Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Игра – Волшебный стул




В середину круга ставится стул. Члены группы по очереди садятся на него. В игру надо играть в быстром темпе. Это способствует спонтанности высказываний участников. Три человека подходят один за другим к «волшебному стулу» и дают сидящему на нем человеку положительную обратную связь. Они начинают ее ритуальными словами: «Я люблю в тебе» - Можно называть всё, что угодно: положительные черты характера, добрые дела, успехи, хорошее поведение в группе, влияние на других, спортивность — что угодно. Каждый раз, когда человек, сидящий на стуле, слышит что-то позитивное, он 6лагодарит ритуальными словами: «Я благодарю тебя».

Этот ритуал можно повторять время от времени, от раза к разу изменяя его. Так, например, трое говорящих могут одновременно подходить к стулу и становиться перед ним полукругом, чтобы потом один за другим высказать своё признание!!

Или же обратная связь может поступать только от двух участников. Оба становятся перед «волшебным стулом» и один начинает с ритуальных слов. Правилом в данном случае является то, что каждый может сказать за один раз только одно слово:  

Первый: Я...

Второй: люблю...

Первый: в...                                                                                                        

Второй: тебе..

Первый: твое...                                                                                                  

Второй: дружелюбие..

Комментарии для ведущего. Это интересный вариант «горячего стула », при котором могут проявляться ошеломляющие вещи. Особая структура игры придает обратной связи дополнительную ценность. Конечно, вторая версия упражнения требует не­сколько большего времени. Вот еще один вариант для продвинутых групп: человек на «вол­шебном стуле» сам выбирает двух участников, которые долж­ны дать ему обратную связь. Важно, чтобы при повторении этой процедуры она постоянно немного изменялась. Чем чаще участники дают обратную связь, тем они проявляют большую компетентность в этом и упоми­нают вещи, которые не столь очевидны, но содержат важную информацию для «получателя».

Ø А что говорит Библия о послушании?

Втор. 5: 1 И созвал Моисей весь Израиль и сказал им: слушай, Израиль, постановления и законы, которые я изреку сегодня в уши ваши, и выучите их и старайтесь исполнять их.

Ø Как Бог относится к непослушанию? Какой царь из-за непослушания был отвергнут Богом? (Саул)

В чем выразилось непослушание Саула?

1Цар. 15: 22 И отвечал Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов;

  Прит. 1: 8 Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей.

А всегда ли нам нравятся наставления и запреты родителей? Почему не нравятся? Много раз нам кажется, что родители ошибаются. И, действительно. И родители тоже могут ошибаться, потому что ангелы живут на небе, а на земле каждый имеет право на ошибку, но в основном, родители старше и более опытные – поэтому за редким исключением – все требования родителей необходимо выполнять даже если мне кажется, что они не правы. Этому учат даже в мире зверей.

Самка енота-полоскуна и её четыре детеныша жили в подвале лесной туристкой базы. Для маленьких енотов-полоскунов каждое мгновение было школой жизни. Однажды вечером енотиха решила, что пришло время познакомить детей с людьми. Хозяин дома знал, что семья зверюшек живёт под домом, потому что слышал их возню, их топот, но ни разу их не видел. Енотиха оберегала детёнышей от людских взглядов. Сейчас же мамаша специально вывела их на террасу к двери, ведущей на кухню, выстроила их в одну шеренгу, так чтобы все могли заглянуть на кухню. В то же время она постоянно бурчала. Хозяйка не понимала, что объясняла мамаша детям, но была поражена, тем как они стояли рядом, выстроенные в одну линию, внимательно слушали и смотрели туда, куда им показывала мама.

           Вдруг, один из малышей стал проявлять беспокойство и непослушание. Мама повернулась к нему. Она отвесила ему лапой такой сильный шлепок, что детеныш начал пищать. Затем нос к носу мама что-то ему сказала, и все получили приказ покинуть террасу. На углу дома они остановились, и енотиха ещё что-то сказала непоседе, было похоже, что она проводит еще одну воспитательную беседу. Казалось, что она ему сказала, что за непослушание он останется один дома, в то время как братья и сёстры пойдут к реке учиться охотиться.

