Организационные аспекты построения стратегических альянсов
В альянсе, как и при других организационных формах предпринимательства, стратегия определяет структуру. Тип альянса зависит от целей, подхода к нему, объема и сроков его функционирования, политики каждого партнера. Различают четыре основных типа альянсов: 1) неформальные альянсы; 2) контрактные альянсы; 3) альянсы с участием в капитале партнера; 4) альянсы в виде совместного предприятия. Неформальные альянсы, или альянсы со слабой кооперацией, создаются без всяких обязывающих соглашений и ограничений риска со стороны партнеров, которые стремятся лишь к увеличению дохода. Основными функциями, совместными областями деятельности таких альянсов могут быть: ■ создание совместного производства без создания самостоятельного предприятия; ■ техническое содействие; ■ совместные маркетинговые исследования; ■ совместное продвижение товара на рынок и создание единых товаропроводящих сетей; ■ взаимное лицензирование; ■ проведение совместных исследований. Контрактные альянсы предполагают реализацию одного проекта и могут содержать значительные риски при работе в условиях нестабильного рынка. В таких альянсах ни один из партнеров не получает формального права влиять на политику другого, хотя его неформальное влияние может быть значительным. Для вступления в контрактный альянс с клиентом компания может провести коренные изменения в своей системе поставок и управления качеством. В настоящее время в международной деятельности все большее развитие получают высокоинтегрированные союзы компаний-партнеров в форме консорциумов. Такие альянсы создаются для реализации капиталоемких проектов. Консорциумы имеют очерченную организационную структуру управления, а также специальный руководящий центр управления, который решает общие управленческие и маркетинговые задачи участников альянса.
Альянсы с участием в капитале партнера представляют собой сложные проекты, позволяющие установить прочные связи на уровне формирования политики. Такой альянс имеет смысл, когда инвестиции сконцентрированы на изделиях и рынках, представляющих стратегический интерес для партнеров, поэтому компания, осуществляющая капиталовложения, не может влиять на партнера только в своих интересах. В подобных альянсах возникает интерес собственников и открываются возможности для участия в управлении через совет директоров. Такая форма часто используется как промежуточный шаг вертикальной интеграции. Компания — потребитель ресурсов может купить пакет акций предприятия-поставщика и вести скоординированную политику, зачастую ведущую к созданию более благоприятных условий приобретения ресурсов. Примером такой формы альянса является объединение компаний Toyota и Daihatsu, Hino и Yamaha. Toyota владеет соответственно 51,2, 33,8 и 5,4% акций названных компаний [67]. Nissan, основной конкурент Toyota, в свою очередь создал подобный альянс с французской компанией Renault (этот альянс подробно рассмотрен в п. 7.6). Такие альянсы создают дополнительные конкурентные преимущества компаниям на внутреннем и мировом рынках. Альянсы в виде совместного предприятия, учрежденного партнерами, могут объединять любые элементы их финансово-промышленного потенциала и интересов и предоставляют гораздо больше возможностей для разделения рисков и совместного контроля. Это наиболее сложная в организационном отношении форма стратегического альянса. Совместное предприятие обеспечивает совместную, но не обязательно равную собственность и контроль над использованием активов. Совместное предприятие — это самостоятельная организация, чей капитал разделен между партнерами-учредителями, имеющими право на получение доли в дивидендах в качестве компенсации пропорционально их вкладам. Общее имущество партнеров предполагает их совместную собственность на создаваемый продукт. Однако многие программы межорганизационного сотрудничества предполагают совместную собственность и без образования новой организации. Вместо этого задачи, затраты и доходы определяют тщательно разработанные нормы и формулы.
В некоторых случаях партнеры ограничивают свое сотрудничество выполнением определенных функций. Например, в большинстве совместных предприятий, производящих транспортные средства и комплектующие, учредители сотрудничают лишь при разработке и производстве продукции, а ответственность за маркетинг и дистрибуцию остается за родительскими компаниями. В других случаях компании предпочитают объединить весь спектр функций. Например, американская General Electric и японская Fanuc для предотвращения жесткого глобального соперничества согласились совместно разрабатывать, производить, торговать и заниматься обслуживанием оборудования по автоматизации производства. Общая черта современных совместных предприятий заключается в том, что партнеры сотрудничают в области производства одного определенного продукта или в одной стране. При этом они могут выступать как конкуренты на других рынках. Отсюда следует, что совместные предприятия имеют тенденцию к узкой направленности. Многие международные компании создают совместные предприятия с компаниями развивающихся стран. При этом преследуются цели выхода на новые, неосвоенные и зачастую высокорискованные рынки. В этом случае стратегия создания совместных предприятий призвана снизить фактор неопределенности. В последние годы наблюдается тенденция к созданию совместных предприятий компаниями-конкурентами. Например, Toshiba и Mitsubishi Electric на паритетных началах создали совместное предприятие по производству технического оборудования для металлообрабатывающих, целлюлозно-бумажных, нефтехимических, автосборочных и пищевых предприятий. Экономический кризис в Азиатском регионе в конце 90-х годов подтолкнул и многие корейские чеболы к созданию предприятий по совместному освоению новых технологий и продукции. Главными причинами таких объединений являются усиливающаяся конкурентная борьба за потребителя и сокращение жизненного цикла продукта.
