Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принцип. Внимание интересам, а не позициям

1. Спрашивайте «почему?» и «почему нет?».

2. Фиксируйте базовые интересы и их множество.

3. Ищите общие интересы.

4. Объясняйте жизненность ваших интересов.

5. Признавайте их интересы частью проблемы.

4 Принцип. Используйте объективные критерии

1. Будьте открыты для доводов другой стороны.

2. Не поддавайтесь давлению только принципу.

3. По каждой части проблемы - объективные критерии.

4. Используйте справедливые критерии.

5. Используйте несколько критериев[37].

Разрешение конфликта может проходить путем компромисса, сотрудничества и путем внешнего воздействия. Рассмотрим этапы разрешения конфликта этими способами.

1. Разрешение конфликта путем компромисса

· Перевод конфликта с эмоционального уровня на интеллектуальный;

· Необходимо выравнить позиции между оппонентами;

· Устранить противоречие, а не ограничиваться примирением сторон;

· Подготовка блока различных вариантов взаимных уступок;

· Добровольный отказ субъектов конфликта от части объекта в пользу; своего оппонента с целью завладеть другой частью объекта.

2. Разрешение конфликта путем сотрудничества

· Для субъектов конфликта их интересы очень важны и компромисс для них неприемлем;

· Перевод конфликта с эмоционального уровня на интеллектуальный;

· Необходимо выравнить позиции между оппонентами;

· Устранить противоречие, а не ограничиваться примирением сторон;

· Доброжелательное отношение субъектов конфликта друг к другу, взаимное уважение и готовность выслушать;

· Заключение «долгосрочного соглашения».

3. Разрешение конфликта путем внешнего воздействия

· Ликвидировать объект конфликта;

· Устранить возможность вступления в контакт субъектов конфликта;

· Заменить объект конфликта;

· Привлечь к разрешению конфликта третейских судей[38].

Разработано много рекомендаций по нормализации супружеских взаимоотношений, предупреждению перерастания спорных ситуаций в конфликты (В. Владин, Д. Капустин, И. Дорно, А. Егидес, В. Левкович, Ю. Рюриков). Большинство из них сводится к следующему:

· Уважать себя, а тем более другого. Помнить, что он (она) самый близкий для тебя человек.

· Стараться не копить ошибки, обиды и «грехи», а сразу реагировать на них. Это исключит накопление отрицательных эмоций.

· Исключить сексуальные упреки, так как они не забываются.

· Не делать замечаний друг другу в присутствии других (друзей, знакомых, гостей и т.д.).

· Не преувеличивать собственные способности и достоинства, не считать себя всегда и во всем правым.

· Больше доверять и сводить к минимуму ревность.

· Быть внимательным, уметь слушать и слышать супруга.

· Не опускаться, заботиться о своей физической привлекательности, работать над своими недостатками.

· Никогда не обобщать даже явные недостатки супруга, вести разговор только о конкретном поведении в конкретной ситуации.

· Относиться к увлечениям супруга с интересом и уважением. В семейной жизни иногда лучше не знать правду, чем во что бы то ни стало пытаться установить истину. Стараться находить время для того, чтобы хотя бы иногда отдохнуть друг от друга. Это помогает снять эмоционально-психологическую перенасыщенность общением.

На основании изученной литературы нами была разработаны рекомендации по предотвращения конфликтов в молодой семье, а если они все же возникают, то необходимо избегать деструктивных ссор и ссориться конструктивно[39]:

1. Ссорьтесь наедине, без свидетелей. Уважайте и цените друг друга. Не втягивайте друзей, близких, родственников в ваши личные отношения.

2. Ясно сформулировайте проблему и повторить аргументы другого своими словами. Попытайтесь понять точку зрения партнера.

3. Ведите разговор только о конкретном поведение супруга в конкретно не понравившейся вам ситуации, а не о его недостатках. В ссоре не делайте сексуальные упреки.

4. Раскройте ваши позитивные и негативные чувства. Не копите отрицательных эмоций, старайтесь тактично и своевременно реагировать.

5. С готовностью выслушивайте отзывы о своем поведении. Не преувеличивайте собственные способности и достоинства. Вы не всегда можете быть правыми.

6. Выясните, в чем вы сходитесь и в чем расходитесь, и что из этого наиболее значимо для каждого из вас. Умейте идти на компромисс. Уважайте чужие ценности. Выдвигать позитивные предположения по взаимному исправлению.

7. Задайте вопросы, которые помогут другому подобрать слова для выражения своих интересов.

8. Ждите, пока спонтанная вспышка стихнет, не отвечать тем же. Сдерживайтесь, возникшие проблемы старайтесь решать рационально, а не эмоционально.

9. Уважайте себя. Заботьтесь о своей физической привлекательностью, работайте над своими недостатками.

