Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Земские соборы Московского государства: состав, компетенция, порядок принятия решений.




Земские соборы в России. Появились Земские соборы в Московском государстве в XVI в. В отечественной историографии нет единого мнения по поводу начал функционирования этого органа. История Земских соборов - это история внутреннего развития данного учреждения, отнюдь не сразу конституированного. Вместе с тем это и история формирования общественного отношения к нему, постепенного признания его значения. В XVI в. Земский собор лишь формировался как учреждение и первоначально не имел ни четкой структуры, ни компетенции. Практика созыва и порядок заседаний, состав собора не были строго регламентированы и изменялись. Постепенно формировалась и соборная терминология. Установить четкие различия между собственно Земскими соборами и более или менее широкими совещаниями соборной формы, т.е. совещаниями "думных людей" с представителями отдельных групп феодалов или даже посадского населения, не всегда возможно. Отсюда и споры о том, сколько соборов было в XVI в. Сегодня в исторической литературе чаще всего называется дата 1549 г., когда Земским собором было подготовлено принятие Судебника 1550 г. В официальной летописи первым Земским собором указан Собор 1566 г.
Земские соборы в отличие от Боярской думы были представлены более широкими общественными слоями. Кроме Боярской думы и "освященного собора" (верхушки духовенства),они включали представителей поместного дворянства от различных земель и верхов посада. Последние категории попадали на соборы по своему служебному положению. Однако идеализировать Земские соборы, представляя их как "советы всей земли", не стоит, поскольку представители низших слоев населения (казаки, черносошные крестьяне) присутствовали лишь на соборе 1613 года, когда решался вопрос о новом кандидате на царский престол.
Появление Земских соборов ознаменовало установление в России сословно-представительной монархии. Но вопрос о роли Земских соборов в политической жизни России вызывал и вызывает исторические дискуссии и оснований для споров достаточно. С одной стороны, Земские соборы созывались эпизодически, не как сословно-представительные органы в странах Западной Европы. Этот факт дает основание говорить об их, казалось бы, незначительной роли. Но с другой стороны, Земские соборы созывались в наиболее сложные периоды для страны и решали они важные государственные вопросы.
В 1566 г. созванный в условиях Ливонской войны Земский собор решает вопрос о подписании невыгодного для России мира с Польшей. Договор не был подписан.
После смерти царя Федора Ивановича в начале 1598 г. Земский собор избирает на царство Бориса Годунова.
В 1613 году вновь Земским собором на престол был избран Михаил Романов, основатель новой правящей династии.
Наиболее активную роль в решении важнейших вопросов внутренней и внешней политики государства Земские соборы играли в первой четверти XVII в., в условиях разрухи и тяжелейшего финансового кризиса после социальных потрясений и иностранной интервенции. Земские соборы заседали почти непрерывно по несколько лет: 1613-1615, 1615-1619, 1620-1622 гг. На этих соборах главными вопросами были изыскание финансовых средств для пополнения государственной казны и внешнеполитические дела.
Один из важнейших Земских соборов состоялся в июне 1648 г., когда в Москве и других городах прошли восстания. На соборе были поданы челобитные от дворян, с требованием усилить зависимость крестьян (сыск без урочных лет). Посадские люди в своих челобитных выразили желание уничтожить белые (не обложенные сборами и налогами) слободы, жаловались на непорядки в управлении и суде. Интересы этих слоев населения были отражены в Соборном Уложении 1649 года, утверждённом Земским собором.
Наверное, ближе к истине те историки, которые не ищут прямых аналогий в сословно-представительных органах Западной Европы и России, ибо они родились в различной исторической среде. Место и роль Земских соборов следует определять из конкретной их деятельности в исследуемую эпоху, а не из того, чего им не хватало по сравнению с европейскими учреждениями.
Слабое выражение в соборной деятельности защиты сословных прав и привилегий связано с тем, что в период становления соборов классовые различия зачастую проступали не столь наглядно, как в последующие эпохи. Они существовали как бы в подтексте наблюдаемых отношений, да и современники имели иное, чем ныне, представление не только о социальной стратификации, но и о правовых нормах, о сословном соотношении разных слоев населения, об отношениях государя и подданных. А в последующее время проблемы национальной безопасности стояли столь остро, что оттесняли на последний план меркантильные интересы сословий.
Противоположные мнения высказываются: по вопросу о том, в какой степени Земские соборы ограничивали власть царя? Объясняется это тем, что Земские соборы в своих решениях, как правило, поддерживали московских государей. Власть же царя скорее ограничивала Боярская дума, тогда как Земские соборы не столько ограничивали, сколько укрепляли власть монарха. Однако объективно Земские соборы были не совещательным, а властным органом, поскольку при обсуждении конкретного вопроса собор мог поддержать позицию монарха, тем не менее, без этого решения воля монарха не становилась законом.

