Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История искусства Западной Европы: готический стиль (13-14 вв.)




Билет 10. В.1.

Современники называли новый стиль «французской манерой», потомки – готикой. Термин "готический "впервые в употребление ввел Джорджо ВазАри - основоположник искусствознания, живший в эпоху Возрождения (16 в), обозначив искусство «варварских» государств, отошедших от римского классического эталона. Первоначальное название стиля «французская манера» указывает на то, что готика родилась во Франции. Периодизация: ранняя кц 12 в, базилика аббатства Сен-Дени в пригороде Иль-де Франс под Парижем (1); зрелая, или высокая 13 в., соборы Парижской богоматери, Шартра (2), Реймса, Амьена; «лучистая» готика: по более сложному узору «готической розы», расходящемуся лучами; Сен-Шапель (Святая капелла) в Париже (3), а затем поздняя «пламенеющая» готика кц14 - нч15вв. Миланский собор в Италии, окончен только в нч19 веке, оформлением фасада по распоряжению Наполеона (4).

1 2 3 4

Готическая эпоха – время рыцарства и Крестовых походов против мусульман с целью отвоевать Иерусалим, и против Византии, чьи императоры в военных конфликтах иногда принимали сторону соседей-мусульман. Заимствования: из мусульманской архитектуры в Европу пришли стрельчатые арки, из Византии особое понимание роли света в храме. Ведущая роль архитектуры. Расцвет средневековых городов с их коммунами. Типы планировки городов: городской собор XIII – XIV столетий, его важное градостроительное, культовое и общественное значение в жизни города. Главным стал Западный фасад с центром в виде витражного круглого окна («готическая роза») над центральным порталом (сверху над входом архивольт+ тимпан) перед этим фасадом располагалась главная площадь города. Большие Кафедральные городские соборы строились столетиями на средства горожан, главный архитектор получал статус «доктор». Готика переняла тип романской базилики с трансептом и башнями, но сильно изменила принцип архитектуры, отказавшись от несущей стены, используя каркас. Это облегчило конструкцию и позволяло устремить здание вверх. Синтез архитектуры, скульптуры и ДПИ в создании художественного образа готического собора. Самые ранние обнаруженные витражи 5-6 вв. в Германии и Англии, однако только в готику витраж становится обязательным элементом архитектурного стиля культового здания: витражи Шартра (1), Сен-Шапели (2). Наружный декор собора связан с облегченной конструкцией храма: статуи-колонны: «Неразумные девы Магдебургского собора» (3), рельефы порталов, появление круглой скульптуры, рождение готической скульптурной группы (северный портал Шартрского собора), s-образный изгиб позднеготической скульптуры. Культ богоматери как заступницы человека, образ «Прекрассной Мадонны»: статуя церкви святого Фоиллана в Аахене, Германия (4). Изображение мифических существ-гаргулий – скульптурных выступов водосточных желобов: собор Парижской Богоматери (5).  

1 2 3   4 5

Появились строительные ложи – объединения ремесленников разных специальностей. Здание ратуши: в Мидделбурге, Нидерланды и ратуша в Лёвине, Бельгия (1), городской банк. Дома горожан (стены, выходящие на улицы, были глухими – без окон, из соображений безопасности «мой дом – моя крепость», 1 этаж – лавка, 2 – жилой, 3 -спальни). Феодальный замок: Рейнланд-Пфальц, Германия, главная башня – Донжон. Стиль «интернациональной» готики в изобразительном искусстве и его противоречивый характер: сочетание реалистической конкретности в изображении действительности и религиозной условности. Ведущая роль аллегории и символа в системе художественных образов. В готической рукописи изменился вид страницы: употребление остроугольного письма с кц XII века придало тексту вид ажурного узора, в который были вкраплены различные по виду и величине инициалы. Лист готической рукописи с рассыпанными сюжетными инициалами и малыми буквицами, имевшими орнаментальные ответвления в виде усиков, производил впечатление филиграни со вставками из драгоценных камней и эмалей. +Иллюстрации, звучные по чистым краскам, с реалистическими деталями наряду с растительной орнаментикой, религиозные и бытовые сцены. Нидерланды: книжная миниатюра братьев Лимбург «Великолепный часослов герцога Берийского»: страница с изображением Сент-Шапели Парижа (3)

