Складывание сословно-представительной монархии (XVI—XVII вв.).
Складывание сословно-представительной монархии в XVII в. Историческое ядро централизованного Русского государства сложилось на пространствах подзолистых малоплодородных почв. Суровые природно-климатические условия региона обусловливали необычайно короткий цикл сельскохозяйственных работ, что, в свою очередь, не способствовало тщательной обработке худородных земель. Из каждых 10-12 лет один-два года были неурожайными и сопровождались голодом. Указанные факторы детерминировали низкий уровень урожайности и товарности в сельском хозяйстве. Низкий объем совокупного прибавочного продукта объективно замедлял отделение промышленности от земледелия, рост городов, I сказывался на формах хозяйствования. Более того, напряженная; ситуация в сельском хозяйстве имела громадное значение в формировании определенного типа государственности - монархии с деспотическими проявлениями.
Таким образом, природно-климатические условия определили землевладельческий характер населения Московского царства. Крестьяне - основная масса аграрного населения - являлись тяглыми людьми. С конца XV в. в данном классе-сословии выделяются три социальные группы: государственные, церковные и владельческие. Государственные крестьяне составляли основную массу населения, но к XVI в. обозначилась устойчивая тенденция роста владельческих крестьян.
Городское тяглое население продолжало заниматься сельским хозяйством, которое носило более выраженный рыночный характер. Высший слой торгового населения именовался "гости". Это оптовые купцы, связанные зачастую с международной торговлей. Рангом ниже стояли торговцы - "суконники", далее - мелкие торговцы и производители - " черные сотни".
К нетяглым слоям принадлежали так называемые "вольные" или "гулящие" люди, нанимавшиеся на кратковременную поденную работу или занимающиеся промыслом, не привязывающим их к месту.
Сохранялась социальная категория холопов, также нетяглых людей. Однако государство с XV в. стремилось ограничить ее численность. Холопов либо переводили в разряд владельческих крестьян, либо верстали поместьями.
На рубеже XV-XVI вв. происходили изменения и в господствующем классе. Исчезновение категории удельных князей привело к уравниванию их владений с боярскими вотчинами. Наименование "бояре" сохранили за собой лишь крупные землевладельцы, родовитая аристократия. Низкую и многочисленную прослойку составили "дети боярские", слуги вольные и "под дворским" (дворяне). Для провинциальных мелких землевладельцев поместье стало основной формой земельного обеспечения. Впервые о новой форме феодального землевладения говорит Судебник 1497 года: помещик - это тот, "за которым земля великого князя". Через поместную систему великокняжеская власть привязала к себе служилое сословие и обрела в нем прочную опору. Среди служилых людей с первой половины XVI в. выделяются группы служилых людей из Москвы и из "городов".
Регулятором сложных экономических и социальных отношений выступало государство.
В ходе объединения русских земель власть московских государей чрезвычайно усилилась. Однако обрести неограниченную власть великому князю не удалось. Институты верховной власти сохранялись прежними. Иван Ш и Василий III уже тяготились Боярской думой и зачастую пытались игнорировать этот важный государственный орган, решая многие дела со своим личным окружением. Однако традиционное мышление средневекового человека придавало известную устойчивость существующим формам власти. Государство управлялось по формуле "князь указал, а бояре приговорили".
Позиции феодальной знати укрепляла система "кормлений" и "местничества", поскольку именно бояре получали в кормление крупные города и уезды, а бывшие удельные князья часто оставались наместниками в своих прежних княжествах. Здесь речь идет о системе местного управления, когда наместник (в городах) и волостель (в сельской местности) за управление уездом или волостью жалования из казны не получали, а "кормились" за счет населения вверенной им территории. Два-три раза в год население обязано было поставлять основной "корм" в форме различных продуктов. Дополнительным источником доходов для наместника был суд и известная часть пошлин с торгов и лавок. Взимаемые с населения корма не регламентировались.
Институт местничества возник на рубеже XV-XVI вв., как следствие централизации государства и ликвидации удельной системы. В соответствии с этим порядком назначения на военные и государственные должности определялись не пригодностью или способностью человека, а его "отчеством" (знатностью) и положением родни (отца, деда). Получалось, если отцы двух служилых людей находились на совместной службе так, что один из них подчинялся другому, то их дети и внуки должны были находиться в тех же взаимоотношениях. Местничество, с одной стороны, разобщало знать на соперничающие кланы, а с другой - консолидировало, закрепляя за узким кругом знатных фамилий исключительное право на замещение высших постов.
С середины XVI в, политический строй Московского государства переживает процесс обновления. Чем же он был обусловлен?
