Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рейтинг компаний по величине международных операций в 1996 г.




Таблица 1.1

Компания Зарубежные активы, % всех активов ком­пании Зарубежные продажи, % в общем объеме продаж Зарубежный персонал, % от всего персонала компании
Royal Dutch/Shell Group 67,8 73,3 77,9
Ford Motor Company 29,0 30,6 29,8
General Electric Company 30,4 24,4 32,4
Exxon Corporation 73,2 79,6 53,7
General Motors 24,9 29,2 33,9
Volkswagen AG 84,8 60,8 44,4
IBM Corporation 51,9 62,7 50,1
Toyota Motor Corporation 30,5 45,1 23,0
Nestle S.A. 86,9 98,2 97,0
Bayer Corporation 89,8 63,3 54,6
ABB Co. 84,7 67,2 93,9
Nissan Motor Co., Ltd 42,7 44,2 43,5
Elf Aquitaine 54,5 65,4 47,5
Mobil Corporation 61,8 65,9 52,2
Daimler Benz AG 39,2 63,2 22,2

*Таблица составлена на основании данных, опубликованных в журнале Economist.

Вторая группа мотивационных факторовприобретение необ­ходимых компании ресурсов. Компании не всегда обладают необхо­димыми для своей полномасштабной деятельности материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами и поэтому активно занима­ются их поиском. Фирмы-производители и дистрибьюторы доволь­но часто подыскивают необходимые виды изделий и услуг, а также полуфабрикаты, комплектующие изделия и конечную продукцию в других странах. В одних случаях это делается с целью снижения затрат, в других — с целью приобрести продукцию или условия, недоступные в собственной стране.

Третья группа мотивационных факторовдиверсификация (ис­пользование возможностей, открывающихся для бизнеса на рын­ках разных стран). Обычно компании предпочитают не допускать больших колебаний в уровне своих продаж и прибылей и с этой целью тщательно подыскивают подходящие для сбыта и закупок зарубежные рынки. Многие компании используют несовпадение экономических циклов в различных странах. Когда в одной стране, вступившей в период спада, уровень продаж снижается, он повы­шается в другой, которая находится на стадии экономического подъема. Определив рынок для приобретения одного и того же то­вара или его компонента в разных странах, компания может сни­зить ущерб от колебаний цен или дефицита в какой-либо конкрет­ной стране.

Для успешной работы компании на мировом рынке очень важно определить страны, в которых выгодно вести бизнес. Определяя целе­вые рынки, международные компании обращают внимание прежде всего на уровень экономического развития оддельных стран, сходство или различия культур страны базирования и стран пребывания, при­родные (включая наличие минеральных, водных и др. ресурсов, кли­матические условия и т.д.) и демографические особенности стран (на­селение, его размещение по территории, уровень урбанизации и т.д.). Кроме того, международные компании должны учесть все со­ставляющие бизнес-среды принимающей страны (рис. 1.2 [19]).

Экономическая среда — это совокупность экономических усло­вий страны, таких, как уровень экономического развития, инфра­структура, рынки ресурсов и готовых продуктов, курсы валют, ин­фляция, процентные ставки, показатели экономического роста.

Законодательно-политическая среда. Выходя на рынки других стран, компании сталкиваются с незнакомыми ранее политиче­скими системами, а также усиленным контролем и регулированием со стороны местных властей. Государство, да и просто граждане, часто смотрят на зарубежные компании как на чужаков и с подо­зрением относятся к их влиянию на экономическую независимость и политический суверенитет страны. К основным проблемам зако­нодательно-политического характера, с которыми сталкиваются международные фирмы, относятся политические риски, полити­ческая нестабильность, национальные законы и ограничения.