1. 2 3 4

Готический стиль во Франции (12-14 вв).   Стиль ранней готики. Известны место и время рождения готики: королевское аббатство (монастырь) Сен-Дени в окрестностях Парижа (Иль-де-Франс), где покоились французские короли династий Меровингов и Каролингов. С 1137 по 1144 гг. настоятель аббат Сугерий перестроил церковь по собственному проекту, решив воплотить в архитектуре мысль, что «Бог есть свет», следуя учению раннехристианского богослова Дионисия Ареопагита, где и каждое живое существо – это часть божественного света, и весь мир – это световой поток. Чтобы прихожане могли это ощутить, он ввел цветные витражи, льющийся сквозь них свет преображал интерьер. В этом состояло значение цветной витражной живописи. Однако для этой задачи требовалось увеличить размеры окон, что исключала романская архитектура. Были разработаны принципы готической каркасной конструкции и ее основные элементы. Чтобы сделать большие окна, с наружных сторон храма ставились котрафорсы (1), принявшие на себя распор сводов, они видны только снаружи. А изнутри - впечатление невесомой прозрачной стены. Основу конструкции составлял крестовый нервюрный свод (2) – скелет свода, заполнявшийся распалубками (элементами свода). Арки нервюр приобрели стрельчатую форму – у таких меньше распор, главное давление в них не в стороны, а вниз, на саму опору. Опоры, а не стена, стали основной несущей частью готической архитектуры. Позже в зданиях, где средний неф был выше остальных, использовались аркбутаны (3,4) – специальные соединительные арки, перебрасываемые от центрального нефа к контрафорсу, передавая ему нагрузку. С выделением строительного каркаса стена больше не несла груз свода, не удерживала его распор. Она стала тонкой, а прорезывающие ее оконные проемы могли быть сколь угодно большими. Храм становился легким и мог стремительно расти вверх. Если романский храм имел в плане крест, вектор планировки –горизонталь, и воплощал идею Крестного пути, то готический с его устремленностью ввысь, вектором планировки – вертикалью, воплотил идею Вознесения.

1. 2

3  4

Приемы, примененные аббатом Сугерием, по отдельности использовались и раньше, до него не объединялись в одной постройке. Важнейшее достижение готической архитектуры – облегчение конструкции за счет выделения в здании строительного каркаса (1).

Первый готический собор в Иль-де-Франсе, Сен-Дени. Зрелая готика: Собор Парижской Богоматери (реликвия – Терновый венец), его композиция, значение. Собор в Шартре и его витражные композиции. Готические соборы в Реймсе (место коронации французских монархов, +витражи Марка Шагала 1974 года) (1) и Амьене (2). Сент-Шапель в Париже. Руанский собор (3). Замки-крепости готического периода.

Развитие готической скульптуры. Расширение тематики и выразительных средств готической скульптуры, преобладание круглой пластики в скульптурном убранстве собора (скульптура соборов в Реймсе и Амьене). Порталы Сен-Дени, Шартра, Нотр-Дам-де Пари. Готический тимпан, разновидности композиции. Появление светской монументальной скульптуры – донаторские портреты:  поздняя готика -статуя Карла V и его жены Жанны Бурбонской ок. 1375, Лувр (4).   Французская книжная миниатюра.