 

34.Государственный строй русского государства в XVI—XVII вв. Реорганизация государственного аппарата начинается еще с 80-х годов XV в., после присоединения к Москве Твери, Рязани, Нижнего Новгорода, Великого Новгорода и освобождения Руси от татарского ига. Дворцово-вотчинная система государственного управления, сложившаяся еще во времена феодальной раздробленности, стала непригодна в новых условиях. Значительно усиливается власть царя, оформляется Боярская дума, создаются центральные органы управления — приказы. В формировании централизованного государства царская власть опиралась на многочисленное дворянство, политическое значение которого все возрастало, и на купечество. Таким образом создается сословно-представительная монархия, которая характеризуется наличием сословно-представительных органов как в центре (Земский собор. Боярская дума), так и на местах (губные и земские органы). Царское правительство опирается в этих органах на дворян и купечество для подавления протеста эксплуатируемых масс, а также для борьбы с феодальной аристократией, стремившейся возродить порядки периода феодальной раздробленности.

Сословно-представительная монархия — важный этап развития феодального государства на пути к самодержавию.

Центральные органы государственной власти и управления. С созданием Русского централизованного государства политическая власть все больше сосредоточивалась в руках царя. Уже Иван III именует себя великим князем “всея Руси” и “самодержцем”. Правда, термин “самодержец” имел в то время главным образом внешнеполитическое значение. Этим подчеркивалась независимость и государственный суверенитет Русского государства.

Чтобы еще больше подчеркнуть власть и значение великого князя, был разработан сложный и пышный придворный церемониал. С той же целью Иван III венчался “шапкой Мономаха”, которая становится теперь символом русского самодержавия. Иван IV в 1547 г. впервые принял титул “царя”, равный по значению императорскому.

Царской власти были посвящены особые главы в Соборном Уложении 1649 года. Оно не делает никакого различия между преступлениями против личности царя и против государства, И те, и другие объединяются понятием “слова и дела государева”. Царь являлся главой государства. Он законодательствовал в масштабе всей страны, был главой исполнительной власти, командовал войсками, распоряжался финансами, был высшим судьей. Все государственные функции царь осуществлял при участии Боярской думы, земских соборов через систему приказов и воевод.

Боярская дума развилась из совета при князе, включавшего наиболее крупных феодалов. В Думу вошли потомки бывших удельных князей и наиболее родовитые и влиятельные бояре. Представители менее родовитых фамилий состояли в Думе в чине окольничего. В XVI в. Боярская дума из феодальной курии при князе превращается в государственный орган сословно-представительной монархии. Состав этого органа значительно расширяется в XVII в. за счет возведения в боярское достоинство неродовитых царских фаворитов, родственников. Включаются в Думу и представители дворянства и служилой бюрократии (дьяки).

Таким образом, в первой половине XVII в. Дума состояла из людей четырех степеней: бояр, окольничих, думных дворян, думных дьяков. Неродовитые бояре, дворяне и дьяки, выражавшие интересы служилого дворянства, значительно потеснили старую феодальную аристократию. Значение этих дворянских элементов было велико, так как думные дворяне и дьяки в большинстве случаев попадали в Думу после 20—30 лет службы, обладали большим опытом и знаниями и, как правило, были докладчиками по делам, формулировали решения Думы. Тем более, что старая феодальная знать понесла большие потери во времена опричнины.

Однако Боярская дума все еще сохраняла свой аристократический характер. Как бы не изменялись состав Думы и взаимоотношения ее с царем, она представляла власть крупных феодалов и действовала нераздельно с царем, который сам был крупнейшим землевладельцем-феодалом.

Заседания Думы проходили под председательством царя или наиболее родовитого из бояр. Компетенция ее, в основном, была намечена Судебником 1550 года и Соборным Уложением 1649 года.