Факторы международной бизнес-среды
   
     
Экономические:   Законодательно-   Социально-
    политические:   культурные:
экономическое   политические   социальные особен-
развитие;   риски;   ности, убеждения;
рынки ресурсов   законы, ограничения;   язык;
и товаров;        
    возможность   религия (объекты,
доходы на душу   национализации;   табу, праздники);
населения;        
    тарифы, льготы,   родственные связи;
инфраструктура;   налоги;    
        образование,
курсы обмена валют;   терроризм,   грамотность;
    политическая    
экономические   нестабильность;   временные
условия       ориентации

Рис. 1.2. Основные факторы международной бизнес-среды

Социально-культурная среда. Под национальной культурой по­нимается совокупность знаний, убеждений и ценностей, а также характерные для всех членов общества единые стереотипы поведе­ния и мышления. Культурные факторы гораздо более сложны и неоднозначны, нежели факторы политические или экономические. Культура присутствует во всех сферах человеческой жизни. Ее труд­но исследовать и еще сложнее понять. Международные компании обязательно должны изучать местную культуру и эффективно пользоваться этими знаниями.

Учет всех составляющих бизнес-среды каждой из принимаю­щих стран — необходимое условие успешного ведения бизнеса.

Международный бизнес включает любые хозяйственные опера­ции, которые проводятся двумя или более странами. Такие деловые взаимоотношения могут возникать на уровне как частных, так и государственных организаций. Частные компаний обычно прово­дят такие хозяйственные операции с целью получения прибыли. Деятельность компаний (фирм), субсидируемых правительственны­ми органами, не всегда ориентирована на прибыль.

 

 

1.2. Международные компании и их роль в процессе глобализаиии

Международные компании — это компании, имеющие зарубеж­ные активы и рассматривающие мировое хозяйство как единый рынок для своей деятельности.

В современной литературе используются и другие термины для обозначения международных компаний, например: многонацио­нальная компания (МНК) и транснациональная корпорация (ТНК).

Термин «МНК» (multinational enterprise, MNE) наиболее часто встречается в зарубежной бизнес-литературе, в частности, в научном труде Джона Д. Дэниелса и Ли X. Радеба «Международный биз­нес: внешняя среда и деловые операции» [22. С. 11]. Авторы харак­теризуют МНК как компанию, которая использует международ­ный подход в поиске заграничных рынков и при размещении про­изводства, а также комплексную глобальную философию бизнеса, предусматривающую функционирование компании как внутри страны, так и за рубежом.

Зачастую, особенно в рамках ООН, вместо термина «МНК» используют термин «ТНК» (transnationalcorporation, TNQ. Определе­ний ТНК довольно много, эксперты и ученые спорят о том, что явля­ется отличительными признаками ТНК. В 70—80-е годы XX столе­тия эксперты ООН к ТНК относили любую компанию, имеющую производственные мощности за границей. Однако в настоящее время II силу значительного расширения сферы деятельности и объемов дохода экономисты относят к ТНК в основном компании, более 10—20% активов которых вынесены за национальные границы. По данным ООН, в 80-е годы их насчитывалось около 10 тыс. (90 тыс. подразделений), сегодня их уже около 60 тыс. (до 600 тыс. аффили­рованных структур).

Некоторые авторы разграничивают понятия МНК и ТНК, от­нося к ТНК компании, имеющие «национальность», т.е. капитал которых принадлежит предпринимателям одной страны, а к МНК — компании с многонациональным капиталом [3]. Однако этот под­ход является спорным, поскольку в настоящее время происходит масштабное слияние, «переплетение» финансов предпринимателей разных стран и определить национальную принадлежность капи­тала компании достаточно сложно.

Ввиду того что в учебной литературе и книгах по бизнесу в по­следнее время чаще употребляется термин «международная компа­ния», будем в дальнейшем использовать именно его.

Масштабы деятельности международных компаний растут из года в год. Доход крупнейших из них сопоставим с валовым нацио­нальным продуктом небольших стран. Их уже называют глобаль­ными. Они интегрируют хозяйственную деятельность, осуществля­емую в десятках стран.

Международные компании имеют ряд общих характерных черт.

Менеджмент международных компаний представляет собой управ­ление интегрированной всемирной бизнес-системой, когда зарубежные подразделения тесно сотрудничают друг с другом, между ними про­исходит интенсивное перемещение капитала, технологий и чело­веческих ресурсов. Компании закупают материалы и производят продукцию там, где им это выгодно.

