Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проза А.П. Чехова: этапы эволюции, концепция личности героя. Поэтика чеховского рассказа




Творчество Чехова как финал русской литературы классического периода. Мировоззрение писателя, отношение художника к главным традициям русской социально-философской мысли XIX в., основные темы творчества. Образ интеллигента, концепция быта и «футлярной» жизни, проблемы человеческого общения, осмысление любовной темы, нравственного поиска, социального протеста, религиозного чувства. Структура чеховского рассказа: притча и анекдот.

Произведения для анализа: «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хирургия», «Канитель», «Хамелеон», «Маска», «Винт», «Злоумышленник», «Лошадиная фамилия», «За яблочки», «Унтер Пришибеев», «Глупый француз», «Тоска», «Горе», «Ванька», «Мальчики», «Степь», «Скучная история», «Дуэль», «Попрыгунья», «Палата № 6», «Учитель словесности», «Черный монах», «Припадок», «Дом с мезонином», «Мужики», «Новая дача», «В овраге», «Ионыч», «Крыжовник», «Человек в футляре», «О любви», «Душечка», «Дама с собачкой», «Архиерей», «Невеста».

Основная литература

Бердников Г.П. Чехов: Идейные и творческие искания. 3-е изд. М., 1984.

Катаев В.Б. Проза Чехова. Проблемы интерпретации. М., 1979.

Кубасов А.В. Рассказы А.П. Чехова: поэтика жанра. Свердловск, 1990.

Кубасов А.В. Проза А.П. Чехова: искусство стилизации. Екатеринбург, 1998.

Полоцкая Э.А. Чехов. Движение художественной мысли. М., 1973.

Семанова М.Л. Чехов-художник. М., 1976.

Степанов А.Д. Проблемы коммуникации у Чехова. М., 2005.

Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П. Чехова. Л., 1987.

Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа. М., 1989.

Чудаков А.П. Поэтика Чехова. М., 1971.

 

 

Дополнительная литература

Катаев В.Б. Сложность простоты. Рассказы и пьесы Чехова. 2-е изд. М., 1999.

Линков В.Я. Художественный мир прозы Чехова. М., 1982.

Театр А.П. Чехова. Чехов как драматург-новатор

Пьесы Чехова и традиции мировой драматургии. Жанровый синтез в чеховской драме. Новый характер конфликта, бесфабульность, периферийный характер любовной интриги, эстетическая ориентация на «жизнь как таковую». Музыкальное взаимодействие сюжетно-композиционных и образных элементов. Черты новой драмы (ремарки, диалоги, символика). Проблема подтекста. Русская действительность в чеховской драматургии: образы интеллигентов.

Произведения для анализа: «Иванов», «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад».

Основная литература

Анализ драматического произведения. Л., 1988. (Ст.: Л.А. Иезуитовой «Комедия А.П. Чехова «Чайка» как тип новой драмы». С. 323-346; И.Н. Сухих «"Вишневый сад" А.П. Чехова. С. 347−365).

Бердников Г.П. Чехов-драматург. Традиции и новаторство в драматургии А.П. Чехова. 3-е изд. М., 1981.

Зингерман Б.И. Театр Чехова и его мировое значение. М., 1988.

Паперный З.С. Вопреки всем правилам… Пьесы и водевили Чехова. М., 1982.

Полоцкая Э.А. «Вишнёвый сад». Жизнь во времени. М., 2004.

Собенников А.С. Художественный символ в драматургии А.П. Чехова: Типологическое сопоставление с западноевропейской «новой драмой». Иркутск, 1989.

Тамарли Г. Поэтика чеховской драмы. М., 1994.

Чеховиана. «Три сестры» – 100 лет. М., 2002.

Дополнительная литература

Ермилов В.В. Драматургия Чехова. М., 1954.

Новая драма» как художественное движение в Европе конца XIX – начала XX вв. Особенности аналитической драмы и их отражение в «Кукольном доме» Г. Ибсена

Проблематика и поэтика «новой драмы» (тип конфликта, особенности развития действия, композиция, характеры). Г. Ибсен как основоположник движения. Творческая эво­люция драматурга. Особенности аналитической драмы Ибсена на примере «Кукольного дома». Роль художественных символов в структуре пьесы Ибсена. Значение творчества Ибсена.

Основная литература

Адмони В.Г. Генрик Ибсен: очерк творчества. Л., 1989.