1  2 3 4

 Готический стиль Германии (12-14 вв). Сохранение романских традиций и форм в готической архитектуре Германии: Кафедральные соборы в Бамберге (1), Страсбурге (2), Фрейсбурге (3), Кельне (4). Характер скульптурного декора готического собора в Германии: драматизм, экспрессивная грубоватость языка пластических форм. Индивидуальная характерность образов. Скульптура Страсбургского собора (5), Бамбергского и Наумбургского соборов. Ута фон Балленштед и Эккехард в Наумбургском соборе, ок.1250—60 (6).  Статуи Кельнского собора (7). Гражданская архитектура Германии. Ратуши, дома купеческих гильдий, типы жилых домов горожан (бюргерские, стиль фахтверк с 14 века: дом в Кведлинбурге(8), и дома феодалов, напоминающие башни-донжоны). Замки – крепости (пфальцы) (9).

1. 2 3 4

5 6 7 8

Готический стиль Англии (13-15 вв) Культурные связи Англии и Франции. Своеобразие английского готического храма. Периодизация:1) ранний период английской готики - ланцетовидный стиль; Собор в городе Дареме ок. 1130 - 1133гг(1) 2) зрелая готика (1272-1349) – «декоративный, или украшенный стиль» - (англ. Decorated Style); собор Солсбери (1220-1266); неф собора Вестминстерского аббатства (перестроенный в 1245-1269 гг.), своды собора в Уэллсе 1285-1340 (2).  3) поздняя готика (2-я пол 14 - 15 вв) - «перпендикулярный, или вертикальный стиль»; ч асовня Королевского колледжа в Кембридже (3).

Кентерберийский собор (4). Собор в Линкольне (5). Собор в Уэльсе(6). Вестминстерское аббатство в Лондоне(7). Широкое распространение скульптурного декора на фасадах готических храмов Англии. Английская миниатюра, ее орнаментика и особенности декора.

1 2 3 4

5. 6 7

Готическое искусство – важное звено в развитии европейской художественной культуры, в формировании национальных художественных школ.

Основные архитектурные элементы: каркасная конструкция, контрфорсы, аркбутаны, нервюрный свод, стрельчатые (ланцетовидные) своды и окна. Основные элементы архитектурного декора: витраж, портал с тимпаном в виде скульптурного рельефа+архивольт, статуи-колонны, масверк (декор окон, ажурные фризы), вимперг, фиал, пинкаль, крестоцвет, крабб.

Портал (1) - архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, имеющий масштабное обрамление с подробно разработанной орнаментацией. Перспективный портал готики:

Тимпа́н (2) в архитектуре — плоскость между проёмом арки и лежащим на ней антаблементом; углублённая часть стены над дверью или окном, обрамлённая аркой. В тимпан помещают рельеф, живопись или мозаику на религиозный сюжет в храмах, или гербы. Чаще треугольной, полукруглой формы. В романском стиле и готике основной сюжет «Страшный суд»: в центре композиции фигура Христа, а по бокам — ангелы и демоны.

Архивольт (2) - обрамление арочного проёма над тимпаном, выделяющее дугу арки из плоскости стены

Статуи- колонны (3) статуарноеобрамление входаили архитектурного пояса

Вимперг (4) - остроконечный щипец над порталами и оконными проёмами готических зданий. Как правило, увенчивался крестоцветом, часто украшался резьбой, краббами и другими декоративными элементами. Одним из предназначений вимперга является зрительное увеличение высоты сооружения.

2 3 4

Крестоцвет, или флерон (1) – декоративный элемент готики, украшение в виде стилизованного цветка, как правило образованного четырьмя ответвлениями-краббами от вертикального стержня. Служит декоративным завершением фиалов, вимпергов.

Крабб (2) – крюкообразный декоративный элемент, часто присутствующий в готической архитектуре. Выполнен чаще всего в форме вырезанных из камня закрученных листьев, почек или цветов, установленных через равные промежутки на шпилях, пинаклях, вимпергах

Фиал (3) – декоративный элемент готики, декоративное завершение пинаклей и других архитектурных элементов.

