Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типология стадий развития мотивации власти




Сравнительно недавно Мак-Клелланд вновь обратился к теме деятельности, по­буждаемой мотивацией власти (McClelland, 1975). Рассматривая этот вопрос в более широком, чем обычно, контексте, он критически отнесся к господствующему в современном обществе и культуре одностороннему пониманию побуждаемого мотивом власти поведения как оказания влияния и агрессивного настаивания на своем. Проанализировав обширный культурно-антропологический и психологический материал, он постарался показать, что такая односторонность связана с маскули­низированным идеалом западной культурной традиции, упускающим из виду иное осуществление власти в восточных культурах (в частности, индийской) и оставля­ющим без внимания прежде всего типично женские формы применения власти. Мак-Клелланд определяет мотив власти

«...как потребность, во-первых, чувствовать себя сильным и, во-вторых, проявлять свое могущество в действии. Влияние на других людей является лишь одним из многих спо­собов удовлетворения потребности ощущать себя сильным» (McClelland, 1975, р. 77).

Это определение перекликается с нашим различением приобретения источников власти и обладания ими, с одной стороны, и осуществления действий власти, с дру­гой. В обоих случаях целью, к которой в конечном счете стремится человек, являет­ся «переживание своей силы». Анализ Мак-Клелланда строится на 4-стадийной классификации осуществления власти, восходящей к разработанной Эриксоном (Erikson, 1963) психоаналитической теории развития Я (или социоэмоционального развития). Мак-Клелланд различает источники власти и ее объекты, причем и тем и другим может быть либо сам субъект, либо его окружение. Так возникают четыре стадии развития мотивации власти: (I) ассимиляция (intake), (II) автономность (autonomy), (III) самоутверждение (assertion) и (IV) продуктивность (generativity). Более детально эти стадии представлены в табл. 12.1.

Указанные четыре стадии, по мнению автора, должны представлять собой после­довательные этапы созревания, которые проходит человек в процессе своего развития. Достижение более высокой стадии не аннулирует результатов предыдущих, они оста­ются в распоряжении субъекта и могут актуализироваться в подходящей ситуации. Парадигмой стадии I («нечто придает мне силы») являются отношения матери и ре­бенка. С позиций ориентации на власть в последующие годы жизни она означает от­ношения с людьми, которые могут поддержать, защитить, вдохновить, воодушевить, одним словом, увеличить у индивида ощущение собственной силы (например, инди­вид может вдохновиться речью политического лидера). Парадигма стадии II («я сам придаю себе силы») отвечает связанному с обретением независимости от матери и возрастанием произвольного контроля над своим поведением среднему периоду дет­ства. Парадигма стадии III («я произвожу впечатление на других») характеризует подростка, для которого перестали существовать авторитеты, который постоянно ме­няет друзей, чье участие в соревновании определяется возможностью одержать верх над другими людьми. Парадигма стадии IV («мне хочется выполнить свой долг») со­ответствует взрослому состоянию, т. е. зрелой личности, посвящающей свою жизнь служению какому-либо делу или определенной социальной группе. Аналогичную те­орию развития, впрочем, еще не получившую эмпирического подтверждения, предло­жили также Дж. и Дж. Б. Вероффы (J. Veroff, J. В. Veroff, 1971).

Таблица 12.1

Поделиться:





Читайте также:

A) признание народа источником государственной власти, признание его права на участие в принятии политических решений, провозглашение широкого круга гражданских прав и свобод
A) система знаний об общих и частных политико-юридических закономерностях возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений
I. ВВЕДЕНИЕ. ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.
II тип гиперчувствительности (цитотоксический). Механизмы развития (комплементзависимый цитолиз, фагоцитоз, антителозависимая клеточная цитотоксичность) и клинические проявления.
II. Нормативно-правовые акты, относящиеся к истории развития института мер пресечения
II. ПУТИ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА
II. ПУТИ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА
II. ПУТИ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА 1 страница
II. ПУТИ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА 10 страница
II. ПУТИ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА 2 страница






Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...