Боярская дума не имела твердо очерченной компетенции, отдельной от царской власти. Дума участвовала в законодательстве, обсуждала законопроекты, затем утверждавшиеся царем. Поэтому многие указы по важнейшим делам начинались формулой: “царь указал, а бояре приговорили”. Дума обсуждала запросы приказов и воевод о делах, которые эти органы не могли решить, давала указания приказам и воеводам по делам текущего управления. В ней обсуждались военные и международные вопросы, через нее проходила дипломатическая переписка. Дума же была высшим контрольным учреждением. Она собирала сведения о служилых людях, интересовалась расходами приказов, вникая подчас в такие мелочи, как, например, о том, сколько денег было истрачено в приказе на свечи, чернила и дрова. Решение Думы (особенно с участием царя) по сложному делу, поступившему из приказа, или по частной жалобе становилось прецедентом при разборе в приказах аналогичных дед.

Однако обширная по своему составу и сохранявшая аристократический характер Дума не могла удовлетворить потребности зарождавшегося самодержавного государства, которое нуждалось в более оперативном бюрократическом органе.

Земский собор. В xvi-xvii в. царская власть опиралась на особое учреждение—Земский собор. Первые Соборы (1549 г., 1551 г. и др.) были еще недостаточно полными по своему составу: на них не было представителей посадов. Впервые наиболее широко все сословия (за исключением крестьянства) были представлены на Соборе 1566 г., созванном для решения вопроса о затянувшейся Ливонской войне. Особенно большую роль Соборы стали играть в первой половине XVII в. В 1611— 1612 гг. “Совет всея земли” руководил всенародным движением за изгнание интервентов и при отсутствии царя фактически являлся высшим органом власти, перед которым было ответственно правительство Минина и Пожарского. Вплоть до 20-х годов XVII в. соборы заседали регулярно. Соборы первой половины ХVIIв. отличались наиболее широким представительством. Так, на Земском соборе 1613 года присутствовало около 700 человек. В состав Собора входили Боярская дума, Освященный собор (высшие церковные иерархи во главе с патриархом), а также по 10 человек от каждого города и уезда из дворян, посадских людей, крестьян черных волостей и казаков. Однако представителей частновладельческих крестьян не было даже и на этом Соборе.

Земские соборы обсуждали и решали важнейшие дела: выборы царя (Соборы 1598 г., 1613 г.), вопросы войны и мира, Собор 1653 г., одобривший воссоединение Украины с Россией и санкционировавший посылку русских войск на помощь Украине, коренные внутренние реформы и законодательство (Собор 1649 г.).

Порядок работы Собора не был регламентирован какими-либо законодательными актами. Решения этих органов не были обязательны для царской власти, однако она не могла не считаться с организованным волеизъявлением сословий. Играл свою роль еще один фактор. Царская власть еще не имела в своих руках достаточно мощного налогового аппарата и силовых структур. Введение новых налогов (в том числе чрезвычайных), как правило, делалось с согласия Земского собора.

Приказы. С расширением территории и созданием единого централизованного Русского государства различные отрасли управления (“пути”) поручались (“приказывались”) отдельным лицам из великокняжеского окружения. Вокруг этих “путных” бояр складывался штат помощников, возникало учреждение. Такие центральные органы государственного управления в XVI в. получили названия приказов. Первые сведения о них относятся еще к концу XV в., основная масса приказов создается к 50—70-м годам XVI в. и получает свое развитие в XVII в. Всего в XVII в. действовало до 80 приказов (вместе с временными). Постоянных приказов насчитывалось до 40. Они образовывались по мере надобности, без определенного плана, сфера их компетенции переплеталась.

Приказы можно разделить на: 1) ведавшие отраслями управления в масштабе всей страны, 2) ведавшие определенными территориями, 3) приказы дворцового управления.

К каждому из них были приписаны определенные города и уезды, доходы с которых поступали в данный приказ. Приказ управлял этими городами и уездами и был для них судебным органом. Даже к Посольскому приказу были приписаны города Романов, Елатьма, Касимов.

Приказы были подчинены царю и Боярской думе. В приказах сложился обширный и влиятельный слой приказных дьяков и подьячих—дворянской бюрократии.

