Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретические основы единого сельскохозяйственного налога как специального налогового режима




Введение

 

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Они являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства.

Налоги в нашей жизни определяют многое, от того, сколько их будет собрано, зависит благополучие страны, региона, конкретного города. В истории развития общества еще ни одно государство не могло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредствам налогов.

С помощью налогов определяется взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами. При их помощи регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастает роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приобретенных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Налогообложение находится на стыке всех социально-политических и экономических интересов общества. От того, насколько рационально определено и рассредоточено между плательщиками налоговое бремя, зависит успех индивидуального и корпоративного бизнеса, а значит, и богатство нации в целом. Поэтому налогообложение организаций и предприятий сельского хозяйства необходимо в интересах государства.

Цель данной курсовой работы - изучить и проанализировать порядок исчисления и уплаты единого сельскохозяйственного налога, сделать анализ налогов, которые уплачивает организация.

Для достижения поставленной цели необходимо решить определенные задачи:

1) рассмотреть нормативное правовое регулирование деятельности сельскохозяйственных организаций;

2) изучить и проанализировать общую характеристику единого сельскохозяйственного налога;

3) осуществить организационно-экономическую характеристику деятельности объекта исследования, а также изучить особенности его налогообложения;

4) предложить направления совершенствования налогового учета ОАО «Имени Кирова».

Предметом исследования в работе является налоговый учет в организациях, занимающихся сельскохозяйственной деятельностью.

Объектом исследования была выбрана организация ОАО «Имени Кирова», основными видами деятельности которой являются животноводство и растениеводство.

Методической основой работы послужили научно-практические публикации в области налогообложения сельскохозяйственных предприятий, законодательные, нормативные и методические материалы. В процессе исследования применялись общие методы исследования: наблюдение, формализация, методы анализа финансовой отчетности: вертикальный, горизонтальный, сравнение и другие.

При написании курсовой работы был использован материал, собранный на основе деятельности открытого акционерного общества «Имени Кирова» (ОАО «Имени Кирова») за период 2012 - 2014 гг.

Структура курсовой работы соответствует поставленным целям и задачам исследования и включает введение, три главы, заключение и список литературы, содержит 46 страниц печатного текста.

 

Теоретические основы единого сельскохозяйственного налога как специального налогового режима

1.1 Нормативно-правовое регулирование деятельности сельскохозяйственных организаций

 

Сельскохозяйственной признается деятельность организаций и граждан, связанная с выращиванием (производством) и реализацией сельскохозяйственной продукции. Эта деятельность опосредуется отношениями разной природы:

1) сельскохозяйственными отношениями, связанными с осуществлением сельскохозяйственной деятельности (производством и переработкой продукции, ее реализацией, материально-техническим обеспечением и производственно-техническим обслуживанием сельского хозяйства);

2) отношениями, связанными с публичной организацией сельскохозяйственной деятельности (государственное регулирование цен, лицензирование, налогообложение и т. п.).

Первая группа отношений входит в предмет гражданско-правового регулирования. Если эти отношения возникают между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, то они становятся сельскохозяйственными предпринимательскими отношениями (ст. 2 ГК РФ).

Среди юристов-аграрников активно обсуждается вопрос о природе сельскохозяйственных (аграрных) отношений и аграрном праве в целом.

Аграрное право — это совокупность общих и специальных норм гражданского (частного) права, регулирующих отношения между лицами, осуществляющими сельскохозяйственную деятельность, или с их участием. Аграрное право не является ни самостоятельной, ни комплексной отраслью права, это составная часть гражданского (предпринимательского) права.

Что же касается аграрного законодательства, то это вполне самостоятельный нормативный массив, представляющий собой совокупность комплексных нормативных правовых актов, т.е. нормативных правовых актов, содержащих нормы разных отраслей права (частного и публичного), регулирующих сельскохозяйственную деятельность. Специализация аграрного законодательства заключается в правовом регулировании отношений, связанных с сельскохозяйственной деятельностью, ее осуществлением и публичной организацией (государственным регулированием).