Высшей управленческой структурой международных компаний является единственное подразделение — материнская (головная) компания. Иногда во главе компании может стоять более одной ма­теринской компании, как, например, в англо-голландских концер­нах Unilever, Royal Dutch/Shell, которые являются бинациональными компаниями. Управленческое подразделение принимает основ­ные стратегические решения относительно развития всех фили­алов. То есть имеет место определенная степень централизации ру­ководства, что позволяет координировать деятельность подразделе­ний в глобальном масштабе и максимизировать прибыль компании в целом.

Высшие руководители (топ-менеджеры) международных компа­ний, являясь специалистами по глобальной деятельности, рассмат­ривают мировое пространство в качестве единого рынка и исходя из этого принимают стратегические решения, приобретают ресур­сы, руководят организацией производственных процессов, прово­дят маркетинговые мероприятия.

В некоторых случаях философия управления международной компанией отличается от описанной выше. Например, ряд иссле­дователей выделяют этноцентрические компании (основной упор на операции в стране происхождения), полицентрические компании (ориентированы на рынки отдельных зарубежных стран) и геоцен­трические компании (истинно глобальные, не отдают предпочтения ни одной конкретной стране) [19. С. 121].,

Международные компании оказывают существенное влияние на мировую экономику. В их руках сосредоточено приблизительно 30% частных производственных фондов, около 50% международной торговли, 80% патентованных нововведений и почти вся торговля сырьевыми ресурсами. Совокупные валютные резервы международ­ных компаний в несколько раз больше резервов всех центральных банков мира вместе взятых [3. С. 44].

Основное предпочтение в своей деятельности международные компании отдают новым, перспективным, быстроразвивающимся отраслям промышленности. В настоящее время к ним можно отне­сти электронную промышленность, сферу телекоммуникаций, ин­формационных и биотехнологий. Немаловажное место занимают компании, работающие в химической, добывающей, автомоби­лестроительной и торговой отраслях.

Обратимся к истории возникновения международных компаний и их развития. Большинство современных международных компа­ний были созданы в конце XIX — начале XX веков. Именно тогда произошло мощное развитие производства и образование таких компаний, как Ford, General Electric, Singer Sewing Machine, Sony. Начало XX столетия было золотым веком глобализации: огромные масштабы миграции, снижение стоимости перевозок, расцвет торговли, рост зарубежных инвестиций. Например, компания Ford, основанная в 1903 году, первой применила конвейерное производ­ство и уже в 1905 году начала экспансию на зарубежные рынки с от­крытия завода в Канаде (Уокервиль, провинция Онтарио). Продви­жение на зарубежные рынки усиливалось, и к 1927 году коипания пре­вратилась в гигантский индустриальный комплекс, охватывающий весь мир. На сегодняшни день Ford владеет производственными, сбороч­ными и дистртибутивными подразделениями в 200 странах.

Многие бурно развивающиеся компании стали международными. Особенно четко эта тенденция проявилась в конце 40-х и 50-х годах XX века.

Развитие компаний, увеличение масштабов их деятельности привели к существенным, можно даже сказать, кардинальным из­менениям в процессе управления. Большие перемены произошли но всех аспектах менеджмента: от процесса производства до орга­низационных структур и методов управления персоналом.

Широкое развитие стали получать производственное сотрудни­чество и связанная с ним торговля научно-техническими знаниями. Активно внедрялось производственное кооперирование, и разви­вались интеграционные процессы как внутри одной компании, так и между различными фирмами.

Эволюция организационных структур управления шла от про­стейших линейных, функциональных форм к матричной, и нако­нец, сформировались дивизиональные структуры.

Конец 60-х и 70-е годы XX века были ознаменованы волной ак­тивных поглощений. Крупные компании покупали более мелкие. В результате таких активных действий, когда приобреталось практи­чески все, что дешево продавалось, многие компании превратились в диверсифицированные конгломераты. Внутри одной компании множество подразделений занимались совершенно не связанным между собой бизнесом. Управлять такими гигантами старыми ме­тодами было сложно. Кроме того, каждый вид бизнеса требовал совершенно различных методов управления.

