Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Жалованная грамота дворянству




Права дворянства были окончательно закреплены в изданной 21 апреля 1785 г. "Жалованной грамоте дворянству". Грамота подтвердила привилегии, данные дворянству ранее: свобода от телесных наказаний, подушной подати, обязательной службы, право неограниченной собственности на имения и землю с ее недрами, право торгово-промышленной деятельности. Лишение дворянского достоинства могло производиться лишь по решению Сената с высочайшим утверждением. Имения осужденных дворян не подлежали конфискации. Дворянство отныне именовалось "благородным".

Были расширены полномочия дворянских сословных учреждений. Дворянство получило сословное самоуправление: дворянские собрания во главе с губернскими и уездными предводителями. Дворянские собрания могли делать представления властям о своих нуждах. Не случайно правление Екатерины II нередко называют "золотым веком русского дворянства".

Однако в Жалованной грамоте не говорилось о праве дворян владеть душами. Вероятно, Екатерина хотела показать, что это право не будет навсегда сохранено за дворянством.

Крестьянство. Крестьяне в эпоху Екатерины составляли около 95 % населения, а крепостные крестьяне — более 50 % населения. По общему мнению историков, положение этой самой многочисленной группы населения в эпоху Екатерины было наихудшим за всю историю России. Ряд историков сравнивает положение крепостных крестьян той эпохи с рабами[94]. Как пишет В. О. Ключевский, помещики «превратили свои деревни в рабовладельческие плантации, которые трудно отличить от североамериканских плантаций до освобождения негров»[95]; а Д.Блюм делает вывод, что «к концу XVIII в. русский крепостной ничем не отличался от раба на плантации»[96]. Дворяне, включая и саму Екатерину II, часто называли крепостных крестьян «рабами», что хорошо известно по письменным источникам[97].

Широких размеров достигла торговля крестьянами: их продавали на рынках, в объявлениях на страницах газет; их проигрывали в карты, обменивали, дарили, насильно женили. Крестьяне не могли принимать присягу, брать откупа и подряды, не могли отъехать от своей деревни более чем на 30 верст без паспорта — разрешения от помещика и местных властей. По закону крепостной находился полностью во власти помещика, последний не имел права лишь его убить, но мог замучить до смерти — и за это не было предусмотрено официального наказания[98]. Имеется ряд примеров содержания помещиками крепостных «гаремов» и застенков для крестьян с палачами и орудиями пыток. В течение 34 лет царствования лишь в нескольких наиболее вопиющих случаях (включая Дарью Салтыкову) помещики понесли наказание за злоупотребления в отношении крестьян[99].

За время царствования Екатерины II был принят ряд законов, ухудшавших положение крестьян:

Указ 1763 года возлагал содержание войсковых команд, присланных на подавление крестьянских выступлений, на самих крестьян.

По указу 1765 года за открытое неповиновение помещик мог отправить крестьянина не только в ссылку, но и на каторгу, причем срок каторжных работ устанавливался им самим; помещикам представлялось и право в любое время вернуть сосланного с каторги.

Указ 1767 года запрещал крестьянам жаловаться на своего барина; ослушникам грозила ссылка в Нерчинск (но обращаться в суд они могли),

В 1783 г. крепостное право было введено в Малороссии (Левобережная Украина и российское Черноземье),

В 1796 г. крепостное право было введено в Новороссии (Дон, Северный Кавказ),

После разделов Речи Посполитой был ужесточен крепостнический режим на территориях, отошедших к Российской империи (Правобережная Украина, Белоруссия, Литва, Польша).

Как пишет Н. И. Павленко, при Екатерине «крепостное право развивалось вглубь и вширь», что являло собой «пример вопиющего противоречия между идеями Просвещения и правительственными мерами по укреплению крепостнического режима»[100]

В течение своего царствования Екатерина раздарила помещикам и дворянам более 800 тысяч крестьян, поставив тем самым своеобразный рекорд[101]. В большинстве это были не государственные крестьяне, а крестьяне с земель, приобретенных при разделах Польши, а также дворцовые крестьяне[102]. Но, например, число приписных (посессионных) крестьян с 1762 по 1796 гг. увеличилось с 210 до 312 тысяч человек, и это были формально свободные (государственные) крестьяне, но обращенные в положение крепостных или рабов[103]. Посессионные крестьяне уральских заводов приняли активное участие в Крестьянской войне 1773—1775 гг..

