CASE-технологии в логистическом менеджменте
⇐ ПредыдущаяСтр 28 из 28 Сегодня система управления практически всех предприятий имеет ярко выраженную функциональную направленность. Во главе организации имеется руководитель, ему подчиняются заместители по направлениям, "под каждым из них" находятся подразделения, выполняющие определенные функции. В основе подобной организации управления лежит принцип разделения и специализации труда Адама Смита, описанный в его работе "Достояние народа", опубликованной еще в конце XVIII века. Однако в нынешних условиях этот подход управления становится малоэффективным по следующим причинам: – функционально-ориентированная организация не стимулирует заинтересованность работающих в конечном результате, поскольку системы оценки их деятельности оторваны от результативности работы предприятия в целом. Их видение происходящего чаще всего не выходит за рамки подразделений, в которых они работают, они не ориентированы на целевые задачи предприятия. Монопольное положение каждой службы внутри предприятия, приводящее к тому, что работники этих служб считают себя незаменимыми в организации, приводит к неоправданной и часто разрушительной конкуренции между функциональными отделами и подразделениями организации; – при функциональном подходе главным потребителем результатов труда работника является его вышестоящий начальник. Это означает, что каждый сознательно или подсознательно старается удовлетворить (или угодить) начальнику, а не коллеге из соседнего подразделения, а тем более клиенту. При современных тенденциях клиентной ориентации, когда клиент – "царь и бог", такой подход сразу отбрасывает предприятие на последние роли в конкурентной борьбе за доли рынка. Уместно отметить, что начинать разговор о клиентной ориентации предприятия, не пройдя путь процессной ориентации, в принципе можно, но стоимость подобного подхода оказывается слишком высокой;
– большая часть реальных рабочих процессов предприятия состоит из множества функций, т.е. выходит за рамки отдельных подразделений. Однако в функционально ориентированных структурах чрезмерно усложнен обмен информацией между различными подразделениями, что приводит к большим накладным расходам, неоправданно длительным срокам выработки управленческих решений, и как следствие – потере клиентов. По подсчетам аналитиков, время взаимодействия между подразделениями разделяется следующим образом: 20% - время работы, 80% - передача результатов следующему исполнителю. Попытки внедрения автоматизации в функционально ориентированных организациях (программа внедрения АСУ 70-х годов) привели к увеличению накладных расходов на обеспечение деятельности без повышения эффективности, а в ряде случаев – при снижении эффективности в несколько раз. Иерархическая функциональная структура неизбежно обладает еще одним серьезным пороком – проявлением фундаментального закона искажения информации при ее передаче или закона информационной энтропии. Управляющая информация передается в основном с помощью естественного языка, а любой естественный язык обладает информационной избыточностью. Русский язык обладает 32%-ной информационной избыточностью, что больше, чем многие другие европейские языки. В свою очередь информационная избыточность является источником искажения сути сообщения, т.е. при передаче через четыре уровня управления информации мы имеем высокую вероятность получения около 100% искажений от исходного сообщения. По этой причине погибли и распались все великие иерархические империи от древнейших времен до сегодняшних дней.
Сама по себе функциональная ориентация управления не содержит в себе ни видимого конфликта, ни противоречий и вполне укладывается в большинство форм организационного анализа, восходящих к ньютоновским воззрениям на способы достижения результатов в работе, т.е. выполнению линейной последовательности заданий. Например, для военных организаций такая четко определенная иерархическая функциональная структура управления оправдана обязательными (уставными) отношениями подчиненности и теми конкретными целями, которые перед ними ставятся. Вместе с тем, реальная деятельность (т.е. деятельность, приносящая дополнительное качество) не осуществляется вдоль линейно-функциональной иерархии, так как здесь имеют место только разрешения и приказы. Она пронизывает предприятие в виде набора бизнес-процессов, которые в большинстве своем никем не управляются и никто за них не отвечает, потому что бизнес-процессы не описаны и не документированы. Введем несколько определений из области "процессной" терминологии. Коммерческие и некоммерческие организации производят продукты или предоставляют услуги, поэтому они могут рассматриваться как производственные системы. В свою очередь, производственные системы состоят из групп взаимонезависимых компонент, работающих вместе для достижения конечной цели. Эти компоненты определяются как процессы. Таким образом, производственная система состоит из группы взаимосвязанных процессов, которые обеспечивают достижение целей организации. Процессы – это связанный набор повторяемых действий (функций), которые преобразуют исходный материал и/или информацию в конечный продукт (услугу) в соответствии с предварительно установленными правилами. Различают основные и вспомогательные процессы. Основные процессы - это те, которые добавляют качество, вспомогательные процессы формируют инфраструктуру организации. Примерами процессов могут быть процессы сбыта и снабжения, процесс разработки нового изделия и вывода его на рынок, процесс обслуживания клиентов. Лозунг нефтяных компаний "от скважины до бензозаправки" означает не что иное, как бинес-процесс макро-уровня, охватывающий весь технологический цикл.