Пинакль (4) – декоративный элемент готики, башенка в романской и готической архитектуре — декоративная копьевидная башенка, часто увенчиваемая остроконечным фиалом. Пинакли ставились в основном наверху контрфорсов, также на уступах контрфорсов и башен, на коньках и столпах стен. Конструктивной функцией пинакля является пригруз опоры аркбутана, чтобы предотвратить её сдвиг. Для данной цели пинакли нередко утяжеляли свинцом.

1 2 3 4

Витраж – вид монументально-декоративной живописи, может относится как к живописи, так и формально к ДПИ, композиция из цветного стекла в металлическом обрамлении, рассчитанная на сквозное освещение (окна, входная группа и др.).

Ма́сверк (с нем. — «чертёжная работа») (6) – декоративный элемент готики, каркасный орнамент, все элементы которого построены при помощи циркуля. Состоит из стилизованных трилистников либо четырёхлистников, кругов и их фрагментов. Ланцетовидные окна, стена собора Девы Марии в Солсбери (Англия)

Масверк в венецианской готике (Италия): Дворец Дожей, Дворец Ка-д'Оро, или палаццо Санта-София на Гранд-канале

 

Билет 11. В.1. Искусство Нового времени: Эпоха Возрождения в Италии (кц 13-16вв). Термин «Возрождение» или по-французски « Ренессанс» в 19 веке введен французским историком Жюлем Мишле, но подобное понятие встречается уже в 16 веке в работах итальянского основоположника искусствоведения Джорджо Вазари. Периодизация 1) Предвозрождени е (Проторенессанс, или Дученто, «эпоха Данте и Джотто», 2-ая половина 13-14вв.): флорентийская и сиенская школы. 2). Раннее Возрождение (Треченто, 15 век): сиенская, умбрийская, падуанская, ламбардская, флорентийская, болонская, пизанская школы; 3) Высокое Возрождение (Кватроченто, кц 15 – первые 20 лет 16 вв.) – флорентийская школа; Рим как художественный центр; 4) Позднее Возрождение (Чинквеченто, 2-ая половина 16 в.) – венецианская школа.

Италия не была единым государством, а была раздроблена на самостоятельные города-государства, соперничающие между собой. В то же время эта территория - наследница античных традиций Древнего Рима, вобравшего и переосмыслившего греческую культуру, здесь и зародилась культура Возрождения раньше, чем в других странах. Рост и укрепление экономики и политического значения коммун, превращение их в города-государства (республики), развитие торговли и производства привели к зарождению капиталистических «рыночных» отношений. Все это вело к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой церковной культурой, её аскетичный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов. В становлении мировоззрения Возрождения свою роль сыграло и падение Византийской империи в 15 веке. Перебравшиеся в Европу византийцы привезли с собой свои библиотеки и произведения искусства, не известные средневековой Европе. Стали читать греческих и римских авторов, античную историю. В Византии никогда не порывали с античной культурой. Ценностью становится индивидуальность человека, личность, творческий дух, стала цениться новизна и оригинальность, происходит отход от средневекового канона в искусстве.  Флоренция – стала ведущим центр итальянской культуры этого периода. Возврат к авторству, традиция подписывать свои произведения. Возникает история искусства, с жизнеописаниями художников, скульпторов и зодчих. Публику интересует не только само произведение, но и его автор с обстоятельствами жизни, поступками и высказываниями. История искусства Возрождения – это история имен и  биографий художников.

