Рейтинг компаний по величине международных операций в 1996 г.
Стр 1 из 8Следующая ⇒ Таблица 1.1
*Таблица составлена на основании данных, опубликованных в журнале Economist. Вторая группа мотивационных факторов — приобретение необходимых компании ресурсов. Компании не всегда обладают необходимыми для своей полномасштабной деятельности материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами и поэтому активно занимаются их поиском. Фирмы-производители и дистрибьюторы довольно часто подыскивают необходимые виды изделий и услуг, а также полуфабрикаты, комплектующие изделия и конечную продукцию в других странах. В одних случаях это делается с целью снижения затрат, в других — с целью приобрести продукцию или условия, недоступные в собственной стране. Третья группа мотивационных факторов — диверсификация (использование возможностей, открывающихся для бизнеса на рынках разных стран). Обычно компании предпочитают не допускать больших колебаний в уровне своих продаж и прибылей и с этой целью тщательно подыскивают подходящие для сбыта и закупок зарубежные рынки. Многие компании используют несовпадение экономических циклов в различных странах. Когда в одной стране, вступившей в период спада, уровень продаж снижается, он повышается в другой, которая находится на стадии экономического подъема. Определив рынок для приобретения одного и того же товара или его компонента в разных странах, компания может снизить ущерб от колебаний цен или дефицита в какой-либо конкретной стране.
Для успешной работы компании на мировом рынке очень важно определить страны, в которых выгодно вести бизнес. Определяя целевые рынки, международные компании обращают внимание прежде всего на уровень экономического развития оддельных стран, сходство или различия культур страны базирования и стран пребывания, природные (включая наличие минеральных, водных и др. ресурсов, климатические условия и т.д.) и демографические особенности стран (население, его размещение по территории, уровень урбанизации и т.д.). Кроме того, международные компании должны учесть все составляющие бизнес-среды принимающей страны (рис. 1.2 [19]). Экономическая среда — это совокупность экономических условий страны, таких, как уровень экономического развития, инфраструктура, рынки ресурсов и готовых продуктов, курсы валют, инфляция, процентные ставки, показатели экономического роста. Законодательно-политическая среда. Выходя на рынки других стран, компании сталкиваются с незнакомыми ранее политическими системами, а также усиленным контролем и регулированием со стороны местных властей. Государство, да и просто граждане, часто смотрят на зарубежные компании как на чужаков и с подозрением относятся к их влиянию на экономическую независимость и политический суверенитет страны. К основным проблемам законодательно-политического характера, с которыми сталкиваются международные фирмы, относятся политические риски, политическая нестабильность, национальные законы и ограничения.
Рис. 1.2. Основные факторы международной бизнес-среды
Социально-культурная среда. Под национальной культурой понимается совокупность знаний, убеждений и ценностей, а также характерные для всех членов общества единые стереотипы поведения и мышления. Культурные факторы гораздо более сложны и неоднозначны, нежели факторы политические или экономические. Культура присутствует во всех сферах человеческой жизни. Ее трудно исследовать и еще сложнее понять. Международные компании обязательно должны изучать местную культуру и эффективно пользоваться этими знаниями. Учет всех составляющих бизнес-среды каждой из принимающих стран — необходимое условие успешного ведения бизнеса. Международный бизнес включает любые хозяйственные операции, которые проводятся двумя или более странами. Такие деловые взаимоотношения могут возникать на уровне как частных, так и государственных организаций. Частные компаний обычно проводят такие хозяйственные операции с целью получения прибыли. Деятельность компаний (фирм), субсидируемых правительственными органами, не всегда ориентирована на прибыль.
1.2. Международные компании и их роль в процессе глобализаиии Международные компании — это компании, имеющие зарубежные активы и рассматривающие мировое хозяйство как единый рынок для своей деятельности. В современной литературе используются и другие термины для обозначения международных компаний, например: многонациональная компания (МНК) и транснациональная корпорация (ТНК).