Идея представления организации в виде набора бизнес-процессов, а управления ее деятельностью - как управление бизнес-процессами стала распространяться в конце 80-х годов. Лучшие компании мира начали решать для себя эти задачи и на практике доказали важность, эффективность, экономичность и прогрессивность перехода на клиентно-ориентированное производство и процессно-ориентированную структуру управления производством. Выделение бизнес-процессов, их анализ и последующее совершенствование – колоссальный резерв для повышения конкурентоспособности компании и эффективности ее работы. Среди основных преимуществ такого подхода можно выделить простоту проведения оптимизации как самих процессов, с точки зрения их организации, синхронизации, взаимосогласованности, так и ресурсов, потребляемых процессами, особенно это касается человеческих ресурсов. Кроме того, становится очевидность управления, нацеленного на конечный результат, который оценивается потребителем – клиентом процесса. Пятьдесят лет назад и ранее, когда компьютерные средства поддержки информационной деятельности не были доступны, существование функционально-ориентированного подхода к управлению было не только оправданным, но и единственно возможным решением в управлении сложными объектами. Подобный подход позволяет декомпозировать деятельность по функциональному принципу и, обеспечив согласование между функциями соответствующими стандартами, осуществлять осознанное управление. Проблемой, не всегда видимой, здесь является наличие в исполнительных механизмах человека, скрытого иерархией структуры и "спинами начальников". Далее без исключения начинают работать известные "законы Паркинсона". Эффективное существование функционально-ориентированного управления требует непрерывного, жесткого и репрессивного управления персоналом. Вместе с тем, при использовании средств поддержки информационной деятельности можно охватить всю логистическую систему целиком, рассмотрев составляющие ее процессы как единое целое и введя контур исполнительного управления на передний план. В этом случае человек как исполнительный ресурс системы оказывается непосредственно вовлечен в процесс, подчиняясь его законам и логике, и отчитываясь не конкретному человеку со своими слабостями и проблемами, а процессу, наполненному равнозначными и равноответственными элементами – людьми исполнения.
В результате система выравнивает требования ко всем участникам процесса, требуя от них равного качества на всех участках, во всех процедурах, становясь саморегулирующейся с точки зрения качества структурой. В данном случае ключевым фактором успешного существования подобной системы является использование совершенной системы управления предприятием (СУ), обеспечивающей оперативной информацией участников процесса, собственно процесс с технологической точки зрения и руководителей предприятия. Количество уровней управления сокращается до двух, численность управленческого состава уменьшается по мере стабилизации процесса, резко возрастает эффективность процесса и его управляемость, образуется гибкость и настраиваемость управления. Однако еще раз следует подчеркнуть, что внедрение самой совершенной системы управления предприятием (СУ) в функционально-ориентированную структуру не только не принесет ожидаемого эффекта, а, наоборот – увеличит накладные расходы и, как правило, снизит общую эффективность деятельности. Из всего сказанного следует вывод о том, что переход на процессную, логистическую ориентацию – та неизбежность, с которой придется столкнуться практически каждому среднему и крупному отечественному предприятию, если оно хочет не только выжить, но и успешно развиваться. Сегодня, когда связь информационных технологий с бизнес-процессами стала еще теснее, роль моделирования бизнес-процессов существенно возросла. Модели бизнес-процессов находят применение даже в таких классических областях ведения бизнеса, как пооперационное исчисление стоимости, организация и реорганизация технологических процессов, управление качеством. Это ведет к тому, что моделирование бизнес-процессов все чаще рассматривается как еще один аспект управления бизнесом. Эффективными средствами такого управления являются CASE-системы (Computer Aided Software Engineering – Компьютерная поддержка программного обеспечения инжиниринга). Поясним ключевые моменты описания бизнес-процессов на простом примере обработки заказов. Для начала изложим общий сценарий этого процесса.
Допустим, потребитель хочет заказать изготовителю несколько изделий. На основе информации о клиенте и изделиях изучается вопрос о технической возможности и экономической целесообразности изготовления данных изделий. После поступления заказа у поставщика приобретаются необходимые материалы. После получения материалов и последующего планирования заказа предприятие изготавливает изделия в соответствии с графиком работ и отправляет их клиенту вместе с надлежащей документацией. На рис.31 представлены субъекты ответственности (организационные единицы), участвующие в рассматриваемом бизнес-процессе, причем для каждого из них показан выход, а также взаимосвязи (отношения) в виде контекстных диаграмм или диаграмм взаимодействия. Последовательность выполнения процессов здесь не отражена, тем не менее можно получить исходное представление о структуре бизнес-процесса. В сложных процессах несметное множество обменов между различными деловыми партнерами подчас может привести в замешательство. Помимо различных взаимодействий, сюда можно ввести функции субъектов ответственности. На диаграмме это сделано лишь в нескольких узлах.
