Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Христианское искусство Восточной Римской империи – Византии




Учебное пособие

По истории изобразительного искусства

Класс I полугодие

Б.7 В.1.

Искусство Восточной Римской империи – Византии

Эпоха Средневековья, с 5 по 15 вв.

Искусство Средневековья в целом - новая ступень художественного развития человечества, основанная на идее единства христианского мира. Периодизация искусства Византии:

1. Раннехристианское искусство (2 - 4 вв. н. э.) 2. Ранневизантийский период (5-7 вв)

3. Иконоборческий период (8-нч 9 вв) 4. Период Македонского Возрождения (9 – 11 вв)

5. Комниновский период (12 в). 6. Палеологовский период (13-15 вв).  
Названия соответствуют времени правления династий: Македонской, Палеологов, Комнинов

1. Раннехристианское искусство – стало складываться в последние века истории Древнего мира, в Древнем Риме, сначала как народное движение, которое преследовалось правителями языческой империи. Сформировалась катакомбная культура в Риме, первые христиане вынуждены были жить и скрываться в подземных склепах, которые представляли собой разветвленную подземную сеть. Там появились первые христианские фрески и начала складываться система христианской символики (голубь – символ св.Духа, лоза – символ Христа и др).

В 4 веке правителем Римской империи стал Флавий Валерий Аврелий Константин, вошедший в историю как Константин I Великий, 272-337 (1). Он провозгласил христианство государственной религией, в 330 году перенёс столицу империи в Византий (Константинополь). С именем Константина I связано окончательное установление в Римской империи системы домината, т.е. неограниченной власти императора. Впоследствии за утверждение христианства был причислен к лику святых: Равноапостольные Св. Константин (сын) и Св.Елена (мать), византийская мозаика.

      Первая христианская церковь была построена на рыночной площади Августеон в 324—337 годах при императоре Константине I – это был первый собор Св. Софии, который не сохранился до нашего времени.

       На мозаике конца 10 века  изображены донаторские портреты Св Константина, основателя Византия (Константинополя) – столицы христианского мира -  и первого собора Св. Софии и портрет императора Юстиниана, при котором Собор Св.Софии отстроили заново.

1 2 3.

В 395 году скончался последний император единой Римской империи Феодосий I Великий, и Древний Рим прекратил свое существование, завершив историю Древнего мира.

Римская империя разделилась на две части: Восточную Римскую империю со столицей Византием (позднее переименована в Константинополь) и Западную Римскую империю со столицей в Равенне, однако позднее в 6 веке Равенна была присоединена к Византии, в это время в ней строятся христианские базилики, украшенные лучшими образцами мозаики. Восточная Римская империя просуществовала 1 тысячу лет, весь период Средневековья.

А Западная Римская империя - всего 80 лет, а затем началось Великое переселение народов.

Равенна позднее стала столицей государства остготов, затем Равеннского экзархата и Лангобардского королевства.

 

Христианское искусство Восточной Римской империи – Византии

Ссылка про Византию http://academy.foma.ru/komninovskij-period-vizantijskoj-ikonopisi.html

2. Ранневизантийский период (5-7 вв.)

– начало новой исторической эпохи – Средневековья.

В эпоху Средневековья в общественном устройстве феодального общества ведущую роль стала играть христианская церковь.

Символизм - новый худ. принцип, ставший основным в средневековом искусстве, основанном на христианской идеологии. Новая задача – изобразить мир духовный, нематериальный. Для этого потребовалось изобрести особенные художественные средства, чтобы показать, что все фигуры святых сотканы из света.

«Золотой век» императора Юстиниана I (527-565).  Фла́вий Пётр Савва́тий Юстиниа́н, более известный как Юстиниа́н I или Юстиниан Великий — византийский император с 1 августа 527 вплоть до своей смерти в 565 году. Сам Юстиниан в указах называл себя Цезарем Флавием Юстинианом Аламанским, Готским, Франкским, Германским, Антским, Аланским, Вандальским, Африканским.

 Город Византий при Юстиниане был переименован в Константинополь (на Руси его называли Царь Градом, сейчас это современный Стамбул в Турции). Константинополь стал центром культурной жизни Восточной Римской империи, которую в следующую эпоху Возрождения назвали Византией. Расцвет Константинополя в период правления императора Юстиниана в 6 веке.

Архитектура: сближение базилики и центрического храма, базиликально-центрический храм Св. Софии в Константинополе 532 – 537гг.; зодчие Анфимий из Тралл, и Исидор из Милета – не сохранился, реконструкция (1), поздняя (9-10вв) мозаика донаторский портрет императора Константина (2).

Новую страницу в истории Равенны открывает 540 год — год ее завоевания византийским полководцем Велисарием. С этого момента и вплоть до 751 года, когда Равенну захватили лангобарды, город прочно входил в состав Византийской империи.