Посольский приказ ведал иностранными делами. Разряд вел учет служилых людей и производил им смотры, назначал поместный оклад и денежное жалованье, ведал назначениями на службу. Поместный приказ наделял служилых людей поместьями в размерах, назначенных Разрядом, давал разрешения на все сделки с землей и регистрировал их. Разбойному приказу были подведомственны дела об убийствах, разбоях и кражах на территории всего государства, за исключением Москвы. Судебные тяжбы служилых людей разбирались во Владимирском и Московском судных приказах. В Челобитном приказе судились дьяки, подьячие (служилая бюрократия). Кроме того, он был апелляционной инстанцией по делам, рассмотренным в других приказах. Споры о холопах рассматривал приказ Холопьего суда. К приказам с областной компетенцией относились: Земский, управлявший Москвой, Казанского дворца, Сибирский. Приказ Большого дворца управлял дворцовым хозяйством. В него входили хлебный, кормовой, сытенный и другие дворы. Казенный приказ ведал царской казной, Конюшенный—царскими конюшнями. Особое место среди всех приказов занимал Приказ тайных дел, образованный в 1654 г. Он был своеобразным ведомством государственной безопасности, надзирал за деятельностью всех других приказов и воевод, управлял личным хозяйством царя и выполнял его особые поручения.

Централизованное приказное управление явилось огромным шагом вперед в деле укрепления государственного аппарата. Однако неопределенность компетенции, подотчетность только высшим органам власти и безответственность перед населением порождали бюрократизм, взяточничество и волокиту.

Местные органы. Вся территория Московского государства в административном отношении делилась на уезды, волости и станы. Основной административной единицей был уезд с центром в городе. Но города обычно подчинялись непосредственно Москве. Уезд состоял из волостей.

Царь принимает меры для ограничения власти “кормленщиков”. Они назначались обычно на краткий срок (один год) и часто сменялись.

Однако таких мер было явно недостаточно. Дворянство и посадские люди добиваются передачи власти на местах выборным органам и ликвидации системы наместников. Эта реформа местного управления проводится в середине XVI в. В 1555 г. кормления были отменены. На местах создаются губные и земские органы управления. Местное дворянство избирало губного старосту и целовальников (присягавших на верность правительству — “целовавших крест”). В их задачу прежде всего входила борьба с разбоями и антифеодальными выступлениями: крестьян. Деятельностью губных органов руководил из центра Разбойный приказ. Для сбора налогов и управления посадами и черносошными крестьянами создавались земские органы, избираемые тяглыми людьми, в составе земского старосты и целовальников. Сборы, которые раньше шли в пользу “кормленщика”, теперь население должно было выплачивать в виде “кормленого окупа” непосредственно Москве за право иметь свою выборную администрацию.

Передача власти на местах из рук кормленщиков непосредственно в руки местного дворянства и посадских верхов свидетельствовала о росте влияния этих слоев населения.

В первой половине XVII в. в связи с отражением иностранной интервенции и обострением классовой борьбы повсеместно вводится институт воевод. В их руках сосредоточивалась военная, гражданская, полицейская, судебная власть. Они следили также за сбором налогов. В XVII в. воеводам были подчинены губные и земские органы. Воевода имел свою канцелярию — “съезжую избу”.

Компетенция воевод была чрезвычайно широка. Однако реальных сил в своем распоряжении они имели мало. Воеводы по всем делам должны были “отписывать” в приказы в Москву, самостоятельность их была незначительной. Будучи подчинены иногда целому десятку приказов, воеводы превращались в простых исполнителей их ведомственных требований. Широко была распространена практика посылки из Москвы на места “сыщиков” для решения сложных вопросов, подавления антифеодальных выступлений и контроля за деятельностью воевод.

Воеводы назначались из числа бояр и дворян и получали “государево жалованье”. Однако на практике воеводы жили за счет поборов с населения.

Финансовое управление. Доходы казны Русского государства складывались из прямых и косвенных налогов, прибыли от перечеканки монеты и от казенной промышленности и торговли, а также питейных и таможенных сборов. Главное место занимали прямые налоги с населения. К XVII в. почти все повинности стали выражаться в деньгах и были объединены под названием “данные и оброчные деньги” или “четвертные доходы” (так как их сбором ведали финансовые приказы — “четверти”). Одновременно появляется ряд новых сборов, например, “стрелецкий хлеб” (“стрелецкие деньги”). В начале XVII в. связи с большими расходами на оборону казна была пуста и правительство вводит чрезвычайные налоги—“запрос” и “пятинные деньги”, то есть налог в размере 1/5 всех доходов и стоимости имущества плательщика.