Диаграммы взаимодействия широко применяются в теории бизнеса. Представленная на рис.31 диаграмма по сути является организационным потоком рассматриваемого бизнес-процесса. Организационный поток отражает взаимодействие организационных единиц, обеспечивающих осуществление данного бизнес-процесса. Кроме организационного потока, бизнес-процесс сопровождают функциональный, выходной и информационный потоки. Функциональный поток описывает тот же бизнес-процесс при помощи подлежащих выполнению функций с указанием их последовательности. Главная роль здесь отводится не субъектам ответственности, как это было на диаграмме взаимодействия организационных единиц, а динамичной последовательности функций. Функциональные потоки представляют собой последовательности выполнения функций для создания выхода и, таким образом, они могут характеризовать бизнес-процесс. Потоки выходов определяют главное содержание бизнес-процесса. Цель любого бизнес-процесса состоит в создании выхода для получения вознаграждения в виде другого выхода. В нашем примере выходом производителя является выполнение заказа клиента, а вознаграждением – получение денежных средств, хотя в процессе производства создается также промежуточный выход, возникающий в результате выполнения функций. Понятие "выход" весьма неоднозначно. В наиболее общем смысле выход в бизнесе есть результат производственного процесса. Выход может быть физическим (материальный выход) и нефизическим (услуги). В то время как материальный выход легко поддается определению (например, доставка материала, изготовленные детали или даже готовый продукт), с понятием "услуги" дело обстоит сложнее, поскольку оно охватывает услуги самого разнообразного характера. Вот лишь некоторые примеры: – театральные представления (драматические спектакли, концерты), где выходом является исполнение на сцене; потребление этого выхода происходит одновременно с его созданием; – банковские услуги в виде займов или кредитов; в этом случае услуга состоит в предоставлении необходимых денежных средств и сама по себе является результатом других банковских услуг (проверка кредитоспособности, услуги по депозиту и т. д.); – услуги по страхованию; – услуги государственного сектора (выдача водительских удостоверений, удостоверений личности и т. д.). Немаловажная характеристика выхода – его востребованность стороной, не являющейся его производителем. Иными словами, на данный выход должен быть спрос. Необходимыми предпосылками служат поступление заявки от клиента и наличие договоренности о цене. На каком уровне существует здесь отношение клиент-поставщик – между внешними деловыми партнерами или между внутренними организационными единицами – значения не имеет. Цена может быть рыночной либо речь может идти лишь о внутрифирменных расчетах. Кроме того, несущественно, имеем ли мы дело с запрашиваемой ценой или фактически уплачиваемой. Если сторона, приобретающая услугу, осознает ее денежную стоимость – этого достаточно. Внутрифирменные услуги, так же, как и некоторые внешние услуги государственного сектора, иногда предоставляются бесплатно. Для повышения прозрачности выхода существует тенденция к описанию внутрифирменного выхода и начислению соответствующей стоимости. Так же обстоит дело и в государственном секторе. На рис.32 под символом каждого выхода указана создающая его функция. В данном случае выходом являются информационные услуги, например, "проверенный заказ", "производственный план", "заказ", "документация на заказ", "заказ на отправку". Изделия же, представляющие собой непосредственный результат процесса производства, рассматриваются как материальный выход. Доставленные изделия – результат услуги "транспортировка". На рис.32 показан результат процесса "изготовление изделия", т.е. материальный выход в виде изготовленного изделия. Аналогичным образом в процессе изготовления выполняется и документируется проверка качества. Все данные, относящиеся к заказчику, фиксируются в "документации на заказ", которая сама по себе является услугой по предоставлению информации. После исполнения каждой внутрифирменной функции описывается поставляемый ею выход, который в свою очередь поступает в следующий процесс уже в качестве входа. Чтобы не перегружать диаграмму, организационные единицы на рисунке опущены. Приведенная иллюстрация выходного потока не позволяет однозначно описать последовательность выполнения функций. Информационный поток. Помимо информационных услуг, компонентами процесса являются и другие данные, используемые для описания инфраструктуры бизнес-процессов. На рис. 33 представлены информационные объекты бизнес-процесса и данные, которыми они обмениваются. Объекты, отнесенные к разряду информационных услуг, обведены двойной рамкой. Показаны также информационные объекты, описывающие контекстную среду бизнес-процесса, например, данные, касающиеся поставщиков, изделий или графиков работы. Эти данные необходимы для создания информационных услуг. Например, при проверке заказов проверяется кредитоспособность заказчика и наличие материально-производственных запасов. Каждый информационный объект имеет свое имя, кроме того, ему можно присвоить и другие атрибуты. Функции процесса, работающие с информационными объектами, являются частью объектов, предоставляющих информационные услуги. Можно соотнести функции и с другими информационными объектами, однако это будут уже подфункции по отношению к функциям процесса, рассматривавшимся до сих пор. Например, детальную функцию "проверка кредитоспособности" можно соотнести с информационным объектом КЛИЕНТ в рамках функции процесса "проверка заказа". Поскольку поток данных активизируется функциями, связанными с информационными объектами, функциональный поток на рис.33 более или менее просматривается. Однако если один информационный объект обрабатывается несколькими функциями или если одна функция требует нескольких потоков данных, то однозначно проследить функциональный процесс невозможно.
