Социально-историческая действительность России в сатирическом мире М.Е. Салтыкова-Щедрина: «История одного города», «Господа Головлевы». Синтез «смеховой» поэтики, психологизма и социального анализа.
Мировоззрение М.Е. Салтыкова (роль кружка М.В. Петрашевского и идей Ш. Фурье), отношение к крепостному праву. Художественные слагаемые сатирического мирообраза писателя: гротескные фигуры людей-«автоматов», людей-«кукол» и людей-«призраков», реализованные метафоры как двигатели сюжета, пародия как доминанта стиля. Становление замысла «Истории одного города» – появление идеи города Глупова и задачи спародировать национальную историю. Образ рассказчика и мотив публикации «найденной рукописи». Типы градоначальников и композиция «Истории»: нарастание зла, эсхатологические мотивы, образ Угрюм-Бурчеева. Тема народа. Роман «Господа Головлевы» как история «умертвий» помещичьего рода. Раздвоение человека как идея и как прием: «актерство», «передразнивание», «буффонство» – особенности поведения основных персонажей. Мотив жизни как театра. «Запой», «лицемерие» и «разврат» как важнейшие концепты романа. Образ Иудушки. Основная литература Гиппиус В.В. Люди и куклы в сатире Салтыкова // Гиппиус В.В. От Пушкина до Блока. М-Л., 1966. С. 295−330. Ищенко И.Т. Пародии Салтыкова-Щедрина. Минск, 1973. Николаев Д.П. Смех Щедрина: Очерки сатирической поэтики. М., 1988. Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина в историко-литературном процессе. Калинин, 1989. Тюнькин К. Салтыков-Щедрин. М., 1989. «Шестидесятые годы» в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина. Калинин, 1985.
Дополнительная литература Бушмин А.С. М.Е. Салтыков-Щедрин. Искусство сатиры. М., 1976. 27. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Социально-философское и религиозное содержание романа, литературные традиции, мифопоэтика. «Теория» Раскольникова: ее становление и крушение. Структура образа Раскольникова
Роман «Преступление и наказание» в контексте эпохи. Мировоззрение зрелого Достоевского. Концепция человека и мира в романе. Полемика с романом «Что делать?» Н.Г. Чернышевского в «Преступлении и наказании». Библейская основа романного сюжета. Философский, исторический и религиозный аспекты «теории» Раскольникова: проблема человека вне христианской картины мира, «раскол» личности главного героя. Система персонажей. Герои-преступники, двойники Раскольникова, изображение универсально преступного мира. Роль «среды» в преступлении, тема «разума» и «разумного» поведения (Раскольников и Разумихин как двойники по обстоятельствам, поступающие диаметрально противоположно). Значение идеи/теории для человека и общества. Раскольников как рожденный от «мертвой» идеи (связь романа с повестью «Записки из подполья»). Психоанализ духовного и физического омертвления человека − на примере Мармеладова, Катерины Ивановны, Раскольникова, Сони, Свидригайлова (образ Аркадия Ивановича как образ будущего Раскольникова). Проблема воскресения. Историческая поэтика романа: роль пушкинских источников. Основная литература Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 4-е. М., 1979. Джексон Р.Л. Искусство Достоевского. Бреды и ноктюрны. М., 1998. Лаут, Рейнхард Философия Достоевского в систематическом изложении / Под ред. А.В. Гулыги; Пер. с нем. И.С. Андреевой. М., 1996. Одиноков В.Г. Литературный процесс и духовная культура в России: Ф. Достоевский, Л. Толстой, И. Тургенев. Новосибирск. 1995. С. 11−33. Топоров В.Н. О структуре романа Достоевского в связи с архаическими схемами мифологического мышления («Преступление и наказание») // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М., 1995. С. 193−258.
Дополнительная литература Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. М., 1970.
Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» как итоговое произведение писателя Концентрация в романе основных тем и идей «великого пятикнижия». «Злоба дня» и «вечные вопросы» в произведении. Социальная и духовно-религиозная проблематика «Легенды о великом Инквизиторе». Поэтика «Братьев Карамазовых»: жанровые традиции (агиография), художественное пространство (Скотопригоньевск, монастырь), взаимодействие сюжетных линий (история братьев, история «русских мальчиков»). Образы Ивана, Алеши, Мити, Федора Павловича, Смердякова и их роль в структуре романа. Основная литература
Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 4-е. М., 1979. Ветловская В.Е. Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». СПб., 2007. Джексон Р.Л. Искусство Достоевского. Бреды и ноктюрны. М., 1998. Жолковский А.К. О Смердякове (К проблеме «Булгаков и Достоевский») // Лотмановский сборник. Вып. 1. М., 1995. С. 568−580. Лаут, Рейнхард Философия Достоевского в систематическом изложении / Под ред. А.В. Гулыги; Пер. с нем. И.С. Андреевой. М., 1996.
Дополнительная литература Долинин А.С. Последние романы Достоевского. Как создавались «Подросток» и «Братья Карамазовы». М-Л., 1963. Розанов В.В. «Легенда о Великом инквизиторе» Ф.М. Достоевского. Опыт критического анализа // Розанов В.В. Собр. соч. Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского. Литературные очерки. О писательстве и писателях. М., 1996. С. 7-135. Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»: современное состояние изучения / Под ред. Т.А. Касаткиной. М., 2007.
Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Жанровые традиции и структура, «мысль народная», духовные искания главных героев Эволюция мировоззрения и художественной практики Толстого в 50-60-е гг. Становление новой концепции истории, народа, войны; ее отражение в окончательном тексте романа. Замысел произведения о начале 1800-х гг. «Война и мир» как новый тип романа. Проблема наполеонизма у Толстого и в литературе 60-х гг. Наполеон и его «проекции» в «Войне и мире». Система персонажей, вехи духовных исканий главных героев. Образ Платона Каратаева. Основная литература Бочаров С.Г. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». М., 1978. Линков В.Я. «Война и мир» Л. Толстого. М., 1999.
Одиноков В.Г. Поэтика романов Л.Н. Толстого. Новосибирск, 1978. Опульская Л.Д. Лев Николаевич Толстой. М., 1979. Сабуров А.А. «Война и мир» Толстого. Поэтика и проблематика. М., 1958. Скафтымов А.Н. Нравственные искания русских писателей. М., 1972. Сливицкая О.В. «Война и мир» Л.Н. Толстого. Проблемы человеческого общения. Л., 1988. Чернышевский Н.Г. «Детство» и «Отрочество». Военные рассказы графа Л. Толстого // Толстой в русской критике. М., 1952. (Любое другое издание). Хализев В.Е., Кормилов С.И. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». М., 1983.
Дополнительная литература Долинина Н. По страницам «Войны и мира». Л., 1973. Зверев А.М., Туниманов В.А. Лев Толстой. М., 2007.
Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина». «Мысль семейная» как структурообразующее начало в произведении: взаимодействие сюжетных линий Толстой 70-х гг. Новый взгляд на действительность. Рождение замысла романа о женщине-самоубийце. Трагическое в образе Анны. Проблемы счастья, вины, лжи, смысл эпиграфа. «Положительная» программа Константина Левина, автобиографизм образа Левина. Светское общество в романе. Основная литература Одиноков В.Г. Поэтика романов Л.Н. Толстого. Новосибирск, 1978. Опульская Л.Д. Лев Николаевич Толстой. М., 1979. Сливицкая О.В. Об эффекте жизнеподобия «Анны Карениной». СПб., 2004. Эйхенбаум Б. Лев Толстой: семидесятые годы. Л., 1960.
Дополнительная литература Зверев А.М., Туниманов В.А. Лев Толстой. М., 2007.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|