени, в случае, если требуется неотложно назначить опекуна или попечителя в интересах недееспособного или не полностью дееспособного гражданина. Предварительные опека и попечительство призваны восполнить пробел в тех случаях, когда органом опеки и попечительства производится отобрание ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью.

Законодательство определяет круг обязанностей опекуна (попечителя), однако не устанавливает детально порядок их исполнения. В обязанности опекуна (попечителя) входит сделать так, чтобы положение лица не ухудшилось. Поскольку самостоятельно не могут позаботиться о себе лица, психическая деятельность которых имеет отклонения от нормы, постольку за опекуном (попечителем) должно быть признано право воздействовать на волю подопечного, а в необходимых случаях – заменять ее своей волей[40].

Специфика попечительства над ограниченно дееспособным лицом обусловлена тем, что его психическая деятельность не имеет таких недостатков, которые сделали бы его абсолютно беспомощным перед внешними факторами. Поэтому и содержание попечительства в данном случае должно состоять только в контроле за расходованием имущества, что в конечном итоге может повлиять на правильное формирование поведенческой ориентации.

При определении правовых форм устройства нуждающихся в заботе граждан необходимо законодательно обеспечить противоположные и удовлетворяющие друг друга интересы. В осуществлении опеки реализуются прежде всего интересы подопечного лица, а также интересы того физического лица, которое изъявило желание стать опекуном (попечителем).

Исходя из ценности для общества каждого отдельного индивидуума, независимо от его возраста, поведения, материального благосостояния и иных его характеристик, автор приходит к выводу, что вслед за укреплением семьи перед государством стоит задача всемерной поддержки опеки (попечительства).

Необходимо добавить, что в установлении опеки и попечительства усматривается именно общегосударственный интерес, а не только интерес отдельных регионов или местностей. Это утверждение, на взгляд автора, имеет отношение как к современному периоду, характеризующемуся чрезвычайно высоким уровнем безнадзорности детей и нарушением прав психически больных граждан, так и к любому другому периоду истории. Признание общегосударственного масштаба интересов в данном случае имеет важное практическое значение, в том числе для признания фактически исполняемых органами опеки и попечительства функций государственными полномочиями.

Таким образом, опека (попечительство) представляет собой форму индивидуального временного устройства граждан, которая предназначена для восполнения недостающей дееспособности подопечного лица, а также для обеспечения иных его интересов. Институт опеки и попечительства решает общегосударственные задачи, поэтому его установление и надлежащее осуществление должны обеспечиваться организационной и контрольной деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления со всех сторон.

Одной из основных проблем института опеки и попечительства является проблема выбора опекуна или попечителя, ведь от правильного выбора личности опекуна и попечителя во многом зависит реальная охрана прав и интересов подопечных. Во-первых, опекунами (попечителями) могут быть только совершеннолетние лица. Во-вторых, потенциальные опекуны (попечители) должны быть полностью дееспособными. В-третьих, не могут быть назначены опекунами (попечителями) лица, ранее дискредитировавшие себя как воспитатели: лица, лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах; бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине; лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей). В-четвертых, не допускается назначение опекуном (попечителем) лица, которое по состоянию здоровья не может осуществлять свои обязанности[41]. В целях получения сведений о личности предполагаемого опекуна или попечителя орган опеки и попечительства вправе требовать от гражданина, подавшего заявление о назначении его опекуном или попечителем, предоставления сведений о себе, а также запрашивать информацию о нем в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских и иных организациях. Орган опеки и попечительства вправе требовать предоставления только той информации о гражданине, которая позволит установить его способность исполнять обязанности опекуна или попечителя.

Формальная сторона этого вопроса на сегодняшний день находится под контролем государства, очень сложна процедура оформления опеки и попечительства, выбор опекуна и попечителя но, не смотря на это, незащищенной остается проблема взаимоотношений опекунов и подопечных, дальнейшая жизнь детей с опекунами никем и никак не контролируется.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...