Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные меры по предупреждению загрязнения природной среды.

Железнодорожный транспорт, осуществляя хозяйственно-экономиче­ские связи между районами страны, перерабатывает, т. е. проводит погрузочно-разгрузочные операции, складирование и транспортировку, большинство химических веществ и материалов. Железные дороги пере­возят химические вещества не только сыпучие (пестициды, минеральные удобрения, рудные материалы, твердое топливо, строительные материа­лы и другие органические и неорганические вещества), но и жидкие и газообразные.

Пестициды и минеральные удобрения относятся к грузам, предназ­наченным для сельского хозяйства. Ядохимикатами (пестицидами) на­зывают химические вещества, применяемые для уничтожения сорняков и борьбы с болезнями и вредителями культурных растений. В зависимо­сти от объекта воздействия ядохимикаты делят на средства уничтожения сорной растительности (гербициды), вредных насекомых (инсектици­ды), круглых червей (нематоциды), грызунов (зооциды), возбудителей грибковых болезней (фунгициды) и т. д. К ядохимикатам относятся также средства предуборочного обезлиствления (дефолианты) и высу­шивания (дессиканты) растений, удаления излишних цветков и завязей (дефлоранты), отпугивающие вещества (репелленты) и др.

Таким образом рациональное решение вопросов оздоровления тру­да при переработке химических грузов на железнодорожном транспорте должно базироваться на знании токсичности многих веществ и мер, ко­торые необходимо принимать для предотвращения вредного влияния не только на окружающую природу, но и в первую очередь на организм ра­ботающих. Для этого необходимо знать общие закономерности попадания веществ во внешнюю производственную среду, проникнове­ния их в организм, а также другие внешние и внутренние условия, опре­деляющие действие ядов на организм.

Обезвреживание тары (стеклянной посуды, металлической — бочки, канистры, барабаны, мягкой тары — мешки и др.) и аппаратов произво­дится различными методами в зависимости от вещества, которым они загрязнены. Мыть полы и убирать помещения следует водным раство­ром кальцинированной соды (20 г на ведро воды) или 5 %-ным раство­ром едкого натра, или 30 %-ным раствором хлорной извести.

Транспортные средства после перевозки ядохимикатов обезврежи­вают следующим образом: деревянные части обрабатывают хлорной из­вестью (на 1 ч) с последующей промывкой водой, а металлические час­ти промывают керосином или бензином. Погрузочно-разгрузочные ма­шины, работающие с ядохимикатами, также периодически обезврежива­ют, подвергая обработке специальными веществами. Сначала их тща­тельно очищают от остатков грузов, затем обрабатывают растворами соды, хлорной извести и другими растворами с последующей обильной промывкой водой. Особенно тщательно следует обезвреживать транс­портные средства перед ремонтом.

Обезвреживание производят в спецодежде на расстоянии 200 м от жилой зоны на специально отведенных местах

Обезвреживание сточных вод производится на пунктах промывки железнодорожных вагонов и цистерн. При промывке грузовых вагонов в сточные воды попадают остатки перевозимых грузов (цемент, известь, мел, минеральные удобрения, сажи и др.)

Полная очистка стоков требует сложных и дорогих очистных соору­жений, поэтому целесообразно очищать промывочную воду более про­стыми средствами и повторно использовать ее для промывки вагонов. На ряде промывочных пунктов существующие канализационные очист­ные сооружения построены без учета характера загрязнения сточной во­ды, что приводит к быстрому накоплению осадка и засорению лотков, труб, колодцев и снижает эффект работы отстойников. Отстойники не механизированы, поэтому удаление осадка — это тяжелая и трудоемкая работа.

Применение оборотного водоснабжения на промывочных пунктах грузовых вагонов позволит устроить более простые очистные сооруже­ния, сократить спуск сточных вод в водоемы и значительно экономить водопроводную воду.

Очистные сооружения при оборотной системе водоснабжения на промывочном пункте состоят из песколовки, отстойника, флотатора ЦНИИ-5 (с обязательным коагулированием и применением флокулянта полиакриламида) и хлораторной установки.

