Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Искусство «варварских» государств




Империи франков 5-10 вв.

Билет 8.В.1.

Периодизация: 1.Эпоха «великого переселения народов» (конец 4-5 вв.). 2. 395 г (4 в.) – распад единой Римской империи на Восточную - Византию (395-1453 гг., просуществовала 1 тысячу лет). и Западную (просуществовала 80 лет). 3.Падение Западной Римской империи в 5 веке и образование «варварских» государств империи франков: эпоха Меровингов (5-8 вв), 4. Империя франков эпохи Каролингов (8-9вв), 5. Оттоновское возрождение (кц 10 в) в Германии.

Эпоха империи Меровингов. Взаимодействие римской городской культуры с искусством и верованиями кочевых народов. Принятие христианства и его ведущая роль в формировании искусства западноевропейского средневековья. Архитектура: крипта (подземная усыпальница) в Жуарре (1), гробница остготского короля Теодориха в Равенне 6 в. (2). Скульптура. Рунические камни 7-11 вв. в Скандинавских странах, Ирландии, Британии: мраморная «Плита Зигуальда» 8в.(3). Орнаментально-декоративный характер плоского рельефа. Характерные мотивы: плетения из лент и жгутов, изображения виноградных лоз, декоративных крестов, венков с монограммой Христа, птиц. Распространение «звериного» стиля (6-8 вв.), орнамента «варварская плетенка» (4).

1 2 3 4

Распространение резьбы по дереву: предметы из Осеберга -кургана эпохи викингов (9 в.) на юге Норвегии, женское погребение в корабле-драккаре (1) с богатым инвентарём, деревянными предметами, покрытыми резьбой в зверином стиле(2,3,4). Драккар викингов в Средневолжье: «Заморские гости» Николая Рериха 1901, Третьяковская галерея (5).

1 2 3 4 5

Драккар

 

Развитие книжной миниатюры меровингов. Скриптории – мастерские для создания рукописей при монастырях: Луксейль, Флер и Корби. Характерные черты: орнаментальный характер, «ковровые страницы», зооморфические инициалы – «Геллонский сакраментарий» (1); ирландская миниатюра, ее характерные особенности: абстрактность изображений, линеарно-плоскостная трактовка форм: «Книга из Дурроу» стр с символом Иоанна (2), Книга из Келлса или Келлское Евангелие; конец 8 – начало 9 в.(3,4,5) «Евангелие из Эхтернаха» 8 в. стр со львом Святого Марка (6)

1 2

3. 4 5

6

Декоративно-прикладное искусство кочевников Евразии в хунно-сарматскую эпоху: «филигранный» и «полихромный» стили. Филигрань: ювелирная техника создания изделия в виде узорчатой сетки из тонкой кручёной проволоки -распространение мотива плетения (1). Полихромный стиль – дополнение золотых и серебряных украшений вставками из цветных камней. Характерное сочетание золота или золоченой меди с гранатами и рубиново - красным стеклом: фибулы из Чезены в Италии (2). Фибула - металлическая застёжка для одежды, одновременно служащая украшением. Мотив пчел – в искусстве Меровингов (3). Позолоченная курочка г.Монца в Италии, 6 в. Предметы культа: чаши, кресты, оклады церковных книг, вотивные (символические, приносимые в дар Богу) короны (корона Рецесвинта – символ признания правителем власти Бога над собой и народом).

1 2 3. 4  5

Эпоха Каролингов (последняя четверть 8 – первая половина 9 в.) - искусство периода империи франков, основанной Карлом Великим (768 – 814), объединившим земли совр.Франции, Германии, Италии, Испании (1). Он был коронован папой римским как римский император, преемник византийского Константина VI.  «Каролингское» Возрождение: культ образованности и рукописных книг, обращение к античной и раннехристианской традиции, подражание античности и одновременно смешение восточных, византийских и «варварских» влияний и традиций в искусстве. Монастыри и церкви - культурные центры эпохи.