Участниками сельскохозяйственных отношений являются сельскохозяйственные товаропроизводители, а также заготовители сельскохозяйственной продукции, осуществляющие ее закупки для переработки или продажи (ст. 535 ГК РФ).

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее переработку и реализацию при условии, что в общем доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей доля от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% в течение календарного года (ст. 3 Закона о развитии сельского хозяйства). Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства.

Крестьянское (фермерское) хозяйство — это объединение граждан, связанных родством или свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Такое хозяйство может быть создано одним гражданином. Крестьянское (фермерское) хозяйство не является юридическим лицом. Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное (ст. 257 ГК РФ). От имени хозяйства действует его глава, который признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства (п. 2 ст. 23 ГК РФ). К предпринимательской деятельности хозяйства применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность коммерческих организаций, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов или существа правоотношений.

Предпринимательская деятельность в сельском хозяйстве зависит от природно-климатических факторов, что делает ее особенно рискованной и предопределяет особенности ее осуществления: организацию сезонных работ, посевной и уборочной компаний и др. Особому правовому режиму подчиняются земли сельскохозяйственного назначения, являющиеся по существу основным средством производства при осуществлении сельскохозяйственной деятельности.

Источники правового регулирования предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве представлены множеством нормативных правовых актов. Прежде всего ГК РФ содержит специальные нормы, рассчитанные на сельскохозяйственную сферу: о собственности крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. 257 — 259), о договоре контрактации (ст. 535 — 538) и др.

Государственное регулирование и контроль в сфере агропромышленного комплекса преследует цели развития сельского хозяйства, обеспечения продовольственной безопасности страны, улучшения продовольственного обеспечения населения, поддержания экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, защиты отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное регулирование в сфере сельского хозяйства, являются Министерство сельского хозяйства РФ, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральное агентство по рыболовству.

Министерство сельского хозяйства России осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, а также по оказанию государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет функции по контролю и надзору в соответствующей сфере:

1) регистрирует объекты надзора в установленной сфере деятельности;

2)проводит конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в установленной сфере деятельности;

3)осуществляет иные полномочия.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет функции по контролю и надзору в соответствующей сфере осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Федеральное агентство по рыболовству осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности.

В субъектах РФ государственное управление в агропромышленном комплексе осуществляется министерствами, управлениями (департаментами, комитетами) сельского хозяйства и продовольствия, управлениями (отделами) сельского хозяйства и продовольствия районов, находящимися в структуре соответствующих администраций.

Методы государственного регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия разнообразны. Они включают в себя, в частности, государственную поддержку сельскохозяйственных производителей, организацию розничных сельскохозяйственных рынков, бюджетное финансирование сельскохозяйственного производства, применение особых налоговых режимов в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществление закупок сырья и продовольствия для государственных и муниципальных нужд, проведение закупочных и товарных интервенций на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, антимонопольное, таможенно - тарифное и нетарифное регулирование на указанном рынке (ст. 6 Закона о развитии сельского хозяйства).

Государственная поддержка сельскохозяйственного производства выражается в обеспечении доступности кредитных ресурсов, развитии системы страхования рисков в сельском хозяйстве в форме бюджетного субсидирования сельскохозяйственным товаропроизводителям части затрат на получение кредита и уплату страховых премий.

Государственная поддержка выражается также в бюджетном финансировании развития племенного животноводства, элитного семеноводства, обеспечения мероприятий по повышению плодородия почв и т. п.

Контроль за соблюдением требований, установленных Федеральным законом «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» и касающихся организации и осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных сельскохозяйственных рынках, осуществляется уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их компетенции.

Для сельскохозяйственных товаропроизводителей установлен специальный налоговый режим, выражающийся в уплате единого сельскохозяйственного налога в размере 6% их доходов, уменьшенных на величину расходов (гл. 26' НК РФ). Единый сельскохозяйственный налог заменяет собой налоги, предусмотренные ст. 13—15 НК РФ, за исключением некоторых налогов и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ст. 345' НК РФ).