           Зрелище было очень грустным, но достаточно поучительным. Мама с тремя молодыми енотами направилась по направлению к чаще леса, оставляя одинокого провинившегося малыша размышлять над своим поведением. Он провёл два часа, маршируя вокруг дома, вопя и скуля что, было мочи. Но он не предпринял ни малейшей попытки пойти за своей мамой. Мама оставила его дома, и он полностью подчинился, не смея ослушаться.

           Еноты полоскуны не пускают слов на ветер. Для них это вопрос жизни и смерти. Некоторые детёныши учатся всему легко, в то время как другим необходимо преподать более болезненные уроки, потому что они усваивают уроки жизни только через неприятности и наказания. Какое твоё положение? Легко ли ты учишься, тому, как нужно себя вести? Или же ты относишься к тем, к которым надо применять более жёсткие меры и преподавать более серьёзные и болезненные уроки? Или же ты относишься к тем, кто ничему не учится, не наломав прежде дров? Приблизительно такая же ситуация получилась и у девочки Иры.

В одной церкви долго не было пастора. Наконец прислали служителя. Все члены церкви очень обрадовались и решили в честь приезда пастора устроить в воскресенье общецерковный обед, а так как Ирочка очень хорошо рассказывала стихотворения – ей поручили рассказать приветственный стих. Мама приготовила Ире самый красивый наряд – пышное белое платье с кружевами, белые лаковые туфли и украсила волосы красивой заколкой. Мама задерживалась, Ира попросила разрешения пойти пока в сад. Мама дала согласие, но предупредила, чтобы она не ела вишни, потому что они еще не созрели. Дочка пообещала, что она просто погуляет в саду, но как только Ира открыла калитку – ноги сами понесли ее к вишневому дереву. На ветке под лучами солнца рдели прекрасные алые плоды. Мама, наверно давно не была в саду и поэтому не знает, что вишни уже зрелые. Я только одну попробую, мама и не узнает – подумала девочка. Она потянула ветку к себе и пока не съела все ягоды - не смогла остановиться. И тут она увидела над головой ветку, просто усеянную вишнями, как ей думалось, совершенно спелыми. Как ее достать? Ира осмотрела все вокруг и ее осенила идея. Под деревом стояла бочка еще с зимы, с талой водой. Девочка нашла доску, положила ее на бочку, к бочке привалила камень, взобралась наверх и стала уплетать одну ягоду за другой. Неожиданно раздался мамин голос. Ирочка, ты где? Мы уже опаздываем. Девочка испугалась. Она не хотела, чтобы мама увидела какая она «послушная» и быстро спрыгнула с бочки. Но……. вместо того, чтобы приземлиться на землю, она угодила прямо в бочку с грязной и вонючей водой. При падении она ободрала колени, они сильно болели, вода была холодной, но Ира боялась высунуться из бочки, потому что поняла, что перешла все допустимые границы. В конце концов, изрядно поволновавшись, мама нашла дочку и вытащила ее из бочки. Какое жалкое зрелище. Платье изорвано и запачкано, с заколки свисает тухлая ряска, лицо зареванное и разбитые колени. Вместо торжественного обеда и приветственного стиха Ире пришлось лечь в постель, потому что от холодной воды и пережитого поднялась температура, от вишен, которые, мало того, что были немытые, и к тому же, действительно, зеленные – жутко разболелся живот и целую неделю, мучило расстройство. И ко всему колени стали нарывать и очень долго заживали, потому что в грязной воде было много микробов. Вот так Ира заплатила за то, что «немного не послушалась» маму.   А чем заплатили за непослушание первые сотворенные люди? Рим. 5: 19 Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными

 А как быть, если родители действительно ошиблись? (Выполнить требование, даже если оно действительно неверное – родители сами поймут, если не поймут – помолиться и спокойно сказать о том, что, по вашему мнению, неправильно).