Архитектура. Новый тип сооружений: бург – укрепленный военный лагерь, прообраз будущего замка; монастырского комплекса: сторожевая башня 8 в. в Нормандии (2). Базилика с выраженным движением с запада на восток, от входа к абсиде. Вестверк - это монументальный западный фасад церквей, расположенный перпендикулярно главному нефу. Вестверки характерны для церквей эпохи Каролингов, Оттонидов и церквей, построенных в романском стиле. Вестверк состоит из основной башни и двух примыкающих башен. Обычно вестверк имеет вид мощного крепостного сооружения. Если восток (место восхода Солнца) ассоциируется с Христом, то запад (место заката) ассоциируется с силами зла, которым нужно противостоять. Часто в вестверке располагается алтарь Архангела Михаила — борца с силами зла. Старейший вестверк в Германии - в аббатстве Корвей (3). «Дворцовая капелла в Аахене в Германии (мастер Эйд из Меца, 805г.; место захоронения Карла Великого) (4) и «Ворота монастыря в Лорше» ок. 800 г.(5) - уникальные нетипичные сооружения. Монументальная живопись. Мозаика в оратории Теодульфа Орлеанского в Жерминьи-де-Пре в совр. Франции- одна из немногих сохранившихся времени Каролингов. На ней два ангела с распростертыми крыльями указывают на Ковчег Завета (6).

1 2 3. 4 5 6

        Аахен –столица империи Карла Великого -славился циклом исторической живописи, которая не дошла до нас. Известно, что позже частные покои императорского Дворца в Ингельхайме на Рейне Людовика Благочестивого (сына Карла Великого) были украшены сценами из мировой истории.

Возникновение церковных росписей как «Библии для неграмотных». Расположение сюжетов в церкви: Христос Пантократор (Вседержитель). Фрески церкви св. Иоанна в Мюстайре в Швейцарии (1,2). Мозаики греческих мастеров абсид базилик Санта-Мария - ин – Доминика: мадонна с платком (2), Базилика Св.Пракседы с мозаикой «Райский сад», обе 817 – 824; Рим (3), подземной церкви Сан-Клементе (847-855; Рим). Фрески среднего яруса Базилики с надписями на итальянском (4).

1 2 3 4. 5

 Расцвет книжной миниатюры. Слово «минюра» (от латинского названия киновари – красной краски (minium), которой было принято выделять начало текста). Сочетание декоративного и иллюстративного принципов. Возникновение центров изготовления рукописных книг при монастырях (скрипториев) в Ахене, Реймсе, Туре и др. «Евангелие Годескалька» 781 – 789 гг., Ахен (1). «Утрехтская Псалтирь» 9 в. (2) – новое – изобразительное повествование, состоящее из сцен битв и охот, пиров и сельскохозяйственных работ. Евангелие Эббона: изображения евангелистов (3) Библия императора Карла II Лысого (846 – 851, Тур): сюжет поднесения книги императору - одно из первых изображений реального события (4).

1 2 3 4.

       Декоративно-прикладное искусство и пластика. Литургический гребень(1) со сценой «Распятия» (9-10-вв.), изделия из серебра: Палиото (2) базилики Амброджио в Милане (835). Палиото -облицовка стенок алтаря с применением серебра, золота, скульптурных и чеканных рельефов, эмалей, поделочных и драгоценных камней. Выполнялась мастерами-ювелирами, чеканщиками. Культ священных реликвий, связанных с жизнью Христа. Богоматери, апостолов. Статуарная пластика: реликварии -фигура св. Веры в аббатстве Конк конец X в.(3), конная статуэтка музея Клюни (или Карла Великого; Париж). Реликварий из Аахенской капеллы с бюстом Карла Великого. Ювелирное искусство, предметы христианского культа: корона Карла Великого. Бронзовая и деревянная пластика малых форм. Распад империи Карла Великого. Образование феодальных государств на территории Франции, Германии и Италии.