В связи с этим существенные изменения претерпели организа­ционные структуры компаний. Активно стала внедряться дивизиональная структура управления. В бизнесе начали использовать стра­тегические подходы к управлению. В структуре компаний появи­лись стратегические центры хозяйствования (СЦХ).

Несмотря на все попытки справиться с управлением сильно ди­версифицированными компаниями, многие из них в конце 70-х годов XX века стали продавать убыточный бизнес, освобождаться от ненужных подразделений. Наиболее активно эти процессы осу­ществлялись в 80-е годы XX века и сопровождались массовыми увольнениями работников, повышенным уровнем безработицы, активизацией профсоюзного движения.

К началу 90-х годов XX века многие компании были диверси­фицированными, но диверсификация при этом имела в основном вертикальную направленность, т.е. бизнес подразделений внутри одной компании был связан определенным технологическим про­цессом, единством отраслей.

Подверглись изменениям и бизнес-стратегии. Все большее зна­чение стали приобретать маркетинговые исследования рынка, стра­тегии диверсификации и партнерства.

Однако обостряющаяся конкурентная борьба требовала от биз­неса новых путей выживания, и начиная с середины 90-х годов XX века многие компании вновь стали прибегать к стратегиям объе­динения (слияния и поглощения). При этом многие из них плани­ровались как дружественные слияния. Примером такой сделки яв­ляется объединение в 1998 году автомобилестроительных компаний: немецкой Daimler Benz и американской Chrysler. Несмотря на дек­ларирование дружественного характера объединения этих компаний, в прессе часто упоминается о том, что управление в новой компа­нии Daimler Chrysler сосредоточено в руках немецкой стороны.

. Многие слияния наделе оказа­лись неравноправными. В результате дружеское объединение пре­кращалось в фактическое поглощение слабого сильным.

Кроме того, процесс объединения компаний требовал длитель­ной и тщательной подготовки, но ввиду жесткой конкурентной борьбы времени на это было немного. Проблемы возникли и с адап­тацией корпоративных культур друг к другу. В результате многие сделки по слияниям были признаны неудачными.

Однако в бизнесе ведется активный поиск новых путей повыше­ния эффективности. На смену слияниям и поглощениям пришли новые интеграционные стратегии — стратегические альянсы меж­ду компаниями, которые не предусматривают полного объедине­ния капитала и являются гибкой формой интеграции компаний.

Упомянутая новая компания DaimlerChrysler нашла себе азиат­ского партнера по альянсу — Mitsubishi Motors. Положителен пример стратегического альянса между французской Renault и японской Nissan. Японские компании Toshiba и Matsushita Electric, специализи­рующиеся на выпуске электроники, создали альянс (совместное про­изводство) по производству жидкокристаллических панелей. Таких примеров можно привести много. (Более подробно вопросы создания и функционирования стратегических альянсов и проблемы объеди­нения компаний будут рассмотрены в следующих главах учебника.)

Ежегодно различные международные агентства проводят рей­тинги компаний. Наиболее известны исследования журналов Business Week и Fortune, газеты Financial Times. Журнал Fortune публикует список 500 крупнейших компаний мира и США — «Fortune 500». Следует отметить изменения, кото­рые произошли в оценочных показателях деятельности компаний, положенных в основу рейтингов. До конца 90-х годов XX века боль­шинство рейтингов проводились по показателям достигнутого ком­паниями дохода. Затем за основу «Financial Times 500» был принят показатель рыночной капитализации компании. Этот рейтинг пуб­ликуется ежегодно в апреле — мае. Данные изменения связаны глав­ным образом с развитием финансовой сферы бизнеса.

Вопросы для самопроверки

 

1. Что такое процесс глобализации мировой экономики?

2. Каковы характерные черты современных мировых отношений?

3. Как развивался международный бизнес и что лежит в основе его мотивации?