Ни один из представленных здесь потоков (организационный, функциональный, выходной и информационный) не позволяет смоделировать бизнес-процесс полностью. Следовательно, необходимо собрать все описания воедино. Для этого можно взять за основу одно из описаний, а затем интегрировать его с остальными. Поскольку к определению бизнес-процесса ближе всего подходит поток функций, обычно его берут за отправную точку. В принципе, в этой роли можно использовать информационные потоки. Модели бизнес-процессов можно проектировать на разных уровнях абстрагирования. Рассмотренная выше модель бизнес-процесса относилась к обработке заказов. В этом примере описывалась не столько реальная процедура обработки заказов клиентов, сколько некоторый обобщенный процесс обработки заказов, представляющий собой абстракцию реально осуществляемого процесса. Такой вид описания называется типом бизнес-процесса. Если рассмотреть какой-нибудь фрагмент производственного процесса обработки отдельного заказа, то здесь каждый объект, фигурирующий в бизнес-процессе, конкретизируется присвоением ему определенного имени или набора имен. Для управления конкретными процессами используются конкретные модели бизнес-процессов. В производственном секторе это обычно составление графиков работ, которые служат описанием производственного процесса для изготовления отдельных деталей или выполнения производственных заказов. В административном секторе конкретные модели бизнес-процессов реализуются с помощью систем управления, которые автоматизируют управление потоками документов и работ. Следовательно, они должны иметь доступ к информации, касающейся управляющей структуры и ответственных субъектов, а также технических средств применительно к каждому бизнес-событию. Конкретные бизнес-процессы называются э кземплярами. Между типом бизнес-процесса и экземпляром этого процесса существует отношение класс – экземпляр. Совокупность конкретных процессов обработки заказа составляет класс, или тип, называемый "бизнес-процесс обработки заказа". Конкретные процессы являются экземплярами (элементами) этого класса. Классы "перенимают" характеристики своих элементов, хотя каждый из классов – это абстракция отдельных его экземпляров. Уровни типа занимают важнейшее место в моделировании бизнес-процессов. Для поддержки организационных и реорганизационных мер необходимо не только "ноу-хау" по каждому бизнес-процессу, но и "ноу-хау" относительно всей структуры процессов в организации. В конце концов, целью организационных изменений является усовершенствование всего процесса. Таким образом, экземпляры "выстраиваются" в соответствии с новой, усовершенствованной схемой. Благодаря обработке исключений, возникающих в ходе выполнения процесса и "выпадающих" из его структуры, можно учитывать конкретные отклонения отдельных экземпляров. Представление экземпляров называется 1-м уровнем описания; уровни типа называются 2-м уровнем описания. Таким образом, 1-й и 2-й уровни находятся в таком же отношении, как классы и экземпляры. Каждый класс характеризуется именем и перечнем атрибутов, описывающих соответствующий экземпляр. Например, класс КЛИЕНТ характеризуется атрибутами "номер клиента", "имя клиента" и "платежный период". Экземпляры, имеющие эти характеристики, являются предметом описания на 1-м уровне. Для дальнейшей характеристики классов можно перечислить прилагаемые к ним функции. Группировка классов всегда вызывает некоторые затруднения. Поэтому при описании понятия "заказ" мы будем абстрагироваться только от специфических свойств конкретного заказа. В результате получаем классы "оформленный заказ" и "готовый заказ". На 2-м уровне мы абстрагируемся от свойств "оформленный" и "готовый" и создадим из этого подмножества родительский класс "заказ". Такая операция называется обобщением и на структурных схемах обозначается символом "треугольник" (рис.34).
При обобщении величины группируются в родительские классы. При этом экземпляры заказа 1-го уровня становятся и экземплярами класса "заказ". Классу "заказ" приписывается в качестве свойства "состояние заказа", что позволяет соотнести с каждым экземпляром класса состояние процесса, описав заказ как "оформленный" или "готовый". Станок и пресс, обобщаясь, становятся "ресурсом". Таким образом, 2-й уровень содержит связанные с предметной областью классы описаний бизнес-процесса. Что касается новых классов, формируемых из аналогичных (похожих) классов 2-го уровня путем абстрагирования от их отношений с конкретной областью, то они присваиваются 3-му уровню, который является метауровнем. При этом классы 2-го уровня становятся экземплярами этих метаклассов. Например, класс "материальный выход" включает экземпляры "материал" и "изделие", а также обобщенное понятие "деталь". Класс "информационные услуги" охватывает понятие "заказ" вместе с двумя его дочерними классами, а также понятие "сертификат". Формирование этого класса зависит и от его назначения. В роли элементов метаклассов могут выступать либо обобщенные классы 2-го уровня, либо их подклассы. Таким образом, классы на 3-м уровне моделирования определяют каждый объект, необходимый для описания фактов на 2-м уровне. Эти объекты служат стандартными блоками, или "кирпичиками" для описания приложений на 2-м уровне. С другой стороны, поскольку классы 2-го уровня используют терминологию 1-го уровня, то объекты 3-го уровня образуют также инфраструктуру для описания конкретных бизнес-процессов. Этот процесс абстрагирования можно продолжить, группируя теперь уже классы 3-го уровня и относя полученные группировки к мета2-уровню. Затем выполняется абстрагирование от содержания модели. Такой подход к структурному моделированию позволяет создавать обобщенные модели, инвариантные к содержанию конкретного бизнес-процесса.