Вместе с тем, было облегчено положение монастырских крестьян, которые были переведены в ведение Коллегии экономии вместе с землями. Все их повинности заменялись денежным оброком, что представляло крестьянам больше самостоятельности и развивало их хозяйственную инициативу. В результате прекратились волнения монастырских крестьян.

Губернская реформа 1775 г.

Реформа планировала осуществить разукрупнение губерний, их число было удвоено, через двадцать лет после ее начала число губерний достигло 50.
Деление на губернии и уезды осуществлялось по строго административному принципу, без учета географических, национальных и экономических признаков. Основной целью деления было приспособление нового административного аппарата к фискальным и полицейским делам. В основу деления был положен чисто количественный критерий - численность населения. На территории губернии проживало около 400 тысяч душ, на территории уезда - около 30 тысяч душ.
Старые территориальные органы после ряда преобразований (изменения в статусе воеводств проводились в 1728, 1730 и 1760 гг.) ликвидировались. Упразднялись провинции как территориальные единицы.
Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. В своей деятельности он опирался на губернское правление, в которое входили губернский прокурор и два сотника. Финансовые и фискальные вопросы в губернии решала казенная палата. Вопросами здравоохранения, образования ведал приказ общественного призрения.
Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих. В уезде те же задачи решал уездный стряпчий. Во главе уездной администрации (а число уездов по реформе также удваивалось) стоял земский исправник, избираемый уездным дворянством, как и коллегиальный орган управления - нижний земский суд (в котором кроме исправника действовали два заседателя).
Руководство несколькими губерниями поручалось генерал-губернатору.
1. Для дворян в каждом уезде создавался уездный суд, члены которого (уездный судья и два заседателя) избирались дворянством на три года. Апелляционной инстанцией для уездных судов стал верхний земский суд, состоявший из двух департаментов: по уголовным и гражданским делам. Верхний земский суд создавался один на губернию. Ему принадлежало право ревизии и контроля за деятельностью уездных судов. Верхний земский суд состоял из назначенных императором председателя и вице-председателя и избранных на три года дворянством десяти заседателей.
2. Для горожан низшей судебной инстанцией стали городские магистраты, члены которых избирались на три года.
3. Государственные крестьяне судились в уездной нижней расправе, в которой уголовные и гражданские дела рассматривали назначаемые властями чиновники.
4. В губерниях учреждались совестные суды, состоявшие из сословных представителей (председателя и двух заседателей)
5. Апелляционный и ревизионной инстанцией в губернии стали судебные палаты (по гражданским и уголовным делам).
6. Сенат оставался высшим судебным органом для судов всей системы.
Реформа 1775 г. сделала попытку отделить суд от администрации. Попытка не удалась: губернаторы имели право приостанавливать исполнение приговоров, некоторые приговоры (к смертной казни и лишению чести) утверждались губернатором. Председатели всех судов назначались правительством.
С 1779 г. начинается работа над проектом "Устава о благочинии", которая была завершена в 1781 г. В 1782 г. Устав был опубликован. Он разделялся на 14 глав, 274 статьи.
Устав регламентировал структуру полицейских органов. Органом полицейского управления в городе стала управа благочиния, коллегиальный орган, в который входили полицмейстер, обер-комендант или городничий, приставы гражданских и уголовных дел, выборные от граждан ратманы-советники.
Город делился на части и кварталы по числу зданий. В части главой полицейского управления был частный пристав, в квартале - квартальный надзиратель. Все полицейские чины вписывались в систему "Табели о рангах".
Полиция могла применять санкции только за некоторые правонарушения из перечисленных сфер: ведение споров против православия, несоблюдение воскресных и праздничных дней, передвижение без паспорта, нарушение правил маклерского посредничества, неразрешенное ношение оружия, нарушение таможенных правил и некоторые имущественные преступления.
Наказания, применяемые полицией, были следующими: штраф, запрещение определенной деятельности, порицание, арест на несколько суток, заключение в работный дом. "Устав благочиния" фактически сформировал новую отрасль права - полицейское право.

Судебная реформа 1775 г.

В процессе судебной реформы 1775 г. была образована следующая сословная судебная система.

Для дворян в каждом уезде создавался уездный суд, состо­явший из избираемых дворянством на три года уездного судьи и двух заседателей. Апелляционной и ревизионной инстанци­ей для уездных судов являлся Верхний земский суд, который состоял из двух департаментов: по уголовным и гражданским делам. В состав Верхнего земского суда входили назначаемые царем председатель и вице-председатель, а также избираемые дворянством на три года десять заседателей. Верхний земский суд создавался один на губернию.