4. Какие факторы бизнес-среды оказывают влияние на деятельность компаний?

5. Что такое международные компании?

6. Каковы общие характерные черты международных компаний?

7. В чем различие между этноцентрическими, полицентрическими и геоцентрическими компаниями?

8. Какое место занимают международные компании в системе ми­рового хозяйства?

9. По каким показателям проводятся мировые рейтинги компаний? 10. Компянии каких отраслей занимают первые позиции в рейтингах

последних лет?

Литература

1. Белорусов А. С. Международный менеджмент: Учебник.— Юристъ,

2000.-224 с.

2 Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник.— 3-е изд., перераб. и доп.—

М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.- 501 с.

3. Дафт Ричард Л. Менеджмент.— СПб.: Издательство «Питер», 2000.— 832 с, ил. (Серия «Теория и практика менеджмента»).

4. Дэниеле Д., Рабеда Ли X. Международный бизнес/Пер, с англ.— М.: Дело, 1998.— 784 с, 16 вкл.

5. Международный менеджмент: Учебник для вузов/Под ред. С.Э. Пи-воварова, Д.И. Баркана, J1.C. Тарасевича, А.И. Майзеля.— СПб.: Издательство «Питер», 2000.— 624 с, ил.

  1. Халевжская Е., Крозе И. Мировая экономика.— Юрист, 1999.— 346 с.

 

Глава 2

Организационное построение

международных компаний

2.1. Организационные формы международных компаний

Современные международные компании существуют в различ­ных организационных формах, соответствующих требованиям их бизнес-стратегий.

Организационно-правовая форма большинства международных компаний — это акционерные общества публичного или частного права.

В учебной литературе, экономических словарях, книгах по биз­несу достаточно часто употребляется термин «корпорация», исполь­зуемый как синоним слова «компания» (например, транснациональ­ная корпорация, корпоративная культура, корпоративные финансы). Однако с юридической точки зрения корпорация в США — это ак­ционерное общество публичного права (соответствует открытому ак­ционерному обществу в России).

Вместе с тем во многих экономических словарях под корпора­цией понимается объединение капиталов физических и юридиче­ских лиц для совместной деятельности. Другими словами, корпо­рация — это юридическое лицо, акционерный капитал которого принадлежит одному лицу, узкой или широкой группе акционеров [43]. Таким образом, термин «кор­порация», как и многие другие, пришедшие из американской биз­нес-практики, стал интернациональным термином для обозначе­ния акционерных обществ.

Рассматривая международные компании в качестве объедине­ния большого числа производственных, сбытовых, финансовых и других подразделений, расположенных в различных странах, в единое целое, следует выделить следующие их формы: тресты, концерны, конгломераты, финансово-промышленные группы.

Трест — это объединение подразделений, фирм в единую ком­панию на основе полного подчинения материнской (головной) компании. Все подразделения, входящие в трест, теряют свою юридиче­скую и хозяйственную самостоятельность, а их капиталы принадлежат головной компании. Тресты образуются, как правило, в результате полного присоединения, поглощения компании более крупной фир­мой. Для трестов характерна вертикальная интеграция, т.е. объеди­нение компаний различных отраслей, связанных друг с другом по­следовательным технологическим процессом. Например, компаний добывающей, перерабатывающей, химической, металлургической, машиностроительной промышленности.

Первые тресты появились в США в конце XIX века. В 1882 году Рокфеллер создал трест Standard Oil Trust, который почти полностью монополизировал американскую нефтедобывающую промышлен­ность. Позднее в США и в Европе возникли мощные тресты прак­тически во всех основных отраслях промышленности. Именно в связи с созданием таких крупных монополий во многих странах по­явились антимонопольные законы, предполагающие разукрупнение компаний, создание на их базе нескольких конкурирующих между собой фирм. В силу антитрестовского законодательства Рокфел­лер в 1911 году был вынужден разбить свой трест на несколько частей.

В настоящее время объединение международных компаний в трест встречается крайне редко.