Контрольные вопросы: 1. Опишите основные функции и формы организации логистического управления. 2. Как выглядит структура централизованного управления материально-техническим обеспечением при сгруппированной организации служб? 3. Опишите схему централизованного управления материально-техническим обеспечением при разбросанной организации служб. 4. Приведите структуру децентрализованного управления обеспечением при сгруппированной организации служб. 5. В чем особенности децентрализованного управления обеспечением при разбросанной организации служб? 6. Охарактеризуйте механизм межфункциональной координации управления материальными потоками. 7. Опишите структуру органа управления материальным потоком в корпорации с металлоемким производством. 8. В чем особенности структуры управления материальным потоком в фирме, ориентированной на выпуск потребительских товаров? 9. Опишите функции контроллинга в логистической системе. 10. Охарактеризуйте экономические методы государственного регулирования в организации матералопотоков. 11. Опишите основные принципы логистического процессного управления. 12. Что такое CASE-технологии и в чем состоит эффективность их использования в логистическом менеджменте? 13. Как производится обобщение величин в родительские классы? 14. Опишите уровни моделирования бизнес-процессов.
ГЛОССАРИЙ Базовый модуль - условная единица площади, представляющая собой прямоугольник со сторонами 600x400 мм, который должен укладываться кратное число раз на площади грузовой платформы транспортного средства, на рабочей поверхности складского оборудования и т. п. Ведущая деталь - деталь, имеющая наибольшую длительность цикла изготовления по сравнению с другими деталями данного комплекта Вместимость вагона - произведение длины вагона на его ширину и высоту, т.е. полный объем вагона Водоизмещение судна - масса или объем воды, вытесняемой плавающим судном Вспомогательная площадь склада - площадь, занятая проездами и проходами Гарантийные (страховые) запасы - запасы, постоянные по величине, и предназначенные для обеспечения непрерывного снабжения производства или торговли в случае непредвиденных обстоятельств Грузовая единица - некоторое количество продукции, которое погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу Грузовместимость судна - способность судна вместить груз определенного объема Грузоподъемность вагона - количество груза в тоннах, которое может быть погружено в данный вагон в соответствии с прочностью его ходовых частей, рамы и кузова Грузоподъемность судна - перевозочная способность судна, выраженная в тоннах Группа изделий А - наиболее ценные изделия, на долю которых приходится около 80% общей стоимости изделий, выпущенных фирмой, они составляют около 15-20% наименований всего выпуска продукции Группа изделий В - средние по стоимости изделия (примерно 10-15% общей стоимости выпуска), но в количественном отношении они составляют около 30% общего выпуска Группа изделий С - самые дешевые изделия (примерно 5-10% от общей стоимости выпуска) и самые массовые по количеству наименований (более 50% общего выпуска) Дедвей т (или полная грузоподъемность) - количество тонн груза, которое может принять судно сверх собственной массы до осадки по грузовую марку Документ доставщика – документ, применяемый, когда поставщик пользуется транспортом другой фирмы, в котором указываются: название и адрес отправителя; описание продукции; количество мест; масса (вес) продукции; особенности транспортировки; название доставщика Задача "сделать или купить" - обоснование альтернативного решения вопроса о степени использования в производственном процессе либо собственных средств труда (собственный транспорт, склады, техника, оборудование) и собственных предметов труда (изготовленных своими силами заготовок, полуфабрикатов, комплектующих изделий), либо наемного транспорта, лизинга оборудования, аренды складов, а также закупки полуфабрикатов или комплектующих изделий Закупочная логистика – управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами, товарами Запаздывания в системе с обратной связью - интервалы времени, возникающие между моментом получения информации, принятием решений, основанных на этой информации, и процессом выполнения этих решений. Интермодальная система - система доставки грузов несколькими видами транспорта по единому перевозочному документу с передачей грузов в пунктах перевалки с одного вида транспорта на другой без участия грузовладельца Информационная логистика - отрасль логистики, организующая поток данных, сопровождающий материальный поток, и являющаяся звеном, связывающим снабжение, производство и сбыт Код EAN-13 - 13-значный код, применяемый для кодирования товаров народного потребления и содержащий информацию о стране, предприятии-производителе товара, характеристике товара и контрольную цифру Коммерческая логистика - область логистики, охватывающая процессы коммерческой деятельности по закупке сырья и материалов, сбыту готовой продукции Конкурсные торги (тендеры) - распространенная форма поиска потенциальных поставщиков на основе конкурсного отбора их письменных предложений в соответствии с заранее сформулированными критериями оценки Контейнер - элемент транспортного оборудования, многократно используемый на одном или нескольких видах транспорта, предназначенный для перевозки и временного хранения грузов, оборудованный приспособлениями для механизированной установки и снятия его с транспортных средств, имеющий постоянную техническую характеристику и объем не менее 1 м3 Контракт - юридически оформленная сделка между хозяйствующими субъектами на куплю-продажу продукции Контрейлер - прицепной кузов автомобиля, приспособленный для перевозки вместе с грузом на железнодорожных платформах Крытые вагоны - грузовые вагоны, предназначенные для перевозки ценных грузов, боящихся атмосферных осадков Лизинг - краткосрочная или долгосрочная аренда оборудования и других технических средств за определенную плату Логистика - интегрированная система активного управления материальными потоками на основе применения современных информационных технологий и оптимизационных экономических решений, рассматривающая в единстве материалопотоки между хозяйствующими субъектами и внутри них и направленная на достижение высоких конечных результатов деятельности Логистическая цепь - совокупность логистических звеньев, через которые проходит движение материального потока, с выделением следующих главных звеньев: поставка материалов, сырья и полуфабрикатов; хранение продукции и сырья; производство товаров; распределение, включая отправку товаров со склада готовой продукции вплоть до места ее потребления Макрологистика - область логистики, решающая вопросы, связанные с анализом рынка поставщиков и потребителей, выработкой общей концепции распределения, размещением складов на полигоне обслуживания, выбором вида транспорта и транспортных средств, организацией транспортного процесса, рациональных направлений материальных потоков, пунктов поставки сырья, материалов и полуфабрикатов, с организацией пунктов доставки готовой продукции, с выбором транзитного или складского способа товародвижения Максимальный желательный запас - максимальная величина экономически целесообразного запаса в данной системе управления запасами Маркировка - различного вида знаки, рисунки, надписи или условные обозначения, наносимые на грузы, устанавливающие порядок их учета и меры по их сохранности при транспортировке Маршрутизация перевозок - способ организации перевозок грузов с предприятий оптовой торговли, основанный на формировании рациональных направлений и последовательности доставки по расписанию получателям грузов Материальные запасы - находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, товары народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления Материальный поток - совокупность грузов, деталей, товарно-матери-альных ценностей, рассматриваемая в процессе приложения к ней ряда логистических (транспортировка, складирование) и технологических (механообработка, сборка) операций Машины непрерывного действия - погрузочно-разгрузочные машины, перемещающие грузы непрерывным или почти непрерывным потоком (конвейеры, элеваторы, пневматические устройства) Машины периодического (циклического) действия - погрузочно-разгрузочные машины, перемещающие грузы отдельными подъемами или штуками через некоторые интервалы времени (краны, тельферы, погрузчики) Мезологистика - область логистики, осуществляющая интеграцию в одну систему нескольких фирм одной отрасли Микрологистика - область логистики, решающая локальные вопросы в рамках отдельных звеньев и элементов логистики и осуществляющая управление материальными и информационными потоками на внутрипроизводственном (внутрифирменном) уровне Надежность обслуживания - гарантированность обслуживания потребителя нужными ему ресурсами в течение заданного промежутка времени и вне зависимости от негативных непредвиденных обстоятельств, которые могут возникнуть Неликвидные запасы - запасы производственные и товарные, длительно неиспользуемые Объект изучения логистики – материальные и соответствующие им финансовые, информационные потоки, сопровождающие производственно-коммерческую и другие виды человеческой деятельности. Организационное направление в логистике - функциональная область логистики, осуществляющая продвижение материального потока и обеспечение снабжения и сбыта Отправительская маркировка - маркировка, содержащая номер места (в числителе) и число мест (в знаменателе), наименование отправителя и получателя, пункт отправления и назначения Оферта - предложение о продаже, которое продавец рассылает потенциальным покупателям своей продукции со следующими реквизитами: наименование товара, количество и качество товара, цена, условия и срок поставки, условия платежа, характеристика тары и упаковки, порядок приемки-сдачи Пакетирование - операция формирования на поддоне грузовой единицы и последующее связывание груза и поддона в единое целое Переходящие запасы - остатки материальных ресурсов на конец одного - начало следующего отчетного периода Платформы - грузовые вагоны, предназначенные для перевозки длинномерных и громоздких грузов, лесных грузов Подготовительные запасы - запасы, выделяемые в производственных и товарных запасах при необходимости подготовки продукции к использованию в производстве или отпуску покупателям Поддоны - приспособления для механизированной погрузки-выгрузки грузов, сформированных в пакет, применяемые для перевозки тарно-штучных (в ящиках, мешках, бочках, коробках), а также лесных грузов и стройматериалов Подтверждение получения поставки - документ, используемый для информирования подразделений-потребителей о фактической доставке товаров и для контроля в бухгалтерии соответствия уведомления об отгрузке товара и копий заказа и счета Полезная площадь склада - площадь, непосредственно занятая хранимым материалом (стеллажами, штабелями) Полная грузоподъемность судна - сумма массы служебного (вода, топливо, провиант) и перевозимого груза Полувагоны - грузовые вагоны, предназначенные для перевозки массовых навалочных и лесных грузов Пороговый уровень запаса - величина запаса, при достижении которой выдается очередной заказ на пополнение запасов на складе Поток - система перемещаемых объектов, множество элементов, воспринимаемое как единое целое Предмет изучения логистики – оптимизация материальных и соответствующих им финансовых, информационных потоков, сопровождающих производственно-коммерческую деятельность Производственная логистика - область логистики, охватывающая процессы движения материалопотоков внутри предприятия (фирмы) Производственные запасы - запасы, формируемые на предприятиях и в организациях-потребителях