10. Забудьте про ревность и подозрительность, а также научиться слушать и слышать супруга, становиться на его место. Доверяйте супругу.

11. С самых первых дней семейной жизни понять, осмыслить и освоить роли жены и мужа. В чем-то нужно ограничить себя, от чего-то привычного отказаться, чем-то не очень приятным заняться и т.д.

Данные рекомендации были применены к участникам исследования. Через три месяца было проведено повторное исследование. Данные, полученные в результате тестирования, приведены в графиках:


График 1.

 

Приведенные в графике данные говорят о том, что после полученных рекомендаций, у испытуемых в целом изменились показатели в сторону уменьшения конфликтности. Показатели 6 и ниже относятся к низкой степени соперничества, 6 и выше к высокой степени соперничества. Как мы можем видеть из графика 1, только у четырех пар показатели остались на том же уровне, ни у одной пары показатели не возросли.

 

График 2.

В графике 2, данные от 0 до 30 говорят о высокой конфликтности личности, от 30 и выше о низкой конфликтности. Как мы видим, у пяти пар показатели улучшились, у 3 пар остались на том же уровне, и только у двух пар произошли изменения в сторону уменьшения показателей.

 

График 3.

 

По данным графика 3

 

По данным графика 3, мы видим повышение показателей у семи пар, у двух пар показатели остались на том же уровне, и лишь у одной пары есть снижение данных.

 

График 4.

В графике 4, от 0 до 15 понимание высокое, от 15 до 30 – низкое. И здесь мы можем видеть, что у шести пар понимание увеличилось, у трех пар осталось на том же уровне, и у одной пары результаты ухудшились.

Таким образом, после полученных молодыми семьями рекомендаций, мы можем наблюдать, что в большинстве семьей результаты в целом изменились в сторону снижения уровня конфликтности. Так что, применение разработанной коррекционной программы позволяет снижать уровень конфликтности в молодых семьях.

Согласно проведенному исследованию, все молодые семейные пары сталкиваются с конфликтными ситуациями. Тот факт, что многие испытуемые отнеслись к испытаниям серьезно, задумались над его результатами, показывает их стремление разрешить возникшую ситуацию. В данном случае им предлагается воспользоваться приведенными выше рекомендациями. Остальные же, вероятно, привыкли убегать от проблем, закрывать глаза на них. Такое поведение может лишь усугубить ситуацию. Выход из этого замкнутого круга заключается в том, чтобы задуматься над этой ситуацией, поговорить. При этом не следует забывать о тактике и уважении к супругу. Все это должно способствовать нахождению взаимопонимания в молодых семьях и направлению конфликтов в конструктивное русло.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведенное теоретическое и эмпирическое исследование по проблеме конфликтности в молодых семьях показывает, что она вызывала и вызывает пристальный научный интерес как отечественных, так и зарубежных ученых и наряду с общими выводами, касающимися причин конфликтности в молодых семьях и факторах, влияющих на нее, имеют место множество разногласий и разночтений. Это объясняется, во-первых, разницей во времени проведения исследований, во-вторых, различием в менталитете тех обществ, где проводились научные изыскания, в третьих, наличием определенных научных установок, выступающих результатом разных научных концепций, что в итоге оказывает влияние на ход исследования и интерпретацию его результатов. Поэтому исследование проблемы конфликтности молодых семей имеет существенную теоретическую и практическую значимость.

Результаты исследования свидетельствуют, что конфликт в молодой семье происходит из-за наличия у молодых супругов представлений о семейной жизни, в чем-то противоречащих друг другу. Конфликты обычно вызываются какой-то сложной проблемой. Наиболее существенна роль конфликта в период формирования семьи, когда супруги только начинают приспосабливаться друг к другу. А все непримиримые и непреодолимые конфликты в семье кончаются одинаково – разводом.

Анализ научной литературы позволил выделить наиболее типичные виды конфликтов, в основе чего лежат различные основания. Конфликты делятся по степени остроты противоречий, по степени вовлеченности людей в конфликт, также конфликты бывают открытыми и скрытыми, легкоразрешимыми и трудноразрешимыми, конструктивными и деструктивными. В отличие от деструктивных, конструктивно разрешаемые конфликты необходимы в супружеских отношениях. Поэтому действия участников супружеского конфликта должны быть направлены не на предотвращение конфликта, а на изменение его характера: из деструктивного в конструктивный. Для молодых семей характерна драматизация любой спорной ситуации, несдержанность и придирчивость. Повышенная конфликтность молодых семей в период первичной адаптации особенно ярко проявляется в динамике разводов среди молодых супругов.