 

 

1.2 Место и роль единого сельскохозяйственного налога в налоговой системе Российской Федерации

Общий режим налогообложения предполагает уплату налогоплательщиками федеральных, региональных и местных налогов. Федеральные налоги действуют на территории всех регионов России, а региональные - только в тех, где законодательный орган принял специальный закон об их введении, устанавливающий ставки, формы отчетности и сроки уплаты налогов. Местные налоги вводятся в действие актами местных органов власти.

Однако для поддержки малого бизнеса необходимо установление специальных налоговых режимов, которые позволили бы улучшить экономическое состояние существующих малых предприятий и дали толчок к развитию малого бизнеса в отраслях производственной сферы.

В установлении специальных налоговых режимов законодателем определяются обязательные элементы налогообложения, а также, естественно, налоговые льготы. Ведь для отдельных категорий хозяйствующих субъектов, либо субъектов отдельных сегментов национальной экономики это, как правило, бывает продиктовано стимулированием и улучшением регулирования деятельности таких хозяйствующих субъектов.

Специальные налоговые режимы создавались для целей учета особенностей экономической деятельности отдельных категорий налогоплательщиков. Для противодействия уклонения от уплаты налогов, оптимизации механизма налогообложения посредством некоторого упрощения учета, вследствие чего отмечается уменьшение количества налоговой отчетности. В ряде случаев единый сельскохозяйственный налог позволяет налогоплательщикам не только платить меньше налогов в количественном аспекте, но и платить налог по более низким ставкам, что является способом поддержки субъектов малого предпринимательства.

В определенной мере применение ЕСХН позволило снять конфликтность между налоговыми органами и налогоплательщиками, избавило последних от постоянного ожидания контролирующих органов, а для налоговых органов предоставило способ осуществлять в упрощенной форме контроль за налогоплательщиками.

На практике не существует единой методики обоснования эффективности применяемых систем налогообложения. При обосновании выбора системы налогообложения необходимо учитывать не только экономию на налоговых платежах, но и отрицательные стороны ЕСХН, определяемые как упущенная или недополученная выгода. Рассмотрим сильные и слабые стороны данного налогового режима в таблице.

Таблица 1. Сильные и слабые стороны ЕСХН.

Сильные стороны Слабые стороны
Минимальный размер налоговой ставки наряду с иными режимами налогообложения; возможность добровольного перехода на уплату ЕСХН, равно как и отказ от уплаты ЕСХН и возврат к общему режиму налогообложения; отменяется уплата некоторых налогов: налога на прибыль, НДС, налога на имущество. - использование кассового метода при определении доходов и расходов; - самостоятельная разработка регистров налогового учета; - необходимость ведения налогового учета параллельно бухгалтерскому учету; - строгая регламентация и ограничение классификации расходов, применяемых при расчете налоговой базы по ЕСХН; - ухудшение взаимоотношений с контрагентами из-за потери возможности возмещения из бюджета НДС;

 

Учитывая все вышеизложенное, важно выделить существенные принципиальные свойства, присущие единому сельскохозяйственному налогу как специальному налоговому режиму, а именно:

1) этот режим распространяется только на одну группу налогоплательщиков – сельскохозяйственных товаропроизводителей;

2) система ЕСХН заменяет уплату основных прямых и косвенных налогов, существующих на общем режиме налогообложения;

3) для плательщиков ЕСХН существует лишь один объект налогообложения – доходы, уменьшенные на величину расходов;

4) расходы субъекта ЕСХН, уменьшающие доходы, принимаются в пределах и с соблюдением условий, установленных главами 25 и 26.1 НК РФ;

5) ЕСХН уплачивается, а налоговая декларация – представляется только по месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика.