Основанием обложения была “соха”. “Соха” не представляла собой постоянной единицы, размер ее менялся в зависимости от качества земли, сословной принадлежности плательщика и т. д. Так, на землях дворян “соха” имела около 800 четвертей “доброй” земли (1200 га), на церковных—600 (800 га), а на черносошных землях — 500 (750 га). Таким образом, земли дворян облагались легче, чем монастырей и особенно черносошных крестьян. К тому же сами дворяне не были податным сословием, налоги платили крестьяне, жившие на дворянских землях. В городах “соха” включала в свой состав от 40 до 160 тяглых дворов. В 30-е годы XVII в. вводится новый налог с “дыма” (“подымный сбор”), т.е. подворный. Население черных сотен было связано круговой порукой, так как тягло накладывалось на всю сотню. Время от времени проводились переписи населения и земель, материалы которых и использовались для обложения.

Косвенные налоги состояли из таможенных и кабацких сборов, которые, как правило, сдавались на откуп, а также налога на соль. На протяжении XVII в. удельный вес таможенных пошлин увеличивался по мере развития внешней торговли. Велика была доля и кабацких (питейных) сборов. Из косвенных налогов особенно тяжел был соляной налог. Попытка правительства в 1648 г. его значительно увеличить послужила поводом для московского “соляного бунта”.

Доходы от перечеканки денег получались в связи с тем, что в России не было в то время своих разработок серебра. На русские монеты перечеканивались иоахимсталеры (“ефимки”)— иностранная валюта. Они принимались в казну по 2 за рубль, или 7 руб. за фунт— 14 ефимков. Из них чеканилось русских денег на 9 руб., то есть на каждом фунте серебра казна “зарабатывала” 2 руб. В 1662 г. власти, испытывая серьезные финансовые затруднения и острый дефицит серебра, попытались выпустить медные деньги и добавлять медь в серебряные монеты (“портить деньги”), что вызвало в Москве “медный бунт” и заставило правительство временно отказаться от выпуска медных денег.

В связи с общим подъемом экономики страны, развитием рынка товарно-денежных отношений (хотя этот подъем протекал противоречиво) увеличиваются и доходы государства, основная часть которых шла на содержание огромной по тому времени армии и государственного аппарата.

Вооруженные силы. В этот период изменилась структура русских вооруженных сил. Главную роль по-прежнему играла дворянская конница. Служба дворян была урегулирована Уложением 1556 г., в которой определялось, что с каждых 100 четвертей (50 десятин в одном поле, т.е. при З-польной системе 150 десятин) “доброй, ухожей” земли необходимо было выставить одного вооруженного воина. Так, если у дворянина было 300 четвертей земли, то он должен был явиться сам и привести еще двух своих вооруженных холопов.

С середины XVI в. создаются стрелецкие полки. Стрельцы набирались из вольных людей, получали казенное оружие (пищаль, саблю, бердыш) и хлебное жалованье, правда, незначительное, что компенсировалось предоставлением им льгот в торговле, ремесле. Они селились слободами и сводились в полки (приказы) по 500 человек. На окраинах создавались на тех же основаниях отряды казаков. Стрельцы, казаки, пушкари, драгуны, были служилыми людьми “по прибору” в отличие от служилых людей “по отечеству”, то есть бояр и дворян.

С 30-х годов XVII в. начинается формирование рейтарских, драгунских и солдатских полков. Они комплектовались из обедневших дворян, вольных и “даточных” людей, к принудительному набору которых по одному с 20-25 крестьянских дворов прибегло правительство. Эти полки нового строя представляли собой серьезную силу. Они содержались за счет государства, имели хорошее вооружение и были единообразно обучены. С увеличением доходов государства число их возрастает. Общая численность русских войск доходила до 200-350 тыс человек, а в походах участвовало до 150-180 тыс. человек. При войске был “большой наряд”- артиллерия (тяжелая-стенобитные пушки и легкая - полковой наряд), ею командовал особый воевода. В рейтарских и солдатских полках были свои полковые пушки.