Предвозрождение – сочетало черты поздней готики и возрождения.  Появилась литература на народном итальянском языке. Поэты Данте («Божественная комедия»), Петрарка, Боккаччо сыграли важную роль в развитии светской литературы. Становление нового мировосприятия, основанного на интересе к реальной действительности, к человеку. Два центра нового искусства: соседствующие Флоренция и Сиена, оба города – в области Тоскана совр. Италии.  Флорентийская школа живописи: творчество Чимабуэ (Ченни ди Пепо, 1240/50-ок. 1302), одного из последних продолжателей византийской традиции; «Мадонна с младенцем и ангелами» кц 13 века(1), изображение ангелов (2,3 из собрания Художественного музея г. Падуя) – светотеневая моделировка одежды в отличие от византийской традиции, где не должно быть теней в символическом изображении сотканных из света персонажей. Еще более новаторский характер творчества архитектора и художника Джотто ди Бондоне 1266/67-1337гг, центральное значение его художественной реформы в развитии реалистического искусства эпохи Возрождения. Созданный им тип стенного панно стал главной декоративно-композиционной темой монументальной живописи эпохи Возрождения: ключевая его работа - фрески капеллы Святой Марии Милосердной в Падуе 1308-1310 гг.(4) Храм прозван Капеллой дель Арена, так как построен на месте арены античного амфитеатра, и также Капеллой Скровеньи, по имени заказчика (донатора). Это место рождения изобразительного искусства эпохи Возрождения.

1 2 3 4

Цикл фресок Джотто в три яруса (1), в орнаментальных поясах, о земной жизни Христа имел новаторские черты: психологизм (композиция строится на реальных отношениях между персонажами, выраженными во взглядах, мимике и жестах), прямая перспектива в изображении архитектуры в условном еще пространстве, светотеневая моделировка фигур: «Бегство в Египет» (2), «Поцелуй Иуды» (3). Драматургия сцен.

1 2 3

В одном из эпизодов «Страшного суда», сам заказчик (Энрико Скровеньи) протягивает Богоматери в сопровождении святого Иоанна и Екатерины Александрийской модель капеллы в качестве пропуска в Царствие небесное (донаторский портрет), это один из первых портретов эпохи Возрождения (1). Из-за ограничений архитектурного плана Джотто использовал архитектурные обманки: искусно определил точку перспективы в центре капеллы и нарисовал между панно профили балок, а также ложные пьедестал и лоджии верхнего яруса, умело согласовав естественный свет из окон с освещением на его картинах. Изобразил две комнаты рядом с настоящим хором, которые были запланированы, но не построены (2): дорисовал недостающие пространства и т.д. Тот же принцип стенного панно во фресках Чимабуэ и Джотто использовали раньше в церкви Сан Франческо в Ассизи 1280-е гг.(3,4)  

1 2 3 4 5 6

Башня Джото (5) - колокольня, или по-итал Кампанила при соборе Санта Мария дель Фьоре  во Флоренции имеет черты романской («инкрустационный стиль») и готической архитектур: масверк, стрельчатые проемы (6). Кампанила строится отдельно от храма, возле него.

 

Художественное своеобразие сиенской школы. Черты утонченной изысканности и декоративизма в искусстве Сиены, они как ювелиры украшали поверхности утонченными стилизованными фигурами. Сохранение элементов византийской традиции при влиянии североевропейской готики: образ Девы Марии сближается с образом возлюбленной рыцаря – Прекрасной Дамы: идеализация изящества и красоты.   Творчество Дуччо ди Буонинсенья (ок.1255-1319): «Маэста́»» итал. «Возвеличивание» (1308-1311) –алтарный образ Богоматери с младенцем во Славе – в окружении святых и ангелов для собора Сиены – большое событие в жизни города(1). Главным учеником Дуччо был Симоне Мартини (ок.1284-1344), прославивший Сиену, работая по заказу королей и римского папы: «Благовещенье» 1333(2). «Кондотьер Гвидориччо де Фольяни» (3) с завоеванными им крепостями. Симоне Мартини стал первым художником, возведенным в рыцарское достоинство.

