Преступления в сфере экономической деятельности – общая характеристика, виды и классификация этих преступлений.
Преступления в сфере экономической деятельности - это совершенные виновно общественно опасные деяния, которые причиняют ущерб или создают реальную возможность причинения ущерба охраняемой государством системе общественных отношений рыночного характера. Общественная опасность таких преступлений проявляется в том, что они посягают на законные интересы предпринимателей, потребителей, препятствуют правомерной частной инициативе и добросовестной конкуренции, нарушают интересы государства в области регулирования предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Преступления в сфере экономической деятельности представляют собой, по мнению В.С. Устинова и Э.С. Тенчова, часть раздела экономических посягательств. Они объединяют деяния, посягающие на установленный государством порядок функционирования хозяйствующих субъектов, который обеспечивает защиту интересов потребителей, государства, а также интересов самих хозяйствующих субъектов. В настоящее время законодатель в качестве критерия криминализации использует либо наступление определенных последствий, либо мотивы и цели деяний, либо особый способ их совершения (обман, угрозы, подкуп, сговор). Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ ст. 169 УК РФ была дополнена примечанием. В статьях гл. 22 УК РФ, за исключением ст. ст. 174, 174.1, 178, 185, 185.1, 193, 194, 198, 199, 199.1, 199.2, крупным размером, крупным ущербом, доходом либо задолженностью в крупном размере признавались стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей 250 тыс. руб., особо крупным - 1 млн. руб. Отдельные ученые справедливо отмечают линию законодателя на уточнение содержания так называемых оценочных признаков состава преступления, касающихся размера вреда и размера преступной деятельности.
Особенностью конструкции составов преступлений в сфере экономической деятельности является наличие бланкетных диспозиций, так как нормы и правила осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности установлены в различных нормативных актах. Множественность нормативных актов и их постоянная изменчивость (например, в сфере таможенного регулирования действует около 2000 нормативных актов, включая инструкции Государственного таможенного комитета РФ) обусловливают трудность при применении норм о преступлениях в сфере экономической деятельности и требуют подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих знаниями не только уголовного права, но и гражданского, финансового, предпринимательского, банковского и других отраслей права, а также экономическими знаниями. В связи с этим И.В. Шишко считает необходимым введение единой терминологии. М.Ю. Челышев обращает внимание на то, что для каждой самостоятельной правовой отрасли характерно наличие целой довольно устойчивой системы межотраслевых связей. Это в полной мере применимо и к уголовному праву. Н.И. Пикуров поясняет, что квалификация преступлений при бланкетной диспозиции статьи УК РФ должна иметь два вида правовой оценки: установление юридического содержания бланкетных признаков с помощью ссылки на юридические акты различных отраслей права и общий вывод о соответствии всей совокупности признаков (бланкетных и небланкетных) признакам состава преступления. Общим моментом для всех преступлений в сфере экономической деятельности является форма вины, которая может быть только умышленной (прямой умысел). Субъект таких преступлений - вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Во многих случаях субъектом этих преступных деяний являются участники экономических отношений, т.е. лица, прямо включенные в систему хозяйствования и выполняющие в ней определенные функции. В некоторых составах преступлений (например, ст. ст. 169, 170 УК РФ) субъектом могут быть только должностные лица.
В отечественной и зарубежной литературе обсуждается вопрос об уголовной ответственности за преступления в сфере экономической деятельности не только физических, но и юридических лиц. Уголовное законодательство ряда стран предусматривает такую ответственность, что в некоторой степени отвечает международно-правовым стандартам. В 1929 г. Международный конгресс по уголовному праву (г. Бухарест) высказался за введение уголовной ответственности для юридических лиц. В 1978 г. Европейский комитет по проблемам преступности Совета Европы рекомендовал законодателям встать на путь признания юридических лиц субъектами уголовной ответственности за экологические преступления. Вначале институт уголовной ответственности юридических лиц был характерен для США, а затем был воспринят и некоторыми европейскими странами (Франция, Дания, Люксембург, Нидерланды, Португалия). В качестве родового и видового объектов преступлений в сфере экономической деятельности рассматриваются разнообразные общественные отношения. Н.А. Лопашенко под родовым объектом преступлений в сфере экономической деятельности понимает экономические отношения, строящиеся на принципах осуществления экономической деятельности, а под видовыми - отношения, отвечающие конкретным принципам осуществления экономической деятельности. В связи с таким подходом автор выделяет следующие группы преступлений: 1) посягательства на общественные отношения, основанные на принципе свободы экономической деятельности, - ст. 169; 2) посягательства на общественные отношения, основанные на принципе осуществления экономической деятельности на законных основаниях, - ст. ст. 171, 172, 189, 191, 193; 3) посягательства на общественные отношения, основанные на принципе добросовестной конкуренции субъектов экономической деятельности, - ст. ст. 178, 180, 183, 184; 4) посягательства на общественные отношения, основанные на принципе добропорядочности субъектов экономической деятельности, - ст. ст. 176, 177, 185, 190, 192, 194, 195, 197, 198, 199;