При таком положении вещей естественно было бы ожидать появления в Равенне греческих мастеров. В Равенне в 6 веке при правлении Юстиниана были созданы одни из лучших образцов византийской мозаики в Равенне.

Храмы Равенны V-VII веков: Церковь Св. Аполлинария (Сант-Аполлинаре-Нуово) с уникальными мозаиками (3,4,5), оттуда же мозаика с портретом Юстиниана I.(6) Монументально-декоративная живопись (мозаики Равенны, фрески). Сложение системы византийского крестово-купольного храма: первые такие храмы Собор монастыря Св.Луки в Фокиде, церковь Успения Богоматери в Дафни (Греция), Собор Св. Софии в Киеве (5). Тонкий кирпич – плинфа.

1 2 3 4

5   6 7

Ранневизантийская иконопись 5-7 веков – отталкивалась от традиции Фаюмского портрета в технике энкаустики, существовавшего в Римском Египте I—III веков. Ранневизантийские иконы 5-7 вв в технике энкаустики – писали расплавленным воском с красочными пигментами): Свв. Сергий и Вакх. VI век. Киев. Музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенко (1), Апостол Петр. Энкаустическая икона. 6 век. Монастырь святой Екатерины на Синае (2), Спас Вседержитель, 6 в., Синай. Иллюстрирование рукописей: иллюминированная рукопись сочинения Диоскорида «О лекарственных веществах» (лат. De materia medica), созданная в начале 6 века в Константинополе (4). «Пурпурные» кодексы: Евангелие из Росано - манускрипт 6 века на греческом языке, содержащий текст Евангелия от Матфея и Евангелия от Марка. Название рукописи происходит от города, в котором рукопись была найдена. Принцип размещения иллюстраций в виде фриза над столбцами текста характерен для сирийской школы миниатюры 6 в. (Россанское Евангелие). В 2015 году был включен ЮНЕСКО в реестр «Память мира» (5).

1 2 3 4.  5.

Декоративно-прикладное искусство 5-7 вв. (резьба из слоновой кости, ткачество, предметы церковного культа, ювелирное искусство) (1,2) Ватиканский крест Юстиниана II, 2-я пол. 6 в. Рим (3) Изображение процессии с реликварием. Слоновая кость. Византия. 6 век. (4).

1 2 3 4

3. Иконоборческий период (8-нч 9 вв): император Лев III, основатель Исаврийской династии, издал указ о запрещении икон. Периоды иконоборчества и иконопочитания (VIII-IХ) и их отражение в искусстве Византии. «Никейский ангел» - мозаика из Анатолии (1), в которой иконоборцы усмотрели земную красоту, и поэтому вызывавшая критику (VII век, восстановлена после разрушения). Хлу́довская псалты́рь — манускрипт на греческом языке, созданный в Византии около 850 г., предположительно, в константинопольском Студийском монастыре. Одна из старейших сохранившихся псалтырей и одна из трех, оставшихся с IX века. Миниатюра из Хлудовской псалтири: аллегорическое изображение иконоборчества (2). Характерное для иконоборческого периода украшение храмов: Церковь Святой Ирины в Константинополе (3).

 4. Период Македонского Возрождения (867-1056 гг., 9 – 11 вв): классический период византийского искусства, расцвет приходится на 11 век.  Формирование крестово-купольного храма и его главенствующее значение в византийской церковной архитектуре. Купольные центрические постройки в Константинополе: восстановление собора Св.Софии Константинопольской (4).  Сложение системы изображений крестово-купольного храма, мозаики св. Софии в Константинополе: Христос Патократор (5), Иовн Златоуст (6). Памятники иконописи IX—XII веков: иконы «Святой Пантелеймон» (7)   Книжная миниатюра IX-XII веков: «Хлудовская псалтырь», «Парижская псалтырь» (8), «Менология» Василия II.

1 2 3 4 5 6. 7

8.

 

КОмниновский период (12 в)  

В середине XI века в истории византийской иконописи начался второй большой период поисков и развития. Условно его называют комниновским периодом по той причине, что в это время правили династия Дук, Комнинов и Ангелов, и Комнины были наиболее частыми на византийском престоле.

Условно это период с 1056 до 1204 года, когда произошла великая трагедия христианского мира вообще и Византии в частности. Четвертый крестовый поход завершился тем, что один из царевичей Ангелов втянул крестоносцев в восстановление на престоле свергнутого императора, своего отца. В итоге внутренние византийские разборки оказались в руках крестоносцев, которые восстановили Ангелов, но те не сумели расплатиться с ними, как обещали. Кончилось все тем, что крестоносцы захватили Константинополь, убили множество христиан, и это еще более усугубило раскол восточной и западной Церквей. Вообще, 1204 год в истории Византии и византийской культуры стал некоей катастрофой.