1 2 3

 

Раннее Возрождение (15 в.): распространение гуманизма, героизация личности. Изучение античной культуры, творческое переосмысление ее наследия. Связь искусства и науки. Изучение законов линейной перспективы, строения и пропорций человеческого тела. Теоретическое обоснование нового искусства (трактаты Л. ГибЕрти, Л.Б. АльбЕрти). Архитектура: расцвет итальянских городов-государств в XV веке. Обращение к античному наследию: новые поиски выразительных и тектонических возможностей архитектуры для воплощения идеи соразмерности мира и его гармонии. Сложение нового типа светского здания (палаццо – квадратные в плане дворцы, занимавшие целый квартал, общественное здание, вилла) и культового храма (идеи центрического и базиликального храмов). Филиппо Брунеллески (1377-1446) и его сооружения: дом детского приюта-госпиталя с аркадами, 1419(1), купол собора Санта Мария дель Фиоре 1420 (2), капелла Пацци 1430 (3), фасад палаццо Питти во Флоренции 1440-е гг.(4). Леон Баттиста Альберти (1404-1472) – теоретик, архитектор, инженер. Его книги: «О живописи» -1435; «Десять книг о зодчестве»,1452. Архитектурные сооружения Альберти: палаццо Ручеллаи 1446-1451 гг (6), фасад церкви Санта Мария Новелла 1470 г (7) (оба - Флоренция), церковь Сан Андреа в Мантуе 1472 (8).

1 2 3 4

6 7 8

 

Скульптура: новые приемы пластического языка, основанного на изучении натуры и на обращении к античным традициям; развитие ренессансного рельефа и круглой скульптуры (монумент, надгробие, скульптурный портрет) в творчестве Гиберти, Донателло и Вероккио. 

Творчество Лоренцо Гиберти (1378-1455). Идеализирующие тенденции и черты реализма в его произведениях: две пары бронзовых дверей для флорентийского баптистерия Св. Иоанна Крестителя, Сан Джованни(1): первые «северные» (1,2 фрагмент) 1401-1424 гг; вторые «восточные», или «Райские» с позолотой (3,4) –1425-1452гг. В них вся жизнь мастера. Использовал прямую перспективу в своих композициях

1 2 3 4 5

Творчество Донателло - Донато ди Никкколо ди Бетти Барди (1388-1466) – глава нового реалистического направления в скульптуре. Изучение античной скульптуры, изображение обнаженного тела, проблемы развития свободно стоящей статуи, конного монумента, рельефа. Работа над образами Давида, 1408-1409 (1), Иоанна Евангелиста 1408-1415, св. Марка 1411-1412 (2), св. Георгия 1416. Статуи ниш башни флорентийского собора (1420-1430): образы Иеремии, Аввакума. Деятельность Донателло в Падуе (1433-1443): рельефы падуанского собора св. Антония (1433); Бюст Никколо да Удзано (1430-е гг) и конная статуя кондотьера Эразмо ди Нарни «Гаттамелатта» (3,4), или «Пестрая кошка» в Падуе 1443-1453 гг. – его голова как образец гипсовых бюстов по учебному рисунку. Поздний флорентийский период: бронзовая группа «Юдифь и Олоферн» (1456-1457), «Мария Магдалина», рельефы кафедры флорентийского собора.

Скульптурные и живописные произведения Андреа Вероккио (1435-1488). Бронзовая фигура Давида 1476 (1), конная статуя кондотьера Бартоло Коллеони в Венеции 1479-1496 (5), картина «Крещение» 1476 (6). Вероккио – учитель Леонардо да Винчи.

1. 2 3 4 5 6

Живопись Раннего Возрождения. Формирование локальных художественных школ (флорентийской, пизанской, сиенской, болонской, падуанской и др.).

Мазаччо (1401-1428) – флорентийская школа, родоначальник реализма в живописи XV века. Индивидуальность характеристики, выразительность передачи человеческих чувств и отношений. Фрески капеллы Бранкачи (1) церкви Санта Мария дель Кармине 1425-1427, Флоренция: «Изгнание из рая» (2), «Чудо со статиром (податью)» (3), автопортрет (4).

