Тест-опросник удовлетворенности браком
1. Когда люди живут так близко, как это происходит в семейной жизни, они неизбежно теряют взаимопонимание и остроту восприятия другого человека. а) верно; б) не уверен; в) неверно. 2. Ваши супружеские отношения приносят Вам: а) скорее беспокойство и страдание; б) затрудняюсь ответить; в) скорее радость и удовлетворение. 3. Родственники и друзья оценивают Ваш брак: а) как удавшийся; б) нечто среднее; в) как неудавшийся. 4. Если бы Вы могли, то: а) Вы бы многое изменили в характере Вашего супруга (Вашей супруги); б) трудно сказать; в) Вы бы не стали ничего менять. 5. Одна из проблем современного брака в том, что все «приедается», в том числе и сексуальные отношения: а) верно; б) трудно сказать; в) неверно. 6. Когда вы сравниваете Вашу семейную жизнь с семейной жизнью Ваших друзей и знакомых, Вам кажется: а) что Вы несчастнее других; б) трудно сказать; в) что Вы счастливее других. 7. Жизнь без семьи, близкого человека — слишком дорогая цена за полную самостоятельность. а) верно; б) трудно сказать; в) неверно. 8. Вы считаете, что без Вас жизнь Вашего супруга (Вашей супруги) бьла бы неполноценной. а) да, считаю; б) трудно сказать; в) нет, не считаю. 9. Большинство людей в какой-то мере обманываются в своих ожиданиях относительно брака. а) верно; б) трудно сказать; в) неверно. 10. Только множество различных обстоятельств мешает подумать Вам о разводе. а) верно; б) не могу сказать; в) неверно. 11. Если бы вернулось время, когда Вы вступали в брак, то Вашим мужем (женой) мог бы стать: а) кто угодно, только не теперешний супруг (супруга); б) трудно сказать; в) возможно, что именно теперешний супруг (супруга). 12. Вы гордитесь, что такой человек, как Ваш супруг (супруга) — рядом с Вами.
а) верно; б) трудно сказать; в) неверно 13. К сожалению, недостатки Вашего супруга (супруги) часто перевешивают его достоинства. а) верно; б) затрудняюсь сказать; в) неверно. 14. Основные помехи для счастливой супружеской жизни кроются: а) скорее всего в характере Вашего супруга (супруги); б) трудно сказать; в) скорее в Вас самих. 15. Чувства, с которыми Вы вступали в брак: а) усилились; б) трудно сказать; в) ослабли. 16. Брак притупляет творческие возможности человека. а) верно; б) трудно сказать; в) неверно. 17. Можно сказать, что Ваш супруг (супруга) обладает такими достоинствами, которые компенсируют его недостатки. а) согласен; б) нечто среднее; в) не согласен. 18. К сожалению, в Вашем браке не все обстоит благополучно с эмоциональной поддержкой друг друга. а) верно; б) трудно сказать; в) неверно. 19. Вам кажется, что Ваш супруг (супруга) часто делает глупости, говорит невпопад, неуместно шутит. а) верно; б) трудно сказать; в) неверно. 20. Жизнь в семье, как Вам кажется, не зависит от Вашей воли. а) верно; б) трудно сказать; в) неверно. 21. Ваши семейные отношения не внесли в жизнь того порядка и организованности, которых Вы ожидали. а) верно; б) трудно сказать; в) неверно. 22. Неправы те, кто считает, что именно в семье человек меньше всего может рассчитывать на уважение. а) согласен; б) трудно сказать; в) не согласен. 23. Как правило, общество Вашего супруга (супруги) доставляет Вам удовольствие. а) верно; б) трудно сказать; в) неверно. 24. По правде сказать, в Вашей супружеской жизни нет и не было ни одного светлого момента. а) верно; б) трудно сказать; в) неверно.
Ключ 1в, 2в, За, 4в, 5в, 6в, 7а, 8а, 9в, 10в, 11в, 12а, 13в, 14в, 15а, 16в, 17а, 18в, 19в, 20в, 21в, 22а, 23а, 24в. Порядок подсчета: если выбранный испытуемыми вариант ответа (а, б или в) совпадает с приведенными в ключе, то начисляется 2 балла; если промежуточный (6) — то 1 балл; за ответ, не совпадающий с приведенными, — 0 баллов. Далее подсчитывается суммарный балл по всем ответам. Возможный диапазон тестового балла 0—48 баллов. Высокий балл говорит об удовлетворенности браком.