Для городских жителей низшей судебной инстанцией яв­лялись городские магистраты, члены которых избирались на три года. Апелляционной инстанцией для городских магист­ратов были губернские магистраты. В губернский магистрат входили два председателя и заседатели, избираемые из горо­жан губернского города.

Для государственных крестьян первой судебной инстанци­ей была уездная нижняя расправа, в которой уголовные и гражданские дела рассматривали назначаемые властями чи­новники. Апелляционной инстанцией для нижней расправы являлась верхняя расправа, дела в которую вносились под де­нежный залог в 25 руб. в течение недельного срока.

В каждой губернии учреждался совестный суд. Он состоял из сословных представителей (председателя и двух заседате­лей): дворян — по дворянским делам, горожан — по делам горожан, крестьян — по крестьянским делам. Суд в примири­тельном порядке рассматривал гражданские иски, а также уго­ловные дела о преступлениях малолетних, умалишенных, дела о колдовстве и т.д.

В губерниях апелляционной и ревизионной инстанцией для дел, рассмотренных в верхнем земском суде, губернском магистрате и верхней расправе, были судебные палаты по гражданским и уголовным делам. К апелляционной жалобе прила­гался денежный залог в размере 100 руб.

Высшим судебным органом для судов всей системы являлся сенат.

Судебная реформа 1775 г. осуществила попытку отделить суд от администрации. Попытка не удалась:

— губернаторы по-прежнему имели право приостанавли­вать исполнение приговоров по наиболее серьезным делам, приговоры к смертной казни и лишению чести утверждались губернатором;

— председатели всех судов назначались правительством, а представители сословий могли избирать только заседателей;

— мелкие дела рассматривались городскими полицейски­ми органами;

— продолжала действовать вотчинная юстиция;

— высокие судебные пошлины делали суд малодоступным для низших слоев населения.

64. Сословное законодательство второй поло­вины XVIII в.

Наиболее важными актами, подтвердившими особое по­ложение дворянского сословия в обществе и осуществившими его правовую консолидацию, являются Манифест Петра III 1762 г. «О вольности дворянской» и Жалованная грамота дво­рянству 1785г. Эти документы закрепили следующие привиле­гии дворянства: положение о свободе дворян служить, остав­лять службу, выезжать в другие государства, отказываться от подданства. Дворянское звание рассматривалось как неотъем­лемое, потомственное и наследственное, распространявшееся на всех членов семьи дворянина. Для лишения дворянского звания требовались веские основания: совершение уголовно наказуемого деяния, в котором проявились моральное падение и нечестность преступника. Вводились политические корпора­тивные права дворянства: право созывать провинциальные съезды и участвовать в них, право избирать судей для дворян­ских судов.

В число личных прав дворян входили: право на дворянское достоинство, право на защиту чести, личности и жизни, осво­бождение от телесных наказаний, от обязательной государст­венной службы и т.д.

К имущественным правам дворянства относились следую­щие: право собственности; права на приобретение, использо­вание и наследование любого вида имущества; исключитель­ное право на покупку деревни и владения землей и крестья­нами; право открытия промышленных предприятий в своих имениях; право на ведение торговли и др.

Особые судебные права дворянства состояли из сословных привилегий: личные и имущественные права дворянства мог­ли быть ограничены или ликвидированы только по решению суда; дворянина мог судить только дворянский сословный суд.

Сословное самоуправление дворянства выглядело следую­щим образом. Дворяне создавали общество — Дворянское со­брание, которое наделялось правами юридического лица и политическими правами. В состав Собрания входили дворяне, у которых были имения в данной губернии. Из числа уездных предводителей дворянства раз в три года Собранием избира­лись кандидаты в губернские предводители дворянства. К вы­борам не допускались дворяне, не имевшие земель и не до­стигшие 25-летнего возраста.

В 1785 г. была принята Жалованная грамота городам. Она закрепляла единый сословный статус городского населения не­зависимо от профессиональных занятий и родов деятельности.

Принадлежность к мещанскому сословию рассматривалась как потомственная и наследственная. Она основывалась на трудолюбии и добронравии. Лишение мещанских прав и со­словных привилегий происходило в случаях совершения не­которых уголовно наказуемых деяний.

В состав личных прав мещан входили: право на охрану чести и достоинства, личности и жизни, право на перемещение, право на выезд за границу и др.

Среди имущественных прав мещанства можно выделить: право собственности на имущество, права на приобретение, использование и наследование любого вида имущества, право владения промышленными предприятиями и промыслами, право на ведение торговли и т.д.