1 2 3 4

 

Обобщенность и лаконичность монументальной формы в живописи. Формирование нового художественного языка, основанного на пристальном изучении законов реалистического отражения действительности. Использование научно обоснованного метода математической или линейной перспективы, разработка теории пропорций, изучение законов оптики и анатомии. Овладение средствами линейной и воздушной перспективы.

Творчество Сандро Боттичелли (1444-1510) – «поэта линий», флорентийская школа. Противоречивый характер его искусства. Произведения Боттичелли: «Поклонение волхвов» ок. 1475(1, с автопортретом), «Весна» ок.1478 (2), «Рождение Венеры» ок. 1485(3), «Венера и Марс» ок. 1500 (4). Точность и выразительность рисунка, сила экспрессии исполнительской манеры, тонкость передачи чувств и настроений.

1 2 3 4

Творчество Пьеро делла Франческа (1410/20-1492), флорентийская школа. Повлиял на развитие искусства Италии второй половины XV века. Трактаты о перспективе, пропорциях и правильных геометрических телах. Цикл фресок в церкви Сан Франческо в Ареццо: «История царицы Савской» (1450-60) (1). Парные портреты четы Монтефельтро (2). «Бичевание Христа» (3). Эпичность образов, лаконичность и обобщенность монументальной формы, разработка проблем передачи света и воздуха.

1 2 3

Андреа Мантенья – падуанская школа живописи.

Высокое Возрождение. Расцвет искусства. Роль Рима как политического и художественного центра Италии. Воплощение в искусстве гуманистических идеалов совершенной личности и гармонического единства мироздания. Синтез искусств, равноправное положение живописи и скульптуры по отношению к архитектуре. Обособление и развитие новых жанров – портрета, пейзажа и исторической живописи.

Творчество Леонардо да Винчи (1452-1519) – основоположника искусства Высокого Возрождения, ученого и художника. Его изобретения не теряют актуальности.  Направления деятельности (живопись, скульптура, архитектура), композиционные и живописные эксперименты; учение Леонардо о светотени, прием «сфумато» (от итал. Sfumato) – «дымчатой» атмосферы с почти неуловимыми предметными очертаниями фигур. Ранние произведения Леонардо да Винчи, влияние в них искусства Кватроченто: фигура ангела в картине Вероккио «Крещение Христа» ок.1472(1), «Мадонна с цветком», или «Мадонна Бенуа» 1478 (2). Работы 1480-х годов: «Поклонение волхвов» 1481-1482(3), «Св. Иероним»1481(4). «Мадонна Лита»1480 (5) – тип леонардовской женской красоты. (*Бенуа и Литта – по фамилиям владельцев картин)

1 2 3 4 5

 Миланский период творчества (1482-1499, 1506): «Мадонна в гроте» 1483-1494 (1) - алтарная картина, объединившая особенности манеры письма художника. Роспись альсекко «Тайная вечеря» 1495-1498 (2) в трапезной монастыря Санта Мария дела Грацие (3) близ Милана - наивысшее достижение художника, в котором воплотились связи науки и искусства, научные и живописные изыскания Леонардо. «Портрет Цецилии Галерани» 1483 (4), скульптурные работы: статуя Лодовико Сфорца – утрачена.

1 2 3 4

Возвращение во Флоренцию (1503-1506), основные произведения: картон «Битва при Ангиари» 1499-1506 (1 в копии Рубенса), «Портрет Моны Лизы Джоконды» 1503-1506 (2), «Святая Анна» 1500-1510 (3). Французский период творчества 1515-1519гг., приписываемая ЛдаВинчи Ажурная лестница в Замке Шато Де Блуа. Поздние живописные работы Леонардо «Вакх»1510-1515. Влияние Леонардо на развитие европейского искусства. Эстетические взгляды и теоретическое наследие Леонардо да Винчи, значение его научных изысканий в художественном творчестве.