Термин «МНК» (multinational enterprise, MNE) наиболее часто встречается в зарубежной бизнес-литературе, в частности, в научном труде Джона Д. Дэниелса и Ли X. Радеба «Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции» [22. С. 11]. Авторы характеризуют МНК как компанию, которая использует международный подход в поиске заграничных рынков и при размещении производства, а также комплексную глобальную философию бизнеса, предусматривающую функционирование компании как внутри страны, так и за рубежом. Зачастую, особенно в рамках ООН, вместо термина «МНК» используют термин «ТНК» (transnationalcorporation, TNQ. Определений ТНК довольно много, эксперты и ученые спорят о том, что является отличительными признаками ТНК. В 70—80-е годы XX столетия эксперты ООН к ТНК относили любую компанию, имеющую производственные мощности за границей. Однако в настоящее время II силу значительного расширения сферы деятельности и объемов дохода экономисты относят к ТНК в основном компании, более 10—20% активов которых вынесены за национальные границы. По данным ООН, в 80-е годы их насчитывалось около 10 тыс. (90 тыс. подразделений), сегодня их уже около 60 тыс. (до 600 тыс. аффилированных структур). Некоторые авторы разграничивают понятия МНК и ТНК, относя к ТНК компании, имеющие «национальность», т.е. капитал которых принадлежит предпринимателям одной страны, а к МНК — компании с многонациональным капиталом [3]. Однако этот подход является спорным, поскольку в настоящее время происходит масштабное слияние, «переплетение» финансов предпринимателей разных стран и определить национальную принадлежность капитала компании достаточно сложно. Ввиду того что в учебной литературе и книгах по бизнесу в последнее время чаще употребляется термин «международная компания», будем в дальнейшем использовать именно его. Масштабы деятельности международных компаний растут из года в год. Доход крупнейших из них сопоставим с валовым национальным продуктом небольших стран. Их уже называют глобальными. Они интегрируют хозяйственную деятельность, осуществляемую в десятках стран.
Международные компании имеют ряд общих характерных черт. Менеджмент международных компаний представляет собой управление интегрированной всемирной бизнес-системой, когда зарубежные подразделения тесно сотрудничают друг с другом, между ними происходит интенсивное перемещение капитала, технологий и человеческих ресурсов. Компании закупают материалы и производят продукцию там, где им это выгодно. Высшей управленческой структурой международных компаний является единственное подразделение — материнская (головная) компания. Иногда во главе компании может стоять более одной материнской компании, как, например, в англо-голландских концернах Unilever, Royal Dutch/Shell, которые являются бинациональными компаниями. Управленческое подразделение принимает основные стратегические решения относительно развития всех филиалов. То есть имеет место определенная степень централизации руководства, что позволяет координировать деятельность подразделений в глобальном масштабе и максимизировать прибыль компании в целом. Высшие руководители (топ-менеджеры) международных компаний, являясь специалистами по глобальной деятельности, рассматривают мировое пространство в качестве единого рынка и исходя из этого принимают стратегические решения, приобретают ресурсы, руководят организацией производственных процессов, проводят маркетинговые мероприятия. В некоторых случаях философия управления международной компанией отличается от описанной выше. Например, ряд исследователей выделяют этноцентрические компании (основной упор на операции в стране происхождения), полицентрические компании (ориентированы на рынки отдельных зарубежных стран) и геоцентрические компании (истинно глобальные, не отдают предпочтения ни одной конкретной стране) [19. С. 121]., Международные компании оказывают существенное влияние на мировую экономику. В их руках сосредоточено приблизительно 30% частных производственных фондов, около 50% международной торговли, 80% патентованных нововведений и почти вся торговля сырьевыми ресурсами. Совокупные валютные резервы международных компаний в несколько раз больше резервов всех центральных банков мира вместе взятых [3. С. 44]. Основное предпочтение в своей деятельности международные компании отдают новым, перспективным, быстроразвивающимся отраслям промышленности. В настоящее время к ним можно отнести электронную промышленность, сферу телекоммуникаций, информационных и биотехнологий. Немаловажное место занимают компании, работающие в химической, добывающей, автомобилестроительной и торговой отраслях.