В соответствии с Жалованной грамотой городам все город­ское население делилось на шесть разрядов по их имущест­венному и социальному положению: городские обыватели, владеющие недвижимостью; купцы 1, 2 и 3-й гильдии; ремес­ленники, состоявшие в цехах; иногородние и иностранные купцы; именитые граждане (ученые, художники, музыканты, банкиры и др.); прочие жители городов.

Горожане имели свой сословный суд.

Создавалась новая система городского самоуправления: общая Городская дума и избираемая ею шестигласная Город­ская дума, включавшая представителей всех шести разрядов городского населения. В обязанности органов городского са­моуправления входило: обеспечение правопорядка, благоуст­ройства города, развитие торговли и т. д.

Крестьянское население подразделялось на государствен­ных крестьян; свободных крестьян; крепостных крестьян.

Крепостная зависимость носила вечный характер. Основ­ную массу крепостных крестьян составляли следующие кате­гории:

• владельческие и посессионные крестьяне;

• полные и кабальные холопы;

• зависимые люди, проживавшие на земле владельца и уплачивавшие подушную подать.

Государственные и свободные крестьяне имели право на защиту в суде, право владения предоставленными землями, право собственности на движимое имущество.

Крепостные крестьяне были лишены большинства иму­щественных прав: им запрещалось приобретать недвижимость в городах, вступать в подряды, обязываться векселями и т.д.

Все категории крестьян могли нанимать работников, вы­ставлять вместо себя нанятых в рекруты, обучать своих детей, заниматься торговлей и кустарными промыслами.

Развитие сословного строя в XVIII в. характеризовалось исчезно­вением промежуточных слоев, которые постепенно включались в то или иное сословие.

Оформление сословного строя немыслимо без издания надлежащих законов.

Работа многочисленных уложенных комиссий XVIII в. не может считаться результативной, однако кодификация законодательства по отдельным проблемам имела заметные результаты. Сюда относится и кодификация законов о сословиях. Большое значение имели жалован­ные грамоты дворянству и городам, изданные в 1785 г.

С 1725 по 1801 г. о крестьянстве было издано 2253 разного рода: правовых акта. Однако это законодательство не было кодифицирова­но. Издавались лишь специальные указы, регламентирующие статус определенных групп крестьянского населения.

Если сословие дворян не было единым и однородным, то в значи­тельно в большей мере это относилось к крестьянству. Консолидация крестьянства в класс-сословие не привела, как уже отмечалось, к уст­ранению его деления на внутрисословные группы, порой значительно различающиеся по правовому режиму. Только теперь это было не то деление, которое мы видели в прежней России.

Самой многочисленной и самой бесправной группой были частно­владельческие крестьяне. Их положение резко ухудшилось во второй половине XVII — XVIII в. Крепостное право в России достигло свое­го апогея, превратившись в нечто похожее на рабство.

От частновладельческих крестьян заметно отличались государ­ственные, обладавшие известной личной свободой: никто их не про­давал и не закладывал, как это делалось с владельческими крестьяна­ми, они могли арендовать и покупать земли, содержать промыслы.

Допускались смена места жительства и даже переход государствен­ных крестьян в другие сословия. Не случайно одним из лозунгов крестьянской войны 1773 — 1775 гг. было превращение крестьян по­мещичьих в государственные.

Вместе с тем государственных крестьян можно было насильствен­но переселять, приписывать к заводам и другими путями распоряжать­ся их судьбой. Государственные крестьяне составляли большую груп­пу, причем в XVIII в. их число выросло, составив более 40% всего крестьянства России.

Секуляризация церковных земель, т.е. отобрание их у церкви, при­вели к возникновению категории «экономическое крестьянство». Крестьяне духовных феодалов и прежде подвергались несколько мень­шей эксплуатации, чем владельческие. Теперь же экономические крестьяне, которых насчитывалось около миллиона, приблизились по своему статусу к государственным.

Бывшие служилые люди «по прибору» и даже некоторая часть слу­жилых «по отечеству», сторожившие засечные черты, по исчезновении надобности в обороне южных рубежей превратились в «однодворцев» — верхушку государственных крестьян. Привилегии одно­дворцев доходили до того, что им разрешалось иметь крепост­ных крестьян.

К государственным крестьянам были приравнены и ясачные на­роды Поволжья, Приуралья и Сибири. К ним можно отнести также половников, казахов, ямщиков и др. Несколько категорий включали в себя и дворцовые крестьяне.