В налоговой системе Российской Федерации специальные налоговые режимы представлены в качестве одного из звеньев в иерархии правовых режимов. Его можно определить как систему потенциальных правовых последствий, объединенных общей целью, ради достижения которой правовыми нормами установлена возможность их актуализации (наступления).

На основе этого краткого толкования, возможно вывести определение налогового режима. Как и в случае с любым другим правовым режимом, его существование подчинено особой цели. Она состоит в привлечении членов общества к участию в покрытии государственных (муниципальных) расходов посредством передачи на нужды государства и муниципальных образований части принадлежащего им имущества в виде налогов и сборов. Ее достижение неизбежно сопровождается некоторым ограничением сферы индивидуальной свободы тех субъектов, от поведения которых зависит осуществимость этой цели. Необходимость соблюдения баланса между частными и публичными интересами требует четкой фиксации пределов таких ограничений. Осуществляется она путем принятия правовых норм и определения с их помощью содержания юридических прав и обязанностей (полномочий), которые при наличии определенных условий могут быть приобретены, с одной стороны, теми, кто подвергается данным ограничениям; а с другой стороны, государственными органами и их должностными лицами, призванными обеспечить их реализацию.

Иными словами, чтобы задать указанные пределы, законодатель создает особую комбинацию потенциально возможных правовых последствий. С ее помощью своеобразным образом очерчивается доля имущества отдельного обладателя налоговой правосубъектности, на которую вправе претендовать государство (муниципальное образование), и устанавливаются границы иного допустимого с позиции закона вмешательства в сферу его индивидуальной свободы, вызванного необходимостью пополнения бюджета.

 

 

1.3 Организация налогового учета в сельскохозяйственных организациях

 

Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основании данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с нормами НК РФ (ст. 313 НК РФ).

Содержание данных налогового учета является налоговой тайной. Правовые основы налогового учета определяются НК РФ.

Цели ведения налогового учета:

1) формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных сельскохозяйственным предприятием в течение отчетного (налогового) периода;

2) обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Из этого следует, что налоговый учет служит инструментом отражения финансовых отношений между организацией и государством. Отличие налогового учета от бухгалтерского заключается в том, что налоговый учет осуществляется исключительно в целях налогообложения. Он должен обеспечить прозрачность всех операций, связанных с сельскохозяйственной деятельностью налогоплательщика, и его финансового положения. Необходимость налогового учета определена тем, что система бухгалтерского учета недостаточна для определения налогооблагаемой базы.

Организация системы налогового учета подразумевает определение совокупности показателей, прямо или косвенно влияющих на размер налоговой базы, критериев их систематизации в регистрах налогового учета, а также порядка ведения учета, формирования и отражения в регистрах информации об объектах учета.

Аналитические регистры налогового учета - совокупность показателей (сводные формы), применяемых для систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями гл. 25 налогового кодекса РФ, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

Создание единой системы налогового учета как аналогичного бухгалтерскому учету отдельного обязательного порядка сбора и систематизации данных о проводимых организацией операциях, влекущих налоговые последствия, законодательством не предусмотрено.

Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения. Она утверждаемой соответствующим приказом руководителя (ст. 313 НК РФ).

Изменения учетной политики допускаются в случае:

1) изменения законодательства;

2) изменения применяемых методов учета;

3) если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности (в учетной политике отразить порядок их учета).

Изменения, внесенные в учетную политику, применяются с начала нового налогового периода.

Организация налогового учета на предприятии может осуществляться по трем вариантам:

1) обособленный учет - при таком способе организации налоговый учет ведется полностью независимо от бухгалтерского. Такая ситуация возможна в случае, когда в организации имеется возможность создать отдел налогового учета в рамках действующей бухгалтерии;

2) объединенный учет - этот способ предполагает ведение бухгалтерского учета по требованиям налогового. При этом методология налогового учета потребует обязательного отражения расходов на счетах рабочего плана счетов. Данный вариант экономически оправдан на небольших предприятиях, где определение налоговой базы для исчисления налога не представляет особую трудность;

3) смешанный учет представляет промежуточный вариант, при применении которого часть учетной работы производится в традиционных регистрах бухгалтерского учета и отражается на счетах рабочего плана счетов, а регистры налогового учета используются для перегруппировки данных бухгалтерского учета в соответствии с требованиями главы 25 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, налоговый учет в этом случае дополняет бухгалтерский, составляя с ним единое целое. Существенным недостатком данного варианта является большая сложность и достаточно высокая вероятность возникновения ошибок.