Обратимся к истории возникновения международных компаний и их развития. Большинство современных международных компаний были созданы в конце XIX — начале XX веков. Именно тогда произошло мощное развитие производства и образование таких компаний, как Ford, General Electric, Singer Sewing Machine, Sony. Начало XX столетия было золотым веком глобализации: огромные масштабы миграции, снижение стоимости перевозок, расцвет торговли, рост зарубежных инвестиций. Например, компания Ford, основанная в 1903 году, первой применила конвейерное производство и уже в 1905 году начала экспансию на зарубежные рынки с открытия завода в Канаде (Уокервиль, провинция Онтарио). Продвижение на зарубежные рынки усиливалось, и к 1927 году коипания превратилась в гигантский индустриальный комплекс, охватывающий весь мир. На сегодняшни день Ford владеет производственными, сборочными и дистртибутивными подразделениями в 200 странах. Многие бурно развивающиеся компании стали международными. Особенно четко эта тенденция проявилась в конце 40-х и 50-х годах XX века. Развитие компаний, увеличение масштабов их деятельности привели к существенным, можно даже сказать, кардинальным изменениям в процессе управления. Большие перемены произошли но всех аспектах менеджмента: от процесса производства до организационных структур и методов управления персоналом. Широкое развитие стали получать производственное сотрудничество и связанная с ним торговля научно-техническими знаниями. Активно внедрялось производственное кооперирование, и развивались интеграционные процессы как внутри одной компании, так и между различными фирмами. Эволюция организационных структур управления шла от простейших линейных, функциональных форм к матричной, и наконец, сформировались дивизиональные структуры. Конец 60-х и 70-е годы XX века были ознаменованы волной активных поглощений. Крупные компании покупали более мелкие. В результате таких активных действий, когда приобреталось практически все, что дешево продавалось, многие компании превратились в диверсифицированные конгломераты. Внутри одной компании множество подразделений занимались совершенно не связанным между собой бизнесом. Управлять такими гигантами старыми методами было сложно. Кроме того, каждый вид бизнеса требовал совершенно различных методов управления. В связи с этим существенные изменения претерпели организационные структуры компаний. Активно стала внедряться дивизиональная структура управления. В бизнесе начали использовать стратегические подходы к управлению. В структуре компаний появились стратегические центры хозяйствования (СЦХ). Несмотря на все попытки справиться с управлением сильно диверсифицированными компаниями, многие из них в конце 70-х годов XX века стали продавать убыточный бизнес, освобождаться от ненужных подразделений. Наиболее активно эти процессы осуществлялись в 80-е годы XX века и сопровождались массовыми увольнениями работников, повышенным уровнем безработицы, активизацией профсоюзного движения. К началу 90-х годов XX века многие компании были диверсифицированными, но диверсификация при этом имела в основном вертикальную направленность, т.е. бизнес подразделений внутри одной компании был связан определенным технологическим процессом, единством отраслей. Подверглись изменениям и бизнес-стратегии. Все большее значение стали приобретать маркетинговые исследования рынка, стратегии диверсификации и партнерства. Однако обостряющаяся конкурентная борьба требовала от бизнеса новых путей выживания, и начиная с середины 90-х годов XX века многие компании вновь стали прибегать к стратегиям объединения (слияния и поглощения). При этом многие из них планировались как дружественные слияния. Примером такой сделки является объединение в 1998 году автомобилестроительных компаний: немецкой Daimler Benz и американской Chrysler. Несмотря на декларирование дружественного характера объединения этих компаний, в прессе часто упоминается о том, что управление в новой компании Daimler Chrysler сосредоточено в руках немецкой стороны. . Многие слияния наделе оказались неравноправными. В результате дружеское объединение прекращалось в фактическое поглощение слабого сильным. Кроме того, процесс объединения компаний требовал длительной и тщательной подготовки, но ввиду жесткой конкурентной борьбы времени на это было немного. Проблемы возникли и с адаптацией корпоративных культур друг к другу. В результате многие сделки по слияниям были признаны неудачными. Однако в бизнесе ведется активный поиск новых путей повышения эффективности. На смену слияниям и поглощениям пришли новые интеграционные стратегии — стратегические альянсы между компаниями, которые