Рост числа структурных подразделений и международная экс­пансия побудили компании к использованию децентрализованных принципов управления. Руководить из головного центра всеми аспектами производственной и сбытовой деятельностью компании, созданной в форме треста, становилось невозможно. Многие из них стали наделять свои подразделения юридической и хозяйственной самостоятельностью. Это способствовало созданию объединений в форме концерна.

Концерн — это объединение в единую компанию юридически и хозяйственно самостоятельных фирм, управляемых из единого голов­ного центра и связанных между собой общностью целей и капитала. Головная (материнская) компания владеет основным капиталом своих подразделений и управляет ими с помощью финансовых ме­тодов. Она также проводит единую финансовую и инвестиционную политику. Большинство современных международных компаний существуют в форме концернов. Помимо производственных и сбы­товых подразделений в концерн входят финансовые, страховые и другие фирмы.

Примером компании, использующей принципы широкой де­централизации управления, является швейцарский концерн Nestle. Производственные и сбытовые подразделения этого концерна, со­зданные в форме дочерних компаний, наделены высокой степенью самостоятельности и ответственности за свою деятельность. Голов­ная компания задает им лишь основные финансовые показатели.

В своей деятельности концерны используют принципы диверси­фикации. Как правило, это является следствием слияний и поглоще­ний фирм. Существует разновидность концернов — конгломераты.

Конгломерат — это высокодиверсифицированный концерн. В его состав входят фирмы, принадлежащие к совершенно разным от­раслям и не связанные по технологической и по торговой линиям. В конгломератах нет четко выделенной доминирующей продукции. Подразделения конгломератов очень самостоятельны. Степень конт­роля со стороны головной компании сводится к минимуму.

Управлять конгломератами очень сложно, поскольку каждая отрасль требует специфических навыков, методов, способов оцен­ки финансовых результатов деятельности.

Наличие организационно оформленного головного центра и связанных с ним системой акционерного участия структурных под­разделений в МНК позволяет многие из них отнести к финансово-промышленным группам (ФПГ).

Финансово-промышленная группа — это крупное объединение фирм, возглавляемое головной компанией, которой может являть­ся банк, промышленная или торговая компания. В состав ФПГ вхо­дят самостоятельные фирмы различных отраслей: промышленные, торговые, транспортные, страховые компании, финансовые инсти­туты. Головная компания распоряжается капиталом всей ФПГ и руко­водит ключевыми аспектами ее деятельности.

Большинство ФПГ имеют иерархический тип акционерной струк­туры с четко выраженным головным центром и вертикалью подчи­ненности (власти). В большинстве стран головной компанией ФПГ являются банки или промышленные фирмы. В Южной Корее во гла­ве ФПГ стоит торговая компания. В России во главе ФПГ стоят как банковские, так и промышленные структуры.

Этархический характер интеграции свойствен ФПГ Японии. При таком типе объединения нет четко выраженного головного центра. Как правило, в таких структурах банк является ядром, но не явля­ется головной компанией ФПГ. Торговая, промышленная, инве­стиционная, страховая фирмы объединяются вокруг банка и дей­ствуют скоординированно на условиях равного партнерства. Этархия свойственна также современным компаниям, которые вступают в многочисленные стратегические альянсы. Часто более половины доходов таких фирм зарабатывается в стратегических альянсах, осо­бенно в совместных предприятиях. Компании в альянсовых сетях становятся равными среди равных.

В соответствии с национальными законодательствами ФПГ имеют определенные отличительные особенности и черты.

Существуют три основные формы ФПГ:

1) холдинговая. Головная компания владеет пакетом акций (в боль­шинстве случаев контрольным) подчиненных ей фирм, но при этом сама не занимается производственной деятельностью. Ее деятель­ность сосредоточена на деловом управлении;

2) трастовая. Трастовые фонды или банки, являющиеся сторон­ними компаниями, выполняют роль координаторов членов группы на договорной основе;