Нормы Различия между средними для разводящихся и благополучных достоверны по критерию Стьюдента (/ = 10,835) на уровне значимости 0,01. Доверительные интервалы с коэффициентом 0,95 для средних суммарных баллов равны: для разводящихся (20.76; 23.36), для «благополучных» (30.92; 33.34). По критерию Фишера можно считать равными дисперсии обеих выборок с уровнем значимости 0,05. Для практического использования норм теста ОУБ удобно взять целочисленные значения средних и дисперсий из их доверительных интервалов. Будем считать, что х(н) = 32, а х(р) = 22, при этом их средние квадратические отклонения равны 8. Тогда, учитывая нормальность полученных распределений, можно построить удобную таблицу для проведения экспресс-диагностики испытуемого по его суммарному баллу. Вся ось суммарных балов теста разбивается на семь категорий: 0–16 баллов – абсолютно неблагополучные, 17–22 балла – неблагополучные, 23–26 баллов – скорее неблагополучные, 27–28 баллов – переходные, 29–32 балла – скорее благополучные, 33–38баллов – благополучные, 39–48 баллов – абсолютно благополучные. ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Тест «Понимаете ли вы друг друга?»
1. Есть ли у вас чувство, что необходимо серьезное выяснение отношений: а) да – 1 очко; б) нет, такой необходимости в выяснении отношений нет – 0; в) такое выяснение отношений бесполезно – 2. 2. Когда вы хотите задать какой-то деликатный вопрос, можете ли вы сделать это прямо, без обиняков? а) да – 0 очков; б) да, но мне потребуется для этого благоприятная обстановка – 1; в) об этом не может идти речи – 2. 3. Считаете ли вы, что ваш партнер многое умалчивает из того, что его тяготит? а) да – 1 очко; б) не имею представления – 2; в) я в курсе всех его проблем – 0. 4. Можете ли вы разговаривать со своим партнером о серьезных вещах в любое время? а) да – 0 очков; б) не всегда, нужно выждать подходящий момент – 1; в) в большинстве случаев нет, потому что он не имеет времени – 2. 5. Когда вы разговариваете друг с другом, то следите за тем, чтобы ваши формулировки были точными?
а) да, я обдумываю, взвешиваю свои слова – 1 очко; б) нет, мы говорим прямо то, что думаем – 2; в) высказываю свое мнение, но прислушиваюсь и к чужому — 0. 6. Когда вы делитесь с партнером своими проблемами, нет у вас такого чувства, что вы тем самым обременяете его? а) да, так часто бывает – 2 очка; б) он просто не вникает в мои проблемы – 1; в) он всегда проявляет участие – 0. 7. Принимает ли кто-то из вас важное решение, которое касается его самого, не советуясь с другим? а) случается и так – 2 очка; б) мы вместе обсуждаем это, но последнее слово каждый оставляет за собой – 1; в) мы решаем и обсуждаем все вместе – 0. 8. Не задумывались ли вы над тем, что предпочитаете чаще делишься с друзьями, чем со своим спутником жизни? а) иногда это случается — 1 очко; б) нет, свои проблемы я обсуждаю со своим супругом — 0; в) друзья меня лучше понимают — 2. 9. Не бывает ли так, что, когда партнер разговаривает с вами, вы думаете о чем-то другом? а) бывает и так — 2 очка; б) нет, я слушаю внимательно — 0; в) если чувствую, что рассеянна, то стремлюсь сосредоточить свое внимание — 1. 10. В разговоре вы пытаетесь, прежде всего, высказаться сами? а) непременно — 2 очка; б) обычно даю возможность партнеру высказать все, что его волнует — 0; в) считаю, что мы оба должны делиться своими проблемами — 1. Затем оба супруга должны подсчитать и сложить те очки, которые у них набраны. В таблице представлен ключ к тесту: Таблица 13
[1] Семейная психотерапия. Хрестоматия / сост. Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., Юстицкис В. - СПб.: Питер, 2000. – С. 512. [2] См.: Демоскоп Weekle: «Число разводов - самое большое за всю историю России». – 9-й выпуск 2001. – С. 6. [3] См.: Женская энциклопедия. М.: 1997. – С. 407. [4] См.: Соловьев Н.Я. Высшая йога. Семейная психология. № 8. 2001. – С. 22. [5] См.: Гребенников И.В. Ковинько Л.В. Семейное воспитание: Краткий словарь. – М.: Политиздат, 1991. – С. 137.