Данные налогового учета должны отражать:

1) порядок формирования суммы доходов и расходов;

2) порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

3) сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

4) сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Налогоплательщик анализирует хозяйственные операции и самостоятельно определяет, по каким объектам учета он должен разработать и утвердить формы регистров налогового учета, в которых должен быть обеспечен набор всех данных, необходимых для правильного определения показателей налоговой декларации.

Подтверждением данных налогового учета являются:

1. Первичные учетные документы (включая справку бухгалтера). Первичный учетный документ бухгалтерского учета является общей информационной базой для составления регистров как бухгалтерского, так и налогового учета. В различных видах бухгалтерских и налоговых регистров информация лишь группируется по различным основаниям в соответствии с задачами каждого вида учета. Областью пересечения является определение и распределение расходов, исчисление себестоимости готовой продукции и др.

2. Аналитические регистры налогового учета. Аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированные в соответствии с требованиями НК РФ, без распределения (отражения) по счетам налогового учета.

3. Расчет налоговой базы. Расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно с соблюдением норм соответствующих статей налогового кодекса РФ. Например, порядок составления расчета налоговой базы по налогу на прибыль изложен в ст.274 налогового кодекса РФ.

Первичные документы служат основой для ведения как бухгалтерского, так и налогового учета.

В связи с тем, что единых утвержденных форм регистров налогового учета не существует, организация должна разрабатывать их самостоятельно либо вносить в применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительные реквизиты, формируя тем самым регистры налогового учета. И в том и в другом случае регистры необходимо указывать в учетной политике для целей налогообложения.

Организация вправе использовать данные аналитического учета, разработанные в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета, при условии, что информация содержит все необходимые сведения для расчета налога на прибыль (Письмо Минфина России от 01.08.2007 № 03-03-06/1/531).

В соответствии со ст. 9 ФЗ № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Таким образом, первичные документы служат основанием для организации как бухгалтерского, так и налогового учета.

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях. При этом аналитический учет данных должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы обеспечивал непрерывное отражение в хронологическом порядке фактов хозяйственной деятельности и раскрывал порядок формирования налоговой базы.

Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

1) наименование регистра;

2) период (дату) составления;

3) измерители операции в натуральном и денежном выражении;

4) наименование хозяйственных операций;

5)подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Еще одно немаловажное замечание касается формата отражения данных в регистрах налогового учета. В соответствии со ст.314 НК РФ корреспонденция счетов бухгалтерского учета в налоговом учете не указывается - отражаются только наименование хозяйственной операции (или группы одноименных операций) и их сумма. Однако, чтобы облегчить встречную сверку данных бухгалтерского и налогового учета, весьма полезным может оказаться включение в форму регистра налогового учета корреспонденции счетов (но как справочной, а не основной информации).

Согласно ст.314 НК РФ правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления. При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений.

При составлении регистров должно быть обеспечено достижение целей:

1) минимизация трудозатрат для дальнейшей обработки информации;

2) возможность переносить данные налоговых регистров в налоговую декларацию непосредственно или после незначительной обработки;

3) возможность проводить последующие проверки правильности переноса данных из регистров бухгалтерского учета.

Расчет налоговой базы составляется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с нормами. Расчет налоговой базы должен содержать следующие данные:

1. Период, за который определяется налоговая база.

2. Сумму доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде.

3. Сумму расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации.

4. Сумму внереализационных доходов.

5. Прибыль (убыток) от реализации.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...