3) перекрестное владение акциями друг друга, или сетевая орга­низация внешних взаимодействий компаний. Эта форма приме­няется с целью сохранения сконцентрированного контроля над большим числом компаний в условиях действия антимонополь­ного законодательства. Примером такой формы ФПГ служат япон­ские объединения — кейрецу, возникшие в результате принудитель­ного разукрупнения компаний. Шесть крупнейших кейрецу — Mitsubishi, Sumitomo, Mitsui, Fuji, Dai-Ichi Kangyo, Sanwa — составля­ют основу экономики современной Японии. Эти компании участву­ют в капитале друг друга. Групповые отношения позволяют в слу­чае необходимости обеспечивать помощь дружественным компа­ниям. Перекрестное владение акциями предотвращает захват иностранным капиталом. Вместе с тем следует отметить, что в настоящее время в Японии постепенно сформировались и вертикаль­ные ФПГ (например, Toyota, Sony, Nissan), в которых используются иерархические принципы построения.

Перекрестное владение акциями широко используется и в Гер­мании. Немецкая модель ФПГ характеризуется сложностью схем и систем взаимного участия, а также закрытым характером инфор­мации о составе акционеров компаний. Большинство ФПГ в этой стране сформировано вокруг ведущих банков — Deutsche Bank, Dresden Bank, Commerzbank.

В большинстве случаев система участия скрепляется личной уни­ей, когда одни и те же лица занимают руководящие посты в управ­лении несколькими компаниями. Например, председатель совета директоров одной компании может являться президентом, членом правления директората другой компании, и наоборот. С помощью личной унии расширяется сфера влияния крупных компаний, сращиваются банковские и промышленные капиталы В настоящее время личная уния получила широкое распространение по всему миру.

Российские предприниматели также широко используют си­стему перекрестного владения акциями, личной унии при форми­ровании ФПГ.

Объединение фирм в ФПГ обеспечивает им облегченный дос­туп к финансовым ресурсам, портфельным инвестициям, дает воз­можность получать своевременную финансовую помощь. Состав участников ФПГ является подвижным в соответствии с требования­ми бизнес-среды.

Помимо жесткой интеграции фирм, предусматривающей единство капиталов, компании используют и более гибкие формы сотрудниче­ства, в последнее время чаще именуемые стратегическими альянса­ми. К таким формам объединений фирм относятся, например, кар­тели, синдикаты, пулы, консорциумы, ассоциации и союзы.

Картель — это форма сотрудничества близких по профилю про­изводителей, договаривающихся друг с другом об объемах произ­водства, продаж, рынках сбыта и ценах. Входящие в картели ком­пании полностью сохраняют свою хозяйственную и юридическую независимость. Договоренности членов такого объединения могут носить как гласный, так и негласный характер (зачастую в силу того, что картели запрещены во многих странах антимонопольным законо­дательством). Широкое картелирование экономики США и европей­ских стран осуществлялось уже в конце XIX века, а в начале XX века картели стали основой хозяйственной жизни индустриальных стран. Например, в Германии с 1896-го по 1929-й годы их число увеличи­лось с 250 до 2100. Существовали и международные картели: Меж­дународный калийный картель, Мировой азотный картель, Меж­дународное объединение каучука и т.д.

Синдикат — это разновидность картеля, имеющего единый сбы­товой орган. Участники синдикатного соглашения обязуются про­давать всю или часть своей продукции через единую торговую ком­панию, придерживаться определенных квот на производство, сбыт, цены, рынки сбыта. Сбытовая компания может также заниматься закупкой сырья для своих участников. В начале XX века были ши­роко известны Европейский алюминиевый синдикат (почти 100% европейской и 50% мировой продукции), Международный медный синдикат (около 90% мировой продукции).

В настоящее время на смену картелям и синдикатам пришли различные национальные и международные экономические орга­низации по регулированию мировой торговли. Например, ОПЕК — организация стран — экспортеров нефти, Международная органи­зация по кофе, Международный совет по зерну, Международная организация по сахару.