Павлик был очень послушным сыном. Чтобы мама не попросила – он тут же выполнял без всяких возражений. Однажды летом, папу послали работать за город, у них не было машины, общественный транспорт туда не доезжал, и, поэтому решили, что у Павлика сейчас каникулы и он может носить папе обед. Несколько дней все было нормально. А потом папа вернулся вечером домой очень возмущенным. Неужели нельзя было налить нормальную порцию еды? И хлеба было меньше чем обычно. В, общем, папа не наелся. На следующий день мама увеличила порцию, но вечером папа вновь был недоволен. Мама заподозрила, что-то неладное, и решила проследить за сыном. Она пряталась за деревьями, и пока шли по городу, все было нормально. Только вышли за черту города, мама увидела, как Павлик резко свернул в сторону, сбежал с бугра и оказался на полянке перед пещерой, из которой с большим трудом вышел старик. Павлик раскрыл сумку, в консервную банку налил борща, на листик выложил порцию картошки и только стал доставать хлеб – как увидел маму, которая направлялась прямо к ним. Ах, вот почему папа не доедает. Павлик, что это значит? «Мамочка, миленькая, пожалуйста, не прогоняй дедушку, я потом тебе все объясню», – взмолился мальчик. «Беги быстрей к папе, он уже заждался обеда. А я сама разберусь», - строго сказала мама. Павлик собрал оставшуюся еду обратно в сумку, и, опустив голову, стал подниматься по косогору. Взобравшись на дорогу, он обернулся и еще раз попросил маму не прогонять дедушку. «Иди, иди быстрей. Я сама знаю, что нужно делать». Павлик ушел, а мама начала расспрашивать дедушку как он здесь оказался. Дедушка рассказал, что у него в деревне был дом, хозяйство. Сын с невесткой и внуками приезжали каждое лето, и пользовались всеми благами деревенской жизни, увозили машиной фрукты и овощи. Но в эту зиму стали сильно болеть ноги, и дедушка весной не смог ничего посадить. Сын предложил, пока дом, сад и огород, да и вся живность в хорошем состоянии – все продать и переехать жить с ними в городе. Сначала дедушка не соглашался, но понял, что ему уже не справиться с хозяйством и послушался сына. До прошлой недели, хотя невестка и придиралась ко всему к чему только можно было - еще как-то можно было жить, но, в конце концов, она закатила грандиозный скандал и потребовала, чтобы сын увез деда куда угодно с глаз долой. Сын посадил дедушку в машину и привез сюда, к этой пещере, он обещал привозить еду, но так, ни разу и не приехал. Если бы не Павлик – сказал дедушка, - я не знаю, чтобы со мной было.  Он мне приносит покушать, а потом из родника приносит воду. А что со мной будет зимой, даже и думать не хочется». Вся семья Павлика была христианской. Поэтому мама, не долго думая, предложила дедушке жить у них. Естественно, дедушка с радостью согласился. Мама выломила сук, на который дедушка смог бы опираться с одной стороны, с другой стороны сама его взяла под руку и потихоньку вытащила на дорогу. Затем она вызвала такси, и они уехали.

 Павлику казалось, что папа обедает целую вечность. Как только папа доел последнюю картофелину, мальчик пулей помчался к пещере, даже про воду забыл. Так я и знал – возмутился Павлик – я ж ее просил. Вернувшись, домой, мальчик сердито бросил на пол сумку с посудой и хотел пойти во двор. Мама его остановила и сказала, чтобы Павлик шел в сад и посмотрел не плачет ли его маленькая сестричка. Тут уже Павлик не выдержал и взорвался. «Не пойду, и вообще не буду тебя слушаться. Как за хлебом – Павлик сразу идет, как вынести мусор – Павлик тут как тут, как нянчить сестричку – тоже Павлик, и посуду я мой, и всегда я с первого слова слушаюсь, а как попросил не прогонять дедушку - так куска хлеба пожалела!? Не пойду к сестре». «Павлик – мама повысила голос – ты как со мной разговариваешь? Это что за тон голоса? Если ты сейчас же не пойдешь к сестре – мне придется тебя наказать». Что-то продолжая бурчать под нос, жутко сердитый Павлик поплелся в сад. Каково же было его удивление, когда он увидел чисто вымытого дедушку, одетого в папину пижаму, сидящего на скамеечке в саду и укачивающего в коляске маленькую Павликину сестренку. Павлик вернулся обратно к маме, уткнулся ей в подол, попросил прощение и сказал, что его мамочка самая замечательная мама на свете. Что Павлик сделал неправильно, а что правильно? (Неправильно – не рассказал маме про дедушку, решил за счет папиного обеда решить проблему, обиделся на маму и некрасиво с ней разговаривал.       Правильно - всегда слушался, пожалел дедушку)    

 А что делать, если родители неверующие и запрещают читать Библию, посещать занятия следопытов и ходить на богослужения? Нужно быть самым послушным и лучшим сыном или дочерью, чтобы не было к чему придраться во всех остальных вопросах, и когда касается вопроса посещения богослужения и служения Богу попросить разрешить, потому что заповедь Божья учит слушаться родителей и слушаться Небесного Отца.