не предусматривают полного объединения капитала и являются гибкой формой интеграции компаний. Упомянутая новая компания DaimlerChrysler нашла себе азиатского партнера по альянсу — Mitsubishi Motors. Положителен пример стратегического альянса между французской Renault и японской Nissan. Японские компании Toshiba и Matsushita Electric, специализирующиеся на выпуске электроники, создали альянс (совместное производство) по производству жидкокристаллических панелей. Таких примеров можно привести много. (Более подробно вопросы создания и функционирования стратегических альянсов и проблемы объединения компаний будут рассмотрены в следующих главах учебника.) Ежегодно различные международные агентства проводят рейтинги компаний. Наиболее известны исследования журналов Business Week и Fortune, газеты Financial Times. Журнал Fortune публикует список 500 крупнейших компаний мира и США — «Fortune 500». Следует отметить изменения, которые произошли в оценочных показателях деятельности компаний, положенных в основу рейтингов. До конца 90-х годов XX века большинство рейтингов проводились по показателям достигнутого компаниями дохода. Затем за основу «Financial Times 500» был принят показатель рыночной капитализации компании. Этот рейтинг публикуется ежегодно в апреле — мае. Данные изменения связаны главным образом с развитием финансовой сферы бизнеса. Вопросы для самопроверки
1. Что такое процесс глобализации мировой экономики? 2. Каковы характерные черты современных мировых отношений? 3. Как развивался международный бизнес и что лежит в основе его мотивации? 4. Какие факторы бизнес-среды оказывают влияние на деятельность компаний? 5. Что такое международные компании? 6. Каковы общие характерные черты международных компаний? 7. В чем различие между этноцентрическими, полицентрическими и геоцентрическими компаниями? 8. Какое место занимают международные компании в системе мирового хозяйства? 9. По каким показателям проводятся мировые рейтинги компаний? 10. Компянии каких отраслей занимают первые позиции в рейтингах последних лет? Литература 1. Белорусов А. С. Международный менеджмент: Учебник.— Юристъ, 2000.-224 с. 2 Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник.— 3-е изд., перераб. и доп.— М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.- 501 с. 3. Дафт Ричард Л. Менеджмент.— СПб.: Издательство «Питер», 2000.— 832 с, ил. (Серия «Теория и практика менеджмента»). 4. Дэниеле Д., Рабеда Ли X. Международный бизнес/Пер, с англ.— М.: Дело, 1998.— 784 с, 16 вкл. 5. Международный менеджмент: Учебник для вузов/Под ред. С.Э. Пи-воварова, Д.И. Баркана, J1.C. Тарасевича, А.И. Майзеля.— СПб.: Издательство «Питер», 2000.— 624 с, ил.
Глава 2 Организационное построение международных компаний 2.1. Организационные формы международных компаний Современные международные компании существуют в различных организационных формах, соответствующих требованиям их бизнес-стратегий. Организационно-правовая форма большинства международных компаний — это акционерные общества публичного или частного права. В учебной литературе, экономических словарях, книгах по бизнесу достаточно часто употребляется термин «корпорация», используемый как синоним слова «компания» (например, транснациональная корпорация, корпоративная культура, корпоративные финансы). Однако с юридической точки зрения корпорация в США — это акционерное общество публичного права (соответствует открытому акционерному обществу в России). Вместе с тем во многих экономических словарях под корпорацией понимается объединение капиталов физических и юридических лиц для совместной деятельности. Другими словами, корпорация — это юридическое лицо, акционерный капитал которого принадлежит одному лицу, узкой или широкой группе акционеров [43]. Таким образом, термин «корпорация», как и многие другие, пришедшие из американской бизнес-практики, стал интернациональным термином для обозначения акционерных обществ. Рассматривая международные компании в качестве объединения большого числа производственных, сбытовых, финансовых и других подразделений, расположенных в различных странах, в единое целое, следует выделить следующие их формы: тресты, концерны, конгломераты, финансово-промышленные группы. Трест — это объединение подразделений, фирм в единую компанию на основе полного подчинения материнской (головной) компании. Все подразделения, входящие в трест, теряют свою юридическую и хозяйственную самостоятельность, а их капиталы принадлежат головной компании. Тресты образуются, как правило, в результате полного присоединения, поглощения компании более крупной фирмой. Для трестов характерна вертикальная интеграция, т.