и предназначенные для обеспечения бесперебойности производственного процесса; к ним относятся предметы труда, поступившие к потребителю различного уровня, но еще не использованные и не подвергнутые переработке предприятий Производственный цикл изготовления изделия - цикл, включающий длительность цикла изготовления заготовок, длительность цикла механической обработки, длительность цикла сборки и время межцеховых перерывов Пропускная способность склада - количество груза, которое может пройти через склад за определенный период (месяц, год) при максимальном использовании емкости и при данной средней продолжительности хранения Разбросанная служба снабжения - служба, характеризующаяся тем, что ее линейные подразделения, выполняющие отдельные функции (снабжение, сбыт, хранение запасов, перевозки), рассредоточены по двум или более специализированным отделам Распределительная логистика - комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, т.е. в процессе оптовой продажи товаров Рейтинг - субъективная оценка какого-либо явления или объекта по заданной шкале, позволяющая осуществить первичную классификацию объектов по степени выраженности общего для них свойства Сгруппированная служба снабжения - служба, характеризующаяся тем, что все ее подразделения, выполняющие отдельные функции (снабжение, сбыт, хранение запасов, перевозки), находятся в ведении одного отдела Сезонные запасы - запасы, образующиеся при сезонном характере производства продуктов, их потребления или транспортировки и позволяющие обеспечить нормальную работу предприятия или организации во время сезонного перерыва в производстве, потреблении или в транспортировке продукции Система "Точно в срок" - метод снабжения, с помощью которого в результате частых ("дробных") поставок резко сокращаются накопленные запасы Система запросов - метод снабжения, при котором с поставщиками заключаются типовые контракты на длительный период существования потребностей, а данные по фактической потребности запрашиваются на основе поэтапного уточнения Система Канбан - метод управления поставками в условиях поточного производства, разработанный в Японии и учитывающий потребность, которая исходит из конечного монтажа Система планирования производственных ресурсов МРП (MRP) - метод снабжения, охватывающий 3 уровня: на первом уровне осуществляется программное планирование, на втором - распределение материалов, на третьем - управление закупками (т.е. фактическое отклонение от плана передается через обратную связь на уровень планирования и возникает замкнутая система) Система прогнозных показателей - система, при которой спрос на большие партии закупок формируется на определенном уровне, а затем конкретный объем поставок приводится в соответствие со спросом Система электронно-информационной коммуникации клиента и поставщика - метод снабжения, при котором запрос поступает в виде заказа, а данные о поставке и транспортировке уточняются в прямом межкомпьютерном общении Склад - здания, сооружения, устройства, предназначенные для приемки и хранения различных материальных ценностей, подготовки их к производственному потреблению и бесперебойному отпуску потребителям (покупателям) Служба снабжения - служба, осуществляющая закупку, доставку и временное хранение потребляемой хозяйствующим субъектом продукции: сырья, полуфабрикатов, товаров народного потребления Служебная площадь склада - площадь, занятая конторскими и другими служебными помещениями Сопроводительное письмо - документ, который обязательно сопровождает поставленную партию товара и подтверждает, что эти товары предназначены именно для данной фирмы Специализированные вагоны - грузовые вагоны, приспособленные для перевозок определенного вида груза (изотермические, цементовозы, кислотные и др.) Специальная (предупредительная) маркировка - маркировка, указывающая способ хранения груза и обращения с ним в пути и во время грузовых операций Структура системы – относительно постоянный порядок внутренних пространственно-временных связей системы между ее элементами и взаимодействия их с внешней средой, определяющий функциональное назначение системы Текущие запасы - запасы, обеспечивающие непрерывность движения материального потока между очередными поставками Технологическое направление в логистике - функциональная область логистики, осуществляющая совершенствование технологий транспортных перевозок, складского хозяйства, информационного обеспечения, планирования и контроля Товарная (фабричная) маркировка - маркировка, содержащая наименование изделия и название производителя товара, его адрес, заводскую марку, указание сорта, стандарта (например, международных стандартов качества ИСО) и другие необходимые сведения о товаре Товарные запасы - запасы, находящиеся у изготовителей на складах готовой продукции, а также в каналах сферы обращения Транспортеры - грузовые вагоны, предназначенные для перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов Транспортная маркировка – маркировка, наносимая отправителем в виде дроби (в числителе – порядковый номер, за которым данная отправка принята к перевозке по книге отправления, в знаменателе – число мест данной отправки), рядом с дробью – номер грузовой накладной Транспортная характеристика груза - совокупность свойств груза, определяющая условия и технику его перевозки, перегрузки и хранения Транспортные тарифы - форма цены на продукцию транспорта Уведомление об отгрузке - документ, направляемый поставщиком потребителю после подготовки продукции к отправке и содержащий номер заказа и время поставки Универсальные вагоны - грузовые вагоны, предназначенные для перевозки широкой номенклатуры грузов (крытые, полувагоны, платформы, цистерны) Унитизация - объединение небольших партий грузов для нескольких клиентов до полной загрузки транспортного средства Формула Уилсона - алгоритм расчета оптимального размера заказа по критерию минимизации совокупных затрат на хранение запаса и повторение заказа: Централизованная доставка - обеспечение потребителей продукцией путем ее доставки со складов посреднических снабженческо-сбытовых организаций их собственным транспортом или транспортом общего пользования Цистерны - грузовые вагоны, предназначенные для перевозки наливных грузов (бензин, керосин, молоко, масло и др.) Чистая грузоподъемность судна - грузоподъемность, равная массе перевозимого груза Штриховой код - чередование темных и светлых полос разной ширины, построенных в соответствии с определенными правилами