Мальчик Федор родился в православной семье. Его родители были очень верующими, даже до фанатизма. Когда ему было 5 лет – Федя ослеп и 4 года был слепым. Куда только не обращалась его мама, ничего не помогало. Мама была искренне верующей женщиной, поэтому она в конце концов решила обратиться к батюшке. Священник прочитал над слепым мальчиком текст из Евангелия об исцелении слепорожденного, и мать с сыном вернулись домой. Мама начала месить тесто для хлеба, неожиданно Федя спросил – мама, что Вы руками делаете? ( В их семье было принято называть родителей на Вы). Мама от неожиданности уронила квашню на пол. С этого времени мальчик стал все лучше и лучше видеть, пошел в школу, начал учиться, хотя школа была в другом селе, и из их села он был единственным учеником и единственным грамотным человеком на все село. Его отец очень был горд, что у него такой сын. В их село пришли адвентисты-миссионеры и стали собираться на дому у одного их односельчанина. Федю как самого грамотного послали  посмотреть, что там делается, потому что говорили, что на этих собраниях большой черный кот прыгает в бочку с водой и потом всех кропит. Федор пошел с опаской, но просидел не только утреннее богослужение, но и во время обеда беседовал с миссионерами, и на вечернем служении остался, а вечером пошел к своему старшему брату, который был уже женат и жил отдельно. Он с таким воодушевлением рассказал брату о том, что видел и слышал, что на следующую субботу и брат пошел, а потом и жену привел, и через месяц они оба подали заявление на крещение. Им было проще, потому что они жили отдельно. Отец, когда узнал, что они изменили (в его понятии) веру – предал эту семье анафеме. Но его ярости не было предела, когда он узнал, что его гордость, его надежда, его умный и грамотный сын Федя тоже пошел к этим штундам и сектантам. Отец рвал на себе волосы, хотел даже повеситься, пообещал избить сына, если он не образумится. Три церкви молились об этой проблеме, и отец немного смягчился, но запретил сыну участвовать в церковных делах, и вообще хоть что-то говорить об этом. Федя каждый день молился, чтобы Бог помог быть Ему верным и вместе с тем быть самым послушным сыном. До прихода в церковь Федя достаточно много проказничал, у него вся голова была в шрамах, он часто не слушался, и с ним было много проблем. Теперь же он стал ну просто идеальным сыном. Мама не могла нарадоваться происходящим переменам, и её стало интересовать, что же происходит с ее сыном, почему он стал таким послушным, внимательным, старательным? Федя по немного стал ей рассказывать, что он меняется благодаря силе Иисуса, и что он этому учится, приходя на богослужения. Мама сначала возмущалась, и говорила, что батюшка зрение вернул, а он предал свою веру. Федя спокойно отвечал ей, что священник только прочитал об Иисусе и Его исцеляющей силе, а что исцелил его Иисус по маминой вере. Потом мама стала интересоваться чему же учат в этой новой церкви, и почему Федя перестал есть свинину. И об этом сын рассказал. Однажды вечером отец возвращается с работы и издалека еще слышит как на все село орут его свиньи ( у них было большое стадо свиней). Возмущенный муж приказывает жене накормить свиней, а она ему в ответ – я этим бесам больше не буду давать еду, так в Библии написано, что в них бесы (перед этим Федя рассказал ей историю про исцеленных Иисусом бесноватых, и про то как бесы вошли в свиней). Отец два вечера покормил свиней, а потом погрузил все стадо на телегу и отвез на базар. Так вопрос с нечистой пищей был решен. Потом встал вопрос субботы – мама пришла к батюшке за разъяснением. Священник ей ответил – «Кума Ирина. Празднуйте и субботу и воскресенье, а там Бог рассудит». Нет уж, когда Бог будет рассуждать, будет уже поздно. Раз на основании Библии не можешь доказать, что нужно праздновать воскресенье – буду праздновать субботу, как Библия говорит. И так по молитве и,  благодаря послушанию и примерному поведению через пол года вся большая семья Федора заключила завет с Богом.

