Раздел 1. Философско-теоретические основы классической эстетики
Раздел 1. ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ переживаниями только на уровне сознания, представленного духовной деятельностью. Одной из ключевых проблем в современной науке является выделение соотношения логического и чувственного, рационального и иррационального начал в эстетически-художественном осознании человеком мира. Художник для выявления своего понимания жизни отбирает и показывает отобранные явления с таких сторон, которые помогают понять причинно-следственные отношения изображаемых явлений. Образ и есть модель таких отношений. Человек может создавать для себя не одну, а несколько таких моделей-образов мира: религиозную, художественную, научную, каждая из которых будет дополнять другую. Эстетическое сознание может рассматриваться на двух уровнях: индивидуальном и общественном. В первом случае говорят о проявлении общественного сознания в сознании индивидуальном, во втором - об обобщенности единичного во всеобщем на уровне сознания. Основным отличием эстетического сознания от других форм сознания является его образная основа. Художественно-эстетический образ - это эстетическое и искусствоведческое понятие, которое раскрывает связь между действительностью и искусством и проявляет собой специфику искусства. Художественный образ есть конкретно-чувственное, целостное видение явления или процесса с позиций эстетической установки субъекта. Это особая конкретно-чувственная модель, рожденная человеческим воображением, но обусловленная восприятием реальных вещей или событий, требующая воплощения в конкретной форме. Как рождается художественный образ? Рационально сталкивая два разных явления, можно проследить некоторую взаимосвязь, называемую метафорической (например, мама и Родина, девушка и ива). Возникновение и осуществление этой связи происходит посредством художественного образа. Но это только один из возможных случаев возникновения художественного образа, построенный на сравнении. Метафоричность ярко проявилась на ранних стадиях человеческого существования - в искусстве и мифологии древних культур. Уже на заре своей истории древний человек понял нетождественность воспринимаемого объекта и возникающего при этом идеального образа.
Художественный образ - единство мысли и чувства, рационального и иррационального. Художественное воплощение есть единство эмоционального, эстетического и разумного. Художественный образ отличается условностью и правдивостью одновременно, так как он воплощает в себе то, что видит художник (часть реальной действительности), то, что он при этом чувствует (часть его субъективного мира) и то, о чем мечтает (ин- 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ туитивно предчувствует). В разных художественных произведениях все перечисленные составляющие художественного образа могут раскрываться совершенно по-разному. Например, в таких жанрах, как сказка, фантастика в большей степени будет присутствовать желаемое, воображаемое человеком, основанное на его интуиции. Реалистическая живопись основана на образах, в которых преобладает реально видимое. Картины же художников-импрессионистов скорее наполнены чувственными образами. Но нельзя забывать, что в художественном образе присутствуют все перечисленные выше составляющие, определяющие его художественно-эстетическую ценность. Другая характерная черта художественной образности связана с ее ассоциативностью. Ассоциативность проявилась ярко уже в раннем фольклоре древних народностей (в основе сказок, например, лежит принцип ассоциативности).
Важнейшей отличительной особенностью эстетического сознания является его незаинтересованный характер. Человек, осознающий эстетически, поднимается над повседневностью, перестает быть зависимым от окружающего мира, обретает духовную свободу. Ф. Шиллер называл красоту «образом свободы». Структуру эстетического сознания составляют: • эстетическое чувство - непосредственное эмоциональное переживание индивидом своего эстетического отношения к действительности, фундамент эстетического восприятия, представленное способностью воспринимать непосредственно окружающий мир, переживать прекрасное и безобразное в жизни и искусстве. Эстетическое чувство обусловлено такими психофизиологическими явлениями, как зрение и слух, но является исключительно человеческим. Эстетическое чувство может быть развитым, глубоким, многогранным или неразвитым, а, следовательно, ограниченным. Эстетические чувства могут быть также извращенными; • эстетическое впечатление - память об эстетических контактах, способность представлять и оценивать их вне самого контакта; • эстетический идеал - представление о совершенном, соединенное с действительностью, представление о высшей гармонии и совершенстве в действительности и в культуре, которое становится критерием и вектором деятельности человека. Идеал формируется путем отбора лучших эстетических ориентаций, продиктованных эстетическими вкусами. Идеал - это то, что видит человек в своем воображе- Структура эстетического сознания
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|