Хлорирование оборотной воды имеет большое эпидемиологическое значение, и при решении вопроса о возможности использования промывочных вод в обороте необходимо строго проанализировать возможно­сти повторного использования обеззараженной воды.

При этом процессе вода последней стадии промывки поступает в общий сток обмывочных вод, с которым она очищается, что позволяет полностью исключить сброс сточных вод в водоемы, повысить чистоту промывки вагонов и сэкономить большое количество водопроводной воды.

В то же время при очистке сточных вод на пунктах промывки желез­нодорожных цистерн в сточные воды промывочных пунктов попадают бензол, антраценовое масло, скипидар, крезол, карболовое масло (чер­ное), диэтиламин, феноляты, формалин, аммиачная вода, сульфосоли, различные кислоты, жидкое стекло, ацетон, сланцевое масло и другие вещества; При проверке поступающих на промывку цистерн, как прави­ло, обнаруживается большое количество остатков химических грузов, что свидетельствует о неполном их сливе получателем. Эти остатки гру­зов поступают в промывочные воды и обильно загрязняют их. Это зна­чительно усложняет схему очистки, а в отдельных случаях делает невоз­можным очистку таких сточных вод.

Избирательная (по отдельным ингредиентам) очистка сточных вод сложного состава не имеет смысла, так как в этом случае потребуется большое разнообразие сложных очистных сооружений, экономическая эффективность которых весьма сомнительна.

Отсутствие данных о методах очистки сточных вод сложного химиче­ского состава приводит к необходимости специализации и приписки к предприятиям-поставщикам цистерн, предназначенных для перевозки конкретных химических грузов.

Для промывки цистерн применяются горячая вода или моющие рас­творы, которые с помощью специальных приборов под значительным давлением в виде струи попадают на очищаемую поверхность.

Плохо обезвреженные сточные воды загрязняют не только источни­ки водоснабжения, водоемы, но и почву и воздух. Загрязнению воздуш­ной среды способствует неблагоприятные метеорологические условия. Особенно это отмечается при погрузке и выгрузке навалочных (бестар­ных) грузов (минеральных удобрений, некоторых ядохимикатов, ми­неральных строительных материалов и др.), когда в воздушной среде содержится значительное количество пыли, аммиака, фтористых соедине­ний и других вредных веществ, нередко значительно превышающих предельно допустимые уровни.

Выгрузка сухих и порошкообразных грузов сопровождается боль­шей запыленностью воздушной среды, чем гигроскопических или зата­ренных веществ. Так, при выгрузке порошкообразных пестицидов в воздух поступает значительное количество токсической пыли, превы­шающее допустимые уровни. Обращает на себя внимание, что нередко до 50 % затаренной в бумажные мешки продукции находится в неис­правной упаковке, способствуя загрязнению почвы и воздуха. Это под­тверждает необходимость перевозки химических грузов только в контейнерах, полиэтиленовых мешках и другой прочной таре, а также в специализированном прицепном подвижном составе (типа цементово­зов) и т. д.

Выгрузка химических грузов может сопровождаться также выделе­нием токсических газов и Паров (фтористых соединений, окислов азота, паров минеральных кислот, сероводорода, аммиака). Это еще раз под­тверждает необходимость соблюдения грузоотправителями правил транс­портировки химических грузов и обязательного проветривания вагонов перед выгрузкой. Источником загрязнения воздушной среды может быть также загрязненность химическими веществами наружной поверх­ности даже герметичной тары.

Строительные и облицовочные материалы складов опасных грузов сорбируют пары ядохимикатов и могут являться вторичным источником загрязнения воздушной среды. На этих складах сорбирующий облицо­вочный материал следует заменять на металлический или полимерный. В этих помещениях вентиляционные выбросы следует обязательно обез­вреживать. Полы складских помещений не должны иметь выбоин, щелей, должны быть заасфальтированы, иметь лотки для стока воды после мытья полов. Площадки на грузовом дворе, где происходят погрузка и выгрузка химических веществ, также должны быть заасфаль­тированы.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...