Целей фирмы и конкурентных преимуществ
Разнообразные информационные потоки, циркулирующие внутри и между элементами логистической системы, между логистической системой и внешней средой, образуют своеобразную л огистическую информационную систему (ЛИС), которая может быть определена как интерактивная структура, включающая персонал, оборудование и процедуры (технологии), которые объединены информационным потоком, используемым логистиче-ским менеджментом для планирования, регулирования, контроля и анализа функционирования логистической системы. Организационная структура логистической информационной системы может быть представлена в виде схемы, показанной на рис.22.
Как видно из рис.22, организационная структура логистической информационной системы может быть укрупненно сформирована из четырех подсистем: управления процедурами заказов, научных исследований и связи, поддержки логистических решений и генерирования выходных форм и отчетов. Эти взаимосвязанные подсистемы осуществляют информационно-компьютерную поддержку всех функций логистического менеджмента и связь с микро- и макрологистической внешней средой.
В организационной структуре логистической информационной системы в качестве одной из основных подсистем выделена подсистема управления процедурами заказов, что обусловлено непосредственным контактом этой подсистемы с потребителями в процессах обработки и выполнения заказов. Большое значение в этой подсистеме имеет использование концепции "электронного обмена данными" и основанных на ней стандартов EDI (Elektronic Data Interchange – электронный обмен данными). Подсистема научных исследований и связи отражает влияние внешней и внутренней среды фирмы на процесс логистического менеджмента и осуществляет взаимодействие между звеньями логистической системы и функциями управления за счет: • интеграции логистического планирования с корпоративным планированием; • взаимодействия логистического менеджмента с другими корпоративными функциями; • стратегических установок для организационной структуры логистической системы и персонала; • интеграции информационных технологий; • подготовки или покупки технологических решений и использования посредников; • адаптации к условиям фирмы форм логистических цепей, каналов и сетей, а также функций управления; • акцентирования на производительности и качестве услуг в логистике.
Рассматриваемая подсистема играет важную роль в отражении изменений и требований как внешней, так и внутренней среды фирмы. Логист-менеджер может использовать эту подсистему для сканирования микро- и макросреды фирмы четырьмя способами: 1) косвенным рассмотрением на основе общего анализа получаемой информации, когда нет определенной заданной цели; 2) прямым рассмотрением, когда информация о внешней и внутренней среде фирмы активно анализируется с заранее сформулированной целью; 3) неформальным исследованием относительно ограниченных и неструктурированных данных; 4) формальным исследованием с использованием заранее составленного плана, процедур и методов обработки и анализа получаемой информации. Для оптимизации результатов оценивания влияния внешней и внутренней среды фирмы на поведение логистической системы логистический менеджер должен использовать ключевые информационные источники подсистемы в процессе мониторинга. Здесь необходимо учитывать два аспекта. Во-первых, использование информации персоналом фирмы для оценки эффективности своих логистических решений. Например, бухгалтерская информация или информация о ценах на готовую продукцию конкурентов может дать исчерпывающий ответ об эффективности менеджмента; информация о размерах грузовых отправок может быть использована транспортными подразделениями фирмы и т. д. Во-вторых, логистические партнеры фирмы, такие, как поставщики материальных ресурсов, торговые посредники, перевозчики и потребители готовой продукции также могут использовать информацию подсистемы для улучшения координации и снижения собственных затрат. Важное место в рассматриваемой подсистеме принадлежит прогнозированию, и в частности, таких его аспектов, как сбор исходной информации, оценка точности, достоверности, использование наиболее эффективных методов прогнозирования. Третьим компонентом логистической информационной системы является подсистема поддержки логистических решений, которая представляет собой интерактивную компьютерную информационную систему, включающую базы данных и аналитические модели, реализующие, как правило, оптимизационные задачи, возникающие в процессе логистического менеджмента. Подсистема формирует, обновляет и поддерживает различно структурированные централизованные и распределенные базы данных для четырех основных типов файлов:
• базисных файлов, содержащих внешнюю и внутреннюю информацию, необходимую для принятия логистических решений; • критических факторов, определяющих главные действия, цели и ограничения при принятии решений; • расчета параметров, содержащих основные логистические оптимизационные процедуры для ключевых областей; • файлов решений, хранящих информацию о предыдущих (периодических) решениях для различных логистических функций. В данной подсистеме используется большое число экономико-матема-тических моделей и методов (в частности, прогнозирования) для поддержки решений, принимаемых логистическим менеджментом. Все эти модели и методы можно разделить на три основных класса: оптимизационные, эвристические и имитационные. Оптимизационные модели принятия решений основаны на методах операционного исчисления: программирования (линейного, нелинейного, динамического, стохастического, целочисленного); математической статистики (корреляционно-регрессионный анализ, теория случайных процессов, теория идентификации, теория статистических моделей принятия решений и т.п.); вариационного исчисления, оптимального управления, теории массового обслуживания, графов, расписаний и т.д. В частности, для различных логистических функций можно указать следующие задачи: • оптимальная диспетчеризация в производстве, транспортировке, грузопереработке; • оптимальное размещение объектов в производстве, распределении, складировании; • построение оптимальных логистических цепей, каналов, сетей; • построение оптимальной организационной структуры логистической системы; • оптимальная маршрутизация; • определение оптимальной длительности составляющих логистических циклов; • оптимизация процедур сбора, обработки и выполнения заказов;
