2. Теоретические аспекты эстетического знания
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В XVIII веке существовала мода на безобразные гримассы и уродства, выполненные в виде малой скульптуры и предназначенные для украшения фасадов жилых зданий (Мессершмидт, А. Броувер). Иногда такие скульптуры украшали парки знатных господ во Франции. В XIX веке появляются первые опыты портретов душевно больных людей (Т. Жерико, Занетти, П. -Л, Гази, Г. Бернини, Дж. Пиччини). Интересно, что для художника этого времени безобразное в человеке уже не связано с отклонением от физической нормы, как это было характерно для художников Возрождения, а обусловлено проявлением духовного опустошения, смертью при жизни. В XX веке в среде художников начинает отчетливо проявляться новый интерес к безобразному. Достаточно вспомнить такие имена как А. Джакометти, Э. Дитман, Р. Магрит, М. Шамякин. XXI век, принесший компьютерные технологии, создает свое понимание безобразного. Примером тому служат творческие опыты М. Шамякина, создающего художественные циклы на основе изображений насекомых («Карнавал Венеции»), переделки древних масок и скульптур в стиле, названном им неоготикой («Петербургские карнавалы»). Возвышенное - эстетическая категория, характеризующая идеально преображенные явления человеческого мира, связанные с переживанием высоких духовных чувств. Через возвышенное раскрываются такие отношения человека к воспринимаемому им миру, которые связаны с осознанием и переживанием особого рода явлений объективной действительности, отличающихся особой исключительностью и грандиозностью и являющихся источником глубоких эстетических переживаний. Б. Яковлев определяет возвышенное как «единство природного и социального содержания эстетического как совершенной дисгармонии».
Н. Крюковский приводит свое определение возвышенного как «превалирования общего над особенным». К. Гросс пишет о возвышенном как о «могучем в простой форме». Согласно идеям Г. Гегеля возвышенное проявляется исключительно в символических формах искусства. Возвышенное тяготеет к духовному. Оно проявляет устремленность человеческой личности к самосовершенствованию и соответствию общественным идеалам. Как объективное проявление возвышенное характеризует объект эстетического восприятия с позиции его общественно-человеческой значимости. Возвышенное в искусстве характеризуется особым содержанием, которое связано с глобальным и общезначимым значением. Особая насыщенность содержания обусловлена чрезвычайным человеческим чувством. В искусстве отражение возвышенного требует от художника особой интенсивности, яркости средств художественной выразительности. Примером возвышенного могут служить египетские пирамиды, Коллизей в Раздел 1. ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ Риме, мемориал «Родина-мать» на Мамаевом кургане, Курган Славы в Минске, «Давид» Микеланджело, «Фауст» Гёте, рассказ «Судьба человека» М. Шолохова, памятник-комплекс Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве и др. В природе для нас возвышенными оказываются горы, величавые реки, бури, природные явления (например, северное сияние). Эстетическое переживание возвышенного вызывает восторг, восхищение, иногда даже страх или удивление. Восприятие возвышенного позволяет субъекту эстетического отношения ощутить превосходство над собой воспринимаемого объекта. Примером возвышенного в действительности, восприятие которого связано с описываемыми переживаниями, могут служить горные пейзажи, великие водопады мира, безграничный простор океана, бездонность звездного неба и т. д.
Возвышенное может быть представлено как помпезное (прославляющее возвышенное), грозное (устрашающее возвышенное), экстравагантное (когда форма претендует на особую значимость по отношению к содержанию), романтическое (выделение переживаний личностного или более тонкого характера), элегическое (возвышенное с оттенком грусти и нежности) и т. д. Низменное - эстетическая категория, характеризующая предельно негативные явления действительности, связанные с проявлением несовершенства и сопровождающиеся при восприятии переживанием чувства отвращения или презрения. Низменное проявляет качества человека с позиций его личности. Оно раскрывает слабость духовного начала в человеке и преобладание в нем чувственно-физического полюса. Поэтому низменное - это прежде всего духовное несовершенство человека (которое соседствует с его физической красотой). В низменном сражается плоть и дух, но плоть (физическое, телесное) оказывается сильнее. Здесь же наблюдается противостояние индивидуально-личностного и общественного. Ведь часто низменное в отдельном человеке проявляется в случае противопоставления ею желаний общественному идеалу. Низменное способно разжигать в человеке сильную страсть, то, что в православно-христианском мире получает название похоти. Низменное имеет не только социальную основу проявления, но это еще эстетическое свойство грозных отрицательных сил, представляющих общечеловеческую опасность. Разновидностями низменного выступают демоническое (акцент на отсутствии божественности), пошлое (недостойное человеческих идеалов), вульгарное (пошлое с элементами скандального вызова обществу), прозаическое (принижена значимость духовного). Трагическое - эстетическая категория, характеризующая напряженное переживание конфликта, связанное с духовным преодолением, преображением (катарсисом), страданиями или аффектами героя, ожиданием смерти и т. п. В трагическом проявляется особая форма конфликта чело-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|