Пулы — это картельная форма объединения компаний на основе соглашения о временном объединении прибылей его участников и последующем их распределении согласно заранее установленным соотношениям. Пулы создаются, как правило, в кризисных ситуа­циях. Например, банковские пулы были созданы в России в период острого кризиса 1998 года, когда недостаток средств у одних банков компенсировался наличием их в данный момент у других участников пула. Объединение компаний в пул носит краткосрочный характер.

Консорциум — это объединение возможностей и капиталов ком­паний для финансирования наукоемких и высокозатратных проек­тов. Участники консорциума остаются юридически и хозяйственно самостоятельными. Каждый из них вносит в реализацию проекта свои средства и возможности: новые технологии, уникальные изоб­ретения, производственные мощности, финансовые средства. Такие объединения носят временный характер и после реализации про­екта, как правило, распадаются. Консорциумы широко применя­ются в банковской сфере для совместного размещения займов.

В качестве примера международного консорциума можно при­вести Sea Launch («Морской старт»), который был создан в 1995 году для реализации проекта по запуску ракет с плавучей морской платформы. В состав объединения вошли американская компания Boeing (40%), российская фирма РКК«Энергия» (25%), норвежская судо­строительная компания Kvaerner (20%), украинские фирмы: аэро­космическое предприятие П0«Южмаш» (5%) и ГКБ «Южное» (10%). Помимо финансовых средств каждый участник консорциума вно­сит свои уникальные научные разработки и возможности в реали­зацию данного наукоемкого проекта.

Ассоциации и союзы ~ это объединения компаний или индиви­дуальных лиц с целью сотрудничества по различным аспектам их деятельности. При этом участники объединения полностью сохра­няют свою самостоятельность. Они вправе вступать в другие объе­динения. Ассоциации и союзы являются альянсами компаний с низ­кой степенью кооперации. Данная форма сотрудничества широко применяется для лоббирования интересов бизнеса в правительствен­ных и государственных органах, международных организациях. Таким образом, существует множество форм организационного объединения и сотрудничества в рамках МНК. В.ыбор формы опре­деляется текущей и перспективной бизнес-стратегиями компании.

2.2. Основные структурные элементы международных компаний

Структурное построение каждой международной компании имеет свои индивидуальные особенности, которые во многом опре­деляются спецификой деятельности фирмы, ее размером, степенью децентрализации управления, развитостью зарубежной производ­ственной и сбытовой сети, национальными особенностями ме­неджмента. Организационная структура компаний подвижна, она постоянно совершенствуется в соответствии с меняющимися усло­виями международного бизнеса.

Изменения политической, экономической ситуаций в различ­ных странах, расширение международной деятельности, политика слияний и поглощений компаний, вступление в стратегические аль­янсы являются основными причинами подвижности структуры управления международных компаний.

Компании совершенствуют организационную структуру с целью повышения эффективности управления. При этом основными зада­чами являются:

■ координация деятельности всех структурных подразделений компании;

■ подчинение их головному центру;

■ быстрая адаптация к изменениям условий хозяйствования в стране базирования и принимающих странах;

■ эффективность работы функциональных служб.

В иерархии управления международной компании можно вы­делить следующие структурные элементы: материнскую (головную) компанию — головной центр; дочерние компании; филиалы; альянсовые структуры — совместные предприятия, консорциумы и ас­социированные компании.

Материнская компания (головная компания) — компания, конт­ролирующая деятельность всех подразделений, входящих в между­народную компанию. Она является административным центром управления, где принимаются основные стратегические решения. Головная компания определяет степень зависимости от нее и харак­тер взаимоотношений друг с другом всех структурных подразделе­ний компании.

В большинстве случаев головная компания располагается в стра­не базирования. Как правило, это та страна, где изначально была со­здана компания. Но есть и исключения: материнская компания кон­церна Nestle располагается в Швейцарии, в то время как изначально это была немецко-итальянская компания. В качестве места базиро­вания Швейцария была выбрана как нейтральная страна, которая никогда не была колонией. Это позволяет Nestle вести бизнес даже в тех странах, куда для конкурентов доступ закрыт (Чили, Куба, Вьетнам).

Международные компании могут перенести свои штаб-кварти­ры из страны базирования в другие страны.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...