Во-первых, произошли изменения в структуре феодального землепользования. Вотчина (безусловная и наследственная собственность на землю) в XVI в. вытесняется поместьем. В отличие от вотчины это были земли, которые получали служилые люди и владели ею до тех пор, пока несли службу великому князю. Поместье нельзя было продавать и дарить, но при условии несения службы сыновьями помещика оно могло перейти по наследству.
Во-вторых, с изменением структуры землепользования изменилась и структура феодального сословия. Измельчавшие вотчинники составили многочисленную прослойку поместных дворян. Значение дворянского сословия к означенному времени настолько возросло, что с его интересами должна была считаться любая боярская группировка. Однако в целом его влияние на дела управления совершенно не соответствовало его удельному весу. Дворяне не имели постоянного представительства в Боярской думе, а пути к высшим государственным постам им прочно закрывали местнические порядки. Естественно, что по мере усиления своей массы, дворяне стремились к экономическому и политическому признанию, их требования во многом определяли ход реформ середины XVI в.
В-третьих, с ростом помещичьего землевладения все большая часть крестьян на официальном уровне попадает в зависимое положение. Вместе с тем землевладельцы стремились и самовольно расширить границы своих угодий. Это усиливало социальную напряженность и активизировало выступления крестьян на разбои, перепахивание меж, вырубку господского леса и т. п. Растущие посадские волнения свидетельствовали о необходимости ограничения злоупотреблений бояр-кормленщиков и укреплении государственного аппарата,
Изменения, связанные с эволюцией политической системы России на протяжении XVI-XVI вв., были направлены на укрепление самодержавной власти, подрыв могущества боярской аристократии, фиксацию новой социальной иерархии.
С именем Ивана IV Васильевича (Грозного) связана полоса реформ затронувших разные стороны государственной жизни.
Иван родился в великокняжеской семье от второго брака Василия III с Еленой Глинской 25 августа 1530 г. В три года он лишился отца, а в неполных восемь лет - матери. В соответствии с завещанием Василия III правление государством до совершеннолетия княжича находилось в руках боярского опекунского совета.
В 1547 г. Боярская дума и митрополит короновали Ивана IV на царство. Титул царя в то время приравнивался к императорскому титулу. Тем самым окончательно прерывалась традиция вассалитета в "гнезде Калиты". Иван IV Васильевич рано усвоил идею божественного происхождения царской власти. Необходимость делить власть со знатью воспринималась молодым государем как досадное недоразумение. Ослабление роли и влияния боярской аристократии могло осуществляться путем отстранения Боярской думы от решения государственных дел. Однако в силу традиций сделать это было весьма сложно, и Боярская дума просуществовала до начала XVIII в. Но на протяжении XVI-XVII вв. данный властный институт претерпевает изменения в интересах самодержавной власти.
Изменился состав думы. Так, при Иване IV из Боярской умы были удалены наиболее строптивые бояре. В составе думы появились представители, поместного служилого дворянства («думные дворяне») и верхов служилой бюрократии ("думные дьяки").
Во-вторых, начиная с середины XVI в., из состава Боярской думы наделяется так называемая "ближняя дума", узкий состав верных царю людей, с которыми он решал важные и экстренные дела.
В 1547-1560 гг. при Иване IV действовал неофициальный совет (правительственный орган) - "Избранная рада". В его состав входили митрополит Макарий, худородный костромской вотчинник Алексей Хдашев, священник Сильвестр, князья Курлятьев, Курбский и др. С помощью Избранной рады царь провел ряд реформ, направленных и укрепление централизованной власти.
В 1556 г. была отменена система кормлений и наместнического управления. В уездах с большей долей частного феодального землевладения власть переходила в руки губных старост, избираемых из дворянской среды данного уезда. А в местностях с черносошным населением выбирались земские старосты. Прежние поборы в пользу кормленщика были заменены специальным фиксированным налогом – «кормленным откупом», шедшим в казну. Из этих доходов стала выплачиваться денежная "подмога" служилым людям для выхода на военную службу.
Одновременно с отменой кормлений было принято Уложение о службе, определившее точные нормы обязательной службы в царском войске всех феодалов: с каждых 170 га земли "в одном поле" должен был идти в поход один вооруженный человек. Таким образом, уравнивалось положение бояр и дворян в отношении воинском службы. Кроме того, появилось стрелецкое войско в несколько тысяч человек. Стрельцы получали денежное жалование, обмундирование и огнестрельное оружие из казны.
Ранние реформы несколько упорядочили систему местничества. Указом о молодых аристократах боярским отрокам до шестнадцати лет позволялось нести государеву службу «не местничаясь». Для определения круга знатных фамилий, которые имели право на местничество, был создан "Государев родословец". Но сам принцип местничества сохранялся: царь мог жаловать дворян "поместьем и деньгами, но не отчеством".