1 2 3 4 5 6.

Оттоновское возрождение- краткий период (в конце Х в.) подъёма культурной жизни в Германии при императорах-франках из Саксонии—Оттонах. При дворе Оттона I возродилась Академия, переписывались рукописи, предпринимались попытки распространения знания классической латыни и римской литературы. При дворе и соборах возникли школы.

 

 

- разработана оттоновская каллиграфия. Возрождение Римской империи

Искусство Каролингов и Оттонов стало прологом романского периода в искусстве.

Романский стиль (11-12 вв.)

Билет 9. В.1.

Возрождение Римской империи. Ведущая роль церкви в политической и общественной жизни эпохи. В «оттоновское возрождение» 10 в. восстановлена Римская империя (с 1512 года-Священная Римская империя германской нации), просуществовавшая с 962 по 1806 годы (с 10 по 19 век) и объединявшая ряд территорий Европы: Германия стала её ядром, + северная и центральная Италия, Чехия, часть Франции. Империя рассматривалась как продолжение античной Римской империи и франкской империи Карла Великого, но была децентрализованной со сложной феодальной иерархической структурой, объединявшей несколько сотен территориально-государственных образований. Во главе стоял император. Этот титул не был наследственным, а присваивался по итогам избрания коллегией курфюрстов. Власть императора никогда не была абсолютной и ограничивалась высшей аристократией Германии, а с конца 15 века — рейхстагом, представлявшим интересы сословий империи. Священная Римская империя существовала до 1806 года и была ликвидирована в ходе наполеоновских войн, когда был сформирован Рейнский союз, а последний император Франц II Габсбург отрёкся от престола.

11-12 века: романский стиль. Расцвет феодальных государств Европы, средневековых городов, формирование городской культуры. Термин «романский» возник в 19 веке, когда была установлена связь архитектуры 11-12 вв. с древнеримской архитектурой (круглые арки, бочкообразные своды, апсиды, аканты и т.д.), что связано с возрождением Римской империи при франкских правителях Оттонах в Германии в 10 веке. Ведущая роль архитектуры и ее синтез со скульптурой и живописью. Христианская культовая и светская архитектура–массивная, основательная, имела дополнительно оборонительное значение. Монастыри-крепости и замки-крепости были каменными сооружениями и служили убежищем крестьянам деревень в дни войн. 3 типа романских храмов: основной –базилика, +купольный, зальный. Базилика – существовала в римскую эпоху для светских нужд, была переосмыслена. В романской архитектуре базилика вытянута по оси запад-восток, восточная часть – алтарь, западная – основной вход. Основной вектор: горизонталь, в плане крест (символ крестного пути). План базилики усложнился по сравнению с античной эпохой за счет прибавления трансепта (поперечного нефа) и башен. + каменные свободы вместо пожароопасных деревянных. Внутри ряды колонн делят пространство на нефы. Центральный неф на востоке завершается полукруглой апсидой с алтарём. В восточной же части перед апсидой нефы пересекаются трансептом. Над пересечением нефов и трансепта – средокрестии – стоит главная башня-призма. Западная часть базилики – вестверк, это наследие каролингов. Небольшие окна –внутри сумрачно. Трансепт по краям также оформлен башнями, которые часто украшены опоясывающими их аркатурными поясами из маленьких арок. Монастырские храмы – хранилища реликвий. Начались массовые паломничества в Иерусалим к месту воскрешения Христа и с целью поклонения священным реликвиям по пути во время остановок в крупных монастырях, способных вместить паломников. Так возникли паломнические церкви -базилики, с нововведениями романского стиля: они отличались наличием в восточной части хора с венцом капелл -хранилищ реликвий + появление на западном фасаде трех входов – порталов. На смену плоским деревянным потолкам с балочными перекрытиями пришел цилиндрический свод и крестовый свод (пересечение цилиндрических). Как и сама базилика такой свод уже был в Древнем Риме (в романском стиле возвращение к римским архитектурным элементам).  Возникли крупные городские Кафедральные соборы, с кафедрой архиепископа, где проходили и светские церемонии – свадьбы, приемы послов с его участием, а также с участием герцога, или короля Кафедральный собор в г.Пиза, Италия (1,2, 3,4).