Но не только послушание человека, но даже и послушание  животного может спасти от гибели. Высоко в Альпах (горы в Швейцарии) жила семья фермеров. Отец с сыновьями пасли на горных пастбищах стадо коров, а жена дома делала из молока сметану, сыр и масло. В стаде была необыкновенная корова, по имени Зорька. Она была на удивление послушная и покладистая. Кроме того, что она была очень ласковой, она собирала стадо, как бы сильно они не разбредались по альпийским лугам, и всегда вела домой. Пастухам было очень удобно с Зорькой. Стоило только сказать – Зорька домой, и она тут же шла домой, громко мыча и гремя колокольчиком на шее – и все стадо шло за ней. Однажды в горах разразилась страшная буря. Сверкали молнии, по горам грохотал гром, дождь лил настолько сильно, что, казалось, идет стена воды. Оставшаяся дома женщина стала на колени и умоляла Господа сохранит мужа, сыновей и стадо. Она не вставала с колен достаточно долго, пока не услышала Зорькин колокольчик. Женщина обрадовалась, выскочила во двор и увидела Зорьку, с которой ручьями стекала вода. Хозяйка хотела завести ее в хлев и пойти на поиски мужа, сыновей, но Зорька не давалась, она мычала и тянула хозяйку в горы. Так как Зорька всегда была очень послушной хозяйка поняла, что Зорька не с проста ее куда-то тянет. Она пошла за коровой, которая шла достаточно быстро для такого животного. Женщина еле поспевала за ней. Наконец корова остановилась над обвалом и стала мычать, звенеть колокольчиком.  Хозяйка стала звать мужа и сыновей по имени. Эхо разносило ее голос, и наконец,  она услышала где-то под ногами слабый голос. Женщина поняла, что мужа и сыновей завалило. Она стала трубить в сигнальный рог и через час соседские мужчины пришли на звук рога. Они пришли с лопатами и кирками, потому что сигнал рогом подавался только как сигнал бедствия. Они стали разбирать завалы. Через несколько часов мужчины раскопали пастухов и стадо. Оказалось, что хозяин во время грозы вместе с сыновьями завели стадо в пещеру, а Зорьке хозяин сказал идти домой, потому что предполагал, что гора, в которой была пещера, могла обвалиться. И, несмотря на то, что дождь лил и грохотал гром, и коровы боятся грозы, послушная Зорька пошла домой, и спасла жизнь хозяевам и всему стаду.

Саша очень любился кататься на санках. Обычно, он катался на одной и той же горке. Но после сильного бурана намело много снега, и образовалась большая снежная горка за сараем. Саша взобрался на самый верх и с ветерком помчался вниз. Неожиданно он услышал громкий мамин крик – «Ложись». Мальчик послушался, лег, полетел в сугроб, а санки врезались в железные штыри, которые торчали из-под снега. Мама их увидела из окна и моментально среагировала на смертельную опасность. Если бы Саша не послушался или начал бы спрашивать, а зачем ему надо лечь – навряд,  ли он смог бы рассказать эту историю, потому что вместе с санками он бы врезался в эти арматурины.

О каком очень послушном мальчике говорит Библия? О Самуиле. Он только что улегся в темной палатке, пригрелся как услышал, что кто-то его зовет. Как вам кажется, хочется вылезать из под одеяла ночью? Самуилу, наверняка, тоже это не понравилось, но он был очень послушным и, подумав, что его зовет первосвященник Илия, пошел к нему. Сколько раз Самуил вставал, шел к Илии и узнавал, что тот его не звал? Три раза. Как бы поступил бы любой другой мальчик на месте Самуила, если бы два раза его звали, но оказывалось бы, что он напрасно встает? Что сказал Самуилу Илий после третьего раза? Как было вознаграждено послушание Самуила? И пришел Господь, и стал, и воззвал, как в тот и другой раз: Самуил, Самуил! И сказал Самуил: говори, [Господи, ] ибо слышит раб Твой. И сказал Господь Самуилу: вот, Я сделаю дело в Израиле, о котором кто услышит, у того зазвенит в обоих ушах; И возрос Самуил, и Господь был с ним; и не осталось ни одного из слов его неисполнившимся. И узнал весь Израиль от Дана до Вирсавии, что Самуил удостоен быть пророком Господним.  

