Управление международными коллективами
Компании, имеющие разветвленную сеть зарубежных подразделений, сталкиваются с множеством проблем учета международных аспектов кадровой политики. Безусловно, главной целью любой компании является обеспечение управления квалифицированным персоналом, способным обеспечить рост доходов фирмы. Немало проблем у руководителей компаний возникает при формировании международных коллективов. Существует ряд значительных факторов, которые отличают управление человеческими ресурсами в международном масштабе [22. С. 695, 696]. 1. Различия рынков труда. Структура рабочей силы, уровень ее квалификации, затраты на ее оплату значительно различаются в разных странах. Международные компании могут получать преимущества и экономические выгоды, используя для выполнения несложных операций низкоквалифицированный персонал в принимающих странах. При этом научно-исследовательские и другие функции, требующие высокой квалификации, компании передают квалифицированному персоналу в развитых странах. Этот принцип использования преимуществ международного разделения труда лежит в основе организации сетевых компаний. 2. Проблемы перемещения рабочей силы. Дефицит специалистов в той или иной области международные компании компенсируют путем их перемещения в необходимое подразделение. Безусловно, этому могут препятствовать определенные правовые, экономические, индивидуальные проблемы и культурные барьеры. 3. Стиль и практика управления. Этот аспект управления включает в себя нормы взаимоотношений между головной компанией и зарубежными подразделениями, а также стиль взаимоотношений руководства и подчиненных. Данные вопросы составляют один из разделов кадровой стратегии компании, в котором, как правило, рассматриваются такие важные аспекты, как недопустимость расовой, половой, религиозной дискриминаций, учет мотивационных принципов, наиболее распространенных в принимающей стране.
4. Национальная или интернациональная ориентация. В зависимости от типа выбранной кадровой стратегии международная компания может делать больший акцент на национальные подходы в управлении персоналом либо проповедовать интернациональный, глобальный подход. 5. Контроль. Большинство международных компаний придерживаются принципа единства кадровой политики для всех подразделений. Головная компания контролирует выполнение этого принципа. Однако удаленность от центра и страновая специфика могут осложнить применение компанией той кадровой политики, которой она отдает предпочтение, и заставить ее использовать разнообразную политику. Наряду с отличительными факторами существуют общие принципы организации международных коллективов. К ним относятся: ■ образование первоначального ядра подразделения, вокруг которого формируется коллектив; ■ взаимодополняемость международных коллективов; ■ многонациональность рабочих групп; ■ стремление к культурной и психологической совместимости; ■ наличие программ и использование различных методов обучения местного персонала в принимающих странах. Управляя международными коллективами, менеджеры из страны базирования, руководящие зарубежными подразделениями, должны учитывать условия работы и жизни (заработную плату, жилищные условия, производственные и семейные отношения) своих подчиненных в принимающей стране. Менеджеру следует знать историю и культуру принимающей страны, проявлять к ней интерес и изучать ее язык, уважать ее обычаи, законы и проявлять заботу о своих подчиненных.
Большинство международных компаний используют «каналы обратной связи» с персоналом своих зарубежных подразделений: проводят анонимные опросы общественного мнения (один-два раза в год), затрагивающие все стороны деятельности международной компании и ее зарубежного подразделения (положение компании в целом, удовлетворенность конкретного работника уровнем заработной платы и условиями труда на рабочем месте и т.д.). Такие опросы позволяют менеджерам подразделений и головного офиса определять круг проблем, возникающих как в компании в целом, так и в каждом ее отделении. Мотивационные факторы различаются по странам. В одних странах главным является уважение к труду сотрудника, признание его квалификации, в других — на первое место выходит материальное стимулирование. Эти особенности очень важно учитывать в процессе управления международными коллективами. Большое значение международные компании придают вопросам коммуникации между структурными подразделениями. Это различная информация о бизнесе, информация идейного содержания, об убежденности и настроениях в коллективе. Особенно важна надежная связь и взаимопонимание зарубежного отделения с головным центром. Компании активно используют современные средства телекоммуникаций для связи со своими подразделениями. В последнее время широкое применение получили такие способы общения, как электронные письма, телеконференции в режиме реального времени. Высшие руководители многих компаний еженедельно отправляют электронные письма практически всем сотрудникам по всему миру, в которых они разъясняют цели, задачи, стоящие перед компанией, их видение бизнеса, основные проблемы и даже личные переживания. Безусловно, это значительно повышает уровень взаимопонимания и мотивированности сотрудников международных компаний.
5.3. Стратегии подбора персонала в международных компаниях Каждая международная компания сталкивается с проблемой назначения управляющих в свои зарубежные подразделения. В связи с этим выделяют три основные стратегии: 1) этноцентрическую; 2) полицентрическую; 3) геоцентрическую [31. С. 548]. Этноцентрическая стратегия характерна для международных компаний, проповедующих централизованные принципы управления и стремящихся к доминированию головного центра в руководстве деятельностью ее зарубежных отделений. Они направляют в зарубежные отделения менеджеров из страны базирования, основной задачей которых является перенос в зарубежное подразделение стиля менеджмента и опыта функционирования головной компании. Такой подход имеет свои преимущества и недостатки. К преимуществам прежде всего следует отнести повышенную степень мотивации сотрудников страны базирования, их высокий профессионализм, хорошее знание политики компании, ее продуктов. Головной офис больше доверяет своему менеджеру, что дает возможность поддерживать хорошие коммуникационные связи между ними. К недостаткам можно отнести неполное знание менеджером особенностей политической, экономической (в том числе финансовой, налоговой) системы принимающей страны, особенностей культурного общения и т.п.
Полицентрическая стратегия предполагает, что международные компании стремятся в максимальной степени учитывать специфику условий принимающей страны и поэтому предпочитают назначать на ключевые посты в управлении зарубежными подразделениями местных менеджеров, которые более приспособлены к местным условиям бизнес-среды, адаптированы к национальной культуре, постоянно проживают в данной стране. Уровень их оплаты, как правило, ниже, чем у менеджеров из головной компании. Однако в таких ситуациях существует вероятность недостаточной связи местных менеджеров с головным офисом, нечеткого понимания целей и задач, выдвигаемых материнской компанией, пониженного мотивационного фактора. Согласно геоцентрической стратегии компании придерживаются принципа назначения на руководящие должности специалистов, обладающих лучшей квалификацией, независимо от их национальной принадлежности. Основным требованием к руководителям зарубежного подразделения является высокий уровень общего менеджмента как показатель оптимальной профессиональной пригодности и управленческой компетентности. Такие специалисты стоят дорого.
При выборе одной из перечисленных стратегий или возможной их комбинации международные компании должны учитывать, что в некоторых странах законодательно оговорены определенные обязательные процентные квоты местных менеджеров на руководящих постах в компаниях. На среднем и низовом уровнях управления международные компании стремятся использовать местных менеджеров. Это позволяет удовлетворить ожидания работников и правительств принимающих стран, способствует созданию сильной команды из местных работников, снижает издержки на перемещение рабочей силы и налоговые затраты. В случаях создания совместных фирм применяется метод обмена менеджерами между компаниями. В американской и японской системах менеджмента критерии отбора высших руководителей имеют свои особенности. Если американские компании учитывают прежде всего опыт работы претендента, его способность к адаптации, технические знания, прошлые достижения, управленческие и лингвистические способности, то японские компании больше выделяют коммуникативные способности (умение сотрудничать с другими работниками, общительность, терпеливость), для них важны не высокий образовательный уровень, аналитические и лингвистические способности, а физическое здоровье и семейный статус претендента.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|