е. объединение компаний различных отраслей, связанных друг с другом последовательным технологическим процессом. Например, компаний добывающей, перерабатывающей, химической, металлургической, машиностроительной промышленности. Первые тресты появились в США в конце XIX века. В 1882 году Рокфеллер создал трест Standard Oil Trust, который почти полностью монополизировал американскую нефтедобывающую промышленность. Позднее в США и в Европе возникли мощные тресты практически во всех основных отраслях промышленности. Именно в связи с созданием таких крупных монополий во многих странах появились антимонопольные законы, предполагающие разукрупнение компаний, создание на их базе нескольких конкурирующих между собой фирм. В силу антитрестовского законодательства Рокфеллер в 1911 году был вынужден разбить свой трест на несколько частей. В настоящее время объединение международных компаний в трест встречается крайне редко. Рост числа структурных подразделений и международная экспансия побудили компании к использованию децентрализованных принципов управления. Руководить из головного центра всеми аспектами производственной и сбытовой деятельностью компании, созданной в форме треста, становилось невозможно. Многие из них стали наделять свои подразделения юридической и хозяйственной самостоятельностью. Это способствовало созданию объединений в форме концерна. Концерн — это объединение в единую компанию юридически и хозяйственно самостоятельных фирм, управляемых из единого головного центра и связанных между собой общностью целей и капитала. Головная (материнская) компания владеет основным капиталом своих подразделений и управляет ими с помощью финансовых методов. Она также проводит единую финансовую и инвестиционную политику. Большинство современных международных компаний существуют в форме концернов. Помимо производственных и сбытовых подразделений в концерн входят финансовые, страховые и другие фирмы. Примером компании, использующей принципы широкой децентрализации управления, является швейцарский концерн Nestle. Производственные и сбытовые подразделения этого концерна, созданные в форме дочерних компаний, наделены высокой степенью самостоятельности и ответственности за свою деятельность. Головная компания задает им лишь основные финансовые показатели. В своей деятельности концерны используют принципы диверсификации. Как правило, это является следствием слияний и поглощений фирм. Существует разновидность концернов — конгломераты. Конгломерат — это высокодиверсифицированный концерн. В его состав входят фирмы, принадлежащие к совершенно разным отраслям и не связанные по технологической и по торговой линиям. В конгломератах нет четко выделенной доминирующей продукции. Подразделения конгломератов очень самостоятельны. Степень контроля со стороны головной компании сводится к минимуму. Управлять конгломератами очень сложно, поскольку каждая отрасль требует специфических навыков, методов, способов оценки финансовых результатов деятельности. Наличие организационно оформленного головного центра и связанных с ним системой акционерного участия структурных подразделений в МНК позволяет многие из них отнести к финансово-промышленным группам (ФПГ). Финансово-промышленная группа — это крупное объединение фирм, возглавляемое головной компанией, которой может являться банк, промышленная или торговая компания. В состав ФПГ входят самостоятельные фирмы различных отраслей: промышленные, торговые, транспортные, страховые компании, финансовые институты. Головная компания распоряжается капиталом всей ФПГ и руководит ключевыми аспектами ее деятельности. Большинство ФПГ имеют иерархический тип акционерной структуры с четко выраженным головным центром и вертикалью подчиненности (власти). В большинстве стран головной компанией ФПГ являются банки или промышленные фирмы. В Южной Корее во главе ФПГ стоит торговая компания. В России во главе ФПГ стоят как банковские, так и промышленные структуры. Этархический характер интеграции свойствен ФПГ Японии. При таком типе объединения нет четко выраженного головного центра. Как правило, в таких структурах банк является ядром, но не является головной компанией ФПГ. Торговая, промышленная, инвестиционная, страховая фирмы объединяются вокруг банка и действуют скоординированно на условиях равного партнерства. Этархия свойственна также современным компаниям, которые вступают в многочисленные стратегические альянсы. Часто более половины доходов таких фирм зарабатывается в стратегических альянсах, особенно в совместных предприятиях. Компании в альянсовых сетях становятся равными среди равных. В соответствии с национальными законодательствами ФПГ имеют определенные