А знает ли кто-нибудь Кого то, о ком Библия говорит, что Он стал послушным до смерти.

И по виду стал как человек, смирил себя и стал послушным до смерти и даже до смерти крестной (ин. пер. ) Филипийцам 2, 8           Природа наполнена примерами, иллюстрирующими сегодняшний текст. Например, очень часто случается, что птица защищает своих птенцов, даже перед лицом смертельной угрозы.

Когда Такер был маленьким, ему посчастливилось обнаружить гнездо козодоя на крыше фабрики, где работал его отец. Ему очень хотелось сфотографировать птицу, сидящую на гнезде. Для этого они с отцом взобрались на крышу и осторожно приблизились к птице, высиживающей в гнезде яйца. Их предосторожность оказалась излишней, потому что птица не предприняла никаких попыток улететь и оставить гнездо. Благодаря этому, мальчику удалось сфотографировать отца, держащего руку на птице. Он мог бы даже взять ее в руки, хотя само собой разумеется, что он и не пытался это сделать. Страх перед человеком был побеждён желанием спасти своих птенцов, инстинктом сохранения гнезда, который оказался намного сильнее, чем боязнь быть пойманным.

           Певчий дрозд – пересмешник атакует домашних кошек, если они приближаются достаточно близко к его гнезду. Несмотря на то, что, кошка может поймать и съесть взрослую птицу, самка очень редко оставляет гнездо с яйцами.

           Ещё более самопожертвованная верность была проявлена несколько лет тому назад в штате Массачусетс одним из видов виргинской куропатки во время кладки яиц. Один орнитолог хотел выяснить сколько времени птица может откладывать яйца и с этой целью каждый день забирал яйца из гнезда.

Каждый день птица откладывала новые яйца, а учёный продолжал их забирать. В конце концов, птица снесла сороковое яйцо и умерла от истощения. Орнитолог даже не мог предположить, что птица способна проявит такую самоотверженную верность долгу как птицы – матери и продолжательницы рода.

           Иисус оставил нам наивысший пример верности и послушания даже до смерти. Как наш Защитник, Он борется с нашими врагами и выполняет Своё предназначение, чтобы и ты и я могли найти и получить спасение. «Так и послушанием одного сделаются праведными многие» Римлянам 5, 19.

Ø Итак, зачем мне быть вежливым и послушным.

Ø Молитва

Заключительная игра – Да! Спасибо! - Этой процедурой хорошо заканчивать занятия. Она выпол­няет сразу несколько функций: во-первых, является сигналом завершения учебного процесса, во-вторых, помогает участни­кам соединить полученные на занятии новые знания со стары­ми, уже имеющимися. Правила этой процедуры таковы.

Все члены группы становятся по двое друг напротив друга. Они держат перед собой руки ладонями вверх. Затем Вы гово­рите примерно следующее: «Мысленно положи все знания, ко­торые ты сегодня принес с собой, в левую руку, а всё то, что ты сегодня узнал нового — в правую. И когда я скажу: " Готово, давай! ", ты соединишь руки одним громким хлопком, сказав при этом: " Да! " » Важно, чтобы участники хлопнули в ладоши одно­временно. Это создает у них ощущение принадлежности к груп­пе и чувство душевного подъема от совместной деятельности. Наступившая после громкого хлопка тишина очень заметна. За­полните ее, сыграв подходящую к ситуации оживленную му­зыку.

Можно слегка изменить инструкцию, превратив эту проце­дуру в «ритуал окончания дня». В этом случае ваши слова дол­жны быть примерно следующими: «Возьми свою левую руку и мысленно положи на нее свой собственный вклад в нашу се­годняшнюю работу. Потом возьми свою правую руку и поло­жи в нее всё то, что ты сегодня получил от нашего занятия. И когда я скажу: " Готово, давай! ", ты соединишь руки одним громким хлопком, сказав при этом: " Спасибо! " »


Главы для чтения – Исаия 6 глава и Псалтирь 10 глава

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...