Четкая структура классов-сословий, достигнув апогея, уже со второй половины XVIII в. начинает размываться. Зародившийся и развивающийся капиталистический уклад постепенно вносит корректи­вы в социальную структуру общества.

Дворянство, хотя и в небольшой своей части, вступает на путь обуржуазивания. Все больше тянется к буржуазным формам эк­сплуатации городская верхушка. Широко развивается крестьянское предпринимательство. Все это подготавливает формирование класса буржуазии в рамках прежнего сословного строя. В то же время крестьяне-бедняки, городские низы закладывают основу будущего пролетариата.

Следует помнить, что Россия в это время в еще большей мере ста­новится полиэтническим государством. Расширение ее территории приводит к включению в число подданных все новых и новых наро­дов, добровольно присоединяющихся к России или освобождаемых от иноземного господства. Новые подданные включаются в общую сословную структуру российского общества в соответствии со своей прежней классовой принадлежностью, иногда создавая особые сослов­ные группы.

Положение человека в сословной группе чаще всего не зависело от его национальности. Во всяком случае русские не имели никаких преимуществ перед нерусским дворянством. Так, например, украинс­кая старшина добивалась включения в российское дворянство, а будучи включенной при Екатерине II, получила те же права и привиле­гии, что и все русские дворяне. Еще до этого, при Анне Иоанновне, из украинской шляхты был сформирован Измайловский гвардейский полк, а гвардейские полки были, как известно, элитарными организа­циями дворянства.

В российском дворянстве была группа, которая обладала приви­легиями даже по сравнению с коренными представителями русской знати. Эту группу составляло остзейское дворянство, которое благо­даря близости к трону имело особые преимущества. В.О. Ключевский называл придворных немцев «голодными кошками около горшка с кашей». Некоторые из придворных немцев не знали даже русского языка. В силу этого, например, к члену Верховного тайного совета при Екатерине I герцогу Голштинскому был приставлен переводчи­ком князь Долгорукий.

Что же касается городского населения, то Жалованная грамота городам прямо предусмотрела привилегии иногородним и иностран­ным купцам.

То же следует сказать и о крестьянстве. Положение русского кресть­янина было ничем не лучше в сравнении с нерусским. Скорее наобо­рот. Поскольку основную массу владельческих крестьян составляли русские, то именно на их долю приходилась большая тяжесть. Эксплу­атируемое население присоединенных народов включалось в разряд государственных, т. е. наиболее свободных крестьян.

Вместе с тем и русские, и нерусские трудящиеся, подвергаясь эк­сплуатации и угнетению, уже в XVIII в. включаются в совместную борьбу против эксплуататоров. Не случайно в крестьянской войне под руководством Пугачева участвовали представители различных наро­дов Поволжья и Приуралья.

65. Гражданское право в XVIII веке.

Гражданское право в первой четверти XVIII в. в значительной мере восприняломногие западноевропейские правовые традиции и институты. Поэтомуначала более определенно прослеживаться индивидуализация частныхимущественных и обязательственных прав. Закон как источник прав и

обязанностей стал доминирующим, а традиционные и обычные нормы отошли на второй план. Формальные моменты (форма сделки, регистрация) превалировали над традиционными и архаическими процедурами,

письменные и заверенные акты — над свидетельскими показаниями. Вещное право. Существенные преобразования произошли в области вещных прав. В Указе о единонаследии 1714 г. устанавливался единый правовой режим для разных форм землевладения (вотчин и поместий) и вводилось единое понятие «недвижимость». Для сохранения комплектности дворянского земельного фонда затруднялся порядок отчуждения недвижимости и запрещался ее заклад. Продажа осуществлялась лишь при наличии чрезвычайных обстоятельств («по нужде») и с уплатой высокой пошлины. Сохранялось право родового выкупа, срок которого в 1737 г. Был сокращен с 40 до трех лет. Таким сокращением законодатель обеспечивал большую устойчивость земельной собственности, гарантируя по истечении достаточно короткого срока стабильность прав на приобретенное имущество. Введение порядка единонаследия сокращало круг лиц, участвовавших в выкупе проданного имущества, что также благоприятствовало приобретателю недвижимости. Новое правовое понятие «недвижимость» приравнивалось к преж- нему — «вотчина» — по объему правомочий. Указ о единонаследии перечислил эти правомочия: продажа «по нужде», передача в приданое, по наследству. Однако вплоть до конца XVIII в. о полном праве собственности на недвижимость закон умалчивал. Право родового выкупа распространялось на все виды недвижимого имущества (кроме посессионного), как родового, так и благоприобретенного. Право выкупа в петровский период стало принадлежать главному наследнику и не распространялось далее племянников продавца недвижимости. В 1737 и 1744 гг. право родового выкупа в первую очередь было предоставлено ближайшим нисходящим наследникам продавца. Тем самым законодатель отошел от того принципа, согласно которому нисходящие не могли участвовать в выкупе родовых имуществ.