5) посягательства на общественные отношения, основанные на принципе запрета заведомо криминальных форм поведения в экономической деятельности, - ст. ст. 170, 173, 174, 175, 179, 181, 186, 187, 188, 196 УК РФ. В целом такой подход представляется интересным, однако сами принципы экономической деятельности, выделяемые автором, носят достаточно дискуссионный характер, например запрет заведомо криминальных форм поведения или добропорядочность субъектов экономической деятельности. В то же время автор не указывает такой принцип, как государственное регулирование экономической деятельности. Л.Л. Кругликов выделяет межродовые и родовые объекты посягательств, а также групповые. С учетом такого деления им обозначены следующие группы преступлений в сфере экономической деятельности: 1) против установленного порядка осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности; 2) против интересов кредитора, против свободы товарного рынка; 3) против установленного порядка обращения денег, ценных бумаг и валютных ценностей; 4) против установленного порядка осуществления внешнеэкономической деятельности; 5) против установленного порядка уплаты налогов и страховых взносов; 6) против прав потребителей. Б.В. Яцеленко под видовым объектом преступлений в сфере экономической деятельности понимает общественные отношения, возникающие по поводу осуществления нормальной экономической деятельности по производству, распоряжению, обмену и потреблению материальных благ и услуг; В.Е. Мельникова - группу однородных взаимосвязанных общественных отношений, которые складываются в сфере экономической деятельности, фактически не раскрывая сущность этих отношений. Б.М. Леонтьев определяет в качестве объекта преступлений в сфере экономической деятельности интересы государства и отдельных субъектов в сфере их экономической деятельности. В УК РСФСР 1960 г. некоторые деяния, посягающие также на хозяйственную систему, были отнесены к государственным преступлениям, так как считалось, что они причиняют вред основам народного хозяйства. К ним были отнесены: контрабанда (ст. 78), изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 87), нарушение правил о валютных операциях (ст. 88). В качестве наиболее значимого объекта уголовно-правовой охраны хозяйственной системы рассматривались предпринимательские отношения. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1961 г. N 50 была введена смертная казнь за изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг при отягчающих обстоятельствах, а Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1961 г. - за нарушение правил о валютных операциях при отягчающих обстоятельствах.
Оригинальный подход положен в основу классификации И.А. Клепицким. Он говорит о делении преступлений на виды с учетом исторического критерия и выделяет четыре группы деяний: 1) универсальные нормы, существовавшие в России до 1917 г., воспринятые советским правом и перемещенные в УК РФ (ст. ст. 175, 180, 186, 188, 191, 198, 199 УК РФ); 2) нормы, унаследованные от советского права (ст. 192 УК РФ); 3) нормы, сформировавшиеся под влиянием зарубежного права и старого русского права (ст. ст. 171, 172, 174, 174.1, 176, 178, 183, 185, 185.1, 187, 189, 195 - 197 УК РФ); 4) новые нормы, оригинальное российское правотворчество конца XX в. (ст. ст. 169, 170, 171.1, 173, 177, 179, 181, 184, 190, 193, 194 УК РФ). Можно дискутировать по поводу отнесения тех или иных деяний к определенной группе, но в целом такая классификация полезна как с научной, так и с практической точки зрения. Следует согласиться с авторами, которые полагают, что классификация преступлений в сфере экономической деятельности в настоящее время связана с рядом трудностей. Удачной и выверенной, на наш взгляд, представляется классификация, предложенная Б.В. Волженкиным, так как она основана на объектах посягательств. Он предлагает следующие группы: 1) преступления должностных лиц, нарушающие установленные Конституцией РФ и федеральными законами гарантии осуществления экономической, в том числе предпринимательской, деятельности, права и свободы ее участников; 2) нарушающие общие принципы установленного порядка осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности; 3) против интересов кредиторов; 4) связанные с проявлениями монополизма и недобросовестной конкуренции; 5) нарушающие установленный порядок обращения денег и ценных бумаг; 6) против установленного порядка внешнеэкономической деятельности; 7) против установленного порядка обращения валютных ценностей; 8) против установленного порядка уплаты налогов и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; 9) против прав и интересов потребителей. Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ из гл. 22 УК РФ были исключены две статьи: ст. 182 - "Заведомо ложная реклама" (впервые появилась в УК РФ 1996 г.) и ст. 200 - "Обман потребителей" (существовала в отечественном законодательстве в несколько ином виде с 1934 г.). Эти изменения необходимо учитывать при характеристике некоторых предложенных классификаций.