Применение соответствующих методик в ходе данного исследования позволило наметить основные проблемы в молодых семьях: недостаток понимания в той или иной степени, неудовлетворенность браком, конфликтность супругов, нежелание раскрываться перед супругом (супругой) и при этом потребность в тепле, любви. Разрешить обозначенные проблемы в семьях, принимавших участие в эмпирическом исследовании, возможно путем разработанных на основе результатов диагностики конфликтности, путем разработки коррекционной программы по снижению конфликтности в молодых семьях.

После полученных рекомендаций, мы можем наблюдать, что в большинстве семьей результаты в целом изменились в сторону снижения уровня конфликтности. Таким образом, гипотеза нашего исследования о том, что возникновение конфликтов в молодой семье в период первичной адаптации имеет комплекс причин, обусловленных неподготовленностью молодых людей к вступлению в брак и созданию семьи, а для снижения конфликтности необходимо применять основанные на результатах объективных и адекватных диагностических методик рекомендации молодым супругам, нашла свое подтверждение. Стабильная благополучная семья может функционировать только при определенной подготовке молодых людей к совместной семейной жизни. Необходимо повышать педагогическую и психологическую культуру и подготовленность молодых людей к браку.

Данные, полученные в результате исследования, могут быть использованы социальными педагогами, практическими психологами, семейными психотерапевтами, а также самими молодыми людьми. Для более детального изучения этой проблемы следует увеличить выборку испытуемых и провести дальнейшие исследования с применением соответствующих методик.


Библиографический список

 

1. Аберкромби Н.. Хилл С., Тернен Б. Социологический словарь /Пер. с англ. Под ред. С.А. Ерофеева. – Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 1997.

2. Авсиевич М.Т., Мельник Л.И. Супружеские конфликты и пути их преодоления. – М.: Материал в помощь лектору, 1988..

3. Андреева И.С. Гулыга А.В. – Семья: Книга для чтения. Кн. 2. – М: Политиздат, 1991.

4. Аргайл М. Психология счастья. / Пер. с англ. / Общ. ред. М.В. Кларина. – М.: Прогресс, 1990.

5. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999.

6. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: Учеб. пособие для пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1991.

7. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. – М.: Тандем, 2001.

8. Дружинин В.Н. Психология семьи. М.; Деловая книга, 2000,

9. Елизарова А.Н. Психологическое консультирование семьи. М.; Ось, 2002.

10. Еникеева Д. Несчастливый брак. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1998.-224с.

11. Женская энциклопедия. М.: 1997.

12. Карнеги Д. Как быть счастливым в семье. / Пер. с англ. П. Петрова. – Мн.: Попури, Г.К.М., 1996.

13. Ковалев С. В. Психология современной семьи: Информ.-метод. Материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1988.

14. Коблуков В.А. Проблемы студенческих семей. _.: О-во «Знание» УССр, 1989. -48- (Сер.7 «Педагогическая»,№4)

15. Марцинковская И.Д., Цветков, В.Л. Гришин А.А. Конфликтология. Учебное пособие. – М.: Фит. 2001

16. Майерс Д. Социальная психология /Пер. с англ. – СПб.: Издательство «Питер"

17. Немов Р.С. Психология: В 3-х кн. Кн. 2, 3 – М.: Просвещение, Владос, 1995.

18. Поливанова Л.А. Энциклопедия молодой семьи. М.; Рипол Классик, 2005.

19. Разумихина П.П. Мир семьи: Книга для учащихся старших классов по курсу «Этика и психология семейной жизни». – М.: Просвещение, 1986.

20. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. – М.: Мысль.

21. Сизанов А.Н., Быков В.М., Тюхлова И.Н., Смирнова Е.С. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися I-XI классов о ВИЧ-инфекции и наркотической зависимости: Пособие для класс. рук., воспитателей, психологов и соц. педагогов / под ред. А.Н. Сизанова. – Мн.: «Тессей», 1998. Ч. III.

22. Студенческая семья: состояние, проблемы, перспективы. – Мн.: Университетское, 1991.

23. Шапошников Е.А. 1000+1 совет семейного психотерапевта. – М.: Олимп: ООО «Фирма «Издательство АСТ».

24. Целуйко В.М. Психология современной молодой семьи. М.; Владос, 2004.

25. Юркевич Н.Г., Красовский А.С., Бурова С.Н и др. Этика и психология семейной жизни: Кн. для учителя. – Мн.: Нар. асвета, 1989.

26. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. – Мн.: Элайда, 2000.

27. Энциклопедия молодой семьи: Практическое пособие для молодоженов (под ред. Самухиной Н.А.). М. ПРИМА, 2004.

28. Обозов Н.Н. Межличностные отношения Л., 1979.

29. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.- Самара: Изд-во «БАХРАК-М», 2001.

30. Психология личности: тесты, опросники, методики/ Авт. сост. Н.В. Киршева и Н.В. Рябчикова. – М.: Геликон, 1995.


Приложения

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...