[6] См.: Демоскоп Weekle: «Число разводов - самое большое за всю историю России». – 9-й выпуск 2001. – С. 6. [7] См.: Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М., Педагогика, 1987. – С. 46. [8] См.: Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ. - метод. Материалы к курсу «Этика и в психология семейной жизни»: Кн. Для учителя.- М.: Просвещение,1988. – С. 233. [9] См.: Разумовская Т. Узы брака, узы свободы. – М.: Мол.Гвардия, 1990. – С. 207. [10] См.: Там же. – С. 208. [11] См.: Еникеева Д.Е. Несчастливый брак. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1998. – С. 88. [12] См.: Еникеева Д.Е. Несчастливый брак. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1998. – С. 88. [13] См.: Афанасьева Т.М. Семья: учебное пособие дл 9-10 кл. сред. шк. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: Просвещение 1988. – С. 106. [14] См.: Студенческая семья: состояние, проблемы, перспективы. – Мн.: Университетское, 1991. – С. 147. [15] См.: Витек К. Проблемы супружеского благополучия. / Пер. с чеш. / Общ. ред. и предисл. М.С. Мацковского. – М.: Мысль, 1988. – С. 259. [16] См.: Сатир В. Как строить себя и свою семью. Заметки психолога. – М.: Педагогика-Пресс, 1992. – С. 156. [17] См.: Карнеги Д. Как быть счастливым в семье / Пер. с англ. П. Петрова. – Мн.: Попурри, Г.К.М., 1996. – С. 87. [18] См.: Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л., 1979. – С. 45. [19] См.: Сысенко В.А. Супружеские конфликты. – М.: Мысль, 1989. – С. 122. [20] См.: Юркевич Н.Г., Красовский А.С., Бурова С.Н. и др. Этика и психология семейной жизни: кн. для учителя. –Мн.: нар. Асвета, 1989. – С. 145. [21] См.: Мейерс Д. Социальная психология / пер. с англ. – СПб.: Издательство «Питер», 1999. – С. 151. [22] См.: Разумихина П.П. Мир семьи: Книга для учащихся старших классов по курсу «Этика и психология семейной жизни». – М.: Просвещение. 1986. – С. 208. [23] См.: Психология личности: тесты, опросники, методики / Авт. сост. Н. В. Киршева и Н. В. Рябчикова. – М.: Геликон, 1995. – С. 57. [24] См.: Психология личности: тесты, опросники, методики / Авт. сост. Н. В. Киршева и Н. В. Рябчикова. – М.: Геликон, 1995. – С. 57. [25] См.: Психология личности: тесты, опросники, методики / Авт. сост. Н. В. Киршева и Н. В. Рябчикова. – М.: Геликон, 1995. – С. 57. [26] См.: Женская энциклопедия. М.: 1997. – С. 407. [27] См.: Мариновская И. Д., Цветков, В. Л. Гришин А. А. Конфликтология. Учебное пособие. – М.: Фит. 2001. – С. 234. [28] См.: Громова О. Н. Конфликтология. Курс лекций. – М.: Тандем, 2001. – С. 160. [29] См.: Еникеева Д. Несчастливый брак. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1998. – С. 224. [30] См.: Авсиевич М.Т., Мельник Л.И. Супружеские конфликты и пути их преодоления. – М.: Материал в помощь лектору, 1988. – С. 22. [31] См.: Громова О. Н. Конфликтология. Курс лекций. – М.: Тандем, 2001. – С. 203. [32] См.: Громова О. Н. Конфликтология. Курс лекций. – М.: Тандем, 2001. – С. 203.
[33] См.: Дейл Карнеги. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. МЦ «Потенциал», «Полиграфия», 1989. – С. 94. [34] См.: Дейл Карнеги. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. МЦ «Потенциал», «Полиграфия», 1989. – С. 94. [35] См.: Громова О. Н. Конфликтология. Курс лекций. – М.: Тандем, 2001. – С. 209. [36] См.: Немов Р. С. Психология: В 3-х кн. Кн. 2, 3 – М.: Просвещение, Владос, 1995. – С. 159. [37] См.: Мариновская И. Д., Цветков, В. Л. Гришин А. А. Конфликтология. Учебное пособие. – М.: Фит. 2001. – С. 144. [38] См.: Мариновская И. Д., Цветков, В. Л. Гришин А. А. Конфликтология. Учебное пособие. – М.: Фит. 2001. – С. 145. [39] См.: Майрес Д. Социальная психология / Пер. с англ. – СПб.: Издательство «Питер»,1999. – С. 234.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|