 

Но до этого Византия была еще достаточно мощной империей и претендовала на значение вселенской. Понятно, что искусство в ней развивалось очень хорошо. Выделяют два подхода иконописцев этого периода к тому, как надо писать изображения святых, Богоматери, Самого Иисуса Христа.

 

Первый период можно условно назвать подходом гармонии. Интерес православных художников опять обратился к античной традиции, однако и находки, сделанные их предшественниками в условном искусстве, тоже не были выброшены. Поэтому в гармонии иконопись как бы балансировала между античной традицией, с одной стороны, а с другой – традицией, символичной, аскетичной.

 

В этот момент появляется интерес к Иисусу Христу не только как к Богу, но и как Богу, который принял человеческое обличье и прожил на земле 33 года в качестве человека – такой «проторенессанс». Поэтому равновесие сочетания человеческих и Божественных черт во Христе нашло отражение в сочетании подхода реалистического и условного.

 

Какие знаковые иконы, отражающие эту гармонию, можно привести? Это изображение Христа Пантократора, или по-русски Вседержителя, – особый тип иконы: Иисус в виде Судьи после Своего Второго Пришествия, в конце этого мира.

В музее Берлина хранится такая икона первой половины XII века, признанная одним из шедевров этого стиля (1).

Григорий Чудотворец (2)– икона второй половины XII века, которая, к счастью для нас, находится в музее Эрмитаж в Санкт-Петербурге. И, наверное, одна из самых почитаемых в православной Руси икон – знаменитая Владимирская Богоматерь (3), которая приобрела такое название в России, а, вообще-то, это икона константинопольского письма конца XI – начала XII веков. Она была привезена на Русь в 30-е годы XI века, а чуть позже, в 50-е годы, привезена Андреем Боголюбским во Владимиро-Суздальское княжество.

1 2 3

Помимо этого, гармоничного подхода, появился еще один интересный подход, неожиданно перечеркнувший вроде бы уже устоявшийся канон о том, что всех, кто связан с Царством Небесным, надо изображать статичными, потому что это символ вечности. Искусствоведы назвали этот подход комниновским маньеризмом. Дело в том, что для этих икон характерна передача движения, причем не просто движения, а порывистого, подчеркнутого. Условность изображения выражалась в том, что фигуры удлинялись и становились предельно тонкими, что как раз говорило о том, что это не этот мир и не простые люди.

 

В связи с такими духовными контактами и очень большими культурными связями в российских музеях хранится несколько византийских икон в духе этого «комниновского маньеризма». Прежде всего, это оборот знаменитой иконы XII века «Спас Нерукотворный». На таких выносных оборотных иконах была лицевая сторона и обратная. И на обратной стороне изображено поклонение ангелов святому кресту, которые полностью находятся в движении. На этой иконе видны и другие характерные черты «комниновского маньеризма»: кроме движения и утончения фигур, их вертикальной вытянутости, исходящий от Царства Божьего неземной Фаворский свет передается яркими белыми бликами. Впоследствии их будет так любить Феофан Грек.

 

 

Что касается катастрофы 1204 года, которой закончился комниновский период, то, в общем-то, сильного упадка в византийской живописи не происходило. И в разделенной на части Византийской империи, в ее Трапезундской, Никейской частях продолжалось развитие живописи, которую искусствоведы условно называли «искусством около 1200-х годов», чтобы отделить более поздние иконы начала XIII века, но вытекающие из предыдущего этапа, от комниновского периода.

6. Период Палеологовского Возрождения (1261- 1453 гг., 12-15 вв): очень значимый период!!! восстановление Византии и Константинополя после разграбления 1204 года крестоносцами в конце Четвертого крестового похода. Возрождение эллинистических традиций, расцвет мировоззрения исихазма (внутреннего молчания, постижения внутреннего божественного света). Различия в православной и католической церквях в толковании символики Фаворского света (согласно текстам Нового Завета, таинственный Божественный свет в момент Преображения Иисуса Христа). Исихазм – что это внутренний свет просиял. Католики – что это снаружи божественный свет снизошел от Бога. Подъем византийского искусства и культуры палеологовского времени (1261-1453), его связь с борьбой за национальную самобытность.        Развитие культового зодчества: перестройка церкви монастыря Христа Спасителя (совр. Стамбул, храм Кахрие Джами) (1). Монументальная живопись XIII—XV вв. Мозаики и фрески Кахрие Джами — выдающийся памятник ранней палеологовской живописи (2), сцена «Бегство в Египет» (3). Уникальные византийские мозаики базилики Сан-Марко в Венеции (4,5).

1 2 3

4. 5

Иконопись XIII—XV вв.: икона «Двенадцать апостолов» (1), мозаичные иконы (2,3). Движение исихазма и его влияние на художественный язык византийского искусства. Икона «Христос Пантократор» (4). Вклад византийской худ. культуры в искусство средневековой Европы, Ближнего Востока и Закавказья, в развитие искусства и культуры Древней Руси.

1 .2 3 4

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...