С точки зрения сферы деятельности стратегические альянсы условно можно разделить на три вида: 1) альянсы по реализации проектов НИОКР (научно-технические); 2) альянсы по организации совместного производства (производственные); 3) альянсы по совместному освоению новых рынков (сбытовые). Совмещение вышеперечисленных функций приводит к созданию комплексных, комбинированных альянсов. Альянсы могут создаваться компаниями одной отрасли — отраслевые, и различных отраслей — межотраслевые. Совместно объединять деятельность могут компании одной страны — национальные альянсы и разных стран — международные альянсы. Число участников такой интеграционной формы компаний, как правило, не ограничивается. Таким образом, они могут быть двусторонними и многосторонними. Создаются альянсы на временной и постоянной основе. Важной представляется классификация альянсовых объединений в зависимости от того, являются ли их члены конкурентами или нет (рис. 7.2) [10].
Партнерства неконкурирующих компаний, как правило, образуются компаниями, деятельность которых сосредоточена в различных отраслях. Такие альянсы создаются с целью освоения новых видов производственной деятельности, обычно тех, которыми занимается другой партнер альянса. Это позволяет компаниям вступить на новые пути развития: интернационализации деятельности, вертикальной интеграции или диверсификации. Транснациональные совместные компании создаются компаниями разных стран. Например, один из партнеров разрабатывает продукт и пытается распространить его на новом рынке, в то время как другая, местная компания уже имеет привилегированный доступ к этому рынку и соглашается помочь первой компании. Для иностранной компании создание совместного предприятия является альтернативой созданию филиала на принимающем рынке или обыкновенному экспорту. Для местной компании совместное предприятие является, с одной стороны, альтернативой простому экспорту продукции, а с другой — разработке и выпуску в местных условиях похожей продукции. Таким образом, интересы обоих партнеров пересекаются.
Вертикальные партнерства образуют компании, деятельность которых сосредоточена в смежных секторах цепочки производства. Их можно охарактеризовать как отношения между поставщиком и клиентом. Подобные альянсы являются альтернативой обыкновенным договорам о поставках и полной вертикальной иерархической интеграции. При таком партнерстве компания (поставщик или клиент) не переходит в собственность своего партнера и не стремится стать его конкурентом. Межотраслевые соглашения заключаются между компаниями, которые не только относятся к различным секторам, но и выпускают не связанную единым производственным циклом продукцию. Такие альянсы необходимы компаниям, которые собираются расширить свою производственную деятельность. Изменение характера конкуренции в последние десятилетия привело к созданию альянсов между компаниями-конкурентами. Несмотря на то что в отношении этих альянсов возможно применение антимонопольного законодательства, такие партнерства составляют не менее 70% общего числа соглашений о сотрудничестве между компаниями [76]. Такие альянсы отличаются двойственностью отношений между партнерами: соперничеством и сотрудничеством. В связи с этим у участников альянса возникают проблемы из-за излишней открытости информации. Это слабый уровень сотрудничества, поскольку компании стараются не открывать партнеру свои секреты. Интеграционные альянсы компании создают с целью добиться эффекта масштаба производства при изготовлении отдельных комплектующих или осуществлении ограниченной стадии производственного цикла. Совместно произведенными составляющими укомплектовываются собственные продукты компаний-партнеров и одновременно конкурентов. Такие альянсы часто создаются в автомобилестроительной промышленности, например, Volkswagen и Renault совместно производят автоматические коробки передач. Компании, вступающие в подобные альянсы, как правило, имеют схожие экономические показатели. Псевдоконцентрационные альянсы создаются с целью увеличения объемов производства. Партнеры предоставляют в совместное распоряжение активы и научно-технические разработки и выпускают на рынок единую продукцию, которая принадлежит всем партнерам. Это устраняет конкуренцию между партнерами.
Псевдоконцентрационные альянсы выполняют все функции, необходимые для организации совместного производства (научно-исследовательские работы, производство и сбыт продукции). В большинстве случаев партнеры распределяют эти функции между собой. Как правило, такая форма сотрудничества применяется в авиастроении и оборонной промышленности и объединяет более двух партнеров. Комплементарные альянсы компании создают в целях привлечения к участию в партнерском проекте различных по своему характеру активов и научно-технических разработок. Например, один партнер производит продукцию, а ее реализация осуществляется через сбытовую сеть другого партнера. Это возможно только тогда, когда продукция партнеров не вступает в прямую конкуренцию. Подобные альянсы создают компании, которые выпускают разнородную продукцию либо работают на четко определенных рынках. Например, компания Ford Motor распространяет в США модели, разработанные ее японским партнером — фирмой Mazda. При этом выпускаемые этими компаниями машины несопоставимы по модельному ряду. Комплементарные альянсы заключаются чаще всего между двумя компаниями в автомобилестроении и сфере телекоммуникаций. Характерной чертой современных альянсов является их международный и сетевой характер. Стратегические сети гибко связывают между собой всех участников (независимые производственные и торговые фирмы, научно-исследовательские и проектные институты, правительственные учреждения), объединенных между собой многочисленными соглашениями, направленными на достижение общих целей. Коммерческая отдача за счет сотрудничества в сети суммируется с результатами собственной независимой деятельности. Стратегические сети могут быть мощным орудием для разработки новых изделий, процессов, технологий, они открывают доступ партнерам к лицензиям и ноу-хау друг друга, являются важным фактором деловой стратегии, хотя могут и не иметь юридического оформления. Прочность сети обеспечивается взаимной собственностью, например, участием торговых партнеров в акционерном капитале друг друга, торговыми отношениями, мощным центральным банком. Такие сети, объединенные собственностью, могут функционировать как стратегические альянсы в том случае, если участники оценивают стратегическую потребность в партнере выше, чем сумму капиталовложений в его акционерный капитал. Обязательным условием являются также наличие общей цели и готовность совместно рисковать для ее достижения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|