К 1555-1556 гг., завершается в целом оформление приказной системы управления. Старые территориальные учреждения Дворцы не были уничтожены, но утратили свое прежнее значение. Крупнейшие отрасли центрального управления перешли в ведение особых приказов. Так, внешние сношения сосредоточились в Посольском приказе, военные дела - в Разрядном, земельные - в Поместном приказе и т.д. Все приказное делопроизводство сосредоточила в своих руках служилая бюрократия.
Стремление к централизации государства требовало урегулирования взаимоотношений с церковью. Такая попытка была сделана на Стоглавом соборе 1651 г.
Реформы "Избранной рады" ("правительства компромисса") носили половинчатый характер. Объективно они способствовали централизации и в известной степени укрепляли положение дворянства. Здесь с. достаточной очевидностью прослеживается, как центральное и местное управление постепенно уходит из рук боярской аристократии и переходит к иному социальному слою. Однако правительству Адашева - Сильвестра не удалось осуществить основного требования дворянства - обеспечить их землей. Реформы середины XVI в. не подрывали экономической основы могущества боярской аристократии - ее землевладения. Недовольство ими высказывали и дворяне и бояре. Что касается Ивана IV, то его устраивали лишь те начинания, которые укрепляли его власть. Поскольку данные реформы не дали монарху ожидаемых результатов, то царь пошел на разрыв с руководителями Избранной рады.
Вскоре после ее падения начинается полоса гонений против знати. Это время возвышения А. Басманова-Плещеева, который выступил сторонником насильственных методов подавления боярской оппозиции. Началась вторая серия реформ Московского государства, которая, совпадая с первой по целям, значительно разнилась по методам реализации.
В декабре 1564 г. Иван IV провел политический маневр, позволивший ему получить право казнить "непослушных бояр" и конфисковывать их имущество по своей воле, а также учредить опричнину. В узком смысле "опричнина" означала государев удел в 1565 - 1572 гг. В широком смысле этот термин употребляется в значении политики Ивана IV в указанные годы. Ее характерные черты таковы:
- выделение особых владений царя, разделение территории русского государства на "опричнину" и "земщину" (это разделение было ликвидировано в 1572 г.);
- организация опричного войска. Оно было различным по социальному составу в различные годы;
- массовые казни и погромы;
- перетасовка земли внутри класса феодалов путем выселения части титулованной знати из опричных уездов в восточные районы и конфискация их вотчин;
- ослабление политической роли Боярской думы и церкви;
- усиление феодального гнета.
Что касается направленности этой политики, ее целей и социальной сущности, то в исторической литературе высказываются различные точки зрения. Сложность изучения этой проблемы во многом связана с эволюцией опричной политики. Она не была тождественна себе самой в начале и конце периода. Первый год опричнина носила четко выраженный антикняжеский характер. Удар был нанесен по Суздальским князьям. Затем она видоизменится. Можно согласиться с утверждениями тех историков, которые рассматривают опричнину как результат столкновения традиционно сохраняющей свое могущество феодальной аристократии с поднимающейся самодержавной монархией.
Каковы же итоги опричной политики?
Опричнина оказала глубокое воздействие на судьбы русского дворянства. Значительная часть (вероятно, не менее половины, по подсчетам А. П. Павлова) помещиков и вотчинников сменила в последней трети XVI в. географию землевладения, что серьезно нарушило традиционные земельные связи служилых людей. Важные перемены произошли в среде господствующего класса. Под влиянием опричных переселений была разрушена прежняя территориальная структура государева двора. Именно в это время утверждается новый чиновный принцип членения дворян. Земельные перетасовки опричнины нанесли ощутимый удар по вотчинному землевладению. В целом опричнина привела к существенной трансформации дворянства, поставив его в еще большую зависимость от монархии. Ослабли позиции и политическое влияние, феодальной аристократии. Было ликвидировано последнее удельное княжество Владимира Андреевича Старицкого.
Возникшие до опричнины органы центрального управления (приказы) не были уничтожены, а напротив усилились. Вместе с укреплением приказной системы возрастает значение служилой дворянской бюрократии. Думные дьяки и думные дворяне закрепились во властном органе, превращая Боярскую думу из чисто аристократического по составу учреждения в более представительный орган.
Однако опричнина не изменила общей политической структуры монархии, не уничтожила значения Боярской думы как высшего органа государства. Попытка "перескочить" через стадию сословно-представительной монархии, заменив ее абсолютной, не удалась. Развитию сословно-представительного начала в наибольшей степени способствовали Земские соборы. И хотя Иван Грозный в годы опричнины мог расправиться с неугодными ему членами Земского собора 1566 г., сама система Земских соборов стала важнейшей частью государственного устройства России в XVI-XVII вв.
Воспользуйтесь поиском по сайту: