Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие материального потока




История развития логистики.

Слово «логистика» является греческим по происхождению. В Древних Афинах была специальная должность - «логист», или чиновник общественного самоуправления (в V в. до н. э. их было около 30). Логисты ежегодно назначались путем жеребьевки; в их обязанности входила проверка отчетов других чиновников, срок полномочий которых истекал, и передача этих отчетов на утверждение совета почетных граждан, решение которого было окончательным. В Древнем Риме логистами назывались чиновники, выполняющие некоторые административные и религиозные функции. Во времена византийского императора Льва VI (866-912 гг.) логистика определялась как искусство снабжения армии и управления ее перемещениями. Немецкий исследователь Г. Павеллек отмечает, что назначением логистики в Византийской империи было «платить жалованье армии, должным образом вооружать и распределять ее, своевременно и в полной мере заботиться о ее потребностях, т, е. руководить движением и распределением собственных вооруженных сил». Логистический подход широко применялся во время 2 мировой войны, особенно американской армией. Четкое взаимодействие военной промышленности, тыловых и фронтовых снабженческих баз и транспорта позволило своевременно и систематически обеспечивать американскую армию поставками вооружения, горюче-смазочных материалов и продовольствия в необходимых количествах. Большой англо-русский словарь и сегодня так переводит слово «logistics»: 1)тыл и снабжение;2) матер.-техн. обеспечение; 3) орг. и осущ. работ тыла.


Определение понятия логистики.

В настоящее время не существует однозначного опре­деления понятия «логистика». В терми­нологическом словаре А. Н. Родникова (1995 г.) приведено следующее определение: «Логистика (logistics) — наука о пла­нировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериаль­ными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полу­фабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации». Советом по менеджменту логистики США дано такое определение (1991 г.): «Логистика — — это процесс пла­нирования, организации и контроля за движением матери­альных потоков, их складированием и хранением, а также представление соответствующей информации о всех эта­пах их продвижения от места отправления и до места на­значения с целью обеспечения качественного удовлетворе­ния запросов клиентуры». Во Франции используется сле­дующее определение: «Логистика - совокупность спо­собов и методов эффективного управления товарными по­токами и обеспечением наименьших издержек и высокого уровня организации и осуществления процессов снабжения, управления товарным рынком, производства и сбыта, вклю­чая и послепродажное обслуживание».

Из этих определений следует, что не существует единого определения понятия «логистика» и фун­кциональных ее задач. В результате встречаются такие словосочетания, как «логистика производственных процессов», «информаци­онная логистика», «логистика складирования», «транспорт­ная логистика», «коммерческая логистика», «логистика за­пасов», «заготовительная и производственная логистика», «логистика сервисного обслуживания», «торговая логисти­ка», «логистика будущего» и др.

Основываясь на этих рассуждениях, можно дать сле­дующее определение логистики.

Логистика (логис­тические технологии) — это деятельность (с соответствующим научным сопровождением) в конкурентной рыноч­ной среде, направленная на эффективное управление, пла­нирование и обеспечение материальных и соответствую­щих им информационных и денежных потоков. В этом зак­лючается цель логистики (логистических технологий).

 


Концепция и принципы логистики.

Под концепцией понимается система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов. Новизна логистического подхода к упра­влению материальными потоками заключается, прежде всего, в смене приоритетов между различными видами хозяйственной де­ятельности в пользу усиления значимости деятельности по упра­влению материальными потоками.

Сущность ее заключается в следующем.

Комплексность:
– формирование всех видов обеспечения (развитой инфраструктуры) для осуществления движения потоков в конкретных условиях;
– координация действий непосредственных и опосредствованных участников движения ресурсов и продуктов;
– осуществление централизованного контроля выполнения задач, стоящих перед логистическими структурами фирмы;
– стремление фирм к тесному сотрудничеству с внешними партнерами по товарной цепочке и установлению прочных связей
между различными подразделениями фирм в рамках внутренней деятельности.
Научность:
– усиление расчетного начала на всех стадиях управления потоком от планирования до анализа, выполнение подробных расчетов всех параметров траектории движения потока;
– признание за квалифицированными кадрами статуса самого важного ресурса логистических структур фирмы.
Конкретность:
– четкое определение конкретного результата как цели перемещения потока в соответствии с техническими, экономическими и другими требованиями;
– осуществление движения с наименьшими издержками всех видов ресурсов;
Конструктивность:
– диспетчеризация потока, непрерывное отслеживание перемещения и изменения каждого объекта потока и оперативная корректировка его движения; тщательное выявление деталей всех операций материально-технического обеспечения и транспортировки товаров.
Надежность:
– обеспечение безотказности и безопасности движения, резервирование коммуникаций и технических средств для изменения в случае необходимости траектории движения потока;
– широкое использование современных технических средств перемещения и управления движением; высокие скорости и качество поступления информации и технологии ее обработки.
Вариантность:
– возможность гибкого реагирования фирмы на колебания спроса и другие возмущающие воздействия внешней среды;
– целенаправленное создание резервных мощностей, загрузка которых осуществляется в соответствии с предварительно разработанными резервными планами фирмы.

 


Логистические операции

Логистическая операция – это выделенная совокупность действий по реализации логистических функций, направленная на преобразование материального и/или информационного потока.

Выделяют такие логистические операции.

По природе потока:

а) логистические операции с материальным потоком (складирование, транспортировка, комплектация, погрузка, разгрузка, внутренние перемещения сырья и материалов при реализации логистических функций производства, упаковка груза, укрупнение грузовых единиц, хранение);

б) логистические операции с информационным потоком (сбор, хранение, обработка и передача информации).

По отношению к логистической системе:

а) внешние – ориентированные на интеграцию логистической системы с внешней средой (операции в сфере поставок и сбыта);

б) внутренние – операции, которые выполняются внутри логистической системы.

На внешние логистические операции случайные изменения влияют в большей степени, чем на внутренние.

По характеру выполнения работ: а) операции с добавочной стоимостью, которые изменяют свойства товаров (раскрой, расфасовка, сушка и т.д.); б) операции без добавочной стоимости (хранение товаров). По переходу права собственности на товар: а) односторонние – операции, не связанные с переходом права собственности на продукцию и страховых рисков, выполняются внутри логистической системы; б) двухсторонние – операции, связанные с переходом права собственности на продукцию и страховых рисков от одного юридического лица к другому.

По направленности: а) прямые – операции, направленные от генератора материального потока и информации к его потребителю; б) обратные – операции, направленные от потребителя к генератору материального потока и информации.

Укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию цели логистической системы, называется логистической функцией. К основным логистическим функциям относят: 1) поставки – координация с оперативно-календарным планом производства, выбор и проведение переговоров с поставщиками, планирование потребностей в материалах, составление оперативно-календарного плана поставок, транспортировки сырья, материалов, полуфабрикатов, 2) производство – координация с планом физического распределения, оперативно-календарное планирование перемещения незавершенного производства, внутризаводские перемещения материалов, погрузочно-разгрузочные и транспортно-складские работы с незавершенным производством, 3) сбыт – координация с планом маркетинга, прогнозирование спроса, сервис, оперативно-календарное планирование транспортировки готовой продукции, управление запасами готовой продукции, обработка заказов клиентов, складирование готовой продукции, погрузочно-разгрузочные.


Понятие материального потока

Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями, начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

Рассмотрим принципиальную схему материального потока на складе торговой оптовой базы.

Поступающий в рабочее время товар после выгрузки может быть направлен непосредственно на хранение, а может попасть на участок хранения, предварительно пройдя приемку. В выходные дни прибывший груз размещают в приемочной экспедиции, откуда в первый же рабочий день передают на склад. Весь поступивший на склад товар, в конце концов, сосредотачиваются на участке хранения. Пути движения груза из зоны хранения на участок погрузки могут быть различными:

Участок хранения – участок погрузки

Участок хранения – отправочная экспедиция – участок погрузки (отправочная экспедиция занимается операциями по доставке товаров покупателям).

Участок хранения – участок комплектования – отправочная экспедиция-участок погрузки

Участок хранения – участок комплектования – участок погрузки

По пути движения груза с ним осуществляются разнообразные логистические операции: разгрузка, укладка на поддоны, перемещения, распаковка, укладка на хранения. Объем работ по отдельной операции, рассчитанный за определенный промежуток времени, за месяц, за квартал представляет собой материальный поток по соответствующей операции.

Предположим, что стоимость выполнения той или иной операции на складе точно известна и общие складские издержки можно представить в виде суммы затрат на выполнение отдельных операций. Тогда, меняя маршрут движения материального потока внутри склада, издержки можно минимизировать. Например, можно максимально снизить складские расходы, направляя товар из зоны хранения сразу в зону погрузки. Это означает отказ от операций подбора ассортимента на участке комплектования, а также отказ от доставки товаров покупателям (операции в отправочной экспедиции). Однако, отказываясь от предоставления услуг, предприятие теряет позиции на рынке, что также сопряжено с экономическими потерями. Поиск приемлемого компромисса возможен лишь при налаженной системе учета издержек, позволяющей формировать информацию о наиболее значимых затратах, возникающих в процессе выполнения логистических операций, а также о характере взаимодействия этих затрат друг с другом.

 

 


Закупочная логистика

Закупочная логистика – это деятельность по управлению МП в процессе снабжения предприятия МР: сырьем, материалами, комплектующими, товарами. Она занимается организацией всех видов деятельности, связанных с получением МР и услуг от поставщиков: закупку, доставку, приемку, временное хранения МР и др. Закупки – это функция, отвечающая за приобретение всех материалов, необходимых организации. Обычно термин «закупки» относят к фактической покупке, а «снабжение» имеет более широкое значение.

Снабжение как функция может включать различные типы приобретений (закупку, аренду и т.д.), а также связанные с этим работы: выбор поставщиков, проведение переговоров, согласование условий, экспедирование, мониторинг показателей работы поставщиков, грузопереработку материалов, транспортировку, складирование и приемку товаров, полученных от поставщиков.

В широком смысле снабжение образует основное звено между организациями, входящими в цепь поставок, и служит механизмом координации материального потока между потребителями и поставщиками.

Основные задачи закупочной логистики

1. Информационные:
1) определение потребности в МР;
2) исследование рынков закупок;
3) определение продуктов и услуг, которые лучше приобрести на стороне – задача "сделать или купить";
4) поиск, оценка и выявление лучших поставщиков, цен, способов доставки продуктов и услуг –задача выбора поставщика.

2. Задачи реализации:1) организация и осуществление закупок: согласование цены и заключение договора на поставку; выбор метода закупок; определение требуемых складских площадей; подача заказов; документальное оформление поставок; организация платежей; организация доставки к месту хранения; экспедирование; составление графика поставок, согласованного со всеми поставщиками; организация приемки и размещения товаров на складе и т.д.;2) контроль поставок: соблюдение сроков закупки, соблюдение требований по объему поставок и качеству МР, пункту назначения и др.;3) подготовка бюджета закупок.

3. Задачи интеграции и координации закупок с производством, сбытом, складированием, транспортированием, а также с поставщиками:

1) тесное взаимодействие с подразделениями, использующими МР, развитие взаимоотношений, понимание их запросов;2) обсуждение ассортимента, объемов, сроков, цены, требований по качеству, упаковке, таре и других параметров поставок с заинтересованными сторонами (конструкторами, технологами, производственниками, специалистами по УЗ, складскими работниками, транспортниками и др.);

3) согласование деятельности подразделений предприятия

 


7. Задача выбора поставщика
После того, как решена задача "делать или покупать" и предприятие определило, какое сырье и какие материалы необходимо закупить, решают задачу выбора поставщика.
Основные этапы решения этой задачи.
1. Поиск потенциальных поставщиков.
При этом могут быть использованы следующие методы:- объявление конкурса;- изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т. п.;- посещение выставок и ярмарок;- переписка и личные контакты с возможными поставщиками.В результате перечисленных мероприятий формируется список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется.
2. Анализ потенциальных поставщиков.
Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор приемлемых поставщиков. Количество таких критериев может составлять несколько десятков.В качестве примера можно назвать типовой набор требований к поставщикам:- приемлемость цены;- качество поставляемой продукции;- качество обслуживания потребителей;- гибкость поставок;- ограничение размера заказа;- дороги;- удаленность поставщика от потребителя;- кредитоспособность и финансовое положение.Однако зачастую ограничиваются ценой и качеством поставляемой продукции, а также надежностью поставок, под которой понимают соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки, ассортименту, комплектности, качеству и количеству поставляемой продукции.
К другим критериям, принимаемым во внимание при выборе поставщика, относят следующие:
- сроки выполнения текущих и экстренных заказов;- наличие резервных мощностей;- организация управления качеством у поставщика;- психологический климат у поставщика (возможности забастовок);
- способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования;В результате анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договорных отношений.
3. ^ Оценка результатов работы с поставщиками.
На выбор поставщика существенное влияние оказывают результаты работы по уже заключенным договорам. Для этого разрабатывается специальная шкала оценок, позволяющая рассчитать рейтинг поставщика. Перед расчетом рейтинга необходимо выполнить дифференциацию закупаемых предметов труда. Закупаемые товары, сырье и комплектующие изделия, как правило, неравнозначны с точки зрения целей производственного или торгового процесса. Отсутствие некоторых комплектующих, требующихся регулярно, может привести к остановке производственного процесса (равно как и дефицит некоторых товаров в торговле - к резкому падению прибыли торгового предприятия).

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...