• оптимизация параметров систем управления запасами; • оптимальный выбор перевозчика, экспедитора, поставщика и т. д. В рассматриваемой подсистеме широко применяются интерактивные (диалоговые) процедуры информационной поддержки принятия решений логистическим менеджментом фирм. Четвертый элемент организационной структуры логистической информационной системы – подсистема генерирования выходных форм и отчетов может быть представлена как выходной интерфейс с остальными компонентами. В основу построения логистической информационной системы заложены шесть основных принципов. 1) Полнота и пригодность информации для пользователя. Логистический менеджер должен располагать необходимой и полной (достаточной) информацией для принятия решений, причем в необходимом ему виде. Например, информация о запасах или заказах потребителей часто нуждается в предварительной обработке и обычно размещается не в той подсистеме, где логистический менеджер принимает решения. Поэтому логистическая информационная система должна представлять информацию в том файле (подсистеме), того вида и полноты, которая требуется при выполнении соответствующих логистических функций и операций. 2) Точность. Точность исходной информации имеет принципиальное значение для принятия правильных решений. Например, информация об уровне запасов в распределительной сети в современных логистических системах допускает не более 1% ошибок или неопределенности для принятия эффективных решений в физическом распределении, создании запасов и удовлетворении запросов потребителей. Большое значение имеет точность и достоверность исходных данных для прогнозирования спроса, планирования потребностей в материальных ресурсах и т. п. 3) Своевременность. Логистическая информация должна поступать в систему менеджмента вовремя, как этого требуют многие логистические технологии, особенно основанные на концепции "Точно в срок". Своевременность информации важна практически для всех комплексных логистических функций. Кроме того, многие задачи в транспортировке, операционном менеджменте, управлении заказами и запасами решаются в режиме реального времени ("on line"). Этого же требуют и многочисленные задачи логистического мониторинга. Требование своевременности поступления и обработки информации реализуется современными логистическими технологиями сканирования, спутниковой навигации, штрихового кодирования, внедрения стандартов EDI/EDIFACT. 4) Ориентированность. Информация в логистической информационной системе должна быть ориентирована на выявление дополнительных возможностей улучшения качества продукции, сервиса, снижения логистических издержек. Способы получения, передачи, отображения и предварительной обработки информации должны способствовать выявлению "узких" мест, резервов экономии ресурсов и т. п.
5) Гибкость. Информация, циркулирующая в логистической информационной системе, должна быть приспособлена для конкретных пользователей и иметь наиболее удобный для них вид. Это касается как персонала фирмы, так и логистических посредников и конечных потребителей. Бумажный и электронный документооборот, промежуточные и выходные формы, отчеты, справки и другие документы должны быть максимально приспособлены к требованиям всех участников логистического процесса и адаптированы к возможному диалоговому режиму для многих пользователей. 6) Подходящий формат данных. Формат данных и сообщений, применяемый в компьютерных и телекоммуникационных сетях логистической информационной системы, должен максимально эффективно использовать производительность технических средств (объем памяти, быстродействие, пропускную способность и т. д.). Виды и формы документов, расположение реквизитов на бумажных документах, размерность данных и другие параметры должны облегчать машинную обработку информации. Кроме того, необходима информационная совместимость компьютерных и телекоммуникационных систем логистических посредников и других пользователей по форматам данных в логистической информационной системе. Логистическая информационная система должна выполнять множество специфических функций, в том числе функцию обслуживания потребителя, функцию планирования и управления, функцию координирования. На рис.23 представлены перечисленные функции логистической информационной системы.
Контрольные вопросы: 1. Опишите информационную инфраструктуру логистической системы. 2. Какие элементы обеспечивают информационное обслуживание всей структуры материально-технического снабжения? 3. Охарактеризуйте основные источники, генерирующие информационные потоки при планировании фирмой запасов готовой продукции в складской системе дистрибьюции. 4. Опишите основные виды информации, необходимые для функционирования сбытовой деятельности фирмы. 5. Что такое технология безбумажных обменов информацией? 6. В чем заключена система штрихового кодирования? 7. Опишите характеристики основных систем штрихового кодирования. 8. Раскройте содержание штрих-кода системы EAN–13. 9. Каково назначение контрольного числа в штрих-коде EAN–13? 10. Опишите функции логистической информационной системы. 11. Охарактеризуйте взаимодействие системных характеристик логистической информационной системы, целей фирмы и конкурентных преимуществ. 12. Опишите функциональную структуру логистической информационной системы. 13. Дайте определение логистической информационной системы. 14. Опишите организационную структуру логистической информационной системы. 15. Каковы задачи подсистемы управления процедурами заказов в логистической информационной системе? 16. Каковы функции подсистемы научных исследований логистической информационной системы? 17. Опишите комплекс задач, решаемых подсистемой поддержки логистических решений. 18. Каковы функции подсистемы генерирования выходных форм и отчетов логистической информационной системы? 19. Укажите главные принципы, заложенные в основу построения логистических информационных систем. 20. Охарактеризуйте функции логистической информационной системы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|