1 2

3

 

4

Зальный храм - однонефный храм без трансепта (проповедническая церковь, церковь нищенствующих орденов): собор Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье, Франция(2).   Купольный храм – храм с купольным перекрытием, центрическая постройка, восходящая к древнеримской архитектуре. Пример: Кафедральный собор Св. Петра в Ангулеме, Франция(3). Все эти три типа романских храмов получили развитие в рамках трех соответствующих архитектурных школ.

 2          3

Светская архитектура: замок – жилище и крепость феодала (бург), средневековые города.

Скульптура: на порталах базилик со сценами Страшного суда и спасения души и резные капители колонн – повествовательные капители. (в соборе Сен-Лазар в Отёне изображения на темы Библии и басен древнегреческого поэта Эзопа). Романский рельеф восходит к орнаменту периода «варварских государств» -варварская плетенка, но если раньше фигуры были частью орнамента, то в романском стиле они выходят на первый план. Считалось, что творец всего сущего один – Бог, поэтому имена архитекторов этой эпохи до нас не дошли.

Романский стиль Германии. Архитектурные школы: саксонская: базилика Св.Михаила в Хильдесхайме(1), базилика Св.Кириака в Гернроде (2); хирсауская: базилика в Гурке(3), рейнская (Кафедральные соборы в Шпейере, Майнце, имперская базилика Св.Петра в Вормсе (4), Бонне, хор Страсбургского собора, аббатство с базиликой Св.Марии в Лаахе(5), вестфальская-кёльнская: купольная церковь Св. Марии на Капитолии в Кёльне(6).

1 2        3

4        5 6

Бюргерское строительство в городе. Развитие скульптуры, обилие скульптурного декора на фасадах храмов (Вормс: рельеф со сценой рождественского вертепа (1), скульптура «лев нападает на ранних христиан» (2), листья аканта (со времен греков, исп. в капители коринфского ордера 3). «повествовательные капители» (4,5)

1 2 3 4 5

Романский стиль Франции. Цилиндрическкая базилика Сен-Сернен в Тулузе(1). Купольная церковь Сен Фрон в Перигё (2). Зальная церковь Нотр-Дам-ла-Гранд в Пуатье(3). Экспрессивный характер декора порталов церкви Св.Петра в Муассаке (4), тимпан портала собора Св.Лазаря в Отёне (5), главная реликвия собора по преданию– мощи Лазаря, воскрешенного Христом. Скульптуры порталов церквей в Муассаке, Шартре, Отене.

1 2   3

4        5

Романские замки и крепостные сооружения: крепость Каркассон (1,2). Монументальная и миниатюрная живопись: Каркассон (3). Замок Сюлли (4)

1 2 3 4

Романский стиль в Италии. Античные и раннехристианские традиции. «Инкрустационный» стиль Флоренции: базилика Сан Миньято аль Монте (1), флорентийский баптистерий (2). Декорировка фасадов храма и башен архитектурными поясами: Пизанский ансамбль (3). Живопись: византийские и западные элементы: фреска Битва архангела Михаила с драконом, Сен-Савен сюр Гартан.Пуату,12 в. (4). 

1 2 3 4

Англия: книжная миниатюра: «Три волхва» из псалтыря Св. Олбана, Англия, 12 век. (5)

Винчестерская библия (Нью-Йорк, коллекция Моргана), 12 в.: фризовая композиции. «История царя Давида» (6), инициалы (7).

5 6 7  

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...