отличительные особенности и черты. Существуют три основные формы ФПГ: 1) холдинговая. Головная компания владеет пакетом акций (в большинстве случаев контрольным) подчиненных ей фирм, но при этом сама не занимается производственной деятельностью. Ее деятельность сосредоточена на деловом управлении; 2) трастовая. Трастовые фонды или банки, являющиеся сторонними компаниями, выполняют роль координаторов членов группы на договорной основе; 3) перекрестное владение акциями друг друга, или сетевая организация внешних взаимодействий компаний. Эта форма применяется с целью сохранения сконцентрированного контроля над большим числом компаний в условиях действия антимонопольного законодательства. Примером такой формы ФПГ служат японские объединения — кейрецу, возникшие в результате принудительного разукрупнения компаний. Шесть крупнейших кейрецу — Mitsubishi, Sumitomo, Mitsui, Fuji, Dai-Ichi Kangyo, Sanwa — составляют основу экономики современной Японии. Эти компании участвуют в капитале друг друга. Групповые отношения позволяют в случае необходимости обеспечивать помощь дружественным компаниям. Перекрестное владение акциями предотвращает захват иностранным капиталом. Вместе с тем следует отметить, что в настоящее время в Японии постепенно сформировались и вертикальные ФПГ (например, Toyota, Sony, Nissan), в которых используются иерархические принципы построения. Перекрестное владение акциями широко используется и в Германии. Немецкая модель ФПГ характеризуется сложностью схем и систем взаимного участия, а также закрытым характером информации о составе акционеров компаний. Большинство ФПГ в этой стране сформировано вокруг ведущих банков — Deutsche Bank, Dresden Bank, Commerzbank. В большинстве случаев система участия скрепляется личной унией, когда одни и те же лица занимают руководящие посты в управлении несколькими компаниями. Например, председатель совета директоров одной компании может являться президентом, членом правления директората другой компании, и наоборот. С помощью личной унии расширяется сфера влияния крупных компаний, сращиваются банковские и промышленные капиталы В настоящее время личная уния получила широкое распространение по всему миру. Российские предприниматели также широко используют систему перекрестного владения акциями, личной унии при формировании ФПГ. Объединение фирм в ФПГ обеспечивает им облегченный доступ к финансовым ресурсам, портфельным инвестициям, дает возможность получать своевременную финансовую помощь. Состав участников ФПГ является подвижным в соответствии с требованиями бизнес-среды. Помимо жесткой интеграции фирм, предусматривающей единство капиталов, компании используют и более гибкие формы сотрудничества, в последнее время чаще именуемые стратегическими альянсами. К таким формам объединений фирм относятся, например, картели, синдикаты, пулы, консорциумы, ассоциации и союзы. Картель — это форма сотрудничества близких по профилю производителей, договаривающихся друг с другом об объемах производства, продаж, рынках сбыта и ценах. Входящие в картели компании полностью сохраняют свою хозяйственную и юридическую независимость. Договоренности членов такого объединения могут носить как гласный, так и негласный характер (зачастую в силу того, что картели запрещены во многих странах антимонопольным законодательством). Широкое картелирование экономики США и европейских стран осуществлялось уже в конце XIX века, а в начале XX века картели стали основой хозяйственной жизни индустриальных стран. Например, в Германии с 1896-го по 1929-й годы их число увеличилось с 250 до 2100. Существовали и международные картели: Международный калийный картель, Мировой азотный картель, Международное объединение каучука и т.д. Синдикат — это разновидность картеля, имеющего единый сбытовой орган. Участники синдикатного соглашения обязуются продавать всю или часть своей продукции через единую торговую компанию, придерживаться определенных квот на производство, сбыт, цены, рынки сбыта. Сбытовая компания может также заниматься закупкой сырья для своих участников. В начале XX века были широко известны Европейский алюминиевый синдикат (почти 100% европейской и 50% мировой продукции), Международный медный синдикат (около 90% мировой продукции). В настоящее время на смену картелям и синдикатам пришли различные национальные и международные экономические организации по регулированию мировой торговли. Например, ОПЕК — организация стран — экспортеров нефти, Международная организация по кофе, Международный совет по зерну, Международная организация по сахару. Пулы — это картельная форма объединения компаний на основе соглашения о временном объединении