Основные эстетические категории
Основные эстетические категории Категории, отражающие наиболее существенные стороны эстетической деятельности человека, эстетического познания и оценки действительности - принято считать основными, или ключевыми, эстетическими категориями . Основные эстетические категории представлены такими понятиями, как «прекрасное», «безобразное», «возвышенное», «низменное», «трагическое» и «комическое». Основные эстетические категории содержат в себе наиболее общие проявления эстетического отношения, возникающего при взаимодействии субъекта и объекта. Они отражают в себе практически все многообразие мироощущения человека как субъекта, воспринимающего мир. Каждая эстетическая категория несет в себе как характеристику объекта, так и специфику субъекта. Восприятие объективных признаков и возникновение эстетического отношения позволяют проявиться эстетической ценности данного объекта для воспринимающего субъекта. Субъективная реакция человека, связанная с эстетическим переживанием, проявляет его эстетический вкус. Именно эстетический вкус лежит в основе возникновения эстетической оценки. Поэтому категории прекрасного, безобразного, возвышенного, низменного, трагического и комического, взятые как характеристики эстетического вкуса субъекта 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ эстетического отношения, наглядно показывают, что соотношение в них рационального и чувственного, духовного и физически-материального выступает той качественной характеристикой, которая помогает определить их сущность. Прекрасное - эстетическая категория, характеризующая явления, обладающие высшей эстетической ценностью, и воплощающая представления о позитивном совершенстве и гармонии. Прекрасное в искусстве является проявлением идеала. Создавая прекрасные творения, мастера выражают свои представления о совершенном идеале. Сурио считал, что только прекрасное может выступать сущностью искусства. В произведении искусства прекрасное проявлено как гармония, соответствие содержания и формы.
Прекрасное отражает меру совершенства, достигшую равновесия, но обладающую при этом потенциалом изменения и динамики. Поэтому прекрасное связано с динамикой, изменением, жизнью. «Прекрасное есть жизнь» (Н. Чернышевский). Прекрасное может быть выражено при помощи нескольких понятий: «красивое» (совершенство внешней формы и акцент на внешнем), «изящное» и «грациозное» (как характеристики особых качеств живых существ с позиций легкости и ладности, хрупкости и нежности), «прелестное» (совершенство и гармония малых форм), «поэтическое» (способность к тонким переживаниям, одухотворенности и мечтательности с оттенком легкой грусти), «пленительное» (особо влекущее), «кокетливое» (легкое и игривое), «завораживающее» (способное надолго удерживать внимание) и т. д. Только духовно развитый человек способен к переживанию истинно прекрасного. Духовная развитость проявляется многогранностью эстетического переживания прекрасного, широким спектром граней эмоциональной сферы. Переживание прекрасного больше связано с позитивными эмоциями. Его признаками разные философы считали гармонию, пропорцию, меру (Демокрит, стоики), слаженность, соразмерность, обозримость и определенность (Аристотель), абсолютность (Платон), бескорыстность, целесообразность без цели, релятивность (способность нравиться без понятия) (И. Кант), позднее - ритмичность, совершенство. Примерами прекрасного в искусстве можно считать балет «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, концерт для фортепиано с оркестром № 3 С. В. Рахманинова, фортепианные ноктюрны Ф. Шопена, пейзажи Левитана, творения А. С. Пушкина и т. д.
Прекрасное существует не только в искусстве. Оно представлено разнообразными явлениями в естественной природе и жизни человека. Прекрасными могут быть пейзаж, человек, цветок, плывущие по небу облака и многое другое, поражающее нас своим совершенством и безупречно- Раздел 1. ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ стью, способное дарить позитивные переживания и призывать к созерцанию собственного совершенства. Но сегодня прекрасное часто рассматривается как категория подвижная в своем определении. Каждая культурно-историческая эпоха создает свое определение прекрасного, но такие признаки прекрасного, как мера и гармония, уравновешенность и динамичность, устремленность к идеалу и совершенству по-прежнему остаются неоспоримыми его свойствами. Способность переживать прекрасное, выделять его для себя в окружающем мире всегда остается одной из главных человекообразующих характеристик Человека. Безобразное - эстетическая категория, раскрывающая представления людей о несовершенстве, которое обнаруживается в физических и(или) духовных качествах людей и выявляет дисгармонию в различных областях человеческой жизни. В искусстве безобразное характеризуется конфликтностью содержания и формы, сущности и явления в воспринимаемом объекте. Переживание безобразного для человека связано с негативными эмоциями, отвращением, ужасом, страхом. В эстетике существует мнение, что категорию безобразного нельзя считать эстетической категорией. Однако такое мнение является ошибочным не только потому, что любое воспринимаемое нами явление ярче высвечивается, когда рядом есть его антипод. Безобразное имеет место не только в реальной действительности, но и в искусстве (особенно XX века). Уже первобытные люди считали, что безобразные уродства способны вызывать восхищение. Например, представители архаических племен, населяющих сегодня острова Новой Зеландии, используют специальные приспособления, позволяющие им растягивать себе губы до огромных размеров. Некоторые племена Африки изменяют форму черепа, делая ее «бутылкообразной», вытягивают себе конечности и т. д.
В средние века появляется мода на гротескные маски и фантастические существа, которыми в прямом смысле украшали здания культового характера (достаточно вспомнить знаменитые статуэтки-дьяволы, грустно взирающие на мир с Собора Парижской Богоматери). Популярны были в то время химеры, украшающие водостоки, и тема грешников, лица которых искажены безобразием страдания. Человеческое уродство не обошли вниманием художники Возрождения. Особенно знаменитыми стали рисунки гримасс Леонардо да Винчи, который говорил о том, что безобразное не менее интересно для художника, чем прекрасное, так как в природе найти его так же сложно. К безобразному проявляли интерес Дюрер и Гойя. В XVI веке безобразное было популярно как мотив в оформлении интерьеров. Например, было модно изготавливать камины в виде пасти ужасного чудовища, украшать мебель страшными головами фантастических животных.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|