ЛИТЕРАТУРА 1. Бажин И.И. Информационные системы менеджмента. М.: ГУ-ВШЭ, 2000.- 688 с. 2. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений.- 2-е изд.- М.: Информационно-внедренческий центр "Маркетинг", 1999.- 228 с. 3. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Информационно-внедренческий центр "Маркетинг", 2000.- 375 с. 4. Логистика: Учебник/Под ред. Б.А.Аникина: 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2000.- 352 с. 5. Неруш Ю.М. Коммерческая логистика: Учебник для вузов.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.- 271 с. 6. Основы логистики: Учеб. Пособие/Под ред. Л.Б.Миротина и В.И Сергеева.- М.:ИНФРА-М, 2000.- 200 с. 7. Промышленная логистика. /Под ред. А.А.Колобова. М.: Изд-во МГТУ им.Н.Э.Баумана, 1997.- 204 с. 8. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе: Учебник.- М.: ИНФРА–М, 2001.– 608 с. 9. Шеер А.В. Бизнес-процессы: Основные понятия. Теория. Методы./Пер. с англ. – М.: Весть-МетаТехнология, 1999.- 163 с. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ЛОГИСТИКИ.. 6 1.1. Объект, предмет, основные понятия и задачи логистики. 6 и частном секторах. 9 1.3. Факторы развития логистики. 10 1.4. Научные основы и методология логистики. 13 1.5. Объекты логистического управления. 24 1.6. Функциональные области логистики и их характеристики. 40
2. ЗАКУПОЧНАЯ ЛОГИСТИКА.. 42 2.1. Сущность, задачи и функции закупочной логистики. 42 2.2. Служба снабжения на предприятии. 42 2.3. Механизм функционирования закупочной логистики. 44 2.4. Анализ, определение потребности и расчеты количества заказываемых материалов. 47 2.5. Выбор метода закупок. 48 2.6. Проблема: закупки или организация собственного производства. 49 2.7. Получение предложений и их оценка. 51 2.8. Основные требования к выбору поставщика. 53 2.9. Оценка результатов работы с поставщиками. 54 2.10. Документальное оформление заказа и поставок. 61 2.11. Проверка качества и количества полученной продукции. 62 2.12. Правовые основы закупок. 63
3. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЛОГИСТИКА.. 65 3.1. Сущность и задачи производственной логистики. 65 3.2. Расчет длительности производственного цикла партии деталей. 66 3.3. Расчет оптимального размера партии. 67 3.4. Расчет длительности производственного цикла изделия. 68 3.5. Анализ ABC.. 69
4. ЛОГИСТИКА ЗАПАСОВ.. 71 4.1. Назначение и виды товарно-материальных запасов. 71 4.2. "Толкающие" и "тянущие" системы управления запасами. 74 4.3. Система с фиксированным размером заказа. 78 4.4. Система с фиксированным интервалом времени между заказами. 82 4.5. Система с установленной периодичностью пополнения запасов. 84 до постоянного уровня. 84 4.6. Система "Минимум-максимум". 87 4.7. Преимущества и недостатки различных систем управления запасами. 89
5. РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА.. 91
6. ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА.. 94 6.1. Транспортно-экспедиционное обеспечение распределения товаров. 94 6.2. Выбор вида транспорта. 96 6.3. Материально-техническая база различных видов транспорта. 98 6.4. Транспортные характеристики и маркировка грузов. 100 6.5. Транспортные тарифы и правила их применения. 102 6.6. Базисные условия поставки. 105 6.7. Логистические системы сбора и распределения грузов. 107 6.8. Выбор перевозчика фирмой. 109 6.9. Методы выбора перевозчика. 111
7. СКЛАДСКАЯ ПЕРЕРАБОТКА ПРОДУКЦИИ В ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ. 114 7.1. Склады и их классификация. 114 7.2. Функции складов. 114 7.3. Координация деятельности посреднических складских предприятий. 115 и транспортных складских баз. 115 7.4. Собственный склад фирмы или склад общего пользования. 117 7.5. Количество складов и размещение складской сети. 118 7.6. Система складирования как основа рентабельности работы склада. 119 7.7. Особенности складской подсистемы "Здание". 120 7.8. Грузовая единица – элемент логистики. 121 7.9. Расчет площади складов. 124 7.10. Определение потребности в подъемно-транспортном оборудовании. 127 7.11. Показатели работы складов. 128 7.12. Выбор оптимального варианта системы складирования. 129
8. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЛОГИСТИКА.. 131 8.1. Информационная инфраструктура. 131 8.2. Использование в логистике технологии автоматизированной идентификации штриховых кодов. 135 8.3. Функции логистической информационной системы.. 137
9. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ.. 146 9.1. Основные функции и формы организации логистического управления. 146 9.2. Механизм межфункциональной координации управления материальными потоками. 152 9.3. Контроллинг в логистических системах. 157 9.4. Экономические методы государственного регулирования. 158 9.5. CASE-технологии в логистическом менеджменте. 160
ГЛОССАРИЙ.. 172
ЛИТЕРАТУРА.. 179
Учебное издание Бажин Игорь Иванович ЛОГИСТИКА
Редактор Т. И. Арсеньева
Фото Д.С.Кашканова
ЛР
Подписано к печати Формат 60х84 1/16. Гарнитура Times Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 12,5. Уч.- изд. л. 12,8. Тираж 5 000 экз. Заказ 4605. Изд.№ 116.
Консум
· Walter F. Friedman "The Efficiencies in Distribution", Drug Topics.- Oradell, NU: Medical Economics Co., 1982
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|