 

Реформы Ивана Грозного

Период правления Ивана IV связывается с его реформами в системе государственного и местного управления.
В 1547 г. Иван Грозный был венчан на царство. С этого момента Россия официально стала монархией. Верховным правителем являлся царь. Венчание на царство стало лишь формальностью к уже значительно возросшей власти государя.
Одновременно власть царя все же ограничивается Боярской думой.
Иван IV ввел особую систему террора – опричнину.
Появился новый высший орган власти (1549 г.) – Земский собор. Это были представительные органы, в которые входила:
1) верхняя палата: царь, Боярская дума, духовенство;
2) нижняя палата: представители от дворянства и верхов посадских людей.
Земские соборы работали не постоянно, они созывались по указу царя. Продолжительность их работы зависела от существа обсуждаемых вопросов.
Инициатива созыва Земского собора могла принадлежать как собственно царю, так и сословиям. Компетенция земских вопросов не была четко установлена. Знаменательны соборы, на которых выбирался царь (16-летний Михаил Романов).
Значительному реформированию подвергся весь государственный аппарат. Была сформирована воеводско-приказная система управления.
Приказы формировались из ранее существовавших дворцовых управлений (конюшенный). Компетенция этих приказов была аналогичной управлениям.
Поместный приказ занимался поместьями служилых дворян, именно с введением этого органа связано формирование новой системы землевладения (поместьев), их правовое положение все более уравнивалось с вотчинами.
Особую группу составляли территориальные приказы (Казанский, Сибирский), введение которых связано с еще одной заслугой Ивана IV – присоединением Казани и Сибири. Особое место в системе приказов занимали военно-административные приказы.
Важное место среди реформ Ивана IV занимает реорганизация армии. Теперь основными войсками были дворянская конница и стрельцы (войска, использующие огнестрельное оружие). Для управления стрельцами был создан специальный Стрелецкий приказ. Военными формированиями (личным составом боярской и дворянской конницы) также ведал Разрядный приказ. Казачьи войска управлялись Казачьим приказом.
В годы правления Ивана Грозного все еще сохранялась система замещения должностей органов власти по принципу местничества, т. е. по родовитости, знатности.
Реформы государственной власти Ивана Грозного затронули и систему суда и следствия. Был сформирован центральный полицейский орган – Разбойный приказ. В его компетенцию входили разработка для местных органов рекомендаций по вопросам борьбы с преступлениями.
Иван IV изменил и систему местного управления (Мало-Пинежская земская уставная грамота). Были введены земские и губные избы, занимавшиеся: первые – вопросами управления уезда, последние – вопросами суда и следствия, за исключением особо тяжких преступлений (разбоя).
Земские и губные учреждения были выборными. Их члены избирались из числа населения, проживающего в уезде (по сословному признаку), а не как это было ранее назначались из центра. Начала зарождаться система местного самоуправления.
Сохранялась центральная власть на местах. В городах были воеводы, которые должны были обеспечить финансовый контроль государства на местах.

 

36. Опричнина. Её политические и правовые последствия. После смерти Василия III велась борьба за власть между боярскими группировками Бельских, Шуйских и Глинских.

Боярское правление привело к ослаблению центральной власти, а произвол вотчинников вызвал широкое недовольство и открытые выступления в ряде русских городов.

Народные выступления показали, что страна нуждается в реформах по укреплению государственности и централизации власти. Иван IV вступил на путь проведения структурных реформ, в которых было особенно заинтересовано дворянство.

В 1549 году вокруг Ивана IV сложился совет близких ему людей, получивший название Избранная рада. В ее работе участвовали представители различных слоев господствующего класса. Состав Избранной рады как бы отразил компромисс между различными слоями господствующего класса. Избранная рада просуществовала до 1560 года, она проводила преобразования, получившие название реформ середины XVI века.

В период, когда складывалось централизованное государство, а также во время междуцарствий и внутренних распрей, роль законодательного и совещательного органа при великом царе играла Боярская дума. Во время царствования Ивана IV почти втрое был расширен состав Боярской думы, с тем, чтобы ослабить в ней роль старой боярской аристократии.

Возник новый орган власти - Земской собор. Земские соборы собирались нерегулярно и занимались решений важнейших государственных дел, вопросами внешней политики и финансов.

После появления приказов, стала складываться единая система управления на местах.

В середине XVI века сложился аппарат государственной власти в форме сословно представительной монархии.

В 1550 году появился новый Судебник, на основе Судебника Ивана III. Право сбора торговых пошлин перешло в руки государства. В середине XVI века была установлена единая для всего государства единица взимания налогов - большая соха.

Ядро армии составляло дворянское ополчение. В 1550 году было создано постоянное стрелецкое войско.

Реформы 50 - х годов XVI века способствовали укреплению российского централизованного многонационального государства. Они усилили власть царя, привели к реорганизации местного и центрального управления, укрепили военную мощь страны.