Представляется, что такое разнообразие мнений по поводу классификации преступлений в сфере экономической деятельности связано с различным подходом авторов к сущности объекта рассматриваемых преступлений. Причем этот разнобой мнений проявлялся и в советском уголовном праве. Так, Ю.И. Ляпунов называл в качестве объекта хозяйственных преступлений правильную хозяйственную деятельность. Ранее в специальной литературе под объектом понимались социалистическое хозяйство, интересы хозяйства, отрасли хозяйства, система хозяйства, и классификация преступлений осуществлялась по отраслям - в области промышленности, сельского хозяйства, торговли. П.Т. Некипелов в качестве объекта хозяйственных преступлений выделял общественные отношения в области использования государством хозяйственных ресурсов и средств. В то же время отсутствие единого представления об объекте хозяйственных преступлений, а затем и преступлений в сфере экономической деятельности в науке уголовного права имеет объективное объяснение. Это связано с тем, что уголовное законодательство в этой области всегда подвергалось значительно большим изменениям, чем любые другие его нормы. Многочисленные изменения были обусловлены быстрым реагированием уголовного закона на изменения экономической политики государства, которая на протяжении многих лет отличалась нестабильностью. А.Н. Игнатов правильно подчеркивает, что "существенное изменение социально-экономической и политической обстановки в стране всегда влияет на определение преступного и непреступного и на установление определенной уголовной ответственности за различные общественно опасные деяния". Объектом изучаемых преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие развитие и становление рыночной экономики, добросовестной конкуренции и свободного рынка, реализацию права граждан на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности. В зависимости от объекта посягательства преступления в сфере экономической деятельности можно сгруппировать следующим образом. I. Преступления, связанные с нарушением установленного порядка осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В этой группе можно выделить несколько подгрупп: 1) преступные деяния, совершаемые должностными лицами с использованием своего служебного положения: - воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности - ст. 169; - регистрация незаконных сделок с землей - ст. 170; 2) преступления, связанные с оборотом имущества, заведомо добытого или приобретенного преступным путем (т.е. с попытками использовать для предпринимательской или иной деятельности преступно добытые ценности): - легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, - ст. 174; - легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления, - ст. 174.1; - приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, - ст. 175; 3) преступления, субъектами которых могут являться либо предприниматели, либо лица, занимающиеся экономической деятельностью, но не зарегистрированные в установленном законом порядке в качестве предпринимателей: - незаконное предпринимательство - ст. 171; - производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции - ст. 171.1; - незаконные организация и проведение азартных игр - ст. 171.2; - незаконная банковская деятельность - ст. 172. II. Преступления, связанные с проявлением монополизма и недобросовестной конкуренции: - недопущение, ограничение или устранение конкуренции - ст. 178; - принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения - ст. 179; - незаконное использование товарного знака - ст. 180; - нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм - ст. 181; - незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, - ст. 183; - подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов - ст. 184. III. Таможенные преступления: - контрабанда - ст. 188; - незаконный экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники, - ст. 189; - невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран - ст. 190; - уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, - ст. 194. IV. Преступления в сфере финансовой деятельности. Финансовая деятельность отражает отношения в процессе создания, распределения и использования денежных средств. Функционирование финансовой системы опосредуется движением наличных денег и безналичными денежными платежами и расчетами. Среди этой большой группы преступлений можно выделить несколько подгрупп: 1) преступления в сфере обращения денег, ценных бумаг и платежных документов: - фальсификация Единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета - ст. 170.1; - злоупотребления при эмиссии ценных бумаг - ст. 185; - злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, - ст. 185.1; - нарушение порядка учета прав на ценные бумаги - ст. 185.2; - манипулирование рынком - ст. 185.3; - воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг - ст. 185.4; - фальсификация решения общего собрания акционеров (участников) хозяйственного общества или решения совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества - ст. 185.5; - неправомерное использование инсайдерской информации (вступает в силу с 31 июля 2013 г.) - ст. 185.6; - изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг - ст. 186; - изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов - ст. 187; 2) преступления в сфере обращения драгоценных металлов, природных драгоценных камней, жемчуга и валютных ценностей: - незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга - ст. 191; - нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней - ст. 192; - невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте - ст. 193; 3) преступления, связанные с банкротством: - неправомерные действия при банкротстве - ст. 195; - преднамеренное банкротство - ст. 196; - фиктивное банкротство - ст. 197; 4) преступления, связанные с уклонением от уплаты налогов и (или) сборов: - уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица - ст. 198; - уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации - ст. 199; - неисполнение обязанностей налогового агента - ст. 199.1; - сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов, - ст. 199.2; 5) преступления в сфере кредитных отношений: - незаконное получение кредита - ст. 176; - злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности - ст. 177.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|