Аникст А.А. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века. М.,1988.

Зингерман Б.И. Очерки истории драмы XX века. М., 1979.

Дополнительная литература

Неустроев В.П. Литература скандинавских стран (1870-1970). М., 1980.

Судья и строитель: писатели России и Запада о Генрике Ибсене. М., 2004.

Шах-Азизова Т.К. Чехов и западноевропейская драма его време­ни. М., 1966.

Хейберг X. Генрик Ибсен. М., 1975.

Храповицкая Г.Н. Ибсен и западноевропейская драма его вре­мени. М., 1979.

Творчество М. Горького в литературе рубежа XIX–XX вв. Особенности реализма писателя, типология героя

Характеры рассказов «раннего» Горького и философия Ницше. «Романтизм» босяческого образа жизни, конфликт человек – социум – природа. Проблема национального характера в Окуровском цикле и в цикле «По Руси». Характер и среда в повести «Детство».

Драматургия М. Горького. Драма «На дне» в контексте основных проблем творчества писателя рубежа веков. Идеология и поэтика драмы. Роман «Мать» в дискурсе соцреализма.

Основная литература

Агурский М. Великий еретик (Горький как религиозный мыслитель) // Вопросы философии. 1991. № 8. С. 54−74.

Гачев Г.Д. Логика вещей и человек: прение о правде и лжи в пьесе «На дне». М., 1992.

Колобаева Л.А. Горький и Ницше // Вопросы литературы. 1990. № 10. С. 162−173.

Удодов А.Б. Пьеса М. Горького «На дне». Художественная структура и авторская концепция человека. Воронеж, 1989.

Дополнительная литература

1. Колобаева Л.А. Концепция личности в русской прозе кон. XIX – начала XX веков. М., 1987.

Творчество И.А. Бунина. Художественные концепции человека, природы, национальной истории. Поэтика бунинской прозы

Грани художественного мира И.А. Бунина: «прапамять», «выход из цепи», «повышенное чувство жизни», человек в его «утробной сущности», Восток как «прародина», живописно-орнаментальный характер стиля. Эстетика Бунина: традиции Толстого и Чехова, полемика с Достоевским. Бунин в контексте Серебряного века: отношение к модернизму; Бунин и Горький. Периодизация творчества И.А. Бунина. Рассказы 90-х гг. Эволюция прозы Бунина в начале XX в.: от «Антоновских яблок» к «Деревне» и «Суходолу». Национальный характер, культурная традиция и историческое прошлое как предмет художественного анализа. Бунин и Октябрьский переворот: «Окаянные дни». Бунин в эмиграции: «феноменологический роман» «Жизнь Арсеньева», цикл «Темные аллеи».

Произведения для анализа: На чужой стороне. Антоновские яблоки. Новая дорога. Ночной разговор. Веселый двор. Сосны. Захар Воробьев. Я всё молчу. Деревня. Суходол. Господин из Сан-Франциско. Петлистые уши. Братья. Грамматика любви. Легкое дыхание. Окаянные дни. Жизнь Арсеньева. Темные аллеи.

Основная литература

И.А. Бунин: Pro et Contra. Личность и творчество Ивана Бунина в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей. Антология. СПб., 2001.

Выготский Л.С. «Легкое дыхание» // Выготский Л.С. Психология искусства. СПб., 2000. С. 199−222 (см. также др. издания).

Долгополов Л.К. На рубеже веков. Л., 1985.

Жолковский А.К. «Легкое дыхание» Бунина – Выготского семьдесят лет спустя // Жолковский А.К. Блуждающие сны и другие работы. М., 1994. С. 103−120.

Мальцев Ю. Иван Бунин. 1870-1953. Франкфурт-на-Майне; М., 1994.

Сливицкая О.В. «Повышенное чувство жизни»: Мир Ивана Бунина. М., 2004.

Туниманов В.А. И.А. Бунин и Достоевский (по поводу рассказа Бунина «Петлистые уши») // Туниманов В.А. Ф.М. Достоевский и русские писатели XX века. СПб., 2004. С. 207−235.

Дополнительная литература

Иван Бунин и литературный процесс начала XX века (до 1917 года). Межвуз. сб. науч. тр. Л., 1985.

Нинов А. М. Горький и Ив. Бунин: История отношений, проблемы творчества. Л., 1973.

Развитие реализма в русской литературе. Т. 3. М., 1975.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...