Основными задачами внешней политики России в XVI веке являлись: на западе - борьба за выход к Балтийскому морю, на юго-востоке и востоке - борьба с Казанскими и Астраханскими ханствами и начало освоения Сибири, на юге - защита страны от набегов Крымского хана.

Решение проблем подчинения Казанского и Астраханского ханств было возможно двумя путями либо посадить в этих ханствах своих ставленников, либо завоевать их.

Присоединение Казани и Астрахани открыло возможность для продвижения в Сибирь.

Пытаясь выйти к Балтийскому побережью Иван IV в течении 25 лет вел изнурительную Ливонскую войну. В случае успеха открывалась возможность приобретения новых хозяйственно освоенных земель.

Война приобретала затяжной характер, в нее оказались втянуты несколько европейских держав. Усилились противоречия внутри России, разногласия между царем и его приближенными.среди тех русских бояр, которые были заинтересованы в укреплении южных русских границ, росло недовольство продолжением Ливонской войны.

В результате в 1560 году была прекращена деятельность Избранной рады. Иван IV взял курс на усиление личной власти. В этих сложных для страны обстоятельствах Иван IV пошел на введение опричнины.

Неудача Ливонской войны в конечном счете явилась экономической отсталости России, которая не смогла успешно выдержать длительную борьбу с сильными противниками. Разорение страны в годы опричнины лишь усугубило дело.

Иван IV, борясь с мятежами и изменами боярской знати, видел в них главную причину неудач своей политики. Он твердо стоял на позиции необходимости сильной самодержавной власти, основным препятствием к установлению которой, по его мнению, были боярско - княжеская оппозиция и боярские привилегии. Острота момента и общая неразвитость форм государственного аппарата, а также особенности характера царя привели к установлению опричнины. Иван IV расправлялся с остатками раздробленности чисто средневековыми средствами.

Царь рассчитал хороший политический маневр. Используя веру народа в царя, Иван Грозный ожидал, что его позовут вернуться на трон, после того как уехал в Александровскую слободу. Когда же это произошло, царь продиктовал свои условия: право неограниченной самодержавной власти и учреждение опричнины.

После того, как депутация, состоявшая из священников, бояр и придворных, отправилась за царем, он пережил сильное нервное потрясение. И сразу же приступил к созданию привилегированной шеститысячной гвардии, названной опричниной.

Страна была разделена на две части: опричнину и земщину. В опричнину Иван IV включил наиболее важные земли. На них селились дворяне, входившие в опричное войско, которое должно было содержать население земщины.

Одетые в черное всадники на вороных конях вершили суд по своему произволу. К их седлам были привязаны собачьи головы и метлы - это символизировало, что они выслеживают изменников и выметают из Руси скверну. Иван мог быть уверен в их преданности, поскольку он даровал им земли, отобранные у бояр, отдал в их распоряжение целые улицы в Москве и некоторые подмосковные слободы. Ядром опричнины были 300 человек, состоявших в «братстве» наподобие монашеского. Совместные богослужения и следовавшие за ними пытки и истязания пленников связывали опричников кровью.

Стремясь уничтожить сепаратизм феодальной власти, Иван IV не останавливался ни перед какими жестокостями. Начался опричный террор, казни, ссылки. Жесточайшему разгрому подверглись центр и северо-запад русских земель, где боярство было особенно сильным. Боярско- княжеское землевладение не было уничтожено окончательно, хотя сильно ослабило его мощь, была подорвана политическая роль боярской аристократии.

В начале 1570 года решив, что Новгород замышляет против него заговор, Иван повелел примерно его наказать. Установив у городских стен войсковой заслон, он приказал убить новгородских монахов. Влиятельных граждан пороли до тех пор, пока не обнажались кости, вырывали ребра клещами, варили в котлах, с живых сдирали кожу, поджаривали и сажали на кол. Опричники топили новгородцев в реке Волхов. В общей сложности погибло около 60000 мужчин, женщин и детей.

Конец опричнине помог положить, как ни странно, крымский хан Девлет-Гирей, прорвавшийся к Москве летом 1571 года по вине опричного войска, не оказавшего ему сопротивления. Это выявило неспособность опричного войска успешно сражаться с внешними врагами. Он сжег Москву, после этого Иван Грозный понял, что над страной нависла смертельная опасность. Объединенные земско-опричные войска разбили войско хана, а опричнина в 1572 году была

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...