1 2 3 4 5

Творчество Микеланджело ди Лодовико Буонаротти Симони (1475-1564) – титан Возрождения, который брался за любой сложности задачи и создавал шедевры, он был скульптором, архитектором, живописцем, поэтом. Универсализм отличал ренессансный тип художника. Основные этапы творчества. Ранние произведения Микеланджело: мраморные рельефные композиции: «Мадонна у лестницы» ок. 1491(1), «Битва кентавров» (1492); мраморные фигуры для церкви св. Петрония в Болонье (1494); Работа над статуей из испорченной другим скульптором глыбы мрамора – шедевр «Давид» (1501-1504).

1. 2 3 4 5

Живописные работы: тондо «Святое семейство» 1505-1508(1), картон «Битва при Кашине» 1505(2). Римский период творчества (1496-1500): работа над фресками плафона Сикстинской капеллы в Ватикане 1508-1512: «Сотворение Адама» (3)

1 2 3

Роспись в одиночку плафона Сикстинской капеллы (по имени Св.Сикста) – общий вид (40х14 м) эпизодами из "Книги Бытия", "Сивиллами", "Пророками" и "Праотцами" (1). Скульптурные композиции: «Вакх» 1496-1497 (2) «Оплакивание Христа», или «Пьета» 1498-1499 –первая и самая выдающаяся у Микеланджело (3)

1 2 3

Гробница Юлия II (1505, 1513-1516, 1545): статуя Юлия II 1506-1508 (1), Моисей 1515-1516(2). Участие Микеланджело в обороне Флоренции (1529-1530). Ансамбль капеллы Медичи 1520-1534 во флорентийской церкви Сан-Лоренцо (3), концепция времени: алтарная композиция: «Нил» (4)-вечность, «Мадонна Медичи»(5)-историческое время, «Мальчик, вынимающий занозу», или «Скорчившийся мальчик» (6)- миг настоящего. Времена суток (3)

1 2 3 4 5 6

Поздние работы: фреска «Страшный суд» в Сикстинской капелле 1534-1541 (1,2), фрески капеллы Паолина в апостольском дворце Ватикана 1540: «Мученичество Св.Петра» (2), бюст Брута 1537-1538 (3), «Пьета» (1550-1555), «Пьета» (1546 г.– в Риме, 1548-1555 г. – во Флоренции). «Пьета Ронданини» (1555-1564). Отражение кризиса культуры Возрождения в поздних произведениях художника, трагически характер. Архитектурные произведения Микеланджело: достройка и расширение церкви Сан Лоренцо во Флоренции, проект фасада (1517-1520) и сакристия (усыпальница) Медичи при церкви Сан-Лоренцо, отделка библиотечного зала и вестибюля «Лауренцианы», завершение дворца Фарнезе, строительство собора св. Петра (купол) в Риме(5). Перестройка Капитолия, Рим 1546 (6).

1 2 3 4 5 6 7

Новаторские достижения в изобразительном искусстве: впервые элементы стиля барокко -- встречаются у МикелАнджело в его Библиотеке Лауренциано (7 лестница) и Соборе Св. Петра в Риме. Применение кривых линий, изменение значения стены, использование архитектурных деталей в интерьере - все эти новаторские приемы Микеланджело лягут в основу принципов стиля барокко. Микеланджело можно назвать последним архитектором Ренессанса и первым архитектором барокко.

Творчество Рафаэля Санти (1483-1520), создавшего образы прекрасного, гармонически развитого человека в окружении величавой архитектуры или пейзажа; совершенство композиционных построений. Рафаэль синтезировал достижения своих предшественников. Творческий путь художника. Влияние учителя Перуджино на ранние работы: «Сон рыцаря» 1504 (1), «Мадонна Конестабиле» (с книгой) ок. 1502: Конестабиле –

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...