Положение Указа о единонаследии, касающееся нераздельности имущества с вытекающими отсюда последствиями для оставшихся без земли дворян, стесняло свободу распоряжения недвижимостью. Чтобы преодолеть ограничения, практика выработала ряд юридических фикций: введение подставных лиц, заключение дополнительных или незаконных сделок и т.п. Под давлением политических обстоятельств в 1731 г. это положение Указа было отменено. Единственным ограничением для завещателя

оставался запрет завещать недвижимость посторонним лицам. Вместе с развитием промышленности начали вводиться новые ограничения на земельную собственность. С 1719 г. добыча полезных ис-

копаемых, обнаруженных на частных землях, стала прерогативой государства. Собственник получал право на незначительную долю от промысла и преимущественное право перед третьими лицами открывать производство по добыче ископаемых и их обработке. Такие же ограничениотносились к порубке ценных сортов деревьев, произраставших в частновладельческих угодьях.Государство поощряло развитие промышленности частными предпринимателями, обеспечивая кредит, налоговые льготы и подбор рабочей силы. Вместе с тем государство явно претендовало на промышленную монополию, не ограничиваясь политикой протекционизма. Находившиеся в пользовании частных лиц промышленные предприятия считались собственностью государства. Гарантировалась только непрерывность наследственного владения предприятиями, распоряжение ими осуществляло государство через свои органы. Государство являлось монополистом в приобретении у частных предприятий определенной продукции и добываемого сырья. Экспорт этой продукции частными лицами также осуществлялся через Берг- и Мануфактур-коллегии. В начале XVIII в. сформировался новый вид имущественных прав —посессионное право, т.е. право вечного владения выделенным казной имуществом или населенными землями, которые были приобретены

лицом, не имевшим права владеть недвижимостью. Заводчики и фабриканты недворянского происхождения Приобретаемые ими земли, деревни и крестьяне становились объектами посессионного права. Посессионный владелец мог продавать деревни, приписанные к заводам и мануфактурам, но только вместе с этими предприятиями. Обеспечение предприятий рабочей силой регламентировалось Указом

«О покупке к заводам деревень» (1721), существенно нарушившим дво- рянскую монополию на приобретение населенных земель. Право собственности приобретателей и здесь было ограничено: запрещалось закладывать эти деревни, а приобретать их разрешалось лишь с ведения высоких компетентных органов (Берг- и Мануфактур-коллегий). В целом же положения Указа носили чрезвычайный характер и связывались с характером экономической политики государства. Их неустойчивость выявилась довольно скоро: в 1782 г. право промышленников, выходцев из мещан и крестьян, приобретать населенные

деревни отменили и монопольным собственником населенных земель

вновь стало дворянство. Закон 1714 г. разрешал закладывать имущество (движимое и недвижимое), находившееся в собственности (но не в пользовании и владении). Указ о единонаследии с его жесткой политической ориентацией запретил заклад недвижимости. Только с 1731 г. этот правовой институт

(залог) восстановлен в прежнем виде.

Во второй половине XVIII в. законодатель осуществил ряд мер, резко разграничивавших имущественные права государства (казны) и частных лиц. По Межевой инструкции 1754 г. все земли, не находившиеся в

вотчинном или поместном владении, признавались казенными. Тот же статус приобретали земли, находившиеся в общинном пользовании. Частные лица, бывшие члены общины, владевшие отдельными участками общинной земли и продавшие их или передавшие монастырям, не признавались собственниками, сделки, совершенные ими, аннулировались. Земли возвращалась в казну. (Спустя 200 лет нечто похожее будет осуществлено в рамках политики «по борьбе с разбазариванием колхозных земель» в послевоенном Советском Союзе.) Вместе с тем правомерными признавались сделки с землей, совершенные крестьянами и посадскими людьми между собой в пределах одного уезда или города. В 1700 г. в пределах городской общины разрешалось свободное обращение недвижимости (дворов) между беломестцами и черными (тяглы-

ми) людьми, их имущественные права уравнивались. Борьба между имущественными правами государства (казны), общины и частных лиц проходила с переменным успехом и в различных сферах