прибылей его участников и последующем их распределении согласно заранее установленным соотношениям. Пулы создаются, как правило, в кризисных ситуациях. Например, банковские пулы были созданы в России в период острого кризиса 1998 года, когда недостаток средств у одних банков компенсировался наличием их в данный момент у других участников пула. Объединение компаний в пул носит краткосрочный характер. Консорциум — это объединение возможностей и капиталов компаний для финансирования наукоемких и высокозатратных проектов. Участники консорциума остаются юридически и хозяйственно самостоятельными. Каждый из них вносит в реализацию проекта свои средства и возможности: новые технологии, уникальные изобретения, производственные мощности, финансовые средства. Такие объединения носят временный характер и после реализации проекта, как правило, распадаются. Консорциумы широко применяются в банковской сфере для совместного размещения займов. В качестве примера международного консорциума можно привести Sea Launch («Морской старт»), который был создан в 1995 году для реализации проекта по запуску ракет с плавучей морской платформы. В состав объединения вошли американская компания Boeing (40%), российская фирма РКК«Энергия» (25%), норвежская судостроительная компания Kvaerner (20%), украинские фирмы: аэрокосмическое предприятие П0«Южмаш» (5%) и ГКБ «Южное» (10%). Помимо финансовых средств каждый участник консорциума вносит свои уникальные научные разработки и возможности в реализацию данного наукоемкого проекта. Ассоциации и союзы ~ это объединения компаний или индивидуальных лиц с целью сотрудничества по различным аспектам их деятельности. При этом участники объединения полностью сохраняют свою самостоятельность. Они вправе вступать в другие объединения. Ассоциации и союзы являются альянсами компаний с низкой степенью кооперации. Данная форма сотрудничества широко применяется для лоббирования интересов бизнеса в правительственных и государственных органах, международных организациях. Таким образом, существует множество форм организационного объединения и сотрудничества в рамках МНК. В.ыбор формы определяется текущей и перспективной бизнес-стратегиями компании. 2.2. Основные структурные элементы международных компаний Структурное построение каждой международной компании имеет свои индивидуальные особенности, которые во многом определяются спецификой деятельности фирмы, ее размером, степенью децентрализации управления, развитостью зарубежной производственной и сбытовой сети, национальными особенностями менеджмента. Организационная структура компаний подвижна, она постоянно совершенствуется в соответствии с меняющимися условиями международного бизнеса. Изменения политической, экономической ситуаций в различных странах, расширение международной деятельности, политика слияний и поглощений компаний, вступление в стратегические альянсы являются основными причинами подвижности структуры управления международных компаний. Компании совершенствуют организационную структуру с целью повышения эффективности управления. При этом основными задачами являются: ■ координация деятельности всех структурных подразделений компании; ■ подчинение их головному центру; ■ быстрая адаптация к изменениям условий хозяйствования в стране базирования и принимающих странах; ■ эффективность работы функциональных служб. В иерархии управления международной компании можно выделить следующие структурные элементы: материнскую (головную) компанию — головной центр; дочерние компании; филиалы; альянсовые структуры — совместные предприятия, консорциумы и ассоциированные компании. Материнская компания (головная компания) — компания, контролирующая деятельность всех подразделений, входящих в международную компанию. Она является административным центром управления, где принимаются основные стратегические решения. Головная компания определяет степень зависимости от нее и характер взаимоотношений друг с другом всех структурных подразделений компании. В большинстве случаев головная компания располагается в стране базирования. Как правило, это та страна, где изначально была создана компания. Но есть и исключения: материнская компания концерна Nestle располагается в Швейцарии, в то время как изначально это была немецко-итальянская компания. В качестве места базирования Швейцария была выбрана как нейтральная страна, которая никогда не была колонией. Это позволяет Nestle вести бизнес даже в тех странах, куда для конкурентов доступ закрыт (Чили, Куба, Вьетнам). Международные компании могут перенести свои штаб-квартиры из страны базирования в другие страны.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|