по-разному. В области церковного землевладения главным событием петровской реформы стало отделение функции управления церковным имуществом от других управленческих функций. Церковным имуществом стал управлять государственный орган (Монастырский приказ), была установлена своеобразная государственная опека. Передача имущественных прав Синоду (в 1721 г.) или Коллегии экономии (в 1726 г.) не меняла существа дела: Церковь оставалась коллективным (корпоративным) владельцем всех принадлежавших ей имуществ. (Что, по мнению М. Владимирского- Буданова, облегчило последующее проведение государством секуляризации церковных земель и имуществ.) Обязательственное право.Новациями в области обязательственного права стали нормы, регламентирующие ранее неизвестные формы договорных отношений. Договор товарищества, вошедший в практику еще в 1698 г., получил широкое распространение. Организационные формы предпринимательской деятельности (компании, артели, товарищества) поощрялись государством, контролировавшим их через Мануфактур- и Коммерц-коллегии. Наиболее распространенными видами товарищеских объединений стали простые товарищества и товарищества на вере. В акционерные компании российские преприниматели входили вместе с иностранными пайщиками. В законначали формироваться понятия юридического лица и корпоративной собственности. Договор подряда, ранее уже известный русскому законодательству, в условиях государственного промышленного протекционизма дополнился договором поставки, заказчиком в котором, как правило, являлось государство, его органы или крупные частные и смешанные компании. Поставка, как и.подряд, обеспечивалась неустойкой или поручительством. При нарушении обязательства вместе с имущественными санкциями часто применялись уголовно-правовые (тюремное заключение, телесные

наказания) и административные. Договор личного найма заключался для выполнения работ по дому, на предприятиях. Свобода воли при заключении договора в ряде случаев была условной: несовершеннолетние дети и женщины заключали его только с согласия мужа или отца; крепостные крестьяне — с согласия

помещика, письменно определявшего, на какой срок он разрешает заключение такого обязательства. Круг лиц, вступавших в договор личного найма, был достаточно ширюким, но охватывал главным образом крепостных крестьян, ремесленников (учеников, подмастерьев) и относительно небольшую группу вольнонаемных работников. Большая часть приписных крестьян работали в промышленности на иных имуществом, заключался крепостным (нотариальным) порядком: в свидетельстве указывались срок пользования и наемная плата, определяемые соглашением сторон. Договор купли-продажи регулировал перемещение любых объектов собственности (движимой и недвижимой). Ограничения, налагаемые мо-

нополистической политикой государства, касались как предмета договора (запреты продавать родовую недвижимость, некоторые виды полезных ископаемых), так и его условий (установленные сроки для выкупа родовых имуществ, ограничение круга субъектов, приобретавших недвижи-

мость и крестьян). Форма договора могла быть устной (мелкие сделки), простой письменной и крепостной. Обязательными условиями договора были определенный предмет, цена, качество предмета. Обман, заблуждение и принуждение, допущенные при заключении договора, являлись основаниями для его аннулирования. Кроме того, продавец должен был гарантировать покупателю защиту от притязаний на покупку со стороны третьих лиц. Предусматривалась купля-продажа с рассрочкой платежа («в кредит»), выплатой аванса или предоплаты («деньги вперед»). Общие положения договора купли-продажи распро-

странялись на договор поставки. Договор поклажи на движимое имущество заключался любыми субъектами, кроме монахов, которым Духовный регламент запрещал брать на хранение деньги и вещи. Договор характеризовался как реальный, т.е. считался заключенным в момент передачи вещи на хранение. Только с этого момента возникала ответственность хранителя. С развитием торговых отношений договор получал все большее распространение: товары хранились на складах, в портах и гаванях, лавках торговцев и на биржах. Договор займа с развитием денежной системы и корпуса ценных бумаг (закладных, акций, купчих, векселей и проч.) приобрел новые черты. Закон формально запрещал взимать проценты по займам, только в 1754 г. официально устанавливались 6% годовых. На практике процен- ты взимались и раньше. Заем часто связывался с залогом, когда гарантией уплаты долга становился заклад земли или движимого имущества. Неплатежеспособный должник мог быть подвергнут уголовному или административному наказанию, злостная неуплата долга приравнивалась к воровству. Закон допускал отсрочку платежей в связи с чрезвычайными обстоятельствами (пожаром, грабежом, наводнением, разбойным на-

падением). Создавалась кредитная (заемная) система учреждений во главе с заемным банком. С1729 г. развивалась система частного кредита, купцы получили право обязываться векселями. Вексель (по Вексельному уставу) стал ценной бумагой на предъявителя, включавшейся в финансовый

оборот. Предметом договора могли быть любые действия лиц, не противоречащие закону. Самой распространенной стала письменная форма договора. Расторжение договора могло происходить только в случаях, предусмотренных законом. Определилась очевидная заинтересованностьзаконодателя в устойчивости договорной системы: за неправомерное нарушение обязательства взыскивалась неустойка, применялись меры административного и уголовного воздействия. Использовался институт поручительства.

Из круга обязательственных отношений исключались несовершеннолетние, умалишенные, находящиеся под опекой вследствие мотовства или лишенные этого права по суду. Вместо этих лиц договоры заключали

опекуны. Развитие договорных отношений стимулировало перераспределение

имущественных ценностей в обществе, формирование новых социальных групп, сосредоточивавших в своих руках богатство и капитал.Наследственное право. Другим средством для перераспределения имущественных ценностей в обществе являлись нормы наследственного права. Важнейшие изменения в эту область внес Указ о единонаследии 1714 г. («О порядке наследования в движимых и недвижимых имуще -

ствах»). Различалось наследование по завещанию и по закону. Наследодатель мог завещать недвижимое имущество только одному сыну по выбору. Законодатель, ориентируясь на западный правовой опыт, пытался внедрить принцип майората, при котором наследовал старший сын. Русская традиция стояла на стороне младшего сына, по обычаю наследовавшего отцу. Практика избрала компромиссный путь —наследование тодного сына по выбору завещателя. Остальные дети получали доли движимого имущества в рамках завещательного распоряжения. Дочери наследовали недвижимость по завещанию только при отсутствии сыновей. При отсутствии детей недвижимое имущество по завещанию могло быть передано родичам (родственникам, носящим ту же фамилию, что и наследодатель, т.е. по прежней терминологии — «в род»). Движимое имущество в любых долях могло быть разделено между любыми претендентами, завещатель давал его «кому захочет». Индивидуальная свобода завещания заметно увеличилась по сравнению с порядком наследования в предыдущий период. Еще в 1712 г. последнему в роде запрещалось завещать имущество «сторонним лицам». Указ о единонаследии 1714 г. в этой ситуации раз- решал завещание в пользу женщины из рода наследодателя, но с услови- ем, что муж примет ее родовую фамилию. В 1700 г. для завещаний был установлен обязательный крепостной тпорядок, но в 1726 г. разрешено делать завещания на дому. Закон по-прежнему допускал юридическую фикцию из эпохи поместных наследований: для того чтобы недвижимость перешла к дочери, ее муж должен был принять фамилию наследодателя, в противном случае недвижимость переходила государству (имущество считалось вымо-

рочным). При отсутствии завещания в силу вступал законный порядок наследования, и майоратный принцип здесь был непререкаем: недвижимость наследовал старший сын, а движимое имущество делилось поровну между остальными сыновьями. Если старший сын умирал раньше отца, то главным наследником

становился не его сын (внук наследодателя), а следующий по старшинст- ву сын наследодателя. При отсутствии сыновей главной наследницей по закону становилась старшая дочь. Если она выходила замуж до смерти отца, главной наследницей становилась следующая по старшинству дочь. При отсутствии детей главным наследником становился старший в ближайшей степени родства. бБездетная вдова получала пожизненное право на имущество мужа, после ее смерти к наследованию призывались все наследники по закону. С 1716 г. этот порядок изменился: вдова стала получать в собственность

четвертую часть имущества мужа. В 1714—1716 гг. принят ряд актов, нормировавших законный и завещательный порядки наследования для всех сословий. Их введение показало серьезные противоречия в законодательстве. Завещательное право передавать по наследству любое имущество сталкивалось с предписаниями передавать недвижимость только «в род». В 1716 г. специальным актом были регламентированы наследственные доли, которые получали вдовы, в 1725 г. закреплено право наследования родственников по восходящей линии (матери, отца, деда, бабушки). В 1731 г. главные положения Указа о единонаследии были отменены С этого времени наследование по закону регламентировалось следующим образом: недвижимость переходила ко всем сыновьям в равных долях, дочери получали одну четырнадцатую, а вдова — одну восьмую; из движимого имущества дочерям выделялась одна восьмая, а вдове — одна четвертая доля. При этом родовое недвижимое имущество (майоратное)

переходило только к наследникам по закону. В завещании наследодателю предоставлялась большая свобода распоряжения: кроме майоратного и заповедного имущества, он мог перераспределять наследственную массу по своему усмотрению.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...